Технология 3D-печати позволила сохранить классический винтажный автомобиль.
Статья ABC News переведена для вас Top 3D Shop.
Австралия – родина единственной сохранившейся на данный момент машины, участвовавшей в Гран-при 1914 года – это авто модели “Delage Type-S”. Благодаря подвигу реставраторов, этот раритетный автомобиль все еще на ходу.
В 2014 году, когда треснул блок цилиндров и вода попала в выхлопную систему, автомобиль заглох и был отправлен в механическую мастерскую в Каслмейн, что в 130 км к северо-востоку от Мельбурна.
Видео:
Мотор автомобиля
Мотор восстановленный механиком Грантом Коуи.
В виду отсутствия запчастей или оригинальных чертежей, и поскольку только горстка специалистов обладала традиционными навыками изготовления деталей старинных автомобилей, инженер по довоенным машинам Грант Коуи начал искать альтернативные способы воссоздания сложного мотора с 16 клапанами.
“Я знал, что использование традиционного метода, который включает создание деревянной модели, будет чрезвычайно дорогостоящим проектом и, при таком сложном литье, вероятно потребуется несколько попыток для исправления этого мотора” – сказал мистер Коуи.
Он решил, что самым точным, эффективным и недорогим способом вернуть машину в строй будет использование цифровых технологий для создания копии оригинального блока цилиндров.
Загвоздка была в том, что раньше ремонта такой сложности Коуи не делал.
История модели Delage
- В 1914 году всего лишь 3 автомобиля модели Delage Type-S были созданы для участия в премьер-гонке во французском Лионе.
- Спустя месяц после Гран-при разразилась Первая мировая война и автомобильные гонки в Европе прекратились.
- Машины Delage Type-S были проданы в США и затем, в двадцатых годах XX века, одна из них была перепродана в Австралию для автогонок.
- Этой машиной управляли одни из первых австралийских автогонщиков и позднее её владельцем был легендарный гонщик Лекс Дэвисон.
Воссоздание блока двигателя
Лазерным 3D-сканером было выполнено сканирование двигательного блока изнутри и снаружи – работа, которая без такого оборудования заняла бы многие месяцы, была выполнена за несколько дней.
Данные, полученные в ходе сканирования, были использованы для цифрового «ремонта» треснувшего мотора на компьютере. Затем с помощью 3D-принтера была создана литейная форма.
Процесс создания блока двигателя
Оригинальный блок двигателя был отсканирован
По изготовленной форме, двигатель был отлит на местном чугунолитейном заводе, после чего была выполнена традиционная обработка готового изделия на станке с ручным управлением.
С помощью 3D-печати создана литейная форма, по ней отлит новый блок двигателя
“Одно дело – завершить обработку, а совсем другое – собрать все детали воедино” — говорит Коуи.
“Когда мотор собрали и завели – это было настоящее облегчение”.
На фото – Грант Коуи, инженер по довоенным автомобилям
Тогда как многие современные автозапчасти печатаются на 3D-принтерах, менеджер проекта Филипп Гилфойл прокомментировал, что ремонт такого масштаба – это уникальное явление.
“Насколько я знаю, в области восстановления автомобилей такого ещё не делалось”– сказал Гилфойл.
Стюарт Мёрдок, владелец машины, настаивал на том, что все примененные запчасти должны точно повторять оригинальные.
“Я верил в этих специалистов и не был разочарован” – произнес он.
Инженерный подвиг
Теперь, когда 103-летняя машина вернулась в строй, Мёрдок — очень довольный клиент.
“Это выдающееся достижение для всех его участников и, могу сказать, весьма значительное для австралийского инженерного дела” — сказал он.
Автомобильный историк Дуглас Блейн изумлен тем фактом, что одна из бесценных моделей S-Type все ещё на ходу: “То, что данная модель существует в оригинальном виде, поддерживается в этом состоянии и используется владельцем, а не пылится в каком-нибудь музее за стеклом, действительно поразительный факт”.
Гилфойл полагает, что цифровая технология ремонта может произвести революцию в деле реставрации автомобилей, а механики, вроде мистера Коуи, становятся менее зависимыми от наличия автозапчастей и прекращения использования промышленностью старых технологий.
Модель Type-S на заезде на 750 км на Гран-при в Лионе, Франция, 1914 год
Как вы думаете, где еще можно применить подобную технологию? Где вы ее применили бы? Для чего? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Комментарии (10)
AntonSor
24.05.2019 08:58То есть просто заварить блок ему не подходило по каким-то причинам?
psycho-coder
24.05.2019 12:28Чугун тяжело варить. К тому-же есть вероятность, что место с трещиной заварить не получиться.
agp88
24.05.2019 10:12+1Не совсем понятно, как было произведено сканирование. Нет, я не спорю, можно отсканировать двигатель снаружи, можно даже извернуться и отсканировать впускные и выпускные коллектора (насколько я понял, двигатель нижневальный и коллектора у него в блоке а не в головке), но у двигателей, по крайней мере у современных, есть скрытые полости — рубашка охлаждения, масляные каналы. Как они были отсканированы? Или они были добавлены в «постабработке»? Я бы применил метод послойного сканирования, этакая 3д-печать наоборот: закрепляем блок на столе фрезерного станка, фрезеруем слой в n мм, фотографируем, потом повторяем, пока весь блок не будет
переработан в стружкуоцифрован.Oleg_Dolbik
24.05.2019 15:58Блок, который представлен на снимке — достаточно простая деталь, которую не проблема просто образмерить и сделать либо чертеж, либо 3D модель. Такое впечатление, что господину просто сделали в качестве рекламы деталь.
saboteur_kiev
24.05.2019 17:35Думаю отличный вариант использования данных технологий — это изготовление неоригинальных запчастей с точностью оригинала.
Даже возможно новая профессия «у меня сломаласть хрень, отсканируйте поломанное, зафотошопьте и напечатайте целое»
Garbus
И всё же и не понял, что в этом «эдакого»? Сканирование и 3D печать неплохо отработанные технологии, не думаю что нынешние литейные формы делают исключительно вручную. Да и в статье прямо написано, что изготовление деревянной модели просто требует больших затрат на изготовление и пробные отливки.
P.S. Или я излишне оптимистично думал о состоянии в отрасли?
Xalium
собственно отсканировать думаю можно не все. К примеру, прозрачный объект, который, по каким-то причинам, нельзя изменять (закрасить и т.п.).
remzalp
учитывая успешную работу компьютерных мышей с лазерным сенсором на стекле — в случае с прозрачными объектами вопрос скорей в стоимости сканера