
«А у соседа-то ребёнок уже на скрипке играет, на трёх языках говорит и нейросеть тренирует!»
типичная фраза на детской площадке и ИТ-конференции
Представьте, как себя чувствуют отечественные производители ПО, когда приходят к корпоративным клиентам, а им говорят: «Ну вот у SAP всё давно работает, у Oracle – поддержка по всему миру, а у вас опять продукт упал после очередного обновления».
Мы живём в эпоху, когда относительно молодой отечественный софт оценивают по мировым стандартам с полувековой историей, как будто он должен был родиться со стабильной интеграцией. И это, пожалуй, главная ловушка нашего технологического развития.
Средний возраст западных технологических лидеров – SAP, Oracle, Microsoft, IBM – около 43 лет. Это зрелость, прошедшая кризис среднего возраста. А теперь посмотрим на нас. Медианный возраст российских технологических компаний – 23-25 лет. То есть мы моложе почти на поколение.

Запад прошёл 1950-1970-е как «эпоху железа», 1980-1990-е – как «эпоху программного доминирования», в нулевые – интернет, сейчас – облака и ИИ. Россия идёт тем же маршрутом с лагом в двадцать лет, но в два раза быстрее. Западный бигтех живёт в фазе эволюционного доминирования, а у нас пока ещё возводят мосты и роют фундаменты. Ещё иногда падают башенные краны, конструкции временами трещат, но именно из этого опыта формируется инженерная «мускулатура» и культура собственных решений.
И что же теперь, ждать, сложа руки?
Нет, речь не про скидку на молодость. Это не снятие ответственности: мы учимся отличать, где локальные недостатки, которые нужно оперативно устранять, а где – болезни роста, которые исцелятся со временем. Пресловутые возрастные нормы развития существуют и в ИТ-индустрии: нет смысла требовать от шестимесячного ребёнка умения завязывать шнурки.
Мы ругаем себя за то, за что хвалим других
Сегодня из каждого утюга слышно: «российские продукты – сырые, локальные, непонятные, живут за счёт одного заказчика». Однако в 1990-х, когда будущие мировые лидеры переживали тот же возрастной этап, что и наши компании сейчас, почти каждое слово из этого списка относилось и к ним.
SAP в 1990-х воспринимали как производителя локальных решений, не способного конкурировать на глобальном рынке, хотя компания активно открывала офисы вне Европы. Сложно, дорого, долго, требует доработки под каждого клиента, постоянно ломается, причиняя убытки.
[Далее приведены ссылки на иностранные источники, которые могут подпадать под закон об иноагентах]

Громкий случай: в 1998 году FoxMeyer, американская дистрибьюторская компания значительного размера (в своё время около $5 млрд оборота), подаёт иск на $500 миллионов в связи с банкротством после проблем с внедрением ERP-системы SAP.
«SAP lied repeatedly about R/3’s capabilities»
«SAP неоднократно лгала о возможностях системы R/3».«While SAP originally told FoxMeyer the software would be able to process invoices at all 23 of its warehouses, the supplier later said it would be able to handle only six, it is claimed»
«По утверждению истца, изначально SAP сообщала FoxMeyer, что программное обеспечение сможет обрабатывать счета-фактуры во всех 23 складах компании, однако позже поставщик заявил, что система справится лишь с шестью».
Не только SAP испытывал сложности с выстраиванием образа зрелой компании. Бытует мнение, что Oracle получил рынок за счёт госзаказа (первыми клиентами были ЦРУ и Минобороны США). Microsoft в 1990-х называли зависимой от одного клиента IBM (ретроспектива1, ретроспектива2), Windows регулярно падала (хроника типичных неудач и курьёзов), Internet Explorer обвиняли в монополизме. А ведь именно тогда формировались привычки пользователей и инфраструктура.
Ничего не напоминает?
Сейчас мы восхищаемся мощью SAP, Oracle и Microsoft. Но если уж мы решили сравнивать, то стоит помнить, что мы восхищаемся «пятидесятилетними детьми», которые прожили свой этап взросления значительно раньше нас.
Баги общественного восприятия
Можно возразить: клиент вам не папа, это бизнес, дайте работающий продукт. Но дело в том, что клиенты – это люди. Они живут не в вакууме, а в обществе, впитывая информацию извне. И если мы регулярно демонстрируем коллективно-снисходительное отношение к российским разработкам, то закрепляем негласные нормы клиентского общения «через губу», с позиции «да что там у вас, вот у SAP…»
Развитие российского ИТ — это трёхсторонний перекрёсток.
1. Первая сторона – клиенты. Бизнесу стоит осознать, что, работая с отечественным продуктом, они не просто «тратят бюджет», а ещё и участвуют в развитии технологической инфраструктуры страны. К слову, в том развитии, которое они вольно или невольно замедлили, покупая тяжёлые и очень дорогие западные решения.
2. Вторая сторона – ИТ-компании, зачастую выбирающие сложный путь создания продукта. Не всегда нужно изобретать своё колесо, когда есть возможность копировать – может быть, пора посмотреть в сторону фордовских конвейеров?
3. Третья сторона – сами люди в индустрии. Разработчики влюблены в западные бенчмарки и с пессимизмом смотрят на наши внутренние продукты, называя всё, что не Jira, «насилием над человеческой природой». А сколько времени всем миром строили эту Jira?
Как вырасти быстрее или "Урри, где кнопка?"

