Всем доброго времени суток. В рамках импортозамещения или точнее ухода от MS Office, на работе, возникла необходимость в рассмотрении российских аналогов офисных пакетов и пакета LibreOffice, т.к. он автоматически установлен в дистрибутивах astra linux. Здесь хочу поделиться результатами проведенного анализа. Приведенные в статье оценки являются субъективным мнением автора, статья может содержать неточности, т.к. моего опыта и познания в данных продуктах может быть недостаточно для всесторонней объективной оценки и что-то я могу упустить.

Кому лень прочитать всю статью целиком, привожу результаты тестирования.

Критерии

Продукты

Р7-Офис

LibreOffice

МойОфис

MS Office

Плагины

2

4

1

5

Макросы

1

3

4

5

Подключение к внешним источникам

0

4

0

5

Своя СУБД

0

5

0

5

Поддерживаемые форматы

5

5

5

5

Быстродействие и потребление ресурсов

3

5

2

4

Пользовательские настройки/Интерфейс

5

5

5

5

Режим рецензирования и правки

5

4

5

5

Создание сводных таблиц

3

2

3

5

Количество и состав функций, используемых в таблицах

5

5

3

5

Сообщества

0

4

0

5

Техническая поддержка

4

4

4

4

Прочие минусы

-1

-1.0

0

Итого

32

50

31

58

Стенд для тестирования

Характеристики ПК: Intel(R) Core(TM) i5-8400 CPU @ 2.80GHz   с 16 ГБ ОЗУ, HDD - 1 ТБ.

Характеристики ОС: Windows 10 x64.

Тестируемые продукты

Таблица 1 - Тестируемые продукты

Параметр

 

Тестируемые продукты

Р7-Офис

МойОфис

LibreOffice

MS Office

Версия

Профессиональный (десктопная версия) 6.4.2.28

2021.03 Сборка 46

7.2.3.2/LibreOffice Community

Профессиональный плюс 2013

Разрядность

х64

х64

х64

х32

Разработчик

АО "Новые коммуникационные технологии"

«Новые облачные технологии»

The Document Foundation

Microsoft

Нахождение в реестре российского ПО

Да

Да

Нет

Нет

Открытый исходный код

Нет

Нет

Да

Нет

Операционные системы

Windows, OS X, Linux, iOS, Android

Windows, OS X, Linux, iOS, Android

Windows, OS X, Linux, BSD, Unix, Solaris/Illumos, iOS, Android

Windows, Windows Phone, Android, macOS, iOS

Список тестируемых функций

1.                Функции разработчика:

1.1. Совместимость с продуктами MS OFFICE, в которых использовались макросы;

1.2.  Поддержка плагинов;

1.3. Поддержка макросов и их написание;

1.4. Подключение к внешним источникам для получения данных;

1.5. Своя СУБД.

2. Поддерживаемые форматы документов.

3. Быстродействие и потребление ресурсов.

4. Пользовательские настройки.

5. Режим рецензирования и правки документов.

6. Работа с таблицами.

7. Режимы совместной работы с документами.

8. Документация по продукту.

9. Сообщества.

10. Техническая поддержка.

Оценка продукта

Оценка каждой функции продукта будет проводиться по следующей шкале:

5 баллов - функция присутствует в интерфейсе программы, применяется без зависаний, описана в документации, понятен интерфейс работы с функцией.

4 балла - функция присутствует в интерфейсе программы, но ее необходимо включить в каком-либо меню или обратиться к документации для понимания ее использования, работает без зависаний, описана в документации.

3 балла - функция описана в документации, но без дополнительной информации не получится ее использовать, использование данной функции требует детального изучения документации, поиск информации в дополнительных источниках.

2 балла - функция описана в документации, но описана плохо и непонятен механизм ее использования. Функция зависает или работает не так как заявлено в документации.

1 бал - функция заявлена на официальном сайте компании, но не описана в документации и не представлена в интерфейсе программы.

0 баллов - программа не поддерживает данную функцию.

1. Функции разработчика

1.1. Совместимость с продуктами MS Office, в которых использовались макросы

Р7, МойОфис и LibreOffice т.к. они не поддерживают VBA, в каждом из данных офисных продуктов используется свой язык для написания макросов.

1.2.  Поддержка плагинов

Плагины или надстройки, представляют собой инструменты от сторонних разработчиков изначально не включенные в базовый функционал офисных пакетов.

Надстройки в MS Office реализованы в виде магазина для MS Office, где представлены 9 категорий надстроек, само количество возможных надстроек более 1000.

 Есть два варианта для создания своих собственных надстроек:

1 -  на базе JavaScript Api в Napa и Visual Studio (Создание первой надстройки области задач Excel - Office Add-ins | Microsoft Docs);

2 - создание надстройки при помощи модулей VBA.

Протестировал вариант с созданием надстройки в Visual Studio по приведенной выше инструкции, при тестировании получил результат, моя надстройка появилась в MS Office. Данный инструмент интересен для локальной разработки, можно писать свои надстройки используя JavaScript вместо VBA.

Из-за большого количества уже имеющихся в магазине Microsoft плагинов, а также большого сообщества поддержки и разработки и реализации своего инструмента для разработки в Visual Studio и через VBA, можно поставить данной функции 5 баллов.

Плагины в Р7-Офис. Данный продукт содержит 7 плагинов по умолчанию. Магазина с различными плагинами нет. Есть возможность создавать плагины самостоятельно. Используя инструкции с сайта поддержки (Установка плагинов в редакторах документов – Линия клиентской поддержки Р7-Офис (r7-office.ru)), попробовал создать свой плагин, но добавить его в документ не получилось.

Плагинам для данного продукта я поставлю 2 балла, т.к. не удается создать простейший плагин, имеется документация на сайте, но не работает даже простой пример, взятый из этой документации. Очень маленький выбор готовых плагинов для данного продукта.

Надстройки в МойОфис. В данном продукте так же есть возможность подключения плагинов в виде надстроек, но нет ни одной стандартной надстройки для тестирования. По надстройкам очень мало информации в документации на официальном сайте Надстройки | Работа в МойОфис Текст Настольная версия (myoffice.ru). Не нашел каких-либо платных надстроек для данного продукта. Обратился в службу поддержки, с просьбой предоставить какие-либо готовые надстройки для тестирования, получил ответ, что на данный момент нет готовых надстроек для продукта, по типу магазина, как для MS Office, но надстройки высылаются технической поддержкой. Надстройки были высланы в течении суток, техническая поддержка МойОфис реагирует довольно быстро на обращения. Ставлю 1 бал, т.к. обращение в техническую поддережку за какими-либо надстройками довольно неудобно и не каждый пользователь, купивший продукт, будет обращаться к технической поддержки для получения какой-либо надстройки.

Расширения в LibreOffice. В данном программном продукте по умолчанию включено 6 надстроек, а также имеется возможность скачать более 500 различных надстроек с официального сайта Extensions (libreoffice.org) и установить их. Но следует отметить, что очень мало документации и инструкций по применению и созданию надстроек в LibreOffice. Благодаря большому выбору надстроек для LibreOffice, данный функционал так же можно оценить на 4 балла, бал снять за отсутствие какой-либо документации по расширениям.

1.3. Поддержка макросов и их написание

MS Office.

