Документ из архива Твиттер, около 2000 г., рабочее название Твиттер — «Stat.us». Credit: Jack Dorsey

Шел 1985 год. Фридхельм Хиллебранд напряженно работал, сидя за столом в пустой комнате своего дома в Бонне (Германия), и непрерывно печатал на пишущей машинке случайные фразы: новости, просьбы, вопросы… все вперемешку. Закончив печать очередную страницу, Хиллебранд подсчитывал количество букв, цифр, знаков пунктуации и пробелов в каждом напечатанном на странице предложении, и тут же принимался за следующую страницу.

В то время перед коммуникационными компаниями остро стоял вопрос выработки технологического стандарта, который позволил бы мобильным телефонам передавать и показывать на экране текстовые сообщения.

Поскольку в те времена возможности беспроводных сетей были довольно ограничены, а большинство потребителей приходилось на автомобильные телефоны, а вовсе не на носимую электронику, — в рамках разрабатываемого стандарта необходимо было предложить разумное, но жесткое ограничение для максимальной длины сообщения.

«Полторы сотни символов»… Перед тем экспериментом с пишущей машинкой у Хиллебранда был спор с друзьями относительно достаточности такого ограничения для большинства пользователей мобильных телефонов.

«Мои друзья уверяли меня в один голос, что такое ограничение слишком малo для массового рынка»,- вспоминает Хиллебранд, и добавляет: «но я был более оптимистичен».

И его оптимизм был действительно важен для будущего мобильных технологий. В те времена SMS еще только готовились стать преобладающей формой мобильных коммуникаций. Первое SMS-сообщение с текстом «Merry Christmas» будет отправлено двадцатидвухлетним QA инженером Нейлом Папвортом только 3 декабря 1992 года. Это сейчас текстовые коммуникации используются повсеместно, а в 1985 году все еще только начиналось.

По данным исследования Nielsen Mobile (по рынку США) знаменательное событие произошло в четвертом квартале 2007 года — тогда, впервые в истории, SMS обошли голосовые вызовы по частоте использования (в том квартале средний мобильный пользователь США отправил 218 SMS и совершил 213 звонков в месяц).В дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

SMS услуги стали экономическим благом для телеком-операторов. Такие гиганты, как Verizon Wireless и AT&T, изначально брали по 20-25 центов за сообщение или $20 за безлимитные SMS. Со временем цены снижались, но количество абонентов и отправляемых ими сообщений росло в геометрической прогрессии.

Но вернемся в 1985 к Хиллебранду, печатающему с фразы на пишущей машинке. Когда он решил, что данных достаточно, и подсчитал статистику длин всех напечатанных им фраз, оказалось, что в типичном случае каждое отдельное информационное сообщение занимало одну-две строчки и состояло не более чем из 160 символов. Вот так оно и появилось — это магическое число Хиллебранда, которое стало стандартом для одного из самых популярных в настоящее время способов цифровой коммуникации — технологии коротких текстовых сообщений (SMS).

«Я решил, что 160 символов будет вполне достаточно»,- вспоминает он сейчас про свои размышления в 1985, когда ему было 45. «Вполне достаточно».

Позже, спустя годы, дабы избежать необходимости разделять сообщения на части при их отправке с мобильного телефона, создатели Twitter выбрали длину «твита» именно в 160 символов, из которых 140 символов было доступно пользователю для написания сообщения, а 20 символов было зарезервировано для сохранения уникального адреса пользователя.

А в 1985, после завершения своих, скажем прямо, не слишком научных исследований, Хиллебранд двинулся дальше. Как председатель комитета «неголосовых услуг» в аналитической группе GSM, которая, собственно, и разрабатывала одноименный стандарт, он «продавил» новый план работы группы над стандартом в 1986, в результате чего в стандарте появился новый пункт, обязывающий все устройства мобильной связи поддерживать услугу коротких текстовых сообщений (SMS).

Хиллебранду нужно было найти подходящий канал передачи данных для текстовых микро-сообщений, причем такой, который бы не потребовал серьезного изменения существующего стандарта GSM. В мобильных сетях существовал узкий вспомогательный радиоканал, который использовался только для обмена небольшими информационными сообщениями: например, о силе сигнала вышки или с метаинформацией о входящем звонке. Сама голосовая связь шла по отдельному, основному каналу.

«Мы искали способ для дешевой реализации», — вспоминает Хиллебранд. «На этой вспомогательной линии большую часть времени не происходило ровным счетом ничего. Так что, по сути, это был неиспользуемый ресурс коммуникационной системы».

