Проект «Рейтинг цифровых прав» (Ranking Digital Rights, RDR) опубликовал «Индекс ответственности корпораций» (Corporate Accountability Index) за 2019 год. Он показывает уровень прозрачности деятельности 24 крупных мировых интернет-компаний и телекоммуникационных компаний. Оценивались публичность политики и практик, затрагивающих свободу выражения мнений, неприкосновенность частной жизни пользователей, а также механизмы управления и отчётности.

Все участники рейтинга показали не очень хороший результат. Корпорации не соблюдают базовые стандарты раскрытия информации и не раскрывают пользователям, как собирается и защищается их личная информация. Практически никто не предоставляет больше информации, чем положено по закону.

Абсолютно худшую оценку заслужила компания Mail.ru. Близкий к минимуму результат у «Яндекса».

Новыми лидером среди крупных корпораций по индексу ответственности стали Microsoft (интернет, в таблице слева) и испанская Telefonica (телеком, в таблице справа). Нужно отметить, что с момента составления первого индекса в 2015 года лидерство по индексу ответственности корпорация всегда занимала Google, но сейчас она опустилась на второе место.



Новые правила регулирования в ЕС и других странах побудили многие компании в Европейском Союзе и других странах улучшить политику и раскрыть информацию об обработке пользовательской информации, сказано в отчёте. В результате из 22 компаний прошлого рейтинга у 19 зафиксированы улучшения. Но даже ведущие компании не оправдывают ожиданий в ключевых областях, пишет «Роскосмсвобода». Лишь немногие показали результат выше 50% в индексе.

Правозащитники обращают внимание, что хотя некоторые принятые законы повысили прозрачность деятельности компаний, «другие регулирующие акты затрудняют соблюдение глобальных стандартов в области прав человека и ответственности компаний в отношении свободы выражения мнений и конфиденциальности. Даже сталкиваясь со сложной нормативной базой, компании должны предпринимать более решительные шаги для соблюдения прав своих пользователей».

Кроме скрытности в работе с личной информацией пользователей, корпорации «недостаточно прозрачны в отношении ограничения и администрирования контента, появляющегося на их платформе или передаваемого через них. Недостаточная прозрачность позволяет частным лицам, правительствам и самим компаниям злоупотреблять своей властью в Интернете и избегать ответственности». Речь идёт об ограничении свободы самовыражения.

Кроме того, корпорации часто не раскрывают детали своего сотрудничества с правительствами. Не секрет, что Mail.ru и «Яндекс» сотрудничают с государственными агентствами, но предпочитают не распространяться об этом. «Компании предоставили недостаточную информацию о том, как они обрабатывают требования правительства в отношении доступа к пользовательским данным и ограничения свободы речи. В результате в большинстве стран полномочия государственной цензуры и надзора не подлежат надлежащему контролю с целью предотвращения злоупотреблений или поддержания общественной ответственности», — сказано в отчёте.

Авторы опубликовали краткий комментарий для каждой корпорации, которая попала в рейтинг. Например, для «Яндекса» указано, что «несмотря на ключевые улучшения, Яндекс не предоставляет достаточно информации о своей политике, затрагивающей свободу выражения мнений и конфиденциальность пользователей». В частности, компания «почти ничего не публикует о том, как обрабатывает требования правительства по ограничению контента или передаче пользовательских данных, хотя нет никаких юридических препятствий для раскрытия хотя бы некоторой информации об этих процессах… Тем не менее, российский интернет-гигант предпринимает существенные усилия, например, компания опубликовала обязательство уважать свободу выражения мнений и конфиденциальность пользователей. Это способствовало улучшению рейтинга, но Яндекс всё ещё отстает от большинства других компаний, занимающихся интернетом и мобильными системами…

«Яндекс» почти ничего не публикует о правительственных запросах, которые получает в отношении информации о пользователях, а рейтинг прозрачности и раскрытия информации о политике в отношении свободы слова отстаёт даже от рейтинга Mail.Ru, пишет «Роскомсвобода».

Ну, а Mail.ru получила самый низкий балл среди всех 12 оценённых интернет-компаний в индексе. Она предоставляет меньше информации о своей политике, влияющей на свободу выражения мнений и неприкосновенность частной жизни пользователей, чем любая другая компания, включая «Яндекс».

При этом Mail.ru публикует значительно меньше информации, чем «Яндекс», о своём управлении и надзоре за свободой выражения мнений и вопросами конфиденциальности в компании. Mail.ru тоже предпочитает не рассказывать общественности, как обрабатывает требования правительства по удалению контента или передаче пользовательских данных, ей не хватает прозрачности в отношении опций, контролируемых самими пользователями. Компания также мало говорит о мерах, необходимых для обеспечения безопасности этой информации. Эксперты рекомендуют Mail.ru чётко заявить о своей приверженности правам человека, о своём уважении свободы выражения мнений и неприкосновенности частной жизни как неотъемлемых прав человека.

Комментарии (16)


  1. epishman
    28.05.2019 08:47
    +4

    А судьи кто.


  1. Gorthauer87
    28.05.2019 09:01
    +5

    У них компании типа фейсбука наверху рейтинга.


