Многое из того, что произошло в 1917 году, произошло благодаря проницательности и смелости большевистских лидеров и идеям и знаниям, которые поддерживали их и которые они поощряли среди трудящихся. Но революционный взрыв не может быть понят только в этих терминах. Экономические и военные условия являются полезной отправной точкой для анализа.


По мере продолжения боевых действий в 1915 году русская армия вполне адекватно адаптировалась к изнурительной новизне окопной войны. Но железные дороги были перегружены и недостаточно обслуживались в то время, когда приоритет отдавался перевозке призывников, боеприпасов и продовольствия на фронт. Железнодорожная сеть, едва справлявшаяся со всеми своими грузовыми перевозками в мирное время, испытывала трудности с доставкой достаточного количества зерна с юга в хлебодефицитные провинции центральной и северной России в первый полный год войны. Серьезно рассматривалось городское нормирование.

За хорошими урожаями в 1914 и 1915 годах последовало падение производства зерновых в 1916 году на 10 процентов ниже среднегодового показателя за полдесятилетия до Первой мировой войны. Правда, из-за немецкой морской блокады в Российской империи оставалось больше пшеницы, но крестьянство продавало ее гораздо меньше, чем раньше. Некоторые крестьяне были разорены хаосом военного времени, другие держались за более высокие цены или скармливали больше зерна своему скоту.

Для восстановления железных дорог не было ни времени, ни денег, а более высокие цены, необходимые для того, чтобы соблазнить крестьянство продать свое зерно, были недоступны правительству, которое выделяло большую часть своих ресурсов армии фронте и оружейным заводам. Металлургия и горнодобывающая промышленность имели решающее значение для оперативного потенциала армии, и они обеспечили благоприятное отношение со стороны имперского правительства.

Мгновенных решений не существовало. Правительство, получив чрезвычайные займы от союзников, справилось с этим, напечатав огромное количество бумажной валюты. Это привело к инфляции. В ноябре 1916 года министр сельского хозяйства А. А. Риттих пригрозил ввести государственный сбор зерна по фиксированным ценам, но эта мера не была применена из-за боязни вызвать недовольство крестьянства.

Ситуация в промышленности усугубляла проблемы. Производство сельскохозяйственных орудий упало до 15% от довоенного уровня. Крестьянин мало что мог купить, даже если бы захотел. К 1916 году почти четыре пятых машиностроительного бизнеса было направлено на удовлетворение потребностей имперских сил. Промышленность в целом удовлетворяла потребности государства в этом отношении. Сотни фабрик были переоборудованы для военной работы, но неизбежным следствием этого было то, что выпуск продукции для гражданского рынка резко сократился. Государственные контракты на снаряды, винтовки и шинели привлекали гарантированной прибылью. Но не все предприятия получали такие контракты, и любая фирма, которая не занималась деятельностью, связанной с войной, испытывала трудности с получением сырья. Доминирующий горнодобывающий картель "Продамет", базирующийся в Украине, вызвал хаос для малых и средних фирм, не продав им достаточно железа. Ухудшилось состояние железных дорог, и уже в 1915 году начался дефицит топлива и металла. К 1916 году речь шла о кризисе: уже можно было предвидеть, что сектор производства вооружений вскоре придет в беспорядок.

Некомпетентность имперской администрации не была главной причиной этого. Два года войны неизбежно должны были подчеркнуть недостатки экономики, еще не столь модернизированной, как экономика немецкого врага.


Другие мои работы:

Варварское нашествие на Европу. Часть 1 - https://paypress.ru/варварское-нашествие-на-европу-часть-1-7058

Из страниц истории Средних веков. Часть 1 - https://paypress.ru/из-страниц-истории-средних-веков-часть-1-7057

Расцвет величайшей восточной империи Древнего мира. Часть 1 - https://paypress.ru/расцвет-величайшей-восточной-империи-древнего-мира-часть-1-7056