Несмотря на популярность темы электронного документооборота, в российских банках да и финансовом секторе вообще большинство любых сделок оформляется по старинке, на бумаге. И дело здесь не столько в консервативности банков и их клиентов, сколько в отсутствии на рынке адекватного программного обеспечения.
Чем сложнее сделка, тем меньше вероятность того, что ее удастся провести в рамках ЭДО. Например, лизинговая сделка сложна тем, что в ней как минимум участвуют три стороны — банк, лизингополучатель и поставщик. К ним часто прибавляются еще поручитель и залогодатель. Мы решили, что и такие сделки можно полностью оцифровать, для чего создали систему E-Leasing — первый в России сервис, который полностью обеспечивает ЭДО в подобных сценариях. В итоге на начало июля 2019 года через E-Leasing проходит 37% от общего количества заключаемых по лизингу сделок. Под катом мы разберем E-Leasing с точки зрения функциональности и технической реализации.
К разработке системы мы приступили в начале 2017 года. Сложнее всего было начать: сформулировать требования к продукту, трансформировать идеи в конкретное техническое задание. Далее — поиск подрядчика. Подготовка ТЗ, консультации — все это заняло около четырех месяцев. Спустя еще четыре месяца, в ноябре 2017 года, был выпущен первый релиз системы, что достаточно быстро для такого амбициозного проекта. В первой версии E-Leasing были функции запроса и подписания документов — не только основных, но и договора о поручительстве и других дополнительных соглашений, которые могут потребоваться в процессе работы по договору лизинга. В марте 2018 года мы добавили возможность запроса документов в рамках мониторинга, а в июле того же года — отправки электронных счетов-фактур.
К разработке системы мы приступили в начале 2017 года. Весь путь от формулирования требований к продукту до выбора подрядчика и выпуска первого релиза занял меньше года — мы выпустились в ноябре.
Запрос пакета документов со стороны контрагентов производится из нашей бизнес-системы, основанной на SQL-базе Corus и Microsoft Dynamics NAV 2009. Туда же направляются на хранение все документы, которые участники предоставили в рамках оформления сделки. Фронтенд — портал E-Leasing, позволяющий поставщикам и клиентам запрашивать, загружать, распечатывать документы и подписывать их при помощи УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи).
Теперь разберем работу системы подробнее по схеме выше.
Формируется запрос из сущности «Карточка контрагента» или «Проекта». При отправке запроса формируются записи в таблице запросов. Она содержит описание запроса и параметры. За формирование запроса отвечает объект codeunit. Запись в таблице создается со статусом Ready, означающим, что запрос готов к отправке. Таблица запросов содержит в себе описание тела запроса. Все запрашиваемые документы находятся в таблице документов. При запросе документа в поле «Статус ЭДО» ставится значение «Запрошен».
Задание на сервере CORUS, запущенное на агенте SQL, мониторит в таблице запросов записи со статусами Ready. При нахождении такой записи задание отправляет запрос на портал E-Leasing. Если отправка прошла успешно, запись помечается в таблице статусом Responded, если нет — статусом Error. Результат ответа записывается в разные таблицы: код ответа от сервера и описание ошибки, если не удалось отправить запрос, — в одну таблицу; записи, описывающие тело ответа, — в другую, а в третью — записи с файлами, полученными в результате запроса, со значением Create в поле Status и значением Check в поле Scan Status. Кроме того, задание мониторит события с портала E-Leasing и формирует запросы в таблицах запросов, которые сама же обрабатывает.
Другое задание мониторит записи в таблице принятых документов со значением Create в поле Status и значением Verified в поле Scan Status. Задание работает раз в 10 минут. За поле Scan Status отвечает антивирус, и если проверка прошла успешно, то записывается значение Verified. Эта функциональность относится к службе ИБ. За обработку записей отвечает объект codeunit. Если запись в таблице принятых документов обработалась успешно, то она помечается в поле Status значением Success и запрошенный документ в поле «Статус ЭДО» в таблице документов получает статус «Получен». Если не удалось обработать запись в таблице принятых документов, то она помечается в поле Status значением Fail и в поле «Текст ошибки» записывается описание ошибки. В таблице документов ничего не меняется.
Третье задание мониторит все записи в таблице документов, которые имеют в статусе не пустое значение и не значение «Принят». Задание отрабатывает один раз в сутки в 23:30 и отзывает всю договорную документацию, не подписанную за текущие сутки. Задание формирует запрос на удаление договорной документации в таблицах запросов и ответов и меняет поле «Status» на значение «Отозван» в таблице документов.
Для пользователя все начинается с получения приглашения на присоединение к ЭДО от нашего клиентского менеджера. Клиент получает письмо и проходит простую процедуру регистрации. Сложности могут возникнуть только в случае, если рабочее место пользователя не готово к работе с электронной подписью. С этим связана значительная часть обращений в техподдержку. Система позволяет контрагенту давать допуск в личный кабинет своим сотрудникам — например, бухгалтерам для работы со счетами-фактурами и т.д.
