Месяц назад большой резонанс среди российских пользователей фейсбука вызвала заметка Ивана Замесина (сооснователь и CEO компании Focus Calendar) о том, что Москва и Санкт-Петербург стали мировыми лидерами по качеству цифровых продуктов и услуг. В первую очередь имеются в виду финтех, телеком, веб-сервисы и т. д. По словам Замесина, этот факт признают многие знакомые, которые «живут на несколько стран»:

«Необанки в приложениях для нас привычная реальность. Быстрый мобильный интернет стоит $10/мес. В Москве, Питере и миллионниках продукты приезжают за 15-20 минут… Няни, уборщицы, доставка, химчистка, ремонт, любые специалисты любой компетентности — всё оцифровано, качественно и в любой бюджет. — пишет Иван, выражая комплименты российской ИТ-отрасли и отечественным инженерам. — Возьмите похожие по концентрации людей города-страны: Сингапур, Голландию, Нью-Йорк, Лос-Анджелес. Там уровень сервисов и продуктов уровня Сызрани [nothing personal]».

Что ж, давайте проверим, насколько справедливы эти тезисы. Посмотрим объективные рейтинги по некоторым пунктам.

Интернет


В рейтинге стран по скорости мобильного интернета по состоянию на июль 2021 года Россия занимает 90-е место в мире, средняя скорость скачивания в тесте Speedtest — 27,07 Мбита/с). В лидерах ОАЭ (190 Мбит/с), Южная Корея (189,2) и Катар (170,8).



По скорости фиксированного интернета у России 51-е место (90,33). Лидеры — Монако (256,7), Сингапур (256,03) и Гонконг (248,6).



По итогам I квартала 2021 года Москва лидировала по этому показателю среди крупных российских городов.



В рейтинге мировых столиц по скорости 5G лидируют Осло, Сеул и Абу-Даби. В топ-15 вошли Стокгольм, Хельсинки и София.



Доставка продуктов


Доставка продуктов — новая отрасль, которая сейчас бурно развивается во всех крупных мегаполисах мира. Специалисты говорят, что в этой фазе идёт интенсивный рост, накачка стартапов инвестициями и передел рынка. И действительно, есть понимание уникального российского опыта в этой сфере, где РФ по объективным причинам опережает Европу и США.

Эксперты признают, что формат экспресс-доставки продуктов изобрели в Турции, потом он появился в России — и только сейчас адаптируется в Европе и США. По этой причине наш регион сейчас впереди всего мира.

Российские предприниматели в США отмечают отсталость этой страны в некоторых отношениях:

«Америка — страна в себе, она не видит, что происходит в мире. Здесь до сих пор в ходу бумажные чеки, банки отстают от «Тинькофф» и Альфа-банка, нет нормального каршеринга… Местные уверены, то у них и так всё самое лучшее. Они не знают, что у них медленный интернет, что в России распространены бесконтактные платежи до такой степени, что вскоре можно будет милостыню с помощью Apple Pay подавать».

Об этом и писал Иван Замесин в фейсбуке.

Сейчас российские предприниматели пользуются своим преимуществом, запуская в США новые для этой страны сервисы экспресс-доставки продуктов за 15 минут.


Антон Гладкобородов и билборд с рекламой его стартапа Fridge No More в Нью-Йорке. Фото: Forbes

Госуслуги и Big Data


«Госуслуги и МФЦ я считаю невероятным достижением, — пишет Иван Замесин. — Если вы когда-либо разрабатывали технологически сложный продукт, то вы наверняка сможете проникнуться тем, КАКОГО размера авгиевы конюшни [оффлайн-архивы, древние протоколы, куча разрозненных сущностей, бррр] разгребали менеджеры и инженеры Госуслуг и МФЦ. Реально памятник пацанам и девчонкам надо поставить».

Действительно, в этой области в последние годы наблюдается большой прогресс. При этом и госуслуги, и большинство клиентских цифровых сервисов в реальности основаны на обработки больших данных. То есть каждое действие в рамках цифровых услуг — это данные.

У этой медали есть и обратная сторона, потому что централизованный сбор данных означает более масштабные утечки и порождает ощущение слежки со стороны Большого брата. К сожалению, на сегодняшний день цифровая грамотность населения такова, что большинство готово жертвовать приватностью ради удобства и скидок.

Получается так, что чем лояльнее законодательство к обработке больших данных — тем более качественные и удобные цифровые сервисы можно разрабатывать в этой конкретной стране. А если всё запрещать и регулировать, то разработчикам придётся получать разрешение на каждое действие.

В общем, в этой области ещё предстоит нащупать компромисс, который будет устраивать всех: и обеспечивать защиту приватности, и разрешать обработку персональных данных в разумных пределах.