Для создания макросов используется язык VBA. Используется средство для разработки Microsoft VBA с возможностью пошаговой отладки и тестирования написанного макроса. Реализована функция «Запись макроса», для тех, кто не знаком с программированием и языком VBA, функция записывает все действия пользователя в макрос и позволяет их выполнять.

 В разделе 1.2 так же написал о возможности программирования для MS Office в среде Napa и Visual Studio. Кроме того, MS Office при установке, ставит локальные библиотеки, которые можно использовать в своем проекте для формирования, чтения и изменения документов в формате docx, xlsx.

Кроме того, существует большое сообщество, которое пишет макросы для MS Office, можно задать вопросы и изучить готовые решения по проблемам на github, habr, stackowerflow и в поддержке Microsoft.

Благодаря многообразию решений для программирования и написания макросов  - 5 баллов MS Office.

Р7-Офис.

Для написания макросов в Р7 используется синтаксис языка JavaScript.

Приложение содержит раздел Макросы,  который является полем для ввода и выполнения макроса, но не имеет каких-либо средств отладки и тестирования. Можно написать все что угодно в макрос, при этом не получить какой-либо ошибки или предупреждения, макрос просто не выполнится. Управление в макросах происходит через Api, но сами методы Api не описаны на сайте в документации к продуктам.

Нет возможности отладки кода, производитель пишет, что отладку можно осуществлять в браузере, но не приводит примеров такой отладки.

Все что сработало без проблем – это пример кода с раскраской строк таблицы по цветам. Более серьезные продукты, как создание плагинов не получилось создать и внедрить. Получил простейший плагин helloworld от тех. поддержки продукта, но он существенно отличается от примеров, показанных в документации по созданию плагинов. Дополнительно содержит в себе ряд ссылок на скрипты на github, о которых ничего не написано в документации.

На данный момент не существует сообществ по разработке для данного продукта, поэтому возможность программирования на нем на уровне MS Office, сейчас не представляется возможным. На мой взгляд запутанная и неполная документация (Разработчикам – Линия клиентской поддержки Р7-Офис (r7-office.ru)), все проблемы придется решать через тех поддержку. Для программирования данный продукт подходит на 1 балл.

Мой Офис.

Для написания макрокоманд в данном ПО используется язык программирования LUA.

Имеется встроенный редактор макросов, с возможностью отладки, указанием ошибок в коде.

На сайте представлена подробная документация для написания плагинов, где расписан вся структура плагина, описаны Api для управления документом.

Есть свой комплект Средств разработки SDK (Документация МойОфис Комплект Средств Разработки (SDK) ???? (myoffice.ru)). Который включает классы и методы для языков программирования C++, Python, C#.

Существенным минусом является отсутствие сообщества программистов, на данный момент все необходимо искать в документации нет каких-либо готовых решений, но документация описана довольно подробно и предлагает комплекс различных решений для разных языков программирования. Существенным плюсом является русскоязычная документация. В целом, за возможности разработки можно поставить 4 балла данному продукту.

LibreOffice.

В данном офисном продукте используется язык  LibreOffice Basic или просто Basic.

Имеется встроенный редактор макросов, с возможностью отладки и указанием ошибок в коде.

Имеется документация по созданию макросов (Chapter 13 Getting Started with Macros (libreoffice.org)) на английском. Есть сообщества разработчиков для libreoffice, разделы на StackOverflow.Info - libreoffice Questions & Answers. Но не понятно есть ли api или какие-либо библиотеки для программирования на LibreOffice, можно оценить на 3 балла, возможность использования и удобство в написании макросов для LibreOffice.

1.4. Подключение к внешним источникам для получения данных

MS Office.

В пакете Excel есть возможность создавать и изменять подключения к внешним источникам данных, которые хранятся в книге или файле подключения. 

Может подключаться к следующим источникам:

  • MS Access БД;

  • из интернета;

  • из текстовых файлов;

  • c MS SQL-сервера;

  • из служб аналитики MS SQL-сервера;

  • из служб канала Azure4

  • из web-канала ODATA;

  • импорт данных из XML;

  • при помощи мастера подключений OLEDB:

  • с использованием мастера запросов Microsoft Query и ODBC.

Можно сделать вывод, что получение данных в редактор таблиц возможно практически из любого источника или базы данных. 5 баллов.

Р7-Офис.

В Р7-Офис есть возможность из книги в Таблице получить данные из текстового файла txt, ни в документации, ни в интерфейсе я не нашел возможности подключения к каким-либо другим источникам данных. Написал по этому поводу в техническую поддержку. Ответ пришел следующий «У нас уже созданы предложения на реализацию данных функционалов. К сожалению, реализовать возможно только подключение к внешним источникам данных (БД SQL) и работы с ними и импорт данных из XML и HTML файлов в книгу. Добавим информацию в предложение на реализацию в нашей системе отслеживания (49454, 53667).

Данный функционал будет реализован в одной из следующих версий, но, к сожалению, я не могу назвать точные сроки в данный момент». Пока ставлю 0 баллов.

МойОфис.

В МойОфис ни в документации, ни в интерфейсе я не нашел возможности подключения к каким-либо другим источникам данных. Написал по этому поводу в техническую поддержку. Ожидаю ответа. Пока ставлю 0 баллов.

LibreOffice

В пакете Calc есть возможность создавать и изменять подключения к внешним источникам данных, которые хранятся в книге или файле подключения. 

Может подключаться к следующим источникам:

  • MS Access БД;

  • из текстовых файлов;

  • импорт данных из XML;

  • Есть возможность соединиться с существующей базой данных через интерфейсы ODBC и JDBC.

Можно сделать вывод, что получение данных в редактор таблиц возможно практически из любого источника или базы данных, но меньше возможностей чем у MS Office, поэтому 4 балла.

1.5. Своя СУБД

MS Office.

Данный продукт в версии professional предоставляет свою СУБД MS Access. Есть возможности полноценной работы с базой данных, и создания своего окружения, через работу с формами, генерацию отчетов. 5 баллов

LibreOffice.

Данный продукт содержит свою базу данных LibreOffice Base. Есть возможности полноценной работы с базой данных, и создания своего окружения, через работу с формами, генерацию отчетов. 5 баллов.

Р7 Офис. Нет своей СУБД. 0 баллов.

1.6. Выводы по программированию

Если подводить итог по возможностям разработки, то явным лидером является MS Office, т.к. есть сообщество, в сети можно найти множество мануалов по разработки и решению проблемных вопросов. Из трех других оцениваемых приложений, более убедительным выглядит LibreOffice, в нем так же есть сообщество, своя база данных, возможность импорта данных из других источников, есть множество свободно распространяемых плагинов. Из-за наличия SDK и хорошей документации кажется реальной разработка и для среды МойОфис.

Распределение баллов:

MS Office - 20 баллов;

LibreOffice - 16 баллов;

МойОфис - 5 баллов;

Р7-Офис 3 балла.

На данном этапе в случае перехода, те продукты, что используются в Обществе со сложными макросами лучше оставить на MS Office и не переносить. А для новых разработок, если погрузиться в документацию, вполне могут подойти LibreOffice и МойОфис.

2. Поддерживаемые форматы документов

Таблица 2.1 - Поддерживаемые форматы

Продукт

MS Office

LibreOffice

МойОфис

Р7-Офис

Документы

DOC

DOCM

DOCX

DOT

DOTM

DOTX

HTM HTML

MHT MHTML

ODT

PDF

RTF

TXT

.wps

XML

XPS

ODT

OTT

FODT

UOT

DOC

DOCX

DOTX

DOCM

XML

HTM

HTML

MHT

MHTML

PDF

RTF

TXT

XPS

DOCX

DOTX

DOC

DOT

ODT

OTT

RTF

TXT

XODT

 XOTT

DOC

DOCX

DOTX

ODT

OTT

RTF

TXT

PDF

PDF/A

HTML

EPUB

XPS

DjVu

OTT

DOCM

DOTM

FODT

WPS

WPT

XML

DjV

FB2

HTM

MHT

Таблицы

CSV

DBF

DIF

HTM, HTML

MHT, MHTML

ODS

PRN

SLK

TXT

XLA

XLAM

XLS

XLSB

XLSM

XLSX

XLT

XLTM

XLTX

XLW

XML

XPS

ODF

OTS

FODS

UOS

XLS

XLSX

XLSM

XLT

XLTX

DIF

DBF

HTML

SLK

CSV

 

XSLX

XLTX

XLS

XLT

ODS

OTS

CSV

TSV

TAB

SCSV

TXT

XODS

XOTS

XLS

XLSX

XLTX

ODS

OTS

CSV

PDF

PDF/A

XLTM

FODS

ET

ETT

Презентации

ODP

POT

POTM

POTX

PPA

PPAM

PPS

PPSM

PPSX

PPT

PPTM

PPTX

XPS

ODP

OTP

ODG

FODP

UOP

PPTX

PPSX

POTX

PPT

PPS

POT

 

PPTX

PPT

ODP

POTX

POT

OTP

PPT

PPTX

POTX

ODP

OTP

PDF

PDF/A

PPSM

PPSX

FODP

DPS

DPT

Прочие форматы

DBF

DBF

 

 

 

В таблице 2.1. представлено множество форматов и любой из рассматриваемых продуктов, читает основные форматы другого. Здесь можно каждый продукт оценить в 5 баллов.

3. Быстродействие и потребление ресурсов

Диаграмма 3.1 - Потребление ОЗУ при работе с документами
Диаграмма 3.1 - Потребление ОЗУ при работе с документами

Из диаграммы 3.1 видно, что наибольшее потребление ресурсов при работе с Р7-Офис, с открытием таблицы более чем 200 тысяч строк данная программа не справилась вовсе и выдала ошибку. Но, не смотря, на то, что Р7 занимает большее количество оперативной памяти, он быстрее чем МойОфис загружает документ и работает без зависаний в дальнейшем, при долгой загрузке какого-либо документа не зависает и дает возможность параллельно открыть другой документ.

Наименьшие по потреблению памяти программы MS Office и LibreOffice.

Очень неудобен МойОфис при работе с таблицами, где много строк, так как в нем происходит динамическая загрузка данных, поэтому при работе с большими таблицами потребляется большое количество ОЗУ и чтобы дойти до конца документа требуется большое количество времени. Подвисает, при работе с большими документами, дольше всех открывает документы.

Лучше всего с таблицей более чем в 200 тысяч строк справился LibreOffice, он открыл ее быстрее всех других редакторов, и позволил быстрее других производил поиск и работу данных внутри данной таблицы.

По данному пункту LibreOffice - 5 баллов, MS Office - 4 балла, Р7-Офис - 3 балла, МойОфис – 2 балла.  

4. Пользовательские настройки

Каждая из программ имеет интуитивно понятный интерфейс. Но возможности по настройке интерфейса самые продвинутые в пакетах MS Office.

Интересный интерфейс у Р7-Офис, он позволяет в режиме одного окна открывать множество разных документов, переключаясь между ними (рисунок 4.1)

Рисунок 4.1 - Интерфейс программы Р7-Офис
Рисунок 4.1 - Интерфейс программы Р7-Офис

При работе на одном мониторе довольно удобная функция, видны все открытые тобой документы и можно переключиться между ними в более удобной форме, чем разворачивать каждое окно из панели задач. Кроме того, есть возможность вынести любой документ в отдельное окно, минусом является то, что при закрытии родительского окна, закрываются все документы, открытые в нем.

Интерфейсы Р7-Офис и MS Office схожи, наверху находится панель быстрого доступа, которая состоит из разделов, при переходе на которые мы видим основные функции для работы с документом, которые входят в тематику раздела. Слева включается навигационная панель, с оглавлением и поиском по документу.

В МойОфис и LibreOffice панель быстрого доступа имеет фиксированный набор функция для работы с документами, дополнительные функции предлагаются выпадающим списком при нажатии на нужный пункт меню.

Интерфейс каждой программы можно оценить на 5, они схожи и интуитивно понятны, не думаю, что здесь могут возникнуть большие сложности, при переходе с одного продукта на другой. Все дело только в привычке пользователя.

5. Режим рецензирования и правки документов

В каждом редакторе есть режим рецензирования и правки документов. Корректно отображаются все предыдущие комментарии и изменения с указанием авторов их вносивших.

Единственный минус нашел в LibreOffice, он автоматически не подключает доменного пользователя и каждый новый комментарий указывается как анонимный, нужно прописывать вручную пользователя в свойствах программы, за это снимаю 1 бал с данной функции для LibreOffice.

По данному пункту LibreOffice - 4 балла, MS Office, Р7-Офис и МойОфис 5 баллов.  

6. Работа с таблицами.

6.1. Создание сводных таблиц

В каждом продукте реализовано создание сводных таблиц.

MS Office Excel. В данном пакете очень легко создаются сводные таблицы, есть функции по созданию рекомендуемых сводных таблиц. С правой стороны при редактировании сводной таблицы выпадает навигационная панель с удобным списком фильтров и настроек сводной таблицы.

Большим плюсом является возможность получить данные для сводной таблицы из других таблиц Excel или из базы данных. 5 баллов.

МойОфис Таблица. Простой интерфейс по созданию сводных таблиц, имеется с правой стороны навигационная панель со списком фильров и настроек, но нет рекомендуемых сводных таблиц, также нельзя получить данные из других источников или базы данных, что является минусом. Понимает сводные таблицы, созданные в MS Office, но если источник данных находится в книге Excel, данные полученные из другой книги или из базы данных отображаются простой таблицей при открытии документа в МойОФис.  3 балла.

 Р7-Офис Таблица. Интерфейс и проблемы полностью идентичны МойОфис. 3 балла.

LibreOffice Calc. Наименее удобный интерфейс по созданию и фильтрации сводной таблицы. Есть возможность получить данные из внутренней базы данных LibreOffice. За неудобный интерфейс фильтрации, настройки и создание сводных таблиц 2 балла.

6.2. Количество и состав функций, используемых в таблицах

Таблица 6.1 – Количество функций используемых в таблицах

Итого функция

MS Office

МойОфис

Р7-Офис

LibreOffice

486

141

446

472

MS Office, LibreOffice и Р7-Офис имеют примерно равное количество реализуемых функций и довольно широкий функционал, их можно оценить в 5 баллов, в количественном показателе значительно отстал МойОфис – 3 балла.

7. Режимы совместной работы с документами

Данный раздел не будет оценен, так как ни один из серверов не развернут в Обществе. Описание делается для ознакомления с возможными решениями, описанными в документации на официальных сайтах компаний, предлагающих данные продукты.

