Правительство с 2020 по 2022 годы планирует выделить около 44 млрд рублей на новый образовательный проект, который получил название «Цифровая среда». В следующем году из этой суммы планируется выделить 16,3 млрд рублей. Сам проект позиционируется как разработка информационного ресурса федерального масштаба, предоставляющий доступ гражданам к онлайн-курсам от разных образовательных онлайн-платформ. Таким образом, курсы будут предоставляться по принципу «единого окна».
Что касается бюджета проекта, то в 2021 году планируется выделить 16 млрд рублей, а в 2022 — 12 млрд рублей. Ресурс online.edu.ru предоставит гражданам бесплатный доступ практически ко всем материалам. К слову, в прошлом году команда проекта провела интеграцию ресурса с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В конце 2018 года пользователи могли найти на портале более тысячи онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся тогда составило 770 тысяч. В течение года на портале начали работать реестр онлайн-курсов, подсистема оценки материалов, а также личные кабинеты студентов, работодателей, образовательной организации и эксперта.
Кроме того, в РФ разрабатывается и еще один образовательный ресурс, который получил название интеграционная платформа непрерывного образования. Разница между этими двумя платформами в том, что первая нужна для получения дополнительного образования от разных организаций (совсем не обязательно высших учебных заведений), а вторая позиционируется как центр с академическими онлайн-курсами только от вузов, причем студенты одного из них могут без проблем получить доступ к курсам других.
Денис Солодовников, экс-замминистра по цифровому развитию в Минобрнауки, сообщил, что две функциональные платформы в единое целое объединить не получится — мешают «бюрократические рамки». Кроме того, авторы национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика» не смогли наладить полное взаимодействие.
По бюджету, Минкомсвязи в 2020 году должно получить около 93,2 млрд рублей. В 2021 году бюджет министерства будет увеличен до 135,8 млрд рублей, в 2022 — до 189,3 млрд рублей. На субсидии, которые предоставляются бюджетным, автономным и другим некоммерческим организациям в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в 2020 году планируется потратить 169,9 млн рублей. В 2021 году на эти же цели будет израсходовано 169,2 млн рублей, в 2022 году — 50,8 млн рублей.
Еще 32,6 млрд рублей выделят на закупку товаров, работ и услуг для государственных органов в 2020 году. В 2021 — 45,6 млрд рублей, в 2022 — 65,3 млрд. На федеральный проект «Информационная инфраструктура» в течение этих трех лет будет выделено 36,3 млрд рублей, 54,3 млрд и 74,1 млрд рублей соответственно.
По мнению представителей образовательного проекта «Цифровая среда», сейчас основная проблема онлайн-образования — недостаток качественного контента, который позволяет самостоятельно получать знания. Так, онлайн-курсы разрабатываются отдельными образовательными организациями, и либо предоставляются только собственным студентам, либо же выкладываются в общий доступ с условием оплаты — и она далеко не всегда доступна для всех.
Решение же, которое будет реализовываться в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», даст возможность собрать на одном интернет-ресурсе информацию о подавляющем большинстве качественных онлайн-ресурсов, которые пригодны как для формального, так и неформального образования. «Планируется, что в 2017 году появится новый интернет-портал, который объединит платформы онлайн-обучения. Это будет каталог онлайн-курсов, которые могут быть освоены как часть образовательной программы высшего образования или программы среднего профессионального образования. Например, одной из онлайн-платформ, курсы которых будут представлены на этом портале, станет «Открытое образование», – заявил Третьяков.
В настоящий момент Минобрнауки работает над формированием нормативной базы, которая нужна для создания в РФ современной цифровой образовательной среды. В несколько законодательных актов уже внесены изменения, которые находятся на согласовании. Так, был заново разработан приказ Минобрнауки от 5 апреля 2017 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Комментарии (33)
nckma
29.09.2019 20:31+3Эта статья может вызвать противоречивые чувства и тут нужна забота НЛО.
tvr
30.09.2019 10:45-1Денис Солодовников, экс-замминистра по цифровому развитию в Минобрнауки, сообщил, что две функциональные платформы в единое целое объединить не получится — мешают «бюрократические рамки». Кроме того, авторы национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика» не смогли наладить полное взаимодействие.
А вы друзья, как не садитесь…
Однажды лебедь, рак и щука…
Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет…
Крылов актуален, как никогда.
llia6an
29.09.2019 20:43А ещё можно например не отдавать ребёнка в школу, а потом в 9 классе сдать экзамены и получить аттестат, и это будет законно. Мне кажется нужно начинать со школ, а не с высшего или доп. образования.
dm9
29.09.2019 20:49Высшее проще реформируется, потому что ближе к бизнесу и реальным его потребностям.
terek_ambrosovich
30.09.2019 08:27Проще — не значит правильно и начинать с этого.
У меня дети, и я вижу, какая аховая ситуация с начальным школьным. Просто зияющая чёрная дыра. Начинать с высшего, когда с начальным и средним ужасно — глупо. Даже если (вероятность и так низка) что-то толковое и сделают.
