Это все-таки произошло. Facebook поменял название на Meta и сосредоточился на создании метавселенной - виртуального пространства, в котором пользователи будут общаться, учиться, играть и делать все то, что и обычной жизни плюс то, что возможно только в виртуальной реальности. Я думаю, что это событие станет прорывным моментом в развитии XR-технологий, особенно учитывая растущий интерес к этой области у разработчиков и компаний. Но есть еще одна сфера, находящаяся на стыке IT, финансов и искусства и связанная с тематикой метавселенных - NFT. О ней и будет эта статья.

Есть вероятность того, что именно NFT станет основой экономики в метавселенных, в том числе в метавселенной Марка Цукерберга (Metaverse). Почему это так?

Во-первых,  в метавселенной нам нужно будет постоянно подтверждать право собственности - на одежду и артефакты своих аватаров, на виртуальную недвижимость, билеты на мероприятия и многое другое. А NFT, благодаря возможности создавать уникальные токены и прозрачности транзакций в блокчейне, подходит отлично, когда заходит речь о регистрации собственности на какой-либо объект. Сейчас информация о владельце указывается в метаданных токена и для того, чтобы узнать, кто владеет токеном нужно найти токен на площадке и посмотреть метаданные, пример метаданных на изображении ниже. Конечно, нужно будет упрощать процесс просмотра владельца цифрового объекта, но это уже нюансы.

Второй момент - бизнес. Метавселенная, во многом, будет развиваться за счет предпринимателей, предоставляющих услуги, создающих контент и делающих много всего полезного для метамира. А для предпринимателей самое важное - это монетизировать свои услуги максимально эффективно. И тут снова на помощь приходят невзаимозаменяемые токены. Так, например, психолог может выпустить токен, дающий право собственности на право часового сеанса, онлайн-кинотеатр выпустит токены на право просмотра фильмов в течение определенного периода. Также токены могут быть пропуском в закрытый клуб, на мероприятие или на другую планету (как тебе такое, Илон Маск?). С помощью покупки NFT можно стать владельцем виртуального участка земли, построить на нем виртуальную недвижимость, создать NFT для этой недвижимости и сдавать ее в аренду, зарабатывая вполне реальные денежки.

В Decetraland можно купить участок земли за NFT
В Decetraland можно купить участок земли за NFT

Но почему нельзя это все делать по старинке, к чему эти все ваши энэфти? 

NFT создаются с помощью смарт-контрактов. Смарт-контракт — это программа, которая выполняет соглашения, заключенные между двумя и более сторонами, в результате которых, при выполнении тех или иных условий происходят определенные действия. То есть, когда задействуется ранее запрограммированное условие, смарт-контракт автоматический выполняет соответствующее соглашение. То есть, когда сделка оформлена в формате смарт-контракта не получится собрать деньги и сбежать, не выполнив условия. При этом для того, чтобы получить услугу, например, арендовать недвижимость,  не нужно ни с кем взаимодействовать. Достаточно просто приобрести токен, всю остальную работу выполнит смарт-контракт.

Смарт-контракт разрабатывается на специальном языке (Solidity, Serpent или Mutan), компилируется в EVM и, за некоторыми исключениями, соответствует определенному стандарту (ERC-20, ERC721, ERC1155 и др.). Solidity является языком, который основан на JS, Python и C++.

Стандарты – это один из компонентов, которые делают невзаимозаменяемые токены очень мощной штукой. Они дают разработчикам гарантию того, что активы будут вести себя определённым образом, а также описывают, как следует взаимодействовать с базовыми функциональными возможностями активов.

Кроме всего прочего, NFT - это очень безопасная штука. Во-первых, сам блокчейн обладает отличными параметрами безопасности - криптографические алгоритмы при верификации транзакций, хэширование при создании новых блоков, децентрализация. Но и сами механизмы хранения метаданных NFT могут быть организованы очень безопасно - они хранятся либо в блокчейне либо в Межпланетной файловой системе (IPFS) - пиринговой системе хранения файлов. То есть имена владельцев актива и другие метаданные нельзя будет изменить мошенническим способом, блокчейн все запомнит.

Сейчас NFT - это технология, вызывающая наибольший интерес у криптоэнтузиастов и коллекционеров, а метавселенная - у приверженцев фиджитал-технологий. Но мир меняется и презентация Facebook Connect 2021 лишний раз напоминает о том, что наступает эпоха метавселенных, в которой блокчейн и NFT будут иметь очень важную роль.

Комментарии (20)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. annalen_der_physik
    29.10.2021 16:20
    +1

    Спасибо, интересная статья.

    Есть два вопроса:)
    1.

    Во-первых, в метавселенной нам нужно будет постоянно подтверждать право собственности — на одежду и артефакты своих аватаров, на виртуальную недвижимость, билеты на мероприятия и многое другое.


