Уже многие годы мы живём в двух, по большей части, независимых мирах — физическом, который мы можем пощупать и цифровом, который существует в наших компьютерах и смартфонах. Мы идем по утрам в физические офисы, общаемся с физическими коллегами и друзьями, гуляем по физическим улицам, а вечером расслабляемся в виртуальных игровых мирах на экране мониторов. Но в последнее время появляется все больше предпосылок для слияния этих двух миров в один. Для этого явления уже есть название — Фиджитал (Phygital).

Представим такую картину — вы захотели купить новую мебель в квартиру, но вы не знаете, как она будет смотреться в вашей комнате. Вы надеваете специальные очки, и выбранная мебель появляется в комнате. Вернее, виртуальные копии мебели. И если вам все понравилось, вы покупаете мебель с помощью кнопки “Купить” которая висит в воздухе у вас перед глазами.

Или вы хотите примерить одежду до ее покупки в интернет-магазине. Для этого вы подходите к зеркалу и видите в нем, как на вас будет выглядеть новая одежда.

А еще в зеркале может спрятаться виртуальный тренер
А еще в зеркале может спрятаться виртуальный тренер

А представьте, как вы прогуливаетесь вечером по городу и вдруг вам захотелось перекусить. И тут случайно (или неслучайно) вы замечаете неоновый билборд ресторана и перед вашими глазами рядом с билбордом появляется кнопка “Посетить ресторан”. Вы нажимаете на кнопку и чуть выше уровня земли появляются яркие стрелки, которые приведут вас в ресторан.

Это и есть phygital. И мы пока только в самом начале этого очень интересного пути.

Покупаем, не отходя от билборда
Покупаем, не отходя от билборда

А теперь представьте полностью виртуальный мир, в котором есть магазины, кинотеатры, школы и университеты, красивая природа, спортивные залы и ещё очень много всего, что сейчас даже сложно представить, например, телепортацию на другие планеты. И чтобы попасть в этот мир, достаточно надеть очки или шлем для смешанной реальности (MR). Это метавселенная (Metaverse) — концепция, которая появилась достаточно давно, но стала популярной только в 2021 году благодаря заявлению Марка Цукерберга о том, что главная цель Facebook — превратиться из социальной сети в метавселенную в ближайшие годы.

Тут сразу вспоминается фильм “Первому игроку приготовиться”
Тут сразу вспоминается фильм “Первому игроку приготовиться”

Сейчас уже существует несколько виртуальных миров, имеющих черты, метавселенных, например, Fortnite — игра в которую входят более 350 миллионов пользователей не только, чтобы поиграть, но и чтобы пообщаться, посетить концерт своего любимого исполнителя, купить новую одежду для своего аватара — в общем круто провести время.

Скриншот из Fortnite
Скриншот из Fortnite

Или Decentraland — виртуальный мир, основанный на блокчейне Ethereum. В нем есть довольно развитая экономическая система, основанная на криптовалюте MANA, смарт-контрактах и NFT-контрактах. В Decentraland можно попасть с помощью шлема виртуальной реальности и погрузиться в виртуальный мир, в котором стоимость цифровых участков земли достигает 500 000 долларов.

Аналогом такого виртуального мира на основе технологий блокчейн и виртуальной реальности являются Cryptovoxels, Somnium Space. А еще есть Roblox и VRChat, которые пусть и не имеют блокчейн-экономики и реалистичной графики, тем не менее являются очень интересными проектами.

Встреча в Somnium Space
Встреча в Somnium Space

Тот же Facebook запустил Horizon Workrooms — приложение для совместной работы в виртуальной реальности.

Так выглядят рабочие совещания в Horizon Workrooms
Так выглядят рабочие совещания в Horizon Workrooms

И таких проектов появляется все больше. Я думаю, что эра метавселенной и слияния физического и цифрового миров неизбежно наступает и это больше не фантастика, это наше будущее.

Конечная цель всего этого — общее виртуальное пространство, цифровая копия нашей вселенной, дополненная возможностями, которые предоставляют непрерывно развивающиеся технологии искусственного интеллекта, расширенной реальности, распределенных реестров, компьютерной графики.

Наступает новый этап в способах взаимодействия компаний и клиентов, производителей и потребителей контента, игровых студий и игроков, начальников и подчиненных, друзей и влюбленных. Расстояния будут постепенно стираться, как и грань между двумя, пока независимыми мирами. Phygital и Metaverse — очень обширные области, время которых только начинается, но несомненно, это новая ступень в эволюции технологий и нашей жизни. И эта короткая статья — мой и, возможно, ваш первый шаг в новую, phygital-реальность.

Комментарии (17)


  1. mk2
    04.10.2021 00:45
    +18

    Когда у вас не хватает чипов, электричества или бензина — вы внезапно возвращаетесь в полностью физическую реальность.


    1. vav1st
      16.10.2021 18:47

      Предполагаю это проблема касается только для жителей стран 3-2(частично) мира?


  1. sankabuka
    04.10.2021 01:04
    +3

    Матрица. Начало.


  1. AlexTroshkin
    04.10.2021 01:45

    Чем то же надо будет занять несколько миллиардов людей когда им будет нечего делать. Пусть лучше перестреливаются сидя в шлемах дома, чем слоняются по улице недовольные? Что это за мода такая когда подделка нравится больше чем оригинал?


    1. DaneSoul
      04.10.2021 02:03
      +4

      Что это за мода такая когда подделка нравится больше чем оригинал?
      Виртуальная «подделка» широко доступна и очень разнообразна, а большая часть интересных вещей в реальном мире либо весьма трудо/времязатратны либо требуют больших денежных расходов. При этом получаемые нами эмоции от виртуальных вещей вполне реальны. «А если не видно разницы, то зачем платить больше?»