MS Office. Реализует возможность совместной работы в 2-х возможных вариантах:

1. Через рецензирование, дается совместный доступ к документу, одновременный только в случае редактирования книги excel (документ word в данном режиме будет доступен для редактирования только одному человеку). В данном режиме, книга будет ограничена следующими параметрами:

Нельзя:

  • создавать таблицы Excel;

  • создавать, менять или просматривать сценарии;

  • удалять листы;

  • объединять либо разделять ячейки;

  • работать с XML-данными (импортировать, добавлять, обновлять, удалять и т.д.).

2. В виде облачных серверов OneDrive или серверных корпоративных решений SharePoint или Office Online Server, данные решения интегрируются с AD и MS Exchange. Данные сервисы дают возможность одновременного доступа и редактирования нескольким пользователям к одному документу.

Данный продукт в рамках совместной работы покрывает все запросы пользователя и может быть представлен как в облачной среде, так и локальным сервером.

LibreOffice. В LibreOffice Writer, Impress и Draw документ может открываться для записи в конкретный момент времени только одним пользователем. В Calc (таблица) несколько пользователей могут открыть одну электронную таблицу для одновременной записи. Каких-либо инструментов для облачных решений или корпоративного сервера LibreOffice не имеет.

МойОфис. Предусмотрен только корпоративный сервер совместной работы с документами, в десктопной версии приложения невозможна совместная работа.

Совместная работа отображается в приложении следующим образом:

  • аватары соавторов размещаются в нижней части боковой панели;

  • в документе отображается курсор того же цвета, что и аватар соавтора;

  • при выполнении соавтором редактирования у остальных соавторов синхронно отображаются изменения в документе, на панели изменений отображается имя соавтора, выполняющего редактирование;

  • если документ доступен пользователю только на Просмотр, то на панели инструментов слева от аватара отображается надпись Только для чтения, инструменты форматирования и редактирования отсутствуют.

Р7-Офис. Совместное редактирование документов и совместная работа с документами возможны только при подключении к корпоративному серверу или при работе в облаке в онлайн редакторе.

Совместное редактирование включает в себя:

  • Совместное одновременное редактирование документов с отображением именами и списка пользователей редактирующих документ и временем редактирования.

  • Упоминание пользователя в примечании с автоматическим запросом предоставлением ему прав на комментирование документа и уведомлением на электронную почту.

  • Два режима совместной работы (быстрый и строгий). Быстрый режим – совместное редактирование в режиме реального времени. Все изменения сохраняются автоматически. Строгий режим -  все изменения применяются только после нажатия кнопки «Сохранить».

  • Возможность предоставить права на документ из редактора.

9. Сообщества

Если оценивать сообщества пользователей, работающих в программе, то здесь явное лидерство у MS Office, можно найти множество инструкций по работе и настройке как на русском языке, так и на английском. 5 –баллов. Для LibreOffice так же можно найти много материалов, больше материалов по настройке приложения выдается в англоязычном сегменте. 4 – балла. Для МойОфис и Р7-Офис сообщества пока не сформировались, есть лишь отдельные статьи на habr.com или zen.yandex.ru и они описывают больше размышления по внедрению и возможности данных продуктов, чем проблемы с ними связанные и их решения – 0 баллов.

10. Техническая поддержка

Техническая поддержка существует для всех рассматриваемых продуктов. Стоит отметить, что многие проблемы MS Office и LibreOffice с возможными путями решения описаны на различных сайтах самими пользователями и можно их решить без обращения в поддержку продукта. Но, в целом, для этих продуктов существует и хорошая корпоративная поддержка, куда можно обратиться и получить ответ на свои вопросы.

Техническая поддержка в Р7 и МойОфис так же присутствует, в ходе написания аналитической записки, связывался с ними, описывал встречаемые ошибки, задавал вопросы по функциям продукта. От обоих служб получал ответы. В ходе тестирования и написания запросов в службу поддержки продуктов, приходили очень подробные ответы от поддержки МойОфис, был даже предоставлен доступ к МойОфис Частное облако для тестирования, предоставлялись расчеты мощностей для корпоративного сегмента. В целом, за поддержку пользователя можно поставить 4 балла всем компаниям, так как можно получить ответ от каждой из них в срок 1-2 дней.

11. Другие замечания

Р7-Офис и МойОФис не могут полноценно работать с вложенными OLE- объектами (файлами) минус 1 балл.

Редактируя один и тот же документ в разных редакторах, видны сбои в стилях абзацев, изменяется размер вставленных картинок.

Выводы

Таблица – Результаты оценки продуктов

Критерии

Продукты

Р7-Офис

LibreOffice

МойОфис

MS Office

Плагины

2

4

1

5

Макросы

1

3

4

5

Подключение к внешним источникам

0

4

0

5

Своя СУБД

0

5

0

5

Поддерживаемые форматы

5

5

5

5

Быстродействие и потребление ресурсов

3

5

2

4

Пользовательские настройки/Интерфейс

5

5

5

5

Режим рецензирования и правки

5

4

5

5

Создание сводных таблиц

3

2

3

5

Количество и состав функций, используемых в таблицах

5

5

3

5

Сообщества

0

4

0

5

Техническая поддержка

4

4

4

4

Прочие минусы

-1

-

-1.0

0

Итого

32

50

31

58

Делая выводы по таблице сравнения, можно увидеть явное преимущество MS Office перед другими продуктами, так как он более стабилен, функции в нем проработаны лучше, чем в других сравниваемых в данной записке продуктах и их значительно больше. При этом даже open source продукт LibreOffice обошел российских производителей, так как развивается и существует на рынке дольше, имеет большее сообщество, множество советов по настройке можно найти в сети, он более быстрый.

Стоит отметить и Р7-Офис, в целом, довольно неплохой продукт, он быстрее, чем МойОфис. Более похож на MS Office по интерфейсу, пользователю, работавшему до этого в MS Office легче будет разобраться в интерфейсе Р7, чем в LibreOffice или МойОфис.

МойОфис стоит выделить по обширной и более полной документации для разработчиков.

Переходя на новый продукт с MS Office пользователи столкнутся со следующими проблемами:

  1. Меньшее количество функций по настройке и редактированию документов, таблиц, презентаций.

  2. Не все настройки форматирования в документе, созданном в MS Office, корректно отобразятся в  других продуктах, будут проблемы с теми формами, где очень точно выверены поля и границы, все это, с большой вероятностью, при печати из других продуктов уедет на другой лист или за границы печати.

  3. В операционной системе, где не был ранее установлен MS Office не будет шрифта Times New Roman, документы с ним будут открываться и читаться, другими офисами, но создать документ с Times New Roman будет невозможно, так как он не идет в данных продуктах по умолчанию, но является официальным шрифтом для документов в Обществе.

  4. В Р7-Офис и МойОфис нельзя будет открыть ни одного вложения в документ.

  5. У пользователей не будет надстроек Abby Finereader, Консультант плюс и других применяемых ими в MS Office, в МойОФис и Р7-Офис нет магазина надстроек, все документы, где используются какие-либо сторонние библиотеки с надстройками будут работать некорректно.

  6. Не будут работать макросы, созданные в MS Office.