Говоря метафорически, в индустрии существует условная кнопка роста. Её редко замечают в реальном времени, чаще осознают уже постфактум. Можно спорить о том, что именно сработало и принесло успех, но почти всегда это происходит в ретроспективе.
Oracle репутационно выросла из того самого госзаказа: сотрудничество с ЦРУ легитимизировало компанию в глазах частных клиентов. Государственный спрос дал старт бизнес-доверию, упоминание разведуправления даже в кулуарах формировало имидж.
Intel нашла свою кнопку в противостоянии с Японией, впоследствии сделав ставку на процессоры вместо сложного и дорогого в производстве DRAM. Согласно некоторым данным, в 1980-х бракованные чипы Intel японцы вывозили для допиливания, улучшали качество, в результате чего уже японский продукт успешно продавался на рынке США (об этом, в частности, пишет Майкл Мэлоун в своей книге «The Intel: как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире»). Кроме того, японцы демпинговали. В результате именно при поддержке правительства США (Акт о защите полупроводниковых микросхем, 300 млн штрафов японским компаниям) Intel удалось достичь успехов в конкуренции с японским продуктом.
Microsoft сделала ставку на предустановку своего ПО вместо прямых продаж, заключив партнёрства с производителями ПК, чем превратила Windows в стандарт, встроенный в само представление о компьютере.
Наш российский рынок, кажется, подошёл к моменту, когда наши собственные кнопки становятся более выпуклыми.
К внешним «кнопкам» можно отнести эффект «позднего старта»: мы не обязаны повторять все ошибки пионеров. Важный ускоритель – open source, доступность открытого кода и глобальных библиотек. Немаловажен и тот факт, что мы можем «новый мир построить» без необходимости разрушать старое: у нас нет хвоста устаревших технологий. Исторический технологический багаж западных компаний – тот самый чемодан без ручки, который крупные вендоры не могут бросить, ибо он – краеугольный камень. Наконец, в России есть крупные экосистемные игроки, создающие технологии in-house и формирующие спрос на них вовне.
К внутренним «кнопкам» относится способность российских компаний выстраивать короткие контуры принятия решений: там, где западный бизнес проходит длинную цепочку согласований, отечественные команды часто действуют быстрее и гибче. Было бы здорово укреплять культуру гипотез и прототипов: вместо долгих проектных циклов можно позволить себе стратегию «выпустить – проверить – доработать». У нас постепенно появляется культура кросс-функциональных команд, когда разработчики, аналитики, маркетологи и UX-специалисты работают не по линии иерархий, а в едином контексте продукта. Наконец, растёт способность видеть неочевидные связи (между технологиями и поведением людей, между машинным обучением и маркетингом, между безопасностью и пользовательским доверием) – «синтетическое мышление», которое становится новой компетенцией российского ИТ.
Всё это – условия, при которых стратегии развития компаний могут сработать, и не как случайный успех, а как закономерный эффект накопления потенциала.
Как не потерять «кнопку»
История мировой технологической индустрии убедительно показывает: момент роста легко упустить. Классика: Nokia в начале 2000-х казалась недосягаемым лидером (но упустила момент трансформации рынка), Kodak первыми изобрели цифровую камеру (но побоялись разрушать фотоплёночный бизнес), Xerox родил графический интерфейс и мышь (но почему-то решил, что серьёзным людям в офисах не нужны ПК – им нужны копировалки и принтеры), «аська» была родоначальницей массового сетевого общения (но упустила потребность делиться фотками, звонить по видео и общаться с мобильных устройств) – теперь это символы ностальгии.
Гипотеза: эти примеры объединяет ошибочная самооценка стадии развития. Чтобы избежать таких ошибок, нужно научиться видеть рыночные процессы нелинейно, как тот самый перекрёсток с трёхсторонним движением. Сегодня отрасль находится в состоянии, когда скорость изменений выше, чем когда-либо: технологии развиваются быстрее, чем регуляторика, а рынок формируется параллельно с культурой потребления. Было бы здорово в этих условиях создать механизмы, которые постоянно порождают новое.
Такие механизмы могут выглядеть по-разному, например, внутренние исследовательские лаборатории, не подчинённые текущим бизнес-показателям; культура, в которой эксперимент не требует оправдания экономическим эффектом; метрики, которые измеряют не только прибыль, но и скорость тестирования гипотез, то есть способность быстро учиться.
Рост технологической экосистемы похож на марафон, но наша ситуация – это, скорее, серия коротких спринтов с постоянным пересмотром маршрута.
Если мы хотим дожить до технологической зрелости
Оценим «возрастные нормы» ИТ-компаний на Западе и в России. Если опираться на эту корреляцию, то переход к зрелости российского бигтеха можно ожидать примерно к 2030-2035 году. Не будем с закостенелой предубеждённостью требовать зрелости от молодого рынка, мы растём – и растём быстро.

