Сегодня стало известно, что частная компания Laros, главой которой является Олег Ларионов, собирается отправить в космос многоразовую ракету-носитель. Сделать это Laros планирует уже в следующем году, конструкция ракеты будет похожей на ту, что использует компания SpaceX.

По словам Ларионова, Laros разрабатывает целую линейку многоразовых ракет-носителей (РН) легкого класса. Они будут работать на смеси перекиси водорода и авиационного керосина. Доля водорода составляет около 90%. Первая версия ракеты получит название Laros PH-1, это будет одноступенчатый суборбитальный носитель с двигателем тягой 500 кг.

«Суборбитальную ракету-носитель мы планируем запустить в 2020 году. Эта ракета будет выводиться на высоту 120-130 км и нужна для отработки так называемой динамической посадки. То есть мы выводим ракету, разворачиваем и дальше сажаем ее, как это делает Маск», — сообщил Ларионов. Высота ракеты составит 17 метров.

Стартовать первая ракета будет с автомобильного прицепа большой грузоподъемности. Примерно такие платформы используются для пусков межконтинентальных баллистических ракет Ракетных войск РФ.

В настоящее время компания разрабатывает двигатели ракеты. Уже созданы экспериментальные образцы с тягой 20 кг на указанной смеси видов топлива. Образцы тестируются на мобильных стендах, практически все они были отпечатаны на 3D-принтере. Если тесты пройдут в плановом режиме, двигатель масштабируют до мощности 500 кг. Новому двигателю понадобится уже полигон, поскольку в случае аварии последствия будут масштабными.

Ларионов сообщил, что для перекачки в невесомости топлива в ракете применят электронасосы. Это конструкционная особенность ракеты, поскольку в других стартапах используется схема с наддувом газом, вытесняющим топливо из баков.

Бизнесмен сообщил, что разработка суборбитального носителя ведется исключительно на его собственные средства. После того, как суборбитальная ракета будет готова и проверена, компания начнет создание орбитальной ракеты-носителя Laros PH-2, которая будет выводить полезную нагрузку массой уже 200 кг на высоту вплоть до 400-500 км.

В сентябре глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что стоимость изготовления новой многоразовой российской ракеты-носителя с двигателем, который работает на метане, составляет около 900 млн рублей. Рогозин считает, что ее стоимость на треть ниже стоимости ракеты «Союз-2.1б», которая обходится бюджету в 1,28 млрд рублей. Правда, разработкой таких ракет ведомство заниматься не в состоянии, поскольку направляет свободные средства на погашение долгов. Ну а свободные средства вложены в программу финансового оздоровления центра Хруничева.

Рогозин также сообщил, что метановый двигатель дает возможность многократно использовать ракеты-носители.

Комментарии (60)


  1. devlind
    22.10.2019 17:47
    +16

    Всё, круто, я желаю им успеха, но кроме планов в статье ничего нет. Сколько таких стартапов провалилось на этапе «планов» — нет им числа. Одно дело сделать двигатель в гараже с тягой 20 кг (энтузиасты собирают реактивы в гаражах с тягой в пару кг), совсем другое с тягой уже в 500 кг и мало того ещё получить разрешение на его запуск. И такое в России делать, как мне кажется, как бы это по-мягче сказать, не особо то умно. Потому что даже если будет успех, то поднимется закономерный вопрос, как так у стартапа получается, а у Роскосмоса не получается. Можете считать что у меня шапочка из фольги, но мне кажется, что поднятие такого вопроса заинтересованные люди явно не допустят.


    1. AndrewAnswer00
      22.10.2019 21:31
      +3

      Не взлетит. И, как совершенно правильно сказал devlind, основные проблемы у проекта будут не технические (хотя и они будут), а именно административные. Откаты заинтересованным лицам в итоге похоронят проект.


    1. gohan
      22.10.2019 21:52
      +3

      Всё, круто, я желаю им успеха, но кроме планов в статье ничего нет.

      Давно заметил — все новости высоких технологий из зарубежья обычно идут в виде «вот результат, вот планы его улучшить», а все новости из страны сладких грёз обычно в виде: «Пока нет ничего, но зато мы планируем через N лет ого-го какие свершения!»

      Пруф:
      lenta.ru/news/2006/01/25/moon

      Ну это в 2006 обещали 2015-ый, а сейчас уже подвинули сроки совсем чуток. В 2034 строить начнут:
      ria.ru/20181201/1536930974.html

      Ждём что будут обещать в 2034-м.