На самом деле электронное правительство, электронный документооборот и цифровое взаимодействие с госорганами реализовано во многих странах.

Чтобы оценить позиции России по уровню проникновения технологий технологической инфраструктуры, можно обратиться к индексу развития электронного правительства E-Government Development Index (EGDI) от ООН, на который ориентируется Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Этот рейтинг оценивает состояние электронного правительства в странах-членах ООН. В расчёт принимается три фактора: развитие и функциональность самих веб-сайтов, уровень проникновения интернета (инфраструктура) и образование населения.

По индексу EGDI в 2020 г среди лидеров Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция и др. Всего к высшему классу оценки (VH) по развитию электронного правительства отнесены 14 стран: Дания, Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США, Нидерланды, Сингапур, Исландия, Норвегия и Япония.

Россия на 22-м месте в Европе:



Конкретно по индексу онлайн-услуг (OSI) Российская Федерация заняла 39-е место в мире. Лидируют Южная Корея, Эстония, Дания, Финляндия. В таблице ниже перечислено, какие конкретно услуги электронного правительства реализованы в большинстве стран мира (по количеству стран).



Кроме цифровой трансформации правительства на национальном уровне, в 2020 году эксперты оценили местное электронное управление в 86 городах, поскольку «городские и муниципальные администрации имеют более прямое взаимодействие с жителями и отвечают за решение проблем в повседневной жизни людей».

Местные органы власти создают «умные города», используя передовые технологии. В отчёте ООН приводятся такие примеры:

  • использование чат-ботов AI для улучшения предоставления услуг и оптимизации внутреннего управления персоналом;
  • использование Big Data и аналитических данных для разработки и осуществления эффективной политики местных органов управления и оптимизации городских государственных ресурсов;
  • использование Интернета вещей для поддержки интеллектуальных приложений в здравоохранении, транспорте, правоохранительных органах и чрезвычайных ситуациях;
  • использование дополненной реальности и виртуальной реальности для улучшения навигационного опыта и безопасности водителей и поддержки спасательных операций;
  • цифровые приложения для разрешения транспортных заторов, безопасного удаления твёрдых отходов, уменьшения загрязнения воздуха и решения других высокоприоритетных вопросов.

ООН особенно подчёркивает, что в настоящее время данные рассматриваются в качестве ключевого ресурса и стратегического актива для правительств.

По результатам оценки 86 городов был составлен индекс LOSI (индекс местных онлайн-сервисов), по которому Москва заняла 6-е место в мире после Мадрида, Нью-Йорка, Таллина, Парижа и Стокгольма.



Ниже перечислены ведущие города в каждой подгруппе LOSI.



Подробнее см. стр. 87?113 в докладе ООН.

Клиентские банки


Топикстартер восхищается российской банковской сферой, особенно трансформацией Сбербанка:

«Греф и менеджмент Сбербанка — маги и кудесники, которые смогли превратить древнюю ржавую махину с токсичной культурой в стремительно ускоряющегося цифрового мастодонта, которого боится Яндекс. А у Яндекса дай боже технологическая и культурная фора в 15 лет».

В самом деле, в области финтеха российская банковская индустрия достаточно развита, это все отмечают. Тут действительно есть чем гордиться. Например, банк «Тинькофф» в прошлом году выиграл награду World's Best Digital Banks 2020 в пяти номинациях, в том числе "Best Consumer Mobile Banking App in Central and Eastern Europe".

Или вот итоги прошлогоднего рейтинга Digital Bank Awards 2020 от Global Finance.



Здесь тоже «Тинькофф» и «Сбер» занимают первые места по разным номинациям, хотя напрямую их не сравнивают с банками Западной Европы и других регионов мира.

В Европе и США не так много банков, которые обеспечивают такой же набор сервисов. Например, вот сравнение мобильных приложений от 79 банков, десятка лучших выглядит так:

  1. Revolut
  2. Belfius
  3. Intesta Sanpaolo
  4. KBC
  5. Boursorama
  6. Bunq
  7. BBVA
  8. N26
  9. Illimity
  10. Barclays

Страна победившего киберпанка


Сам Иван Замесин в своём посте признаёт некоторые не самые приятные особенности российского общества и экономики, которые способствуют концентрации ресурсов в столице и притоку нелегальных мигрантов, готовых работать в доставке продуктов и в такси за гроши.

Действительно, в России не настолько тщательно соблюдаются права человека и не развиты профсоюзы.