Регистрация
Дальнейшая схема работы также максимально проста для каждой из сторон. Запрос документов по сделке, как и подписание договорной документации, осуществляется через выставление задач в нашей внутренней системе.
Запрос досье
После отправки клиенту какого-либо запроса или документов на подписание на его электронный адрес приходит уведомление о том, что в личном кабинете сформирована соответствующая активность. Со своего интерфейса клиент загружает в систему пакет документов, ставит электронную подпись, и мы можем рассматривать сделку. После этого договорная документация подписывается по маршруту «Поставщик – Клиент – Сбербанк Лизинг».
Действующий договор
Электронный документооборот в нашем случае не обязательно предполагает какие-то действия клиента от начала до конца. Можно подключиться к системе на любом этапе сделки. Например, клиент предоставил досье на бумаге, а потом решил подписать сделку в ЭДО — этот сценарий вполне можно реализовать. Точно так же клиенты, у которых со Сбербанк Лизинг заключен действующий договор лизинга, могут подключиться к E-Leasing, чтобы получать счета-фактуры в электронном виде.
Подсчитав экономический эффект от использования E-Leasing, мы предложили клиентам дополнительную скидку за использование сервиса. Оказалось, что отсутствие необходимости выезжать на подписание к клиенту и поставщику, а также распечатывать и сшивать договоры, в итоге снижает стоимость сделки (создание и сопровождение) на 18%.
На данный момент E-Leasing работает стабильно, хотя и не безупречно. Механизм отправки электронных счетов-фактур для наших сотрудников еще недостаточно user-friendly. Проблема объясняется тем, что сама по себе эта процедура достаточно сложна, поскольку в ней постоянно задействован оператор ЭДО. Он выставляет квитанцию о том, что выдал счет-фактуру, менеджер эту квитанцию подписывает. Потом пользователь на другой стороне (клиент) подписывает извещение и квитанции, которые снова идут через оператора электронного документооборота. В следующих версиях мы постараемся сделать этот процесс более удобным. В «зоне развития» находится также достаточно актуальный для крупных клиентов функционал запроса документов мониторинга.
В ближайшие полгода мы планируем переезд системы на новую платформу, которая позволит оптимизировать работу с ЭДО, сделать более понятный и приятный пользователю интерфейс, расширить функциональность личного кабинета. А также добавить новые функции — от формирования запроса до просмотра документов по всем сделкам, которые клиент проводил через E-Leasing. Надеемся, что система, к которой уже сейчас активно присоединяются клиенты, поставщики и поручители, станет еще более удобной для всех.
Чем сложнее сделка, тем меньше вероятность того, что ее удастся провести в рамках ЭДО. Например, лизинговая сделка сложна тем, что в ней как минимум участвуют три стороны — банк, лизингополучатель и поставщик. К ним часто прибавляются еще поручитель и залогодатель. Мы решили, что и такие сделки можно полностью оцифровать, для чего создали систему E-Leasing — первый в России сервис, который полностью обеспечивает ЭДО в подобных сценариях. В итоге на начало июля 2019 года через E-Leasing проходит 37% от общего количества заключаемых по лизингу сделок. Под катом мы разберем E-Leasing с точки зрения функциональности и технической реализации.
К разработке системы мы приступили в начале 2017 года. Сложнее всего было начать: сформулировать требования к продукту, трансформировать идеи в конкретное техническое задание. Далее — поиск подрядчика. Подготовка ТЗ, консультации — все это заняло около четырех месяцев. Спустя еще четыре месяца, в ноябре 2017 года, был выпущен первый релиз системы, что достаточно быстро для такого амбициозного проекта. В первой версии E-Leasing были функции запроса и подписания документов — не только основных, но и договора о поручительстве и других дополнительных соглашений, которые могут потребоваться в процессе работы по договору лизинга. В марте 2018 года мы добавили возможность запроса документов в рамках мониторинга, а в июле того же года — отправки электронных счетов-фактур.
Как работает E-Leasing
К разработке системы мы приступили в начале 2017 года. Весь путь от формулирования требований к продукту до выбора подрядчика и выпуска первого релиза занял меньше года — мы выпустились в ноябре.
Запрос пакета документов со стороны контрагентов производится из нашей бизнес-системы, основанной на SQL-базе Corus и Microsoft Dynamics NAV 2009. Туда же направляются на хранение все документы, которые участники предоставили в рамках оформления сделки. Фронтенд — портал E-Leasing, позволяющий поставщикам и клиентам запрашивать, загружать, распечатывать документы и подписывать их при помощи УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи).
Теперь разберем работу системы подробнее по схеме выше.
Формируется запрос из сущности «Карточка контрагента» или «Проекта». При отправке запроса формируются записи в таблице запросов. Она содержит описание запроса и параметры. За формирование запроса отвечает объект codeunit. Запись в таблице создается со статусом Ready, означающим, что запрос готов к отправке. Таблица запросов содержит в себе описание тела запроса. Все запрашиваемые документы находятся в таблице документов. При запросе документа в поле «Статус ЭДО» ставится значение «Запрошен».
Задание на сервере CORUS, запущенное на агенте SQL, мониторит в таблице запросов записи со статусами Ready. При нахождении такой записи задание отправляет запрос на портал E-Leasing. Если отправка прошла успешно, запись помечается в таблице статусом Responded, если нет — статусом Error. Результат ответа записывается в разные таблицы: код ответа от сервера и описание ошибки, если не удалось отправить запрос, — в одну таблицу; записи, описывающие тело ответа, — в другую, а в третью — записи с файлами, полученными в результате запроса, со значением Create в поле Status и значением Check в поле Scan Status. Кроме того, задание мониторит события с портала E-Leasing и формирует запросы в таблицах запросов, которые сама же обрабатывает.
Другое задание мониторит записи в таблице принятых документов со значением Create в поле Status и значением Verified в поле Scan Status. Задание работает раз в 10 минут. За поле Scan Status отвечает антивирус, и если проверка прошла успешно, то записывается значение Verified. Эта функциональность относится к службе ИБ. За обработку записей отвечает объект codeunit. Если запись в таблице принятых документов обработалась успешно, то она помечается в поле Status значением Success и запрошенный документ в поле «Статус ЭДО» в таблице документов получает статус «Получен». Если не удалось обработать запись в таблице принятых документов, то она помечается в поле Status значением Fail и в поле «Текст ошибки» записывается описание ошибки. В таблице документов ничего не меняется.
Третье задание мониторит все записи в таблице документов, которые имеют в статусе не пустое значение и не значение «Принят». Задание отрабатывает один раз в сутки в 23:30 и отзывает всю договорную документацию, не подписанную за текущие сутки. Задание формирует запрос на удаление договорной документации в таблицах запросов и ответов и меняет поле «Status» на значение «Отозван» в таблице документов.
E-Leasing со стороны пользователя
Для пользователя все начинается с получения приглашения на присоединение к ЭДО от нашего клиентского менеджера. Клиент получает письмо и проходит простую процедуру регистрации. Сложности могут возникнуть только в случае, если рабочее место пользователя не готово к работе с электронной подписью. С этим связана значительная часть обращений в техподдержку. Система позволяет контрагенту давать допуск в личный кабинет своим сотрудникам — например, бухгалтерам для работы со счетами-фактурами и т.д.
Регистрация
Дальнейшая схема работы также максимально проста для каждой из сторон. Запрос документов по сделке, как и подписание договорной документации, осуществляется через выставление задач в нашей внутренней системе.
Запрос досье
После отправки клиенту какого-либо запроса или документов на подписание на его электронный адрес приходит уведомление о том, что в личном кабинете сформирована соответствующая активность. Со своего интерфейса клиент загружает в систему пакет документов, ставит электронную подпись, и мы можем рассматривать сделку. После этого договорная документация подписывается по маршруту «Поставщик – Клиент – Сбербанк Лизинг».
Действующий договор
Электронный документооборот в нашем случае не обязательно предполагает какие-то действия клиента от начала до конца. Можно подключиться к системе на любом этапе сделки. Например, клиент предоставил досье на бумаге, а потом решил подписать сделку в ЭДО — этот сценарий вполне можно реализовать. Точно так же клиенты, у которых со Сбербанк Лизинг заключен действующий договор лизинга, могут подключиться к E-Leasing, чтобы получать счета-фактуры в электронном виде.
Подсчитав экономический эффект от использования E-Leasing, мы предложили клиентам дополнительную скидку за использование сервиса. Оказалось, что отсутствие необходимости выезжать на подписание к клиенту и поставщику, а также распечатывать и сшивать договоры, в итоге снижает стоимость сделки (создание и сопровождение) на 18%.
Как будет развиваться проект
На данный момент E-Leasing работает стабильно, хотя и не безупречно. Механизм отправки электронных счетов-фактур для наших сотрудников еще недостаточно user-friendly. Проблема объясняется тем, что сама по себе эта процедура достаточно сложна, поскольку в ней постоянно задействован оператор ЭДО. Он выставляет квитанцию о том, что выдал счет-фактуру, менеджер эту квитанцию подписывает. Потом пользователь на другой стороне (клиент) подписывает извещение и квитанции, которые снова идут через оператора электронного документооборота. В следующих версиях мы постараемся сделать этот процесс более удобным. В «зоне развития» находится также достаточно актуальный для крупных клиентов функционал запроса документов мониторинга.
В ближайшие полгода мы планируем переезд системы на новую платформу, которая позволит оптимизировать работу с ЭДО, сделать более понятный и приятный пользователю интерфейс, расширить функциональность личного кабинета. А также добавить новые функции — от формирования запроса до просмотра документов по всем сделкам, которые клиент проводил через E-Leasing. Надеемся, что система, к которой уже сейчас активно присоединяются клиенты, поставщики и поручители, станет еще более удобной для всех.
Gorniv
А сколько людей работало над разработкой и внедрением этой системы?