Машину какой марки вы водите?
Различные исследования (о которых пойдет речь в этой статье) выдвигают предположение, что марка автомобиля является ярким показателем того, насколько грубый водитель сидит за рулем транспортного средства.
Другими словами, считается, что самые грубые водители сидят за рулем автомобилей определенных марок. При этом мы имеем дело с дилеммой, похожей на вопрос про курицу и яйцо – грубые водители предпочитают водить машины определенной марки, или эти марки притягивают грубых водителей? Никто не может сказать наверняка.
Некоторые даже считают, что водители становятся более грубыми, когда сидят за рулем машин определенных марок.
Может быть, в повседневной жизни вы – самый вежливый из водителей, но как только вы садитесь за руль такой машины, вы сразу преображаетесь.
Ваша честь, машина, на которой я ехал, заставила меня ехать быстро и яростно (не уверен, что судья позволит вам уйти от ответственности с такой формулировкой).
Какие марки авто провоцируют грубость на дорогах?
Существует исследование британских водителей, в котором владельцы Audi были названы самыми грубыми, за ними следовали BMW, Range Rover, Mercedes, VW и другие бренды.
Другое (более широкое) исследование показало, что водители BMW считаются самыми грубыми, за ними следуют владельцы Ford, Audi и других марок.
Еще одно исследование, основанное на происшествиях, предположительно связанных с неосторожным вождением, показало бренды и марки, составляющие топ-10 самых «безрассудных»:
- Mazda MX-5 Miata
- Hyundai Genesis Coupe
- Isuzu Rodeo
- Nissan 370Z
- Chevrolet K1500
- Cadillac ATS
- VW CC
- RAM 1500
- Saturn L200
- Dodge Challenger
Понимаю, некоторые из вас будут расстроены попаданием под стереотип о грубом вождении только из-за марки вашей машины.
Дело во всех этих идиотах, которые водят как попало, а вы всего лишь реагируете на их действия.
Или, возможно, вы – исключение из правила. Вы владеете машиной, которая считается магнитом для хамства, но именно вы себя так не ведете. Вы добрый и вежливый водитель.
Если подумать, то вся эта концепция может быть в корне неверна.
Предположим, что все водители автомобилей примерно одинаковы по грубости, а СМИ чувствуют, что некоторые автомобильные бренды привлекают грубых водителей. Иными словами, вы обращаете особое внимание, когда грубое действие совершает водитель автомобиля, по которому прошлись СМИ, в то время как вы игнорируете столь же грубые поступки водителей машин, о марках которых ничего не писали.
Конечно, вся эта тема может показаться чересчур академичной, поскольку вы можете задаться вопросом – а какая разница?
Водители будут ездить так, как они хотят.
Имеет ли значение тот факт, что грубые водители могут склоняться к выбору определенных марок?
Возможно, имеет.
Когда родители учат своего ребенка вождению, они предупреждают его о том, что нужно быть особенно осторожным рядом с машинами определенных марок. Так молодой водитель узнает, что когда к нему подъезжают машины этих марок, их с большей вероятностью подрежут (или произойдет что-либо подобное).
Правильно это или или нет, но правило кажется полезным.
В наше время возникает интересный вопрос: должны ли полностью беспилотные автомобили, основанные на ИИ, знать о том, водители каких марок более склонны к грубости, и если да, то пойдет ли это на пользу технологиям беспилотного вождения?
Давайте разбираться.
Уровни автономности автомобилей
Важно уточнить что я имею в виду, когда говорю о полностью беспилотных автомобилях с ИИ.
Настоящие беспилотные автомобили – это транспортные средства, в которых ИИ осуществляет управление самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны человека.
Такие транспортные средства относят к 4 и 5 уровням, в то время как автомобили, которые требуют участия человека для совместного вождения обычно относят к 2 или 3 уровню. Автомобили, в которых вождение осуществляется с помощью человека называют полуавтономными, и обычно они содержат множество дополнительных функций, которые относят к ADAS (продвинутые системы помощи водителю).
Пока что не существует полностью беспилотного автомобиля 5 уровня. На сегодняшний день мы даже не знаем удастся ли этого достичь, и сколько на это потребуется времени.
Тем временем, в области 4 уровня ведутся работы. Проводятся очень узкие и выборочные тесты на дорогах общего пользования, хотя ведутся споры о допустимости таких испытаний (некоторые считают, что люди, участвующие в тестах на дорогах и шоссе, выступают как морские свинки, которые в каждом испытании могут как выжить, так и погибнуть).
Поскольку полуавтономным автомобилям необходим водитель-человек, принятие таких автомобилей широкими массами не будет сильно отличаться от вождения привычных машин, нет ничего нового, что можно было бы о них сказать в контексте нашей темы (хотя, как вы скоро увидите, пункты, которые будут рассмотрены далее, к ним применимы).
В случае с полуавтономными автомобилями важно, чтобы общественность была предупреждена о тревожном аспекте, который возник в последнее время – несмотря на людей, которые продолжают публиковать видео о том, как они засыпают за рулем автомобилей 2 или 3 уровня, все мы должны помнить, что водитель не может отвлекаться от управления полуавтономным автомобилем.
Вы несете ответственность за действия по управлению транспортного средства 2 или 3 уровня, независимо от уровня его автоматизации.
Беспилотные машины и грубые водители
В транспортных средствах 4 и 5 уровня человек не принимает участия в управлении, все люди в этих машинах будут пассажирами, а вождением будет заниматься ИИ.
Во-первых, давайте рассмотрим вопрос, который, как полагают некоторые, уже решен, но фактически он все еще открыт.
Будут ли системы ИИ в беспилотных автомобилях грубить на дорогах?
Сперва вам может показаться, что у беспилотного автомобиля не может быть повода действовать грубо, таким образом вы полагаете, что грубого беспилотного автомобиля быть не может.
Я в этом не уверен.
Начнем с реакции водителей-людей на сегодняшние пробные поездки беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.
В большинстве случаев автомобили без водителя движутся со скоростью, установленной ограничением (или меньшей) и действуют крайне осторожно.
В результате водители, которые встречаются с беспилотными автомобилями, иногда раздражаются от этой скромности и не понимают ее. Порой эти водители начинают издеваться над роботизированными машинами, что может быть опасно. В некоторых случаях водители обгоняют спокойно едущий беспилотный автомобиль, после чего резко бьют по тормозам, чтобы заставить ИИ реагировать.
Кто в этих ситуациях поступает грубо?
Вы можете ответить, что грубят водители-люди.
С другой стороны, эти якобы «грубые» водители говорят, что их раздражает неторопливость автомобилей без водителя, и они утверждают, что грубым является поведение роботизированных машин.
Эти водители утверждают, что грубость в вождении ИИ недопустима и опасна для потока движения, и хотя их собственная грубость (которая является реакцией на езду беспилотного автомобиля) не заслуживает похвалы, она вызвана грубостью машины-робота.
Согласны ли вы с этой логикой?
Некоторые согласны, некоторые нет.
Некоторые эксперты считают, что грубость лишь в глазах смотрящего.
Еще один фактор потенциальной грубости беспилотных автомобилей связан с поступками, которые каждый день совершают водители-люди. Так, например, люди подъезжают вплотную к другим машинам, чтобы показать, что они хотят въехать в их полосу движения.
Является ли данный поступок грубостью, или это явная демонстрация ваших намерений другим водителям?
Если мы хотим, чтобы беспилотные автомобили двигались так же, как и люди, то, по-видимому, системы вождения на основе ИИ должны точно так же приближаться к другим машинам вплотную для того, чтобы показать намерение встроиться в полосу движения. Без такого подражания водители-люди теряют понимание того, что намеревается сделать машина без водителя.
Возможно, что водители-люди захотят, чтобы беспилотные автомобили были «грубы» наравне с водителями-людьми, которые совершают микроманевры для демонстрации своих намерений при вождении.
Однако, мы не хотим, чтобы беспилотные автомобили доходили до определенного уровня грубости. Возможно порой и правда нужно проявлять немного наглости, но ситуация выйдет из под контроля как только эта наглость перейдет определенный порог.
Кто определит допустимый порог грубости?
Будут это автопроизводители, владельцы автомобилей, пассажиры, власти, или кто-то еще?
Дать ответ сложно также и из-за культуры вождения в разных регионах.
Водители в Нью-Йорке известны своей чрезвычайно агрессивной манерой вождения. Теоретически, коэффициент грубости беспилотного автомобиля, который едет в Нью-Йорке, может быть намного выше, чем если бы этот автомобиль ехал в условной Айове.
Возможно, система ИИ должна автоматически повторно откалибровать свои «уровни грубости» для того места, где находится.
В самом деле, благодаря электронному обновлению бортовой системы ИИ по воздуху, некоторые предполагают, что автомобили без водителя будут загружать специальный шаблон вождения в зависимости от региона, в котором происходит поездка. Беспилотный автомобиль, который используется для вождения по США, может в конечном итоге загрузить различные предпочтения и параметры вождения, которые подойдут для множества городов и населенных пунктов, в которых проходит автомобильное путешествие.
Даже время и день недели могут иметь значение.
В пробках Лос-Анджелеса утренняя и вечерняя поездки на работу в будние дни, как правило, связаны с множеством грубостей. Ночью хамства на дорогах меньше, равно как и на выходных.
Предположительно, объем трафика и спешка водителя способствуют проявлению грубости, и все эти факторы могут варьироваться в зависимости от времени суток, дня недели и, возможно, времени года.
Если вкратце, поскольку в будущем на дорогах окажутся и автомобили, управляемые человеком, и беспилотные автомобили (количество которых растет), эта смесь будет неизбежно окружена проявлениями грубости. Вероятно, в течение многих десятилетий.
Тем, кто надеется на мир, в котором на дорогах есть только беспилотные машины, придется долго ждать. Также, возможно, наш мир никогда таким не станет (существуют люди, которые не отдадут возможность самостоятельно водить, и вы сможете разве что оттащить их мертвые холодные руки от руля).
Если далекое будущее все-таки состоит в том, что на наших дорогах будут находиться исключительно беспилотные автомобили, то да, все они могли бы быть вежливыми по отношению друг к другу, и, возможно, мы могли бы отказаться от любой грубости вождения. Но пока что такое положение дел — несбыточная мечта.
Оценка потенциала грубости
В предыдущей части речь шла о беспилотных автомобилях, которые могут демонстрировать или не демонстрировать грубость в вождении.
У этой темы есть и другая сторона.
Способность предвидеть действия других людей является важным элементом вождения.
Каждый раз, когда вы садитесь за руль, вы немедленно начинаете наблюдать за дорожной обстановкой и пытаетесь предсказать, что может произойти вокруг вас.
Решит ли пешеход, стоящий на обочине, резко выскочить на улицу перед вашей машиной?
Решит ли водитель перед вами резко ударить по тормозам вместо того, чтобы замедляться постепенно?
И так далее.
Водители-люди оценивают ситуацию на дороге и принимают решения соответственно.
Обращаете ли вы внимание на марки, когда смотрите на другие машины на дороге?
Если вы так делаете, то, возможно, вы пытаетесь найти марки машин, характерные для водителей-хамов – все это для того, чтобы максимально сконцентрироваться на случай потенциальных грубых действий.
Из-за этого ваше время реакции на действия другого водителя может вырасти на долю секунды.
Давайте вернемся к теме беспилотных автомобилей и подумаем – какого поведения мы хотим от систем управления автомобилем на основе ИИ?
Беспилотный автомобиль, который не предвидит действия водителей-людей должным образом, может столкнуться с проблемами при вождении.
Так или иначе, существует вероятность того, что в какой-то момент беспилотный автомобиль врежется в автомобиль, управляемый человеком, или же наоборот, автомобиль, управляемый человеком, врежется в беспилотный автомобиль.
Некоторые эксперты говорят, что если все машины будут беспилотными, то автомобильных аварий не будет.
Это просто безумие.
Будут происходить аварии с участием беспилотных и обычных автомобилей. И, как я уже говорил, смешение старых и новых машин на дорогах потребует очень большого времени.
Могу также добавить, что даже если когда-нибудь на дорогах будут только беспилотные автомобили, автокатастрофы все равно будут возможны. Например, пешеход, может броситься на улицу перед беспилотной машиной, и в каких-то случаях сама физика будет отрицать вероятность того, что машина сможет остановиться. Надеюсь, что аварий станет намного меньше, но их невозможно исключить полностью.
Ключевой момент заключается в том, что мы хотели бы, чтобы самоходные автомобили могли предугадывать действия других автомобилей, особенно автомобилей, управляемых человеком.
Согласно статистике, если водители определенных марок действительно чаще совершают хамские поступки на дороге, то люди хотели бы, чтобы беспилотные автомобили учитывали этот фактор.
Таким образом автомобильная система, основанная на ИИ, может быть готова справляться с неожиданными действиями водителей-людей.
Если вы водите одну из машин из списка, то вы можете быть обеспокоены тем фактом, что ИИ оценивает ваше вождение исходя из марки или модели вашей машины.
Но люди так делают – так почему бы беспилотными автомобилям не поступать так же?
Некоторые говорят, что если обувь по размеру, то пусть будет так – вы сами ее выбрали.
Другие обеспокоены тем, что ИИ будет несправедливо классифицировать некоторых водителей, делая это не по их явным действиям, а просто по марке автомобиля.
И, все это может быть скользкой дорожкой, учитывая, что беспилотные автомобили также будут учитывать другие критерии, включая, возможно, расовые, гендерные или возрастные. Это приведет к тому, что ИИ будет предугадывать поведение других водителей, дискриминируя их.
Заключение
Хотите верьте, хотите нет, но некоторые водители машин «грубых марок» гордятся своими машинами.
Они наслаждаются тем, что другие водители считают их грубыми.
По сути, их позиция заключается в том, что если другие водители держатся от них в стороне (исключительно из-за марки их машины), то им крупно повезло, и они извлекают из этого выгоду.
Это добавляет еще один аспект к теме беспилотного управления.
Допустим, беспилотные автомобили склонны давать преимущество «грубым» машинам, управляемым человеком. Они будут позволять этим машинам врезаться в полосу движения или залетать в предстоящий левый поворот.
Разве классификация хамства не даст преимущество тем, кто по незнанию купит или использует автомобиль, который считается якобы грубым?
Люди, которые поняли, что ИИ будет им уступать, могут поддаться искушению целенаправленно купить или взять напрокат «грубую» марку автомобиля, полагая, что в таком случае им удастся превысить скорость или выйти сухими из воды после хамского поступка за рулём. По крайней мере, если речь идёт о мире, в котором беспилотные машины попадут на дороги.
Еще один аспект, который необходимо рассмотреть, — это использование машинного обучения (ML) и глубокого обучения (DL) в том, что касается поведения во время вождения.
Многие автопроизводители и фирмы, занимающиеся беспилотным транспортом, собирают огромные объемы данных о дорожном движении для использования в ИИ, основанном на машинном и глубоком обучении, чтобы выяснить, как лучше всего вести себя на дороге (выявляя закономерности в привычках вождения).
Теоретически, если все мы начнем водить так, что водителям-грубиянам будут сходить с рук их поступки, то собранные о движении данные будут содержать соответствующие закономерности.
ИИ, основанный на машинном или глубоком обучении, может вычислить эти закономерности, и таким образом он будет соответствующим образом управлять автомобилем. Все это будет означать, что эти машины будут по своей природе предвидеть грубое поведение при вождении – так же, как если бы они обращали внимание на марки других машин (но только если этот фактор будет учтен в моделях машинного или глубокого обучения).
Жуть!
В таком случае, многие скажут, что если мы придем к такому положению дел (с точки зрения отношения общества к грубому вождению), то это не значит, что оно должно таким и оставаться.
Хотели бы мы, чтобы новое поколение беспилотных автомобилей задало новый тон и попыталось снизить или ослабить преобладание человеческой грубости в вождении?
Для тех из вас, кто говорит «да» – имейте в виду, что некоторые возразят – как только мы начнем использовать беспилотные машины для формирования поведения человека за рулем, возможно, это будет первым шагом к тому, что ИИ станет направлять человеческое поведение вообще. И эта скользкая дорожка может привести к тому, что все мы станем рабами ИИ (вы можете ознакомиться с моей статьей, в которой приведены другие теории заговора, связанные с ИИ)
Если подумать, все это началось с попытки справиться с хамством на дорогах.
О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
- [Прогноз] Транспорт будущего (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный горизонты)
- Лучшие материалы по взлому автомобилей с DEF CON 2018-2019 года
- [Прогноз] Motornet — сеть обмена данными для роботизированного транспорта
- Компании потратили 16 миллиардов долларов на беспилотные автомобили, чтобы захватить рынок в 8 триллионов
- Камеры или лазеры
- Автономные автомобили на open source
- McKinsey: переосмысляем софт и архитектуру электроники в automotive
- Очередная война операционок уже идет под капотом автомобилей
- Программный код в автомобиле
- В современном автомобиле строк кода больше чем…
Graf54r
эта картинка больше бы подошла
TimsTims
Лучше эта:
eumorozov
atd
Про поворотники на БМВ: они сделаны не совсем так, как у других автомобилей, чтобы ими правильно пользоваться, нужно прочитать инструкцию, что большинство покупателей бмв не делает.
Mike_soft
у меня нет БМВ, и, соответственно, инструкции. Можно кратко изложить?
atd
1. поворотник физически не защёлкивается в отклонённом положении
2. отщёлкивается когда руль встаёт в 0, а не после определённого градуса вращения
3. чтобы отщёлкнуть вручную, нужно нажать в ту же сторону (а не в обратную)
Обычно людей, которые до этого ездили на нормальных машинах, это вводит в ступор и они просто боятся трогать ручку поворотников, в лучшем случае используют короткое мигание (три сигнала). Если вы видите на дороге бмв, который мигает сигналами в разные стороны, как новогодняя ёлка, то значит за рулем человек который впервые сел в такую машину.
Mike_soft
Спасибо. Забавная конструкция.
radtie
Ну не только на BMW такое, их вообще вроде Opel придумал. Не так страшно все, максимум неделя чтобы привыкнуть, потом обычные кажутся неудобными.
Учитывая, что бимеры меняют машины только на бимеры, я думаю у них было полно времени чтобы привыкнуть, т.ч. сдается мне, причина не в этом.
Akon32
Ээ… Как можно отщёлкивать вручную, если он не защёлкивается? Не вполне понятно.
atd
он «защёлкивается» логически, то есть возвращается на место, но продолжает мигать
edogs
atd
Нет, не у всех. У некоторых старых и у многих машин в кузове G** стоят обычные поворотники.
P.S.: если быть точнее, то появилось это в поздних кузовах E (в e90 точно уже было), во всех (почти?) F-ках. В G-серии я видел и такие и «классические». Не знаю, опция ли это, или решили отказаться от такого механизма.
Abile
Выпуск беспилотных автомобилей на дороги общего пользования потребует изменений в ПДД. На первых порах, возможно, введение выделенных полос движения, своих светофоров или целых проезжых частей. Думаю, что человеческие фишки, типа прижаться-пусти я перестроюсь, не будут реализовываться-поведение в потоке будет более "простО и линейно", чтобы не создавать ИИ дополнительных переменных.
Exchan-ge
Вначале (отсчет уже идет) беспилотность будет дорогой и престижной опцией.
Потом эта опция будет в каждом авто, но владелец будет иметь выбор — использовать ее или нет.
Как только критическая масса будет достигнута (лет через десять-пятнадцать, может раньше) — использование автоматического вождения станет обязательным (вот тут и будут внесены принципиальные изменения в ПДД), вначале в части стран, затем повсеместно.
В конечном итоге ручное управление автомобилем будет исключено из их конструкции.
Помешать этому сможет только техническая невозможность создания надежного автоИИ, но с этим, я думаю — справятся.
Abile
Мой комментарий большей частью о том, что первоначально взаимодействие автомобилей с классическим управлением и беспилотных на дорогах общего пользования будет сводится к минимуму, чтобы исключить сложные сценарии взаимодействия. То есть преднамеренная "беспилотная грубость" исключена.
Exchan-ge
Так и я об этом же.
Только я описал наиболее просто реализуемый сценарий этого действия.
Реализуемый теми же методами, которыми родители заставляют капризного малыша делать то, что нужно, а не то, что ему хочется.
corvair
Автомобиль с только ручным управлением станет спортинвентарём и скорее всего, эта возможность останется на спецтехнике и внедорожниках без допуска на дороги общего пользования.
Ещё вопрос: естественная просёлочная, лесная дорога без обстановки окажется ли пригодной для развитого автопилота, полностью автоматизирующего движение по обустроенным дорогам? То есть, как поведёт себя автопилот вне обустроенных дорог и вообще сможет ли при необходимости покидать их? Если я ему ткну в условную охотничью заимку ("избу" на топокарте) посреди тайги или просто в любую условную точку вне дорог, попытается добраться или вернёт ошибку? Шасси считаем вседорожным, самый ультимативный вариант это мостовое типа "Патриота".
Akon32
Если на такую фичу будет спрос, достаточный, чтобы оплатить калибровку автопилота под такие условия — то это будет реализовано.
corvair
Скорее всего, будут автопилоты с внедорожным режимом. И видимо, будет ряд вариантов под разные возможности шасси, от кроссоверов до мостовых внедорожников, наиболее ультимативный вариант будет способен работать в условиях полного бездорожья, например, двигаться сквозь лес, оценивая возможность проезда между препятствиями.
BlackMokona
Всё что вас интересует
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/DARPA_Grand_Challenge
quwy
Эту проблему удивительно точно предсказал Николай Носов еще в середине 50xx годов.