Данное тестирование не является всесторонним и не охватывает многих проблем, с которыми можно столкнуться при переходе на какую-либо отличную от MS Office платформу. Считаю, что переход должен быть поэтапный, с обязательным тестовым периодом, в ходе которого часть пользователей (например, 200 человек) должна быть полностью переведена на отличный от MS Office продукт, с их ПК должен быть удален MS Office и они должны работать с выбранным продуктом. При этом должна быть обязательная обратная связь от пользователей на выявление и устранение появляющихся ошибок в ходе эксплуатации продукта.

Комментарии (61)


  1. Nubus
    11.01.2022 14:47
    +9

    Интересное сравнение. А теперь финальный тест: открытие документов созданных в других офисных пакетах! Самое вкусное-таблицы со множеством формул или вложений.


    1. Zava
      11.01.2022 16:07
      +1

      Я в итоге дома выбрал для себя Р-7, а вернее его брата-акробата - OnlyOffice имеено по тому, что в отличие от Libre, он наиболее корректно открывал документы выполненные в MS Word и Excel. Это были документы со сложными колонтитулами (такими как к примеру рамка по ГОСТ), двойная нумерация страниц, и корректное форматирование ячеек в таблицах. Однако макросов или каких-то иных хитростей в документах не было.


    1. nikolayv81
      12.01.2022 11:22

      Это мелочи, пусть будет к примеру файл xlsx (в т.ч. после конвертации в ods) созданный через apache poi с количеством строк в 200 тыс и 50-100 столбцов с разношёрстными данными (в основном строки по 20-30 символов + цифры) и компьютер более менее похожий на обычный офисный, или виртуалка (windows 10/2ядра xeon 2.1/8Гб) и попробовать хотя бы пару значений поменять внутри файла и сохранить...

      У меня софт из "списка для импортозамещеня"(LO не входит, бесплатный потому что требования только про платные) просто либо падал при попытке открытия, либо открывал по 20 минут либо далее было слайд-шоу в виртуалке (параллельно тоже самое на той же виртуалке проверялось в МС офис, там конечно тоже не скорость света, но работа с файлом без проблем, сохранение/открытие по 10-15 сек).

      P.s. И это не говоря про детские болезни "офисного софта" такие как анимация открытия переливающимися фонами во всё окно, при работе через rdo....


      1. Borz
        12.01.2022 12:44

        с количеством строк в 200 тыс и 50-100 столбцов с разношёрстными данными

        А что это за пользовательские документы такие, которые ещё и редактировать вручную надо?


        1. nikolayv81
          12.01.2022 12:49

          Это разные витрины которые так или иначе могут обрабатываться в ручную (не по стандартному алгоритму).

          Условно представьте себе, у вас есть ежемесячные данные по которым вас интересуют агрегированные метрики, но иногда у вас возникают вопросы "почему суммы куда-то движутся" или "а что там с конкретным клиентом/продуктом" или ещё хуже приходит аудитор и говорит что "у него есть некая мысль о том какие данные нужно уточнить", иногда кажется что это всё можно автоматизировать но практика показывает что не выходит ни всё, ни быстро, ни удобно....


  1. Mort
    11.01.2022 15:28
    +5

    МойОфис есть как Android так и для iOS


  1. mkvmaks
    11.01.2022 15:52

    В свое время не смогли перейти на бесплатный офис, только по одной причине: ссылки созданные в excel на другие страницы, книги, файлы - не работали в любом из open офисов )))


    1. kompilainenn2
      11.01.2022 18:39

      ссылки какого рода? просто =СУММ('Лист2'!А2+В4)?


      1. mkvmaks
        13.01.2022 20:11

        Гиперссылка на документ xls. Просто база ведется в различных листах и книгах excel. При переходе по гиперссылке не работал переход.


  1. Elpi
    11.01.2022 16:59
    +4

    Надеюсь, эту работу оплатил заказчик. Иначе непонятно, чего ради потребовалось доказывать очевидное.

    *

    Для меня странно, что нет сравнения типовых операций (т.е. один сценарий в разных пакетах). Например, работа со стилями и форматирование таблиц (стили, колонки, строки, ячейки).

    *

    В текущем виде это заготовка для документа, обосновывающего перенос сроков отказа от Ворда.


    1. Tembi4555 Автор
      12.01.2022 06:44
      +1

      Никто эту работу не оплачивал, было только задание провести сравнение, я понимаю, что где-то написал очевидные вещи, что продукт MS Office разрабатывается командой профессионалов в течении очень долгого срока, что он превычен всем пользователям офисов и он объективно более функционален, чем другие продукты, рассмотренные в статье.

      Но они также интересны и заслуживают внимания и изучения их функционала. Считаю,что большинство пользователей в офисе, можно перевести и на другие альтернативные продукты, функционал который выполняют обычные офисные работники вполне покрывает любой из рассмотренных здесь продуктов. Но они объективно хуже чем MS.


  1. tundrawolf_kiba
    11.01.2022 17:13
    +3

    1 — на базе JavaScript Api в Napa и Visual Studio (Создание первой надстройки области задач Excel — Office Add-ins | Microsoft Docs);

    2 — создание надстройки при помощи модулей VBA.

    А как же VSTO(Visual Studio Tools for Office) с использованием которого можно Add-ins писать на любом .Net языке?


    1. navferty
      11.01.2022 18:59
      +1

      И кстати, по моим (не очень репрезентативным) наблюдениям, надстройки на VSTO встречаются чаще, чем на новом JS API. Тем более что VSTO - достаточно зрелая и устоявшаяся технология, а вот в JS API, например, несколько лет назад при обновлении версии они очень сильно изменили механику некоторых вызовов, что усложнило жизнь разработчиков: например, вопросов на stackoverflow и так мало, так часть из них относится к старому апи и более неприменима.

      Кстати, пользуясь случаем, порекламирую свою опен-сорс надстройку на VSTO для Excel, может быть, будет кому-нибудь полезной.


  1. kompilainenn2
    11.01.2022 17:15
    -1

    Насчёт сложности работы со сводными таблицами в ЛибреОфисе: открою страшную тайну, функционал этот в ЛО полностью соответствует такому же в МС Офисе. Я не знаю, что вы там не осилили, если честно.


  1. unclegluk
    11.01.2022 18:10
    +3

    Вам бы проверить все это на других системах, а не только на Windows. Будете удивлены. Например, MS Office в версии для Mac OS не имеет в составе MS Access. Этой программы вообще нет для Mac OS и никогда не было. Насчет VBA у меня сложилось впечатление, что им вообще не заморачивались, а взяли то, что было под винды и запустили это через розетту. В результате имеем интерфейс WinXP, насчет работоспособности не очень уверен. Где-то читал, что MS с версии 2016 постепенно убивает VBA в версии для Mac OS.

    Что творится на других системах, я даже не знаю, но боюсь, что все может быть еще хуже. Так что тестирование очень неполное.


    1. aik
      11.01.2022 18:42

      Маковый офис всегда хромой был относительно виндового.
      Так что я не удивляюсь, что там маководы предпочитают другие программы.


      1. unclegluk
        11.01.2022 19:00

        Да я им особо и не пользуюсь. Эксель для отчета, Ворд, что бы открыть файл с комментариями, если он в этом формате, от заказчика. В общем то все.


  1. pupsegadm
    11.01.2022 18:30
    +4

    *.doc сверстанный в MS Office 2007 таблицами и формулами на Win поправить, отрецензировать и повторить на MacOS, Linux (Libre, Open) , запихнуть в Р7 на винде. Убедиться, что документ и форматирование не поехало к чертям.....