    1. vladkorotnev
      04.10.2021 03:04
      +11

      Раньше ты должен был быть богачом, чтобы иметь машину, теперь — чтобы иметь лошадь.


      Раньше ты должен был быть богачом, чтобы играться на компьютере, теперь — чтобы играться в реальности.


  1. serginho
    04.10.2021 04:19
    +1

    Все хорошо, один вопрос: зачем? чтобы общаться с коллегами вполне достаточно компьютера с клавиатурой и вебкамеры. Остальное лишнее


    1. antsam
      04.10.2021 22:40

      Кстати по этому поводу заметил один недочет - собеседники не смотрят тебе в глаза когда с тобой разговаривают, т.к. расположение вебкамеры не совпадает с расположением картинки собеседника.


      1. vladkorotnev
        05.10.2021 04:06
        +1

        Это решается конструкцией наподобие телесуфлёра (камера за полупрозрачным зеркалом или стеклом, закреплённым под углом 45⁰, а под ним — экран).


        Другой вопрос, зачем вообще вебкамера? Если обсуждение фоновое, пишите в чат, если активное — звука будет достаточно, если это парное программирование или что-то в этом роде — расшаринг экрана сильно актуальнее фейса напарника.


    1. vav1st
      16.10.2021 18:30

      Эффект присутствия + 3D пространство с потенциально неограниченным функционалом, ограниченным лишь мощностью ПК
      (тут уже можно пофантазировать что можно придумать)

      Как минимум это гораздо лучше чем презентации в PowerPoint или рисование фломастером на доске.


  1. olegshutov
    04.10.2021 05:21

    Со всем согласен, но ддо сих пор скептически отношусь к передаче эмоций людей. Будет все равно выглядеть коряво


    1. vav1st
      16.10.2021 18:35

      Да (в перспективе) нормально на самом деле.
      Вот например обзор первого устройства для отслеживания лица.
      https://youtu.be/NrYZHB3yUQo

      Предположительно (по слухам) в новом шлеме Oculus будет камера для отслеживания лица.
      Новый шлем (по слухам) объявят на Oculus Connect который будет через ~2 недели.
      Так что в перспективе (я думаю), камера для отслеживания лица будет на все последующих шлемах, которые появятся в будущем.


  1. snakendead
    04.10.2021 10:38

    К этому придем очень скоро, но самый главный вопрос в другом. А метавселенная кому будет принадлежать? Скорее всего тем, кто её создал и владеет всеми посредниками меду физическим и цифровым миром.

    Размышляем дальше - это корпорации, владеющие всем от и до, чтобы соединить материалистическую и кибер-реальность. А потом, как и любая корпорация - монополизируется. Значит другие мелкие несвязанные вместе кибер-миры вскоре исчезнут, что приведет к тотальной диктатуре кибер-реальности.

    Наши киберправа сейчас попрекаются со всех сторон, и идет цифровизация всего, поэтому важно кто владеет этими данными, и кто подписан как создатель этих данных. Хотя вообще-то логически контент в такой метавселенной как профиль должен принадлежать человеку в материалистическом мире, т.к. он является наполнителем контента, и его создателем.

    Нас уже удаляют из кибер-реальностей, банят, удаляют аккаунты, накручивают и скручивают статистику, запрещают выкладывать материалы не прошедшие проверки корпорации. В такой метавселенной наши киберправа нам придётся отстаивать, и начинать нужно как можно раньше


    1. ksbes
      04.10.2021 12:10

      Не очень скоро. Мы только начали переползать в новую информационную формацию (главный «классообразующий» конфликт — владельцы контента vs производители и потребители контента).
      Если сравнивать с переходом от феодализма к капитализму — мы всё ещё в 16в. Основные черты нового уже сформировались, но государства и основные производства — успешно живут по старому и не собираются перестраиваться (и не будут вплоть до революций).

      Так что, скорее всего, те кто читает эти строки успеет увидеть множество пертурбаций и, возможно, даже первую локальную «информационную революцию» (т.е. создание первого именно нового типа государства), но полный переход скорее всего уже не застанет.


      1. snakendead
        04.10.2021 12:36

        Согласен! При этом убежден, что нельзя это спускать на тормозах уже сейчас. Потому что как только до этого дойдет - революция станет настолько трудна, что будет хуже мировой войны.

        Слежка за людьми в материалестической реальности - дело обыденное, но уголовное. Однако же слежка с помощью кибер-следов доступна каждому вообще, для этого не нужно даже иметь доступ к посредникам материалистического мира. Можно узнать когда вы выложили фотографию, когда последний раз заходили в соцсеть, и статус о прочтении сообщения.

        Наш цифровой профиль как отпечаток материалистического мира должен находиться в нашем личном контроле каждого из нас, это базовая потребность. Никто не может быть отслежен на видеокамеру если он не знает этого, либо он должен быть предупрежден и подписать ссылку такого посредника как камера. Наши цифровые профили украли у нас, но пока еще не безвозвратно.


    1. vav1st
      16.10.2021 18:44

      Если я правильно помню,
      VRChat работает на peer-to-peer соединении.
      Естественная конкуренция породит несколько метавселенных от разных корпораций
      в котором пользователь (относительно) свободно переходить из одного в другой.

      Также будут существовать метавселенные поддерживаемые самими пользователями благодаря прямой денежной поддержке (прим. Neos, который поддерживается на Patreon)
      Подобные метавселенные будут оставаться популярными среди пользователей,
      т. к. не будут ограниченны какими либо законами и ограничениями платформ от корпораций.


  1. kartvladek
    04.10.2021 11:36

    Не дай Бог конечно жить в таком мире. К счастью, мне это и не грозит