Человечество уже не один век мечтает о создании персонального авиатранспорта, но только с развитием автопромышленности у инженеров и писателей-фантастов начал вырисовываться образ идеального средства передвижения, которым и должны стать аэромобили. Пожалуй, многие согласятся, что огромным вкладом в развитие летающих машин стали sci-fi фильмы – прежде всего, речь идет о трилогии “Назад в будущее” Роберта Земекиса, хотя были и другие довольно изобретательные картины: например, “Человек с золотым пистолетом”, “Бегущий по лезвию”, “Вспомнить все” и “Пятый элемент”.

Впрочем, из-за недостаточно развитого технического прогресса долгое время мечты оставались мечтами и автомобили никак не хотели переходить в вертикальную плоскость. Но шли годы, перспектива быстрого и доступного перемещения из точки А в точку B становилась все более реальной, и к сегодняшнему дню у нас в распоряжении есть целый ряд многообещающих проектов, готовых к массовому производству. О самых любопытных из них мы сегодня и поговорим.

Opener BlackFly

Это мультикоптер на электрической тяге от канадского стартапа Opener. Первый тестовый полет данный автомобиль совершил в 2017 году, а публичный запуск состоялся 12 июля 2018. По заявлениям создателей, запас хода BlackFly составляет 40 км, максимальная скорость равна 62 км/ч, а чтобы зарядить аккумулятор на 100% потребуется всего 30 минут. У автомобиля имеется баллистический парашют на случай экстренной посадки и автопилот для самостоятельного возврата домой.

Для управления BlackFly не требуется лицензия пилота, однако перед тем как сесть за руль необходимо будет пройти тренинг от Opener и сдать письменный экзамен.

Terrafugia Transition

В отличие от Blackfly, Transition впервые поднялся в воздух еще 13 лет назад, 5 марта 2009. С одной стороны, благодаря этому у компании Terrafugia за плечами гораздо больший опыт в инжиниринге и три законченных прототипа, но столь ранний старт проекта имеет свои недостатки, самый очевидный из них — не самая практичная конструкция. Дело в том, что Transition разрабатывался в те годы, когда не были распространены популярные сегодня миниатюрные квадрокоптеры, поэтому Terrafugia избрала “самолетный” подход, оснастив Transition боковыми складными крыльями, лишив свой продукт возможности вертикального взлета.

По этой причине, для разгона автомобилю требуется взлетная полоса. Кроме того, Transition относится к категории спортивных самолетов, а его водителю нужна лицензия пилота. С другой стороны, наличие крыльев позволяет добиться большой дальности хода – 644 км на одной заправке. При передвижении по воздуху Terrafugia Transition может развивать скорость до 161 км/ч, по земле – 100 км/ч.

Aeromobil 4.0

Работа над этим летающим автомобилем ведется еще дольше, чем над Transition: впервые об Aeromobil заговорили в 1990 году. Aeromobil 4.0 разрабатывается одноименной словацкой компанией, возглавляемой Штефаном Кляйном, Юраем Вакуликом и их идейным вдохновителем Дином Кейменом, более известным, как создатель сигвея. Как понятно из названия, это уже четвертая версия модели.  Словаки не стали изобретать велосипед и еще на ранних стадиях конструирования отбросили вариант с вертикальным взлетом, из-за чего для взлета Aeromobil требуется полоса протяженностью 400 м. Что касается технических характеристик, длина Aeromobil 4.0 составляет 6 м, ширина в сложенном состоянии равна 2.25 м, размах крыльев 8.8 м. Максимальная скорость на земле и в воздухе составляет 160 км/ч и 360 км/ч соответственно. При полном 90-литровом баке Aeromobil способен преодолеть 750 км, при этом мощные двигатели обеспечивают грузоподъемность в 960 кг

За 32 года компания прошла через многое, в том числе, и через крушения во время тестов: к примеру, во время испытаний в 2015 аппарат рухнул с высоты 310 метров, к счастью, пилот успел катапультироваться. Предзаказ на аэромобиль был открыт в начале 2017 года, цены варьируются от 1.2 млн евро за базовую версию до 1.5 млн за полную комплектацию.

Kitty Hawk Flyer

В 2018 основатель Google Ларри Пейдж и экс-глава секретной лаборатории Google X Себастьян Трун опубликовали видео, на котором показан одноместный летательный аппарат под незамысловатым названием Flyer. В силу ограничений, вызванных компактными размерами, технические характеристики Flyer оставляют желать лучшего: да, аппарат весит всего 113 кг, но и разгоняется он лишь до 32 км/ч, а одной зарядки хватает на скромные 20 минут полета на высоте не более трех метров. За создание Flyer отвечает компания Kitty Hawk (“Кошачий коготь”), принадлежащая Труну.

