Кто из нас не хотел бы учиться быстрее и с лету запоминать новую информацию? Исследователи связывают сильные когнитивные способности с множеством факторов. Они определяют не только способность к запоминанию, но и качественную жизнь — здесь приводится успешная карьера, активная социализация и возможность просто интересно проводить свободное время.

Не всем везет родиться с фотографической памятью, но это не повод отчаиваться. Предпринять что-то в такой ситуации можно. Кто-то заучивает «Евгения Онегина», другие скупают пособия и сборники со специальными упражнениями. Третьи — все чаще обращают внимание на приложения, которые обещают своим пользователям феноменальные результаты, если те готовы ежедневно выделять 10-15 минут на упражнения. Расскажем, на чем основаны эти тренажеры, и чего от них ждать.


Фото: Warren Wong / Unsplash.com

Как мы запоминаем


Серьезные академические исследования этого вопроса начались со второй половины XIX века. Честь одного из ключевых открытий в этой области принадлежит немецкому профессору Герману Эббингаузу. Именно его находки по сей день используют в системах улучшения памяти.

Эббингауз исследовал глубинные процессы памяти, существующие вне зависимости от контекста. Это отличает его работу от изысканий того же Фрейда. Отец психоанализа изучал, почему мы забываем неприятные нам вещи или формируем не всегда правильные, но чаще «удобные» воспоминания. Эббингауз — занимался механической памятью. Она работает на основе повторения материала.

Поэтому в своих экспериментах ученый заучивал последовательности слогов из трех букв (одна гласная между двумя согласными — «ЗЭЦ», «МЮЩ», «ТЫТ»). Обязательным условием было то, чтобы эти сочетания не образовывали осмысленные слова и не напоминали их. По этой причине, например, он бы забраковал «БУК», «МЫЩ» или «ТЯН». В одно и то же время дня Эббингауз зачитывал цепочки таких слогов вслух под счет метронома. Далее он отмечал, сколько повторений требуется, чтобы безошибочно воспроизвести последовательность.

Результатом этих трудов стала «кривая забывания». Она отражает ускользание информации из памяти с течением времени. Это не фигура речи, а реальная зависимость, которую описывает формула.

, где b — доля оставшегося в памяти материала (в %), а t — прошедшее время (в минутах).

Стоит подчеркнуть, что результаты этой работы удалось позже подтвердить. В 2015 году ученые воспроизвели эксперимент Эббингауза и добились приблизительно таких же показателей.

Открытие Эббингауза позволило сделать сразу несколько заключений о механической памяти. Во-первых, ученый обнаружил, что мозг пытается найти что-то знакомое даже в нарочито бессмысленном материале. Во-вторых, информация ускользает из памяти неравномерно — в первый час «уходит» больше половины материала, через десять часов человек может вспомнить только треть, а то, что не забудется через неделю, скорее всего у него получится вспомнить и через месяц.

Наконец, самый важный вывод — над запоминанием можно работать, периодически возвращаясь к заученному ранее. Этот метод получил название интервальных повторений. Его впервые сформулировал в 1932 году британский психолог Сесил Алек Мейс в одной из своих книг.

Повторяй с умом


Хотя исследователи доказали эффективность техники с повторением еще в 30-х, широкую популярность она получила лишь через 40 лет, когда немецкий ученый Себастьян Лейтнер применил ее для обучения иностранным языкам. Его книга «Как научиться учиться» (So lernt man lernen, 1972) стала одним из популярных практических руководств по психологии обучения.

Главное условие, предложенное Лейтнером, состоит в том, чтобы каждый следующий интервал перед очередным повторением материала был больше предыдущего. Величина пауз и динамика их увеличения могут быть разными. Интервалы «20 минут — восемь часов — 24 часа» обеспечивают эффективное краткосрочное запоминание. Если нужно помнить что-то на постоянной основе, возвращаться к такой информации нужно регулярно: через 5 секунд, затем через 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 1 час, 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней, 4 месяца, 2 года.


Фото: Bru-nO / Pixabay.com

В 70-х Лейтнер предлагал использовать карточки, на которых записывали значения иностранных слов. По мере запоминания материала карточки перемещали из группы с самыми частыми повторениями к более редким. С появлением компьютеров и специализированного ПО суть процесса не поменялась.

В 1985 году польский исследователь Петр Возняк (Piotr Wozniak) выпустил программу SuperMemo. Она стала одной из передовых программ для запоминания. Решение существует и по сей день, а его алгоритмы получили применение во многих альтернативных приложениях.

Софт Возняка позволяет работать фактически с любой информацией, поскольку есть возможность добавления данных. Далее программа будет отслеживать «кривую забывания» для отдельных карточек и формировать из них очередь по принципу интервальных повторений.

В последующие годы вышли всевозможные аналоги SuperMemo и авторские варианты систем для развития навыков запоминания. Многие такие программы доказали свою эффективность на практике — об этом мы говорили в более раннем хабрапосте. Но, увы, последовала и критика.

Ложка дегтя


Как бы ни были полезны лейтнеровские карточки для изучения иностранных языков, запоминания математических формул или исторических дат, ученые не находят подтверждений тому, что тренировка памяти на какой-либо отдельной теме улучшает общую способность запоминать.

Еще нужно понимать, что бороться с ухудшениями когнитивных способностей, будь то из-за травмы, какого-либо заболевания или возрастных изменений, такие программы также не помогают.


Фото: Bru-nO / Pixabay.com

В последние годы эта тема нередко сталкивает между собой экспертов. И как можно прочитать в открытом письме, под которым в 2014 году подписались десятки именитых научных деятелей, большинство таких систем, в том числе и различные интеллектуальные игры эффективны только в рамках тех задач, которые сами и решают, но не могут способствовать общему улучшению «качества» памяти. С другой стороны, на эти «обвинения» дают ответ оппоненты и спор продолжается.

Но как бы то ни было, в результате последовавших разбирательств как минимум один разработчик «мозговых тренажеров» был вынужден скорректировать формулировки.

В 2016 году Федеральная торговая комиссия США обязала Luminosity заплатить $2 млн за некорректную рекламу. Регулятор пришел к выводу, что компания сыграла на страхе публики перед возрастными изменениями и вселила пользователям ложные надежды. Теперь свои сервисы проект продвигает как инструменты для «раскрытия потенциала человеческого мозга».

Дальнейшие исследования по теме все больше склоняются к тому, что некоторый эффект от ежедневных упражнений все-таки есть, но скорее всего решение головоломок на смартфоне не повысит вашу усидчивость, как бы ни были убедительны некоторые мобильные тренажеры.

А запоминание иностранных слов с помощью такого ПО поможет хоть как-то заговорить на новом языке в лучшем случае через год или два. Поэтому всем, кто хочет улучшить свою память, стоит обратить дополнительное внимание не только на «инструменты» для запоминания, но и сфокусироваться на нужной вам сфере компетенций и не упускать из вида факторы, влияющие на ваше внимание, способность концентрироваться и готовность организма к образовательным нагрузкам.

Дополнительное чтение:


И еще: