или впечатления от современной библиотечной системы CIF

Небольшое предисловие: я – «запойный» читатель; как начал читать лет в 5, так и до нынешнего дня, уже почти полвека, живу по принципу «ни дня без прочитанной строчки». Техникой «скорочтения» я овладел еще в детстве, приучившись буквально «глотать» книги, страница за страницей, разворот за разворотом. Но этот, весьма полезный в общежитии навык, сыграл со мной неприятную «шутку»: переехав, давным-давно в США, я, к сожалению (и, возможно, своему стыду), так и не научился «скорочтению» на английском, и до сих пор предпочитаю, во многих случаях, хорошие русские переводы оригиналам. Нет, у меня нет проблем ни с языком, ни с пониманием прочитанного, я с легкостью могу поддержать разговор практически на любую тему в англоязычной компании, не говоря уж о том, чтобы коммуницировать с коллегами по работе, но вот получать удовольствие (в буквальном смысле, физическое) от чтения книг на английском не получается – это зачастую больше похоже на работу, нежели, чем на отдых. Да и у писателей, как правило, язык побогаче, нежели, чем у «среднего американца» – иногда приходится обращаться к словарю. Еще огромную роль играет стилистика оригиналов: например, некоторые широко известные авторы, вроде Стива Кинга, не видят ничего плохого в диалогах типа: “- She said: “…”  - He said: “…” But she said “…” etc., а мне подобное просто «режет глаз» (как тут не вспомнить ехидное замечание Гора Видала: “Книги Воннегута сильно выигрывают в русском переводе” - правда, переводы, о которых шла речь, были сделаны Ритой Райт-Ковалевой).

Существует очень немного американских авторов, книги которых я могу читать «как по-русски». В поисках непереведенных книг любимых авторов, не так давно, я обратился к американской библиотечной системе, которую до сих пор не особо баловал вниманием. О прогрессивных нововведениях в некоторых библиотеках США, и пойдет речь в данной статье. Вероятно, найдутся люди, которые, прочитав это, скажут: “А какое дело нам, живущим в России (ну, или где угодно), до библиотек в США, собственно?!”. Все-таки не торопитесь, и попытайтесь «осилить текст»; ну, а если совсем невтерпёж, то пролистайте до конца статьи – возможно, кое-что интересное для вас и найдется (если, конечно, вы читаете на английском и любите художественную литературу!)

Давным-давно, еще по приезду, я восхищался американской библиотечной системой – это было одним из моих новых и ярких впечатлений от США. Библиотеки тут, как правило, занимают лучшие здания в центрах городов и поселков; располагают, несмотря на дороговизну земли, обширными бесплатными (почти всегда) парковками. Библиотечные фонды просто шикарны: даже не в самых центральных и/или больших библиотеках, можно найти новейшие «бестселлеры», вышедшие буквально неделю назад (если, конечно, все экземпляры не разобрали читатели), если какой-то книги нет в наличии, то ее можно заказать по «библиотечной сети», и ее бесплатно доставят в ближайшую библиотеку. Помимо книг, библиотеки располагают обширнейшим фондов видеофильмов (ранее – на кассетах, потом DVD и Blu-ray), музыки любых направлений и жанров, дисками для игровых приставок. Также библиотеки обычно предоставляют льготный или бесплатный доступ ко всевозможным локальным музеям и достопримечательностям. Замечу также, что членство в библиотеках – бесплатное, и получить его могут не только граждане, или «легальные резиденты», А, практически, кто угодно, пусть даже и нелегальный иммигрант, переплывший с риском для жизни Рио-Гранде.

Но всем этим «богатством», по причине, описанной выше, я практически не пользовался – да, брал иногда фильмы (btw, а вы смотрели «Москва слезам не верит» с профессиональным дубляжом на американском? ????), музыку; также мы часто использовали museum passes. Но на книги я попросту не смотрел - в конце «лихих 90-х», когда я приехал в США, книги из России (притом с доставкой в США) из недавно открывшегося https://ozon.ru стоили, почти в буквальном смысле, «центы», и примерно на $1000-1200, буквально за полгода, я собрал шикарную библиотеку превосходных изданий, большую часть которой, правда, в настоящее время, я «задонатил» в местные библиотеки (кстати, в бостонских библиотеках полным-полно русских изданий). Правда, один  шкаф с книгами «уцелел» и до сих пор собирает пыль; надо бы тоже как-нибудь «задонатить», да все руки никак не дойдут. А затем пришла революция в «электронно-книжном строительстве», сначала в виде Rocket eBook/REB-1100, потом пошли Kindle, «таблетки», iPad-ы, и пошло-поехало. Ну, и куда же без fb2, Web 2.0 и энтузиастов электронного чтения (не хочу называть этих людей «пиратами»!)? Знаменитый «библиотечный» диск HarryFan-а (до сих пор занимает почетное место на моей полке) вскоре сменился Фикшенбуком с «русскими библиотеками большой семерки», потом настало время Либрусека и Флибусты, и вскоре проблема с книгами на русском перестала быть таковой (и, искренне надеюсь, так и останется в будущем, но мой рассказ не о том).

Но вот не так давно мне захотелось перечитать моего любимого Дейва Бэрри (Dave Barry, один из тех писателей, которых я могу читать, «глотая текст», как по-русски); начал я, конечно же, с “Big trouble”, продолжил “Tricky Business”, а вот “Lunatics”, к сожалению, в «публичном» (хе-хе) доступе ни на русском, ни на английском не нашел. В библиотеку за бумажным изданием ехать не хотелось (уже давным-давно не читаю «бумагу»), да и, по-моему, библиотеки тогда были либо закрыты, либо работали по неудобным часам (все из-за COVID-19, к сожалению). Потому я решил посмотреть, как сейчас ныне у нас, в США, обстоят дела с электронным чтением. И вот тут меня поджидало буквально «откровение» в виде приложения “Libby” от компании Overdrive.


Оказалось, что за последние годы эта компания проделала огромную работу по интеграции электронного чтения в библиотечную систему США, результатом чего стало анонсированное в 2017 году приложение “Libby”, которое теперь официально рекомендуют к использованию многие местные библиотеки, т.е. Libby стала «стандартом де факто». Приложение это, надо заметить, написано со старанием и любовью, людьми, явно не равнодушными к своим пользователям разработчиками (даром, что оно бесплатное).

UI, например, доступен на 8 языках, включая русский, хотя обычно в Штатах предпочитают ограничиваться English and Spanish only. Поддержка приложения тоже на высоте: на мой feature request я получил практически немедленно ответ от русской (судя по имени и фамилии) леди, очень корректный и профессиональный, что меня очень порадовало.
Приложение весьма удобно, пользовательский интерфейс, как «фойе», так и «читалки», хорошо продуман. Разработчиками добавлена «киллер фича»: имея эккаунт только в одной библиотеке, можно воспользоваться ресурсами библиотек всего штата Массачусетс (дальше я не пробовал еще). Практически все, что вы можете сделать при «офф-лайн» визите в библиотеку, доступно в Libby, и даже намного больше – никакой библиотекарь вам не скажет за пару секунд, доступна-ли эта книга сейчас, и, если не, то как ее получить, но Libby «справляется» с этим «на раз»!