Помимо Flyer, Kitty Hawk занимается созданием летающего двухместного такси Cora. На его крыльях расположены 12 двигателей, позволяющих взлетать как горизонтально, так и вертикально, поднимаясь на высоту до 900 м. Но Cora не является автомобилем, поскольку его крылья не складываются и у него нет полноценных колес для езды по дорогам.

PAL-V Liberty

Это один из немногих летающих автомобилей, которые можно купить уже сегодня. Liberty производится нидерландской компанией PAL-V, основанной в 2001 и, фактически, являющейся одним из пионеров в разработке персонального авиатранспорта. В 2010 PAL-V заключила соглашение с голландским производителем трициклов Carver, благодаря чему PAL-V свела к минимуму затраты на создание ходовой части для наземного передвижения.

Конструкция Liberty довольно необычна: для езды по дорогам у него есть три колеса, а при необходимости подняться в воздух, аппарат за 5-10 минут раскладывает 3 горизонтальных лопасти, после чего ему необходимо 330 м для взлета и 30 м для посадки. Для того, чтобы приобрести PAL-V Liberty вам понадобится не только €300-400 тысяч, но и прохождение специального летного курса.

Lilium Jet

Немецкий стартап Lilium в мае 2019 объявил об успешном завершении испытаний своего аэромобиля. Если точнее, 4 мая в закрытом ангаре в Мюнхене их прототип взлетел на высоту 1-2 метров, завис в воздухе на какое-то время и плавно приземлился. Это уже не первый тест Lilium Jet – 20 апреля 2017 Lilium Eagle (бывшее название модели) совершил первый полет над мюнхенским аэродромом Миндельхайм-Матцис. В обоих случаях в автомобиле не было ни водителя, ни пассажиров, аппарат управлялся дистанционно с земли.

В текущей версии Lilium Jet установлены 36 электромоторов, которые могут использоваться как для горизонтального, так и для вертикального взлета/посадки, причем все 36 двигателей будут активны только для набора высоты и приземления, во время полета аэромобилю от Lilium хватит и 10% этой мощности. Максимальная скорость Jet ограничена на отметке 300 км/ч.

Проблемы на пути аэромобилей

Современные VTOL-автомобили (Vertical Take-Off and Landing, система вертикального взлета и посадки) находятся в зачаточном состоянии. Так, основатель и технический директор компании Wirth Research Ник Уирт считает, что главным препятствием на пути к популяризации VTOL станут не технические сложности, а отсутствие законодательства, четко описывающего правила вождения в воздушном пространстве.

Заместитель главного редактора британского журнала Aerospace Билл Рид придерживается аналогичного мнения: “Если таких машин станет много, то вы получите в воздухе некое подобие дорожных пробок – в таком случае вам придется определять высоту полетов, разграничивать воздушные коридоры и вводить другие правила, регулирующие нормы движения летательных аппаратов данного типа над городами”.

Комментарии (10)


  1. sukhe
    06.09.2022 23:30
    +2

    Конструкция Liberty довольно необычна

    Я бы сказал, наоборот. Из всего перечисленного это самая классическая конструкция - автожир. Только со складывающимся винтом и приводом на колёса. Видимо, за эти новшества они и просят двойную цену от обычного автожира.


  1. aik
    06.09.2022 23:35

    Ладно, допустим, оно таки взлетит. И даже вертикально.
    Но кто и как будет такой трафик регулировать? Сегодня даже с простыми дронами затруднения возникают, что уж говорить про такие крупные. Воздушные коридоры, запретные зоны и т.п. Что делать с теми, кто полетел не туда — сбивать? А если у вас двигатель в воздухе заглохнет? Молчу уж про нелётную погоду.

    Дальше — батарейки на полчаса полёта. Это даже не смешно. У вас взлёт и посадка столько времени и займут, особенно если придётся место для «парковки» искать. И ещё нет никакой гарантии, что там зарядиться сможете. Самолётные варианты с ДВС хоть летают подальше и заправлять можно на АЗС.

    Третье — а зачем оно вообще надо? Ну кроме «летучая машина — это круто и прикольно». У обычного человека нет задач под летучую машину — кроме «не хочу стоять со всеми в пробке». А у тех, у кого есть задачи — у тех обычно есть и возможность летать без этих машин, на вертолётах и самолётах.

    Какие-то перспективы могут быть у летучих маршруток, которые летают точка-точка, водятся специально обученными людьми (или роботами), не имеют возможности пассажирам что-то там испортить и т.п. А персональный летающий транспорт — это дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.


    1. dkom
      07.09.2022 00:13

      Зачем надо? Для перемещения на большие расстояния в крупных мегаполисах. По городу могут быть расположены площадки для взлета-приземления. Доехал по земле до ближайшей, взлетел и переместился на 70 км например. А не ехал эти километры через весь город. Опустился и там уже по земле до цели доехал. Карта площадок может быть заложена в память авто, траектория полета между ними по gps. Указал куда надо и машина сама полетит. Площадки для взлета и приземления могут на земле быть разнесены на пол километра чтобы не создавать толкучку из взлетающих и садящихся в одной точке, траектории полета соответственно тоже в небе разнесены получатся, столкнуться можно только с попутной машиной, что в случае автоматики маловероятно.