Причина прогресса «Сбербанка» — огромные запасы наличности, которые она получила как правопреемник советской монополии. Её так не подвергли нормальной процедуре разделения демонополизации, так что во многих регионах «Сбер» остаётся единственным и центральным банком для местных жителей, через него проходят абсолютно все платежи. Что бы компания ни делала — ей всё равно каждый месяц приходят миллиарды прибыли. «Они конвертируют это в нечеловеческие офферы X2-X3 инженерам и менеджерам», — пишет Иван.

Таким образом, в Москве сложилось довольно уникальное сочетание факторов:

  • избыток финансов (со времён Золотой Орды финансовые потоки стекаются в единый центр, которым стала Москва);
  • отсутствие устаревшего legacy в телекоме и банковской отрасли, поскольку эти отрасли создавались в 90-е годы практически на пустом месте (упрощает развёртывание новой инфраструктуры);
  • избыток мигрантов в Москве (в том числе нелегальных, готовых работать в том числе с нарушением трудового законодательства, за низкую плату);
  • отсутствие профсоюзов, защищающих права наёмных рабочих в «новых» отраслях экономики;
  • высококвалифицированные инженерные кадры, которые съезжаются в том числе из регионов РФ.

«И что? — спрашивает Иван Замесин, признавая эти объективные факторы. — Всё равно, задачки которые мы решили — это сложные задачи, которые не решены в большом количестве значительно более богатых [и в абсолютах и per capita] и достаточно развитых технологически странах. Мы просыпаемся с мыслями «интересно, прокрасился ли эксперимент?», «блин, как же поднять конверсию», переживаем про работу, овертаймим и до хрипоты спорим с коллегами про то, какого цвета нужно сделать эту кнопку. Для нас работа—конструктор LEGO, играясь в который и кайфуем и улучшаем жизни миллионов людей».

Некоторые комментаторы сравнивают ситуацию с классическим киберпанком, когда на фоне общего развала инфраструктуры и экономики, сильного расслоения между бедными и богатыми наблюдается высокий уровень цифровизации, процветает интернет и цифровые сервисы.

В результате возникает ситуация, когда в некоторые регионы невозможно проехать по дороге из-за ужасной инфраструктуры. В деревню не может добраться скорая помощь, зато здесь доступен лучший в Восточной Европе онлайновый банкинг, сельчане могут поиграться с мультивалютными депозитами, оформить кредит или заказать банковскую карточку с доставкой на дом (когда до деревни доедет почтальон).

По качеству цифровых сервисов Москва занимает 6-е место в мире. Теперь осталось повысить этот уровень в провинции. Возможно, интернет и цифровые сервисы станут плацдармом для общего восстановления глубинки: строительства мостов, дорог и другой инфраструктуры, подъёма медицинского обслуживания и системы образования, справедливого правосудия, эффективной избирательной системы, улучшения жизни обычных людей.

В любом случае, IT — это одно из немногих достижений современной России, которым можно гордиться. Хотя и немножко стыдно, если вспомнить об упадке в остальных областях.

Комментарии (48)


  1. Javian
    25.08.2021 13:24

    "Услуга" подразумевает оплату либо получателем услуги либо государством/неким фондом/организацией вместо него. Как с цифровыми услугами в бездотационных регионах?


  1. webwork
    25.08.2021 13:46
    +19

    Вообще автор сильно предвзято относится к достижениям России. Даже о плюсах пишет, как будтно стыдно, что Европейские страны нас не догнали, хотя с надеждой отмечается, что скоро все встанет на свои места.
    Вроде IT отраслью можно гордиться, но все равно стыдно - прям-таки истинный российский интеллегент: русским всегда должно быть стыдно за то, что они русские.
    Прошу прощения, не сдержал порыва эмоций. Но на публицистические статьи считаю и комментарии должны быть соотвествующие.


  1. N-Cube
    25.08.2021 13:59
    +6

    Ну-ну, онлайн сервисы конечно есть, только как они работают, это вопрос. Скажем, у альфабанка была платная услуга альфаключ для получения кода авторизации посредством приложения вместо смс. Секьюрно, можно в другой стране пользоваться - а смс на иностранные номера телефонов ходили через раз и позже эту возможность тоже окончательно удалили. Вот только за год эта услуга много раз «ломалась» и требовалось каждый раз ругаться с поддержкой, чтобы починили. Потом сделали услугу доступной только на премиум тарифах. После и для премиум чинить перестали, сказали, нет больше такой услуги. То есть к своим же деньгам в банке доступа больше не будет. Ну и толку от множества подобных услуг, которые работают через раз и в любой момент перестают работать насовсем? Американский или европейский банк позволяет подключить номер телефона из любой страны и пришлет карточку на почту, которую надо активировать в личном кабинете и вопрос решен. Да, опций в личном кабинете поменьше будет, зато все работает всегда и везде. Мало радости пользоваться услугами, которые то ломаются, то вовсе исчезают (кстати, деньги за них продолжают списывать и надо опять же звонить и ругаться, чтобы уже несуществующие услуги отключили… написать в чат поддержки часто не помогает).


