Казахстан - это крупнейшая после России страна из блока бывшего СССР. Кроме территории Казахстан может похвастаться четвертым местом по индексу человеческого развития (опять же, среди стран бывшего Советского Союза), опережая Россию и оставаясь позади только стран Балтии, а так же пятым местом по ВВП на душу населения.

В мае я отправился в страну степей, чтобы посмотреть на самый процветающий здесь город - Алматы. В этой статье я расскажу, как живется в культурной столице; как часто вы будете здесь видеть языковые патрули; что из себя сейчас представляют правительственные здания, сожженные в январе; и, самое главное, как все-таки правильно: Алматы или Алма-Ата?

Как я здесь оказался

В феврале я решил, что отличной идеей будет немножко пожить в Кыргызстане. Здесь я провел два с половиной месяца, оформил себе временную регистрацию, получил банковскую карту, разобрался, как открывать ИП и работать по удаленке, и, в принципе, неплохо провел время. Обо всем об этом я добросовестно рассказал здесь же на хабре.

К середине мая пришло понимание, что, вероятно, резких изменений в ситуации мы в ближайшем будущем не увидим, и текущее положение дел затянется надолго. Поэтому я принял решение посмотреть другие близлежащие страны, дабы составить о них более полное представление. Начать решил с Казахстана, поскольку уже находился в Бишкеке. Отсюда до Алматы всего 250 километров или несколько часов езды. Регулярные автобусы между странами еще по какой-то причине не ходили (на момент написания статьи уже курсируют), хотя сухопутные границы были открыты. Самолет - дорого. Поэтому отправился на такси. Да, на такси дешевле раза в два, чем на самолете. И, вероятно, быстрей и удобней. Стоило мне это 5 тысяч сом (на тот момент приблизительно 4 тысячи рублей).

8 июня Казахстан отменил требования о проверке паспорта вакцинации или ПЦР-теста на границе, но я сюда въехал за несколько недель до этого. Мой COVID-сертификат проверяли ровно 0.5 секунд. Очевидно, по моему честному лицу было ясно, что я подделку показать просто не могу. Позже я поинтересовался, что делают с людьми, которые приехали на границу без сертификата. Мне рассказали, что таких затейников пропускают, но садят в подставные такси. Формально эти такси должны везти в ближайшую поликлинику для прохождения теста. На деле же с путешественников пытаются стрясти чем больше, тем лучше. Кто-то не платит ни копейки, кто-то боится последствий и поддается на шантаж. В общем, весело у них тут на границе.

Итак, такси. Шли часы, пейзаж гор в окне сменялся пейзажем других гор. А затем еще других гор. Вывески на зданиях менялись чуть охотнее, чем пейзаж. "Дарыкана" (аптека) превращается в "дәріхану", "ашкана" (столовая) - в "асхану".

Уже на въезде в Алматы было очевидно, в насколько более богатую страну я въехал. Я успел полюбить Бишкек, но отрицать, что Алматы гораздо более развит и комфортен для проживания, было бы абсурдно.

Каково гуляется по Алматы

То, что у Казахстана высокое ВВП и много нефтедолларов, - это, конечно, здорово. Но конвертируется ли это богатство в удобство и комфорт? Как гуляется по городу? На самом деле, шикарно. Здесь гуляется очень хорошо.

Прекрасные тротуары, удобные перекрестки, подземные переходы с освещением, украшенными стенами и легкой музыкой из колонок.

Типичный подземный переход с освещением, украшенными стенами и легкой музыкой из колонок
Типичный подземный переход с освещением, украшенными стенами и легкой музыкой из колонок

Здесь есть очень приятные длинные пешеходные улицы в центре города: Жибек Жолы и Панфилова. Каждые пару кварталов попадаются парки и скверы. Много зелени.

Просто случайная улица
Просто случайная улица
Пешеходная улица Жибек Жолы
Пешеходная улица Жибек Жолы

В моей статье про Бишкек, где я критиковал отсутствие культуры вождения и то, что водители подрезают пешехода и сигналят ему, мне писали, что в Казахстане такая же картина. Может быть, это верно для других городов, но не для Алматы. Здесь очень комфортно гулять и конфликтов водитель-пешеход почти не возникает. По крайней мере, в центре. Не думаю, что водители Бишкека и Алматы так сильно отличаются, и приписываю такую разницу в трафике городскому планированию.

Стандартный перекресток
Стандартный перекресток

Помимо опции "погулять пешком" здесь также много оборудованных велодорожек. Как и в Москве, Лондоне и других крупных городах, - есть точки, где можно взять велосипеды напрокат. Помимо велосипедов есть самокаты на шару. Что меня удивило, они просто стоят на краю тротуаров, никуда не прикрепленные. Вероятно, решили сэкономить на инфраструктуре для них.