— Это если вам понадобится куда-нибудь далеко ехать. За
город кнопочная машина не может везти, так как для загородных
поездок понадобилось бы слишком сложное запоминающее
устройство. Но вы можете сесть за руль и вести машину сами. Как
только вы возьмете руль в руки, запоминающее устройство
автоматически выключается и машина начинает работать как
обыкновенный автомобиль.
Exchan-ge
Николай Носов всего лишь пересказал функции автопилота, слегка экстраполировав модные тенденции 50-х годов в будущее.
Тема самоуправляемых авто тогда была в тренде (см., например журнал Техника-Молодежи тех лет).
Akon32
Не "предсказал", а "предположил". Сейчас такой проблемы (ещё?) нет, т.к. автопилота ещё нет.
RusikR2D2
Мне кажется, это решается проще. Гибдд «поделится» с беспилотными автомобилями базой по правонарушениям. В итоге, беспилотные машины смогут относиться более осторожно к некоторым автомобилям, определяемым по их госномеру. Взамен они будут «работать» на гибдд, фиксируя нарушения ПДД (а также опасное вождение) соседями по дороге. Да, понадобятся соответствующие законы и стандарты.
edogs
А если серьезно — плохие водители будут водить еще хуже, т.к. при достаточном количестве беспилотников будут чувствовать что им уступают, а хорошие скорее будут водить чрезмерно аккуратно, т.к. постоянно будут ожидать беспилотник летящий им в бок с целью увернуться от хулигана.
Все же АИ должен быть в этом смысле беспристрастным.
RusikR2D2
«Опасная езда» уже вроде как появилась в ПДД, появится и какая-нибудь «неуверенная езда». А дальше будут штрафы. На большинство подействует, потом, в зависимости от количества нарушений лишение, а возврат после очередного обучения в автошколе.
gleb_l
Качество и временнАя глубина предсказания — ключевая вещь безопасного передвижения по дорогам — что для SDV, что для управляемых человеком самоходных колясок. Поскольку узнать, что апостериорное распределение вероятности существенно отличалось от априорного применительно к ДД часто можно только посмертно, то хорошая априорная модель — залог проактивного безопасного вождения. Я как-то писал, что хороший AI должен смотреть на марки, номера типа 666, слышать визги резины и раскрутки моторов, анализировать хаотичные перестроения и детектировать «шашечников», «ср$керов», дрифтеров и прочих псевдоспортсменов еще в задней полусфере и
давать команду стрелку-радисту на превентивное уничтожениекорректировать свой алгоритм вождения, пока опасность не умчится вперед.В этом плане приятно слышать, что эти переменные вводятся в дип-лернинг-модели SDV
При этом даже построенные для стиля вождения определенной страны модели могут оказаться неффективными в другом городе, или спустя определенное время — их нужно подстраивать — например, появление агрегаторов-такси + фирм, дающих машины в раскат + массовая «гастарбайтеризация» такси привело в последние пару лет к заметному съезжанию планки качества вождения в мегаполисе (СПб) в целом — типичными явлениями стал проезд на запрещающий сигнал, игнорирования правил расположения ТС на ПЧ, нарушения правил остановки/стоянки, непредоставление преимщества пешеходам. Не уверен, что, например, в Москве, или в Ростове статистическая модель нарушений такая же.
DistortNeo
Самое интересное, что алгоритмам машинного обучения не свойственна политкорректность. Нейросетке скормили данные, она в процессе обучения сделала выводы. И скорее всего, эти выводы будут идти в разрез с современными представлениями.
Squoworode
После таких выводов просто обвинят разработчиков в нетолерантности и дискриминации по расовому/гендерному/ещё какому-нибудь признаку, а систему остановят, удалят и сдадут в архив.
Forthright
То есть вы считаете правильной тактику истребления пиратов в качестве основого метода борьбы с глобальным потеплением?
raamid
Мне кажется, что беспилотные автомобили будут не только идентифицировать другие автомобили по маркам, но и идентифицировать конкретный экземпляр автомобиля. Тогда, например, ИИ будет правильно выбирать дистанцию (если впереди автопилот, то можно держаться поближе, а если человек, то подальше).
В перспективе общее управление всем процессом будет производить облачный ИИ, учитывая тысячи разных факторов. Например, на расстоянии полкилометра к перекрестку движется скорая и ИИ делает ей «зеленую волну», притормаживая машины на соседних улицах.
numitus2
А зачем если реакция у автопилота быстрее чем человека. Для меня, как водителя большую угрозу представляют выбегающие из за машин пешеходы. Машины то большие и их виднл
tuxi
Между прочим, мужик на КДПВ в том фильме водил машину очень аккуратно.
bugdesigner
Интересно, скоро ли появится рейтинг самых грубых беспилотных автомобилей?
tvr
Возглавит его рутованный китайпром, с прошивками от команд локализаторов с 4PDA.
Zmiy666
А какое дело беспилотнику до грубых водителей? Они еду четко по ПДД, и грубый водитель просто поцарапет свой драндулет и будет чинить его и беспилотник за свой счет… очень быстро дураки на дорогах переведутся, просто по тому, что им никто не будет уступать и потакать их вождению.
ks0
Бывают ситуации когда соблюдение ПДД ведет к коллапсу. И разумные водители там ездят не по ПДД. А уступают даже когда имеют преимущество. Но ИИ и разум это разное, да.
Cerberuser
А можно привести пример такой ситуации, которая при этом не является регулярной для места и не может быть ликвидирована, например, установкой/заменой дорожных знаков? Я сам не водитель, но мне интересно въехать в суть проблемы.
balamutang
Более того, запись с регистратора, ушедшая автоматом в полицию после экстренноого торможения быстро излечит любителей превысить скорость и оттормозить автопилота
gwathedhel
Именно. Достаточно это автоматизировать.