Иногда кажется, что мы ищем технологическую нефть «палкой-копалкой» и пока не можем определить место, где она ближе всего к поверхности. Было бы неплохо для начала создать дружелюбный дискурс, когда клиенты перестанут c неприязнью говорить «а вот у SAP...», когда благодаря грамотно выстроенному инфопотоку бизнес-сообщество и массовая аудитория постепенно начнут адекватно воспринимать российские продукты. Тогда с точки зрения имиджа ИТ-компании будут начинать хотя бы с нулевой отметки, а не из минуса. Вряд ли западные клиенты ругают своих разработчиков словами: «ну что за позор, вот посмотри, как у российских банковских приложений это сделано...» А ведь развитие банковских экосистем и маркетплейсов – уникальный технологический феномен России.
Очень не хочется верить, что сравнивать себя с другими в отрицательной манере – это наша базовая установка. К сожалению, аутоагрессия по отношению к своему же продукту превращает юный рынок в зеркало сомнений. Внутренняя культура прагматично-уважительной коммуникации – то, что нам ещё предстоит в себе воспитать.
Комментарии (22)

Roland21
28.10.2025 14:05Когда люди начинают оправдываться почему они делают говно... Тут уместна лишь одна известная фраза из фильма "О чем говорят мужчины" про кризис..

ZSN_2
28.10.2025 14:05Вы что ребятишки скидку что-ли выпрашиваете? Распустили сопли. Если ты инженер-программист и знаешь что и как делать и делаешь. Либо кто ты? .. мидл, пидр, сидр или лидр, ну продолжай лизать попу западу…

Tolnik
28.10.2025 14:05Рутуб всего на 1 год младше Ютуба, но за него стыдно с самого начала и до сих пор.
Яндекс на 3 года младше Гугла, но на русскоязычном пространстве чувствует себя хорошо.
Так что, ваши критерии, основанные на возрасте компаний - пшык.