Понятно, что последние «горячие» бестселлеры, как правило, пользуются высоким спросом, и вряд ли будут доступны для немедленного заказа, но всегда можно оставить заявку (put on hold). И, по моему опыту, 3-4 недели могут превратиться в 3-4 дня (но о мыслях об этом будет чуть ниже по тексту).

Например, я оставил заявку на последнюю книгу Энди Уира “Project Hail Mary” несколько недель назад, при этом approx. waiting time был “2-3 weeks”, но получил ее в течение 3 дней (и с удовольствием прочел – Andy Weir один из тех авторов, которых я могу «читать, как по-русски»). Заявка на последнюю вещь Стивена Кинга по-прежнему “on hold”, но я сильно не переживаю по этому поводу…

Книгу можно читать, по стандартным американским библиотечным правилам, две недели, после чего можно продлить чтение еще на 14 дней (правда, только в том случае, если эту книгу не ждет множество читателей). Этого времени и теоретически, и практически хватит любому, кто, в принципе, в состоянии прочесть текст on English. Но если не успели – то не беда, вы можете запрашивать эту книгу в дальнейшем, сколько угодно раз.

Libby – прекрасное приложение, могущее послужить «стандартом де факто» для библиотечных программ. Я думаю, что, как и Libby, так и бизнес-модель, продвигаемую Overdrive, ждет большое будущее. И недоумеваю, кстати, почему гигантский Google, вложивший и продолжающий вкладывать деньги в оцифровку, остался за бортом.

Теперь, собственно, я хочу изложить мысли, возникшие у меня в результате опыта использования Libby

Я считаю, что данная модель, i.e. бесплатное чтение книг через библиотечную систему и есть тот самый магический «философский камень», который позволит решить, казалось бы, непреодолимые противоречия между писателями и издателями, стремящимися получить деньги за вложенный труд и талант, и читателями, которые любят «приобщаться к прекрасному» бесплатно. Все, что для этого нужно – всего лишь увеличить субсидирование библиотек для закупки электронных копий, и ничего больше! Все отлично уже работает в сложившейся системе рыночных отношений. «Копирастам» тут ну никак не применить свой «основной довод» об «обворовываемых авторах» - библиотеки будут закупать электронные копии по рыночной цене. By the way, как американский налогоплательщик, я не могу не заметить, что той астрономической суммы, потраченной на безуспешное «внедрение демократии в Афганистан», с лихвой бы хватило на два столетия, чтобы профинансировать, и весьма неплохо, буквально всех писателей планеты Земля, даже включая графоманов!

Весьма возможно сформулировать писательский рейтинг, базирующийся на пользовательских запросах книг конкретного автора; при этом можно учитывать и все другие факторы, как-то победа в рейтингах, писательских конкурсах etc. Можно добавить определенные правила, стимулирующие молодых талантливых писателей (при определенных условиях). Можно даже зарабатывать деньги на графоманах – достаточно предложить бесталанному писателю размещать свои книги в публичном доступе за определенную сумму!

Как это, по моей идее, должно работать: например, вместо 100 копий “Project Hail Mary” Массачусетские библиотеки закупают 5000 копий. И вместо 500 копий новой книги Стивена Кинга “Later” закупают 20000. В результате, эти (и не только эти, естественно) книги становятся доступными буквально on demand и right now абсолютно всем читателям – достаточно лишь зайти в Libby, взять и начать читать! Понятное дело, при этом, безусловно, «пострадают» в какой-то мере, «толстые коты» - right owners & publishers, но who cares?! Уж писатели-то, будь то Стивен Кинг, или Энди Уир (или say a name) получат свой заслуженный гонорар – и это правильно! И читатели, прочитавшие новое произведение любимого писателя бесплатно, и практически по дате публикации, тоже будут счастливы. Ну, а если богатей, в результате, «ниасилит» покупку новой супер-яхты, или платиновый унитаз, либо очередную старлетку в «жёны» - так на это, по большому счету, человечеству наплевать! Кстати, и он-то, в принципе, тоже не сильно обеднеет: всегда останутся люди, кто предпочитает «бумагу», или «иметь в собственности» цифровую копию.

Мне кажется, подобная модель новой цифровой эры, будет работать практически для всех. Талантливым (и не только!) писателям это добавит определенной уверенности в будущем (в финансовом плане), читателям даст огромный стимул читать, как можно больше (что, в перспективе, и есть самое полезное от данного нововведения). «Пострадают» (возможно) лишь те, кто «стриг сверхкупоны». Но мы их жалеть не будем (и не стоят они того!)

Я бы назвал подобную идею даже не революцией (пусть и «бескровной»), а эволюцией. Мне кажется, что наш мир уже пересек ту невидимую черту, которая проведена между «веком вещей» и «веком идей» (то бишь я просто констатирую факт, что мы живем в пост-индустриальной эпохе).

Ну, и, теперь, для терпеливых читателей, или же для тех, кто прокрутил страницу с самого верха, ответ на вопрос: «И какого чёрта этот тип распинается на Хабре про американские библиотеки?!”

Отвечу фразой из старого, бородатого анекдота: “У нас, джентльменов, верят на слово!”. Как я писал выше, практически любой человек может стать членом библиотечной системы штата Массачусетс, и пользоваться всеми благами, предоставляемыми программой Libby. Для этого нужно иметь лишь капельку воображения, уметь пользоваться Google Maps, допускать (в душе) небольшую «ложь во благо», и cуметь зайти на сайт.

P.S. Я не считаю себя «ренегатом»; думаю, что пресловутого «хаброэффекта» в данному случае просто не возникнет, так как количество пользователей Хабра, которые получат возможность читать любимых авторов в оригинале, вряд ли превысит и сотню (если не десятка), так, что особого ущерба американской библиотечной системе я не вижу. Enjoy!

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

Комментарии (69)


  1. Zangasta
    21.09.2021 11:33
    +1

    Книжное пиратство, на мой взгляд, в последнее время стало тормозом прогресса.

    То, что началось как бунт против системы копирайта, когда правообладатель буквально сидит на горе хороших, но старых книг, как собака на сене --- не переиздавая и отпуская в свободное плавание, чтоб они не создавали конкуренции новым книгам, привело к уничтожению пары поколений современных писателей. Лишенные возможности жить с пера авторы переставали писать --- и мы, анн масс, читаем авторов, успевших стартовать до расцвета пиратства.

    Что делать? Я полностью согласен с предложенным вариантом публичных библиотек. Но будем реалистами --- ожидать повторения подобного в России --- бессмысленно. Поэтому я считаю, что книжным пиратам нужно принять меры, для поддержки авторов --- например, ввести годовой мораторий на публикацию свежих книг.

    Нужно дать возможность траве расти на вытоптанной площадке.


    1. gapel
      21.09.2021 11:55
      +6

      Извините, но в России подобное существует уже достаточно давно.

      https://www.litres.ru/litres-library/for-readers/

      Если быть точными, то в Петербурге, я приложением Библиотека пользуюсь где то с 2018. Причем оно работает именно так как описывает автор.

      Приложение кривое и хромое правда, и раздражающих багов в нем не счесть. Но интересующих меня книг там было много, в том числе свежие.

      Если же говорить о книжном пиратстве... то лучше не говорить. Потому что тема спорная, холиварная, все аргументы уже много раз озвучены и менять свою точку зрения никто не собирается пока))


      1. Zangasta
        21.09.2021 12:13
        +1

        Извините, но в России подобное существует уже достаточно давно

        Спасибо, не знал.


    1. PereslavlFoto
      21.09.2021 12:50

      Вы написали, как обстоят дела с современными писателями. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела со всеми остальными, кроме писателей. Вот, скажем, советский очерк истории такого-то завода, выпущенный в послевоенные годы. Лишённые возможности жить с пера десять авторов этого очерка перестали писать новые книги ещё пятьдесят лет тому назад. Насколько сильно книжное пиратство вредит им?

      А вот другой пример, путеводитель по Калужской области. Его автор искренне рассчитывал, что книга будет приносить семье доход в течение десятков лет после его смерти, однако он умер бездетным, поэтому книга не приносит доход никому. Конечно, у него есть потомки: у двоюродной сестры жив внук! Насколько сильно книжное пиратство вредит ему?

      Спасибо.


      1. Zangasta
        21.09.2021 14:11

        Насколько сильно книжное пиратство вредит ему?

        В той же мере, как и всем нам. Или мы поддерживаем свою культуру --- или переходим на культуру тех стран, которые свою культуру поддерживают.

        Если писателей не кормить --- их не будет. Это суровая правда жизни.


        1. PereslavlFoto
          21.09.2021 14:35
          +2

          Да как же можно кормить писателей, если они, во-первых, получали зарплату и аванс каждый месяц за своё писательство, а во-вторых, уже давно умерли?


          1. Zangasta
            21.09.2021 14:48

            Да как же можно кормить писателей, если они, во-первых, получали зарплату и аванс каждый месяц за своё писательство, а во-вторых, уже давно умерли?

            Очевидно что никак.


            1. PereslavlFoto
              21.09.2021 14:50
              +1

              А вот выше вы написали мне, что если этих писателей не кормить, тогда их не будет. И тогда, написали вы, мы должны переходить «на культуру тех стран, которые свою культуру поддерживают».

              Один ваш комментарий противоречит другому. Как же так?!


              1. Zangasta
                21.09.2021 14:58

                А вот выше вы написали мне, что если этих писателей не кормить, тогда их не будет.

                А их нет. Они умерли.

                А когда они были --- их кормили.


                1. PereslavlFoto
                  21.09.2021 15:34

                  А когда они были, они получали аванс и зарплату за свою работу в Совете ветеранов.


        1. Neikist
          21.09.2021 14:38
          +1

          Допустим книга в бумаге только, без электронного варианта. Недоступна для покупки в вашей стране (а то и вовсе больше не печатается и только покупать с рук бу экземпляры). Что делать тем кто хочет прочесть?
          З.Ы. то же самое про старую музыку, фильмы, etc.


          1. Zangasta
            21.09.2021 14:50
            +1

            Что делать тем кто хочет прочесть?

            а. Воспользоваться пиратским ресурсом.

            б. Инициировать изменение законодательства, чтоб решить эту проблему.

            По какой-то причине вы записали меня в борцы с пиратством вообще. Хотя я всего лишь хочу ограничить деятельность пиратов в той части, в которой они вредят социуму.


    1. Neikist
      21.09.2021 14:35

      В последнее время как раз книжное пиратство судя по всему снизилось. Популярность книжных легальных сервисов достаточно высока.
      Авторы могут продавать свои книги на AT или литнете, с комиссией сервисов от 15 до 30 процентов. Помнится еще другие подобные сервисы попадались, пусть менее популярные. Читателям тоже удобно, цены от 50 до 200р. Не то что раньше, когда авторы получали буквально копейки с каждого проданного экземпляра (у литреса вроде и сейчас 80-90%, не понимаю почему авторы все еще там продают).
      Да, если автор не озаботится редактурой и вычиткой то получаем обычные проблемы самиздата, но это уже другой вопрос.


      1. vikarti
        04.10.2021 17:42
        +1

        Потому что эти сервисы:


        • не устраивают сеанс церебрального секса для чтения
        • имеют нормальную (а не как Литрес) репутацию
        • еще и мини-соцсеть
        • к пожеланиям пользователей стараются прислушиватся
        • НЕ требуют от автора обязательно продавать (чем растят популярность)


    1. DaneSoul
      21.09.2021 15:01

      Лишенные возможности жить с пера авторы переставали писать — и мы, анн масс, читаем авторов, успевших стартовать до расцвета пиратства.
      С другой стороны: Гарри Потер, Игра Престолов, Ведьмак — вполне современные произведения, которые сняли очень хорошую кассу.
      В декабре 2019 года Джоан Роулинг оказалась на первом месте в списке самых высокооплачиваемых писателей 2019 года по версии американского журнала Forbes[19]. Список был составлен по результатам подсчета доходов Роулинг от рекордных продаж билетов на спектакль в Бродвейском театре в Нью-Йорке, продаж 2,8 млн копий её книг, прибыли от тематических парков развлечений, посвящённых истории о Гарри Поттере, а также кассовых сборов от последней экранизации её книги. Суммарный доход писательницы составил 92 млн долларов[20].
      (Вики)


      1. Zangasta
        21.09.2021 15:05

        С другой стороны: Гарри Потер, Игра Престолов, Ведьмак — вполне современные произведения, которые сняли очень хорошую кассу.

        Речь идет о России. На западе проблемы цифрового пиратства нет


        1. DaneSoul
          21.09.2021 15:16

          Пелевин, Лукьяненко, Перумов вроде до сих пор активно пишут.

          Мне кажется проблема больше даже не в пиратстве, а в том, что чтение в целом стало менее популярным у нового поколения, так как появилось много других источников привлечения внимания: компьютерные игры, соц.сети и т.п.

          Того же Ведьмака известным сделали игры, до игр автор был намного менее известен. Игра Престолов — большинство знает как телесериал, а не книжную серию. Разве что Гарри Потер выстрелил сразу именно как книга.


          1. Zangasta
            21.09.2021 15:31
            +1

            Пелевин, Лукьяненко, Перумов вроде до сих пор активно пишут

            Вы внимательно прочитали текст, с которым спорите?

            Лишенные возможности жить с пера авторы переставали писать --- и мы, анн масс, читаем авторов, успевших стартовать до расцвета пиратства.

            Если хотите поспорить, то назовите мне нового Пелевина или Лукьяненко.


            1. MTyrz
              21.09.2021 20:29
              +2

              Неочевидный тезис.

              Любой новый автор не живет с пера как минимум до издания первой книги. Следовательно, вам нужно привести в качестве примера двух потерянных поколений романы уровня раннего Пелевина, или хотя бы Лукьяненко, от авторов, впоследствии замолчавших.

              Причем одного или двух будет явно недостаточно, мы же целые поколения потеряли, а не пару авторов? Подсказка: в век цифрового пиратства первая публикация обычно происходит на интернет-ресурсах. Самиздат, прозару (вы будете смеяться, я знаю автора, который по крайней мере одно время был доступен только на флибусте. Издание его просто не интересует).