    Почему это будет нужно? Разве метавселенную нельзя строить на других принципах? Очевидно, что виртуальный мир не имеет ограничений реального. Виртуальные ресуры не ограничены, зачем тогда нужна собственность в цифровом мире? Допустим, это игровой элемент. Но ведь в играх уже есть собственность и артефакты и т.д., принадлежащие игрокам и все это обходилось и обходится без блокчейна.
    2.
    Кроме всего прочего, NFT — это очень безопасная штука. Во-первых, сам блокчейн обладает отличными параметрами безопасности — криптографические алгоритмы при верификации транзакций, хэширование при создании новых блоков, децентрализация.


    Часто об этом говорится, но даже история эфира началась со взлома блокчейна и увода крупной суммы. И такие истории повторяются регулярно. Почему же безопасный блокчейн так уязвим? Или все дело в ошибках при реализации? Кажется, в биткойне таких громких скандалов не было


    1. NetHunter Автор
      29.10.2021 16:37
      +1

      Спасибо за комментарий!

      1. Один из важных элементов - это предпринимательство, это будет стимулировать пользователей находиться в виртуальном пространстве. Причем не просто стандартное предпринимательство, типа предоставления услуг, а, например, перепродажа одежды для аватаров, скинов, игровых предметов и т.д. Вот для этого и нужно подтверждение собственности и подтверждение передачи прав собственности. Не говоря уже о более серьезных объектах, типа виртуальных помещений.

      2. Насчет взломов. Как раз история со взломом Ethereum показывает, что блокчейн уязвим при ошибках в процессе разработки. Это относится к абсолютно любой системе. При разработке блокчейн-платформ особенно важна роль пентестинга и контроля качества, в целом.


      1. Quiensabe
        02.11.2021 03:22

        Дело не в том, что метавселенная на основе блокчейна никому не нужна. А в том что она на 100% не нужна Facebook или любой другой корпорации, которая имеет возможность эту метавселенную создать.

        Сегодня Facebook вкладывает кучу денег и сил дабы двинуть эту технологию раньше всех, не потому, что они так любят технологии. А потому, что хотят откусить максимум этого пирога, привязать намертво всех к свой платформе. Чтобы в будущей виртуальной экосистеме занять место Microsoft и Apple вместе взятых.

        И совершенно очевидно, что все права собственности, все платежи, все контракты и т.п. - будут подтверждаться на серверах Facebook, а не в какой-то распределенной базе.

        Метавселенная опирающаяся на NFT была бы подобна государству сделавшему национальной валютой биткойн :)


  1. LuggerMan
    29.10.2021 16:31
    +6

    Нет, не убедил.
    Уноси отсюда свой притянутый уже даже не за уши NFT, и больше не приноси


    1. NetHunter Автор
      29.10.2021 16:39
      -5

      Не убедили, не унесу)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. Peshkom
    29.10.2021 16:37
    +1

    Первый шаг к матрице)


  1. Revertis
    29.10.2021 17:24
    +3

    Во-первых,  в метавселенной нам нужно будет постоянно подтверждать право собственности - на одежду и артефакты своих аватаров, на виртуальную недвижимость, билеты на мероприятия и многое другое.

    Ага, осталось только понять нахера это нужно и захотеть такое дерьмецо иметь. Поиграются и бросят.


    1. sets
      29.10.2021 17:31
      +1

      Зачем это нужно очевидно — зачем же, зачем существует рынок скинов в CS и всякое такое. А зачем для этого нужен NFT, почему этому просто не лежать в реляционных базах на серверах Меты, вот этот вопрос в статье не раскрыт.


      1. kusama
        31.10.2021 17:24

        потому что количество и качество скинов CS регулируется централизованно, и в любой момент может быть изменено по желанию небольшой группы людей , именно поэтому многие игровые предметы в steam с течением времени обесцениваются, потому что их можно создать сколько угодно раз и это не контролируется сообществом. NFT имеет четкую и прозрачную программу создания.

        Меня даже если честно немного удивляет что в этом сообществе до сих пор не понимают сути блокчейна


    1. NetHunter Автор
      29.10.2021 23:09
      +1

      Про сенсорные экраны примерно также говорили


      1. DaneSoul
        29.10.2021 23:35
        +1

        Вы знакомы с проектом SecondLife?
        Они почти два десятилетия создают свою цифровую вселенную, но глобального успеха, сопоставимого с ведущими соц.сетями так и не добились.
        Я думаю, что причина в том, что в соц.сетях фундаментом является общение — обмен текстами, фото, аудио и наличие 3-х мерного аватара добавляет не так много к общению и мало кому реально нужно.


        1. lek
          30.10.2021 03:46
          +8

          Я знаком с Секонд Лайф. Провел там около полугода. Можно книгу целую написать об этом опыте. Странном, шокирующем и очень–очень грустным по итогу.