autoanswerzzz
28.10.2025 14:05чего вдруг стыдно за рутуб - плеер у него лучше и отклик да сразу хайрез врубает хоть до 8к и реклама режется на уровне dnsdoh.art поэтому ролики без интеграций: модель монетизации другая и он тупо не бошляет за контент ... наименее агресивный из всех - хотя его в конце нулевых по тв показывали как тик-то после ковида
ddg через bing работает не хуже яндекса

Taywox
28.10.2025 14:05Если убрать стыринные фильмы, сериалы, блогеров кто из за ограничений ютуба дублирует (именно это слово, так как основное так и остался ютуб) там свои видео, то кроме рекламы которая идёт дольше, больше по сравнению с искомым видео, сразу кучей, там вообщем ничего и нет! оО

Perfidious_8 Автор
28.10.2025 14:05В статье не говорится о том, что возраст компании является единственным определяющим фактором её успеха. Речь в большей степени идёт про культуру обратной связи.

Ninil
28.10.2025 14:05Посыл что "наш" софт надо сравнивать с "не-нашим" 20-летней давности неверен. Есть простой контр-пример: Российскому массовому ритейл-банкингу отсилы 25 лет и это не мешает ему быть на острее ИТ-прогресса - сравнивать ИТ-решенния каких-нить Барклайс, Райффайзена (который не российский, а интернациональный), Шпаркассы, ДойчеБанка с почти вековой историей просто смешно, РФ-банкинг по части ИТ играет просто на пару лиг выше.
К тому же упомянутые в статье компании достаточно большУю часть своего пути тратитли немало сил на то, чтобы нащупать, что рынку надо - то есть инвестировали много времени и денег в незрелые технологии и продукты, которые потом "не выстреливали" и умирали, принося убытки. То есть учились на своих ошибках.
Ну и ругают "импортозамещенные продукты" не потому что они "наши", а за вполне конкретные гапы/ошибки/просчеты и т.п., которые объективно нельзя списать на то, что наше ИТ моложе "ихнего" на поколение.
Perfidious_8 Автор
28.10.2025 14:05Именно. Я писала о том, что
мы учимся отличать, где локальные недостатки, которые нужно оперативно устранять, а где – болезни роста, которые исцелятся со временем.
Кроме вполне конкретных гэпов, за которые компании ругают, есть и общий фон, который, скорее, негативный, чем поддерживающий. И вот это хотелось бы (и совершенно точно нужно) менять.

kompilainenn2
28.10.2025 14:05а знаете почему фон негативный? из-за методов, которыми отечественный софт навязывают всей стране за немалые деньги

Einherjar
28.10.2025 14:05А ведь развитие банковских экосистем и маркетплейсов – уникальный технологический феномен России.
Что то не припоминаю там ничего уникального
Средний возраст западных технологических лидеров – SAP, Oracle, Microsoft, IBM – около 43 лет. Это зрелость, прошедшая кризис среднего возраста. А теперь посмотрим на нас. Медианный возраст российских технологических компаний – 23-25 лет. То есть мы моложе почти на поколение.
Так себе аргумент если честно - наоборот же, вот он пример как надо, на какие грабли наступать не стоит, какие велосипеды изобретать незачем, зачем нужно ещё 50 лет?

Cordekk
28.10.2025 14:05Всё время про сап, но ведь сап то ещё говно, уж не вижу даже чем 1с хуже.
Да, и в остальном странная статья.

ndubinkin
28.10.2025 14:05Китаю это расскажите тоже. Нам никто не мешает смотреть на лучшие образцы мирового ПО и создавать качественные аналоги. Это намного быстрее чем развивать что-то с нуля. Сравните скорость развития OpenAI (инноватор) и Qwen или DeepSeek. И вот то, что у нас нет ИИ-моделей такого уровня, как у Китая, а есть только гигачат и яндексгпт, это только мы сами те, кто имеет к it отрасли отношение, в этом виноваты.

denilenko
28.10.2025 14:05А как не сравнивать отечественный софт с зарубежным, если за него просят как минимум столько же сколько за зарубежный, а то и существенно больше?

