В рамках стратегического развития организации решили изучить возможность обновления бизнес-процессов и попробовать внедрить процессный подход внутри. Хотелось бы поделиться именно теоретическим знанием. Так как без теории нам смерть, смерть и еще раз смерть! Начнем. В основном для статьи использовал информацию в книгах М. Рыбаков, М. Ротер, А. Остервальдер, К. Андерсон, К. Мур и из собраний с коллегами.
Является организация коммерческой, некоммерческой или государственной, ее главным предназначением является создание продукции и услуг, обладающих ценностью для потребителя. Цели организации достигаются путем осознанного управления бизнес-процессами. К этому должны сводиться все цели организации. Сущность стратегического планирования заключается в определении основных векторов развития организации и показателей его деятельности на определенный временной период, идентифицирующий желаемый результат его активности в целом. «В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей».
Организация – это система, воплощенная в реальную модель. Хорошо работающая модель должна быть непротиворечивой, быстрой, синхронизированной и экономичной. Для построения таких моделей нужно использовать определенные алгоритмы действий, которые получили название бизнес-процессы. «Бизнес-процесс – это логическая последовательность действий человека (или нескольких человек) в коллективе». Бизнес-процесс существует только пока в нем есть наличие человека. Если какой-либо процесс или алгоритм осуществляется автоматизированной системой или компьютерной программой, он становится технологическим процессом. В бизнес-процессе принимают участие люди в разной форме, уровне вовлеченности и ответственности.
Допустим, человек работает один (например, музыкант), у него все равно имеются люди, вовлеченные в его бизнес-процесс (например, студия звукозаписи) и потенциальные потребители (слушатели). Ничто не существует в «вакууме» – так же и у музыканта одиночки есть люди, которые непосредственно являются фактором влияния на его работу. В данном случае — это студия звукозаписи и потенциальные слушатели. Эти люди тем или иным образом оказывают влияние на бизнес-процесс. Для дальнейшего продвижения по теме, необходимо подробнее рассмотреть понятие «бизнес-процесс».
«Бизнес-процесс – это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе». «Бизнес процесс – это четкий, зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности». Бизнес-процессы необходимы для визуализации действий, происходящих внутри организации, для изображения реальных зон ответственности рабочих, для выявления потенциальных слабых сегментов деятельности предприятия, для детальной систематизации и стандартизации рабочих процессов и повышения эффективности принятия решений. Бизнес-процессы присутствуют в любой организации, иногда они являются задокументированными, что приносит огромный скачок в качестве, а иногда нет, что является плохим признаком в рамках развития организации, так как исчезает возможность работать над эффективностью процесса. Организацию в большинстве случаев рассматривают, как набор подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции, но у процессного подхода есть свои преимущества. Рассмотрение предприятия с точки зрения процессного подхода позволяет разделить организацию на две части – основную и поддерживающую. Помимо этого, можно выделить управленческую часть и часть ответственную за развитие развития.
Рисунок 1.1 – Графическая интерпретация иерархии бизнес-процессов
«Основные бизнес-процессы – это процессы, которые непосредственно создают ценность». «Поддерживающие – процессы, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы, бизнес-процессы обеспечения разнообразными ресурсами». Остальные процессы описания не требуют. Углубимся еще немного. Бизнес-процесс можно разбить на сегменты, которые в нем есть:
Совокупность основных и поддерживающих бизнес-процессов, направленных на трансформацию сырых материалов и информации в конечный продукт называется потоком создания ценности. Поток создания ценности для наглядности и практичности принято изображать графически, как схему или карту бизнес-процессов. Карта бизнес-процесса – это графическая визуализация бизнес-процесса в виде диаграммы или блок-схемы. «Понятие «поток создания ценности» может оказаться новым в вашем словарном запасе. Поток создания ценности – это все действия (как добавляющие, так и не добавляющие ценность), нужные, чтобы провести продукт через следующие основные потоки операций». Ниже пример потока создания ценности. Карта позволяет целостно рассматривать совокупность всех бизнес-процессов, выявлять узкие места, взаимосвязь и потенциальные возможности повышения эффективности.
