Это от DHL Express приехал слегка битый сервер. Про то, как решали с ним, — ниже.

По России мы закупаемся в центральный офис, настраиваем оборудование и везём его по стране. По Европе сложнее, и там мы несколько раз наступали на разные грабли. Первыми граблями была попытка привезти железо из России во Франкфурт, потому что у нас тут получались цены ниже, чем все затраты на таможню и перевозку. Первый раз это закончилось тем, что перевозчик накосячил в декларации, и их машину брали со спецназом. Чтобы вернуть сервер, нам пришлось заплатить штраф, равный его стоимости, но это всё равно было лучше, чем покупать новый с доставкой за шесть недель.

Точнее, даже не так. Первый раз мы повезли два сервера сами на поезде, потому что у нас была встреча в ЦОДе. Это было, ещё когда мы ездили лично, а не проводили аудит дата-центра по финансовым и операционным показателям. В поезде европейский таможенник долго пытался убедить нас, что «персональные компьютеры потому и называются персональными, что для личного пользования», и декларировать их не надо. Дал квиточек, похожий по виду на листок туалетной бумаги. Оформили временный вывоз, то есть мы имеем право их вернуть, а если не вернём, то надо будет возместить НДС.

До Франции привезли их в поезде, дальше перегрузили в машину и поехали в Швейцарию. А вот уже во второй раз отправили перевозчиком, который, похоже, решил чуточку сэкономить, а таможня решила, что он вывозит какое-то редкое российское вычислительное оборудование.

Всё железо у нас одинаковое, чтобы упростить обслуживание: условно, поддерживаются две типовые конфигурации серверной платформы. Сейчас из-за того, что сделали с Хуавеем, будет третья. Каждый год мы закупаем железо на обновление по амортизации (сервер меняется примерно раз в пять лет плюс-минус год), расширение (рынок растёт со скоростью около 20–30 %, и нужно столько же железа, просто чтобы оставаться в той же доле) и ЗИП.

У нас четыре из 11 ЦОДов — не в России: это Цюрих, Франкфурт, Лондон и Амстердам. В России география тоже не самая простая: кроме Москвы и Петербурга, есть Казань, Новосибирск и Екатеринбург.

▍ Как покупаем


За рубежом до момента отделения Англии от Евросоюза было достаточно просто. Обращаемся к своему ритейлеру (дистрибьютору), говорим адреса ЦОДов, он везёт по ним. Своих логистов не нанимаем, потому что дистрибьютор обычно умеет доставлять и делает это хорошо. Не приходится объяснять грузчикам, чем сервер отличается от мешка с картошкой, не приходится потом искать выгруженные машины на улице под снегом, зачастую коробки не приходят со сбитыми углами и так далее.

Итак, цены в разных регионах разные. Они зависят от местного НДС (увеличиваются фактически на него) и от объёма партии, точнее, той скидки, которую удаётся получить у дистрибьютора на годовой контракт. Это причина, по которой мы не покупаем в Англии, Германии, Швейцарии и Нидерландах напрямую, а везём из одной точки. Сначала это была Швейцария, где дистрибьютор давал нам хорошие условия, но потом начали возить из Амстердама.

Дело в том, что у Швейцарии — собственное таможенное пространство. Пока Великобритания не вышла из Евросоюза, ситуация была такая: покупаешь сервер в Амстердаме, даёшь адрес доставки дистрибьютору, он просто отправляет его в нужный ЦОД. Было исключение в виде Цюриха: там надо было отправлять на таможенного брокера, который возмещал НДС за вывоз сервера за пределы таможенного пространства Евросоюза, а потом платил почти этот же НДС в Швейцарии за ввоз сервера. Поскольку в Швейцарии до сих пор всё делается традиционным образом, процедура эта, похоже, требует нескольких подписей на бумаге, отчего занимает пару недель, вполне может и до месяца. Я даже не исключаю, что они ведут бумажную переписку вместо электронной почты.

Медлительность — визитная карточка Старого Света. Несмотря на то, что в Амстердаме живут голландцы, которые наиболее похожи на нас по менталитету («Он не грубый, он голландец»), но всё равно война войной, а обед по расписанию. Ровно в момент окончания рабочего дня, обычно это 18:00, они пропадают со связи до начала следующего рабочего дня. Что бы ни случилось, как бы ни горело — просто не будут отвечать до следующего рабочего момента. В России, конечно, не так: у нас всё работает даже ночью.

Естественно, при семи ЦОДах в России и четырёх за границей, партии в России у нас куда больше, и тут условия куда вкуснее. Как я уже говорил, первую пару серверов для тестовой площадки мы перевезли сами, а вот дальше наняли компанию. Потом — эпизод с маски-шоу, возмещение за сервер, смена логиста, отправка шести серверов, из которых доехало пять, а ещё один тормознули (эти тёртые калачи отправили их разными машинами). В общем, пришло понимание, что лучше не пытаться тут сэкономить, а покупать у людей, которые разбираются в европейской логистике.

Сейчас дистрибьютор выставляет нам несколько разных счетов: например, четыре сервера — в Амстердам, четыре — в Цюрих, два — во Франкфурт. Мы оплачиваем, дальше железки приходят морем (несколько недель), дистрибьютор нанимает DHL или DHL Express в зависимости от того, насколько у него горит жопа по срокам поставки. В начале кризиса полупроводников, когда ещё никто не представлял, насколько это серьёзно, подгорело у дистрибьютора настолько, что вместо спокойного путешествия морем наши платформы доставили из Китая самолётом в Амстердам за два дня вместе с таможенными операциями. Морские железки попадают в порт под Амстердамом, почти мгновенно перевозятся и проходят таможенные процедуры уже в самом Амстердаме. Дальше они попадают на склад, откуда почти сразу без хранения их забирают машины DHL и везут по странам. Таможенного брокера для Швейцарии тоже можно организовать бесшовно, прямо через дистрибьютора или логиста, чтобы был единый ответственный за доставку, а не микросервисы в духе «нет, это они виноваты».

▍ Получение железа — отдельный квест


Перевозки в России идут через центральный офис. К нам железо приезжает DHL от поставщика, дальше мы всё изучаем, настраиваем, отправляем по ЦОДам «Деловыми линиями» или СДЭК. С «Линиями» мы перестали работать с осени 2020-го, про это — ниже.

В России куда больше бюрократия в плане поставок в ЦОД. Логика заключается в следующем: когда компания что-то покупает, нужны договор на поставку, счёт на оплату, грузовая накладная (универсальный передаточный акт), товарная накладная, или ТОРГ-12. Получатель должен подписать все эти документы, чтобы поставщик убедился, что отдаёт груз именно тому, кто заказывал. Иначе получится, что он может отгрузить сервера каким-то левым людям, которые скроются в неизвестном направлении. То есть на приёме оборудования должен быть человек с печатью или оригиналом доверенности с синей печатью на получение, иначе поставщику не будет закрывающих документов. Поэтому получение и делается в центральный офис, так как гладко не прошло ни разу: всегда кто-то либо забывает какой-то документ, либо чего-то не хватает, и в итоге всё равно серверы принимает генеральный директор юрлица. Потому что попросить админа какого-то другого ЦОДа прислать копию паспорта для СДЭКа — это не самая простая задача в наших реалиях. И ещё убедиться, что в тот день, когда они решат приехать, в смене будет именно этот админ.

В Европе же всё не так. Там оферта, даже индивидуального договора обычно нет. Просто платишь по ней. Если оплатил — это означает согласие с офертой и её заключение, не платишь — не согласился и не подписал. В почте дальше просто пишешь, куда везти железо. На место приезжает экспедитор, выгружает серверы, говорит: «Вот такой-то чувак это оплатил, держите». И уезжает. Никаких бумажек, никаких актов, никаких подписей. Потому что в Европе не принято воровать.

Естественно, такое происходит не без приключений. Один раз голландцы отдали наш сервер непонятно кому. Должны были привезти в ЦОД, а привезли куда-то ещё, и там всё это приняли. Админ пишет: что-то ваши отчитались, а упаковки я в декомпрессионной зоне не вижу. В общем, голландцы день пытались понять, куда делся сервер, но потом выяснили, что они случайно отправили не на физический адрес дата-центра, а на юридический, где сидит их бухгалтерия. Там старое здание в центре города, в нём в прихожей чинно стоит наш сервер. В итоге сотрудник ЦОДа поехал и забрал его сам на машине.

В Цюрихе тоже отдельный квест по поиску железа, админ может до часа просто ходить по складу: там очень большой дата-центр и соответственно очень большой склад.

▍ Ещё одна российская особенность


В России у логистов постоянно идёт битва с сотрудниками ЦОДа за ключевой сантиметр: где начинается территория ЦОДа, кто должен затаскивать внутрь, что и как. Пару раз было: «До края борта подвину, а дальше вы сами». В Европе я ни разу не слышал про такое: либо там всё сразу обсуждается при доставке, либо просто в доставку автоматом входит занос внутрь здания.

Наши грузчики ещё очень не любят приезжать вовремя или быть пунктуальными. Часто так: договариваешься с доставкой в интервале 13:00 — 18:00. С менеджером чёткая договорённость, что грузчик за час позвонит. Не звонит в итоге. Идёшь есть в 18:00, только сел с едой около 18:20 — звонит этот товарищ:

— Я у двери, разгружайте меня.

— Ну стой жди теперь, ты же не позвонил, как договаривались.

— Разгружайте как хотите, ждать не буду.

— Ну менеджеру звони своему, пусть он приезжает и разгружает.

Он позвонил. Менеджер в итоге не приехал, грузчик дождался нас. Больше они звонить не забывали.

▍ Случай в Новосибирске


Это тот самый случай, после которого мы больше не возим ничего «Деловыми линиями». Было это осенью 2020 года, в сентябре упаковали и отправили в Новосибирск сервер. Через три дня пишем нашим админам, мол, а что там с сервером, где он? Они: а никто ничего не доставлял. Звоним в «Линии», мол, что с сервером? Они: нужна доверенность от вашего юрлица-отправителя на получение. Это очень странно, потому что обычно нужна доверенность только от ЦОДа, но никак не от отправителя. Хорошо, они упёрлись, мы сделали доверенность, отправили им. После этого они запросили ИНН и паспортные данные принимающего. Такого тоже никогда не было раньше. На той стороне — рядовой админ, он никогда не видел нас в лицо. Мы ему пишем: пришли копию ИНН и паспорта. Он:

— А на фига? Вы там что курите?

Ещё пару суток мы искали нашего менеджера — это тоже оказалось отдельной тяжёлой задачей. Попробовали всё, но оказалось, что работают только мат и досудебка в адрес руководителя филиала, тогда удаётся получить нужный контакт. После прохождения этого бардака они нашли документы, сказали, что всё хорошо, ничего не надо, всё исправим и привезём на следующий день.

На следующий день не привезли. Точнее, приехал водитель с сервером, сказал, что нужен пакет документов (который не нужен был и который менеджер обещал убрать из требований получения), и увёз обратно. Так он ездил три рабочих дня подряд — это уже был просто цирк! В итоге мы договорились с заместителем генерального директора ЦОДа, чтобы он приехал на склад «Деловых линий», там лично забрал сервер и на своей машине привёз его в ЦОД. Мы потеряли примерно две недели из-за «Деловых линий», написали большую жалобу, деньги за доставку они обещали вернуть. Но не вернули. В итоге мы зареклись с ними сотрудничать.

image
Пирамидка сверху как бы подсказывает, что на сервер не надо класть мешки цемента.

▍ Единственный битый сервер


Иностранная логистика по уровню доставляемости целых серверов несильно отличается от современной российской. И там и там есть специально обученные люди, которые понимают, что именно они везут, как с этим обращаться и что будет, если это ронять или прыгать с этим на кочках. Для особо одарённых есть стресс-датчики, датчики наклона и другие штуки снаружи упаковок, которые позволяют понять, не трясли ли упаковку слишком сильно и не наклоняли ли её больше, чем на заданный угол. Тем не менее в один прекрасный день приезжает вот такое в Цюрих:

image

Точнее, узнаём мы об этом от выездного местного админа, который привёз распаковывать и ставить железо в стойку. Его задача — всё подключить и дать нам инженерный WAN, откуда уже можно настроить всё из нашего московского офиса. В общем, он фотографирует эту коробку и спрашивает: распаковывать или сразу назад? Мы взяли тайм-аут на день посидеть подумать и договорились с вендором.

А дальше — «Поле чудес»: или мы берём деньги, или открываем «чёрный ящик». Что интересно, вендор прекрасно понимал, насколько дорого и долго менять сервер, и отлично шёл навстречу. В переписке договорились, что после вскрытия и подключения мы в любой момент всё же можем вернуть его как некондицию. Представитель Хуавея понимал, что нам нужен сервер сейчас, а не через шесть–восемь недель, а мы понимали, что они пойдут нам навстречу в плане условий. В итоге решение получилось на доверии и всех устроившее. Мы прикинули, что там внутри из строя может выйти только бэкапный HDD (для зеркалирования RAID-массива в четыре утра на случай, если массив вылетит разом, что иногда случается), потому что остальное там — SSD. Распаковали, поставили. Один из HDD в сборке не прошёл тестирование, его заменили. В середине следующего рабочего дня переписка в электронной почте про это была подкреплена официальным документом, но в Европе переписка уже сама по себе считается за обязательство, поэтому мы не беспокоились.

В итоге получилось лучше, чем «as is и страдай сам» при покупке самосборного железа или найме собственного перевозчика на вендорское.

А, да, и ещё один раз привозили битую машину. Там у процессора были погнуты ножки, а всё остальное было целым. Как им это удалось, никто не признался, но процессор поменяли сразу.

▍ Страховки


Доставка «последней мили» — всегда самое нервное и рисковое, потому что риски — не на стороне производителя. Мы всегда страхуем оборудование на стоимость самой железки плюс амортизацию: это нужно, чтобы покрыть время поставки нового железа. Мы вообще фанаты страхования. В итоге мы ни разу не попадали в страховой случай, но продолжаем страховать железо по цене один-два миллиона рублей за единицу, потому что ещё мы фанаты контролируемых рисков и статистики.

▍ «Железный занавес»


Европейская схема с одним дистрибьютором в Амстердаме и таможенным брокером для Цюриха хорошо работала, пока не случился выход Англии из Евросоюза. В итоге нарушились все таможенные процедуры. Более того, они, когда выходили, похоже, не догадались или не успели всё синхронизировать, и в итоге таможенные брокеры не способны сейчас стабильно решить задачу, как в предсказуемые сроки растаможить и затаможить обратно сервер в Лондоне. Единственный способ покупки оборудования в Лондоне — либо не покупать, либо делать там юрлицо резидента GB, которое будет вести деятельность, и уже оно будет покупать оборудование в интересах нашей компании. Это сильно усложняет жизнь бизнесу. Для Лондона это сейчас как «железный занавес». Мы пока не поставляем железо в английский ЦОД, надеясь на то, что трансграничная связность сломанного ЕС как-то срастётся к осени, и они там разберутся. Наверное. Если не будет в октябре — будем искать другие варианты.

Комментарии (22)


  1. nullc0de
    07.09.2021 15:43
    +13

    У меня с CDEK не лучший опыт. Цены они подняли, по открывали новые офисы, а вот качество услуг резко упало. За прошлый год была 2 раза одна и та же ситуация, звонят: — «К вам приедет курьер, ожидайте!». Ждешь весь день, нет курьера. Ждешь следующий день — нет курьера. Звонишь к ним, ответ: — «Ваше отправление у курьера! Ожидайте!». Идешь на сайт, меняешь способ доставки на ближайший их офис. Через день где-то приходит СМС: — «Можете прийти и забрать!». Приходишь в офис, нет нигде отправления. Работники звонят к курьеру и в головной офис, без результата. В итоге говорят: — «Приходите в другой день! Мы вам позвоним!». Ок, уходишь, потеряв час в офисе. Через пару дней звонок: «Приходите! Нашли!». Приходишь и опять не могут найти, возятся опят час, поднимают всех на уши и кое как находят… Ушатанные упаковки для CDEK стало нормой, если раньше почта рф славилась этим, то сейчас этим славится CDEK. Почта рф стоит дешевле, доставляет быстрее, последние 1-2 года вообще нет к ним претензий. В контрольные сроки CDEK обычно не укладывается, по крайней мере, то, что отправлял и получал сам. Маразм со вскрытием упаковки есть в CDEK и Деловых, пакуешь груз, хорошо защищаешь — дорогое оборудование, а тебя на приемке просят это все вскрыть! За последние годы раз 20 такое было… Ну это не серьезно, если они считают меня террористом, и что я отправляю бомбы, то будьте добры поставить рентген установку, а не заставлять вскрывать упаковку, и потом ее упаковывать ненадлежащим образом, когда в итоге ее повредят при транспортировке, а вместо еще повредят оборудование.


    1. gremlin244
      07.09.2021 17:40

      Насколько я понимаю, просят вскрыть и показать что отправляешь не из-за боязни бомбы, а из-за того, что там вместо дорогого оборудования могут быть кирпичи. И крайним внезапно оказывается тот, кто не глядя принял это «дорогое оборудование», так что их понять можно.


      1. nullc0de
        07.09.2021 18:00
        +2

        gremlin244 даже в таком случае пусть ставят рентген, там сразу будет видно, они по виду все равно не смогут определить стоимость. Например отправлял микроскоп zeiss, все по максимуму разобрал и сложил в контейнеры, контейнеры прикрепил к станине микроскопа, добавил кучу поролона, и пупырки, сделал облегченный каркас, 3 больших рулона скотча. Заставили вскрывать и по новой заматывать, тот же скотч они потом мне не дадут для нормальной упаковки, максимум два оборота сделать им… Микроскоп еще очень тяжелый, не поворотливый, и повторно его упаковать сложно, он весит 30кг. Надо одной рукой его держать, а второй мотать. Палетный борт сразу у себя организовать не могу, поэтому кроме своей хорошей упаковки заказываю у них палетный борт. Да и вроде они со своим не принимают… Так как в палетный борт упаковывают рукожопые грузчики и без вашего участия, то упаковывать надо еще тщательнее.


        1. Tim06ka
          08.09.2021 10:15

          Такое себе желание с рентгеном. Штука не дешевая, оплачивать ее клиентская база будет.
          Плюс все убегут к тем, у кого хотя бы на 1% дешевле. Цена ведь конкурентное преимущество.

          А если законодательно введут эту историю? Тоже полный отстой, цены подскочат, при этом количество отделений резко снизится, такое себе.

          В рассуждении использовалась цена интроскопа с алиекспресс - 20000$


          1. nullc0de
            08.09.2021 14:27
            +1

            Tim06ka так CDEK итак цены поднял, если мне надо отправить относительное не большое и не дорогое, то у меня в приоритете сейчас почта россии. Для крупного и дорогого другие компании. Что-то дорогое отправлять лоукостом типа CDEK(хотя он уже не совсем лоукост) это по моему безответственность. Лучше переплатить за надежность и удобство. Нет денег на рентген, то пусть собак купят, взрывчатку, наркотики они находят не плохо. Для поиска радиоактивного могут купить обычный дозиметр мкс-01са1м. Правда уже сейчас в метро и много где стоят портальные детекторы ионизирующего излучения и они быстрее поймают человека.


    1. Alekseyz
      07.09.2021 20:52

      Аналогично с ems, приходит смс что сегодня востолько то приедет курьер, а вечером приходит смс что курьер не дозвонился до вас, на след день та же история. В итоге неделю курьер пинал балду и делал вид что не смог дозвониться. А я никак не мог забрать посылку так как она была у него на руках.


      1. nullc0de
        07.09.2021 21:23
        +1

        Alekseyz проблема CDEK что они даже время не говорят, это надо весь день торчать на месте. В других компаниях слава богу догадались указывать нормально промежуток времени когда будет курьер — машина с грузом, и даже если опоздает на минут 30 ничего страшного.


      1. igrblkv
        08.09.2021 11:49

        С EMS лучше сразу перенаправлять в ближайшее почтовое отделение и забирать самому. Уже давно только так и делаю. Тем более у Почты России и своя доставка есть, правда, за отдельные деньги - но если надо...


        1. nullc0de
          08.09.2021 19:10

          igrblkv у нас EMS хоть не идеально работает, но особых проблем нет, у нас там вполне приличный курьер, и дядька этот делает свою работу на совесть, с ним общался не раз, он работает уже больше 10 лет.


    1. vasyaa747
      07.09.2021 22:25
      +2

      Полностью поддерживаю. Со СДЕКом нахлебался. Груз не теряли, но сроки проваливали. И главная ответка от них: А что хотите за такие деньги? А почта России за "такие деньги" везёт первым классом с доставкой до двери и быстрее. А за меньшие везёт нормальной почтой, но всё равно быстрее. И не заставляют вскрывать при отправлении.

      Я, оправляя груз, предъявляю паспорт. Там дата выдачи, номер и прописка. Если что-то не то или не так с отправлением, то я весь вот он, берите под белы рученьки. А внутрь посылки лезть - любопытство не порок. Для досмотра есть специально обученные, допущенные и проинструктированные сотрудники. Но никак не приёмщик/ца отделения "бздека" или "сверхделовых линий".


    1. ABATAPA
      09.09.2021 11:31

      Почта рф стоит дешевле, доставляет быстрее, последние 1-2 года вообще нет к ним претензий.

      Полностью поддерживаю. Если и есть какие-то претензии, то к отделениям, но не к работе логистикой. Отправлял и получал десятки небольших отправлений — "Почта России" справилась лучше и быстрее, чем <альтернативные операторы>: чёткая логистика, трекинг, сроки... Из Новосибирска до Мурманска за 3 дня (весом до 100 гр). А чего сто́ит оформление на сайте и "просто без очереди отдайте оператору"! Песня!

      К слову, отправлял международные отправления первого класса в Испанию, Германию, США.
      Так вот. В США: до выпуска из РФ — три дня, потом "передано в страну назначения" — и более месяца статус не меняется, подавал на розыск. Потом "принято в доставку USPS", и... 16 дней в Калифорнию! В Испании вообще потеряли посылку и её статус не менялся (даже на их сайте) , даже когда через 2 месяца (!) блужданий её получил адресат.

      Так что "Почта России" сейчас работает лучше многих других...


  1. drobzik
    07.09.2021 18:37
    +1

    О да, перевозка железа — это то еще развлечение:):)
    Однажды мы получили смятую дисковую корзину, причем вся упаковка была целой и неповрежденной. Такое ощущение что корзину где-то еще на сборочной линии уронили и погрузчиком переехали. К чести вендора, после пары дней переписки с фотографированием он все же согласился заменить оборудование.
    Ну и дисти рассказывал, как однажды вез Hitachi VSP (дисковый массив в виде отдельно стоящего шкафа, набитого корзинами с контроллерами и дисками). При внешнем осмотре в Москве обнаружили слегка помятый угол упаковки. Решили не вскрывать, т.к. это повреждение не тянуло на сколь-нибуть серьезную проблему. По приезду в конечную точку (Екатеринбург) выяснилось, что шкаф от удара повело винтом так, что невозможно было вынуть оборудование. Пришлось менять всю систему целиком:(


    1. lordleto
      07.09.2021 19:02

      Emc 2 поставки, в обоих 2 корзины гнутые.


  1. Vespertilio
    07.09.2021 22:23

    Что это за процессор с погнутыми ножками? Даже у серверных АМД площадки, а не ножки.


    1. nullc0de
      08.09.2021 08:54
      +1

      Vespertilio процессоры разные бывают, у меня к примеру ryzen 9 3900x и там ножки, ножки погнулись, когда кулер прикипел к процессору, дернул кулер и он выдрал процессор, хорошо сокет не повредил. Ножки сломанные и погнутые не сложно заменить и взять с донора, они при наличии нормального паяльника легко заменяются. А вот где ножек нет, там часто ушатывают сам сокет, а замена сокета этот тот еще геморой. Плюс есть всеми любимый 2011 сокет, так его замена еще усложнена тем, что нет доступных ИК паяльных станций у которых верхний нагреватель может прогреть полностью 2011 сокет. Всеми ремонтниками любимая термопро его не может прогреть. Кто-то колхозит и делает новую голову c увеличенным размером. У меня для этого кастомная паяльная станция уже изначально с большой головой, с характеристиками лучше терпопро. Вообще в РФ с 2011 сокетом работают единицы.


  1. TimsTims
    07.09.2021 23:03

    Тема потерявшегося груза в Новосибирске осталась нераскрытой. Сервер в итоге пропал, а кто будет за него деньги возмещать?


    1. ntsaplin Автор
      08.09.2021 11:45

      Груз в итоге доставили, но этот процесс отнял у нас почти месяц, в итоге.


  1. Soarerru
    08.09.2021 08:58

    Похоже, транспортных компаний, которые могут работать без целого букета всевозможных косяков, просто не существует в природе.


    1. igor351
      08.09.2021 11:10

      Все просто - везде работают одинаковые люди, и какая бы не была дорогая доставка в конечном итоге грузят грузчики с копеечными зарплатами. И им вообще без разницы что в коробченке - сервер за триллион или мусорный бак.


  1. Hyades
    08.09.2021 10:34

    А не будет дешевле делать дополнительную обрешётку и заполнять пространство поролоном?


  1. ilkman
    08.09.2021 10:34

    С битыми ножками нам в ростелеком привозили.... Не про нас писано?


  1. dts
    09.09.2021 01:17

    Деловые линии не выдавали нам железо от вендора стоимостью 40к $, потому что за нашим юрлицом был долг в 600 (!) рублей. То есть отправитель заплатил им за перевозку, а они взяли его посылку в заложники, когда увидели кому она адресована.