Основатель Instagram: — «Люди всегда были визуалами — наш мозг лучше обрабатывает именно изображения. Письмо не естественно для человека. В Instagram мы возвращаемся к тому, что наиболее естественно. Instagram всегда был коммуникационной платформой, а не инструментом для обмена изображениями. Встроенные в Instagram системы обратной связи помогают пользователям постоянно улучшать коммуникативные навыки». Уточню, я ничего яро не утверждаю, здесь просто побочный продукт деятельности мозга, спорам всегда рад! Займемся неестественными вещами, погнали.

image
Как всегда что-то на фоне чего-то

Сапиенсы из когорты “экономисты” сделали товаром большинство материй нашей вселенной. От территории, нефти, угля, растений, насыщенной водородом воды, высоты (колесо обозрения — это просто продажа высоты) до прогнозов, лекций, мощей святых, ощущений, веры (акции, акции – это степень веры в компанию). Оставалось всего две сущности, которые экономисты не могли перевести в категорию экономического продукта. Это вакуум и внимание. До вакуума пока не дошли, но с вниманием, вроде, разобрались! Вот каким боком здесь биология. Маленький познавательный экскурс:

1) Ключевые сенсорные модальности сапиенса — зрение (наиболее развита) и слух (вторая по значимости). Под этим подразумевается то, что мозг отдает предпочтение информационным потокам именно из этих систем! Краткий пример.

Информация из разных сенсорных систем, обрабатывается с разной скоростью. Зрительная информация весит больше, чем слуховая и поэтому обрабатывается дольше. Но подается вся информация одновременно и синхронно. Если хочешь в этом убедиться, то просто хлопни сейчас в ладоши, одновременны картинка и звук? парадокс, да? Мозг задерживает некоторую информацию, ожидая загрузки остальных последовательностей, так что формально, ты в прошлом живешь, дружочек. Именно поэтому на спринтах используют выстрел, а не зрительный сигнал, звук обрабатывается быстрее. Важно уточнить, хоть информация и подается синхронно, но некоторым потокам, мозг для оценки ситуации может отдать меньше предпочтения! Например, если пахнет гарью, но другие сенсорные системы не видят этому доказательств, то мозг может просто опустить этот факт. Это глобально влияет на наше поведение, мы отдаем предпочтение именно зрению и слуху. А значит сами способы анализа и обработки информации у нас заточены именно на эти сенсорные системы!

2) Роль дофамина! Тут поможет Роберт Сапольски (всем рекомендую его книги: «Почему у зебр не бывает язв» и «Биология добра и зла»). В очень упрощенном виде дофамин помогает вам чувствовать себя счастливым и мотивированным. Многие люди думают, что дофамин высвобождается, когда мозг получает награду, но дофамин фактически освобождается в ожидании награды. Особенность еще и в том, что если добавить не 100% вероятность получения награды, а сделать ее 50%, то добавляется еще одно ожидание и количество дофамина растет в разы!

image
Когда ты предложил быть вместе, а она сказала «может быть»

3) Как работают наркотики. Наркотические вещества в основном оказывают влияние на дофаминовую систему. Если ты постоянно стимулируешь дофаминовую систему для выработки дофамина через наркотические вещества (кофе, никотин, Наруто, Путин), то со временем мозг привыкает и отключает естественную выработку дофамина, так как знает, что стимуляция все равно произойдет. Именно поэтому тяжело бросать курить, внешних стимулов нет, внутренняя система выработки отключена и необходимо некоторое время на восстановление (время на восстановление от недели до трех). Про эффект уменьшающийся отдачи от доз, говорить смысла нет и так все знают.

4) Как наркотики влияют на поведение. Наркотическое вещество очень редко создает полностью новое поведение, обычно оно усиливает существующее. Никогда не замечали, что организм на алкоголь реагирует из раза в раз по новому? Популярный миф о том, что алкоголь вызывает агрессию — ложь. Алкоголь не вызывает агрессивное поведение, он лишь усиливает ту тенденцию, что уже существует. Сядешь пить веселым и после трех рюмок будешь шутить еще больше, а если был грустный, то вероятнее всего будут слезы. Естественно, есть исключения, но в большинстве случаев, наркотические вещества лишь усиливают то, что реально существует!

