Если ты часто задаешь себе вопросы вроде: Правильно ли я собрал главную страницу? Каким способом лучше выделить кнопку СТА чтобы она не потерялась во множестве объектов? Как направить пользователя в нужное место и управлять его взглядом? То попробуем разобраться вместе : )

Обычно статьи про психологию в дизайне или гештальт-принципы в дизайне - довольно искусственны и наполнены неживыми примерами. В этой статье я постараюсь исправить это недоразумение, что возможно позволит тебе получше в этом всем разобраться.

Вкратце про что поговорим: про Гештальт-принципы, про техники работы с вниманием пользователя, про ментальные модели, которым следует пользователь выполняя какое-то действие, и про все множество психологических моделей, которые влияют в конечном итоге на поведение юзера.

Всю эту непонятную субстанцию люди обычно называют: якорными объектами, психологическими эффектами, или же просто пятью, шестью, семью (и тд) советами для постройки дизайна.

Эти правила помогут упорядочить объекты и собрать эстетический приятный макет или визуал, спроектировать наилучшую навигацию. Их следует использовать как основные механизмы в проектировании.


Закон равномерной связи и закон общего региона

Когда элементы, которые соединены между собой линией, цветом или общей рамкой, ощущаются как единое целое. Элементы которые не входят в группу связей ощущаются как отдельные объекты от этой группы. Таким образом ты присваиваешь этой группе общие характеристики.

Важно! При объединении объектов не стоит прибегать к множественной группировке и близкому расстоянию, так как это ухудшит картину и создаст много дополнительного шума и переполненную компоновку.

Где хорошо применять этот принцип?

  1. Когда необходимо организовать/сгруппировать объекты, или выделить контент. Например: Выделение выгодного плана в подписках.

1. Пример с сайта Figma
1. Пример с сайта Figma
 1.1 Пример с сайта pipedrive
1.1 Пример с сайта pipedrive
  1. При создании логотипа или иконки. То есть, когда какие-то части будут отсутствовать, наш мозг все равно правильно прочтет изображение и дорисует нужные связи, а сами элементы, которые находятся на одной траектории и движутся в одинаковом направлении объединяют форму и создают законченный силуэт.
    Посмотри пример бабочки ниже: у бабочки мы на автомате дорисовываем крылья, хотя они состоят из разных элементов.
    Главный принцип – простота фигуры. Делаем так, чтобы сложные объекты образовали что-то более простое.
    Например: логотипы с сайта Dribble

 2. Логотипы с сайта dribble
2. Логотипы с сайта dribble
  1. В тексте. Когда создавалась эта статья я использовала принцип равномерной связи. Мои заголовки и тексты связаны между собой. Отступы между блоками текста позволяют тебе быстро сканировать статью и выделять важную для тебя информацию. Например: статья на тильде

3. Пример с сайта Tilda
3. Пример с сайта Tilda
  1. На сайте. Например, когда нужно выделить форму обратной связи, форму входа или подписку. Обрати внимание, что формы чаще всего заключены в рамки или выделены ярким бэкграундом.

    4. Вход и  СТА на сайте pipedrive
    4. Вход и СТА на сайте pipedrive
    4. Регистрация сайте pipedrive
    4. Регистрация сайте pipedrive

Закон подобия

Это когда наши глаза воспринимают одинаковые по своей форме объекты во что-то целостное, когда объекты разделены в пространстве. Я бы отнесла его больше к креативному применению. Но он так же может использоваться и в меню. Например на сайтах, или в мобильных приложениях.

Важно! При проектировании учитывать, что твои кнопки, ссылки и элементы навигации отличаются от обычных объектов и текстовых блоков. Не только визуальные объекты должны следовать этому закону, но и анимация навигационных блоков, ссылки, кнопки при наведении – должны принадлежать разным группам.
Это позволяет понять, что разные фрагменты связаны между собой. Как только обнаруживается, что один из них является ссылкой, пользователь легко может перейти в нужную область.

Примеры использования эффекта.

  1. На главных страницах сайта. Здесь линеарная графика расположена в разных местах, но воспринимается как одно целое за счет стилевого написания фигур. Во втором примере карточки с рисунком расположены в разных местах, но составляют единую композицию.

    1. Пример с сайта dribble
    1. Пример с сайта dribble
    1. Блоки в меню помогают разделить информацию на разные категории, что позволяет легко сканировать нужный раздел.

      2. Пример сайта Asos
      2. Пример сайта Asos

     

Закон близости в пространстве

На первый взгляд может показаться что этот принцип очень похож на предыдущий, но это не так. Здесь в основе лежит правильное использование белого пространства. Суть в следующем: расположенные рядом объекты группируются вместе чтобы зашифровать какую-то логику, или общее сходство между собой. Даже если объекты имеют разную форму их объединяет общее пространство, создавая целостную группу объектов. 

Важно! В момент проектирования адаптивного дизайна, обращай внимание на связи групп! Они не должны теряться! Допустим ты спроектировал десктоп-версию, и разделил объекты на связанные группы. В десктоп-версии все отлично. Пространства достаточно чтобы это сделать заметно. Но при переходе в мобильное проектирование, ты можешь обнаружить, что потерялись связи. Сразу же становится понятно, что это из-за нехватки места. Для избежания таких случаев, например, можно применить методолгию mobile first.
Данный эффект сильнее чем закон подобия (тот что с использованием разных цветов форм), поэтому всегда старайся комбинировать его.

Где применяется этот принцип?

  1. В информационных статьях. В них очень хорошо прослеживается к какой группе относятся блоки новостей, хотя не все объекты имеют сходство по своей форме. Обрати внимание как работает пустое пространство. Оно помогает разделить категории новостной ленты.

1. Пример новостного сайта
1. Пример новостного сайта
  1. В листинге товаров. Мы четко различаем категории продуктов основываясь на общем признаке. Или при оформлении заказа (в чекауте) хорошо использовать этот принцип, выделяя разные группы объектов, объединяя их в одно пространство.
    Например: Утконос выделяет свои категории товаров, а Скилбокс отделяет карточки товаров от фильтров, объединяя категории общим дизайном и разными отступами между блоков.

    2. Сайт Утконос
    2. Сайт Утконос
2.1 Сайт Скилбокс
2.1 Сайт Скилбокс

В дизайне ты всегда будешь использовать несколько законов UX-проектирования. Обычные шаблоны с нарисованными кружочками и квадратиками не помогут тебе глубоко понять их. Практикуй свои знания на разных работах. Постарайся проанализировать свои работы или работы коллег. Я, ежедневно пользуюсь разными веб-сервисами, и уже привила себе привычку сразу же постараться раскопать что-то в чужом дизайне. Именно это помогает мне быстро ориентироваться в собственных проектах.

 В следующий части я расскажу, как эффективно проектировать интерфейсы охватывая еще одну важную часть – когнитивную психологию. У которой тоже есть различные психологические объекты внимания, восприятия, памяти и способности решать проблемы.

Комментарии (4)


  1. amarao
    04.04.2022 12:30
    +1

    У меня ощущение, что тут только "красоты". А где UX?

    Вот, например, ux для самого популярного приложения в мире. Вам не кажется, что его UX сильно отличается от вашего?


    1. Nikita_64
      04.04.2022 13:41
      +1

      В конце статьи

      2. В листинге товаров. Мы четко различаем категории продуктов основываясь на общем признаке.
      Разве гугл не похож на это?
      И статья — часть первая, про гештальт. Жду продолжения про UX.


    1. z0ic
      05.04.2022 02:00
      +1


      1. cyberliberty
        05.04.2022 14:10

        Жаль, что не могу плюсануть))