Одинокий самокат. Ищет друзей
Одинокий самокат. Ищет друзей

Также бросается в глаза огромное количество спортивных площадок повсюду. Причем могу только похвалить качество. Снаряды хорошо ложатся в руку, установлено нормально покрытие, чтобы не покалечиться в случае падения.

В общем, как вы уже, вероятно, поняли, мне очень понравилось гулять по Алматы! Пока не пошел дождь. На второй день пребывания здесь внезапно начался ливень, и я вынужден был спрятаться в ближайшем подземном переходе. Спустя всего полчаса ожидания я смог покинуть свое временное убежище и подняться на поверхность. Но только лишь для того, чтобы лицезреть, как приятный азиатский город, к которому я уже начал привыкать и притираться, превратился в настоящий водный апокалипсис. Затопленные дороги. Затопленные тротуары. Затопленные автобусные остановки.

Адъ
Адъ

Люди шли по щиколотку в воде; кто-то решил идти босиком; я видел людей, которые нацепили себе на ноги целлофановые пакеты (жалко не сфотал, было не до того). Мне оставалось до дома всего метров 300-400, но я физически не мог до него добраться, пришлось вызывать яндекс-такси, где из-за внезапного спроса цена подскочила в 4 раза.

Вечером того же дня я прочитал в казахстанских новостях, что всему виной забитые арыки, за которыми не было должного ухода. В Алматы, как и во многих других городах Средней Азии (Бишкек, Ташкент и т.д.) используются арыки, и в этот раз они со своим предназначением не справились.

Меня это приключение на пустом месте очень впечатлило. Я посмотрел прогноз: обещали дожди каждый день на протяжении двух недель. Поэтому в тот же вечер я купил себе зонт и все последующие недели ходил всегда с ним. Надо ли говорить, что в ближайшие дней 10, вопреки прогнозу, больше никакого дождя не было? Тут совершенно очевидна корреляция между наступлением дождя и тем, таскаю я зонт или нет. Поэтому я собой горжусь и готов принять благодарность за свой вклад в предотвращение ливней в Алматы. Переименования какого-нибудь переулка в честь этого подвига будет вполне достаточно.

Кстати, по поводу переименований.

Алматы или Алма-ата

После распада СССР много чего было переименовано. Улицы, площади, города. Казахстану это особенно понравилось, он вошел во вкус и его было не остановить.

Гурьев превратился в Атырау, Шевченко - в Актау, Семипалатинск - в Семей и т.д. и т.п.

Самая интересная история связана с Целиноградом, который сначала вернул себе название, близкое к историческому: Акмола. Потом, по случаю того, что этот город стал столицей, ему дали соответствующее имя: Астана, - что в переводе с казахского означает "столица". На этом, однако, решили не останавливаться, и Астана превратилась в Нур-Султан.

С Алматы все еще чуть запутанней. До 1993 года город назывался "Алма-Ата" на русском и "Алматы" - на казахском. В 1993 в Казахстане решили для обоих языков использовать наименование "Алматы". При этом в российских официальных документах южную столицу до сих пор называют "Алма-Ата". Российские СМИ используют оба варианта. Я в своей статье - тоже. Общий уровень энтропии сам себя не поднимет.

Название города происходит от слова "алма", что означает "яблоко". Поэтому в Алматы вы увидите большое количество отсылок к яблокам: плакаты, граффити и статуи.

Но вернемся к столице.

Нур-Султан

Я бы сказал, что Астана была переименована в честь первого президента больше из-за того, что переименования здесь обыденны, но это не будет полной правдой.

На Площади Республики расположен Монумент Независимости, а в его основании лежит еще более интересный артефакт: бронзовая книга с отпечатком ладони бывшего президента. Деликатно скажем, что такое вы увидите не во многих странах.


Если оторвать свой взгляд от памятника, развернуться и посмотреть через дорогу, открывается другое занимательное зрелище: сгоревший акимат. Это одно из зданий, которое пострадало в результате январских событий. Чтобы не смущать случайных прохожих, акимат накрыт тканью.

Когда стоишь в центре города и созерцаешь эту картину, сложно поверить, что еще несколько месяцев назад здесь каталась военная техника и погибло более сотни человек. Сейчас город живет обычной жизнью. Гуляет молодежь, поют птички.

Если вы следили за теми протестами и до сих пор не понимаете, что же там произошло, то не переживайте: в Алматы этого тоже никто не понимает. Единственное, с чем согласны более-менее все, - это то, что бывший президент отошел от власти, и то, что официальные версии произошедшего очень сомнительны (кому интересно покопаться, гуглите, например, "Викрам Рузахунов").

И еще совсем немножко про политику

Год-два назад политические обозреватели часто подмечали сходство российской и казахстанской политических систем. Для них даже название специальное придумали: "информационные автократии". Кстати, этот термин со сцены впервые прозвучал именно здесь, в Алматы.

Похоже все: выборы, вектор законотворчества, отношение к митингам, пресса и даже расслоение населения по политическим предпочтениям.