Изначально, команда Хиллебранда предполагала передавать сообщения информационными блоками размером в 1024 бита. Для этого требовалось ограничить сообщения 128 символами, однако этого оказалось недостаточно для многих случаев. Поэтому было принято компромиссное решение: расширить информационный блок до 1120 бит и одновременно уменьшить допустимый алфавит сообщений, оставив в нем только латинские буквы и цифры (то есть применить семибитную кодировку). В результате в один информационный блок стало помещаться 160 символов.


И все равно оставались сомнения в достаточности выбранного лимита. У комитета не было ровно никаких данных маркетинговых исследований, и они решили положиться на два «убедительных аргумента»:

  • Первый аргумент: утверждалось, что почтовые открытки чаще всего содержат послания длиной менее 150 символов — просто в силу геометрических ограничений.
  • Второй аргумент: они проанализировали набор сообщений, отправленных через Telex (телеграфная сеть для бизнеса). Несмотря на отсутствие каких-либо технических ограничений, сообщения Telex также никогда не превышали 150 символов.

Да и если сейчас посмотреть на типичное электронное письмо, отправляемое в наши дни, можно заметить, что длина темы письма обычно не превышает те же 150 символов.

Однако ограничение на длину SMS была не единственной проблемой текстовых сообщений как способа коммуникации мобильных пользователей. В те времена процесс ввода текста на мобильном телефоне был довольно трудоемким. Клавиши были физическими и предназначались для набора цифр номера, поэтому требовалось привязать к каждой цифровой клавише дополнительно по 3-4 буквы, которые нужно было циклически перебирать, повторно нажимая на одну и ту же кнопку. Так что набор длинного предложения был весьма болезненной задачей.

Но, несмотря на все эти сложности, сервис текстовых сообщений начал свое распространение. И, что примечательно, — распространение пошло очень быстро. Изначально предполагалось, что сервис SMS сообщений займет небольшую нишу, вызвав интерес, скажем, у бизнес пользователей в области организации услуг мобильного офиса. Однако вышло иначе — Хиллебранд и представить себе не мог как быстро технология SMS получит по настоящему всеобщее признание.

«Никто не мог предположить с какой скоростью молодежь освоит и начнет активно использовать SMS сообщения»,- признается Хиллебранд. Он просто «очарован» историями о том, как молодые пары разрывают отношения посредством SMS.

Несмотря на свершившийся бум технологий текстовых сообщений, Хиллебранд не стал «богатеем», так как не существует никакого роялти, полагающегося к уплате за отправку текстовых сообщений. Он не получает ни цента, когда кто-то в мире отсылает очередное текстовое сообщение, в то время как, скажем, автор песни получает отчисления от радиостанции за каждую трансляцию его песни в эфире.

Сейчас Хиллебранд живет в Бонне и возглавляет Hillebrand & Partners — компанию, консультирующую клиентов в области технологических патентов. Он является автором книги об истории создания GSM.

P.S. Ссылки:
Какую максимальную длину имеет большинство ваших сообщений в вашем текстовом мессенджере?

Проголосовало 984 человека. Воздержалось 396 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (44)


  1. kekekeks
    06.10.2015 11:17
    +10

    Какую максимальную длину имеет большинство ваших сообщений в вашем текстовом мессенджере?
    Вопрос поставлен некорректно, очень часто пишут обрывками фраз, а не законченными мыслями.


    1. nikitasius
      06.10.2015 11:25
      -1

      Вспомним советское «даздраперма!».


      1. iZevs
        06.10.2015 12:02
        +28

        скорее «пятидесятирублируй»


      1. Frag
        07.10.2015 23:19
        +2

        Это имя ;)


  1. nikitasius
    06.10.2015 11:21
    +1

    Вообще зависит кому мы пишем и для чего мы используем СМС.
    Если мобилке используется для переписки с дамой сердца, то там 2х-3х кратные простыни на начальном этапе, а то им поболее. Если для «я тут»/«что купить?», то тут, ясное дело, много меньше 1й полной СМСки.


    1. GAS_85
      06.10.2015 11:40
      +1

      Если мобилке используется для переписки с дамой сердца, то там 2х-3х кратные простыни на начальном этапе, а то им поболее.
      Есть даже разные исследования по этой теме.


  1. Borz
    06.10.2015 11:35
    -6

    тема не раскрыта полностью — так почему же в Twitter при этом 140 символов?


