Идея подружить интернет и телевизор возникла в конце 1980-х годов, но потребовалось около десяти лет, чтобы создать работающее устройство. В 1996 году Стив Перлман, выходец из Apple, разработавший большинство ранних мультимедиа-технологий Macintosh, включая QuickTime, представил первое в мире коммерческое устройство, превращающее телевизор в оптимизированный для работы с интернетом дисплей.

Еще через десять лет в Hewlett-Packard создали телевизор SLC3760N MediaSmart. Устройство стоимостью $2199 могло без дополнительного цифрового медиа-адаптера отображать фотографии и видео, передаваемые в потоковом режиме по сети. MediaSmart TV стал первым полноценным умным телевизором.

Сегодня практически все телевизоры на рынке можно назвать умными. Они способны подключаться к интернету, загружать приложения и потоковое видео, обновлять программное обеспечение. Фактически телевизоры достигли будущего, предвосхищенного фантастами XX в., а местами и превзошли его. Но прежде чем стать медиа-комбайном телевизионный приемник прошел тернистый путь.

Этап 1: умное ТВ из 1990-х



Источник

В романе «451 градус по Фаренгейту» человечество, жаждущее «легких развлечений», проводило время за просмотром «телевизионных стен» и миниатюрных переносных экранов. Собственно, до появления интернета обычные телевизоры принимали сигнал только от антенны или другого аудио- или видеоисточника (например, видеомагнитофона).

В 1995 году, когда глобальной сетью пользовались менее 40 млн человек, которые могли заходить на 23,5 тыс. сайтов, Стив Перлман с двумя соучредителями основали компанию WebTV Networks. В основе стартапа лежала простая идея: «переупаковать» интернет, чтобы он был адаптирован для ТВ. На практике это означало возможность заниматься серфингом в интернете по телевизору с помощью пульта и не зависеть от компьютера.


В 1996 году компания в партнерстве с Philips и Sony представила WebTV. С помощью данного устройства можно было просматривать оптимизированные для телевизора веб-сайты. Стоимость его составляла примерно $400. WebTV мог открывать интернет-страницы, загружать новости, показывать телевизионные программы, а также передавать музыку в потоковом формате Dolby RMF.

С первого дня существования этого устройства компания столкнулась с двумя принципиальными проблемами:

  • низкая скорость работы (устройство оснащалось модемом 56 кбит/с, процессором 112 МГц и 8 Мб ОЗУ);
  • большинство страниц в интернете не были оптимизированы для WebTV.

С решением первой проблемы должен был помочь бурный рост IT-технологий и развитие каналов связи, а вот решение второй полностью зависело от популярности устройства. Перлман полагал, что чем больше пользователей будет у WebTV, тем чаще веб-разработчики станут обращать внимание на новую аудиторию.

Разглядев потенциал идеи, в 1997 году компания Microsoft выложила за WebTV Networks $425 млн. Через год у приставки было 250 тыс. пользователей, а к декабрю 1999 года — уже 900 тыс. Но даже такой аудитории не хватало, чтобы коренным образом изменить ситуацию с адаптацией — разработчики не торопились создавать специальные телевизионные версии своих сайтов.

К 2001 году обострилась проблема софта WebTV — он безнадежно отстал от возможностей браузеров Netscape Navigator и Internet Explorer. В Microsoft не хотели расставаться с перспективной идеей и попытались реанимировать проект. Платформа сменила название, превратившись в MSN TV, и стала распространяться среди подписчиков MSN.


Источник

В 2004 году Microsoft предприняла последнюю попытку спасти наследие WebTV, выпустив MSN TV 2 со значительно улучшенными характеристиками. По сути это был уже полноценный компьютер с Internet Explorer на борту.

Однако гвозди в крышку гроба забили уже сами телевизоры — их экраны к тому моменту безнадежно отстали от возможностей дисплеев настольных ПК. Удивительно, но MSN TV 2 продержался до 2013 года: проект закрыли спустя семь лет после появления настоящего Smart TV.

Этап 2: первый Smart TV



Источник

Приставка Web TV стала первопроходцем, оставаясь единственной платформой в своем классе на протяжении всего существования. Однако отдельные идеи, заложенные основателями в проект, подхватили другие компании.

«Призрак» Web TV можно встретить в консолях Xbox компании Microsoft. Часть оригинальной команды разработчиков помогла реализовать просмотр веб-страниц на ТВ в Xbox (2001 г.), в Xbox 360 (2005 г.) и в Xbox One (2013 г.).

Игнорирование спроса на услугу было бы ошибкой для бизнеса, и уже в 2006 году HP представила 37-дюймовый ЖК-телевизор Mediasmart SL3760, оснащенный на тыловой стороне специальным цифровым медиаадаптером.