Рисунок 1.2 – Поток создания ценности
Поток начинается от запроса потребителя и направляется к исходному сырью – другими словами это несколько процессов, которые один за другим вносят полезные качества и определенную ценность для потребителя. В целом все легко и просто. Что еще нужно знать про бизнес-процессы? Их можно разделить на задачи к которым они относятся. На задачи которые они решают. Из этого следует, что разновидностей бизнес-процессов может быть сколь угодно много, выделим основные из них:
Рисунок 1.3 – Виды бизнес-процессов
Для более детального рассмотрения сути бизнес-процессов требуется ввести понятие жизненного цикла бизнес-процесса. Жизненный цикл бизнес-процесса представляет собой прохождение четырех основных этапов, каждый из которых характеризуется набором определенных действий, которые направлены на бизнес-процесс на этом этапе. Жизненный цикл бизнес процесса выглядит следующим образом.
Рисунок 1.4 – Жизненный цикл бизнес-процесса
Исходя из этого следует, что бизнес-процессом можно управлять на каждом из этапов жизненного цикла, необходимо только разработать инструмент для управления и выбрать подходящий для улучшение ключевых характеристик. «Улучшение бизнес-процессов – это совокупность методов и подходов, которые дают руководителям предприятия возможность повысить эффективность его работы. Как следует из наименования процедуры, которую также иногда называют менеджментом бизнес-процессов, цель ее – улучшение бизнес-процессов, которое помогает сделать их более эффективными».
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Проектирование» состоит из таких этапов, как:
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Внедрение» состоит из таких этапов, как:
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Контроль» состоит из таких этапов, как анализ и контроль деятельности бизнес-процесса. Здесь вышло коротко. Улучшение бизнес-процесса на этапе «Анализ» состоит из таких этапов, как:
Исходя из этого следует, что для улучшения и повышения, созданной бизнес-процессом ценности, бизнес-процессы необходимо постоянно подвергать мониторингу и анализу. Для успешного мониторинга и анализа бизнес-процессы необходимо описывать и моделировать. Описание и моделирование может принимать различные формы от откровенно абстрактных до невероятно разработанных и детальных. Но об этом в другой раз.
Является организация коммерческой, некоммерческой или государственной, ее главным предназначением является создание продукции и услуг, обладающих ценностью для потребителя. Цели организации достигаются путем осознанного управления бизнес-процессами. К этому должны сводиться все цели организации. Сущность стратегического планирования заключается в определении основных векторов развития организации и показателей его деятельности на определенный временной период, идентифицирующий желаемый результат его активности в целом. «В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей».
Организация – это система, воплощенная в реальную модель. Хорошо работающая модель должна быть непротиворечивой, быстрой, синхронизированной и экономичной. Для построения таких моделей нужно использовать определенные алгоритмы действий, которые получили название бизнес-процессы. «Бизнес-процесс – это логическая последовательность действий человека (или нескольких человек) в коллективе». Бизнес-процесс существует только пока в нем есть наличие человека. Если какой-либо процесс или алгоритм осуществляется автоматизированной системой или компьютерной программой, он становится технологическим процессом. В бизнес-процессе принимают участие люди в разной форме, уровне вовлеченности и ответственности.
Допустим, человек работает один (например, музыкант), у него все равно имеются люди, вовлеченные в его бизнес-процесс (например, студия звукозаписи) и потенциальные потребители (слушатели). Ничто не существует в «вакууме» – так же и у музыканта одиночки есть люди, которые непосредственно являются фактором влияния на его работу. В данном случае — это студия звукозаписи и потенциальные слушатели. Эти люди тем или иным образом оказывают влияние на бизнес-процесс. Для дальнейшего продвижения по теме, необходимо подробнее рассмотреть понятие «бизнес-процесс».
«Бизнес-процесс – это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе». «Бизнес процесс – это четкий, зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности». Бизнес-процессы необходимы для визуализации действий, происходящих внутри организации, для изображения реальных зон ответственности рабочих, для выявления потенциальных слабых сегментов деятельности предприятия, для детальной систематизации и стандартизации рабочих процессов и повышения эффективности принятия решений. Бизнес-процессы присутствуют в любой организации, иногда они являются задокументированными, что приносит огромный скачок в качестве, а иногда нет, что является плохим признаком в рамках развития организации, так как исчезает возможность работать над эффективностью процесса. Организацию в большинстве случаев рассматривают, как набор подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции, но у процессного подхода есть свои преимущества. Рассмотрение предприятия с точки зрения процессного подхода позволяет разделить организацию на две части – основную и поддерживающую. Помимо этого, можно выделить управленческую часть и часть ответственную за развитие развития.