      1. Victor_koly
        22.10.2019 22:17
        -5

        Просто в 2007 в РФ пришел кризис.


        1. amarao
          23.10.2019 09:50

          А lehman brothers банкротился в РФ? Или когда "у них" кризис, то это повод позлорадствовать, а когда "у нас" — благородное основание закопать все обещания?


          1. tegArt
            23.10.2019 10:18

            Мне кажется, что это был сарказм.


        1. ZverArt
          23.10.2019 09:52

          Он во все страны пришёл и не в 2007


        1. AllexIn
          23.10.2019 10:04

          Кризис приходит регулярно. И если долгосрочный план это не учитывает — он сразу обречен на провал.


      1. Elmot
        23.10.2019 00:49

        Надежный индикатор сладких грез — указание года, отстоящего на 1-5 лет вперед, и глаголы в будущем завершенном времени. Например,

        В 2018 году в России выйдет «отечественный iPhone» за $130


    1. yulai-b
      23.10.2019 11:20

  1. tvr
    22.10.2019 17:47
    +5

    Какие разносторонние товарищи, однако, в этом Ларосе
    И планер, и мотодельтаплан и пилотажник, и ракету.
    Пилотажник обещают уже в этом году, вот и посмотрим, как у них с реализацией планов громадья.


    1. sith
      22.10.2019 20:05
      +11

      На главной странице laros.ru

      В настоящее время важно и актуально сохранить лидирующие позиции нашей страны в области самолётостроения и ракетостроения.

      Либо они из далёкого прошлого, либо эта компания зарегистрирована в США.


      1. fougasse
        22.10.2019 20:08

        Ну, двигательную установку им румыны поставляют, судя по сайту.
        В США тоже продают они, кстати.


        1. tvr
          22.10.2019 21:33
          +5

          "Ну, двигательную установку им румыны поставляют".
          Вот это и называется "испанский стыд".
          Авиационные ДВС в Россию поставляет Румыния. Перечитайте это несколько раз. Вдумайтесь.


          1. fougasse
            22.10.2019 21:41

            Я не озвучиваю своё мнение, а лишь цитирую сайт.
            Пусть каждый решает сам как относиться к подобным фактам.


            1. tvr
              22.10.2019 22:08

              Цитировать сайт.
              Да, это нужно.
              Это просто необходимо, чёрт побери!
              А то мало ли на хабре неспособных прочесть оригинал.


              1. fougasse
                23.10.2019 10:24

                Я не думаю, что все переходили на сайт.
                Потому ваше возмущение мне не понятно.


          1. beeruser
            22.10.2019 22:55
            +1

            Всё нормально. Двигатель разработан в СССР. Просто кто-то просрал не все полимеры.

            вики

            авиационный поршневой двигатель М-14П (в конце 1960-х)[1]; был запущен в серийное производство в 1973 году


            1. AlexSky
              23.10.2019 08:24
              +1

              Ещё лучше.
              Авиационные ДВС, разработанные полсотни лет назад, в Россию поставляет Румыния.


      1. u_235
        23.10.2019 15:03

        Либо они из далёкого прошлого, либо эта компания зарегистрирована в США.
        И уж точно эта компания не зарегистрирована в Канаде, которой в освоении космоса совершенно нечем гордиться ни в прошлом, ни в настоящем.


        1. red_andr
          23.10.2019 19:04
          +1

          А при чём тут Канада то? И да, если вы не в курсе достижений Канады в космической отрасли, это не значит, что их нет. Например, вы знали, что Канада была третьей страной, после СССР и США, чей спутник появился на орбите? Или что канадский робототехнический комплекс Канадарм2 выполняет ключевую работу по сборке и обслуживанию МКС? Или что у Канады 40 функционирующих спутников на текущий момент? Сравните со 150 у России, которая великая космическая держава в пять раз больше по населению. Ну и напоследок, ещё одно уникальное канадское достижение, первый и единственный музыкальный клип снятый целиком в космосе:
          www.youtube.com/watch?v=KaOC9danxNo
          Согласен, это звучит забавно, но на самом деле Крис Хэдфилд сделал для популяризации космоса побольше, чем иная дюжина космонавтов и астронавтов.


          1. sith
            23.10.2019 20:14
            +1

            Вообще, на самом деле удивительно как такая малонаселённая страна как Канада сделала так много для космоса. Кроме всего прочего тут много обсерваторий и музеев связанных с исследованием космоса — в одном из них я даже трогал настоящий камень с Луны.