Минутка биологии закончена! Выводы такие, зрение и слух решают, дофамин нас вдохновляет (может быть), наркотики лишь усиливают, но не создают! Посмотрим, что происходит с социальными медиа и цифровым пространством!

image
Зачем спасать белорусскую деревню, если можно дать ей умереть?

Вчера вышел доклад Мэри Микер, который описывает положение вещей в цифровой вселенной, там очень интересны следующие цифры: Китай и его 817 млн мобильных интернет-пользователей — модель для развития многих рынков. Китайцы каждый день смотрят видосиков на 600 млн часов, это их основной контент (зрение и любовь к картинкам у нас видимо в ДНК). Сапиенсы, уходят в интернет все больше, американцы проводят 6,3 часа в цифровых устройствах, 3,6 часа за смартфоном (это же картинки прямо с куска пластмассы, жаль, что напрямую в мозг нельзя загружать).

В мобильники втыкают больше, чем в тв (226 минут против 216). Больше всех растут инстаграм и ютьюб. Второй по росту сегмент — это подкасты (слуху, наверное обидно, он даже здесь в роли догоняющего, но скоро мы все станем слепыми и он отыграется). В США за 4 года аудитория выросла в два раза и стала равной 70 млн. Зачем нужны подкасты, когда есть радио, я так и не смог понять. Голосовые помощники и подкасты растут быстрее, чем потребление и ввод текста.

Тренд такой, что сапиенсы переходят на картинки и звуки, что вполне логично из нашей биологии. А еще круто, что мы просто поехавший на социальности вид, возможно мы круче муравьев, а это значит, что у нас развиты ролевые игры и мы любим играть! Что и подтвердил доклад. 2,4 млрд сапиенсов играет или потребляет интерактивные развлечения в цифровых пространствах. Инфоперегруз огромная проблема, 28% взрослых американцев «почти постоянно» (там не сказано, сколько это в минутах) находились в сети. У возрастной группы 18–29 лет тот же показатель составил 39%. Тот самый эффект уменьшения пользы от доз по мере потребления работает так, что нужно потреблять каждый раз больше, что бы выйти хотя бы на тот же уровень удовольствия. Теперь вернемся к основателю инстаграма и его словам! Подумаем, что все это значит!

image
Когда решил заморочиться и скачать эротичный видосик на смартфон

Каждые три минуты человек дотрагивается до смартфона. Каждые шесть минут он открывает какое-либо приложение. За день это +-360 касаний. В поисках уникальных, а следовательно, наиболее ценных ресурсов, компании не раз за всю историю капитализма, демонстрировали свою находчивость. От промышленной революции, которая была основана на химических и физических достижениях науки, до интернета вещей, где объекты из реального мира становятся участниками динамических систем коммуникации вкупе с сапиенсом. Именно информация становится главным участником и двигателем четвертой технологической революции и киберпанка. Кибернетика и информатика находятся на пике, но что же будет дальше? Как далеко зайдут компании? Или они уже зашли? Они нащупали самый ценный ресурс, который существует в данных условиях внешнего мира. Этот ресурс — наше внимание.

Играть с биологией поведения человека и его поведенческими зависимостями — это то, что сейчас делают многие компании. Заходя в какое-либо приложение, можно увидеть несколько уведомлений, а можно и не увидеть. Неопределенности всегда привлекали особей вида, затягивая их в игру. Переменные вознаграждения в виде социальных одобрений «мне нравится» увлекают. А есть еще этот эффект «может быть». Сапиенс проводит «внутри» сети все больше времени, а если и пока он там, можно крутить рекламу и монетизировать его внимание. За вовлечением в коммуникации online стоят именно монетки, как и в любом бизнесе. Стремление к повышению прибыли – нормальное поведение коммерческой структуры. Но важно понимать цену, которую каждый human и общество в целом платит за прибыль компаний. Играть с биологией и подсаживать его на информационный наркотик, используя для этого его слабые стороны (любовь к картинкам и песням славы кпсс)? Я против!

Как компании манипулируют вниманием и заставляют людей проводить все больше времени online? Все, по описанной выше биологии. Давка на визуал и слух, весь контент сейчас направлен на это. Давка на социальную природу и боязнь остаться одному (все мы одни, иначе Жан Поль Сартр ничего не понимает). Давка на игры и ролевой азарт. Скука в современном обществе — явная проблема и компании ее решают. В одном психологическом эксперименте, люди предпочитали бить себя током, только бы не сидеть 20 мин в одиночестве со своими мыслями. В этом плане знакомство с контентом или переписка — более приятный досуг, нежели ток.

Все это подкрепляется возможностью преследовать числовые цели. Разумные, постоянно бросают вызов сами себе. Сделать на 100 приседаний больше, заработать на 2000 у.е. больше, чем мой товарищ. Приложения, дают возможность численно измерять микро-цели, значит, дают возможность и для микро-побед. В этот раз фотография в профиле «Фейсбук» собрала 40 лайков, а это на 5 больше, чем предыдущая. Следующая должна быть еще круче. И вот он уже поглощен процессом. Он находится внутри паутины, а если станет скучно, достаточно просто перейти в другое приложение и повторить процесс. Самое удивительное, что когда надоедает и это, то можно предложить сапиенсу стать генератором контента и заставить радеть за свой собственный проект (микро-победы (дофамин) и неопределенности от «может быть» сразу тут как тут), удерживая его внутри!

Создатели приложений, контента и рекламодатели в эти моменты похожи на утку, купающуюся в золотых монетках. Но по факту — они все поставщики зависимостей. Причем те, кто продают зависимости сегодня, когда-то, на старте продаж были уверены, что совершают бравое дело. От торговцев наркотиками, никотином и алкоголем до продавцов микро-побед, развлечений и ожиданий. Нового ничего!

Комментарии (13)


  1. worldmind
    24.06.2019 10:59

    Зачем спасать белорусскую деревню, если можно дать ей умереть?

    поддерживаю, всему свое время


  1. ivanrt
    24.06.2019 12:42

    Вы хотели с этим бороться или присоединиться? Спасибо за статью. С удовольствием скоротал 10 минут в автобусе. Думал — будет какая-то новая идея или нет. ;-)


  1. chektor
    24.06.2019 16:27

    Всё дело тут в том, что глия сожрёт бездельничающие нейроны! Поэтому все нейроны, боясь страшной смерти, усиленно имитируют работу! Любую! Лишь бы не убили!
    А уж если какая нейронная структура окажется неуспешной, то сначала у неё будут изымать ресурсы — (минус дофамин, минус серотонин… минус нейрон), а потом и вся структура пойдет под нож, пардон, или в архив". И вот вы из всех сил старались выучить английский (немецкий, тензоры, матрицы) но нейроны попались ленивые, слишком много ресурсов захотели — «чао» этой нейронной структуре!
    Поэтому, чтобы не уволили, надо делать бодрый и занятой вид. Иначе Паркинсон вас ждет!


  1. nanoslavic
    24.06.2019 16:36

    Как-то я думал вот над чем. Моё внимание — это моя собственность. Информация, которую я прочёл, идя по улице, начинает жить в моей голове. Она занимает мои ресурсы. Да, я мог бы не смотреть на огромный баннер с полуголой девицей и огромной надписью, но нас научили в детстве читать, а не-читать не научили. Мы читаем на автоматизме, почти так же, как отдёргиваем руку от горячего. И реклама этим пользуется. Это своеобразное насилие: ты не хочешь это читать, но приходится. Короче, я пришёл к такому выводу: реклама должна быть только в специальных зонах, окружённых знаками «Тут реклама!». Чтобы можно было выйти погулять, не забивая голову бесполезной информацией, разве это не наше врождённое право? Я, кстати, про реальность пишу, а не про сеть.