Из интересных событий, которые я наблюдал, пока был в Казахстане, - это подготовка к референдуму. На каждом углу стояли баннеры, призывающие граждан выполнить свой гражданский долг и сходить на голосование высказать свое мнение. Сами алмаатинцы при этом решительно не понимали: зачем? Казахстанский интернет пестрил видео, где люди пытались анализировать, а что вообще поменяется-то? Зачем этот референдум? Собственно, это отразилось на явке. Алматы показала рекордную явку: 20%. Это в 2 раза ниже официальной средней по стране.


По поводу внутренней политики, пожалуй, на этом закончу. Давайте теперь поговорим о национализме. Все, кто хоть немножко следит за новостями, гарантированно слышали про

Печально известные языковые патрули

Эта тема широко освещалась в российских СМИ. Группа молодых людей ходила по магазинам, искала продавцов, которые не говорят на казахском, и начинала трепать им нервы. Все закончилось тем, что организатор этих патрулей, Куат Ахметов, уехал из Казахстана, т.к. на него было возбуждено уголовное дело по статье о разжигании межнациональной ненависти.

При этом сказать, что это была какая-то совсем группа маргиналов, которых все осуждают, нельзя. У их интернет-творчества есть значительные просмотры и сотни одобрительных комментариев.

Мне лично одна девушка чуть моложе меня рассказывала: "Я, конечно, не расист, но почему русские не учат казахский язык? За всю мою жизнь ни один подошедший ко мне русский никогда не заговорил со мной на казахском!"

Подводя итог этой противоречивой теме, скажу, что не вижу, чтобы русскоговорящие (а это не только русские, но и беларусы, молдоване, и т.д.) подвергались какой-то опасности в Казахстане, но обида на то, что русские не учат казахский, есть. При чем есть она именно у молодежи, и я не вижу ни одной предпосылки, почему это недовольство должно спасть в будущем. Поэтому для себя я сделал пометку: если соберусь жить в Алматы, очень желательно выучить казахский хотя бы до уровня B1.

Вкратце о демографии

Казахстан - это светское государство. Преобладающая религия здесь ислам, но общество действительно светское. Женщины в мусульманских одеяниях попадаются, но их количество гомеопатическое. Мне кажется, что бурок здесь даже еще меньше, чем в Бишкеке.

В Алматы русских 24%, что больше среднего по стране (20%). Однако на севере страны есть города, где русское население достигает и 40%.

По-русски говорят в городе все. Очень много табличек и надписей на русском языке, хотя казахского гораздо больше. Очень часто надписи только на казахском без перевода на русский. Государственным языком является только казахский, но русский тоже может быть официально использован органами власти.

Еще в 2006 году из уст Нурсултана Назарбаева прозвучали слова о том, что надо бы перейти на латиницу. Но этот процесс постоянно откладывается. В Алматы всё на кириллице. Таблички на латинице есть, но не чаще, чем, скажем, в Москве. При этом не стоит полагать, что переход никогда не состоится. Буквально по соседству расположен Узбекистан, который отказался от кириллицы.

Ну, и буквально пару слов о самом казахском. Язык тюркской группы, очень далек от русского. Сам я его никогда не учил, но могу предположить, что он у вас займет даже больше времени, чем английский. При этом его знание открывает дорогу к большому количеству других языков. Он взаимопонимаем с татарским и кыргызским. Каракалпакский язык, о существовании которого многие узнали буквально пару недель назад, по мнение некоторых исследователей является диалектом казахского. Другие языки, которые являются родственными, но потребуют дополнительное время на изучение для полноценной коммуникации: азербайджанский, башкирский, чувашский, узбекский, туркменский, турецкий.

Общественный транспорт

Про то, что здесь замечательно гуляется на своих двоих, я уже рассказал, а что по поводу более быстрого способа перемещения?

В Алматы находится самое молодое на постсоветском пространстве метро. Его торжественно открыли в конце 2011 года. Сейчас функционирует одна ветка и 11 станций. Станции здесь решили делать точно так же, как везде в странах бывшего СССР: красиво, дорого, богато, уникально. Все поезда еще новые, комфортные и приятные. Метро проходит рядом с основными туристическими объектами, поэтому вы им обязательно воспользуетесь хотя бы раз. Цена проезда - 80 тенге (на момент публикации статьи $1 = 471 тенге, 1₽ = 7.4 тенге).

Минуса у метро 2. Первый: большое время ожидания в 13 минут. Второй: security. Каждый раз заставляют вытащить все из карманов, обыскивают, иногда создавая очереди на входе. Я такой строгости при входе в метро не видел больше нигде. Должен сказать, что лишний раз пересекаться с хмурыми органами правопорядка - это такое себе развлечение.

Автобусная сеть раскинулась несравнимо шире, чем сеть метро. В автобусах есть бесплатный wifi и бесконтактная оплата. Оплачивают преимущественно через приложение, которое называется "ONAY!". Также можно оплатить через SMS или по старинке наличкой. При этом при оплате наличными цена почти в два раза выше (150 тенге наличкой vs 80 тенге бесконтактно). За все время, что я катался на автобусах, я не увидел никого, кроме меня, кто платил бы наличными.

Мне стало интересно, а почему нет людей, которые катаются зайцем? С этим вопросом я вышел в интернет и быстро понял, что такие люди есть и их довольно много (20-30%). Периодически полиция устраивает на безбилетников рейды и выкатывает штрафы.

Ну и, наконец, не будем забывать про дешевое такси. Здесь работает в том числе яндекс-такси.

Что посмотреть туристу

Если мы говорим о самом городе, то я бы рекомендовал сходить в два места: парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев и Кок-Тобе.

Парк панфиловцев - это буквально парк русской культуры: православная церковь по центру и множество монументов в честь победы во второй мировой.

Кок-Тобе - это гора на окраине города. Сюда ведет канатная дорога (спуск + подъем = 3500 тенге). Сверху есть кафе, развлечения, сувениры, небольшой зоопарк, памятник The Beatles (к которому выстраивается очередь, чтобы сфотаться), но самое главная: отсюда открывается хороший вид на город.

 На вершине Кок-Тобе
На вершине Кок-Тобе


Еще в Алматы есть симпатичный ботанический сад, откуда доступен живописный горный пейзаж. Вход сюда платный: 914 тенге.

На входе в ботанический сад
На входе в ботанический сад


Вообще, если вы не знаете, куда идти и чем заняться, то это не беда, поскольку по всему городу расположено 9 туристических центров "Visit Almaty". У меня были распланированы все дни, но я все равно решил зайти в один из таких центров, дабы посмотреть, как они работают.

Там дружелюбный казах рассказал, что непременно надо съездить в Чарынский каньон. Как это я не знаю про каньон? В фильме у Дудя же было!

В общем, я получил тонну рекомендаций, напутствия, каких туроператоров можно использовать, и кучу буклетов с картой города и туристической информацией.

Набор тематических пешеходных маршрутов по Алматы: лучшая архитектура, лучшие парки и т.д.
Набор тематических пешеходных маршрутов по Алматы: лучшая архитектура, лучшие парки и т.д.

За городом есть много, чего посмотреть: каньоны, озера, горы. Самое легкодоступное - это, пожалуй, Большое Алматинское Озеро. К сожалению, там сейчас ремонтируют дорогу, и вы не подъедете близко ни на машине, ни на автобусе, ни на такси. Вам придется идти пешком несколько километров в каждую сторону.

Ну, и, наконец, здесь есть горнолыжная база Шымбулак и достаточно известный открытый ледовый Медео.

Интернет и мобильная связь

В Алматы быстрый интернет и хорошая мобильная связь. Присутствуют четыре мобильных оператора: Beeline, Tele2, Kcell, Altel. Симку можно оформить в любом офисе мобильного оператора. У меня в Beeline процесс активации симки был достаточно мудреным, в несколько этапов и потребовал минут 5-10. Как мне объяснили, делается это, исходя из того, что к симке можно привязать кредитную карту.

Интернет-цензура в небольшом объеме присутствует. Все соц. сети доступны, но у меня возникла проблема при попытке открыть rutracker. Он не заблокирован, но оператор пытается подменить ssl сертификат. Я не сомневаюсь, что это сделано исключительно для моей безопасности (цензура всегда только для этого), но предпочел взамен воспользоваться VPN.

Также не стоит забывать, что в январе мы видели, что по щелчку пальцев мобильная связь и интернет могут быть полностью выключены на несколько дней. Удаленщики это точно оценили, как и их работодатели. Лично знаю об одной истории, где ротация сотрудника в проекте произошла именно по причине этого блэкаута и сорванных сроков.

Финансы

В мае в Алматы все еще можно было обменять рубли на тенге по курсу, близкому к официальному. Сейчас ситуация изменилась. На момент, когда я пишу эти строки, официальный курс рубля к тенге 7.5, но в банке за рубль вам дадут лишь 3.5 тенге, т.е. в два раза меньше. Такое сильное несовпадение нашего официального курса и того, почем реально можно продать рубли, началось в конце июня.

Пункт обмена валюты 11 мая
Пункт обмена валюты 11 мая


Здесь очень распространено приложение Kaspi.kz. С помощью него можно расплатиться практически везде. Поэтому рекомендую обязательно ознакомиться с ним после покупки симки (без казахстанского номера зарегистрироваться в приложении нельзя).

Также в Алматы есть, как минимум, один автомат для покупки/продажи криптовалюты. Правда комиссия в нем совершенно конская и подойдет это лишь людям, которые совсем не хотят заморачиваться с поиском более выгодных вариантов.

