Привет, Хабр! Мы уже рассказывали о магазине с полностью автоматизированной системой покупок, который получил название «Пятерочки #налету». Но это далеко не все технологические проекты компании. Практически одновременно с новыми автономными «Пятёрочками» мы начали разрабатывать и систему биометрической оплаты. Покупателю достаточно посмотреть в камеру и всё — покупка оплачена. О том, как этот проект внедрялся и что из себя представляет, читайте в нашем новом материале – собрали всю начинку!

Как всё начиналось

Предпосылки:

  • Сегодня у нас уже более 8000 касс самообслуживания, в более чем 2600 магазинах.

  • Средняя доля трафика на кассах самообслуживания в магазинах Х5 превышает 32%.

  • Каждое устройство оснащено камерой Intel Real Sense, позволяющей получить карту глубины и изображение в RGB и/или ИК-диапазонах.

  • Сердце устройства – Intel Nuc (mini pc kit), которое позволяет устанавливать на него различные программные продукты для управления компонентами.

  • Банки активно собирают биометрические данные и создают клиентские сценарии их использования.

Как и было сказано выше, история биометрии началась одновременно с историей касс самообслуживания и автономными магазинами. В конце 2018 года команда топ-менеджеров X5 Group съездила в деловую поездку в Китай. Кроме автономных магазинов, представители компании обратили внимание на кассы самообслуживания с камерами, которые реализовывают оплату товара при помощи камеры, — покупателю достаточно посмотреть в объектив и всё, платеж проведен.

Долго думать не стали, компания решила начать разработку касс самообслуживания. При этом на самом старте команда решила, что один из необходимых компонентов — 3D-камера, которую можно будет использовать в будущем для биометрии. Так мы стали производить кассы самообслуживания сразу со встроенной камерой (её стоимость около $150). То есть все кассы самообслуживания X5 получили камеру.

Важный момент — для качественного распознавания подходит далеко не каждая камера. Такой модуль должен быть в состоянии распознать мошенничество и не допустить к системе «творческих личностей». По этой причине выбрали 3D-камеру, которая захватывает огромное количество точек для построения карты глубины — это лучшая на рынке защита от мошенников. Для этого выбрали камеру с поддержкой технологии RealSense от Intel.

Ключевая особенность 3D-камер — это способность не только захватывать обычное графическое изображение, но и формировать карту глубины находящихся перед ней объектов. В самых простых вариантах задача вычисления глубины решается через сравнение смещения объектов на стереопаре. В более надёжных и дорогих решениях в камеру встраивают ИК-лазер, который непрерывно сканирует область видимости и по стереоскопическому изображению определяет расстояние до пятна засветки. Есть даже решения со встроенным лидаром. Но в любом случае, карта глубины позволяет программному обеспечению определить, что перед камерой находится не плоское изображение человека (например, фотография его лица, наклеенная на банку) а реальный объёмный объект. И вместе с высоким разрешением RGB-потока это позволяет реализовывать очень устойчивые алгоритмы антиспуфинга, обмануть которые возможно только с применением очень дорогого профессионального грима, наложение которого занимает многие часы работы очень редких специалистов,

Михаил Кучеренков, руководитель лаборатории инноваций Х5 Group.

Кстати, в момент визита нашей команды в Китай там далеко не везде стояли RealSense. Здесь часто используют свои локальные решения, на которые за пределами КНР практически невозможно найти нормальную документацию. В общем, у них там свой «зоопарк», который нигде, кроме Китая, не используется.

Начинаем работу 

Что касается касс самообслуживания, то с ними проблем не было, мы достаточно быстро вышли в пилот. В тот момент, когда подбирали «железо» для касс, решили ставить Intel NUC с запасом ресурсов — чтобы систему можно было эксплуатировать несколько лет. Это была отличная идея — именно она позволила добавить оплату при помощи биометрии. 

Во время внедрения касс самообслуживания представители «Сбера» рассказали, что у них есть готовый к выходу на рынок продукт «Оплата одним взглядом», в котором для проведения операции используется предварительная аутентификация Клиента по биометрическим данным геометрии лица. Всё это стало возможным благодаря  партнёрству Сбера и компании VisionLabs являющейся лидером в области высокоточных алгоритмов распознавания лиц. Все эти продукты решили монетизировать, развивать и продавать. Рассказ команды Сбера стал ещё одним толчком для развития платежной биометрической оплаты.

