![](https://habrastorage.org/webt/9t/b6/_h/9tb6_h6j4njvlxfsee9x5o0j6pm.png)
Технология 3D-печати позволила сохранить классический винтажный автомобиль.
Статья ABC News переведена для вас Top 3D Shop.
Австралия – родина единственной сохранившейся на данный момент машины, участвовавшей в Гран-при 1914 года – это авто модели “Delage Type-S”. Благодаря подвигу реставраторов, этот раритетный автомобиль все еще на ходу.
В 2014 году, когда треснул блок цилиндров и вода попала в выхлопную систему, автомобиль заглох и был отправлен в механическую мастерскую в Каслмейн, что в 130 км к северо-востоку от Мельбурна.
Видео:
Мотор автомобиля
![](https://habrastorage.org/webt/yk/_m/at/yk_matchcc4mff3hxptz9pcqime.jpeg)
Мотор восстановленный механиком Грантом Коуи.
В виду отсутствия запчастей или оригинальных чертежей, и поскольку только горстка специалистов обладала традиционными навыками изготовления деталей старинных автомобилей, инженер по довоенным машинам Грант Коуи начал искать альтернативные способы воссоздания сложного мотора с 16 клапанами.
“Я знал, что использование традиционного метода, который включает создание деревянной модели, будет чрезвычайно дорогостоящим проектом и, при таком сложном литье, вероятно потребуется несколько попыток для исправления этого мотора” – сказал мистер Коуи.
Он решил, что самым точным, эффективным и недорогим способом вернуть машину в строй будет использование цифровых технологий для создания копии оригинального блока цилиндров.
Загвоздка была в том, что раньше ремонта такой сложности Коуи не делал.
История модели Delage
- В 1914 году всего лишь 3 автомобиля модели Delage Type-S были созданы для участия в премьер-гонке во французском Лионе.
- Спустя месяц после Гран-при разразилась Первая мировая война и автомобильные гонки в Европе прекратились.
- Машины Delage Type-S были проданы в США и затем, в двадцатых годах XX века, одна из них была перепродана в Австралию для автогонок.
- Этой машиной управляли одни из первых австралийских автогонщиков и позднее её владельцем был легендарный гонщик Лекс Дэвисон.
Воссоздание блока двигателя
Лазерным 3D-сканером было выполнено сканирование двигательного блока изнутри и снаружи – работа, которая без такого оборудования заняла бы многие месяцы, была выполнена за несколько дней.
![](https://habrastorage.org/webt/th/sg/ni/thsgnijcrwzkuute-eksaroz-7c.png)
Данные, полученные в ходе сканирования, были использованы для цифрового «ремонта» треснувшего мотора на компьютере. Затем с помощью 3D-принтера была создана литейная форма.
![](https://habrastorage.org/webt/ja/yk/lw/jayklwmdxshsv2q3cmmcmmxabpw.png)
Процесс создания блока двигателя
![](https://habrastorage.org/webt/hr/xs/2s/hrxs2srygl3y4b4yg2vc5elsy5g.jpeg)
Оригинальный блок двигателя был отсканирован
По изготовленной форме, двигатель был отлит на местном чугунолитейном заводе, после чего была выполнена традиционная обработка готового изделия на станке с ручным управлением.
![](https://habrastorage.org/webt/yq/09/fs/yq09fsxtuivxgg5-8sqfnhuynyo.png)
С помощью 3D-печати создана литейная форма, по ней отлит новый блок двигателя
“Одно дело – завершить обработку, а совсем другое – собрать все детали воедино” — говорит Коуи.
“Когда мотор собрали и завели – это было настоящее облегчение”.
![](https://habrastorage.org/webt/al/qx/gn/alqxgnbx_t5s4ebywgkwgcbcugo.jpeg)
На фото – Грант Коуи, инженер по довоенным автомобилям
Тогда как многие современные автозапчасти печатаются на 3D-принтерах, менеджер проекта Филипп Гилфойл прокомментировал, что ремонт такого масштаба – это уникальное явление.