Я думаю в вопросе беспилотных авто стоит поднимать уровень вождения и безопасности в целом, а не опускаться до уровня дорожных хамов. Пусть они учатся соблюдать ПДД и ездить аккуратно, а не робомобили — ездить как быдло.
Andrey_Dolg
Согласен концепт немцов не тормозить, когда перед тобой грубо нарушают ПДД другие водители, мне показался просто отличным. Ну и в целом подстраиваться под таких «гениев» банально дорого.
RoySpengler
А сам собственник беспилотной машины захочет, чтобы его машина стояла месяц в ремонте, когда можно было просто пропустить дурака?
BlackMokona
Пока машина в ремонте будет ездить на подмене, весь банкет содрать с нарушителя
Windev
Всё будет наоборот. Любая грубость с нарушением правил будет записана автономной машиной и отправленно в полицию. После 2-3 серьёзных штрафов, грубиян будет вести себя как овечка
Lelant0s
Вот какие статьи рождаются из-за профессиональной деформации. Предположу, что автор (Lance Eliot) человек технического склада ума, которому мир видится исключительно набором нулей и единиц, а значит — давайте напустим на него статистику и чоньть проанализируем.
Отсюда — самые агрессивные марки автомобилей, сорта пиццы с самым высоким IQ и прочие "исследования".
Источник агрессии — человек, значит анализировать нужно в первую очередь — его. Автомобиль (осмелюсь предположить, что точнее — его цена ) будет лишь повышающим/понижающим коэффициентом, не более. Не исключено, что вообще в рамках погрешности.
Но анализировать человека и его психологию муторно и требует квалификации. Проще посчитать сколько там мазд, ситроенов… :-)
Exchan-ge
Водители убитых в хлам «жигулей» часто отличаются не менее хамским поведением на дорогах, чем водители престижных иномарок.
Более того, как мне кажется — они лидируют в этом плане, так как владельцы дорогих машин, даже полностью застрахованных, все же опасаются повредить свой автомобиль.
sunman
Исходя из своего 25-летнего опыта езды на велосипеде по дорогам, согласен с утверждениями опыта статьи — действительно есть марки (скорее — типы типажи) машин с повышенной вероятностью грубого стиля их водителя. В 90-е годы это были "Волги", "Зубилы" — ВАЗы восьмерки и девятки, особенно с задранной задней подвеской и тонированными стеклами, б/у-шные BMW, и почти все джипы. Сейчас из этого зоопарка остались разве что некоторые джипы, зато появились "Газели" и подобные им маршрутки, а также старенькие б/ушные иномарки с тюнингом и тонированными стеклами. И когда еду по дороге, стараюсь держаться подальше от подобных авто.
Mike_soft
«Волги» были не «грубые», они были «тупые». Типичным поведением для волговодов было ехать «по двум полосам», либо мешать другим образом (в т.ч. и с парковкой). «пацанские зубилы» — те действительно «безбашенные». как и «боевые машины воров» (подержаные BMW).
Но с обновлением автопарка «волги» и «пацанмобили „как-то естественно исчезли с дорог (хотя есть молодняк на “б/у иномарках с тюнингом»). И да, мысль, что газоводы пересели с Волг на ГАЗели мне иногда в голову приходит…
DMGarikk
волговоды не исчезли… они пересели на другие авто… и их оч заметно даже по моделям
не буду тут перечислять, потомучто возбудятся владельцы таких авто в плане «у меня ____ и я не такой!!»
вообще хороший детектор — наличие шапки, если водитель в шапке — с очень большой вероятностью бывший/потенциальный волговод или пенсионер
tvr
А если ещё и с усами, то всё, точно с Волги пересел — «М@дак с усами на Волге» — довольно меткое определение одного знакомого.
atd
тут немного поправлю:
1. От психологии человека зависит тип покупаемых им автомобилей (или выбираемых в том же каршеринге). Так что зависимость тут точно будет, и не только в цене.
2. Когда я купил бмв, я понял, почему на них все ездят как *удаки: автомобиль с технической точки зрения позволяет делать то, что не могут многие другие, при этом не требуя хотя-бы минимального уровня водительского мастерства. Похожие ощущения возникают также от некоторых субару. Ты едешь по дороге, а вокруг тебя почему-то все стоят и только мешаются…
3. «спортивные»/«гоночные» автомобили: естественно домохозяйки не будут их покупать чтобы ездить за продуктами.
DMGarikk
В США, из за отсутствия привязки налога к лошадям, бывает что бабули в магазин ездят на авто 200+ лошадей, тупо потому что они были дешевле в момент покупки...
Lelant0s
Вы точно уловили что именно я имел в виду под ценой — хар-ки автомобиля, в т.ч. технические. Хотя и не только — салон "на коже" тоже придаёт позитива. :-)))
atd
Салон на коже, возможно ))
Но бмв позапрошлого поколения и ещё на ходу можно купить довольно дёшево.
Плюс ещё 9ки и прочие старые жигули, которые покупают чтобы «поураганить».
Так что от цены зависимость будет довольно сложная, если вообще будет. А вот именно по маркам/моделям, особенно если добавить ещё и примерный год выпуска и внешнее состояние (автомобили с неотремонтированными царапинами и вмятинами), можно вполне чётко определить степень агрессивности водителя.
Exchan-ge
Я не первый раз слышу об этом, хотелось бы узнать что именно БМВ позволяет делать то, что не могут другие (почему-то эти подробности всегда опускаются)
В свое время, да, БМВ легко обходили любого представителя советского автопрома.
