Николай Петров — разработчик сайтов и мобильных приложений из Пскова. Помимо этого, он рисует карту в OSM и поддерживает проект OpenRecycleMap, посвященный раздельному сбору мусора. Как школьники относятся к OSM, почему будущее за open source и отчего не стоит картировать по спутнику — обо всем этом Николай рассказал в интервью.
— Как, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с проектом OpenStreetMap?
— Уже много лет я развиваю и поддерживаю сайт bestmaps.ru — это агрегатор, на котором собраны различные картографические подложки, где их можно между собой сравнивать. Наверное, где-то в 2008 году я добавил туда еще одну карту — OpenStreetMap. Я ее периодически просматривал, но полноценным участником проекта стал только спустя 6 лет — в 2014 году сделал свою первую правку и пришел в сообщество RU-OSM.
— Что вас к этому подтолкнуло?
— Два момента: желание сделать карту лучше и банальное любопытство. В один прекрасный день я увидел, что территория вокруг моей дачи не отрисована. Я решил это исправить. Кстати, обратил внимание, что у многих первая правка — это дача/деревня или двор, где они живут. Хотя это вполне закономерно, так как какое еще место ты знаешь лучше других? Только то, где живешь много лет или часто бываешь.
Также в то время OSM, как проект, для меня представлял terra incognita, а потому был интересен для изучения: как он устроен, что там происходит внутри и каково это — рисовать карту. В итоге все это так сильно затянуло, что продолжаю картографировать до сих пор. Наверное, это еще связано и с тем, что я активно использую карты, как турист, и всегда готовлюсь к своим будущим походам, а после них — вношу правки: дороги, тропинки, ручьи, родники — в общем, все стратегически важные объекты, которые будут полезны другим туристам.
— Как это происходит?
— Перед тем, как идти в поход, внимательно изучаю местность на всех доступных для меня картах. После, учитывая все особенности территории, строю маршрут. Во время похода стараюсь обращать внимание на те места, где карта расходится с реальностью. Сейчас стараюсь как можно меньше править по спутнику, если речь идет о природе — в таких местах лучше всё увидеть своими глазами: просеку, дорогу или ручей. Иначе может оказаться, что нарисовал одно, а по факту — совсем другое. И сам заплутаешь и людей подведешь.
— Сложно ли было «влиться» в проект: понять его правила, стать членом сообщества?
— У меня не возникло никаких трудностей. Ранее я уже был активным участником другого сообщества: сообщества разработчиков системы управления сайтами с открытым исходным кодом Drupal. Оно невероятно похоже на сообщество OSM: те же принципы, подходы и стиль общения. Поэтому мне это всё было знакомо. И важно то, что я, как и многие программисты — интроверт, то есть сначала ищу ответ на свой вопрос в гугле, и если ничего не нахожу, спрашиваю у сообщества. При этом сообщество OSM достаточно дружелюбное и отзывчивое. Но в большинстве случаев мне удается найти ответы самому. К тому же, OSM — это такой проект, где не обязательно общаться с людьми. Ты можешь годами править карту и не заходить на форум, главное — соблюдать правила и придерживаться написанного в WikiOSM.
Логотип псковских любителей OSM
— Каким было российское сообщество OSM в 2014 году?
— Мне сложно сказать за все сообщество, так как я никогда особо в него не был интегрирован. Но у нас была определенная «движуха» в Пскове — моем родном городе. Я тогда создал Вконтакте сообщество любителей OSM Пскова (https://vk.com/osm_pskov). Мы провели несколько очных встреч (1, 2). Причем эти встречи были плодотворными. Благодаря им мы познакомились между собой и сделали несколько интересных проектов. Самый заметный из них, наверное, это открытые уроки в школах по OSM. Всего их было два, но это был незабываемый опыт. Один урок провел Александр Матрунич, другой — ныне известный Илья Зверев, который родом из Пскова, а я им, можно сказать, ассистировал в процессе преподавания и помогал в подготовке к урокам
Первая встреча псковских осмеров
«Покатушка» по лесам Псковщины
— Как прошли уроки? Как отреагировали школьники?
— В Пскове есть замечательный неравнодушный учитель — Владимир Колпаков, который постоянно старается придумать для детей что-нибудь новое и интересное, чтобы вовлечь их в процесс обучения. Он делает различные интерактивные образовательные программы. Сейчас преподает робототехнику и астрономию. Он-то нам и помог найти школу для наших уроков по OSM.
Слева направо: Илья Зверев и Николай Петров перед уроком по OSM
Если же сказать про сами уроки, то это был эксперимент. Вряд ли из тех ребят, которые прослушали лекцию, в итоге кто-то стал картографом. Мы хотели, чтобы они сами что-то нарисовали в OSM и увидели, как тут же меняется карта. Если же говорить про некий итог этого эксперимента с уроками, то лично у меня не было никаких ожиданий. Было только желание посмотреть на то, что будет, если подросткам 13-14 лет показать OSM. По поводу ожиданий Ильи Зверева и Александра Матрунича — не могу ничего сказать. Во-первых, не помню их точной реакции и слов, во-вторых, лучше об этом спрашивать их самих.