![](https://habrastorage.org/webt/b6/td/lc/b6tdlc26w2gbc_2pzxhyew5tdwm.png)
“Насколько я знаю, в области восстановления автомобилей такого ещё не делалось”– сказал Гилфойл.
Стюарт Мёрдок, владелец машины, настаивал на том, что все примененные запчасти должны точно повторять оригинальные.
![](https://habrastorage.org/webt/c0/of/a9/c0ofa9z6clrfbf7tdsdomnk5qe8.png)
“Я верил в этих специалистов и не был разочарован” – произнес он.
Инженерный подвиг
Теперь, когда 103-летняя машина вернулась в строй, Мёрдок — очень довольный клиент.
![](https://habrastorage.org/webt/n5/sy/vw/n5syvwiyhjb9zq7howmhilpyq_y.jpeg)
“Это выдающееся достижение для всех его участников и, могу сказать, весьма значительное для австралийского инженерного дела” — сказал он.
Автомобильный историк Дуглас Блейн изумлен тем фактом, что одна из бесценных моделей S-Type все ещё на ходу: “То, что данная модель существует в оригинальном виде, поддерживается в этом состоянии и используется владельцем, а не пылится в каком-нибудь музее за стеклом, действительно поразительный факт”.
Гилфойл полагает, что цифровая технология ремонта может произвести революцию в деле реставрации автомобилей, а механики, вроде мистера Коуи, становятся менее зависимыми от наличия автозапчастей и прекращения использования промышленностью старых технологий.
![](https://habrastorage.org/webt/vf/s5/lm/vfs5lm5hi1yq1isrxsox-yr82p0.jpeg)
Модель Type-S на заезде на 750 км на Гран-при в Лионе, Франция, 1914 год
Как вы думаете, где еще можно применить подобную технологию? Где вы ее применили бы? Для чего? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Комментарии (10)
AntonSor
24.05.2019 08:58То есть просто заварить блок ему не подходило по каким-то причинам?
psycho-coder
24.05.2019 12:28Чугун тяжело варить. К тому-же есть вероятность, что место с трещиной заварить не получиться.
agp88
24.05.2019 10:12+1Не совсем понятно, как было произведено сканирование. Нет, я не спорю, можно отсканировать двигатель снаружи, можно даже извернуться и отсканировать впускные и выпускные коллектора (насколько я понял, двигатель нижневальный и коллектора у него в блоке а не в головке), но у двигателей, по крайней мере у современных, есть скрытые полости — рубашка охлаждения, масляные каналы. Как они были отсканированы? Или они были добавлены в «постабработке»? Я бы применил метод послойного сканирования, этакая 3д-печать наоборот: закрепляем блок на столе фрезерного станка, фрезеруем слой в n мм, фотографируем, потом повторяем, пока весь блок не будет
переработан в стружкуоцифрован.Oleg_Dolbik
24.05.2019 15:58Блок, который представлен на снимке — достаточно простая деталь, которую не проблема просто образмерить и сделать либо чертеж, либо 3D модель. Такое впечатление, что господину просто сделали в качестве рекламы деталь.
saboteur_kiev
24.05.2019 17:35Думаю отличный вариант использования данных технологий — это изготовление неоригинальных запчастей с точностью оригинала.
Даже возможно новая профессия «у меня сломаласть хрень, отсканируйте поломанное, зафотошопьте и напечатайте целое»
Garbus
И всё же и не понял, что в этом «эдакого»? Сканирование и 3D печать неплохо отработанные технологии, не думаю что нынешние литейные формы делают исключительно вручную. Да и в статье прямо написано, что изготовление деревянной модели просто требует больших затрат на изготовление и пробные отливки.
P.S. Или я излишне оптимистично думал о состоянии в отрасли?
Xalium
собственно отсканировать думаю можно не все. К примеру, прозрачный объект, который, по каким-то причинам, нельзя изменять (закрасить и т.п.).
remzalp
учитывая успешную работу компьютерных мышей с лазерным сенсором на стекле — в случае с прозрачными объектами вопрос скорей в стоимости сканера