    Вот где соль. А создать с нуля документ - не объективный тест. Но плюс поставил.


  1. kira-dev
    11.01.2022 18:41

    Критикуют в общем-то по делу, но я бы сказал, что хоть как-то сравнить продукты конечно стоило. Тут, я думаю, вопрос скорее стандартов, нужен общий стандарт документа, тогда и привязки к софту не будет. Ясно, что за день это не делается, но сегодня уже ничего другого и не сделаешь, когда МС уже де-факто стандарт.


    1. 13_beta2
      11.01.2022 19:32

      Пару открытых (и потенциально общих) форматов уже есть. Но тут как с html/css — стандарты есть, а 100% повторимости никто добиться не может.


      1. kira-dev
        13.01.2022 13:45

        Да, соглашусь, мб тогда нужен стандарт и по рендеру формата, либо вводить допустимые отклонения в отображении


    1. grumbler70
      12.01.2022 22:48

      Вы не поверите, но стандарт есть!

      .docx .xlsx - открытые форматы


      1. gooddha
        13.01.2022 11:57

        Также odt, ods, и остальные форматы это открытые форматы, а не форматы libreoffice, и они открываются в ms office.


      1. kira-dev
        13.01.2022 13:47

        Да, знаю, но работать с ними в основном будут только с использованием MS Office, как уже написали, тк существуют различия в обработке файлов и отображении. Тут либо нужен еще стандарт отображения, либо стандарт по конкретный


    1. bankir1980
      13.01.2022 16:17
      +1

      В РФ стандарт уже есть давно и официальный. ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010. Другое дело, что на него госорганы большой орган кладут. Вот если бы начали требовать только его в госучреждениях, то и в частных учреждениях прогресс бы пошёл давно


  1. myoffice_ru
    11.01.2022 19:52
    +5

    Здравствуйте!

    Спасибо за подробный обзор.

    Обращаем ваше внимание на ряд неточностей в материале о МойОфис и надеемся на их исправление, так как это напрямую повлияет на наши баллы:)
    Более подробный ответ мы также отправим вам по электронной почте, в продолжение вашего общения с нашей службой поддержки.

    • У вас указано, что МойОфис не входит в реестр отечественного ПО. При этом, продукты МойОфис стали первыми российскими офисными приложениями, которые были включены в реестр отечественного ПО в 2016 году. В настоящий момент в реестр включено 14 продуктов МойОфис, ознакомиться с полным списком можно здесь: https://reestr.digital.gov.ru/search/?q=мойофис

    • В разделе 1.4 вы пишете, что не нашли возможности подключения к каким-либо другим источникам данных. Уточняем, что в МойОфис есть возможность подключения к другим источникам данных. Доступ к данным может быть реализован с помощью надстроек. По запросу в техническую поддержку мы предоставляем демонстрационную надстройку, применение которой позволяет продемонстрировать данную возможность. Кроме того, мы импортируем данные из CSV и ТХТ.

    • В поддерживаемых форматах файлов МойОфис стоит также указать HTML.

    • Ряд, перечисленных технологий, форматов файлов и шрифтов упомянутых вами, являются проприетарными. Их лицензирование и использование ограничено правообладателями.


    1. DabjeilQutwyngo
      11.01.2022 23:18
      +6

      Доступ к данным может быть реализован с помощью надстроек.

      Значит его нет: когда функциональность есть, она применяется без обращения в техподдержку. Пример – PowerQuery в MS Excel.


    1. Tembi4555 Автор
      12.01.2022 06:18

      Спасибо за комментарий. Действительно я неправильно указал данные про реестр ПО, перепутал колонки. Исправил. По 2 пункту в MS Office не нужно обращаться в поддержку для подключения к другим источникам данных и если у Вас есть такие надстройки, почему бы их не внедрить сразу в продукт, если я как пользователь куплю Ваш офис, зачем мне еще писать потом тех поддержку для получения доп опций, я хочу получить их сразу "из коробки". CSV и TXT согласен, но это абсолютно любой офисный пакет умеет делать.

      "В поддерживаемых форматах файлов МойОфис стоит также указать HTML" - на офисициальной странице вашего сайта нет данного формата https://support.myoffice.ru/faq/about-products/kakie-formaty-faylov-podderzhivayutsya-v-redaktorakh-myoffice/


      1. DabjeilQutwyngo
        13.01.2022 02:45
        +1

        MS Excel версии до 2016 включительно содержит ошибку в импорте CSV: не умеет правильно импортировать значения, содержащие двойные кавычки и переносы строки. А без этого, фактически, импорт CSV не считается, т.к. в подавляющем большинстве случаев такие значения встречаются в реальных данных. И достаточно единственного переноса строки, чтобы все последующие данные были неправильно импортированы. Поэтому мне приходилось реализовывать импорт CSV через PowerQuery, а ранее – на Perl через пакет для работы с OpenXML. Как верно заметили выше, проверять функциональность необходимо полностью. А для этого должна быть спецификация функциональности и тестов для её проверки.


      1. myoffice_ru
        13.01.2022 19:34

        Спасибо за исправления!

        В наших редакторах надстройки действительно не встроены и мы их не выкладываем в открытый доступ, так как они пишутся и распространяются под NDA, с учетом потребностей конкретных клиентов. При этом мы помогаем с написанием и интеграцией нашим коммерческим клиентам. Кроме этого у нас есть готовая база надстроек. Мы оказываем полный комплекс консалтинговых услуг и технической поддержки коммерческим клиентам.
        Информацию по HTML внесли https://support.myoffice.ru/faq/about-products/kakie-formaty-faylov-podderzhivayutsya-v-redaktorakh-myoffice/


  1. ewgeniy2004
    11.01.2022 20:23

    Можете подсказать в таблице 1 указано, что LibreOffice есть на Android. Где мне его найти?



    1. kompilainenn2
      13.01.2022 10:25

      Collabora пилит на основе ЛО версию под андроид https://play.google.com/store/apps/details?id=com.collabora.libreoffice&hl=ru&gl=US


  1. surVrus
    11.01.2022 20:50
    +4

    Все ясно и понятно, сравнение интересное. Однако я предлагаю сравнить не сами пакеты, а результат их работы. Ведь главным результатом работы является информация, представленная в виде того или иного документа или набора связанных документов. А сами пакеты - не более чем набор инструментов для реализации той или иной методологии работы с документами. При этом, "как я привык делать" менее значимо, чем "нужен комплект документов вот такого качества к такому сроку".

    Именно в методологии создания и работы с документами "собака и порылась". И именно для групповой работы (более 3 человек). Для работы 1 человека для себя - все что далее написано не важно.

    Если использовать привычную про-совковую методологию создания и обращения документов - то все равно каким пакетом пользоваться. Создаете более-менее стандартные шаблоны, более-менее гомогенные версии стоят у всех - и будет счастье. Пересылка, танцы с версиями типа "Презентация_последняя версия" и "Презентация_самая_последняя версия", потери и путаница старых или новых версий, внедренные картинки или графики, поплыло форматирование в таблице, которую использовали для рисования диаграмм, поплыло форматирование текста в документе на 200 страниц... И так далее, все хорошо знакомо тем, кто делает много документов в группе. Больше всего времени занимает именно пересылка и контроль версий, чем сама работа над комплектом документов. Ну и внесение потом изменений, в типа готовый комплект документов.

    Пример: создавали комплект документов для финансирования проекта. Это примерно 15-20 документов, около 300 страниц в сумме. Группа в 9 человек. Все документы - строго по установленным шаблонам фонда (Инвестора). По обычной методике (МС Офис, электронная почта, диск Гугл, авторы, редакторы, несложная схема документооборота) потратили примерно 240 нормочасов, вся работа сделана примерно за 2 месяца.

    Так было, но теперь используем новую методологию создания комплекта документов в группе. Прежде всего, это иная структура документации: главный документ и связанные с ним остальные документы (ISO 11005). Потом, использование Google Workspace для работы со всеми документами. И Wrike для "управления проектом" создания комплекта документов и для многомерной классификации документов. Такая классификация, плюс названия документов, плюс их содержание взято из стандарта IEC-61355. А обозначние объектов при разработке - ISO 81346. Конечно же доработали все эти стандарты под свою специфику.

    Результат: все то же самое (комплект документов для финансирования проекта), потратили примерно 65 нормочасов, вся работа сделана примерно за 3 недели.

    Да, новую методологию сложно внедрить на обычных офисных пакетах. Хотя с другой стороны, 10% функций Google Workspace вполне хватает для всей работы. Никаких сложных огромных документов, простейшее форматирование, нет проблем с внедренными объектами, нет проблем с версиями и форматами, не надо ничего никому инсталлировать, операционная система тоже роли не играет. И самое главное - полный контроль кто, когда и как работал над документом. И вишенка: нет кнопки "Сохранить". Но нужен интернет, это да... Пичалька...

    Вывод: если в рамках одной методологии сравнивать офисные пакеты, в которых в такой методологии используется 10% их функциональности - то все будет примерно одинаковым. Если же важен результат (документы вовремя) - то важны не пакеты, а именно методология работы с документами. Хотя новая методология приводит и к новым программам.


  1. ibm
    11.01.2022 21:03
    +4

    VBA – технология защищена Microsoft и является проприетарной, поэтому ни Р7, МойОфис и LibreOffice не могут поддерживать ее. И странно ждать от коммерческих продуктов поддержки устаревшей технологии работы с вложенными OLE- объектами. С 1996 технология переимнована в ActiveX и тоже проприетарна.


  1. BadR0b0t
    11.01.2022 21:26

    "Из диаграммы 3.1 видно, что наибольшее потребление ресурсов при работе с Р7-Офис, с открытием таблицы более чем 200 тысяч строк данная программа не справилась вовсе и выдала ошибку. Но, не смотря, на то, что Р7 занимает большее количество оперативной памяти, он быстрее чем МойОфис загружает документ и работает без зависаний в дальнейшем, при долгой загрузке какого-либо документа не зависает и дает возможность параллельно открыть другой документ. "

    1. если он не справился с этой задачей, то почему он в этой группе на графике есть (а он там есть)? Странно это все.

    2. меня одного смущает громаднейший пик по потреблению ОЗУ от МойОфис? Откуда тогда вывод о том, что Р7-офис- пожиратель оперативки? Может автор не так что-то написал или не то имел ввиду?


    1. Tembi4555 Автор
      12.01.2022 06:29

      По п.1 да, таблица просто не открылась, но все время попытки ее открыть, Р7 занимал чуть более 1 ГБ ОЗУ по монитору ресрсов. Поэтому решил оставить, может неправильно сделал.

      По монитору ресурсов, Р7 потребляет больше ОЗУ при открытии документов, но работает с документами быстрее. По факту, отклик быстрее на действия пользователя, чем у МойОФис. МойОфис при загрузке документа, потребляет меньше ОЗУ, но если это большая таблица, допустим более 1000 строк, то при прокрутке вниз, потребление начинает расти, соответственно, чем больше таблица, тем больше ОЗУ потребляется при работе с ней.

      Тут согласен, не совсем понятно описал. Нужно подумать над данным абзацем.


  1. VasiliyNN
    11.01.2022 23:06

    Очень необъективное сравнение. Сравнивать по наличию собственной СУБД текстовые радакторы как - то странно. Очень трудно перепроверить результаты, т.к. автор не дал ссылок на файлы, на которых он сравнивал разные редакторы. Совместная работа с документами вообще ни как не оценена. Онлайн работа с документами, то же никак не оценена. А в некоторых местах просто вранье - Либра откровенно плохо открывает MS документы, но все равно поставлена высшая оценка в поддержке форматов. Ну и т.д.


    1. kompilainenn2
      13.01.2022 10:17

      Возможно человек сравнивал по своим юзкейсам, а не проводил всеобъемлющее сравнение


  1. DabjeilQutwyngo
    11.01.2022 23:09

    1. Почему не проверяли поддержку PowerQuery (MS) и связанных с ним функциональных возможностей? Это мощнейший инструмент для сложного оперирования данными внути MS Excel. Им можно правильно распарсить CSV без тех ошибок, что заложены в MS Excel от рождения. Обрабатывать XML и множество других форматов. Получать документы по HTTP с авторизацией для последующей обработки. Использовать листы и таблицы MS Excel как таблицы БД. Вариантов применения много больше.

    2. Как работает плагин SaveToDB на альтертнативных платформах?
      Это единственный плагин для превращения MS Excel в платформу для разработки GUI к самым разным СУБД. Функциональные возможности в части подстановки данных и обновления по связям между данными и настроек уникальны.


    1. Tembi4555 Автор
      12.01.2022 06:31

      Я сразу написал, что это субъективное сравнение, исходя из моего опыта работы с данными продуктами, я не пользуюсь PowerQuery, поэтому и не рассматривал данный функционал.


  1. BadR0b0t
    12.01.2022 06:31
    +1

    еще одно замечание- сами оценки.Следовало бы пересмотреть систему оценок в сторону их веса. Разве они все равнозначны? Насколько важно для текстового редактора наличие собственной СУБД? Может общий вес именно этой оценки должен быть не 5, а к примеру 0.3? И потом, когда получаем суммарную оценку, картина будет выглядеть совсем по-иному. Автору в любом случае респект за проделанную работу, но хотелось бы видеть ее идеальнее что ли.


  1. wyfinger
    12.01.2022 07:57

    • Функция сравнения документов в MS Office Word работает сильно лучше чем в LibreOffice, в Excel тоже есть (в составе Inquire);
    • Excel нормально открывает документ в 300 Mb (~30 листов по 80 тыс строк цифр), при этом им вполне можно пользоваться, LibreOffice прибил после 5 минут ожидания открытия этого документа;
    • Word нормально работает с документами 150-300 страниц с обилием таблиц с обилием форматирования внутри ячеек, но раз в 2-3 часа приходится перезапускать Word, т.к. начинает подтупливать, LibreOffice подтупливает сильно больше;
    • Макросы в MS Office и то как легко ими пользоваться не идет ни в какой сравнение с остальными пакетами;
    • Приложения MS Office могут выступать в роли COM сервера и ими можно управлять откуда угодно, полно примеров по этой теме;


    Итого для простых задачь, типа писем, можно использовать любую из альтернатив, для серьезной работы это будет очень сложно.

    Но у MS Office другая проблема — видно, что приложения писали разные команды и есть отличия в некоторых функциях, есть ошибки которые не чинятся годами если не десятилетиями:
    1. Office Outlook — создание правил условного форматирования списка писем из VBA, соответствующие функции есть, но оно не работает;
    2. Office Excel в функции ExportAsFixedFormat (через COM) при экспорте в PDF нет параметра, отвечающего за режим совместимости PDF/A, в интерфейсе соотвествующая галочка есть;
    3. Office Visio при открытии документа в режиме только для чтения (через COM) не загружаются поля автора, темы документа и прочего — stackoverflow.com/questions/70487807/ms-visio-openex-method-open-method-flags;


    1. kompilainenn2
      12.01.2022 09:36

      • Excel нормально открывает документ в 300 Mb (~30 листов по 80 тыс строк цифр), при этом им вполне можно пользоваться, LibreOffice прибил после 5 минут ожидания открытия этого документа;

      А можно пример файла посмотреть?


      1. larasage
        12.01.2022 14:41

        Таки да, видимо какой-то специфический файл. Создал 30-листовой файл, по 80 тысяч строк и 16-17 колонок цифр - получился xlsx на 370Mb. Отрывается в libre за минуту. Сохраняется минуты 2-3...


        1. kompilainenn2
          12.01.2022 15:17

          Возможно в том файле было много тяжёлых функций, возможно вы юзали старую версию Либры. В последних версиях здорово подтянули производительность


          1. wyfinger
            13.01.2022 09:24

            Признаю, проверял на версии Libre 7.1.4.2, прождал около 40 минут, так и не открылся.
            Файл вот, здесь формул нет: disk.yandex.ru/d/wQjGswYE_m2D0w


            1. Borz
              13.01.2022 10:30

              версия LO 7.2.5.2 под MacOS - открыл за 1 минуту 35 секунд с сообщением, что в файле есть макросы

              MS Excel (версия 15.56 в составе Office 365) под MacOS открывал 3 минуты.
              В формат XLS пересохранил за 22 секунды, увеличив файл с 274 до 411 Мб
              В формат ODS пересохранить из XLS не смог - на третьей минуте матюкнулся что не может этого сделать с сообщением "Errors were detected while saving ’ПУТЬ_К_ODS_ФАЙЛУ’. Microsoft Excel may be able to save the file by removing or repairing some features"

              LO открыл уже XLS (который сохранил выше) за минуту и 40 секунд

              И макросов там реально нет - видимо были, но удалены и в потрохах файла осталась информация об этом, на что LO и ругнулся


              1. wyfinger
                13.01.2022 11:00

                Обновил Libre на 7.2.5.2 (win x64) — отрывает за полторы минуты и даже можно работать.
                Согласен, видимо действительно серьезно поработали над последними обновлениями в части работы с большими документами.


              1. Borz
                13.01.2022 11:17

                докину сюда, так как редактировать комментарий уже не могу.

                LO при открытии XLS на макросы уже не ругался - видимо при пересохранении из XLSX в XLS, данная секция почистилась. Пересохранить из XLS в ODS тоже не смог - спустя почтти 3 минуты ругнулся на наличие ошибок в файле

                Повторно LO открывал XLSX уже почти 2 минуты. В ODS из XLSX так же не смог сохранить - спустя 3 минуты сообщил об ошибке. И в XLS не смог сохранить - спустя 6 минут так ничего и не произошло, а дальше ждать не стал


                1. wyfinger
                  13.01.2022 11:36

                  Вообще при конвертации форматов, а также при попытке открыть файл, сохраненный с расширением не соответствующем формату файла (так могут делать старые программы, создающие документы Excel через COM) особенно в случае Excel и Calc, часто получаются ошибки:

                  1. При пересохранении XLSX в XLSX в LibreOffice (7.1) результат в Excel не открывается;
                  2. При пересохранении XLSX в XLS в LibreOffice результат в Excel открывает, но с сообщением «Обнаружена проблема с этим файлом. Редактирование может повредить компьютер». Также этот файл нельзя открыть в Excel посредством COM;
                  3. При пересохранении XLSX в ODS в LibreOffice результат открывается в Excel с ошибкой «Ошибка в части содержимого» и предлагает восстановить документ, в результате документ открывается нормально, но ломается область печати документа (это еще один старый баг Excel, связанный с локализацией, в русской локализации область печати сохраняется в именованном диапазоне «Область_печати», но при работе через COM с этой же локализованной версией MS Excel он ожидает именованный диапазон «Print_Area»). Но, наверное, сложно ждать от Excel 100% поддержки неродного для него формата ODS.


                  1. Borz
                    13.01.2022 12:26

                    в начале 2000-х частенько бывало на работе, что XLS "сбоил" и в MS Excel или не открывался, или переставал корректно открываться. Решал тем, что в OpenOffice открывал XLS, сохранял в ODF и сразу же сохранял в XLS обратно. После этой экзекуции MS Excel снова корректно работтал с этими XLS файлами.
                    Правда и файлы были не сильно большие - не больше 2-3 десятков мегабайт


            1. kompilainenn2
              13.01.2022 10:33

              в текущем местере (будущий 7.4) открыл за около 2 минут, да макросы скорее всего не будут работать, на кнопках макросов пропали надписи (что есть бага скорее всего). Но данные все целы. При этом Эксель около 1 Гб памяти сожрал, а Либра - почти 4Гб (но я этому расхождению не верю, проводил в свое время сравнение в линуксе, запуская МСО в вайне - примерно одинаково жрут офисы на одних и тех же файлах)


              1. kompilainenn2
                13.01.2022 11:00

                Зато при попытке пересохранения в ODS - выдал ошибку и завис =(


  1. Zed-nsk
    12.01.2022 09:55

    Вспоминается старый анекдот.

    - Сема, жарьте рыбу,

    - Так рыбы ж нет!

    - Рыба будет. Вы жарьте!

    А если серьезно, более половины юзеров потребовали себе MS Office для обеспечения специальных возможностей. Все такие специальные! По факту неохота мозг ломать в поиске нужных кнопок. Да, есть люди у которых много нажитого непосильным трудом в MS Access, но таких единицы.


  1. Maeu
    12.01.2022 12:04

    Да уж, видна «проработка», автор даже не проверил наличие программ в реестре. Например, Мой офис в реестре уже не первый год, а в сравнении написано, что его нет в реестре)


    1. larasage
      12.01.2022 12:50

      Автор уже ответил - "перепутал колонки" и в статье исправил


  1. globeit
    12.01.2022 17:22

    Р7 не редактирует сводные таблицы в файлах ODS, только читает, поэтому свойства таблиц у них с МойОфис не идентичны


  1. cross_join
    12.01.2022 19:06
    -1

    Быстродействие LibreOffice на "5", это не шутка? Стоит начать редактировать текстовые блоки в презентации на 20 слайдов с задержкой в 2 секунды на отрисовку или рукводство-книгу на 150 страниц...


  1. CheGevara
    13.01.2022 07:25

    А если добавить в сравнение подробный разбор работы с презентациями (и особенно совместимость и работу с видео и тп), то MS отрывается от всех далеко вперёд.

    У нас вот по работе сотрудники делают много презентаций с использованием разной мультимедиа. Не либре, не его (или опена) клон "Редактор презентаций" от МойОфис не справляются


    1. BadR0b0t
      13.01.2022 13:53

      а Р7?