В нашем блоге на Мегамозге мы много пишем о различных подходах к менеджменту, которые кажутся нам перспективными, и которые мы стараемся применять при построении облачного сервиса 1cloud. Некоторые из новых концепций могут быть весьма спорными, но это не значит, что их плюсы не стоит изучить.

Весной этого года CEO онлайн-ритейлера Zappos Тони Хсие устроил мини-революцию: компания отказалась от менеджеров, отменила названия должностей, уничтожила собственную иерархию, вместо этого уместив все руководящие принципы в 10000-страничную конституцию, которая стала гимном новой системы самоуправления.

О чем речь


Она называется холократия — при взгляде на этот подход все прочие попытки наделить сотрудников большими правами выглядят как мелкие уступки протестующим со стороны императоров 18-го века.

Предполагается, что освободившись от постоянного контроля руководства сотрудники станут присоединяться к возникающим вокруг разных внутренних лидеров «кругам» — внутри этих кругов уже сформируется своя мини-иерархия с должностями, ролями, члены группы сами буду решать, над какими проектами им работать.

От осторожного оптимизма до полного отвращения


Идеями холократии Тони Хсие увлекся после встречи с создателем этой концепции Брайаном Робертсоном — предпринимателем из Филадельфии, который вообще никак не связан с Zappos. «Мы полностью адаптировали эту идею с нулевыми изменениями», — говорит Джон Банч (John Bunch), который раньше работал в должности технического советника Zappos, но теперь лишился должности (тем не менее, он возглавляет процесс внедрения холократии).

Внешняя реакция на нововведения была довольно бурной, но зачастую скептической. Нью-Йорк Таймс писала о том, что «Тони Хсие рискует обжечься», и приводила данные своего опроса сотрудников компании. По словам журналистов, работники по разному встретили внедрение холократии: кто-то отнесся к этой идее с осторожным оптимизмом, а у кого-то она вызвала полное отвращение.

Холократия: другие примеры


Принципы холократии постепенно внедряются в американской армии — иногда право на принятие ключевых решений передают от высшего командования командам солдат, задача которых — решить проблему, и никто не говорит им, как это делать.

В бизнесе похожую структуру реализовала компания-разработчик игр Valve. Там новым сотрудникам сразу говорят не ждать инструкций, потому что даже управляющий директор компании «не ваш менеджер» — так написано в корпоративной памятке. «У вас есть право зажигать перед проектами зеленый свет. Вы можете создавать продукты». Так это и работает.

Причины появления холократии


Издание The Atlantic поговорило о развитии холократии с профессором MIT Sloan School of Management Томасом Мэлоуном. По мнению ученого все дело в снижении информационных издержек. В своей книге 2004 года Мэлоун разбил историю организаций на три стадии. На первой из них, передача информации дорога, поэтому все ключевые решения принимаются в режиме «с глазу на глаз».

Когда стоимость коммуникаций снижается, начинается вторая стадия, на которой становится экономически целесообразно передавать информацию в централизованную точку, где принимаются решения. Таким образом становится возможной организация крупных централизованных иерархий.

Затем начинается третья стадия — стоимость коммуникаций продолжает снижаться, так что однажды наступает момент, когда появляется экономическая целесообразность передачи информации во все точки системы, так чтобы каждый знал все.

Мэлоун приводит пример из истории. Большую часть своей истории человечество жило небольшими группами, занимавшимися охотой, пока не был изобретен письменный язык, что сопровождалось рождением с бухгалтерского учета, налогообложения и первых королевств. Демократия не была широко распространена до того, как печатная пресса не спровоцировала «революцию чтения» в 18 веке.

В бизнесе переход от групп к королевствам произошел с появлением телеграфа в середине 19-го столетия. Теперь, два десятилетия спустя рождения интернета, объём, скорость и направления потоков движения информации породили новый формат управления.

Будущее


Холократия позволяет избавиться от жесткой корпоративной структуры и позволить сотрудникам брать на себя ответственность в тот момент, когда они считают нужным. Круги работников могут формироваться для решения конкретной задачи или в ответ на предоставившуюся возможность или возникшую угрозу. Реорганизация становится постоянным спутником жизни компании.

На бумаге все выглядит разумно, но как на практике? Первой «лабораторией холократии» стала компания Ternary, которая не пережила кризис 2008 года. В Zappos тоже не все так гладко — компания предложила сотрудникам, которые не согласны с новой системой, уволиться с получением компенсации. И 210 сотрудников (то есть 14% всех работников) выбрали эту опцию.

Джон Банч отмечает, что внедрение холократии породило целый комплект новых проблем. Одна из них — сложность оценки вклада сотрудника в общее дело — сейчас компания работает над системой бейджей, которые можно зарабатывать, например, за приобретение новых навыков. Или как компенсировать усилия работника, который тратит свое время на работу в трех разных ролях (например, работа с клиентами, планирование событий и участие в брейнштормах по поводу новой линейки продуктов). Еще одна сложность — как предотвратить попытки проявления власти, которой больше нет, со стороны бывших менеджеров?

Банч говорит, что цель компании заключается в том, чтобы снизить информационную перегрузку сотрудников, выработав настолько эффективную структуру кругов, чтобы каждый из этих элементов по минимуму общался с другими частями системы.

Однако, отсутствие решений в данный момент, вовсе не означает, что их не существует в принципе, уверен создатель холократии Робертсон — он сравнивает свое изобретение с компьютерной операционной системой или приложением. Когда App Store только появился, там был небольшой набор приложений. Так и с холократией — еще слишком рано делать выводы. Банч говорит, что Zappos сначала нужно до конца понять эту идеологию.

«Если кто-то приходит ко мне в гневе или в крайнем расстройстве, то я воспринимаю это как хороший знак — по крайней мере человек пытается понять, как жить по-новому».

Хоронить холократию так же рано, как провозглашать смерть демократии в разгаре французской революции. Даже если эксперимент Zappos провалится, что не исключено, сами внедряемые принципы не надо провозглашать мертвыми.

Комментарии (5)


  1. ncix
    10.10.2015 15:22

    Холократия позволяет избавиться от жесткой корпоративной структуры и позволить сотрудникам брать на себя ответственность в тот момент, когда они считают нужным.
    По моим скромным наблдениям, количество сотрудников, желающих взять на себя ответственность, стремится процентам к 10%. При этом большая часть этих 10% обычно являются руководителями или станут ими в будущем. Прочие 90% как правило ограничиваются логикой — «я свою работу делаю хорошо, и этого достаточно».


    1. RomanPyr
      10.10.2015 16:44

      Под внешним воздействием человек меняет линию поведения. Все эти *кратии как раз и направлены на это.


  1. f5623
    11.10.2015 14:56
    -1

    Ради чего сотрудникам самоорганизовываться? Чтобы принести любимому хозяину больше золота?


    1. Alliceinwonders
      13.10.2015 13:06

      Вопрос в том что вы делаете на работе, т.е. чего именно вы ходите именно на эту работу и делаете именно то что делаете. Вопрос в персональной позиции, а не в целях которые ставит компания. Идеальный вариант когда эти два вектора совпадают. Холократия позволяет их максимально четко обозначить и выявить у кого совпадают и у кого нет. У кого не совпадают, и так приносят скорее вред чем пользу, и рано или поздно покинут компанию. В данном кейсе это происходит очень быстро и компания сразу же понимает кто и для чего ей необходим.
      За выявление сотрудников которые скорее мешают, различными явными или не явными способами, не редко, платят значительные суммы. А тут быстро и просто.


      1. f5623
        13.10.2015 14:48

        Я думал цели и сотрудников и компаний одинаковые. Заработать больше денег. Иначе это некоммерческие организации. Так что векторы совпадают. Только вот компания зарабатывает на клиентах, а сотрудники на компании. Поэтому компании хотят создать у сотрудников иллюзию, что они тоже зарабатывают на клиентах, а потому пусть сами как-нибудь организуются, чтобы компания работала эффективнее. Ну, ок. Но тогда компания должна относится к сотрудникам не как к наемникам, а как к товарищам. А следовательно общими собраниями решать что делать с прибылью и какие устанавливать зарплаты.

        А то как лучше работать вы там сами решите, а как деньги делить мы и без вас придумаем. В этом случае я лучше свой бизнес открою, если у меня есть лидерские способности.