Биометрия для нас не просто набор данных, которые мы обязаны собирать, в первую очередь это новый инструмент для наших Клиентов, который признан сделать Клиентский путь по получению услуг экосистемы Сбера удобным, безопасным и эффективным. Наш продукт, «Оплата одним взглядом» позволяет не только попробовать что-то новое, но и сэкономить время в таком повседневном действии, как покупка товаров в супермаркетах группы X5 Retail. Платежная биометрия является не мимолетным увлечением, мы верим, что это инструмент будущего, который планируем развивать и поддерживать, чтобы Клиенты всегда пользовались продуктами нашей экосистемы с удовольствием,

Пресс-служба Сбера.

Ранее мы думали о биометрии, но не знали, стоит ли работать с распознаванием лиц. Дело в том, что кроме чисто технологических задачек есть ещё и законодательные. Согласно законам РФ, если распознаются и где-то хранятся биометрические персональные данные, то такая компания автоматически становится оператором биометрических данных. В этом случае выставляются очень жёсткие требования по аккредитации биометрической системы, что здорово усложняет работу. Сбер очень в этом помог, ведь он является крупнейшим в РФ оператором биометрических данных и обеспечивает оперативное реагирование на вводимые со стороны регулятора требования. 

Стоит отметить, что процесс внедрения технологии распознавания лиц начался до того, как у нас появились тысячи устройств. На тот момент в 12 магазинах стояло 80 касс, это был пилотный проект. Аппаратно всё было готово, чтобы внедрить оплату с помощью платёжной биометрии. И мы начали выбирать решение для такой оплаты.

Первоначальную идею внедрения платежной биометрии предложил Сбер. У компании есть специальный терминал, который можно принести и подключить к кассе, используя затем для проведения оплат посредством биометрии.

Для проведения пилота, по нашему заказу VisionLabs изготовили устройство-сателлит LUNA POS, которое позволило оперативно запустить решение на кассах без доработок и посмотреть на работу продукта «Оплата одним взглядом». Во время его пилотирования совместно с командой X5 мы поняли, что решение не вписывается в концепт и требует значительных изменений в форма-факторе самого устройства и способе его монтажа в кассовой зоне, ведь менять саму кассовую зону – это колоссальные расходы и простои в работе торговой-площади. Но попробовав на себе новый инструмент команда X5 убедилась, что использование нового платёжного инструмента на новых КСО (с уже готовой аппаратной «начинкой») верное решение и сосредоточили силы именно на этом направлении,

Пресс-служба Сбера.

Инновационные команды компаний проработали эффективную архитектуру биометрического решения, благодаря чему удалось избежать установки дополнительных устройств. Согласно разработанной архитектуре, платёжная биометрия эффективно встраивается в существующее интеграционное взаимодействие между системами и требует осуществить минимальные доработки по поддержки новой команды на «Оплату одним взглядом». Лучшем решением для нас стала возможность не заниматься хранением и обработкой данных на стороне Х5, так как всё это взял на себя Сбер.

Данные, формируются и шифруются компонентами Сбера установленными на КСО и передаются через защищённый, выделенный канал связи между X5 Group и Сбером, Расшифровка и обработка данных осуществляется уже только в закрытом контуре банка, а на КСО возвращается результат операции без каких-либо персональных данных. Именно за это мы всё ухватились, что позволило обеспечить возможность масштабирования платежной биометрии в сжатые сроки и без дополнительных инвестиций.

Положительный момент — никаких дополнительных устройств не надо, достаточно просто записать программное обеспечение и тиражировать в любом масштабе на любые из наших касс самообслуживания в контуре компании, причём удаленно. В теории достаточно было обновить ПО и всё бы заработало. Правда, это лишь в теории.

Техническая реализация

Как известно, планирование — это одно, а вот реализация проекта на практике — совсем другое. В нашем случае реализация идеи заняла около года. Вроде бы все кусочки есть, можно приступать. Однако большим препятствием для всех стали особенности работы с нейросетями, которые использовались в ядре VisionLabs и предназначенных в первую очередь для антиспуфинг данных из видео потока с камеры, которые изначально рассчитывались под более мощные вычислительные системы.