    1. DaneSoul
      24.06.2019 17:15

      На эту тему есть лайф-хак.
      Если идя по-улице усиленно обдумывать в голове какой-то сложный и серьезный вопрос, то не то что рекламу не замечаешь, порой не сразу понимаешь как ты вообще тут оказался, как будто на телепорте переместился.
      Из побочных эффектов — придя в магазин можно долго тупить возвращаясь в реальность глядя на полки и вспоминая, зачем вообще сюда пришел.


      1. artochevski Автор
        24.06.2019 19:01

        Месяц назад вышла статья, о том, что вы описали. Когда мозг воспринимает время у него активируется затылочная доля, височно-теменной узел и лобные доли. Затылочная доля — это центр обработки зрительной информации (иными словами воспроизведение картинок), височно-теменной узел — это место куда приходит и где анализируется вся информация о внутренних процессах организма, лимбической, зрительной, слуховой и соматосенсорной систем. ВТУ интегрирует информацию из внешней и внутренней среды, после чего обрабатывает всю полученную информацию. Эта область также играет ключевую роль в процессах осознания себя. Лобные доли, если очень упрощенно — это начальник начальников, место где агрегируется вся информация от отделов мозга для окончательного разбора полетов и принятия решения. Складывая все эти последовательности информации мозг получает время. Картинка из зрительной системы (что происходит в окружающей среде), информация о процессах внутри организма и разбор полета. Следовательно, если сосредоточиться на какой-то мысли и не обращать внимания на последовательности из, допустим, зрительной системы, то можно немного потеряться во времени. Если интересно, то я вот здесь подробнее об этом писал.


    1. artochevski Автор
      24.06.2019 18:46

      Интересный пример. Есть прикольный труд на похожую тему. Мозг настолько заточен, на обработку сигналов, что без получаемой информации от сенсорных систем, он начинает выдумывать ее себе сам. Пример, заключенные, которых сажают в карцер, постоянно жалуются на призраков, слуховые и зрительные галлюцинации, после нескольких дней в темном месте без света и звука. Долгие годы все думали, что люди сходят с ума и теряют рассудок, но на самом деле, мозг, который не получает информации не может не работать. Когда у него нет сигналов и последовательностей он начинает генерировать их из того, что он уже знает. Так что тут очень вероятно, что мозг просто прогоняет через себя информацию и не может этого не делать.


      1. nanoslavic
        24.06.2019 19:00

        Конечно, мозгу нужна информация, но я предпочитаю контент типа «лес, озеро, закат, пение птиц». В такой обстановке сложнее получить информационный перегруз, да и мысли обычно спокойнее и легче контролируемые. Понятно, в городе с этим сложнее, но хотя бы убрать баннеры с пёстрыми картинками и надписями было бы неплохо.


        1. artochevski Автор
          24.06.2019 19:02

          Согласен, было бы здорово)


    1. slovak
      25.06.2019 01:03

      >> ты не хочешь это читать, но приходится

      Возведенная в абсолют обязанность смотреть и внимать отлично отображена в одном из эпизодов Черного Зеркала (Fifteen Million Merits).

      В противовес же, живу в Дании, на хайвеях ни одного бигборда, да и в городах не замечал.


  1. Serg_iv
    24.06.2019 19:32

    Есть еще одна фишка — мозг заточен автоматически наделять наивысшим приоритетом обработку информации, связанной с социальным контекстом.
    Информация в интернете (вообще, и соцсети в частности) как раз и является для мозга «связанной с социальным контекстом».


  1. eefadeev
    24.06.2019 20:06

    Статья поднимает интересные, но очень щекотливые (а для некоторых — чувствительные) вопросы. Но само появление подобных статей говорит о том, что мы, потихоньку, начинаем попытки отрефлексировать сложившуюся ситуацию.


  1. trimtomato
    25.06.2019 21:40

    Судя по тексту, рискну предположить, что вы не нейробиолог. И скорее всего, не журналист. Просто в тексте никак не затронут этот вопрос, а мне интересно, как вы себя позиционируете?
    Спасибо.