Криптовалютам и блокчейну однозначно суждено изменить мировой платежный рынок. При этом надо отметить, что большинство платежных систем оказываются заметно дальновиднее как государства, так и банков по вопросу будущего «крипты». И неудивительно — ведь институты, полностью выстроенные на обращении фиатных денег, с трудом воспринимают «крипту» как что-то реальное — в том числе и относительно причиняемого ею вреда.

В нашем материале мы рассмотрим, как регулируется обращение и использование криптовалют в странах Содружества Независимых Государств, в том числе с учетом санкций после начала событий на Украине, а также поговорим о том, как и куда на пространстве СНГ в создавшихся условиях можно релоцировать свой криптобизнес.

Азербайджан

Согласно исследованию компании TripleA, число пользователей криптовалют в Азербайджане составляет чуть менее 99 тысяч человек, или 0,97% всего населения страны. Столь малая численность криптовладельцев, разумеется, не способствует желанию властей отрегулировать этот сектор — зачем обращать внимание на то, что существует, по сути, в рамках статпогрешности?

Как объясняет экономист Рашад Гасанов, у неразвитости азербайджанского крипоторынка есть несколько причин, и в первую очередь — неразвитость финансовых и инвестиционных рынков. Жители страны попросту не приучены пользоваться финансовыми инструментами за пределами банкинга, и на “крипту” это распространяется в полной мере. “Мы говорим о населении с 11 миллионами банковских карт, и при этом 10 миллионов этих карт используется только для обналичивания. В таком обществе новые технологичные продукты не вызывают интерес среди населения”, — говорит Гасанов.

Также эксперт отмечает, что распространению криптовалют сильно мешает налоговая система Азербайджана, согласно которой покупка и продажа “крипты” рассматриваются как сделки с иностранными резидентами, подлежащие налогообложению. По словам Гасанова, участники рынка входят на него с минусом в 10% по сравнению с криптопользователями из других стран, “и ваш шанс получить доходы от криптовалют автоматически снижаются на 10%”.

Тем не менее, перспективы использования криптовалют в Азербайджане имеются — в частности, Центральный банк страны уже создал для их изучения специальную комиссию. Она должна принять дорожную карту для регулирования криптовалютного рынка, после чего ожидается принятие решения о его совершенствовании и развитии.

Армения

А вот соседняя Армения, по мнению экспертов, может стать одним из мировых центров по развитию блокчейна и криптовалют. Еще пять лет назад в стране создали Комитет по блокчейн-технологиям, а в начале 2018 года армянский Минфин совместно с группой экспертов создал специальную рабочую группу по изучению крипторынка (JAF Crypto Market Intelligence Unit – JAF CMIU). И, хотя специальной нормативной базы по обращению цифровых валют в стране нет, но одновременно с этим и нет официального запрета на их хождение.

По мнению первого преподавателя курса FinTech в Гонконге, Генри Арсланяна, Армении вполне по силам стать одним из мировых лидеров блокчейн- и криптоиндустрии. В качестве примера можно привести некоммерческую организацию Nooor Blockchain Armenia, которая объединяет стартаперов, энтузиастов и разработчиков на ниве любви к блокчейну. Нельзя не упомянуть также специальную экономическую зону ЭКОС “Раздан”, специально ориентированной на высокотехнологичные IT- и финтех-разработки, включая блокчейн. Таких зон на пространстве СНГ в настоящий момент очень мало — можно вспомнить разве что Белоруссию, но о ней мы поговорим чуть позже.

В октябре прошлого года кандидат в члены Совета Центробанка Армении Артак Манукян заявил на заседании парламента страны, что “крипту” нужно обязательно облагать налогом. “Во многих странах с целью сбора налогов уже учитываются и майнинг, и криптовалюта. Конечно, эти налоги легче собирать там, где внедрены всеобщие налоговые декларации, но и на этом фронте работ мы должны действовать”, — сказал он.

Таджикистан

Как и в других странах Содружества, формального регулирования криптовалют здесь не имеется, поэтому все держится на действиях криптоэнтузиастов. Однако, по их словам, в Таджикистане мало кто понимает потенциальную выгоду как от майнинга “крипты”, так и от ее обращения. Плюс к этому, существуют достаточно серьезные проблемы с бесперебойностью интернета (без доступа к которому, разумеется, никакая криптодеятельность попросту не имеет смысла).

