Делимся рассказом о развитии технологического проекта WARMR, которым продолжает заниматься один из студентов Университета ИТМО. Вместе с ним обсуждаем идею, первые эксперименты, новый подход к изготовлению умной одежды и планы на будущее.

Идея и прототип

Как рассказывает Олави Сийкки, студент магистратуры факультета технологического менеджмента и инноваций, идея проекта появилась давно: «Я жил и учился в небольшом финском городке, где практически не было общественного транспорта, поэтому все — по большей части — пользовались велосипедами или автомобилями. К сожалению, когда я проходил бакалавриат, у меня украли машину, и пришлось пересесть на велик и самокаты. Последние виды транспорта в Финляндии используют в любую погоду и даже зимой, когда дискомфорт от холода, казалось бы, должен перевешивать удобство передвижения таким способом. Получилось так, что у меня был технический бэкграунд и я подумал, почему бы не помочь любителям городской мобильности с подогревом одежды и отдельных элементов их транспортных средств».

Однако на тот момент опыта изготовления чего-то подобного у основателя проекта и его коллег не было. Эту область пришлось освоить с нуля. Основная сложность состояла в том, чтобы точно передать все необходимые нюансы в техническом задании, по которому подрядчик изготовит прототип, а потом — протестировать образец, оценить недостатки и принять решение о дальнейшем развитии начинания. «Нам не повезло с поставщиками. Отправили ТЗ, а получили ужасный продукт — батарейка была приделана в кармашек, пристегнутый самым обыкновенным степлером на скрепки. Как только я решил протестировать прототип и включил его, он загорелся. Хорошо, что не в момент использования», — делится впечатлениями Олави Сийкки.

«После этого «эксперимента» мы занялись элементами сами. Сидения пошили в ателье недалеко от корпуса Университета ИТМО на Кронверкском проспекте. Они получились намного лучше, хотя на тот момент там и не было каких-то интересных технологий».

Университет и переход на одежду

В магистратуре Олави Сийкки продолжил развивать решения для микромобильного транспорта — по его словам, во время весеннего карантина этот рынок заметно вырос. Однако в итоге он переключился на производство одежды, как только понял, что может заручиться поддержкой партнера по производству — Red Fox. Инициативу поддержал и Антон Гопка, декан факультета #itmotech. Он оценил прототипы и помог перейти к изготовлению новых версий с использованием печатной электроники. В свою очередь, Олави Сийкки, он старался использовать все возможности, которые дает Университет ИТМО, и часто тестировал образцы в лабораториях.

«Печатная электроника начинается с паст. В лаборатории мы их производим, берем ткань, вырезаем трафарет, выкладываем на ткань, запекаем и следим за характеристиками. Уже потом, когда мы все изучили [как лучше наносить, комбинировать слоями и так далее], идем на более автоматизированные принтеры.

После лабораторного исследования мы передаем образцы на производство печатной электроники, после этого — впаиваем микроконтроллеры в ткань, соединяем, части ткани везем на производство, где из них делают одежду. Процесс длинный, все начинается с исследования, потом — печатная электроника, после — микроэлектроника и затем только одежда. Наша команда занимается абсолютно всем помимо последнего пункта в этом списке», — объясняет основатель WARMR.

По его словам, существенное число конкурентов продолжали, да и сейчас выпускают одежду на основе достаточно старых технологий: не все модели с подогревом можно отдавать в химчистку или стирать дома, другие неудобно носить из-за тяжелых элементов и их расположения.

Отойти от подобных сложностей и выделиться в своей нише Олави Сийкки решил за счет функциональных полимеров — токопроводящих чернил, которые закрепляются в структуре ткани: «У нас применяется суперлегкая краска (полимеры). Печатные элементы — супергибкие и энергоэффективные. Они не требуют батареек и громоздких аккумуляторов — хватает одного пауэрбанка. Получается, что в нашей одежде нет огромного количества проводов, соединенных с разрозненными элементами, поэтому с курткой можно делать все что угодно — стирать, гладить, не бояться внешнего воздействия. Плюс — мы можем предложить равномерный нагрев. У конкурентов есть места перегрева — например, на сгибах, где есть опасность возгорания».

Что дальше

Основатели проекта считают, что сегодня сложно кого-либо удивить комбинацией гаджетов и одежды. Умные куртки, которыми занимается WARMR, становятся нормой. Однако в этой области еще есть, куда стремиться с точки зрения развития технологий и пользовательского опыта.

«Сейчас мы разрабатываем приложение для управления одеждой — температурный режим можно будет быстро поменять при спуске в метро и в других ситуациях.

Плюс — мы хотим оснастить одежду целым спектром функций. Например, предусмотреть опцию вызова экстренных служб при падении и возможность климат-контроля в зависимости от окружающей среды (стоим на склоне, дует ветер, можем включить обогрев передней части куртки и так далее)», — объясняет Олави Сийкки.

Проект пока не привлекает внешние средства, но задумывается о долгосрочных инвестициях. Основная бизнес-модель WARMR — это B2B-контракты. В качестве примера команда говорит о сотрудничестве с Red Fox и интересе со стороны Газпромнефти. С точки зрения производственных возможностей, в месяц команда может готовить около двух тысяч комплектов электроники, в том числе и разборных — эта задача проще интеграции в одежду.


Другие стартапы «из Университета ИТМО»:


Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре: