В июле Минюст подготовил законопроект, предусматривающий создание цифрового реестра исполнительных документов. Идея заключается в полном отказе от бумажных исполнительных листов и введении вместо них централизованного электронного реестра.

По задумке Минюста, для реестра будет создан отдельный сайт. Часть сведений на сайте будет находиться в открытом доступе. Так, любой сможет найти информацию о дате выдачи электронного исполдокумента, основании такой выдачи, а также должнике и размере долга. Данные о ходе исполнительного производства и взыскателе будут доступны в режиме ограниченного доступа только должнику, взыскателю, банкам и государственным органам. Взыскатели смогут через сайт реестра направлять в банки заявления об исполнении требований, минуя бумажную волокиту. 

Ведение цифрового реестра предполагается возложить на плечи ФССП: туда будут направляться сведения из судов и других органов, уполномоченных выдавать исполдокументы. Полный переход на цифровой реестр планируется в 2023 году.

В целом идея цифрового реестра хороша. Бумажный оборот уже давно стал уходить в прошлое, все больше приобретая статус древних технологий (как это было с видеокасетами). Единый цифровой банк исполдокументов позволяет как упросить процедуру выдачи последних, так и устранить риск их потери. Соответственно, это приведет к экономии времени и прощанию с бланковыми формальностями, вкупе с очередями в канцелярии.

Однако на этом преимущества заканчиваются. Минюст, похоже, твердо уверен в том, что цифровизация подобна волшебной пилюле: скушал раз и все проблемы исчезли. Ввёл цифровой реестр – и жизнь взыскателей стала легче, и долги начали взыскиваться скорее, и жизнь наладилась. Между тем, цифровизация – это прежде всего оцифровка, перевод всего, что уже существует в более удобную и быструю электронную модель. И в эту модель могут проскочить все текущие комплексные проблемы.

Одной из таких серьезных проблем является сама ФССП, а именно ее отсталое техническое и кадровое обеспечение. Судебные приставы тонут под грузом тысяч исполнительных производств. На отдел выделяется максимум одна машина. Сотрудники покупают за счет собственных средств форму и замену неработающему принтеру. Компьютерная база данных, без которой ни постановление автоматически не выгрузишь, ни ответы на запросы не посмотришь, зависает стабильно раз в неделю. При этом сотрудники работают за очень маленькие зарплаты без каких-либо серьезных материальных стимулов в атмосфере постоянного прессинга как со стороны граждан, так и начальства.

Причем такая ситуация – это прежде всего вина самого Минюста, которому подконтрольна ФССП. И вместо того, чтобы сначала решить эти проблемы, министерство задумывается о цифровизации. Но от того, что к старому ВАЗику приделаешь карбоновый спойлер, машина быстрее ездить не станет. Так и здесь: вместо пыльного шкафа, исполнительные листы будут неделями висеть в виртуальной очереди на регистрацию в реестре.

Напомню, что та же учесть постигла электронный кабинет стороны исполнительного производства. Да, теперь заявления и ответы можно подавать и получать дистанционно. Но в эффективный инструмент общения с приставами кабинет так и не превратился: технические сбои, отписки и бездействие приставов так и остались.

Возможно, однако, Минюст понимает, что не в состоянии решить проблемы ФССП и подобными цифровыми "наворотами" пытается лишь прикрыть их за свежим фасадом. Что ж, цифровой популизм ничем не лучше слепого следования технократической генеральной линии.

Комментарии (9)


  1. ifap
    25.08.2021 18:42
    +1

    По задумке Минюста, для реестра будет создан отдельный сайт. Часть сведений на сайте будет находиться в открытом доступе. Так, любой сможет найти информацию о дате выдачи электронного исполдокумента, основании такой выдачи, а также должнике и размере долга.

    Па-а-азвольте, а это тогда что такое? fssp.gov.ru/iss/ip


    1. cyber_estet Автор
      25.08.2021 21:00

      Считайте, для того, чтобы попасть в банке исполнительных производств, это самое производство должно быть возбуждено на основании исполлиста и заявления взыскателя. То есть пока взыскатель не предъявит лист в ФССП, а пристав не возбудит производство, данных в банке исполпроизводств не появится.