“С такими условиями, с таким интернетом, как у нас создавать структуры блоков в блокчейне для обеспечения работы криптовалютных платформ очень сложно, я бы сказал невозможно... Не все понимают, что почти никого нет, кто понимал бы, что на этом можно как-то заработать, поэтому не станут вкладывать деньги, а банки вовсе не дают кредиты для майнинга. Это всё равно, что попасть на машине времени в древность и объяснять всем, как пользоваться Интернетом и что это такое, при этом опасаясь инквизиции”, — рассказывает майнер Фаррух Усманов.

При этом, при наличии политической воли, либеральной правовой базы и нормального кадрового обеспечения, Таджикистан мог бы стать одним из лидеров мирового майнинга, подобно России и Казахстану, поскольку обладает большими запасами дешевой электроэнергии. В разговоре с изданием “Азия-Плюс” экс-замминистра экономического развития страны Каримджон Ахмедов рассказал, что в свою бытность чиновником выдвигал идею подконтрольной государству лимитированной криптоэмиссии, привязанной к киловатт-часу, которую предложил ему один из крупных частных инвесторов. Но предложение не нашло отклика у официальных таджикских властей. 

Белоруссия

В Белоруссии криптовалюты легализованы с декабря 2017 года после принятия Декрета о цифровой экономике. Отрасль освобождена от налогов до 2049 года, а граждане страны не только могут владеть цифроденьгами, но и менять, покупать и продавать их за белорусские рубли и валюту. Декларировать такие действия официально не нужно.

Однако еще после подписания декрета эксперты высказывали сомнения в том, что официальный Минск станет таким уж раем для криптоинвесторов. “В Белоруссии очень дорогая электроэнергия, поэтому майнинг там развиваться не будет. Они легализовали оборот биткойна, это немножко другая история. Могла бы в принципе появиться такая «офшорная зона» для биткойна, но Белоруссия – не самая надежная территория для офшорных зон. Оттуда же очень много уехало ИТ-компаний, потому что они почувствовали давление со стороны властей на их собственность”, — отмечал российский бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Теперь же, после массовых протестов лета-2020, задержания оппозиционного журналиста Романа Протасевича с последующей авиаблокажой Белоруссии и массовым введением санкций, а также разразившегося этой зимой миграционного кризиса на польско-белорусской границе, перспективы “крипторая” в этой стране уже не выглядят столь же блестящими, как раньше.

Казахстан

Парадоксально, но в этой стране также отсутствует какое бы то ни было правовое регулирование обращения криптовалют — и это несмотря на то, что Казахстан занимает второе место в мире после США в доле хешрейта BTC.

Еще в ноябре 2021 года, до того, как в республике начались массовые протесты и погромы, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями казахских инвестиционных кругов отмечал, что криптовалюты – это фактор, который нельзя игнорировать, но необходимо трезво оценивать риски и потенциал их влияния на действующую финансовую систему. «Поэтому следует возобновить работу по формированию сбалансированных регуляторных условий для создания криптобирж в нашей стране. Иначе получается, что по добыче криптовалют мы страна номер два в мире, а финансовой отдачи практически не видим», — заявил Токаев.

Январские протесты, во многом связанные с энергетическими кризисом, могут привести к переделу “степного” крипторынка, пишут журналисты ВВС. Здесь, как и в Белоруссии, развитие ситуации с “криптой” во многом будет зависеть от общей экономической и инвестиционной политики властей, которые столкнулись с общенациональным кризисом доверия.

К тому же, как подчеркивает вице-министр цифрового развития и инноваций Казахстана Асхат Оразбек, пик майнинга в стране уже практически достигнут. “Майнинг в Казахстане сейчас в основном потребляет так называемую "грязную" энергию. Дальнейшее развитие будет возможно только после строительства инфраструктуры "зеленой" энергетики… Электроэнергия не бесконечна. Еще в 2019 году был профицит, а сейчас о профиците говорить уже не приходится. Поэтому на каком-то объеме майнинга мы остановимся”, — говорит чиновник.

Россия

Россия имеет конкурентные преимущества в майнинге, заявил Владимир Путин на совещании с членами правительства 26 января. Он подчеркнул, что страна обладает профицитом электроэнергии и подготовленными кадрами. Напомним, что РФ занимает третье место в мировом рейтинге хешрейта биткоина (11% против 35 у США и 18 — у Казахстана).

«Я бы попросил правительство России и Центральный банк в ходе дискуссии прийти к какому-то единому мнению и сообщить о результатах, которые в ходе этой дискуссии будут достигнуты», — отметил президент.