Рисунок 1.1 – Графическая интерпретация иерархии бизнес-процессов
«Основные бизнес-процессы – это процессы, которые непосредственно создают ценность». «Поддерживающие – процессы, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы, бизнес-процессы обеспечения разнообразными ресурсами». Остальные процессы описания не требуют. Углубимся еще немного. Бизнес-процесс можно разбить на сегменты, которые в нем есть:
- цель, причина по которой бизнес-процесс существует;
- ответственное лицо, которое осуществляет процесс;
- ресурсный потенциал, необходимые ресурсы для работы процесса;
- показатели эффективности и качества;
- конечность, должно быть четкое понимание, когда процесс начинается и когда заканчивается.
Совокупность основных и поддерживающих бизнес-процессов, направленных на трансформацию сырых материалов и информации в конечный продукт называется потоком создания ценности. Поток создания ценности для наглядности и практичности принято изображать графически, как схему или карту бизнес-процессов. Карта бизнес-процесса – это графическая визуализация бизнес-процесса в виде диаграммы или блок-схемы. «Понятие «поток создания ценности» может оказаться новым в вашем словарном запасе. Поток создания ценности – это все действия (как добавляющие, так и не добавляющие ценность), нужные, чтобы провести продукт через следующие основные потоки операций». Ниже пример потока создания ценности. Карта позволяет целостно рассматривать совокупность всех бизнес-процессов, выявлять узкие места, взаимосвязь и потенциальные возможности повышения эффективности.
Рисунок 1.2 – Поток создания ценности
Поток начинается от запроса потребителя и направляется к исходному сырью – другими словами это несколько процессов, которые один за другим вносят полезные качества и определенную ценность для потребителя. В целом все легко и просто. Что еще нужно знать про бизнес-процессы? Их можно разделить на задачи к которым они относятся. На задачи которые они решают. Из этого следует, что разновидностей бизнес-процессов может быть сколь угодно много, выделим основные из них:
- Поисковые процессы – это процессы, предполагают исследования, генерирование идея, поиск моделей и методов развития организации.
- Проектный процесс – уникален и может не повторится, например, разработка веб-сайта или внедрение новых стандартов.
- Информационный процесс – процесс, предоставляет информацию, проявляется в разных формах от обмена информации для заключения сделки до обмена идеями по рабочим процессам.
- Производственный процесс – постоянно повторяющийся однотипный процесс в различные временные периоды для создания продукта или услуги.
Рисунок 1.3 – Виды бизнес-процессов
Для более детального рассмотрения сути бизнес-процессов требуется ввести понятие жизненного цикла бизнес-процесса. Жизненный цикл бизнес-процесса представляет собой прохождение четырех основных этапов, каждый из которых характеризуется набором определенных действий, которые направлены на бизнес-процесс на этом этапе. Жизненный цикл бизнес процесса выглядит следующим образом.
Рисунок 1.4 – Жизненный цикл бизнес-процесса
- Этап «Проектирование» – разработка или изменение бизнес-процесса, который вписывается в стратегические цели организации.
- Этап «Внедрение» – внедрение и эксплуатация бизнес-процесса в организации, отслеживание соответствия показателям эффективности.
- Этап «Контроль» – измерение показателей оценки эффективности для анализа соответствия процесса поставленным перед ним задачам.
- Этап «Анализ» – изменение и адаптация бизнес-процесса под реальный рабочий процесс для повышения его эффективности.
Исходя из этого следует, что бизнес-процессом можно управлять на каждом из этапов жизненного цикла, необходимо только разработать инструмент для управления и выбрать подходящий для улучшение ключевых характеристик. «Улучшение бизнес-процессов – это совокупность методов и подходов, которые дают руководителям предприятия возможность повысить эффективность его работы. Как следует из наименования процедуры, которую также иногда называют менеджментом бизнес-процессов, цель ее – улучшение бизнес-процессов, которое помогает сделать их более эффективными».
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Проектирование» состоит из таких этапов, как:
- стратегическое планирование, соответствие бизнес-процесса стратегическим целям, проектирование долгосрочных бизнес-процессов способных адаптироваться к новым технологиям без потери времени и качества;
- планирование трансформаций, четкий поэтапный план изменения или разработки бизнес-процесса с указанием дедлайна и необходимых действий для реализации задуманного.
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Внедрение» состоит из таких этапов, как:
- детальное описание бизнес-процесса;
- описание показателей оценки эффективности бизнес-процесса;
- внедрение бизнес-процесса;
- мониторинг и анализ соответствия бизнес-процесса показателям;
- управление организационными изменениями.
Улучшение бизнес-процесса на этапе «Контроль» состоит из таких этапов, как анализ и контроль деятельности бизнес-процесса. Здесь вышло коротко. Улучшение бизнес-процесса на этапе «Анализ» состоит из таких этапов, как:
- мониторинг эффективности;
- определение узких и слабых мест;
- сбор информации, дальнейшие преобразование и совершенствование;
- отчетность по эффективности;
- принятие решения о внесении корректировок.
Исходя из этого следует, что для улучшения и повышения, созданной бизнес-процессом ценности, бизнес-процессы необходимо постоянно подвергать мониторингу и анализу. Для успешного мониторинга и анализа бизнес-процессы необходимо описывать и моделировать. Описание и моделирование может принимать различные формы от откровенно абстрактных до невероятно разработанных и детальных. Но об этом в другой раз.
Strayzar
Данный текст практически невозможно усвоить даже после третьего прочтения. Но после третьего прочтения возникает навязчивый образ обычного менеджера, который всей душой желает привнести в свою деятельность некий научный подход, теорию и графики. Вот только по факту получатся пшик или такие наукообразные излияния как Цели организации достигаются путем осознанного управления бизнес-процессами. К этому должны сводиться все цели организации (т.е. путём осознанного управления, достигаются цели организации и к этому (чему «этому»?) и должны сводиться все цели организации).
Я бы может быть и поверил тому, о чём вы пишете и списал бы своё непонимание на сложность предметной области и поверхностное её освещение в вашей статье. Но, к счастью, я точно знаю что целью любой организации является извлечение прибыли, а не создание продукции и услуг, обладающих ценностью для потребителя. К сожалению, создание ценной продукции — это необходимое условие, для цивилизованного извлечения прибыли. А потому ни ракеты у нас летать не будут, ни ПО не будет высокого уровня (не смотря на все заявления о том, что российские программисты одни из самых лучших (или самые лучше) в мире). Любой лучший инженер, в своей деятельности всегда споткнётся об эффективного менеджера.
Глубоко убеждён, что сколь бы то ни было качественного менеджмента в нашей стране (как минимум) вообще нет. Российский эффективным менеджер, так же как и 300 и 500 лет назад, осознанно управляет только кнутом и пряником, для достижения максимально возможной прибыли, не обращая никакого внимания на потери, как временные, так и энергетические потери тех людей, кто доверился эффективному менеджеру.
Когда-нибудь, инженеры доберутся до процессов управления, не утратив при этом той рациональности в действиях и суждениях, которая сопутствует точным наукам. Ну а пока…
Eldhenn
Ммм. Некоммерческие организации запрещены на веки веков?
Strayzar
Ну и к чему вы это сказали? Логика всех моих рассуждений рушится при осознании этого факта? Этот факт как-то оправдывает автора статьи? Что он вообще меняет?
Да, есть НКО. Но разве не очевидно, что для того чтобы осуществлять хоть какую-то деятельность, за этими НКО должно стоять не нулевое количество КО? Или тот факт что организация является некоммерческой позволяет ей получать доступ к требующимся ресурсам на безвозмездной основе?
Eldhenn
К тому, что ваше утверждение с куратором всеобщности — неверно.
Strayzar
Ну а из этой неверности что-то далее следует? Она на что-то влияет?
Ok_Lenar
Илон Маск с вами не согласен )
Strayzar
А он всё ещё на нашей грешной? Я уже думал что он давно на Марс улетел. И нет ему дел до наших проблем :)
Ok_Lenar
Вот почитайте если не в курсе https://vc.ru/flood/88739-ilon-mask-na-forume-v-krasnodare-pohvalil-rossiyskoe-obrazovanie-i-prizval-sozdavat-biznes-dlya-resheniya-problem-obshchestva
Strayzar
Прочитал. Ничего особенного. Можно прийти на любую конференцию где бизнесмены вылизывают свои яйца. Услышите примерно тоже самое. По уровню содержательности напоминает сабж.
Боже, как глубоко! Туповатые лозунги за всё хорошее против всего плохого. Дальше читать было трудно. Самое сложное — это произвести что-то по-настоящему нужное. Да не уже ли? По этому сегодня спрос создаётся искусственно? По этому сегодня для того что бы попить воды, нужно не открыть кран на кухне, а сходить в магазин за бутылкой воды, которую привезли за десятки километров?