            Кстати, я был на его выступлении Криса в Ванкувере. Феноменальный человек — один из самых известных современных астронавтов.

            vk.com/wall18139132_5459


            1. striver
              23.10.2019 20:46

              Вообще, на самом деле удивительно как такая малонаселённая страна как Канада сделала так много для космоса
              Просто у вас там холодно, и людям нечем заняться. Если бы был доступ к дешевому сахару, то вместо космоса спокойно отдыхали в барах.


          1. striver
            23.10.2019 20:48

            Согласен, это звучит забавно, но на самом деле Крис Хэдфилд сделал для популяризации космоса побольше, чем иная дюжина космонавтов и астронавтов.
            Да, крутые видосы были от него. Михаил Корниенко тоже отличные видосы наделал. Год было чем заняться.


          1. u_235
            24.10.2019 17:10
            -1

            А при чём тут Канада то?
            Просто пример страны, чьи достижения в космонавтике надо усердно искать. А оказывается — лидер отрасли, не то что Россия.

            Позанудствую
            Канада была не третьей, а четвертой страной со своим спутником, который им вывели американцы. Действующих спутников у Канады около 30, а не 40. И Россия по населению больше Канады в четыре раза, а не в пять.


            1. sith
              24.10.2019 19:29
              +2

              Ещё усерднее нужно искать достижения Канады в авиации. Хотя, постойте, нет, не нужно: businessaircraft.bombardier.com/en

              en.wikipedia.org/wiki/Business_jet

              Market shares[edit]
              In 2015 the total airplane billing amounted to US$21.9 billion, and 718 business jets were delivered to customers across the globe: 199 (27.7%) by Bombardier Aerospace, 166 (23.1%) by Cessna, 154 (21.4%) by Gulfstream Aerospace, 120 (16.7%) by Embraer and 55 (7.7%) by Dassault Aviation.[10]

              In 2017, 676 business jets were shipped, led by Gulfstream with $6.56 billion for 120 aircraft, Bombardier with $5.2 billion for 140, Cessna with $2.87 billion (including propeller aircraft and 180 jets), Dassault with $2.42 billion for 49 and Embraer with $1.35 billion for 109.[11]


              1. u_235
                25.10.2019 17:16

                Да цифры впечатляют. Хотя, постойте, нет, не впечатляют: мы ведь тут за космос говорим, а не о самолетах.
                Кстати, о космосе. Как там дела с космодромом от Maritime Launch Services, достраивают?


                1. sith
                  25.10.2019 20:25

                  Мы говорим про (цитирую свой комментарий, на который Вы отвечали):

                  В настоящее время важно и актуально сохранить лидирующие позиции нашей страны в области самолётостроения и ракетостроения.

                  Да, и ещё по пути. Вы писали:
                  И уж точно эта компания не зарегистрирована в Канаде, которой в освоении космоса совершенно нечем гордиться ни в прошлом, ни в настоящем.

                  В Канаде не принято чем-то «гордиться». Тут это слово используется крайне редко (вообще не помню, когда слыхал его последний раз).


  1. lingvo
    22.10.2019 18:02

    орбитальной ракеты-носителя Laros PH-2, которая будет выводить полезную нагрузку массой уже 200 кг на высоту вплоть до 400-500 км.

    Это примерно соответствует характеристикам ракеты Electron, стоимость запуска которой составляет от 4,9 до 6,6 млн долларов США. Еще один конкурент — Пегас, который летает раз-два в год.


    Они действительно посчитали бизнес-план и думают составить им конкуренцию? Там количество запусков и так не очень велико.


  1. MooNDeaR
    22.10.2019 18:45
    +2

    Что ж, это будет просто подвиг, если у них получится. Лишь бы Laros не стал очередным BolgenOs...


    1. extremeEXIT
      23.10.2019 05:57

      Попов не менее амбициозные планы строил.


  1. saag
    22.10.2019 19:00
    +7

    Ничего у них не выйдет, не потому что они не смогут, просто к примеру была компания Даурия Аэроспейс, хотели они спутники запускать, в результате их спутники утопили, они оказались еще и денег за это должны, а основатель в Америке теперь, а тут ракеты пускать, когда дрона поднять уже проблема.


    1. DeadFine
      22.10.2019 19:44

      А «Даурия» уже всё разве? Помнится, Зелёный Кот там работал.


      1. amartology
        22.10.2019 22:08
        +2

        Зелёный кот там уже очень давно не работе, а компания находится юридически в процессе банкротства, а фактически уже больше года не существует.


        1. DeadFine
          24.10.2019 05:57

          Спасибо за информацию, думал, Даурия ещё жива.