Позднее Центробанк сообщил, что ознакомился с дорожной картой Минфина по регулированию оборота криптовалют в России, но по-прежнему выступает за полный их запрет. В регуляторе считают, что несмотря на позицию президента РФ, поручившего правительству и ЦБ договориться на тему "крипты", и на то, что дорожная карта поддержана всеми ведомствами, включая Минфин, Минэк и Генпрокуратуру, все еще существует необходимость "подготовить федеральный закон, устанавливающий запрет на выпуск и обращение на территории Российской Федерации частной цифровой валюты, а также определяющий ответственность за нарушение данного запрета".

Парадоксально, но факт: хотя криптовалюты (цифровые валюты) уже в ст. 1 Закона о цифровых финансовых активах (действующего в России с 1 января 2021 г.) определены как то, что можно принимать в качестве средства платежа, такое использование далее запрещено.. самим же этим Законом!.. В ст. 14 установлен запрет для российских резидентов (как физических, так и юридических лиц) принимать криптовалюту «в качестве встречного предоставления за товары, работы, услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)». Скорее всего, законодатель таким образом попытался ограничить использование «крипты» в коммерческом обороте, между ИП и юридическими лицами. «При этом обмен одной криптовалюты на другую, равно как и использование криптовалюты для расчетов по иным сделкам (например, оплата криптовалютой лицензионного договора, покупка ценных бумаг или внесение криптовалюты в имущество юридического лица) по букве нового закона не запрещены».

Легализация владения криптовалютой под контролем государства не сделает ее законным платежным средством, но позволит по крайней мере части российских владельцев “крипты” превратить ее в инвестиционные активы на общую сумму примерно в 2 трлн рублей.

Де-факто идея Минфина состоит в объявлении частных криптовалют инвестиционным активом, операции с которыми регулируются так же, как операции с фиатными деньгами или биржевыми инструментами. Это обязательная идентификация участников, процедуры KYC/AML, контролируемые в российской юрисдикции «шлюзы» конвертации криптовалют в законные средства платежа (рубли, иностранную валюту), налогообложение и административная и уголовная ответственность за выход из этого периметра.

15 апреля ведомство Антона Силуанова представило новую версию своего закона о криптовалюте. И, хотя чего-то принципиально нового в нем эксперты не увидели, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что российский криптобизнес опять получил не то, на что он рассчитывал.

Как полагает наш партнер Михаил Быстров (Третьяк), руководитель практики FinTech & Crypto, "обновленный законопроект в принципе не является дружелюбным ни по отношению к пользователям, ни по отношению к бизнесу". До сих пор окончательно неясны требования к операторам торговой платформы или обмена цифровой валюты, но уже сейчас понятно, что для большинства участников рынка они будут бессмысленны и сверхзатратны, открывая дорогу лишь "избранным".

«Видны как возможности коррупционных злоупотреблений со стороны операторов, которые могут признавать лиц профприобретателями «за мзду», так и со стороны государства, которое сможет обращать слишком пристальное внимание на таких профприобретателей «из реестра». Наконец, приобретатели по российскому праву у нас бывают добросовестные и недобросовестные, и подобная новелла с «профессиональными приобретателями» выглядит как минимум нелепо», — считает он.

К этому можно добавить и тот факт, что законопроект вводит требование официальной сертификации криптокошельков, но на нее опять же не пойдет практически никто из российского криптосообщества, поскольку все кошельки, в том числе холодные, почти наверняка будут признаны, в случае принятия документа, «средствами криптографической защиты информации». А это автоматически означает, что сертифицировать ваши кошельки должны будут ФСБ И ФСТЭК. Разумеется, энтузиазма среди владельцев крипты это вызвать не может - по вполне понятным причинам.

Вот и получается, что в споре о крипте Минфин и ЦБ, похоже, расписали договорную ничью. С одной стороны, крипта в России не будет запрещена к обороту, и майнинг, скорее всего, будет признан легальным видом деятельности. Но с другой - количество запретов и регуляций будет в таком виде и объеме, что поневоле задашься вопросом: "А реально ли вести в этой стране криптобизнес, оставаясь свободным?". 

И тут мы плавно переходим к вопросу о релокации криптобизнеса за пределы РФ в нынешних условиях. Спойлер: будет непросто, но отнюдь не невозможно.

Крипторегулирование и санкции

Несмотря на то, что в некоторых странах СНГ на данный момент условия ведения криптовалютного бизнеса благоприятны, для российских резидентов во многих юрисдикциях санкционные меры не позволят в полной мере являться полноправным участником криптооборота.

Так, введенные в ЕС и США санкции коснулись также криптовалюты и ее оборота с участием российской валюты и российских резидентов. Пятый пакет санкций ЕС (расширенный запрет на вклады в крипто-кошельки), санкции США в отношении российских бирж, а также заявление Wall Street Journal, что администрация Байдена находится на "ранних стадиях" изучения санкций в отношении российской криптоактивности, лишь свидетельствует о дальнейшем усилении ограничения представительства российского бизнеса в сфере криптовалюты.

В связи с уже введенными ограничениями централизованная торговля криптовалютой для российских резидентов стала практически невозможной. Криптобиржа Biance ограничила в рамках пятого пакета ЕС доступ для российских граждан, компаний в отношении аккаунтов с балансом более €10 тыс и возможность осуществлять ввод средств и торговать на бирже. Ранее, европейская платформа BTC-Alpha, криптовалютные биржи KUNA, Qmall, Coinbase, FXT, площадка CEX IO так или иначе прекратили сделки с российской валютой или российскими резидентами.

И США, и ЕС заявили, что операции с криптоактивами будут исследоваться на предмет обхода санкций. Американское агентство по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) опубликовало официальное предупреждение в адрес финансовых учреждений США о том, что Россия может попытаться уклониться от санкций при помощи криптовалюты. ЕС также обсуждает усиление контроля над присутствием российских резидентов на крипторынке и сообщило, что те, кто обменивает криптовалюты, переводит или предлагает связанные услуги, являются пособниками попыток обойти санкции[4].

Введенные санкции могут привести к тому, что и в вышеперечисленных юрисдикциях СНГ российские резиденты не смогут осуществлять криптодеятельность, если страна в рамках общей политики будет ограничивать возможности релокации бизнеса из России. Также многие компании, возможно, откажутся сотрудничать с представителями российского бизнеса, рискуя попасть под вторичные санкции.

Замруководителя администрации президента Казахстана заявил о введении дополнительного контроля за российскими инвестициями, направленными в Казахстан для обхода санкций ЕС и США. Власти Армении не делали никаких радикальных заявлений в отношении России, но заместитель председателя Центрального банка закавказской республики Ованес Хачатрян заявил, что операции внутри Армении для российских резидентов не ограничатся, и Армения может стать комфортной юрисдикцией для открытия бизнеса. Власти Азербайджана и Таджикистана не делали каких-либо заявлений в отношении введенных санкций, а Беларусь открыто поддерживает Россию.

Можно сделать вывод, что релоцировать криптобизнес в страны СНГ на данный момент представляется возможным, так как большинство из них, сохраняя политический нейтралитет, не препятствуют экономической деятельности российских резидентов на своей территории. Тем не менее, ситуация может измениться, и при принятии решения о релокации криптобизнеса, фактор экономической политики юрисдикции в отношении санкций, введенных ЕС и США против России следует учитывать.

Узнать еще больше подробностей о том,в какие из упомянутых в этой статье государств СНГ можно релоцировать крипто- (и не только) бизнес, вы сможете 30 мая в 18:00 мск на специализированном вебинаре «Бизнес за границей: открытие и релокация», где вы узнаете о следующих темах:

1️⃣ Сложно ли предпринимателю выйти за рубеж? 

2️⃣ Страны с низкой стоимостью открытия бизнеса 

3️⃣ Где легко развиваться стартапам? 

4️⃣ Направления для наиболее комфортного проживания и ведения бизнеса 

5️⃣ Рабочие визы и ВНЖ для владельцев компаний

Зарегистрироваться для участия вы сможете успеть здесь: https://relocation.drc.law/

Комментарии (1)


  1. hip495
    25.05.2022 08:52

    Мне лично сложно понять перспективы майнинга. Неконтролируемая правительством система слабые шансы имеет на глобальное признание.

    Что же касается цифровизации рубля, создания национальной валюты на основе блокчейна, то это вполне реально, но при этом глобально ничего не изменится, так как ни крипта ни рубль де факто ничем не обеспечены. Если в старые времена в каждой монетке содержался реальный драгоценный металл серебро или золото, то с начала 20 века фантики являются лишь символами. А в России рубль даже от нефти отвязали в 2018 году. Поэтому что его обеспечивает не понятно. Такая же ситуация и с национальной криптой будет - большой финансовый мыльный пузырь.