              N.B. Наличие проблемы «жизни с пера» вообще и связи ее с пиратством я как минимум не отрицаю, и корректного ее решения не знаю. В данном случае моя критика относится только к вашему тезису.


              1. Zangasta
                21.09.2021 20:58

                романы уровня раннего Пелевина, или хотя бы Лукьяненко, от авторов, впоследствии замолчавших.

                Думаю, что такие романы есть --- вот только я о них не знаю. Как не знал и о существовании Лукьяненко и Пелевина сразу после их старта --- я заметил их несколько лет спустя, когда у них уже было по несколько романов.

                К тому же, часть самых продуманных авторов могли не писать даже первого романа --- зачем заходить на заведомо мертвый рынок?

                Ну, а в первом приближении это Антон Первушин, Ходов Андрей, Воробьева Виктория и Михаил Харитонов.


                1. MTyrz
                  21.09.2021 21:01

                  Ну, а в первом приближении это Антон Первушин, Ходов Андрей, Воробьева Виктория и Михаил Харитонов.
                  Благодарю.
                  Для продолжения дискуссии мне придется их хотя бы продиагоналить, ни одного из этих имен я не знаю. Вру, кажется знаю.
                  Харитонов — это тот, который Крылов?


                  1. sundmoon
                    24.09.2021 19:04

                    Думаю, что да
                    https://shop.krylov.ru/


                    1. MTyrz
                      24.09.2021 19:25

                      Я в итоге тоже остановился на этой идее.
                      Что характерно, публиковался до расцвета пиратства, и продолжал публиковаться все эти лихие нулевые и десятые. Последняя книга издана в прошлом году (и если мне не изменяет память, еще должен выйти роман в соавторстве с Еськовым).


                      1. qw1
                        25.09.2021 12:02

                        еще должен выйти роман в соавторстве с Еськовым
                        Дата смерти 12 мая 2020 (52 года) (с)wiki


                      1. MTyrz
                        25.09.2021 21:48
                        +1

                        И когда это мешало изданию романа, да еще и с соавтором?
                        Впрочем, я не поленился и полистал еськовский журнал: роман вышел 20 апреля сего года.


                1. MTyrz
                  21.09.2021 21:37

                  Даже не диагоналя: только Виктория Воробьева (первая публикация 2017?) может как-то подпадать под критерии автора, съеденного пиратами (но надо смотреть внимательнее).
                  Трое остальных имеют всяко больше десяти книг каждый, и под определение «потерянного, не писавшего поколения» не подходят. Тем более, что по крайней мере двое из них (Первушин и Харитонов) вполне подпадают под «успевших до расцвета пиратства».
                  Прошу прощения, но это какой-то странный результат.


    1. usa_habro_user Автор
      22.09.2021 03:43

      Книжное пиратство, на мой взгляд, в последнее время стало тормозом прогресса.

      Не соглашусь с этим утверждением: imho, никогда ни "пиратство" (хотя я против даже самого этого термина), ни свободные публикации не тормозили ни прогресс, ни, даже, доходы авторов. Возможно, что издатели и теряли деньги, но, опять-таки, далеко не настолько большие, как они представляли в своих исках.

      Более того, в нынешнюю пост-индустриальную, "онлайновую" эпоху, нужно пересматривать некоторые ранее сложившиеся экономические стереотипы и практики. Кстати, хороший пример - популярный русский писатель Эд Овечкин. Несмотря на то, что, практически все его тексты абсолютно бесплатно и легально (и нелегально тоже - в виде литрезовских книжек на либрусеке и флибусте) доступны онлайн (собственно, большинство его рассказов и публиковались сначала в ЖЖ, а потом на офсайте), тем не менее его книги великолепно продаются, как в "электронке", так и в "макулатуре".

      Нет никаких особых "тормозов"; нужно просто писать талантливо и интересно, а "народ подтянется"...


      1. Zangasta
        22.09.2021 09:32

        Нет никаких особых "тормозов"; нужно просто писать талантливо и интересно, а "народ подтянется"...

        Это мнение дилетанта. Увы.

        На АТ писатели выкладывали логи платежей. Которые резко обваливались после попадания книги к пиратам.

        Ну и про "писать талантливо" --- никто не увидит книгу без рекламной раскрутки.

        – Кстати, – сказал папа, – насчет конспирологии. У вас гуляют теории, будто некоторые темы как бы специально закрывают… Вызывают к ним отвращение, убирая из разрешенной для обсуждения зоны. Если услышишь, хорошо будет сказать так: когда одни дома подсвечивают, а другие нет, те фасады, где нет подсветки, естественным образом кажутся темными. Без всякого заговора.

        Виктор Олегович Пелевин TRANSHUMANISM INC


        1. usa_habro_user Автор
          22.09.2021 19:59

          Это мнение дилетанта. Увы.

          Ну, я и не претендую ;) Касательно "логов на АТ" мне сказать нечего, не в курсе, но вот что на счет Эда Овечкина (это бывший моряк-подводник, серия книг "Акулы из стали")? Кстати, он вполне доступен в FB (на хабре его нет); я даже когда-то с ним беседовал именно на эту тему. Он принципиально не убирает свои тексты из свободного доступа, но популярность его книг лишь увеличивается (и, соответственно, продаже растут).


      1. Alexey2005
        01.10.2021 12:30
        +1

        Как-то читал жалобы одного популярного автора, что даже когда тексты выкладываются самим автором полностью бесплатно, пираты всё равно сильно вредят, потому что размывают аудиторию, мешая автору получать обратную связь.
        Так, если поначалу все читатели сидят на одном ресурсе, там же качают книгу, там же и комментируют, и вся статистика у автора как на ладони, да и пообщаться с читателями можно. То по мере того, как текст начинает расползаться по сети, отслеживать реакцию читателей становится всё труднее, потому что и качать, и комментировать начинают где-то ещё. Кто-то на Флибусте, кто-то ещё где… И ведь все эти сайты сперва найти надо! Упомянутый автор утверждал, что отслеживает пятнадцать популярных пиратских ресурсов просто для того, чтобы собирать читательские комментарии и статистику закачек, а ведь это только вершина айсберга.
        То есть из-за пиратов даже сложно становится отлавливать читательскую реакцию, потому что если у вас вдруг количество читателей упало почти до нуля, то это не значит, что текст им надоел. Вполне возможно, что они просто берут его откуда-то с другого места, и там же обсуждают прочитанное.


        1. PereslavlFoto
          02.10.2021 02:31
          +2

          Пожалуйста, добавьте ещё один комментарий. Зачем писателю нужна эта реакция? В чём её ценность?

          Спасибо.


          1. Alexey2005
            04.10.2021 17:40

            Насколько я понимаю, в случае коммерческого автора, который не продаёт свои тексты, а «кормится» с донатов на patreon/boosty, очень важно, чтобы произведение максимально соответствовало читательским вкусам. Ну и плюс отследить момент, когда текст начал надоедать и пора его сворачивать в пользу чего-то нового. Иначе можно очень быстро остаться без денег.