      А вот реестр, который предлагает Минюст, в теории позволит отслеживать все вынесенные в отношении должника исполдокументы, вне зависимости от того, предъявлялись ли они приставам, или ушли в банк, или остались лежать у взыскателя. Это позволяет более точно понять, какова ситуация у должника: в базе ФССП за ним числится, например, одно производство, а по реестру будет видно, что на очереди еще десяток свежих листов вышел.


      1. ifap
        25.08.2021 21:28

        То есть, судейским меньше бумаги тратить, взыскателям меньше ногами ходить, приставам… в общем тоже, автоматизация во все поля. Чем плохо само по себе?


        1. snovikov
          27.08.2021 13:25

          мне кажется, что автор хотел в статье показать, что руководству ФССП стоило бы обратить внимание и на более насущные проблемы

          конечно местами автор сгущает краски, но в общем я воспринял посыл автора именно так


          1. ifap
            27.08.2021 13:38

            Я его так же понял, но не вижу здесь противоречия: да, много чего надо улучшать, но это же не значит, что новый реестр — плохо или его не стоит создавать.


      1. snovikov
        27.08.2021 11:46

        Хотелось бы еще обратить внимание на то, что Реестр исполнительных производств будет реализован на базе ГИС ГМП. Т.е. оператором этой системы будет Казначейство России.


        1. cyber_estet Автор
          27.08.2021 11:48

          оператором будет Казначейство, но оно будет ответственно лишь за техническую часть. А вот исполнительные документы в базу будет вносить ручками ФССП, откуда и все проблемы.


          1. snovikov
            27.08.2021 11:56

            ну начнем с того, что никто туда ничего ручками вносить не будет, ведь ГИС ГМП система, которая работает в автоматическом режиме.

            Исполнительные документы, по которым органом выдавшем ИД может быть ФССП России, могут быть сформированы только в случаях наложения административного штрафа. И в этом случае я уверен, что процесс взаимодействия с ГИС ГМП будет автоматизирован.

            Мне видится, что наоборот данный реестр позволит облегчить работу СПИ. Сейчас достаточно большое количество ИД поступает в бумажном виде.


  1. Boris1967
    27.08.2021 11:48

    Но в эффективный инструмент общения с приставами кабинет так и не превратился: технические сбои, отписки и бездействие приставов так и остались.

    Вопрос пока даже в том, существует ли такой кабинет в принципе и если существует, то где именно? Мне доводилось подавать заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства (ИП) в регионе в котором проживаю, через личный кабинет! Из ФССП, через портал Госуслуг приходят сообщения "услуга предоставлена", а фактического ознакомления через личный кабинет, не предоставлено, ссылка не направлялась. Личный практический опыт свидетельствует о том, что спорить с такими отписками, в созданных Министерством юстиции РФ, МВД РФ, СК РФ условиях сокрытия правонарушений и с современным подходом органов судебной власти РФ, реально невозможно. Таким образом, одна из задач состоит в том, чтобы исключить техническую возможность отсылки таких заведомо недостоверных сообщений без автоматической проверки предоставления реального доступа. При этом, вместе с такой ссылкой на материалы исполнительного производства, одновременно следует обеспечить и отправку заявителю, реестра документов исполнительного производства, существующих на момент ознакомления и предоставляемых для ознакомления. Такой реестр должен включать сведения о номерах регистрируемых почтовых отправлений (РПО), непосредственно связанных с конкретным исполнительным документом, вынесенным судебным приставом-исполнителем (СПИ). Обязанность направления исполнительных документов РПО, прямо закреплена нормами 229-ФЗ.

    Нагрузка на СПИ значения для решения этих вопросов не имеет! Вопрос же актуальный, поскольку его решение позволит заинтересованным лицам выявлять и эффективно пресекать тотальные фальсификации, которые происходят в настоящее время и явно противоречат целям государственного управления, обеспечения законности при осуществлении исполнительного производства.