Александр Матрунич рассказывает школьникам об OSM
— Вы — автор проекта OpenRecycleMap. Расскажите о нем.
— Идея проекта возникла достаточно спонтанно. В какой-то момент я понял, что нет удобного инструмента для внесения и просмотра контейнеров вторичной переработки мусора, в том числе и с мобильного устройства, и указать, какие именно фракции в него можно положить. Поэтому мне захотелось сделать простейший редактор POI, который бы закрыл эту потребность. Но чтобы этот проект был интересен более широкому кругу лиц, я решил еще уделить внимание отображению этих самых контейнеров. Можно выбрать какую-то одну фракцию, например, батарейки, и посмотреть в каких местах в вашем городе их можно сдать. Конечно, данные пока не полные, так как они берутся из OSM. Но в своем родном Пскове я отметил почти все подобные точки. Проект не привязан к России — он международный и уже переведен на пять языков мира.
В данный момент у сайта почти нет посетителей, буквально несколько человек в сутки. OpenRecycleMap — незавершенный проект, его разработка продолжается, вполне возможно в ближайшее время выйдет еще одна версия интерфейса, а потому я не прилагаю никаких усилий по его рекламе. Планирую еще сделать по каждому крупному городу каталог контейнеров, чтобы их можно было увидеть не только на карте, но и в виде списка. Можно сказать, что то, что есть сейчас — это бета-версия. Если у кого-то есть пожелания и идеи по сайту, буду рад — пишите в телеграм-чат.
— Насколько сложно было работать с инфраструктурой OSM и его данными?
— Во-первых, над проектом я работал не один. Его ядро написал мой коллега-программист crazylost, который уже давно знаком с OSM: его тегами, API и нутром. Поэтому у нас не возникло трудностей с тем, чтобы взять данные из OSM, отобразить их на карте, а также добавить новые по API. Во-вторых, OSM не такой сложный проект, чтобы в нем не разобраться: архитектура понятна, по ней есть документация, помимо этого, достаточно открытых библиотек и инструментов. В общем, бери и делай то, что хочешь. Из сложностей могу отметить следующее:
1) В OSM имеется около 70 тегов, связанных с повторной переработкой отходов. Пришлось потратить немало времени на то, чтобы выбрать из этого списка наиболее значимые и подходящие.
2) Было непросто подобрать простые и понятные для всех названия тегов, потому что в случае неточного описания, мы бы уже получали ошибки — люди добавляли бы точки с тегами, вкладывая в них совсем другой смысл. Ситуация осложнялась тем, что было несколько вариантов перевода одного и того же тега. Например, есть тег recycling:low_energy_bulbs. Им рекомендуется отмечать те места, где принимают «Энергосберегающие лампы». Но никак не раскрывается вопрос: какие именно лампы? Скорее всего, этот тег был придуман, когда светодиодные лампы еще не были широко распространены, а люминесцентные компактные лампы, наоборот — распространены. Список тегов (фракций) и переводов доступен здесь.
— Вы сами готовы выложить исходный код своего проекта под открытой лицензией?
— Да. Он уже выложен на GitHub. Мы только не решили насчет того, какую именно выбрать лицензию. Но если говорить про принципиальное решение, то оно уже принято, и если кто-то пожелает использовать наши наработки для своих целей — welcome. Более того, один человек из Германии это уже сделал. Не вижу в этом проблемы. Так живет и работает open source.
— Тяжело ли вам было принять это решение? По факту, взять и подарить свой труд миру?
— Нет. Если ты не разделяешь принципов open source, наверное, это тяжело понять, но открытый исходный код — это намного выгоднее, чем закрытый. Потому что тогда ты экономишь ресурсы, особенно, если ты — небольшая компания. Можно сказать, что open source — это экономный вариант написания кода, ведь открывая код ты привлекаешь на свою сторону других программистов. За счет этого достигается надежность и стабильность. Конечно, есть такие ситуации, когда нельзя открывать исходный код, но для многих прикладных задач, которые упрощают жизнь простого пользователя, — это рабочая модель.
И я уверен, что именно за таким ПО будущее. Практика показывает, что с течением времени становится все больше opensource-программ. Более того, сейчас появляется все больше коммерческих сервисов, которые не боятся открывать исходный код своего продукта. Если говорить про мир OSM, то это, например, мобильный навигатор Maps.Me. Он весьма коммерческий, там много рекламы, они явно нацелены на прибыль, но исходный код — открыт.
— Что бы вы сказали тем разработчикам, которые сомневаются: работать ли им с OSM или нет?