0mogol0
28.10.2025 14:05очередной стон на тему, почему если мы продаем софт за те же деньги, что и "большие мальчики" от нас требуют как от "больших"...
Даже если посмотреть на заглавную картинку, то очевидно, что за концерт на лужайке вряд ли взяли столько же денег, как за концерт квартета во фраке.
А ведь хочется, не только продавать за те же деньги, но чтобы тебе "клиент радовался". Как там было в "Кин-Дза-Дза":
- Приказ господина ПэЖэ, всем пацакам надеть намордники и радоваться!
одевают намордник
- И радовались!!! Радуйтесь пацаки!

RavenStark
28.10.2025 14:05Пользователям неважно, сколько вам лет и умеете ли вы использовать уже отработанные и известные методы в своих продуктах. Пользователям важно, чтобы эти продукты работали, были надежны и давали необходимые возможности. Если этого нет... Тогда и сравнение не в вашу пользу.
Когда приходит человек наниматься на работу, у него спрашивают "Это умеешь? А это? А как вот это сделаешь?" А не умеет — зачем пришел? И тут то же самое.

kozlyuk
28.10.2025 14:05Немаловажен и тот факт, что мы можем «новый мир построить» без необходимости разрушать старое: у нас нет хвоста устаревших технологий.
Ах, если бы! Клиенты просят то, к чему привыкли в зарубежных продуктах, хотя, если разобраться, в тех продуктах это было по историческим, иногда уже неактуальным причинам. С бизнесовой точки зрения это понятно, но как инженера меня вымораживает делать работу, по сути, затем, чтобы кому-то не пришлось переучиваться. На бытовом примере, вместо того, чтобы делать свой Word, лучше бы принять ГОСТ на язык разметки и его рендеринг, а WYSIWYG отправить на свалку истории.
Напротив, давно не слышно, чтобы технологии реализации кого-то утянули на дно. Железо и ОС уже не развиваются так быстро, чтобы можно было заложиться на что-нибудь, что скоро проиграет эволюционно.
MonkAlex
Что сказать то хотели?
Яндексу много лет, но приложение яндекс-го становится только хуже с возрастом. Ухудшение происходит вместо улучшения.
Активное развитие различных продуктов импортозамещения пошло только на фоне санкций и государственной поддержки, без этого большинство и не пыталось. И приличная часть существующих продуктов на данный момент хуже аналогов, что впрочем часто некритично.
Зато как внедрить кучу рекламы в свои продукты, тут никакой возраст не помеха.
MonkAlex
И отдельно хотел бы отметить завершающий абзац
Дело не в сравнении себя с другими. Дело в сравнении двух любых вещей. Внезапно, кто-то оказывается лучше. Годами хвалят яндекс за поиск по ру-интернету, потому что есть за что хвалить.
Эта же мысль была в начале
но стоит убрать отсюда "отечественный" и ничего не изменится. Весь новый софт сравнивают с аналогами, чтобы понять, стоит ли начинать им пользоваться. Лучше ли он, даёт ли он преимущество, закрывает ли он потребности. Это реальность всего айти, уже приличное количество лет.
Perfidious_8 Автор
Здесь соглашусь.
Сравнения сами по себе естественны. Это часть прогресса. Вопрос – в интонации. Мы часто сравниваем не ради анализа, а ради какого-то самобичевания. Не «лучше-хуже», а «мы опять не смогли». IT – глобальная среда, и стандарты в ней общие. Но зрелость рынка – не только в уровне кода, а ещё в том, как мы формулируем обратную связь. Наше кривое зеркало перманентно негативного фидбэка перестаёт отражать реальность, оно искажает её.
MonkAlex
Я не понимаю что вы написали. И что значит "мы опять не смогли", кто мы? При чём тут зрелость рынка? Какой обратный фидбэк, от кого кому?
Perfidious_8 Автор
Похоже, мы немного разминулись в смыслах. Возраст≠ качество, речь идёт про этап развития, а не про цифру в паспорте. Не то чтоб с годами всё само становилось лучше. Если бы это работало, Windows Me давно считали бы шедевром.
Речь скорее о том, что рынок живой, у него есть младенчество, подростковый период, первые успехи и кризисы роста. У Яндекса – свои, у отечественного ПО в целом – свои. Возраст тут не аргумент «за», а контекст «почему так».
Да, импортозамещение ускорилось под давлением. Но это сути не меняет.