          Секонд Лайф - это то, о чем я в дестве читал в фантастических романах. Некий прорыв из будущего в наше время. Возможность посмотреть как будет выглядеть виртуальная реальность, хотя бы отчасти. Лекции, живые выступления музыкантов, кружки по интересами, виртуальные магазины настоящих компаний, офисы, музеи...

          Я любил просто ходить и смотреть на всякие арт–объекты и места. Учитывая, что там не действуют законы физики, можно было увидеть совершенно невероятные штуки. А еще там есть люди.

          Там был паренек из южных штатов откуда–то. Очень общительный и приятный, работал моделью в реальной жизни, писал музыку и любил красоту. И болел раком. Мы просто бродили вместе и показывали друг другу разные невероятные места. С ним, вроде, все хорошо по итогу.

          Был буддистский учитель. Он говорил мудрые вещи и помог мне советом.

          Был художник. Он создавал невероятные места и болел какой–то болезнью, которая в конце концов сделает его тело неподвижным и убьет. Ему было далеко за 50. Добрые и светлые воспоминания оставил.

          Был бизнесмен откуда–то из канады. Он организовал там виртуальный офис и говорил, что опыт был очень позитивным. Люди не сосредотачивались на том, как выглядят, но занимались работой, и продуктивность встреч повысилась.

          Обитатели Second Life часто были странные. Непринятые в реальности. Их там толпы. И еще много тех, кто болен в реальности. Им виртуальность заменила настоящую жизнь, которую они не могут иметь. Больны они по–разному: у кого–то проблемы с общением, у кого–то нет ног, а кто–то медленно умирает от рака или странных генетических отклонений. Я сначала этого не замечал, но чем больше заводил знакомств, тем больше и больше видел их.

          А потом знакомые начали умирать. После них оставались замечательные произведения искусства, которые тоже медленно исчезали. Там нужно платить за то, чтобы твое пространство обсчитывалось. Сначала умирал человек, а потом медленно угасало все, что осталось после него. Где–то здесь я и не выдержал. Это все было очень тяжело морально. Одна из причин, по которой я покинул то место. Но я иногда захожу туда полюбоваться на виды. Раз в полгода, может.

          Это был очень интересный опыт. Я побывал в будущем. В фантастическом романе. Увидел, как технологии и людские проблемы переплетаются, и что из этого выходит. Как технологии делают мир лучше, как они меняют его до неузнаваемости. Как они помогают увидеть то, что ты не видел раньше и стать человечнее.

          Мне нравится, когда технологии меняют мир. ВР — это одна из таких вещей. Я одно время следил за ними очень плотно и даже думал работать с ними, но по итогу нашёл другие интересные вещи и пришёл к выводу, что темп развития и внедрения слишком низок пока. На то время это все было слишком статично, захватывало далеко не сразу и часто уступало "реальности". На мой взгляд, именно в этом основная проблема технологий того времени. Все это было интересно энтузиастам-мечтателям, таким как я, и людям, которым нехватило места в реальности. Обывателю же было лучше за пределами этого мира.

          Second Life мало появился слишком рано. Тогда еще не было очков, трекинга, видеокарты были слабы, вычислительные ресурсы дороги и недостаточны. Будем надеяться, что возможности фейсбука изменят ситуацию.


          1. SensDj
            30.10.2021 08:37

            ЛинденЛаб давно уже сделали новый мир, более совершенный - Project Sansar (или просто Sansar), там лучше графика, запрещены порно-аватары. Но народу там конечно маловато.

            Основным тормозом в переходе всех в вирт.реальность я считаю дороговизну железа (Oculus Rift и их аналоги, ну сами компьютеры у людей уже не тянут, а денег на апгрейд мало кто может найти)


            1. lek
              30.10.2021 16:50

              Да, согласен. Последний раз, когда я смотрел, там было еще очень мало и контента, и обитателей. И дорого, тоже согласен, но оно уже хотя бы есть и получше стало, хотя там все это еще пилить и пилить. Девайсы со временем подтянуться и у людей, и сами очки, думаю, подешевеют.


            1. logran
              31.10.2021 10:06
              +1

              запрещены порно-аватары

              Вполне возможно, что одна из причин меньшего числа людей. Когда (году в 2009-10) заходил в Second Life — там около 40-50% контента вокруг этого вертелось так или иначе.


          1. Pongo
            30.10.2021 13:38

            Ваш рассказ напомнил "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата" Лавкрафта


  1. Darth_Biomech
    30.10.2021 01:07
    +6

    Пока что НФТ не достигли ничего кроме создания финансовой пирамиды и торжества плагиаторов перепродающих чужой арт без ведома автора.


    1. kusama
      01.11.2021 13:22
      -1

      расскажите это DC,dolce gabbana, gucci, Государственному Эрмитажу или Disney . Крупные компании с авторскими правами уже давно выпускают NFT