  1. gapel
    21.09.2021 11:57
    +2

    Как я уже написал выше в России есть аналог.

    https://www.litres.ru/litres-library/for-readers/

    Приложение правда кривовато и глючит, но свою функция выполняет. Однако нужен читательский билет и оффлайн регистрация


    1. kITerE
      21.09.2021 15:46
      +1

      Онлайн регистрация без необходимости куда-то ходить (Российская Государственная Библиотека): https://www.rsl.ru/ru/all-news/litres-biblioteka-dlya-chitatelej-rgb

      Модерирования вводимых полей нет, почта 10minutemail вполне работает для регистрации.


      1. gapel
        21.09.2021 19:53

        ну так хорошо же, я просто давно там, когда я регистрировался прям вот надо было бумажку с первичным паролем получать


      1. usa_habro_user Автор
        22.09.2021 02:46
        +1

        Гмм, на библиотеку как-то не очень похоже, если честно. Бесплатно читать можно только то, что дают, а не то, что хочется. Поискал так навскидку некоторых авторов - все, что нашлось, предлагают покупать.

        Открыл, интереса ради, Libby (у них есть и браузерная версия - забыл упомянуть в статье), тоже чуток поискал, результаты под спойлером:


        1. gapel
          22.09.2021 08:57

          Хм, странно, может действительно все же надо к библиотеке привязываться. У меня широкий выбор, хотя да, только по поиску. Но находилось практически все. И да, если книги не было, ее можно было запросить (а не купить)


        1. kITerE
          22.09.2021 09:14
          +1

          Предлагают отправить запрос библиотеке на покупку:

          Экземпляров в библиотеке: 0

          На руках: 0

          ЗАПРОСИТЬ У БИБЛИОТЕКАРЯ

          Условия для библиотек там да, конские (https://docs.google.com/document/d/17ozAWwWzVkxCiKf1IrIl8LNESKWiFS0TB0gigJbd5vM):

          Краткое описание процесса формирования библиотечного фонда читателями.

          ● Читатель самостоятельно (или по одобрению библиотекаря) покупает за счёт библиотеки экземпляр электронной книги и берет его во временное пользование на 14 дней.

          ● После окончания срока, выделенного на прочтение, книга автоматически забирается у читателя и возвращается в фонд библиотеки.

          ● В следующий раз, когда какой-то читатель захочет взять себе эту же книгу, он получит ее уже «из фонда» и библиотеке не придется ее повторно оплачивать. Но у всех книг, находящихся в фонде библиотеки есть ограничение: каждый из экземпляров, купленных в фонд, не может быть выдан читателям более 10 раз. И после 10-й выдачи книга автоматически списывается из фонда. Это ограничение распространяется и на все рассмотренные далее сценарии выдачи книг читателям.

          ● Если необходимо, чтобы сразу несколько читателей могли читать одну и ту же книгу, библиотеке необходимо иметь в своем фонде сразу несколько экземпляров этой книги.


    1. qark
      22.09.2021 00:12
      +2

      А что там читать-то? На странице "В библиотеке" кроме бесплатных книги пяти-шести авторов. Регистрировался через РГБ по наводке из https://habr.com/ru/company/itsoft/blog/579070/comments/#comment_23506516. Каталог зависит от библиотеки, через которую заходишь?


  1. alexiusp
    21.09.2021 12:15

    В Германии тоже аналогичная система работает. Приложение, правда, не очень удобное, но работает вполне удовлетворительно.


  1. Bedal
    21.09.2021 18:04

    «авторский кризис» в литературе только отражает то, что ушли не только бумажные книги, уходит и писательство в том смысле, в котором это пока понимается.
    Подавляющее большинство читает блоги (я, кстати, нет), и новые молодые авторы уходят туда. Собственно, «Евгений Онегин» тоже появлялся интерактивно, так что в каком-то смысле происходит возврат к технологии, раньше работавшей за счёт узкого круга читателей и возможности личного чтения кругу знакомых.
    Да и появление пишущей машинки тоже перевернуло литературу и довольно быстро сменило список авторов, а также формат и характер этой самой литературы.

    В общем, страдать по восстановлению авторской системы для традиционных писателей уже поздновато.


  1. Stecenko
    21.09.2021 22:38
    +4

    Проблема с пиратством имеет место быть, но сильно преувеличена
    Лишенные возможности жить с пера авторы переставали писать — и мы, анн масс, читаем авторов, успевших стартовать до расцвета пиратства.


    Насчет «лишенных возможности жить с пера» авторов — сильное преувеличение. Те, кто жил с пера, действительно перестали писать. Но на их место пришли новые авторы. Новые авторы живут с клавиатуры, и новые топы неплохо зарабатывают — причем на электронной книге, которую воруют зачастую не дожидаясь ее завершения.
    Новые топы пишут книгу максимум за полгода, продают >10000 подписок, получают по 200 руб с экземпляра.
    Новые середняки пишут книгу за месяц — два, продают 1000-3000 подписок, получают по 100 руб с экземпляра.
    Просто воспитанный на качественной бесплатной литературе Аста не переваривает низкокачественный продукт валового производства полуграмотных ремесленников — вот и читает только «авторов, успевших стартовать до расцвета пиратства».

    Поэтому стон Асты «авторы лишились возможности жить с пера» следует читать как — бывшие лет 15 назад топами авторы лишились возможности жить с пера, ибо упали тиражи и писать год одну книгу стало невыгодным.

    В падении тиражей Аста винит пиратов. Но картина жизни выглядит сложнее, хорошо бы учесть и другие факторы.

    Имхо, здесь три причины:
    1) сокращение тиражей из-за пиратов
    2) сокращение тиражей из-за увеличения числа авторов и номенклатуры изданий.
    3) сокращени тиражей из-за наличия более интересных альтернатив чтению.

    Начну с конца.
    Легко было быть писателем в условном СССР — для большинства альтернативой книге в качестве развлечения была либо бутылка либо полтора канала телевидения с политически правильными новостями и вестями с полей. Неудивительно, что любая более-менее интересная книга издавалась стотысячными тиражами, ибо читала вся страна.
    Сейчас же в качестве альтернативы — сотни каналов развлекательного ТиВи, тысячи высокобюджетных фильмов, невообразимо много контента на любой вкус на тытрубе, тысячи ААА игр на компе и залипательных таймкиллеров на телефонах, и совершенно нет времени на все это, т.к. надо работать по максимуму, чтобы гасить ипотеку, оплачивать кредит на иномарку, оплачивать учебу детей.
    Потому книжная деляна и сократилась, что старичкам некогда, молодняк читать не приучен, и даже если приучен и есть время, то всегда найдется более интересное занятие. Поэтому читает дай бог каждый десятый.
    Чем перечитывать ведьмака Сапковского (50 часов на все книги), я лучше переиграю ведьмака от проджектов (порядка 500 часов на все игры, куплено на GOG) — если найду время.