— Обычно я, как программист и сторонник открытого исходного кода, когда мне необходимо решить какую-то задачу, сначала ищу open source. Если же это не приносит результатов или попадается что-то старое и давно не поддерживаемое, то в этом случае я смотрю в сторону проприетарных решений. Мне почему-то кажется, что многие программисты так поступают. И вот если придерживаться такой логики, но говорить про геоданные и карты, то OSM — это единственная в мире открытая карта и база данных. По-крайней мере, я не знаю аналогов. Поэтому его обязательно надо попробовать.
Конечно, он несовершенен: у него не полная адресация, не всегда актуальны POI, неравномерное покрытие, но он бесплатен и существует. Все остальные сервисы — за деньги. Если они у вас есть, то можно посмотреть и в сторону других решений. Но базовая мысль, как мне кажется, должна быть такой — сначала пытаемся использовать свободные и открытые проекты, а только потом проприетарные и платные.
К тому же, как бы это странно не звучало, но коммерческие закрытые проекты — это не всегда надежно. Почему? Потому что их разработчики в любой момент могут прекратить поддержку своего продукта или изменить условия и вы останетесь ни с чем. С OSM такого просто не может произойти. В случае чего, вы скачаете дамп планеты и поднимите свой tile-сервер или развернете на сервере сервисы, использующие базу OSM (например поиск, геокодинг, всевозможные выгрузки и тд). С точки зрения долгосрочной перспективы — это более надежный и контролируемый вариант.
— Используете данные OSM в работе или личной жизни?
— В личной жизни — для ориентирования в пространстве, когда иду в очередной поход или еду с семьей за черникой в лес. На работе — используем постоянно на трех наших проектах. Причем не просто как подложку, а данные самой базы: координаты домов, границ городов, теги объектов и улиц.
Ориентирование по OSM
— Может быть, у вас есть история, связанная с OSM?
— Есть одна — поучительная. Как-то с друзьями я поехал на карьер — это такое интересное место в Псковской области. Естественно, поехали по карте на базе OSM. Я нашел кратчайший маршрут. Думал, быстрее приедем — больше там пробудем, погуляем, отдохнем. Поехали по дороге, которая должна была сэкономить уйму времени, а она привела меня в тупик. В реальности рельеф был совсем не такой, как на карте. Я очень расстроился, переживал, всё думал: «Как же так? Кто это мог нарисовать такую дорогу, которая ведет в никуда? Зачем он это сделал?» Приехал домой, открыл карту, и оказалось, что эту дорогу в OSM нарисовал никто другой, как я сам. И сделал я это по спутнику. Эту дорогу до сих пор можно увидеть на спутнике, так как он отстает от реальности на несколько лет. Вот такой вот урок.
Вывод: не все рисование по спутнику одинаково полезно, особенно за городом. Все-таки в таких местах, прежде чем рисовать карту, стоит побывать самому: пройтись, все увидеть своими глазами, сделать пометки и обязательно записать GPS-трек.
— Как вы картографируете? Поделитесь секретами?
— Когда еду на природу на авто, всегда стараюсь записывать GPS-трек. Последнее время это делаю через мобильное приложение OSMAnd, ранее для этих целей использовал OruxMaps. Если есть такая возможность, проезжаю по тем дорогам, которых нет в OSM, чтобы потом их отрисовать по собственному треку, так как большинство лесных дорог невозможно увидеть со спутника — их скрывает листва. Причем нередко такие дороги бывают хорошего качества и по ним спокойно может проехать легковушка. В данном случае запись трека — единственный способ нанести на карту подобную дорогу.
Карту редактирую в JOSM, но сейчас я это делаю значительно реже — некогда. Когда находится для этого время, рисую новостройки Пскова, добавляю контейнеры для раздельного сбора мусора и отрисовываю лесные дороги по своим GPS-трекам.
Гаджеты для сбора данных в лесу (трекер, планшет, рация)
— Почему вы картографируете в OSM?
— У каждого человека есть важная потребность — помогать другим. У кого-то она более выражена, у кого-то менее. Участвуя в OSM мы именно этим и занимаемся: рисуем карту, которой потом может абсолютно свободно воспользоваться любой. Это такая форма помощи другим и проведения досуга с пользой.
— Что скажете в завершении нашей беседы?
— Вернусь к разговору про open source, которым является и OpenStreetMap. Считаю, что именно за этой философской концепцией будущее, так как с точки зрения развития технологий у нас нет другого выбора — людям рано или поздно придется кооперироваться и делиться накопленными знаниями и опытом с друг с другом, чтобы шагнуть навстречу новым достижениям.
Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике Telegram и на форуме.
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, но в них, в основном, публикуются новости.
> Присоединяйтесь к OSM!
Предыдущие интервью:
Александр Зейналов, Алексей Клянин, Максим Дубинин, Александр Павлюк, Сергей Зайченко, Георгий Потапов, Владимир Маршинин, Евгений Усвицкий, wowik, SviMik, Кирилл Бондаренко, Артем Светлов, Сергей Синицын, Наталья Козловская, Виктор Вяличкин, Иван aka BANO.notIT, Антон Беличков, Елена Балашова, Илья Зверев, Тимофей Субботин, Сергей Голубев.