Но с тех пор прошло много времени и многое изменилось.
atd
Сходите на тест-драйв.
Если сравнивать численные параметры, то они мало кого удивят. Но мелкие детали и тонкая настройка как раз создают ощущение «полного контроля» (даже если его нет) и вседозволенности. Такую точную реакцию на движение руля среди азиатского автопрома я ощущал только на субе легаси. Плюс достаточно хорошая шумоизоляция снижает ощущение высокой скорости. Плюс двигатель достигающий полки момента на более высоких оборотах, чтобы кого-то обогнать достаточно чуть сильнее нажать педаль.
DMGarikk
на тестдрайве могут подсунуть топовую модель с 200+лошадями, она прям огнем будет по сравнению с обычными овощевозками
вообще это преувеличение конечно что бмв особенная… бмв это помоему как эппл в мире авто (теслу не учитываем из-за её недоступности тут)
p.s. несмотря на это, я именно бмв себе бы купил как следующее/второе авто
Exchan-ge
Как-то тестдрайвили мы одного большого топового корейца, 3 с чем-то литра, седан.
Кресла там были хорошие, удобные… из плюсов, пожалуй все :)
atd
Топовый кореец с 3л легко уделает среднюю бмв, особенно на прямой. Но в нём вам будет страшновато от скорости, а в бмв (или ауди) нет, это основная разница.
DMGarikk
это вкусовщина… мне вот после моего полноразмерного древнего американского рыдвана, мне вообще ниодин автомобиль (который я могу себе позволить) не нравится… вот BMW5 был вообще единственным авто у который бы меня устроил во всем внутри (и 7 я думаю тоже мне бы зашел с точки зрения поведения на дороге из-за габаритов близких к моему авто, но денег не хватит)
однако объективно заметно что я крайне предвзят и запросы у меня довольно нетиповые
я вот ездил на инсигнии самой жирной комплектации… мне вот не понравилось ни как едет (не едет) ни по удобству…
Exchan-ge
Вы прямо таки описали мой фольксваген :)
Был у меня юный падаван, которого я доучивал вождению после автошколы на его БМВ -тройке (сын коллеги по работе).
Разница ощущалась только в сравнении с советскими машинами и некоторыми корейцами.
Прим. Живу на улице с небольшим, но заметным уклоном.
В силу сугубо природных факторов зимой на ней лед под снегом.
И у нас сложилась своеобразная традиция — каждую зиму вы видим на ней отчаянно буксующие БМВ, от простейших и старых — и до новейших и крутых.
Это и есть та самая причина, по которой я никогда не возьму себе BMW, при том, что я ничего не имею против этой марки и ее водителей :)
DMGarikk
xdrive надо брать
atd
на летней резине никакой хдрайв не поможет ))
но те кто экономит на хдрайве скорее всего сэкономят и на колёсах
DMGarikk
на летних колесах и передний привод не поможет
Exchan-ge
На летней (не только — на всесезонке часто тоже) по нашей улице зимой ездить очень сложно — ее никогда не чистят городские службы*, а на тех местах, где ветер сдувает снег со льда — машина без зимней резины движется прямо, несмотря ни на какие повороты руля.
*В эту зиму не случалось, но раньше, после интенсивного снегопада — наутро то там, то тут встречались полузасыпанные авто, брошенные своими владельцами прямо на дороге. Включая и очень дорогие иномарки.
Естественно, на летней и ей подобной резине.
Впору вешать соответствующий сезонный знак на въездах.
Кстати, как в подобных случаях должен действовать ИИ в авто?
Astroscope
Сравнить показания электронного (пока существует в виде концепта, но в будущем, видимо, вам придется за это платить) TWI, а заодно и идентификатора типа установленной резины, с показаниями собственных метеодатчиков и показаниями полученных откуда-то (видимо из интернетов — надо же иметь в автомобиле какие-то бэкдоры) прогнозных метеоданных. Если резина не соответствует по типу или остаточной глубине протектора — откажется ехать. По-американски — перейдет в ручное управление с максимальной помощью водителю по аналогии с современными ESP, чтобы водитель смог хоть как-то добраться домой или до ближайшего шиномонтажа, а по-европейски заблокирует автомобиль полностью и вызовет труповозку (за ваш счет, разумеется). :)
Exchan-ge
Я в этом плане больше акцентирую внимание на факторе «ее никогда не чистят городские службы»
Т.е. ИИ должен учитывать возможность внезапного появления в городе факторов, обычно встречающихся только в условиях сильно пересеченной местности.
Astroscope
Это вопрос разработчикам ИИ. У меня на него нет ответа. Похоже, все намного сложнее, чем представляется.
Exchan-ge
Плюс еще один аспект, пока еще не осознаваемый — массовые беспилотные автомобили мгновенно приведут к тому, что навыки ручного вождения исчезнут у 99% водителей.
Т.е. и кнопка «переключиться в ручной режим» окажется бесполезной.