Сейчас я вынужден покупать онлайн курсы (и нанимать репетиторов) для начального школьного. Иначе никак.Barabek
30.09.2019 09:03Чтобы делать толковое — у государства есть монополия на начальное образование. Результат вы описали. Тут остается надеяться, что сделав каталог с авторизацией, может хотя бы не навредят
M_AJ
30.09.2019 11:22А что не так с ним? Мне просто любопытно. У самого детей нет, но глядя на коллег, и то что изучают их дети — принципиально мало что изменилось с тех пор, как учился я сам.
terek_ambrosovich
30.09.2019 16:45Возможно, им повезло. Но в моём регионе (перебрал несколько школ) начальное образование меня просто расстраивает, после того, как я детально ознакомился с программой. Всё крайне сумбурно, несистемно. Информации много, нагрузка большая, но толку-то…
Программа английского вообще мрак (имхо).
Кроме того, «принципиально мало что изменилось с тех пор, как учился я сам» — это разве показатель?
Я не считаю, что моё начальное образование (из СССР, и неплохая школа считалась) нельзя улучшить. И этого, собственно, и ожидаешь, когда ведёшь своих детей в школу.
А пока по факту я просто сказал «приноси домой хоть двойки, с такой программой это не показатель», а учу его (по базовым программам) сам. Школа де-факто стала не для обучения, а для общения, социализации.M_AJ
30.09.2019 22:05Методика преподавания английского это тема о которую копья можно бесконечно ломать. В любом случае я считаю, что обычная общеобразовательная школа просто не может дать нужного количества языковой практики, и часов обучения в неделю.
Системность образования это тоже тема вокруг которой много споров, хотя бы потому, что многие немного по-разному её себе представляют. Тем не менее, наша система школьного образования как раз ещё поддерживает её в какой-то степени. Единенная моя существенная претензия по этой части, ещё с моих школьных лет, касалась преподавания истории, где её рвут на отдельные «истории» древнего мира, средних веков, нового времени и России. В результате чего ученики не воспринимают её как непрерывный процесс, а историю России не воспринимают, как связанную с мировой историей. Остальные по-моему вполне объяснимо вынужденым упрощением и тем фактом, что это все таки общее образование без специализации.
Sergey6661313
29.09.2019 21:39Миллион процентов что будет как с яндекс музыкой.
tvr
30.09.2019 10:40что будет как с яндекс музыкой.
А это как, расскажите?
Я её пробовал, ну более-менее, косяки были, но пользоваться можно. Хотя Apple music мне зашла лучше чем Гугл и Яндекс муззыки.
CheY
29.09.2019 22:13То есть выделяют сумму почти равную стоимости Coursera как компании на то, чтобы создать каталог бесплатных курсов? Причём не создавая сам контент, а просто разработав сайтик с авторизацией и ссылками? Штош…
DimanDimanyich
29.09.2019 22:40если 44 миллиарда взять в пачках по 5000 рублей и сложить одна на одну, то будет башня высотой 1056 метров и весить будет 8,8 тонн.
Oplkill
30.09.2019 01:21+1Почему так много тех кто не рад новости? Ведь дело правильное
Leon_aka_KoHb
30.09.2019 03:21-1Любое «правильное дело» в этой стране, к глубочайшей скорби, становится новыми машинами, дворцами и яхтами деятелей, делающих эти «правильные дела».
saege5b
30.09.2019 05:36Заходишь на курс, а он уже идёт, следующий — «мы вас оповестим».
Мне один раз оповещение, почти через год пришло.
Материалы выдаются мелкими порциями, а я хотел ребёнку на лето стянуть.
Сильно не хватает формата «вольного слушателя».
И оно выруливаться в ближайшее время не будет.
А недовольные всегда будут.
Barabek
30.09.2019 08:57Думаю, потому, что не согласны, что государство должно потратить 44 млрд бюджетных денег на сайт-агрегатор
maxim_ge
30.09.2019 10:55Согласно neorusedu.ru/about есть такие направления реализации проекта, помимо агрегирования:
- принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;
- создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;
- формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;
- создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;
- подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;
metric_ghost
30.09.2019 09:04Реальность говорит, что сначала нужно увидеть результат, а потом начинать радоваться. Всякие там спутники со школьными порталами не дадут соврать. Сейчас чему тут радоваться?
JekaMas
30.09.2019 12:06Потому что, например, поисковик Спутник. Нужное дело, миллиарды инвестиций от государства, но на деле ширма, а не работа. И ныне проект банкрот. А миллиарды-то ушли...
beduin01
30.09.2019 07:22Бесплатного и качественного контента и на ютубе полно. Тут целую орду чиновников планируют подключить к разработке и согласованию.
Надо понимать что на ресурсе те же лекции по политологии и истории будут одобрять исключено по принципу лояльности к режиму?
lamerok
Pluralsight по русски?
Vasily_T
А оно разве бесплатно?
lamerok
Да он платный, но по подписке MSDN пол года бесплатно.
fabervox
Чаще слышно о edX, Coursera. У pluralsight есть какие-то особенности, что именно он в качестве примера?