    1. alshch
      28.05.2019 09:20
      +4

      Думается, для таких рейтингов обычно главное красиво говорить, а не делать. Пароли в открытом незашифрованном виде — ерунда, главное «Mark Zuckerberg promises a privacy-friendly Facebook», держи +50 к рейтингу


      1. adictive_max
        28.05.2019 10:12

        «Яндекс» почти ничего не публикует о правительственных запросах,
        При этом Mail.ru публикует значительно меньше информации, чем «Яндекс»,
        Компания также мало говорит о мерах, необходимых для обеспечения безопасности этой информации. Эксперты рекомендуют Mail.ru чётко заявить о своей приверженности правам человека, о своём уважении свободы выражения мнений и неприкосновенности частной жизни как неотъемлемых прав человека.
        Даже не красиво, а много. Нужно как можно больше и как можно чаще трепаться на каждом углу о свободе слова, и тогда всё будет норм. Facebook после каждого скандала по месяцу кается чуть ли не нон-стопом, рассказывая насколько наше мнение важно для него, значит всё норм, а эти тоталитарный прихвостни притихли, значит точно что-то затевают…


        1. dimm_ddr
          29.05.2019 09:43

          На вершине рейтинга — не значит что компания хорошо себя показывает. То что компания занимает высокое место в этом рейтинге говорит только о том, что она более прозрачна чем остальные, но совсем не говорит о том что она в принципе прозрачна или хороша.
          И для прозрачности — да, говорить много это один и главных параметров. Чтобы пользователи понимали процессы компании нужно чтобы компания об этих процессах рассказывала. И уже после этого рассказа можно что-то предпринимать по поводу собственно процессов. Все совершенно логично же. Или у вас сомнения в том что фейсбук более прозрачны чем яндекс или мейл? Они плохие, но наши еще хуже к сожалению.


    1. sinc_func
      28.05.2019 10:18

      Очень познавательно на том же Youtube оставить коментарии под своим аккаунтом со ссылками например на каналы LaRouche movement, corbettreport, еще недавно — infowars,… а потом под другим аккаунтом — попытаться найти эти свои коментарии…


  1. adictive_max
    28.05.2019 10:06

    Складывается ощущение, что активисты не совсем понимают, чего требуют. Будто бы у каждой компании уже есть готовый свёрстанный кабинет, где на каждого пользователя есть подробное исчерпывающее досье, и кнопочка «удалить личные данные», но они просто доступ к нему зажимают. А то, что соблюдение этих регламентов может потребовать тотального рефакторинга всего, начиная от сбора телеметрии и до регламентов бух. отчетности, это никого не волнует.


  1. trul
    28.05.2019 12:03
    +5

    Странно читать, как здесь сомневаются в составителях рейтинга («а судьи кто») или его справедливости («У них компании типа фейсбука наверху рейтинга. „), вспоминают ляпы ФБ и гугла, но молчёк о том, что эти компании работают в несравненно более жестких условиях и давление, оказываемое на них со стороны западной общественности и СМИ несравненно выше, чем на мейлру или яндекс в России со стороны российского общества (а оно вообще есть?).

    Тем, кто сомневается в этом рейтинге, просто нужно вспомнить, как по первому щелчку данные пользователей сливались в фсб без каких-либо судебных решений или о рейтинге новостей яндекса, когда в стране проходит многотысячный митинг Навального, а в топе яндекса что-угодно, но не это. Вы поиском новостей Яндекса давно пользовались? Введите туда запрос на любого из команды Навального — это же Пригожинская помойка.

    И после этого кто-то сомневается в состоятельности этого рейтинга?


    1. balexa
      28.05.2019 12:28

      Вы поиском новостей Яндекса давно пользовались? Введите туда запрос на любого из команды Навального — это же Пригожинская помойка.

      Яндекс стал полным днищем после его перехода в руки государства. Яндекс по первому чиху тайно отдает данные пользователей, если они посмели перевести деньги навальному или как-то выступить против власти, в то же время всячески старается игнорировать запросы из полиции когда дело касается порчи имущества курьерами еды или преступлений совершенных пользователями его каршеринга.

      Но ради справедливости, конкретно это (топ новостей) — вина яндекса лишь косвенно. Просто яндекс индексирует очень ограниченный выбор СМИ (которые в России все по сути являются пригожинской помойкой). Ну и имеем то, что имеем.


      1. Umpiro
        28.05.2019 13:49

        Яндекс по первому чиху тайно отдает данные пользователей

        Так и FB, судя по новостям, делает то же самое. Только они это называют 'утечками'. Ну, и не скрывают, конечно. Пользователи же все равно никуда не уйдут. Им останется только грызть мячик и ругать китайских хакеров.


        1. balexa
          28.05.2019 14:05

          Так и FB, судя по новостям, делает то же самое.

          Что то же самое? Выдает закрытые страницы и переписку пользователя любому лейтенанту без заведения уголовного дела?

          Еще разница в том, что фб оправдывается, извиняется, вводит политики прозрачности, а яндекс даже этого не пытается делать.


          1. Voliker
            28.05.2019 19:20

            Выдает закрытые страницы и переписку пользователя любому лейтенанту без заведения уголовного дела


            Не только лейтенанту, но даже частным исследовательским фирмам, или вы проспали скандал с Кембридж аналиткс?


            1. balexa
              29.05.2019 11:01

              А что с Кембридж аналитикс? Она собирала открытые данные, насколько я помню. Это согласитесь, не сравнить с тем, когда яндекс и вконтакт сами отдают все личные данные конкретного человека конкретному полицаю.


    1. Gorthauer87
      28.05.2019 15:02

      Просто рейтинг этот просто сорта говна и все. Нет в его топе даже хоть чего то близко хорошего.


  1. Narryel
    28.05.2019 13:41

    Яндекс, ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему


    1. dimm_ddr
      29.05.2019 09:39

      Пф, яндекс никогда не был светочем добра. Он был лучше мейла, но и только.