Адаптация ПО VisionLabs под новые условия работы потребовала много времени на разработку, оптимизацию и тестирование. Ну и поскольку касса с камерой — это устройство самообслуживания, то ПО должно показывать подсказки, чтобы любой покупатель с любым уровнем технической экспертизы смог понять, что система делает его фото, причём снимок должен получиться довольно специфический. Отсюда появляется необходимость в подсказках как стоять перед камерой: «Голову нужно повернуть влево, вправо, посмотреть вверх» и тому подобное. Только месяца через четыре удалось собрать воедино приемлемый с техническим заданием юзабилити интерфейс.

 

Проапгрейдить терминал нельзя, плюс терминалы разные поскольку их производят разные компании. Внутри разное железо, ПО — всё разное. Логичный выход — надо задачу чуть упростить, выбрать тип терминала, который оптимально подходит для решения этой задачи и используется максимально широко в Х5. Выбрали Verifon VX820, именно их стали ставить на все кассы самообслуживания.

Программное обеспечение в целом, включая пользовательский интерфейс, организацию взаимодействия пользовательского интерфейса с приложением VisionLabs, чтобы выводился поток в режиме реального времени для покупателя, плюс банковский терминал, собрали где-то за шесть месяцев — к весне 2020 года.

Работу начали в сентябре 2019 года. К марту 2020 закончили прототип — заработала первая касса самообслуживания, которая умела обрабатывать изображения. Работал тестовый контур с базой всего на два-три лица. Это были лица наших сотрудников.

Всё шло неплохо, но тут пришел COVID, начали закрываться офисы, компании принялись переводить сотрудников на удалёнку.

В нашем случае реализовать такое было сложно — если работаешь с торговым оборудованием, то нужно рядом с ним находиться, чтобы проверять и отлаживать. Поэтому работа очень замедлилась, но не прекратилась полностью (мы перебросили все силы на технологии для безопасности покупателей в магазине). Потом всё же нашли решение — элементы оборудования в последний день (до локдауна) на такси развезли по сотрудникам домой, чтобы они могли в режиме самоизоляции продолжать работу.

Тем не менее, COVID-19 на пару месяцев затормозил развитие проекта, но где-то летом 2020 года все основные вещи, связанные с ПО, были оттестированы, собраны и мы приступили к подготовке решения к роллауту.

Нужно всё это теперь перевести на продуктив, что тоже не является слишком быстрым процессом.

Проблемы — их есть у меня!

В ходе подготовки проблемы полезли буквально изо всех щелей, поскольку до нас никто в РФ не делал ничего подобного в таком масштабе. Ниже — относительно короткий список технических проблем, которые являлись критически важными.

Проблема 1. Установили новую прошивку на терминал Сбера, протестировали… а он не может подключиться к серверу банка! То есть сейчас вот именно работает, а после ребута системы — нет. Неделю или две разбирались в причинах.

Оказалось, что конфликтуют навешанные на UDEV-правила служебные скрипты, которые запускаются при обнаружении нового оборудования в среде Linux. Для подключения каждого вида терминала используются свои скрипты. В едином образе системы, естественно, лежат все скрипты для всех видов оборудования, создававшиеся годами. Ну и получилось, что с обновлённой прошивкой пинпада порядок инициализации устройств именно в процессе загрузки системы приводил к конфликтам: создалась одна символическая ссылочка, запустились скриптики, а терминал в процессе загрузки режим своего подключения почему-то сменил… Ещё один UDEV сработал и свою пачку скриптов запустил… И висит терминал без связи с процессингом, хотя все кусочки пазла вроде бы на своих местах и при «горячем» подключении терминала всё «ок». И как эту проблему лечить, скажите на милость?! Почти случайно разобрались, если честно.

Проблема 2. На тестовом контуре всё работает. Переходим в прод. А фотография (пакет данных) не долетает через выделенный канал связи.

Причина — тип шифрования, используемый Сбером в обновленном варианте прошивки, заблокирован системами Х5 в локальной сети. Несколько дней ушло на локализацию, потом новый большой кусок работы для десятков людей: поскольку X5 Group — компания очень большая, то для согласования изменений в сетевых настройках нужно проработать и отрисовать новую архитектуру, согласовать её у многих подразделений и собрать пачку подписей. Их мы получили, безопасники дали добро, админы начали перенастраивать. Заработало. Но пара недель на стопе.

Проблема 3. Работа камер на продуктивном контуре. Камера работает через раз: то идет видеопоток, то нет. Почему не идет?

Оказывается, установлена старая прошивка. Камеру надо перепрошить. Но не одну, а 8+ тысяч, разбросанных по всей стране. Значит, нужно разработать и протестировать скрипты, которые выполнят перепрошивку удалённо. Ищем решение — ура, есть специализированные утилиты от Intel. Загружаем утилиты, пытаемся запустить, но ничего не получается, поскольку они рассчитаны на новое ядро Linux. Начинаем апгрейдить ядро системы, снова пишем скрипты, чтобы всё корректно установилось, тестируем на 1 кассе, на 10, на 100… Не получилось, доработали. Уффф… Всё хорошо, ядро, наконец, обновилось и камеры отваливаться перестали. На эту проблему было потрачено ещё несколько недель.

Проблема 4. Тестируем в лаборатории на кассах самообслуживания. Всё хорошо, всем всё нравится. А приходит новый человек и задаёт вполне резонный вопрос: «А почему у вас изображение на экране зеркалится»? То есть человек поворачивает голову вправо, а на экране мы видим поворот налево. Оказалось, никто из ИТ-команды на это внимание не обратил. Нужно доработать. Ещё неделя.

Проблема 5. В магазинах с какой-то периодичностью то одна, то вторая камера исчезают из системы. Сначала всё работает корректно, но потом, при очередном запуске биометрической оплаты, камеры нет в системе. Почему?

Оказалось, что у Intel в прошивке камеры заложены хитрые особенности по безопасности. Так, если ПО к этой камере подсоединилось и она начала отдавать видеопоток, то потом нужно в чёткой последовательности завершить сеанс взаимодействия. Если нет — камера уходит в какой-то странный режим и решить проблему можно только полным отключением камеры от питания. То есть полным обесточиванием кассы рубильником, потому что при простой перезагрузке управляющего ПК USB-hub не обесточивается. Что с этим делать?

Системщики нашли решение, за две недели научились управлять портами USB-хаба на низком уровне, подавать команду, которая полностью отключает и включает на определённом порту питание. Хабы, к счастью, оказались достаточно «умные», с этой функцией. Хотя в требованиях никто никогда это не предусматривал. Чуть позже Intel выпустил обновление прошивки камеры, решив проблемы, поэтому управление хабом осталось вынужденно достигнутым бонусом.

Процесс отладки занял период примерно с июля 2020 года по декабрь 2020 года. Потом подготовка и тестирование скриптов массового удалённого обновления магазинов целиком, включая и обновление софта КСО, и перепрошивку банковских терминалов. Разработали, проверили… переделали, отладили… переделали, прогнали…  модифицировали, прогнали. Потом решение постепенно стали внедрять — сначала в 10 магазинах, потом — 100 и так далее.

Проект был полностью готов к промышленной эксплуатации и массовому внедрению к концу марта 2021 года.

Что теперь?

Вот список партнёров, благодаря которым крупнейшее внедрение биометрии в Европе стало возможным:

  • Система биометрической оплаты создана на базе разработок Лаборатории инноваций Х5.

  • Технология обработки видеопотока и сбора лицевой биометрии предоставляется компанией VisionLabs.

  • Международная платежная система VISA является стратегическим партнёром проекта.

  • Сбербанк выступает оператором биометрических данных и банком-эквайером торговой сети.

  • Intel — поставщик наших супер-камер и некоторых других компонентов касс.

Результаты проекта:

  • Пилотный запуск продемонстрировал высокий интерес покупателей к новому способу оплаты продуктов питания.

  • Технология особенно востребована молодым поколением в возрасте 20–35 лет.

  • По данным исследования VISA 70% россиян планируют платить при помощи лица в будущем.

  • Подтверждена высокая степень защиты антиспуфинга от VisionLabs и Intel RealSense.

  • Подтверждена возможность использования текущей интеграция с банком-эвайером через POS-терминал.

Инновационный ритейл во многом определяется зрелостью, с которой бизнес работает с технологиями, готов и умеет использовать их для повышения своей эффективности. Покупатели сегодня как никогда ценят скорость обслуживания, что обусловлено общей логикой развития цифрового доступа к самым разнообразным товарам и услугам, уходом в онлайн и повышению требований к качеству сервиса. Мировой тренд, особенно активно проявившийся во время COVID, — активное проникновение систем самообслуживания с бесконтактными способами оплаты.

Х5 внедрила сервис оплаты взглядом уже в 200 супермаркетах «Перекрёсток» в 25 регионах России, в том числе Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской, Тюменской области и других. Сейчас технология оплаты с помощью биометрии действует на более чем 950 устройствах, ежедневно сервисом пользуются несколько сотен человек.

Удешевление технологии самообслуживания позволит применить максимально эффективное решение для повышения удобства совершения покупки. Согласно независимой аналитике рынка, оплата с помощью лица приводит к росту среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворённости покупателей (NPS).

По первым итогам пилота мы видим рост интереса пользователей к данной технологии. В конце марта – начале апреля число транзакций в день составляло около 200, средний чек при этом был в районе 150-170 рублей. В июле число операций в день превышало 1500, средний чек при этом вырос до 500 рублей.

Следующим шагом является адаптация кассового ПО торговой сети Пятерочка для внедрения технологии оплаты по лицу, что обеспечит возможность покупателям оплаты по лицу в тысячах магазинах торговых сетей Х5 Group,

Иван Мельник, директор по инновациям Х5 Group.

Комментарии (41)


  1. pythoned195
    27.10.2021 18:13
    +2

    Надеюсь идентификация проходит по сетчатке , иначе альгинат и гипс позволят везвозмездно копировать средство оплаты со связанного носителя


    1. Pokolo
      27.10.2021 19:03
      +1

      не зависимо от метода, все риски на клиенте, как с пинкодом: вы подписали что хранить будете в тайне. а если кто-то узнал, то ваша вина.


      1. Olgeir
        28.10.2021 10:36
        +1

        Что хранить в тайне, своё лицо? Мне представляется это проблематичным.


        1. pythoned195
          28.10.2021 10:52

          https://youtu.be/LRj8whKmN1M
          Пример защиты от распознания лиц
          Ну и маски


  1. Alexsey
    27.10.2021 18:23
    +14

    Возникает закономерный вопрос - мне теперь камеру надо рукой закрывать каждый раз когда я пользуюсь терминалом или вы все же не сканируете мое лицо без моего явного согласия? (то есть использование терминала не является согласием на использование и передачу сберу моей биометрии)


    1. NAI
      27.10.2021 18:54
      +2

      Есть хитрый момент в том что просто съемка - это не сбор ПД. Т.е. все те камеры что стоят на улице\видеорегистраторы\домофоны не попадают под ФЗ и ваше согласие на съемку не требуется. ФЗ начинает работать когда по фото-видео-отпечатку начинает происходить идентификация, например, фото-ФИО\ИНН\номер паспорта\пр.

      Если в момент оплаты они вас сфоткают, положат картинку в архив на сервер - то ФЗ не работает, согласие не требуется.
      А вот если передадут в сбер и тот выкинет 404, то тут да, повод начать задавать вопросы.


    1. X5RetailGroup Автор
      28.10.2021 13:11

      Включение камеры осуществляет при выборе биометрической оплаты в разделе выбора способа оплаты. Все остальное время камера выключена. Согласие на использование биометрической оплаты дается оператору биометрических данных (в данном случае Сбер).


  1. NAI
    27.10.2021 18:33
    +5

    Не очень понятно как вы сняли с себя "операторство" биомтерией (обработку персональных данных).

    Железо ваше, ПО сканирует (передает видео-поток) тоже ваше - т.е. по факту сбор биометрии осуществляете вы, а непосредственную идентификацию производит Сбер (сравнение, хранение и пр.).


    1. Protos
      28.10.2021 09:19
      +1

      Ага, тоже повеселило это предположение, мол все вдруг со Сбером стало легко и беззаботно. Сбер всего-лишь обработчик по поручению


      1. NAI
        28.10.2021 10:05
        +1

        Чисто теоретически, они могли разработать оборудование и передать его в сбер, после проверки и "сертификации". Т.е. де-юре ПАК владеет сбер.

        Но мы то понимаем, что это фантастика, особенно с учетом

        Потом подготовка и тестирование скриптов массового удалённого обновления магазинов целиком, включая и обновление софта КСО, и перепрошивку банковских терминалов. Разработали, проверили… переделали, отладили… переделали, прогнали…  модифицировали, прогнали.


    1. X5RetailGroup Автор
      28.10.2021 13:54

      При выборе на КСО биометрической оплаты начинает работать ПО Сбер (модуль распознавания VisionLabs из экосистемы Сбер). Передача данных осуществляется через пинпад Сбер. ПО Х5 в процессах обработки и передачи биометрических данных не участвует.

       


  1. GospodinKolhoznik
    27.10.2021 19:26
    +2

    А как непрерывное сканирование ИК-лазером сказывается на здоровье зрения покупателей?


    1. alexxz
      27.10.2021 22:12
      +1

      Мне тоже интересно. Какая мощность у лазера?


    1. Alexsey
      27.10.2021 22:46
      +1

      На те же айфоны за все то время пока там существует truedepth никто не жаловался. Опять же тут же вроде как не колхозное решение используется, а intel realsense d415, которая просто не вышла бы на рынок если бы не прошла все необходимые сертификации на безопасность в странах где она продается.


    1. Wesha
      28.10.2021 05:52
      +2

      "— Но ведь все клиенты имеют индивидуальное строение лица?
      — Ну, в первый раз да...."


  1. Moskus
    27.10.2021 19:44
    +2

    Занятно, как всё эволюционировало за двадцать лет, со времени, когда у вас сервер программы лояльности стоял у кого-то под рабочим столом, в виде десктопного ящика.


  1. Maxim_Andreev
    27.10.2021 19:59
    +20

    Отлично! Следующая командировка — в Синьцзян, для обучения строительству цифровых концлагерей и ознакомлением с тем как должен выглядеть геноцид в 21-м веке.

    По факту же вообще не понятно, в чём техническая необходимость дополнительно прикручивать сюда биометрию, если подтверждение платежа всё равно идёт через приложение банка посредством сканирования QR-кода? UX для пользователя дополняется лишним шагом, а безопасность снижается, т.к. биометрия уходит практически напрямую бандитам.


    1. vis_inet
      27.10.2021 22:02
      +9

      Вы ничего не понимаете - это стильно, модно, молодёжно!


      1. BoreaAlex
        28.10.2021 14:52

        Скорее, просто экономия на кассирах. Ведь взвешивать картошечку теперь приходится самому :)


        1. vis_inet
          10.11.2021 01:31

          Но скидку нам за это никто почему-то не даёт.


          1. Wesha
            10.11.2021 03:16

            Ещё чего, скидку захотели! Прибыль владельцев из ниоткуда не возьмётся!


    1. JayK
      28.10.2021 11:25
      +1

      внутрикоропоративная игра, необходимость доказывать нужность полезность определенных лиц, групп лиц, ну как вариант)


    1. X5RetailGroup Автор
      28.10.2021 13:13

      А откуда возник QR-код? При осуществлении платежа никакого сканирования QR-кода не нужно - просто посмотреть в камеру.


      1. Maxim_Andreev
        28.10.2021 14:10
        +1

        Пересмотрел видео. Да, QR-код нужен, чтобы активировать биометрию в приложении Сбера. Это я не так понял.

        В таком случае, это полностью дырявая система в плане безопасности. По сути вы скидываете в открытом виде Сберу свой единственный пароль, к которому имеют доступ неограниченный круг лиц, и который вы в последствии никак не можете поменять.

        Понятное дело, что расчёт на то, что люди будут путать эту функцию с Face ID и считать её такой же безопасной. Но принципиальное отличие в том, что биометрия на айфоне хранится внутри процессора в зашифрованном виде и не может быть передана кому-либо, а данные, переданные Сберу гарантированно всплывут на чёрном рынке, и это вопрос времени, когда они будут использованы против пользователей.


  1. alexxz
    27.10.2021 22:09
    +7

    Насколько сложно подделать лицо? Я крайне не одобряю эту тенденицю использовать face id где попало. Вот уже мобильное приложение банка настойчиво предлагает мне воспользоваться этим. Просто фиксированной гипсовой маски будет достаточно?



  1. Sabubu
    27.10.2021 22:24
    +24

    Абсолютно дурацкая идея. Государству есть выгода — оно собирает данные и ему удобнее следить за гражданами, штрафовать их и сажать. Бизнесу тоже есть выгода — он тоже может следить за покупателями, знать их персональные данные, продавать эти данные, обмениваться с другими бизнесами, чтобы составить полное досье на покупателя и знать каждый его шаг. Преступникам и мошенникам есть выгода — они могут приобрести эти данные и использовать их для планирования более убедительного мошенничества.


    А какая выгода покупателю? Ему даже скидку за это не дают. Просто предлагают бесплатно сдать все свои данные и согласиться на слежку. Я что-то не понимаю, кто на это согласится.


    Покупателю выгоднее всего носить маску и анонимно расплачиваться наличными. Так он несет меньше всего рисков.


    Надеюсь, покупатели будут рассуждать рационально, и ваш проект провалится и не окупится.


  1. InfinityMe
    28.10.2021 01:29
    +4

    Вы своё приложение сделать не можете с момента его выпуска или скачивания мной оно глючит, не видит сервер, отзывы в AppStore отвратительнейшие, те которые реальные), на днях в чеке не прошли скидки по акциям, я конечно нажаловался, и вы конечно зарегистрировали обращение, но я мало на что надеюсь, деньги просто украдены ибо цена в чеке и истории покупок в приложении не соответствует цене в каталоге приложения, и ценнике в магазине на 7 позиций чека. У меня каталог магазина не работал много месяцев в моём и соседнем городе в десятках магазинов как в приложении так и на сайте, и поддержке было абсолютно плевать, мне пришлось искать ВКонтактике топ-менеджеров X5 через нейросеть и пытаться жаловаться им...

    К слову в Перекрестке, который тоже часть X5, где тоже полно косяков, гораздо более лояльная и адекватная техподдержка. Они реально что то меняют да и деньги тоже возвращают. Я Пятерке мне не вернули деньги за плесневелые томатики, в Перекрестке начислили за сообщение о неработающей вентиляции и подобной мелочевке. Был бы Перекресток рядом с домом я бы в Пятерку не ходил. Сказочки про свои технологии оставьте для своих внутренних лапшичных презентаций, нет у вас технологий и техподдержки нет, есть сказочки про то что ситуация действительно неприятная и наши сотрудники обязательно разберутся. Могу назвать 10-20 номеров обращений :-)

    Но, мне рассказывали как видеоаналитика в местном Перекрестке поймала детишек на подмене яиц в коробке на киндеры с чем по её алерту они и были пойманы, это впечатляет да, впрочем это опять же Перекресток.


  1. Nemridis
    28.10.2021 01:45
    +12

    А зачем вообще все это нужно, если есть кредитные карты?

    Вопрос риторический. Слежка, торговля чужими данными, манипуляция пользователями в целях наживы- главные и единственные причины этого всего.

    Уже не говоря про то, что утечки неизбежны и рано или поздно эти базы с биометрией появятся в продаже. А сменить свои биометрические параметры крайне проблематично (мягко говоря). В отличии от скомпрометированных паролей, кредитки или паспорта. Осуждаю разработчиков этих систем. Вы роете яму не только нам- пользователям, но и себе. Для бенефициаров этого- вы такая-же добыча. Ваша биометрия будет продаваться в тех-же базах, рядом с данными грузчика и кассирши.

    Желаю этому и подобным проектам фееричного провала, а его участникам- одуматься.


    1. Wesha
      28.10.2021 07:46
      +4

      Или ещё такой use case: зашёл я в тёмную подворотню — а там местные доброхоты поменяли мне биометрию лица. И как я теперь йод с пластырем куплю?


      1. Nemridis
        28.10.2021 08:05
        +3

        Ахаха) Ладно если поменяли, а если отсканировали и заказали на алике силиконовую маску?) Как им помешать после этого бухать каждый день за мой счет?


  1. Protos
    28.10.2021 09:25
    +1

    Проблема 2

    Кстати, возможно вам кое что нужно улучшить, например, перейти вот к такому управлению сетевыми доступами, параметрами подключений и VPN: создать сущности в cmdb, создать для них жизненный цикл, формочки согласований, определить с безопасниками и иными ответственными SLA на согласование. Кстати это позволило отказаться от рисования подробных картинок.

    См. пример как реализовал я. Читайте статью пропуская информацию про бота.


  1. JayK
    28.10.2021 11:23
    +3

    Все очень круто, я не понял одного. ЗАЧЕМ? В чем юзеркейс? Освоены технологии, отлично. Интел реалсенс это реально крутая технология, сам играюсь, правда говорят ее задеприкейтят скооро. Возможно потрачены некие деньги, хорошо. Айти отдел показал свою нужность, кто то отчитался, провел презентацию, вот пост на хабр есть, превосходно.

    Покупателю зачем?! Я вот предпочитаю когда дело касается денег менее, эмм... облачные, и более физические технологии. Или планируется дальше как в амазоне, само добавляться в корзину что с полок взял?

    PS. Пользуюсь такими кассами если в руках два максимум три товара. Если товаров корзина, так вон стоит специально тренированный продавец который отсканирует их куда быстрее. Или компания планирует ЕЩЕ сократить количество продавцов? То есть компания не хочет платить продавцам, даже столько сколько она им платит, а хочет чтобы Я стоял и бесплатно для них чекал штрихкоды? А мне при этом расскажут что это инновация? Нет, это - оптимизация, на людях причем.

    PPS. А вообще я пользуюся доставкой из магазина, открыл дверь, и тебе хопа два пакета продуктов в руки. Вот это технологии, вот это 21 век! И не надо полчаса ходить по торговому залу.

    ЗЗЗЫ. Вы знаете, если бы я точно не знал что за всю недостачу в вашей компании заплатят ни в чем не виновные, то есть сотрудники торгового зала, из своих нищенских зп. Я бы ваше самообслуживание того этого... оптимизировал. И поверьте, есть куда как менее щепетильные, ну или более голодные, люди. Впрочем думаю вы про это в курсе, потому что у касс самообслуживания обычно дежурит живой сотрудник)))))


    1. Wesha
      28.10.2021 19:24

      Пользуюсь такими кассами если в руках два максимум три товара. Если товаров корзина, так вон стоит специально тренированный продавец который отсканирует их куда быстрее.

      А я как раз пользуюсь ТОЛЬКО автоматическими кассами, потому что у меня есть определённые задумки, КАК мне нужно, чтобы покупки были разложены ("молоко в пакет не надо - на пластиковой бутылке своя ручка есть; чипсы можно вообше без пакета, я их прямо сейчас есть буду; овощи все в один пакет, йогурты отдельно" и т.п.), а продавец напихает мне всё вперемешку. А объяснять мои задумки продавцу - сильно дольше, чем самому правильно разложить.


  1. sborisov
    28.10.2021 11:49
    +4

    Учитывая что они обновили вход в приложение на iOS и теперь если не дашь согласие на рассылку рекламы и отправку данных клиента третьим лицам, войти невозможно. Защищают себя от возможной утечки данных?
    Спасибо, но нет...

    скриншот
    https://habrastorage.org/webt/tk/0k/yz/tk0kyzu_43en_hoop3d7gmnohqe.jpeg



  1. maxkomp
    28.10.2021 11:59
    +2

    Интересно, а как решается проблема однояйцевых близнецов (тех, которых родная матушка запросто перепутать может)?


    1. X5RetailGroup Автор
      28.10.2021 13:16

      Проверяли и на близнецах, и не накрашенных, и с маской и т.д. - система все определяет верно. Даже различает близнецов. Скоро ждем сюжет на Первом канале на эту тему - они всеми возможными способами проверяли)


    1. Wesha
      28.10.2021 19:26

      Подходит охранник и даёт одному в физиономию, проблема решена ;)


  1. maxkomp
    28.10.2021 16:11

    Верю, верю!

    (С) м/ф "Кто расскажет небылицу". Арменфильм, 1982.

    А уж если про это наш первый канал расскажет, то еще больше поверю.

    Но вопрос остался:

    Каким способом это достигается?


    1. Wesha
      28.10.2021 19:27

      Вы не в ту ветку ответили.


  1. vakhramov
    28.10.2021 23:23

    А у меня в приложении уже месяц баллы не списываются)) Говорят - физическую карту давайте)) (даже техподдержка по телефону просила подождать, пока пофиксят). Мне они так-то не нужны, просто вдруг остальные тоже ддосят реальных операторов коллцентра.

    Следующий шаг - перестать по вирт.карте давать цену "по карте" с ценника)?