Из интересного можно еще отметить высокую зарегулированность банковской сферы. Здесь даже при обмене небольшого количества валюты требуют паспорт. Такого нет не только в соседнем Кыргызстане, но и в авторитарном Узбекистане, где вам с легкостью обменяют небольшую сумму долларов без всяких документов.

Въезд, документы, проживание

Казахстан - это одна из трех стран, куда пускают по российскому паспорту (две другие - это Беларусь и Кыргызстан). Если находитесь дольше, чем 30 дней, то необходимо получить временную регистрацию (ее для вас оформит отель или владелец квартиры, которую снимаете).

Для того, чтобы открыть счет в банке, вам понадобится временная регистрация и ИИН (индивидуальный идентификационный номер). Для получения ИИН необходим только документ, удостоверяющий личность. В сети также гуляет куча предложений оформить все удаленно за вас, но я не готов давать какие-либо рекомендации по этому поводу.

Временная регистрация позволит вам находиться в Казахстане только 90 дней, потом нужно будет оформить разрешение на временное проживание. Это уже более сложная процедура, чем получение ИИН, и здесь вам потребуется куча документов. С разрешением на временное проживание можно работать, но нельзя открывать ИП. Для открытия ИП и легальной работы удаленно требуется ВНЖ. В общем, все достаточно зарегулировано по сравнению с соседним Кыргызстаном.

Если есть какие-то пути для упрощения регистрации и все не так страшно, как я описываю, пожалуйста, расскажите об этом в комментариях!

Средняя ЗП в городе составляет 200К тенге в месяц. У айтишников разброс зарплат большой (как и в России), но если суммировать все отзывы, доступные в сети, то можно заключить, что сеньор может рассчитывать на 1КК+. Сайты для поиска работы: linkedin, hh.kz.

Съем однушки - это плюс-минус 200К в месяц. Искать можно на krisha.kz.

Что касается уровня жизни, то про транспорт и облик города я рассказал. Цены в магазинах плюс-минус такие же, как в России. Ассортимент - тоже. Магазины электроники, гипермаркеты, кафе, доставки и т.д. - все в наличии. В 2016 году Казахстан стал первой (и на сегодняшний день пока последней) страной в Центральной Азии, где появился Макдоналдс.

Летом температура поднимается за 30, зимой опускается до -10.

Про соседей

С одной стороны, Казахстану повезло с границами больше, чем соседям. У Кыргызстана постоянные передряги с Таджикистаном, Узбекистан граничит с Афганистаном.

С другой стороны, большая часть границы проходит с двумя огромными соседями с явными геополитическими амбициями и способными на сюрпризы: Россией и Китаем.

Россия имеет очевидное огромное культурное влияние на Казахстан просто в силу общей истории и использования русского языка. При всем при этом, данное культурное влияние заметно ослабевает. События последних лет любви к соседу не прибавили. Даже старшее лояльное поколение видит воинственные заявления некоторых российских спикеров в свою сторону. Про молодое поколение и говорить не приходится.

Китайское культурное влияние охарактеризовать достаточно просто: его нет. Есть отдельные попытки внедрить китайский язык в некоторых школах, но, судя по всему, это не массовая история. В то же время Китай является крупным экономическим партнером, импортером, экспортером и инвестором в бизнес в Казахстане.

В своей публичной риторике Казахстан уверяет, что хочет со всеми дружить и торговать. Будем надеяться, что ему удастся сохранять взаимовыгодные партнерские отношения со своим окружением и дальше.

Заключение

Алматы мне понравился. Развитый современный город с удобной инфраструктурой и всем необходимым для жизни. Гулять приятно как в самом городе, так и есть много чего, что можно посмотреть за городом. Мне было здесь абсолютно комфортно.

При всем при этом трудно закрыть глаза на то, что еще несколько месяцев назад Алматы был эпицентром самого настоящего побоища с отключением интернета и большим количеством жертв. В целом, политическая система похожа на то, что мы видели в России еще пару лет назад.

Также мне показался довольно значительным ресентимент, что русскоязычные не учат казахский. Я эти чувства понимаю и уважаю, и согласен, что в случае длительного проживания здесь, язык надо бы выучить.

И, наконец, трудоустройство и открытие ИП возможны, но достаточно сильно забюрократизированы.

Если вы с чем-то не согласны или хотите рассказать еще что-то, что стоит знать об Алматы, добро пожаловать в комментарии!

Комментарии (33)


  1. Earthsea
    11.07.2022 11:09
    +9

    город, который захватили урбанисты

    Да ну, тут урбанисты даже мимо не пробегали:

    • Подземный переход

    • Побеленные деревья

    • Неработающая ливневка

    • Куча денег закопана в метро-дворец

    • Вытоптанный газон выше уровня дороги

    • Отсутствие дизайн-кода вывесок

    • Велодорожки как бы есть, но они сделаны максимально дебильно.


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 13:37

      но они сделаны максимально дебильно.