    1. GAS_85
      06.10.2015 11:40
      +10

      Twitter выбрали длину «твита» именно в 160 символов, из которых 140 символов было доступно пользователю для написания сообщения, а 20 символов было зарезервировано для сохранения уникального адреса пользователя.

      Пусть тут полежит


      1. TimsTims
        06.10.2015 16:13

        Не пользуюсь твиттером и не могу понять — как сообщения в твиттере связанны с длинной смс? Твиттер — это же социальная сеть, а смс — технология для мобильников.
        Сначала тоже ожидал развернутого ответа — почему же в твиттере 140символов. Ожидал увидеть что-то про то, что это оптимальный размер для хранения записей в БД и что в твиттере так всё оптимизированно и посчитано, или что это какое-то магическое число, вроде 1байта=128бит=2^8 итд. А получил весьма короткий текст в одно предложение: «потому-что 160 минус 20 будет 140».

        Только посидев и призадумавшись приходит мысль в голову, что твиты отправляются посредством смс, и перед каждым сообщением ставится либо ИД пользователя, либо хэштэг.

        НО опять-же такое короткое объяснение «160-20=140» не объясняет, почему же всё-таки у твиттера стоит лимит в 140 символов, ведь они с тем же успехом могли увеличить его до 306символов путём склейки 2х смс, технически я не вижу никакой разницы, а только экономия на смс-ках для пользователей. Но про это нигде не говорится и тема не раскрывается, нужно делать догадки самому…


        1. Goodkat
          06.10.2015 16:22
          +3

          В США (раньше была) такая тарификация, что считались не только исходящие, но и входящие минуты и SMS. Т.е. есть у тебя пакет 500 минут и 500 SMS, например, и всё равно, ты звонишь/пишешь, или тебе. И после 500 прочитанных твитов начинаешь доплачивать за каждый твит. Этим можно объяснить экономию.
          Это сейчас у них unlimited text по всему миру, а раньше не забалуешь :)


          1. TimsTims
            06.10.2015 17:38
            +1

            Ну вот, через комментарии, как обычно, узнается самое интересное :)

            Я до этого не знал, что твиттер отправлял(до сих пор?) еще и копию твитов по смс.
            Про платные входящие смс — я думал они только в Канаде платные…


          1. Kcop
            07.10.2015 04:21
            +1

            До сих пор, на предоплаченных планах того же T-Mobile, оплата взымается и за входящие звонки/смс/ммс


    1. Morthan
      06.10.2015 11:41
      +1

      Позже, спустя годы, дабы избежать необходимости разделять сообщения на части при их отправке с мобильного телефона, создатели Twitter выбрали длину «твита» именно в 160 символов, из которых 140 символов было доступно пользователю для написания сообщения, а 20 символов было зарезервировано для сохранения уникального адреса пользователя.

      Написано выше, легко ищется поиском по слову «Twitter».


  1. VBKesha
    06.10.2015 11:38
    +7

    Мне всегда казалось что длинна смс была как то связана с длинной пакета SS7.


    1. DamnLoky
      06.10.2015 14:14
      +8

      pro-gsm.info/sms.html
      все верно, по ссылке более развернуто этот тезис раскрыт.
      А что там кто-то сидел среднюю длину текста вычислял, так то, мне кажется, фантазии все.
      Посмотрели куда можно что воткнуть — и воткнули.


  1. Chris_Griffin
    06.10.2015 12:03
    +10

    В дополнение можно вспомнить, что длина смс на кириллице ограничена 70-ю символами. Что очень печально, учитывая изыскания Хиллебранда за печатной машинкой.


    1. GrigoryPerepechko
      06.10.2015 12:16

      Жаль что UTF8 появилась намного позже :)


      1. rafuck
        06.10.2015 12:55
        +8

        И как бы это помогло? Ведь в конечном итоге ограничение в байтах, а не в символах.


        1. GrigoryPerepechko
          06.10.2015 22:37

          Вы правы. Чушь спорол.
          Возможно помогло бы расширение стандарта, для случаев монотонной однобайтной кодировки.
          Слали бы первыми битами индекс кодировки, и кириллица ничем не отличалась бы от латиницы.

          Но разумеется в случае когда введенный текст полностью попадает в одну однобайтовую кодировку. Иначе да, как сейчас


          1. darkfrei
            13.10.2015 20:56

            То есть если пишень кириллицей, то никаких тебе латинских букв?