    Раньше работала система цензуры, не позволявшая печататься всем и каждому, номенклатура изданий была меньше.
    Если зайти на www.bookchamber.ru и посмотреть статистику по книгам и брошюрам, то можно увидеть, что максимальные тиражи в РФ в 1980 году составили 1393 млн экз., в постсоветское время максимальные тиражи были в 2003 году, 700 млн экз., а в 2020 году суммарный тираж составил 351 млн. экз. При этом номенклатура изданий — 50 000, 80 000 и 100 000 соответственно. Т.е. средний тираж одного издания в 1980 году — 27 тысяч, в 2003 — 9 тысяч, а в 2020 — 3.5 тысячи.
    Т.е. делянка уменьшилась в 4 раза, а тираж отдельно взятой книги уменьшился в 8 раз.

    Топы при этом пострадали сильнее. У бывших топов падение тиражей составило до двух порядков — с сотен тысяч до тысяч. Но тут вступает в игру еще один фактор — эти авторы — бывшие. Они не интересны живущей здесь и сейчас молодежи. Да, условный Пелевин или Лукьяненко пишет лучше условного Метельского. Но условный Вася двадцати лет не читает Лукьяненко даже бесплатно, но читает Метельского платно — ибо творчество Лукьяненко ему не заходит, оно для читателей конца девяностых — начала нулевых, не для читателей начала двадцатых. Даже если Лукьяненко напишет книгу в принятом сейчас стиле, с массой ошибок, опечаток и примитивными короткими предложениями — все равно новенькие его читать не будут.

    Интереснее другое — как выживают новые авторы.
    1) с пиратами борются подпиской. При цене книги в пачку сигарет проще подписаться, чем искать у пиратов, с их нерегулярной заливкой и работающими через два раза на третий сайтами.
    2) с понижением тиражей борются повышением чека с книги, уменьшением времени написания книги — и как следствие уменьшением объема книги и ее качества.
    3) для повышения «залипательности» эксплуатируют механики «прокачки» персонажа и «казино», как во фритуплей мобильных играх
    4) мозг не любит напрягаться, читать новое — труд, читать знакомое — развлечение, поэтому авторы пишут фанфики на фильмы, игры, книги, фанфики на фанфики, попаданцы в одних и тех же персонажей в одних и тех же периодах, да и те отличаются от дня сегодняшнего только декорациями.

    Так что даже если потопить Флибусту, Либрусек и закрыть все книжные каналы в телеге — новые Пелевины не порадуют Асту новыми Чапаевыми — фарш невозможно провернуть назад, современный массовый читатель предпочитает говно, небольшая кучка умников — слишком маленький рынок.


    1. ru1z
      21.09.2021 23:36

      бывших топов… не интересны живущей здесь и сейчас молодежи… современный массовый читатель предпочитает
      Безосновательно остального текста, имхо массовый читатель ни при чем. Имхо, топ продаж российских писателей не сильно меняется и не включает тех писателей, которых вы вспомнили. Вот, нагуглил, например lenta.ru/news/2020/02/06/books

      Что касается современного читателя, то в этом случае книги бывших топов сейчас конкурируют не только с обилием видео- и игрового материала, но и с хорошими книгами зарубежных авторов. Ну а молодежь, в целом, всегда ищет какой-то отличный от предыдущего поколения опыт, давно известные писатели не будут популярны просто так. Имхо, все чуточку сложнее, чем простые обьяснения через популярности тик-тока и падений нравов.


    1. smrl
      22.09.2021 08:22

      Бумажный тираж "не нужного" Пелевина в 2 раза больше того, что вы называете "топовым" по меркам продо-литературы (которая, поправьте, если я ошибаюсь, уже уперлась в свой потолок, и подписочные рекорды почти не растут?)

      А ведь Пелевин продает еще и столько же электронок на Литресе. А еще сотни тысяч читателей пользуют его тексты бесплатно. Чувствуете разницу?

      И это сейчас. А на пике бумажных тиражей у него было 200 тыс. У авторов попроще, типа Бушкова, доходило до 300 тыс. У Акуниных-Донцовых было за полмиллиона. И это только начальные тиражи, без допечаток. Да, представьте себе, бумага еще позволяла годами допечатывать и продавать те же самые книги, уже давно законченные, в разы увеличивая исходный тираж. Это в 100 раз больше, чем рекорды ваших продо-литературных "топов". Понимаете? Ваш продо-"топ" всю жизнь будет только стремиться продать столько, сколько старый писатель-топ собирал после одной удачной книгой. Вот про что вам говорит Аста. Если вы не знаете, как оно было десять-пятнадцть-двадцать лет назад, зайдите на фантлаб, посмотрите тиражи изданий, число переизданий какого-нибудь известного автора.


      1. qw1
        22.09.2021 19:00

        Я тут не вижу никаких противоречий. Кому Пелевин продаёт свой 50-тысячный тираж? Не поверю, что условному 20-летнему Васе из примера вашего оппонента. То есть, у Пелевина есть старый штат читателей, и всё, он будет только сокращаться по естественным причинам. А у условного Метельского тиражи меньше, потому что аудитория размазана по большему количеству авторов.


        1. qw1
          22.09.2021 19:03

          Главный вывод из всей этой истории: если мы считаем, что для качественной литературы нужны большие горорары (хотя для меня это не очевидно), то новые авторы, уровня прежних мастодонтов, не родятся. Не из-за пиратов, а из-за того, что авторов слишком много, значит, каждому достанется мало денег.


        1. smrl
          23.09.2021 03:03

          Не поверю, что условному 20-летнему Васе из примера вашего оппонента.

          Ну если верите - ваше дело. Я-то на указанные продо-сайты заходил, глядел и авторов, и отзывы читателей, прикидывал аудиторию. Так что мне не нужно верить, я своими глазами видел, как оно там на самом деле. Литнет - это хорошая замена того, что на бумаге было женскими детективам для домохозяек, и 20 лет назад звалось Донцовой. Автортудей - плохая замена того, что на бумаге было самой низкопробной фантастикой, и 20 лет назад звалось Головачевым-Никитиным. (Поэтому, кстати, ЛН заметно успешнее АТ и по рейтингам, и по продажам.)

          Нормальные авторы и читатели на обоих сайтах встречаются, но лишь как статистическая погрешность, потому что это место под них не заточено. Так что общий образ современных двадцатилетних Вась вы себе выдумали. Васи - они очень разные. Те Васи, которые были двадцатилетними 20 лет назад, и тогда читали Пелевина на бумаге - те Васи тогда не читали Донцову и Головачева. И подобные им нынешние двадцатилетние Васи знать не знают ни о какой продо-литературе. У них другие фетиши - вместо тусования на ЛН и АТ, они на ютубчике слушают Понасенкова и бушвекера, а читают по-прежнему Пелевина/Сорокина, Набокова и прочих "устаревших", которых в их кругу упоминают как что-то стоящее и даже цитируют (кстати, а бывают цитаты из упомянутого вами Метельского?). Никого не хочу обидеть, но, боюсь, грань, разделяющая Пелевина и Метельского, это не возрастной ценз, а интеллектуальный.