      Варламову и пешеходные улицы не понравились. Он сделал отдельный ролик, где объяснял, почему работа там на 3-

      Да ну, тут урбанисты даже мимо не пробегали

      Я понимаю, что вы пытаетесь сказать, но работа общественного транспорта, оборудование перекрестков, недавнее перекапывание автомобильных дорог под пешеходные улицы, оснащение подземных переходов (над которыми часто есть надземные переходы), - это все прям явное влияние урбанистов. Видно, что на благоустройства выделают колоссальные деньги.

      Не сомневаюсь, что можно было сделать гораздо лучше и там можно закртиковать вообще все, но уже сейчас лично мне там было приятно находиться. Передвигаться было гораздо удобней, чем в абсолютном большинстве других городов, где я был. Собственно, об этом и пытался рассказать.


      1. Earthsea
        11.07.2022 16:08

        оснащение подземных переходов

        надземные переходы

        Подземные переходы по мнению урбанистов надо закапывать, а надземные сносить, единственно правильным по мнению урбанистов вариантом является зебра с островками безопасности, так что эти два пункта вообще не в тему. Кстати ни одного островка безопасности, ни одного средства успокоения трафика не вижу.

        недавнее перекапывание автомобильных дорог под пешеходные улицы

        Пишут что их там аж целых две. Причем одну из них обещали сделать в виде прикольного парка, в итоге просто пустая широкая замощенная поверхность с лавочками. В городе, который захватили урбанисты, пешеходным был бы весь центр.

        работа общественного транспорта, оборудование перекрестков

        Ну просто видимо очень больно дают по шапке тем кто разворовывает средства, при чем тут урбанисты?

        уже сейчас лично мне там было приятно находиться

        Просто климат тот. Я сам давно переехал в город с правильным климатом, и тут намного приятнее чем в Москве, Питере, любом городе средней полосы, на севере или за Уралом. Тут точно так же не чистят нифига как в каком-нибудь ближне-дальнем Подмосковье, но снег лежит 2 недели в году и только успеют накатать в нем колею, как он сразу быстро тает, даже не успевает стать черным и даже желтым, гололед не успевает образоваться, сосульки не вырастают. Кроме климата еще плюс - на улицах намного меньше гастарбайтеров, алкашей, бомжей, быдла, нариков и прочих, уличной преступности меньше, в транспорте и кафе-ресторанах не воруют из карманов.

        Экология отличная, что такое смог я забыл совершенно.

        Первое время будет восторг от тех вещей, которые отличаются в лучшую сторону, потом станут заметны вещи, которые отличаются в худшую сторону. Потом все станет привычно.


        1. Perlovich Автор
          11.07.2022 16:39
          +1

          Подземные переходы по мнению урбанистов надо закапывать, а надземные сносить

          Под "надземными" переходами я имели ввиду "наземные" переходы. Очепятка. Надземных переходов видел здесь один-две штуки.

          Просто климат тот.

          Слушайте, ну уж, почему мне было приятно там находиться, мне видней.


          1. Earthsea
            13.07.2022 09:21

            мне видней

            Нет таких людей. Рекомендую ознакомиться, когнитивные искажения.


            1. Perlovich Автор
              13.07.2022 14:00

              Я имею ввиду, мне видней, чем вам. Вы пишете "вам понравилось не потому и потому, а потому что климат - хороший". Я говорю: "Позвольте, мне уж видней, чем вам". После этого вы приходите и кидаете ссылку на когнитивные искажение.

              Повторяю: то, что мне субъективно нравится и не нравится, и почему мне это нравится или не нравится, мне очевидней, чем вам. Я не понимаю, где здесь предмет спора.

              У вас завидная самоуверенность.


        1. Denev
          13.07.2022 08:26

          Подземные переходы по мнению урбанистов надо закапывать, а надземные сносить, единственно правильным по мнению урбанистов вариантом является зебра с островками безопасности

          Простите мне мое невежество, но почему это так? Ведь подземные и надземные переходы имеют очевидные преимущества. Они позволяют автомобилям не задерживаться перед пешеходным переходом, пешеходы не рискуют попасть под колеса, в крытом переходе пешеход защищен от осадков, в подземном переходе можно укрыться от ядерного взрыва.


          1. Perlovich Автор
            13.07.2022 14:07
            +1

            В парадигмне урбанистов (с которой я далеко не всегда согласен, но по поводу переходов поддерживаю) наземные переходы - это удобней, легче физически, гораздо дешевле, сильно облегчает жизнь людям с ограничениями.

            Собственно, самый известный евангелист урбанизма России писал об этом подробно: https://varlamov.ru/642449.html


            1. Denev
              13.07.2022 14:34
              +1

              Спасибо, ознакомился с интересом, но статья спорная

              Подземными пешеходами не могут пользоваться инвалиды, они дорогие и неудобные, их мало, из-за них люди начинают перебегать дорогу. В Москве примерно 28% населения - это люди старше 60 лет, а также люди с колясками, в колясках, больны или травмированы. Всем им очень тяжело ходить под землю, а ещё тяжелее перебегать 6 полос дороги. Когда вам 25 и вы молодой и сильный, это кажется пустяком, но вот когда вам 70 и перед вами 6 полос машин, а ходить вы умеете только медленно, тут совсем другое дело.

              Мне кажется здесь заключено противоречие автор сначала говорит, что "подземными пешеходами не могут пользоваться инвалиды", что не совсем так. Элементы без барьерной среды можно встроить и в подземные и в надземные переходы. И следом он говорит, что маломобильным группам людей сложно быстро пересечь широкую дорогу. Так ведь по подземному переходу человек может двигаться с той скоростью с какой ему удобно, а вот на зебре если не успел, то не успел. По моему скромному мнению, у нас главная проблема для маломобильных групп людей это погода, а точнее то как с ее проявлениями справляются коммунальные службы. Когда пешеходные дорожки 3 месяца в году занесены снегом до состояния извилистой тропинки (снег по нормальному чистят на нескольких центральных улицах), еще 4 месяца на дорожках непрерывные грязь и лужи (причем иногда такие, что для их преодоления нужно инвалидное кресло на воздушной подушке), до любого пешеходного перехода надо еще суметь добраться. Поэтому, я думаю, что проблема с перемещением маломобильных людей должна решаться через социальное такси или обеспечение их автомобилями на льготных условиях.


              1. Perlovich Автор
                13.07.2022 14:51
                +1

                По моему скромному мнению, у нас главная проблема для маломобильных групп людей это погода

                У меня на этот счет еще более радикальная мысль. Главная проблема - это невозможность людей никак влиять на свои города. У муниципалитетов должна быть широкая степень автономии, жители этих муниципалитетов должны иметь возможность выбирать, как и в какую сторону развивать город. Кто-то выберет социальные такси, как предлагаете вы; кто-то последует всем советам урбанистов и вообще запретит машины везде; кто-то решит инвалидов игнорировать (как у нас сейчас происходит вообще везде).

                На текущий момент люди не могут выбрать даже цвет и расположение лавочек. Управленцы приходят и безотчетно решают, как и что сделать. И не очень важно, выходец это из СССР, который расширяет дороги и строит везде широкие развязки, или прогрессивный урбанист, который начинает перекладывать везде плитку каждые 5 дней.

                Надо дать людям возможность влиять на дома и улицы, а не ломать их через колено, и города зацветут.


    1. Gordon01
      12.07.2022 15:21

      Я вот пятый месяц в Ереване, тут если есть тротуар — то это уже урбанистический рай.

      На велосипеде выезжать боюсь.

      Вечная пылища и обглоданные лапки кошек на тротуарах.

      Короче, как в фильме Евротур, толко это реальность.


  1. GRaAL
    11.07.2022 11:55
    +1

    Планирую переезд в Алматы. Спасибо за интересную информацию.


  1. yevkad
    11.07.2022 12:46
    +3

    Летом Алматы шикарен, однако во время отопительного сезона ждет сюрприз в виде жуткого смога.


  1. ris58h
    11.07.2022 13:13
    +2

    Алматы - красивый и зелёный город (даже после того, как там выпилили сады под застройку), но есть большая проблема с экологией из-за смога. Странно, что не упомянули об этом.


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 13:39

      Все в статью не запихнешь. Большую часть преднаписанного материала я не стал включать.

      Но вы правы: экология - это важная тема.


  1. Dotarev
    11.07.2022 13:20
    +4

    русскоязычные не учат казахский.

    На самом деле — не совсем так. Молодое поколение (от 25 и моложе) выучилось в школах, где обязательными предметами были русский, казахский и английский (с последним языком возможны вариации). Дети моих знакомых в г. Алматы знают казахский достаточно, чтобы общаться на бытовом уровне, говорят — это помогает в т. ч. при встрече с представителями ГАИ. Вот поколение постарше - да, казахский знают редко и не учат.


  1. BrDes
    11.07.2022 13:38

    В моей статье про Бишкек, где я критиковал отсутствие культуры вождения и то, что водители подрезают пешехода и сигналят ему, мне писали, что в Казахстане такая же картина.

    Проехал на машине большую часть Казахстана, весь Узбекистан и Киргизию. Так отвратительно, как в Бишкеке, не водят нигде. Едва туда заехал, захотелось как можно быстрее покинуть город, пока в какую-нибудь аварию не попал.


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 13:43

      С точки зрения пешехода мне показалось, что в Ташкенте такая же картина: постоянно перестраиваются, бесконечно сигналят по поводу и без, пешеходов не пропускают и подрезают.


      1. BrDes
        11.07.2022 16:27

        Ташкент действительно недалеко ушёл от Бишкека. Но водить там самую малость попроще, потому что улицы шире.


        1. Perlovich Автор
          11.07.2022 16:40

          Для пешеходов же, напротив, еще хуже. Шираченные улицы, часто без светофора. 4 полосы в одну сторону, четыре - в другую. Мне натурально было страшно по Ташкенту ходить.


  1. amarao
    11.07.2022 14:08

    Что такое ротация сотрудника? Увольнение? Перевоз в другую страну? Перевод на другую должность?

    Асло, если их слегка раздражает русский язык, что происходит при разговоре на английском?


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 14:11

      Что такое ротация сотрудника?

      Перевод на другой подпроект.

      что происходит при разговоре на английском?

      Даже не пробовал ни с кем общаться на английском. Здесь все хорошо говорят по-русски. Я удивлюсь, если хотя бы 10% кассиров сможет понять меня на английском.


      1. express
        13.07.2022 09:04

        Ну, раз все знают русский, то зачем выпендриваться со своими патрулями, чтобы учили казахский? Язык — это средство понимания и общения, если обоим собеседникам понятен один язык, то зачем навязывать другой?


        1. Perlovich Автор
          13.07.2022 14:15

          Патрули не одобряю. Но это достаточно единичная история.

          Позиция по языку примерно следующая: "у казахов есть своя культура, у казахов есть своя история, у Казахстана есть свой язык, мы независимое государство, почему часть его граждан отказывается знать наш язык"? Часть людей к этому еще видит Российскую Империю и СССР, как узурпаторов.

          Если что, я не готов на эту тему дискутировать, просто описал позицию в общих чертах.


          1. express
            13.07.2022 23:43
            +1

            Относительно «мы же независимое государство» есть много примеров, где нормально сосуществуют несколько языков на одной территории. А казахский пример считаю уделом каких-то закомплексованных стран — в Голландии, Нидерландах, Канаде почему-то незазорно использовать в общении английский или французский — там же не спрашивают: «ой, а че это вы это мой язык не изучаете»? Хотя это мои предположения, может и спрашивают… Но это как-то стремно, мне кажется. В принципе, ответ очевиден: раз не изучают, то не особо и нужен. Но такими патрулями нужности не прибавится, однозначно.


  1. megahertz
    11.07.2022 17:16
    +1

    В итоге, вы решили остаться в Алматы, или это вариант ненадолго?

    PS Спасибо за статьи, пост про Бишкек вдохновил написать про Узбекистан.


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 17:24
      +1

      Спустя несколько недель уехал. Как вариант для долгого пребывания рассматривать не стал: много бюрократии для открытия ИП; не уверен, что готов тратить время на новый сложный язык; ищу что-то более близкое мне по политическим предпочтениям. Но сам город мне очень понравился.

      Спасибо за добрые слова! Видел ваш пост про Самарканд. Хорошо, что вы его написали!


  1. ReadOnlySadUser
    11.07.2022 18:44
    +4

    Я вот прям сейчас поехал на недельку в отпуск в Алматы. Тут, в целом, приятно, горы красивые, но делать как-то совершенно нечего.

    почему русские не учат казахский язык

    Легко, блин, говорить, когда ты для того, чтобы выучить язык ничего не сделал, а просто впитал язык дома, общаясь с родителями.

    С тем же успехом, можно спросить зачем казахи учат русский? Пусть не учат, и всё. Правда в том, что массово учат и общаются на том языке, который экономически выгоднее знать. Вот и вся история.

    Я ничего против казахского не имею, равно как и против того, чтобы русским детям в Казахстане его обязательно преподавали. Просто все вот эти обиды - они какие-то на мой взгляд наивные, если не сказать глупые.


  1. uuger
    11.07.2022 21:36
    +4

    А ещё в Алматы ускорение свободного падения меньше 9.8 — будет приятная лёгкость )


    1. Perlovich Автор
      11.07.2022 23:02
      +1

      Это какой-то мем или вам кажется, что я перехваливаю город?


      1. alfemy
        12.07.2022 11:05
        +4

        Земля имеет форму не шара, а геоида. В связи с этим в разных местах на планете немного разное ускорение свободного падения. В Алматы, к примеру, 9,7812 )


  1. ragesteel
    12.07.2022 15:58

    Меня, как транзитного путешественника на автомобиле по казахстану поразило что тут мало того что SIM-карты продаются по паспорту, так ещё и привязываются к IMEI телефона. И при смене телефона нужно снова делать активацию (или как там оно называется), посещая салон сотовой связи.


  1. MixaPro1971
    14.07.2022 01:59
    +1

    К осени солнце выжжет всю зелень. Земля будет усыпана ломкими иссохшимися остатками листьев. После прогулки по городу весь нос, внутри, будет чёрный. Пыль - везде, так как город в чаше и пдк всего, чего только можно, зашкаливают. Ещё могут начаться проблемы со здоровьем - мало кислорода, пониж. давление, грязный воздух. Вам бы увидеть Алма-Ату времён СССР - вот это был город сад :)

    Мы из-за экологии в основном и уехали из А-Аты. А так, в памяти, самые тёплые воспоминания.