      1. aik
        07.09.2022 07:00

        Для перемещения на большие расстояния в крупных мегаполисах.

        Аэротакси? Доехал до стоянки, долетел куда надо, там на такси доехал до нужной точки. И не надо заморачиваться приобретением летучей машины самому. Ну или общественный транспорт. Всё равно все перечисленные «автомобили» не страдают грузоподъёмностью и везут одного человека (которые вертикального взлёта, самолётные помощнее).

        Тут ещё вопрос необходимости самого такого перемещения. Если вам необходимо ежедневно на большое расстояние быстро перемещаться настолько, что готовы «самолёт» купить — может просто переехать поближе к той точке? Или не забивать голову и вертолёт использовать?
        Площадки для взлета и приземления могут на земле быть разнесены на пол километра

        Земля нынче дорогая. Так что «площадки» будут либо где-то за городом (если про самолётные машины говорить), либо пытаться на крышах сделать — но это убивает трансформеры, которые не смогут никуда потом с этой крыши уехать. Зато играет на руку аэротакси.

        Указал куда надо и машина сама полетит.

        Если у машины вообще не будет возможности ручного управления в воздухе, то это частично снимает вопросы о «залетит не туда». Зато остаётся вопрос «что делать, если что-то сломается и оно упадёт». Ну и нелётная погода, само собой.


        1. MechanicusJr
          07.09.2022 09:43

          Зато остаётся вопрос «что делать, если что-то сломается и оно упадёт».

          на малую авиацию лет .. 10? 20? в (местами кажется обязательном) порядке ставится мега парашют. не в рф, конечно.

          https://www.forbes.ru/kompanii/tyazhelaya-promyshlennost/263279-pod-kupolom-parashyuta-kak-biznesmeny-iz-kazani-spasli-des


          1. aik
            07.09.2022 09:52

            На счёт обязательности я не слышал. Знаю, что на некоторые ставится.
            Но тут проблема в том, что это всё равно практически неуправляемое падение, пусть и замедленное. Если у вас крылья и хвост есть (как у самолёта), то можно немножко порулить и место выбрать.
            А если вы коптер и рулите винтами, то при остановке винтов рулить больше нечем. И запросто можете влететь в кого-нибудь, особенно при полётах над городом.

            Автожир из поста, кстати, хорош тем, что может на авторотации спускаться.


    1. SSanich
      07.09.2022 15:45

      Развлечения, работа с близкими, но не удобными, труднодоступными местами. Стройка, Скалы и тд, в принципе задач можно реальных накидать, но, в целом да, не масс сегмент


      1. aik
        07.09.2022 15:50

        С получасом автономности у vtol или самолётным взлётом у других?
        Может лучше все же вертолёт?


  1. kahi4
    07.09.2022 00:11
    +3

    Человечество уже не один век мечтает о создании персонального авиатранспорта

    Ультрамалой частной авиации больше лет чем военной. Если на то пошло - мы с нее начинали.

    Прошло 100 лет, а проблемы те же - не экономично, не эффективно и очень опасно. На земле (т.е. в городе, где им нужно преодолеть последнюю милю) они занимают больше места, а летать посреди городов разрешат не скоро. Эффективны только как замена шоссе, но угадайте где основные проблемы с трафиком - на длинных прямых шоссе, над которыми можно лететь, или в узких улочках города, над которыми нельзя летать?

    В общем, не понимаю всю эту шумиху вокруг миленнионов, переизобревших автожир


  1. MechanicusJr
    07.09.2022 09:41
    +2

    Так, основатель и технический директор компании Wirth Research Ник Уирт считает, что главным препятствием на пути к популяризации VTOL станут не технические сложности, а отсутствие законодательства, четко описывающего правила вождения в воздушном пространстве.

    Да если бы.

    Проблем две.

    Цена. Как только мы начинаем считать цену малой авиации, то тут же выясняется, что поршневые двигатели делает две фирмы (ротакс и еще одна), ресурс двигателя с времен ВМВ (25-50 часов у РККА в поле, В США - 200 часов у американских "у себя" ) ну вырос .. часов до тысячи или даже двух. После чего - на замену. Если брать турбину, то там цена сразу ой как вверх (ресурс, правда, тоже), и керосин ей надо и ТО и делают их ..

    Управление движением.

    Для движения в городе надо или длинную широкую ВПП и фулл авто или сверх легкие вертолеты, половинка Робинсона 44 или около того. Только у них погодные ограничения такие, что проще на машине.