          1. qw1
            23.09.2021 10:45
            +1

            Я-то на указанные продо-сайты заходил, глядел и авторов, и отзывы читателей, прикидывал аудиторию. Так что мне не нужно верить, я своими глазами видел, как оно там на самом деле
            Да вопрос не в этом. Вопрос в том, кто эти 50000 читателей Пелевина? Их вы не могли видеть на упомянутых сайтах, поэтому не можете утверждать, кто они.
            кстати, а бывают цитаты из упомянутого вами Метельского?
            Нет, потому что по моей гипотезе, авторов этой волны слишком много и каждый не набирает критическую массу, чтобы его цитировать, и цитата была узнаваемой.
            Никого не хочу обидеть, но, боюсь, грань, разделяющая Пелевина и Метельского, это не возрастной ценз, а интеллектуальный
            Ну да, ну да. Тупые дети — смотрят тиктоки, а Пелевина не читают. Но это подход самовосхваления: моё культурное окружение интеллектуальное, потому что я так чувствую. А есть объективные метрики? Например iq замерить читателям Пелевина и Метельского? Думаю, статистически значимой разницы не будет.


            1. smrl
              23.09.2021 17:23

              Гипотеза про то, что продо-авторов не цитируют не потому, что цитировать там просто нечего, а потому, что авторов стало много, сегментация аудитории, и у новых авторов в принципе не бывает достаточно большой аудитории, - сама по себе логична. Но легко опровергается, достаточно вспомнить, что мир рунетом не ограничивается. Посмотрите на англоязычных авторов.

              На Амазоне есть возможность самиздата. И авторов самиздатчиков там куда больше, чем на русских продо-сайтах. Однако это не мешает регулярно появляться новым авторам с миллионными тиражами. Так что, боюсь, все же прав Аста. Новых топов и писателей-кумиров нет потому, что повальное пиратство сильно подкосило новые поколения в русской художке. А в штатах, где с пиратством более-менее боролись всю дорогу, да и население в целом богаче и охотнее платило за развлечения, ситуация иная.


              1. PereslavlFoto
                23.09.2021 20:38

                Но почему же пиратство подкосило только русскую художку?

                Почему во всей остальной литературе никого не подкосили? Почему книги, которые написаны для дела, по-прежнему выходят по всем прежним условиям — с тиражами в 500 штук, с высокой ценою более 500 рублей, на бумаге? Почему же на рынке художественной литературы такой кризис, а на рынке всей остальной литературы положение не изменилось за последние полвека?

                Похоже, что здесь у пиратов большая промашка!


                1. smrl
                  23.09.2021 20:49

                  >> Почему книги, которые написаны для дела, по-прежнему выходят по всем прежним условиям ... а на рынке всей остальной литературы положение не изменилось за последние полвека?

                  С чего вы взяли?


                  1. PereslavlFoto
                    23.09.2021 21:26

                    С того, что тиражи какими были, такими и остались, да и цена какая была, такая и осталась.


                    1. smrl
                      24.09.2021 00:29

                      Не знаю, в какой вселенной вы живете.

                      В той, в которой живу я, за последние 10 лет средние тиражи книг упали в 2 раза http://www.bookchamber.ru/statistics.html, причем по всем видам книг, да и с сегментацией рынка проблемы - число изданий не растет, а медленно уменьшается уже несколько лет.

                      По цене книг разных типов я не могу вас так сразу ткнуть в удобный и надежный источник, но, уверяю, память вас подводит и в этом.


                      1. PereslavlFoto
                        24.09.2021 00:31

                        Вы хотите сказать, что были тиражи 500 штук, а стали 200, да?

                        И цена в вашем секторе тоже не постоянной остаётся, а падает, да?


                      1. smrl
                        24.09.2021 02:26

                        Вот цена как раз росла. При уменьшении тиража издержки на каждый экземпляр растут.


                      1. PereslavlFoto
                        24.09.2021 02:28

                        Цена уже так высока стала, что расти ей больше и некуда. Это значит, что читатели с готовностью платят. Тем более что тиражи остаются неизменными.


                      1. usa_habro_user Автор
                        24.09.2021 00:32
                        +1

                        А есть статистика по электронным продажам? Ведь возможно, что часть тиражей откочевала в "электронку"?


                      1. smrl
                        24.09.2021 02:23
                        +1

                        Полноценной нет. Ориентировочно - менее 10% от бумажной, если по больнице в целом. Последние пару лет электронные продажи растут очень хорошо, но это от маленькой базы, так что сумма бумаги и электронки все еще падает.

                        Если конкретно брать фантастику/женский детектив, и оптимистично прикидывать доход всех продо-сайтов, то, видимо, около 30%.

                        В контексте обсуждения вот еще что надо понимать: с точки зрения писателей важно не то, сколько заплатили читатели, а то, сколько дошло до писателей. С бумаги доходит малая доля. С электронных продаж в 2-5 раз больше. Так что в смысле дохода авторов, для указанных жанров, электронка уже сопоставима с бумагой.

                        Но! Это все верно для суммарного дохода всех авторов жанра. Если же брать верхние квантили (то есть тех, кто десять лет назад был бумажными топами жанра), их тиражи упали не в два раза, как рынок в целом, а в десять (активнее пиратят популярное). И рост электронки даже близко не компенсирует того, что они потеряли.


    1. DaneSoul
      23.09.2021 15:18

      3) для повышения «залипательности» эксплуатируют механики «прокачки» персонажа и «казино», как во фритуплей мобильных играх
      Что такое прокачка книжного персонажа переставить могу, хотя и не уверен что правильно. А вот что такое «казино» в таком контексте?


  1. smrl
    22.09.2021 09:15

    Во-первых, так и не понял, почему книгу, которую хотите прочесть лично вы, должны в складчину покупать все американцы (госфинансирование фондов бесплатных библиотек, за которое вы ратуете). Даже те, кто не любит читать, а хотел бы тратить свои деньги только на походы в театр. Почему они должны платить за ваши книги? По-вашему, это справедливо?

    Во-вторых, вам только кажется, что механизм, который вы описали, будет эффективен при масштабировании - то есть сможет вытеснить все другое, и все будут счастливы. Сейчас очередь на книги небольшая только лишь потому, что те, кто привык платить за свои книги сам, покупают их на Амазоне (часто даже по предзаказу). А те, кто любят халяву, идут за халявой не в это приложение, которое надо устанавливать, разбираться с ним, звонить кому-то с приятным женским голосом, а потом ждать то ли несколько дней, то ли недели и месяцы, - а вместо этой мороки просто идут к пиратам. Или вы не знаете, как называется американская флибуста?

    ЗЫ. Да, видимо, не знаете. Поскольку Dave Barry Lunatics в "публичном, хе-хе, доступе" вполне себе есть, причем даже с разных изданий.


    1. usa_habro_user Автор
      22.09.2021 19:55

      Во-первых, так и не понял, почему книгу, которую хотите прочесть лично вы, должны в складчину покупать все американцы

      А я не понял, почему вы противопоставляете меня американцам. Американцы очень даже пользуются библиотеками! В "доковидное" время библиотеки были в любой день полны народу. Да и у упомянутой тут Libby, только для Android-а, более 5 миллионов закачек (Apple AppStore не показывает общее количество закачек, но там только одних отзывов более полутора миллиона).