          1. Valerij56
            24.10.2019 15:48
            +1

            думал, Даурия ещё жива.
            Михаил Кокорич признал попытку создать космическую фирму в России самой большой своей ошибкой, и сейчас создал стартап «Momentus Space» в Штатах, собирается строить разгонный блок — «автобус», который будет выполнят роль самой верхней ступени и «развозить» мелкие спутники по орбитам, а в перспективе, вероятно, займётся добычей воды на астероидах. На этот стартап запатентовал новый двигатель, который использует солнечные батареи и воду в качестве рабочего тела.


    1. ZverArt
      23.10.2019 09:55

      Ну справедливости ради — дрона в воздух поднять в развитых странах не просто. В Германии должна быть страховка на дрон + разрешение на взлёт, если рядом есть аэропорт (любой), а аэропорты малой авиации в Германии почти везде.

      Страховка, кстати, отличается от того как вы дрон будете использовать


  1. nerudo
    22.10.2019 19:16
    +7

    Вот когда запустит, тогда и поговорим (ц)


  1. metric_ghost
    22.10.2019 19:52
    +1

    Хотелось бы верить, но Лин передаёт привет.


    1. amartology
      22.10.2019 22:08

      Я сначала подумал, что это Лин с новыми инвесторами и есть)


      1. legolegs
        22.10.2019 22:28
        +1

        И правильно подумал, см ниже.


    1. legolegs
      22.10.2019 22:28
      +1

      Лин

      Это он и есть.
      «Лин Индастриал» на МАКС-2019
      image
      Из комента ниже:


      Руководитель ООО «КБ Ларос» — Ильинский Владимир Александрович

      Так что это просто оживление старого и хорошо знакомого в узком кругу любителей космонавтики стартапа.


      1. Belking
        23.10.2019 06:15

        Лин Индастриал был куплен «главным космическим визионером всея РФ» Ольгой Алией Прокофьевой же? Как то совсем всё запутано получается… ЛАРОС, получается, группа ренегатов, посчитавшая, что кроме красивой обложки Галактика ничего не даст, и ушедшая в новую компанию?


  1. dim2r
    22.10.2019 20:00

    ё-мобиль возвращается )))


  1. NoRegrets
    22.10.2019 20:32
    +7

    Как тебе такое, Илон Маск?
    Как меня достало уже это видеть этот мем. Особенно когда речь идет либо просто о планах, либо о чем-то совершенно обыденном. Я сегодня поел, как тебе такое, Илон Маск? И еще поспал, как тебе такое, Илон Маск? Планирую закрыть пару тасков, как тебе такое, Илон Маск? Ты там еще не заикаешься, Илон Маск?


    1. ittakir
      22.10.2019 21:00
      +2

      Полностью согласен. Вот реально, сначала создайте хоть что-нибудь стоящее, потом уже зовите бедного Маска.
      Форум в Краснодаре — сборище непойми кого. Самое крутое чем могли похвастаться — установили на комп машины ОС на основе Unix, FreeBSD и Solaris (что уже намекает на адекватность).
      Вот очередные планы создать полноценную ракету в следующем году, когда у самих на стенде только маленький движок.
      Роскосмос Луну заселяет уже который год. Еще с 2010, кажется, там должна была быть Российская база…

      Ну хоть что-нибудь сначала сделайте на самом деле, а не на бумаге! Не отвлекайте занятого человека.


      1. Valeratal
        23.10.2019 10:46

        Маск — предприниматель. Логично, что его позвали на форум по предпринимательству.


    1. quwy
      23.10.2019 07:01

      Вы просто не уловили сарказм-составляющую этого мема. Он применяется именно в том контексте, что сделано что-то в лучшем случае просто обыденное, а зачастую — глупое, низкотехнологичное, преступное.

      Типа открыть с помпой и перерезанием ленточек автобусную остановку — это тебе не какую-то жалкую ракету в космос запустить.


    1. red_andr
      23.10.2019 19:07

      Кстати, насчёт поспать, Илон признавался, что для него это проблема. Реально некогда спать. Так что да, скорее всего он искренне завидует тем, кто может спокойненько пообедать так по паре часов и хорошенько выспаться.