    1. DarkTiger
      03.11.2021 11:06

      а смс на иностранные номера телефонов ходили через раз и позже эту возможность тоже окончательно удалили

      Да, в 2018 так и не смог получить код подтверждения от Альфы при покупке авиабилета на Филиппинах, когда родная симка была без денег. В итоге потерял 5000, пришлось покупать, что осталось.
      Но, с другой стороны, с тех пор всегда ношу симку с собой, при положительном балансе, и пару раз меня это уберегло от крупных неприятностей. Ну а потом и eSIM подвезли :)
      Ну и вообще - в 2021 как-то странновато путешествовать без родной симки, на которую подвязана куча всего, от Госуслуг до налоговой.


  1. vakhramov
    25.08.2021 14:42

    В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?

    А за производства многие, к примеру, да, стыдно. Но мы работаем над этим :) Цифровизация проходит медленновато.


    1. KvanTTT
      25.08.2021 15:25
      +1

      В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?

      Это уже давно работает, даже до ковида.


      1. DarkTiger
        03.11.2021 11:32

        В 2017 надо было особую симку ставить с NFC в iPhone 6s, родная айфоновская NFC в московском метро не работала. Эта симка как-то умудрилась прибить родной NFC модуль в телефоне, и все равно не заработала.
        3000р на замену NFC модуля отдать душила жаба, платил карточкой, пока не купил новый.


    1. jorikdima
      25.08.2021 23:00
      +1

      В Ю. Корее так уже было минимум в 2005.


      1. reb00ter
        26.08.2021 07:28
        +2

        Смартфон можно было прикладывать? И по какому протоколу/технологии он оплату проводил?


      1. DarkTiger
        03.11.2021 11:55

        Не знаю, как там сейчас, но в 2018, после полуночи, там был один работающий обменник на гигантский терминал Сеула (второй, кажется), АТМ - кот наплакал, и ни один из них не работал, а рейсовый автобус, что должен был везти меня в отель, принимал исключительно наличные в качестве оплаты за билет в кассе (в автомате с карточки там только на поезд можно купить). В общем, я там час пробегал в поисках работающего АТМ (навигации - почти никакой, даже на корейском), пока не нашел в рюкзаке завалявшиеся гонконгские доллары, поменял их в обменнике и купил этот чертов билет. После чего пришлось прождать автобуса еще час в очереди, на улице, под холодным ветром. Электронная очередь? Не слышали. Единственное что хорошего запомнилось из тамошнего аэропорта - качественный вайфай повсюду.
        Прилетел в Шереметьево: АТМ и обменники - на каждом шагу, куча указателей... И на душе сразу потеплело как-то.


    1. nlykl
      03.09.2021 15:11

      С 15 октября обещают оплату лицом на каждой станции.


      1. vakhramov
        03.09.2021 15:13
        +1

        Вангую новую интерпретацию выражению "торговать лицом"))


    1. Ninil
      25.10.2021 15:40

      В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?

      В регионах так нельзя... потому что метро нет...)


      1. Layan
        25.08.2021 17:44
        +1

        Мне, например, важно. Не очень хочется сидеть и ждать, пока загрузиться обновление или сама игра. Да и для 4K контента в нормальном битрейте не всегда достаточно 100 Мбит. В обычном режиме разницы особой нет, но вот иногда прям очень хочется сэкономить 15-20 минут. Поэтому переплачиваю за гигабит, да.


      1. N-Cube
        25.08.2021 19:37

        По ЮВА упомянутые 50 мегабит вообще бесплатно обычно (ну то есть в коммуналку входит вместе с лифтом, бассейном и прочим) - еще с 1990х сразу при постройке многоквартирных зданий (кондо) делают интернет подключение для всех квартир и просто на ресепшене нужно получить код доступа. При желании скоростного интернета заключается договор с каким-либо провайдером и в щитке на ресепшене просто переключают провод от квартиры на нужного провайдера (и тогда уже надо платить по счету). Не знаю, сколько провайдеров на здание доступно, два-три точно, и (пере)подключение требует минимум усилий. От сотовых операторов вайфай зачастую бесплатный доступен для своих абонентов. И почти никто вообще не знает, какой у него интернет - от какого провайдера или какая там тарифная скорость :) Ну точно как про электричество в розетке спросить у кого какая там фаза, частота, амплитудное напряжение…


        1. cepera_ang
          26.08.2021 06:48
          +2

          Это явно не по всей ЮВА :) Может в Корее какой-нибудь и так, но в Таиланде частенько было так, что мобильный работает быстрее, чем самый лучший провайдер (с адсл, брр). Я уж и не говорю про соседние Камбоджу/Лаос/Мьянму.