Родное разрешение телевизора — 1366х768. Он мог отображать фотографии, альбомы и видео, транслировать музыку и радио, работать через Ethernet 10/100 и сеть 802.11a/b/g. Недостатком Mediasmart был его дизайн — необходимо было подключать кабели, включая HDMI, от одной части телевизора к другой (адаптеру).


Источник

Через два года в smart-гонку включился Samsung, представив Pavv Bordeaux TV 750. Телевизор корейского производства мог показывать новости, погоду, цены на акции и демонстрировать видео на YouTube. Пользователи также могли подключить к телевизору ПК и флешки.

Этап 3: умный дом, зеркала и окна


В 2010-е годы идея превратить телевизор в нечто большее, чем просто дисплей, захлестнула умы производителей. Например, предлагали сделать телевизор точкой доступа для предоставления медицинских услуг, которая могла бы демонстрировать медицинские отчеты, собирать и отображать данные с биомедицинских датчиков, напоминать о приеме лекарств, а также следить за диетическими привычками пациента.

В реальности же новые технологии принесли новые проблемы. Оказалось, что производитель умных телевизоров может удаленно лишить пользователя всех развлечений, если заметит нарушение глобальных корпоративных стандартов.

Среди самых противоречивых технологий Smart TV нового поколения — система автоматического распознавания контента. Такие компании, как Inscape стали использовать метод снятия визуальных отпечатков для распознавания контента, воспроизводимого с телевизора, чтобы формировать персональные рекомендации по видео и подбирать релевантную рекламу. Причем не всегда этот процесс проходит прозрачно и с согласия пользователя.

Smart-устройства обросли новыми функциями, но, к сожалению, пользователи не уделяют достаточного внимания безопасности. Хакнуть Smart-телевизор проще, чем обычный ПК. Через телевизор можно собирать персональные данные (особенно если модель оснащена встроенной камерой с системой распознавания лица и микрофон) или получить доступ к локальной сети дома.


Источник

Нельзя сказать, что новые фичи Smart TV несут в себе потенциальные угрозы. Есть и положительные проекты. Отдельные из них особенно востребованы в условиях глобального карантина. Так, компания EyePlus предложила использовать 46-дюймовый телевизор высокой четкости для имитации окна с различными видами — например, на мост Золотые Ворота, на Гранд-Каньон, на Ниагарский водопад, на пляж или космос.

EyePlus также оснащен оптическими датчиками, с помощью которых отслеживает местоположение зрителя и направление его взгляда. Благодаря этому он изменяет масштаб, угол обзора и панораму пейзажа. Результат выглядит так, будто он находится за пределами вашего окна, что обеспечивает дополнительную интерактивность.


Похожий проект развивает Clear View Innovations. Здесь с обратной стороны расположено окно, функционирующее как телевизор. Window TV представляет собой полупрозрачный HD-дисплей, встроенный в фиксированную оконную панель. Компания известна и другими разработками: зеркалами со встроенными ТВ-панелями и водонепроницаемыми телевизорами для использования в ванной комнате.

Еще в 2012 году на выставке CES компания Samsung показала свою вариацию SmartWindow — прозрачный сенсорный дисплей, на котором с помощью прикосновения руки можно менять «вид из окна». Умный телевизор в режиме «электронных жалюзи» регулирует интенсивность поступающего в комнату света вплоть до полного затемнения. Можно также использовать его в качестве зеркала.

Постэтап: будущее



Источник

В 2019 году рынку представили 75-дюймовый модульный дисплей The Window, состоящий из десятка microLED-плиток. Этот телевизор можно адаптировать ко всем помещениям дома — от маленькой кухни до длинной стены спальни. При этом видеоконтент масштабируется от размеров одной плитки до всей поверхности видеостены. Единственный фактор, сдерживающий массовый спрос на данное устройство, — его цена: за телевизор будущего придется отдать от $16 тыс. до $300 тыс.

Интересно, что сама технология MicroLED, которой сейчас пророчат стать основой всех телевизоров будущего, была разработана еще в 2000 году. Технология MicroLED во многом похожа на уже известную OLED. Разница в том, что в качестве пикселей на подложке используются не органические светодиоды, а миниатюрные (1/10 толщины волоса) диоды на основе нитрида галлия — каждый диод работает как отдельный пиксель. Благодаря этому телевизоры имеют яркость на уровне 1600 нит, могут отразить идеальный черный цвет, сделать высокий отклик и значительно снизить энергопотребление.

***

Smart-телевизоры становятся все технологичнее и доступнее. Они адаптировались для показа видео высокой четкости со стриминговых платформ, для игр и социальных сетей, для подключения сторонних устройств, голосовых ассистентов и для управления целым домом. Вероятно, уже скоро телевизоры смогут заменить окна, зеркала, няню, медсестру, и, возможно, друзей — технологии невероятного будущего постепенно перестают быть просто концептуальными идеями и очень дорогими проектами для выставок, переходя в разряд серийных коммерческих проектов.

Интересно, что сказал бы по этому поводу Брэдбери?