      Ну, и на счет "справедливости" вопрос очень спорный. Определенным категориям населения, например, не нужны ни наука, ни проекты NASA, а важна "социалка" и бесплатные айфоны последних моделей для тех, чьи "lives matter". Или, например, преступнику господину Флойду поставить памятник, а его "вдове" (с которой он жил 100500 лет назад, и абсолютно не желал знать) выплатить миллионы "компенсации"... И, думаю, что не ошибусь, сказав, что Афганская авантюра, которая обошлась более, чем в $2.313 триллиона (а по некоторым подсчетам и дороже), уж точно была не нужна 99% американских налогоплательщиков! А за такую астрономическую сумму можно было-бы не то, что лишь библиотеки профинансировать, и обеспечить пожизненные пенсионы каждому писателю, а и на Марс слетать.

      А те, кто любят халяву, идут за халявой не в это приложение, которое надо устанавливать, разбираться с ним, звонить кому-то с приятным женским голосом, а потом ждать то ли несколько дней, то ли недели и месяцы, - а вместо этой мороки просто идут к пиратам.

      Гмм, я немного не понял, почему кому-то надо звонить (я не расписывал в деталях, как получить библиотечную карточку, но лично проверил - даром, что у меня их две "легальных", для разных библиотек - никому никуда звонить не нужно, дело 5 минут), но на счет "идут к пиратам", по-моему, вы сильно заблуждаетесь. Ну, и ваше презрительное "любят халяву", imho, не совсем по делу: "халяву" любят абсолютно все, но далеко не все знают, как ее получить.

      Или вы не знаете, как называется американская флибуста?

      Как ни странно, не знаю, просветите на всякий случай. Про Project Gutenberg в курсе, но это отнюдь не "пиратский" ресурс (правда, там и выбор сильно ограничен).


      1. smrl
        23.09.2021 03:34

        Американцы очень даже пользуются библиотеками! В "доковидное" время библиотеки были в любой день полны народу

        Бесплатные библиотеки - вещь замечательная. Особенно в штатах, где идея достойно реализована. Но цель библиотек не в том, чтобы каждый американец мог там прочитать любую новинку художественной литературы в день обращения.

        Странно, что вы ставите слово "социалка" в кавычки в явно негативном контексте, - но при этом хотите именно этой самой социалочки в книжной отрасли ("я получаю любую книгу по тапу в фоне! а платит за это пусть кто-то другой, асбтрактное государство!").


        1. usa_habro_user Автор
          23.09.2021 05:47
          +1

          Но цель библиотек не в том

          Основная цель бесплатных публичных библиотек - народное просвещение. И чтение литературных "новинок" вполне себе в эту цель укладывается.

          Более того, я не понимаю, с чем вы спорите и что вам не нравится? Ведь подобная-то система уже существует (про это и статья написана!): я абсолютно бесплатно могу прочесть практически любую новинку и бестселлер практически немедленно, on demand (если, конечно, она будет в наличии - но легко могу и подождать немного). Собственно говоря, я толкую о чисто "эволюционном" развитии; более того, лично я не сомневаюсь, что к этому мы рано или поздно придем. Более того, электронная система может сделать этот переход "с умом", чтобы не сильно пострадали доходы авторов и издателей, ведь вся информация о читательском спросе, среднем времени чтения и т.п. уже доступна в электронном виде! Даже не нужны эксперты по big data и нейронным сетям ;)

          при этом хотите именно этой самой социалочки в книжной отрасли

          Как американский налогоплательщик, за 24+ лет заплативший налогов существенно больше достаточно большого процента американских граждан, я вполне имею право высказывать мнение, куда я бы хотел перенаправить часть своих налогов. Ну, и на счет "социалочки": не знаю, в какой стране вы живете, но в Штатах существует достаточно многочисленная категория населения, поставившая себе целью никогда не работать в жизни (как ни странно это слышать), и поддерживаемая политиканами определенного толка. Безусловно, социальные программы это важно, когда они поддерживают людей в случае форс-мажора, стимулируют к усовершенствованию, повышению квалификации; но когда они начинают использоваться, как некий безусловный доход, "потому что вы, $#^&*@ (чьи жизни doesn't matter, по некоторым лозунгам), нам по жизни должны за грехи ваших $#^&*@ предков". Лично я противник подобной "социалочки"; полет к Марсу, освоение вселенной, да и, к слову сказать, простое улучшение качества городской дорожной сети, я считаю неизмеримо важнее наличия последней модели iPhone и кроссовок за $500 у чернокожего подростка.

          P.S. Вы "грозились" ссылочкой на "американскую флибусту" поделиться? Если не хотите публично выкладывать, можно в личку (я всегда стараюсь копить подобную информацию, хотя редко ей пользуюсь).


          1. smrl
            23.09.2021 07:44
            +1

            Я не грозился, но если вам так уж надо - то вот https://en.wikipedia.org/wiki/Z-Library все явки и пароли


            1. usa_habro_user Автор
              23.09.2021 16:10

              Спасибо, не знал! Что поразительно, через Verizon они заблокированы, но через Xfinity (второй, если не первый, по размеру, провайдер на East cost - у меня дома два broadband интернет-провайдера, по определенной причине) открыты, прямо как флибуста!


  1. perfect_genius
    22.09.2021 20:08

    Читая про библиотеки США подумал — это похоже на популяризацию чтения. Попытка побить когда-то СССР, самую читающую страну?


  1. wwakabobik
    23.09.2021 08:19
    -1

    Конечно это бред. На дворе 21 век. Да, блогеры, как создатели контента. Основная модель заработка - реклама и донаты.

    Собственно, если автор хороший, его произведения (контент) понравились - то можно и нужно его отблагодарить той суммой, которая удобна пользователю. Альтернативно, автор создаёт своё коммьюнити, внутри которого продает контент - по подписке или просто штучно. Я не раз и в одной и в другой модели покупал книги - бумажные, электронные и просто давал денюжку автору.

    И в этом случае присутствует ноль издателей. То, что на свои деньги автор может вложиться в рекламу, раскрутку, команду - его лично дело.

    Чем эта модель плоха? И зачем нужна, описанная автором принудиловка архаичная?


    1. qw1
      23.09.2021 11:03
      +2

      Чем плоха модель? Писатели хотят сидеть в своём замке из слоновой кости и раз в год выдавать нетленки, которые продадутся тиражом 100500. А по вашей модели, они должны становиться массовиками-затейниками, открывать свой дискорд, youtube-канал, вести стримы, развлекать публику. Это всё отнимает много энергии.


      1. wwakabobik
        23.09.2021 15:03
        +1

        Ну пусть отмирают. Автор вполне может подогревать интерес к своим произведениям и общаться с читателями. Он же, черт побери, пишет. Если ему "западло" писать своей же аудитории, изучать критику, а только получать с нее деньги... То, на мой взгляд, несомненно, и хорошо, что будут вымирать эти уникумы.

        Дело не в каждодневных стримах, а в хотя бы информационном канале, общении, новостях. Адекватные музыкальные группы и во время пандемии оставались со своими слушателями, общались, проводили концерты, и собирали деньги ещё. А кто-то ныл, что его на сцену не пускают. Вам ещё пример - инди разработчики, кикстартер проекты, которые пилят свои шедевры (и не очень), и при этом время от времени общаются с аудиторией.

        А есть индустрия клонированной толерастной ААА. Ну, если нравится жрать штампы - ради бога