  1. Gryphon88
    22.10.2019 21:09
    +3

    1. Все новости от 2019 года, лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники от 13 марта 2019г. Сайт по whois зарегистрирован в 2004. Если искать по ИНН из лицензии, дата регистрации: 26.09.2013
    2. Если верить этим источникам (1,2), то там работает 1 человек и деньги практически не крутятся.
    3. Ларионов учредитель, а не руководитель. Он руководитель ТСЖ «ТРИУМФ-ПАЛАС». Руководитель ООО «КБ Ларос» — Ильинский Владимир Александрович, учредитель 2 «федераций самолётного спорта» и 1 «федерации планерного спорта».
    4. Ни слова ни про испытательные стенды, ни где делать будут, ни что сделано — летающую ракету, даже геодезическую, за год с нуля не построить.

    Расходимся?


    1. tvr
      22.10.2019 21:38
      +1

      "Расходимся?"
      Нее, ожидаем рисованных новостей о анало-говнетном прорыве в завтрашнее дно. А может и глубже.


  1. numitus2
    22.10.2019 21:36

    Мне кажется что в разделе космонавтика на 10 статьей со словом «собираются» приходится только 1 со словом «запустили»


  1. fougasse
    22.10.2019 21:46
    +1

    Ну, как говорится, миллениалы решили полететь в космос и изобрести ракету в гараже.
    При чём тут Маск, спросите вы?
    А иначе хайпа не будет и эта, с позволения сказать, новость просто утонет в потоке сообщений о подобных прожектах.
    Уже были же ребята, которые движок прожигали где-то в гаражах на окраине Москвы, вроде.
    А тут дела еще туманнее, а сроки еще нереалистичнее.
    Рога и Копыта очередные под отмыв бабок, ИМХО.


    1. beeruser
      23.10.2019 00:15

      >> Уже были же ребята, которые движок прожигали где-то в гаражах на окраине Москвы, вроде.

      Это они и есть
      habr.com/ru/post/414355


  1. Victor_koly
    22.10.2019 22:06

    Они будут работать на смеси перекиси водорода и авиационного керосина. Доля водорода составляет около 90%.


    Как я понимаю, H2O2 тут как окислитель и про долю водорода странно говорить.
    Хотя, потом это как «смесь топлива».


  1. mSnus
    23.10.2019 02:53

    Сайт ТАСС в качестве источника — это желтее некуда. Там и не такие новости висят:


    "Беспилотные автомобили с системой искусственного интеллекта, где внедрены видеокамеры с оборотом 360 градусов, разрабатываются в России. "


    С оборотом! Видимо, в синюю мигалку встраиваются и вертятся там, вертятся...


    "Специальные очки с видеоинформацией разрабатываются для российских полицейских. Представитель компании-разработчика рассказал, что в очки может транслироваться не весь видеопоток, а только тревожные кадры"


    Что уж там про возвращаемую ракету через год… Мелочи!


  1. Andy_Big
    23.10.2019 04:46

    Почему-то подумал, что у владельца компании ЛАРОС ЛАРионова Олега отчество должно начинаться на С. Оказалось — Степанович :)

    Стартовать первая ракета будет с автомобильного прицепа большой грузоподъемности. Примерно такие платформы используются для пусков межконтинентальных баллистических ракет Ракетных войск РФ.

    А неплохой такой автомобильный прицеп. Газелью таскать будут?
    image
    Уже созданы экспериментальные образцы с тягой 20 кг на указанной смеси видов топлива. Образцы тестируются на мобильных стендах

    Ждем появления еще одной новости о пробитой осколком двигателя бытовке за близлежащим забором и пострадавшем рабочем, находившимся в этой бытовке?


    1. QDeathNick
      23.10.2019 11:16

      500 кгс может и не близлежащий пробить.


  1. Rapasantra
    23.10.2019 13:09

    Чтобы производить и запускать ракеты нужно переезжать в другую страну. Здесь можно стартовать, то есть сделать зерно и уже это зерно посадить в благоприятную почву. Российская почва всходов не даёт


  1. red_andr
    23.10.2019 19:16

    На самом деле компания эта выглядит как стартап, которому надо наделать много шума в СМИ и соцстях, чтобы повалили инвесторы. А ещё лучше чиновники перераспределяющие потоки государственных средств. Реально же у них ничего нет. Единственная разработка — спортивный пилотажный самолет «ЛАРОС-31», кстати говоря базирующийся на Су-31, ещё на стадии проекта. На прошедшем МАКС-2019 они показали только кабину от него. Обещают полететь до конца года, но пока не ясно есть ли вообще хотя бы один опытный экземпляр. Инсайдеры утверждают, что главный конструктор на котором всё держалось, ушёл из фирмы, а расчёты показали, что производство самолётов этого типа в России вообще нерентабельно. А тут целая многоразовая ракета! Короче, дайте Маску отдохнуть от новостей из РФ.