          1. N-Cube
            26.08.2021 11:04

            Таиланд и Вьетнам. Даже на острове Самуи интернет достаточно быстрый, на Пхукете, в Чиангмае, не говоря уж про Бангкок и Хошимин. Лет 5 назад было не так, а последние года три знакомые отключаются от отдельных провайдеров и пользуются общим интернетом и мобильным как запасным каналом. В Лаосе пятилетку назад тоже нормальный интернет был в приличных отелях, а в кондо мы там не останавливались.


      1. sim31r
        23.09.2021 16:21

        олдскулам которые ещё с торрентов тянут может и важно

        Я тяну с торрентов, скорость вообще не важна. Ставишь на закачку ночную и потом особо нет времени смотреть, иногда через неделю или месяц вспоминаешь что скачана коллекция фильмов. В частном доме, пока оптику не провели вся семья сидела на 4G модеме, который раздавался во WiFi. Скорость от 1 до 20 мегабит, в зависимости от времени суток, в пиковые часы меньше. Например ребенок на Youtube мультики смотрит, качество картинки меняется автоматически под скорость интернета, от 144p до HD качества, плюс закачка в кэш до получаса вперед.

        Позже провели 50 мегабит за 600 рублей или 100 мегабит да 700 рублей. Централизованно кстати, поставили в частном секторе коробки на столбах и кто хочет подключается (цена 6000 в которую входит медиаконвертор). Разницы для домашнего применения не вижу в принципе. Значительно более важная проблема стабильность. Когда интернет пропадает хоть на пару минут раздражает больше, чем низкая, но стабильная скорость. Даже если это раз в месяц происходит. Понятно что можно на 4G переключится, но это траты времени и привыкаешь что интернет как воздух уже, есть по умолчанию.

        Для меня лично скорость вполне комфортная от 15 мегабит. То что скорость выше, уже только тестами определить можно.


        1. 0x131315
          29.09.2021 16:02

          Сейчас стимы всякие пошли. Если кто-то из членов семьи тянет игрушку на 100гиг, это фактически блокирует весь домашний канал, сайты на соседних компах уже не открываются. Вот тут скорость и важна: она определяет сколько часов будет блокирован канал.

          По-хорошему нужно настраивать шейпинг, но кто этим будет заниматься? Единицы процентов.

          У себя попробовал два варианта:

          1 - шейпинг по протоколам. Толку ноль, т.к. стимы пользуются http, как и браузер.

          2 - шейпинг по портам. Тут уже есть небольшая польза: все работает сильно медленнее, но работает. Возможно нужно корректные настройки подобрать просто.


          1. sim31r
            30.09.2021 02:43

            В Стиме настраивается ограничение на скорость загрузки и всё. Кто-то начал качать игрушку на 100 Гб, попросил ограничить скорость и нет проблем. Игрушка скачается не за 5 часов, а за 10, не вижу в этом проблемы.


      1. 0x131315
        29.09.2021 15:52

        Вот тут правильно

        Все услуги нужно пересчитывать по средним доходам, чтобы четко понимать кому они доступны, и доступны ли вообще

        Толку от недоступных услуг немного: галочку в статистике поставить можно, а пользоваться по факту нельзя.


      1. Glays
        26.10.2021 11:54

        Сейчас широкий и быстрый канал станет важнее для развития облачного гейминга.

        Видео карты не дешевеют, да и кажется для производителей консолей это может стать более выгодным вариантом, чем продавать консоли в минус. Для старых устройств - новые игры по подписке, для новых устройств обратная совместимость со старыми играми тоже по подписке.


        1. tommy_lee
          26.08.2021 09:31
          +1

          Теряют по сравнению с чем? С комиссиями брокеров? По сравнению с гипотетическим клиентом с миллиардом долларов и чёрным терминалом с прямым доступом к контрагентам?


          1. 0xd34df00d
            26.08.2021 21:08
            +3

            Да хоть по сравнению с комиссиями. Мне через мой банк торговать выгоднее, чем через Robinhood (хотя банк, конечно, не стильный-модный-молодёжный, и офис не в Менло Парке, да).