Mike_soft
Видимо, человек определенного психологического склада (ну, или круга общения, который тоже зависит от психологии) выбирает автомобиль определенного стиля… как вариант.
fivehouse
Думаю, что гораздо более перспективным и полноценно реализуемым в ближайшем будущем будет изменение дорог по типу железной дороги. То есть никакого водителя у машины вообще не будет. Вместо дорог будут фиксированные треки с централизованным управлением и маршрутизацией каждого автомобиля. Ни тебе пробок, ни тебе аварий, ни тебе парковок, ни тебе бензина, ни тебе погибших в авариях, никакой агрессии и борьбы за право приоритетного проезда. Машину можно будет подавать к указанному времени к указанному месту. Микротележки смогут вообще приезжать прямо домой, в специальный приемник для мелких грузов да еще и в отсутствии хозяев дома. И уезжать прямо из дома. Желающие смогут прожить жизнь так и не купив автомобиль, а просто платя за каждую поездку. Для новых дорог не нужно новых площадей. Треки спокойно можно строить в несколько этажей. При большом желании можно обычные машины интегрировать с новыми треками, а при выезде с трека, возвращаться к обычному движению автомобиля. Все технологии давно в наличии. Осталось найти политическую волю. И да, никакой полноценный робот-водитель с полноценным ИИ даже в будущем не сможет добиться того, что сможет добиться вот такая система трекового движения уже сегодня.
voxy2
Интересно, почему так долго не вводят штрафы за «опасную езду» ?!
Интересно, почему так усердно борются с камерами и повышением штрафов ?!
Интересно, на каком месте мы по количеству ДТП, пострадавших, погибших в Европе?
Интересно, если я езжу на Тойоте, что со мной не так…
DMGarikk
Смотря какая Тойота, если Камри то вы вероятно в списке потенциальных хулиганов, если Королла то пенсионерите.
P.s. вчера ехал за короллой, при ограничении 60 ехали 40 и с такой маркой авто это случается чуть чаще
P.s. сугубо imho, все совпадения и домыслы случайны
Astroscope
В вашей стране вы уверены в том, что полицейский выпишет вам штраф за имевшую место опасную езду, а не попытается получить с вас деньги, преступно по закону, но абсолютно безнаказанно по факту инкриминируя вам опасную езду, которой не было? Поймите меня правильно, я не пытаюсь оскорбить ни вас лично, ни вашу страну — это безэмоциональный вопрос, без намеков и скрытого подтекста.
Потому что камеры — это в первую очередь ограничение скорости. А что бы не вещали головы из телевизоров, почти все ограничения скорости взяты от фонаря, а не проработаны соответствующими научно-исследовательскими организациями, которые могли бы в результате реальных, а не фиктивных исследований, рекомендовать какие-то ограничения скорости на каких-то конкретных участках дороги. Это относится к большинству стран, а не только к вашей. Второе проистекает из предыдущего моего к вам вопроса: в вашей стране штрафы платят все нарушители? Регулярно возникают скандалы, когда журналисты ловят топ-чиновников на, например, превышении скорости — некоторым приходится извиняться, а некоторые идут в отставку. Но не полиция их ловит, особенно если нарушитель — министр внутренних дел, например, и полиция по сути подчиняется ему. Как с этим в вашей стране?
VolCh
Я бы предпочёл, чтобы ИИ моего авто от любого авто рядом ожидал "грубого поведения", а не проводил оценку "эта марку нормальные люди чаще берут, а эту ненормальные". Мало ли, не совсем нормальный ненормальный :)
Astroscope
В разных странах немного отличаются правила, но здравый смысл и статистика — нет. Наиболее безопасно двигаться со скоростью потока, даже если это означает превышение установленного ограничения. Если поток движется быстрее ограничения, а автопилот (электронный или кожаный) движется медленнее потока из-за формального ограничения или каких угодно причин, кроме разве что объективной невозможности ехать наравне, то именно он ведет автомобиль опасно. Естественно, рано или поздно найдется кто-то, кто захочет продемонстрировать свое раздражение подчеркнуто грубым маневром — как бы отвечая на (видимо, неосознаваемую) грубость тихохода.
Предлагаю покататься в Нью Дели. Ну ладно, там левостороннее движение, с непривычки будет трудно — достаточно попробовать Каир, да хоть даже Стамбул. Но тут сложно оценить, где именно грубость, а где плотность трафика такова, что приходится ехать «жестче», что само по себе не является ни «грубостью», ни «агрессией». Впрочем, с другой стороны, если отработать приемлемый алгоритм противодействию коллизиям (не буквально столкновениям как ДТП, а превентивному их недопущению), то в ряде случаев заторы удастся заметно ослабить — очень много времени тратится на выяснение приоритета (автоматы бы просто пропускали со второстепенной каждого первого, каждого второго и т.д. по ситуации, а второстепенные бы, уверенные во временном приоритете, не тупили бы), а также много времени тратится на спонтанные волны с разгоном-торможением вместо равномерного движения с минимальной безопасной дистанцией.
Да. При этом многие из них не против автопилота в принципе. Здесь довольно глубокий и многогранный вопрос. Обладание автомобилем и управление им (даже при наличии автопилота и даже при том, что на поверку он включен бoльшую часть времени) это очень мощное чувство, сравнимое с управлением лошадью (буйволом, слоном) в доавтомобильную эпоху. Отдать это и полностью подчиниться «бездушной» электронике никто в здравом уме не захочет.
Viratni
В России первые два места в «Топ 10 безрассудных» разделили бы маршрутки и таксисты.
atd
в последние годы у них появлся конкурент: каршеринг
Viratni
Забыл про него. Тогда определена тройка лидеров;)
ReFZitlBVEQjof59
Удивитесь, но по грубости вождения в Нидерландах, лично для меня в последнее время почему-то начали лидировать водители автомобилей Тесла(Их тут много уже накупили). Я сам обладатель специальной автостраховки, которая вынуждает педантично ехать по правилам. Можно сказать, если есть желание почувствовать себя ИИ на дороге, то рекомендую, вставляется специальный донгл который следит за манерой вождения, GPS и т п. Так вот, когда педантично выполняешь все нормы ПДД грубиянами, по моим личным ощущениям, становятся почти все автомобили.