    1. baldr
      06.10.2015 12:32
      +1

      Сразу не повезло не только вам, но и китайцам. Причину в статье объяснили — она чисто техническая. Уже была новость несколько лет назад, что некоторые, не сильно разбирающиеся, граждане решили, что их права ущемляют.
      Можно еще подать в суд на Unicode, что они больше места занимают чем ASCII.


      1. Goodkat
        06.10.2015 15:54

        На счёт «не сильно разбирающихся»: Представьте, что было бы, если бы билеты в метро стоили пропорционально весу пассажира и сегодняшней цены на электричество. Или разговоры по телефону тарифицировались бы не по времени, а в соответствии с реально пересылаемыми данными и затраченной на пересылку энергии, т.е. разговор на шумной улице вдали от сотовой мачты был бы дороже такого же разговора в тишине рядом с вышкой.


        1. baldr
          06.10.2015 17:32

          Не совсем понял к чему вы это. Пропроционально стоить они никогда не будут хотя бы по той простой причине что в стоимость (например, того же проезда в метро) закладывается еще и, например, зарплата машинистов и их начальников, затраты на оборудование, его страховку и его обслуживание, риски, да и еще куча факторов. Затраты на электричество здесь будут не так велики.
          То же самое и по отношению к мобильной связи. Попробуйте посчитать, пусть даже с ошибкой в миллион раз, — сколько стоит оператору сама пересылка вашей смс, например, внутри сети (без учета амортизационных расходов). Да, практически, нисколько. Число настолько мало, что только потратив силы на написание дробных нулей в нем — вы затратите в разы больше энергии :)


          1. Goodkat
            06.10.2015 18:07
            +5

            Затраты на электричество здесь будут не так велики.
            Это не мешает авиакомпаниям продавать билеты пассажирам весом 45 и 145 кг по одной и той же цене, но брать какие-то странные суммы за перевес багажа в пару кг.

            Попробуйте посчитать, пусть даже с ошибкой в миллион раз, — сколько стоит оператору сама пересылка вашей смс, например, внутри сети (без учета амортизационных расходов). Да, практически, нисколько.
            Об этом и речь. Оператору всё равно, отправлять одну смс или две склеенных.
            А потому ограничение для русских букв в 70 штук нет смысла оправдывать техническими ограничениями — телефон отлично умеет отправлять и получать сообщения и в тысячу символов кириллицы разрезая и склеивая их по пути. Пусть технически это будут два пакета данных, да хоть десять или пятьдесят.
            Жаль, что «не сильно разбирающиеся» не довели дело до победного конца, с таким-то удобным предлогом. Пользователя не должны волновать технические особенности и ограничения придуманного 20-30 лет назад протокола, тем более при ничтожной себестоимости самих сообщений для операторов связи.


            1. baldr
              06.10.2015 18:43
              +1

              Про авиакомпании — это очень верно, больная мозоль :)
              Ок, теперь я понял что вы имели в виду — что тарификация «поштучно» смысла не имеет. В общем-то да, это такой же ход для оправдания каких-то взиманий денег с клиентов.
              Можно еще вспомнить тарифы на роуминг и попытаться выяснить их реальную себестоимость по отношению к обычным звонкам.


    1. PHmaster
      08.10.2015 21:37

      Странно, что не ввели какую-нибудь особую кириллическую кодировку для SMS, типа koi7-r. 7 бит вмещают 128 символов, туда можно и латиницу, и кириллицу впихнуть, и еще место останется. А всякими графическими закорючками можно было бы и пожертвовать ради такого дела, все равно в клавишных телефонах не очень-то с ними можно было и разогнаться.


      1. vintage
        08.10.2015 21:56

        И был бы у нас ад с кодировками — посылаешь смс на русском, а у адресата установлена украинская кодировка. Латиница хоть во всех кодировках на одних и тех же местах расположена.


        1. baldr
          08.10.2015 22:55

          бНОПНЯ


          1. vintage
            08.10.2015 23:38

            оХГДЕЖ


        1. PHmaster
          09.10.2015 13:23

          Ну, как уже упомянутый вариант, передавать дополнительный служебный байт или два для указания кодировки. И в Украине тоже кириллица, если что, как и в некоторых других странах с языком, отличным от русского. С небольшими отличиями, разумеется, которые, при грамотном подходе, можно было бы учесть. С другой стороны, то, что полезно конечному пользователю, — не всегда полезно бизнесу. Очевидно же, что гораздо проще и приятнее просто рубить в 2 раза больше бабла за каждое сообщение, чем организовывать международные комиссии и заниматься разработкой стандартов.


  1. Newbilius
    06.10.2015 12:53

    В те времена процесс ввода текста на мобильном телефоне был довольно трудоемким. Клавиши были физическими и предназначались для набора цифр номера, поэтому требовалось привязать к каждой цифровой клавише дополнительно по 3-4 буквы, которые нужно было циклически перебирать, повторно нажимая на одну и ту же кнопку. Так что набор длинного предложения был весьма болезненной задачей.

    И тем не менее, недавно я откопал свою старенькую Nokia N78. И на её физической клаве я набираю текст одним пальцем быстрее, чем во всякими T9 (я знаю, что этот костыль появился до тачскринов, спасибо), свайпами и прочими костылями экранной клавиатуры. Более того, я могу набрать на ней СМС пару сотен символов (почти без опечаток) вообще не глядя на экран — уже не так быстро, но тем не менее. Болезненная задача — современные экранные клавиатуры, ептыть.


    1. Evengard
      06.10.2015 14:45
      +1

      Пытались привыкнуть к клавиатуре типа MessagEase? Конечно, немного не то, но чем-то напоминает старые добрые клавиатуры, да и выходит достаточно удобно и быстро после привыкания. Обычные клавиатуры, особенно словарные и слайдо-словарные, вообще не приемлю. (кстати, Т9 тоже не приемлю)


      1. Frag
        07.10.2015 23:22

        Попробуйте Swype. Возможно, он вам понравится


  1. vintage
    06.10.2015 13:02
    +1

    А с чего бы он должен получать роялти за свою работу, которую выполнял за зарплату? Тем более за такую посредственную работу — мало того, что не подумал о других языках, так ещё и обрезал так, что кроме английского ничего не влезет. В результате мы, в России, платим в 2 раза больше (или пишем в 2 раза меньше), чем американцы. Да и сами СМС как были так и остались на вес золота, даже без каких-либо роялти. Сделали бы размер пакета килобайта на 4 — никто бы не помер, но нет, нужно проявить инженерную смекалку и упихнуть так, чтоб еле влезало.


    1. Frag
      07.10.2015 23:26

      Учитывая, что себестоимость смс копеечная, в 2 раза больше вы платите не благодаря дяде Фрилхельму, а удовлетворяя желание вашего ОПСОСа. Кстати, если вы не в курсе, то посмотрите в сторону Whatsup, Viber, Hangouts, ВКонтакте и пр. Они денег за сообщения не берут.


      1. vintage
        07.10.2015 23:48
        +1

        Вау, большое спасибо, передо мной теперь открылся целый мир новых возможностей. Поставив WрatsApp, Viber, Hangouts, VKontakte, Odnoklassniki, Skype, Line, Telegram, Jabber и ICQ я, наконец смогу практически даром связываться со всеми знакомыми. Правда есть небольшая сложность с запоминанием, кто у меня через какой мессенджер доступен, но не беда, ведь есть Evernote, Keep и OneNote, чтобы записать эту информацию!


        1. Frag
          08.10.2015 00:37

          А пароли от Evernote, Keep и OneNote хранить в менеджерах паролей типа LastPass, KeePass, 1password и пр.


  1. Matsutoka
    06.10.2015 13:17
    +3

    Клавиши были физическими и предназначались для набора цифр номера, поэтому требовалось привязать к каждой цифровой клавише дополнительно по 3-4 буквы, которые нужно было циклически перебирать, повторно нажимая на одну и ту же кнопку. Так что набор длинного предложения был весьма болезненной задачей.


    Весьма и весьма сомневаюсь, что необходимо было привязывать буквы к цифрам. Буквы на циферблате использовались задолго до.
    Немного истории можно у Тёмы почитать — www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/91


    1. darkfrei
      13.10.2015 21:13

      О, американцы использовали Т9 еще до его изобретения! Одно нажатие цифры — одна буква.


  1. KonstantinSoloviov
    06.10.2015 20:13
    +4

    История во многом сходна с мифом о размерах частей космических кораблей в две лошадиные задницы


    1. PsyHaSTe
      08.10.2015 14:46

      Насколько мне известно, это всего лишь байка. По крайней мере ни одного серьезного источника этой истории мне найти так и не удалось.


    1. Ryav
      11.10.2015 19:43
      -2

      Что за миф?


  1. navion
    06.10.2015 21:49

    Техническую сторону хорошо раскрыли в блоге Nokia:
    habrahabr.ru/company/microsoftlumia/blog/139793


  1. FSA
    06.10.2015 22:11
    -1

    А я то всегда думал, что длина СМС сообщения связана с длиной сообщения ОКС7.