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. AikoKirino
    25.08.2021 15:05
    +7

    Сравнили скорость сети, а про трафик и цены забыли :)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. Imobile
    25.08.2021 18:21

    А еще как сравнивается. У меня 1гбит канал(реальные 970мб-980) Мне удобно через роутер, там через один показывает 600мб, через другой 140мб. Для меня это достаточная, плачу 600 рублей в месяц. Но не пользуюсь на всю. Меньше платить не вариант, там скорость будет 200мб, и не на много дешевле. Так я полагаю мне записали скорость 2 модема, так как именно через него я чаще проверяю скорость.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. SinsI
    25.10.2021 09:36

    Скорее надо смотреть не на среднюю скорость, а на долю тех, у кого Интернета нет вообще или скорость его ниже определённой (например, 50 Мб/c).

    Т.е. если один подключён со скоростью 10 Гбит/c, а второй - 10 Мб/с, то в среднем это больше 5 ГБит/с - но в реальности это хуже, чем два подключения по 100 Мб/c.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. N-Cube
    26.08.2021 10:49

    Speedtest показывает столько, а какой канал на всех - не знаю даже, по отзывам соседей хватает и на онлайн игры какие-то.


  1. tommy_lee
    25.08.2021 19:21
    +2

    банки отстают от «Тинькофф» и Альфа-банка

    Кто-нибудь покажите этому человеку Robinhood. А потом Wealthfront, где можно удобно брать займы под залог активов под 3% годовых, и который за тебя ребалансирует портфель согласно заданным весам


    1. 0xd34df00d
      25.08.2021 20:08
      +2

      Robinhood — это то днище, показавшее себя в истории с gamestop? А зачем его показывать?


      1. tommy_lee
        26.08.2021 08:32

        Robinhood виноват в риск-менеджменте контрагентов?


        1. 0xd34df00d
          26.08.2021 21:07
          +4

          Можете назвать других аналогичных брокеров, которые


          1. Сливают акции по цене сильно меньше рыночной?
          2. Продают информацию о ваших ордерах HFT-трейдерам?

          По первому пункту мне также очень интересно, как вы это натянете на определение риск-менеджмента.


          1. tommy_lee
            26.08.2021 23:07

            Давайте сначала про ситуацию с GameStop: то, что провайдеры ликвидности отказались предоставлять ликвидность, ничего не говорит о робингуде


            1. 0xd34df00d
              27.08.2021 20:10
              +5

              Первый пункт — это как раз про GS.


              У людей было какое-то количество купленных акций GS на их робингудном счету. Робингуд сам, без ордера от этих людей, продал эти акции, да и не просто продал сам, а продал за сильном меньшую цену — условно, при максимальном биде, скажем, в 100 баксов он выставил аск в десятку.


              Причём тут ликвидность?


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. numitus2
    25.08.2021 19:34
    +2

    Интересно когда российские банки начнут использовать swift номера счетов, вместо текущего. Помню заказчик из России должен был заплатить на белорусский счёт, и этот был тот ещё квест


    1. n0isy
      01.09.2021 16:17

      Вы что такое говорите?! Это же свободный банкинг. Скорее всего, никогда. ((


  1. Moskus
    25.08.2021 20:20
    +4

    Старая песня о главном. Помню, лет десять назад в какой-то статье про вернувшихся в Россию (Москву) после жизни в Нью-Йорке, некая молодая особа писала, как это удобно - делать всё через терминал Киви (в Москве) и как неудобно, что таких терминалов нет в США. Ей резонно заметили, что в США это нахрен никому не нужно, потому что число финансовых взаимодействий (коммунальные платежи и т.п.) в разы меньше, бюрократия - аналогично, а то, что всё же есть - делается либо через сайт/приложение банка, либо сайт организации.

    Ну а вопрос с бумажными чеками тут на Хабре также недавно обсуждали. Чек - ещё один инструмент, который люди и организации могут выбирать из многих. То, что он - старый, не означает, что он плохой.


  1. RTFM13
    14.09.2021 19:01
    +1

    некая молодая особа писала, как это удобно - делать всё через терминал Киви (в Москве)

    Надо же себя чем-то успокаивать.

    Терминалы были временным костылём как раз из-за дремучести российских банков. Сей час и банки чуть подтянулись и "терминалы" опустили под крышу банков, в результате терминалы больше никому даром не нужны. Их вроде и нет практически уже.

    Цифровое удобство тоже имеет обратную сторону. Сей час можно профукав всего одну СМСку потерять все деньги и еще кредит на тебя возьмут. И нет способа отказаться от этого "удобства", кроме как не пользоваться банками вообще (хотя и это не панацея).

    Тем же сбером я вообще не могу пользоваться т.к. на мой смартфон он не встает, а для веба нужен пуш код из приложения (по СМС нельзя войти).

    Другой банк тоже отказывается устанавливать приложение без доступа к записной книжке, но там хоть веб работает. При этом зайти через веб со смартфона можно только подменив юзер-агент.


    1. sim31r
      23.09.2021 16:32

      Это единичные случаи. Наличные деньги все же опаснее. Я вот только вчера снял небольшую сумму наличными, пол года в руках не держал их. И пошел разменивать в сетевой магазин, купюру в 5000 рублей. Купил товаров и чуть не забыл сдачу у кассира, девушка окликнула, типа забирайте ваши деньги. С наличными деньгами нужно быть более внимательным.

      В СМС написана сумма, куда идет платеж и предупреждение про мошенников. Тут сложно ошибиться.


      1. RTFM13
        23.09.2021 17:05
        +1

        Я не говорил что с наличными рисков нет совсем. Но с наличными я сам управляю ситуацией. Не ношу с собой крупные суммы, ставлю сейф, делаю тайники, закапываю в лесу - всё что угодно. Сам грабитель рискует получить пулю в процессе грабежа. Есть некий разумный баланс профита и рисков.

        А тут по одной смс доступ ко всему, что у вас есть и даже больше. Телефон у вас могут украсть, отнять, дубликат симки может сделать любой продавец телефонного ларька. Сам канал передачи смс тоже не является в полной мере защищенным.

        Как я могу повлиять на банк который по одной СМС "восстанавливает" доступ к банк клиенту через который потом можно вывести все деньги и еще кредит взять на несколько миллионов?

        При этом суд в подавляющем большинстве случаев вешает всё на клиента - "сообщил код кому не надо", не зависимо от того, что было в реальности.

        Тут сложно ошибиться.

        Не совсем. Когда я иду по улице с крупной суммой денег я заранее психологически готовлюсь к посягательству, беру оружие, охрану и т.п. По крайней мере имею техническую возможность.

        Мошенники же звонят когда человек не готов к посягательству, занят своими делами. Применяют методы психологического давления и т.п. При этом сам мошенник действует удаленно и анонимно и может свести риски для себя к нулю. Сами банки иногда очень мутно формулируют СМСки когда речь не о списании денег, а о восстановлении доступа к приложению, например. Кроме того взяли моду присылать СМСки которые таки надо сообщать сотруднику банка, что добавляет путаницы.

        По этому случаи такие далеко не единичные и полагаю уже давно многократно превышают суммы преступлений с наличными, особенно если вынести за скобки всякие квартиры забитые наличкой каких-нибудь чиновников и силовиков с небогатой фантазией, но прибыльными полномочиями.


  1. Gordon01
    08.11.2021 17:55
    +1

    В эту дичь пропаганды про "самые лучшие онлайн сервисы и самый лучший интернет" верят обычно те, кто в ЕС никогда не был. Постараюсь по пунктам.

    Стационарный интернет, да, хорош, особенно в Москве. Лет 15 назад в регионах все было очень плохо (где-то магистралью был спутник), но это было слишком давно. Этот тезис правдив.

    В ЕС редко пользовался фиксированным, вроде все было ок.

    Мобильный интернет в России отвратителен. Если ехать из Москвы в Мытищи то еще пару лет назад были зоны, где не было 3G сразу за МКАДом. Вообще, именно юзабельный интернет за пределами городов в России отсутствует. 4G в Питере лучше, чем в Москве. Если в регионах начать пользоваться мобильным интернетом в городе как фиксированным, то вам быстро незаметно зарежут скорость до таких величин, что даже ютуб перестанет грузиться на 480р.

    В ЕС 4G работает везде, включая деревни, Альпы, леса, поля (на которых ничего нет), даже в "бедных" (хотя Россия по ВВП беднее любой страны Шенгена) странах. И при всем при этом заметить "вышку" сотовой связи практически невозможно. У нас же все это дерьмо с проводами висит на фасадах и уродует вид и без того уродливых городов.

    Еще в России отсутствует такое явление как публичный Wi-Fi. Если они есть, то закрыты роскомнадзоровской авторизацией, которая слетает через каждые полчаса, если вам вообще удастся авторизироваться. Скорость, вероятно, будет такая, что даже типичный региональный 3G будет быстрее и надежнее.

    В ЕС полно публичного вайфая без авторизации которым можно пользоваться.

    Еще пару лет назад у РЖД не было приложения для покупки билетов на поезда, собственно успех ТуТу и других агрегаторов, берущих процент с продаж обеспечен именно убогостью РЖД. До сих пор в Москве и МО гораздо проще и быстрее купить в автомате (которые всего пару лет назад обрели человеческий интерфейс) бумажный билет на электричку. Только в прошлом году, некоторые ЖД линии, идущие в Москву перевели на тройку! В Питере ситуация усугубляется тем, что бумажный билет проще и быстрее купить у кассира (только за нал). Автоматы там убоги, половина не работает, либо с отвалившийся оплатой картой. В регионах нет ни автоматов, ни приложений. Добавьте к этому обязательное таскание бумажного паспорта всегда и везде, даже если едете на автобусе между соседними городами. ЖД и автобусный транспорт в России очень дорог, дороже большинства стран ЕС.

    В ЕС куча приложений, которые работают независимо от страны и ЖД компании, везде есть работающие автоматы (иногда, прямо в поезде или автобусе), принимающие карты, нигде не нужны никакие документы. Никаких турникетов, шмона и прочего бреда.

    В России до сих пор в большинстве помещений используются металлические ключи.

    В ЕС везде где возможно используются электронные карты, ограниченные уровнем или временем доступа, или просто коды.

    В России цифровизация общественного транспорта работает на шмон, слежку, камеры и турникеты, то есть на снижение удобства использования. В автобусе может быть несколько камер, но не работать кондиционер. Удобное меню, проездные — опция недоступна. Общественный транспорт очень дорог, но его качество и скорость крайне низкие (даже в Москве). Только месяц назад добавили возможность привязать Тройку к ЛК и теперь физическая потеря тройки с годовым проездным за 250+ евро не приводит к потере этих 250 евро. Старый подвижной состав убог, у нас умеют только разрезать старый трамвай на металл и закупить дорогущие три с половиной трамвая в год на миллионный город.

    В ЕС удобный и быстрый ОТ, дешевые проездные (даже на короткий срок). На длительный — практически бесплатны и привязаны к личности владельца. Никакого шмона, турникетов и прочего совка. Даже если подвижной состав старый — в него заретрофитят кондиционеры и розетки. Ездил в старой электричке в Венгрии, куда засунули бытовую сплит-систему (кому интересно, могу показать фотки).

    Да, у нас даже в деревнях принимают оплату картой, но все это до поры до времени, пока сбербанк не решил собирать огромные комиссии с малого бизнеса. Это просто еще не произошло, потому что у нас в принципе мало малого бизнеса и с него нечего трясти. Те, до кого руки добрались и кто не может подключить эквайринг вынуждены пользоваться переводами сбербанка, так как у людей нет налички. Это убого, иногда ошибочно и медленнее, чем наличка. Огромную проблему составляют чаевые, так как у людей нет налички. Приходится делать убогие костыли в виде куаркодов на чеках, которыми никто не пользуется, опять же страдают самые незащищенные категории населения (официанты, обслуживающий персонал). Терминалам нужно электричество и интернет.

    В ЕС наличка используется там, где это удобнее или выгоднее для малого бизнеса. При этом уличные музыканты и попрошайки могут иметь терминал для приема платежей с карты/телефона. Благодаря этому, у людей всегда есть наличка для чаевых и мелких платежей (гардеробы, туалеты), к тому же в хороших ресторанах терминалы поддерживают чаевые сразу на терминале. Наличке не нужно ни электричество, ни интернет.

    Доставка — это костыль, который вытекает из того, что куча населения России живет в гетто, где до магазина с нормальными продуктами нужно ехать на машине, которая есть не у всех. В России очень дорогие продукты, а качественные овощи и фрукты в регионах в магазинах сети монополиста Х5 недоступны (так как ему это не выгодно), их нужно доставать. В отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка) качественные овощи и фрукты недоступны вообще.

    В ЕС люди в большинстве своем живут в городах, в которых есть магазины в пешей или велодоступности. Доставка в таких условиях не сможет конкурировать по скорости и стоимости с магазинами, поэтому ее и нет. Фрукты и овощи дешевы, на продуктовый ритейл нет монополии, в магазинах продаются товары локальных поставщиков.

    В России технологии часто применяются ради технологий, для того чтобы подпереть костылями какую-то убогость жизни, так как знания в других областях технологий (водопровод, водоотвод, механика, итд) безнадежно утеряны. Пример: водоразборные колонки по карточкам там, где до сих пор нет водопровода и канализации.

    В ЕС цифровизация используется только там, где она нужна, где уже получена максимальная отдача, от других технологий и осталось только масштабировать задачу.

    Согласен с автором, современная Россия скорее напоминает киберпанк, когда у тебя туалет на улице, а воду домой ты приносишь из колонки в ведре, заплатив за нее по карточке. Одновременно с этим в Москве европейские трамваи, закупленные за миллиарды (140 Мруб каждый) ездят по русским рельсам, уложенным по технологиям 19 века, разваливаются, ржавеют в депо и используются как запчасти для тех, которые еще ездят.