В предыдущей публикации я рассказала о нашем сервисе, который теперь имеет запатентованное название CarDamageTest. Он предназначен для автоматической оценки технического состояния автомобилей на основе технологий искусственного интеллекта. И сейчас мне хотелось бы вынести на ваше обсуждение трансформацию этого сервиса в полноценную цифровую бизнес-экосистему для автовладельцев и компаний, работающих в автомобильном бизнесе.

В статье мы обсудим преимущества бизнес-экосистем по сравнению с обычными сервисами для клиентов, рассмотрим выгоды участия в таких системах для бизнеса, ну а в конце статьи вы найдете ссылки для скачивания нашего сервиса.

Что такое бизнес-экосистема?

Понятие бизнес-экосистемы появилось в начале 90-х как набор собственных и партнерских сервисов, способных удовлетворить максимальные запросы клиента в определенной области его жизни. Однако широкое распространение это понятие получило только в последние годы за счет повсеместной цифровизации бизнеса и жизни каждого человека. Уже сейчас практически каждый из нас пользуется маркетплейсами для заказа товаров и услуг, банковскими приложениями с широкой линейкой продуктов и возможностей, социальными сетями с огромным набором разнообразных функций. 

Какие услуги может предоставить бизнес-экосистема для автолюбителей? 

Бизнес-экосистема - это прежде всего клиентоориентированный сервис для определенной группы людей, позволяющий им в одной точке получить максимум актуальных выбранных услуг за оптимальную цену и время.

Прежде чем говорить о том, какие сервисы должна включать в себя бизнес- экосистема  для автолюбителей, рассмотрим какие сферы применения сервиса дистанционной оценки технического состояния автомобиля существуют на сегодняшний день и чем этот сервис будет выгоден для клиента.

1. Страхование автомобиля. Процесс покупки каско и ОСАГО, оформления ДТП и получения страховых выплат связан прежде всего с необходимостью вызова оценщиков и аварийных комиссаров, которые должны лично составить акт осмотра автомобиля и передать его в страховую компанию. Второй, менее очевидной проблемой, является калькуляция стоимости страховых выплат на основе стоимости поврежденных деталей, которая сейчас автоматизирована только частично и выполняется с привлечением страховых специалистов. Третьей же проблемой является необходимость посещения офиса страховой компании для заключения договоров, предоставления документов и т.п. Очевидно, что это существенно усложняет все этапы страхования, получения выплат и приводит к росту стоимости страховой услуги. Одно из возможных решений всех этих проблем - разработка сервиса онлайн оценки повреждений, расчета стоимости ремонта и оформления документации.

2. Кредиты под залог автомобиля. В отличие от страхования, при получении кредита владельцу авто необходимо самому приехать для осмотра транспортного средства на смотровую площадку, потратить достаточно много времени и при этом получить всего 50-70% стоимости автомобиля. Честная онлайн-оценка стоимости транспортного средства и возможность получить кредит за небольшое время сделает этот вид кредитования намного более привлекательным.

3. Продажа автомобиля. Если клиент решил продать автомобиль на каком-либо сайте, у него возникают проблемы определения оптимальной цены продажи, описания автомобиля и предоставления требуемого набора фото и видеоизображений. При размещении объявления на нескольких сайтах, этот процесс существенно замедляется из-за специфических требований каждого сайта. Использование единого сервиса позволит клиенту разместить объявления сразу на всех выбранных площадках, всего лишь загрузив видео своего автомобиля.

4. Оценка стоимости ремонта, заказ комплектующих и выбор автосервиса. Обслуживание и ремонт автомобиля требует поездки в выбранный автосервис, оценки повреждений специалистом, заказа деталей в партнерской компании, ожидание их поставки и поездки непосредственно для выполнения ремонтных работ. Очевидно, что еще одним компонентом бизнес-экосистемы может быть модуль решающий онлайн все эти задачи. А именно: оценка повреждений, подбор оптимального автосервиса (в котором требуемые детали могут быть в наличии), заказ необходимых запчастей по минимальной цене, согласование времени приезда для выполнения ремонтных работ. Решение всех этих задач позволит значительно сократить как время обслуживания, так и его стоимость.

5. Использование каршеринга. Развитие каршеринга сдерживает в том числе выставление штрафов за повреждения автомобиля, которые якобы случились во время его использования клиентом. Использование сервиса позволит оценить машину до начала поездки, после ее окончания, отправить эти данные в каршеринговую компанию и тем самым уберечь себя от необоснованных трат. А возможность арендовать машину внутри бизнес-экосистемы, не устанавливая несколько разных приложений, сделает этот процесс более удобным и быстрым.

6. Таможенный досмотр. Ускорение осмотра автомобиля при проведении таможенной экспертизы при импорте автотранспортного средства. Внедрение сервиса на Склады Временного хранения для работы уполномоченных лиц сделает осмотр более прозрачным и позволит более точно рассчитывать размер таможенного платежа.

7. Дополнительные услуги. Хранение истории оценок состояния автомобиля, информирование о сроке прохождения техосмотра, возможность быстрого контакта со специалистами технического сервиса, страховых и кредитных организаций, персонализированные предложения о покупках в фирменных магазинах и многое другое увеличат удобство сервиса для клиентов.

Анализируя все сферы применения CarDamageTest, можно сказать, что бизнес- экосистема для автомобилистов - это своего рода коммуникатор между клиентом и различными компаниями и организациями, услугами которых клиент намерен воспользоваться. Преимуществом системы для клиента станут экономия средств и времени, защита от мошенничества, поддержка колл-центра. Что же касается недостатков системы для клиента, то они могут быть связаны с ограниченным выбором компаний, представляющих свои услуги на начальном этапе ее внедрения, но  нивелируются в дальнейшем.  

Далее рассмотрим функциональность бизнес-экосистемы для автолюбителей и ее преимущества для компаний-партнеров.

Какой функциональностью должна обладать бизнес-экосистема?

Все задачи, перечисленные в предыдущем разделе, объединяет то, что они базируются на информации о техническом состоянии автомобиля, которую предоставляет сервис CarDamageTest посредством интеллектуального анализа фото и видеоизображений, загруженных клиентом.

На сегодняшний день сервис позволяет:

  •  с высокой точностью оценить внешние повреждения автомобиля, определяя 11 классов повреждений на 24 сегментах автомобилей независимо от типа кузова, марки и модели машины;

  • сформировать детальный отчет о повреждениях, удовлетворяющий требованиям страховых и кредитных организаций;

  • сделать предварительный расчет стоимости деталей.

По сравнению с ведущими мировыми компаниями, представляющими свои решения в данной сфере, мы имеет фактически тот же функционал и при этом обеспечиваем более высокую точность результатов оценки автомобилей. Однако для построения бизнес-системы этого пока не достаточно.

Для того, чтобы бизнес-экосистема обладала максимальным функционалом и удовлетворяла всем требованиям партнеров, сервис по оценке технического состояния автомобилей должен также включать в себя следующие возможности:

  • оценка технического состояния салона автомобиля (детекция повреждений, считывание показаний приборов);

  • распознавание VIN-номера автомобиля, марки, модели и индекса размерности покрышек;

  • автоматическая проверка водительского удостоверения и паспорта технического средства, выполняемая путем распознавания документов;

  • прогнозирование внутренних повреждений деталей и механизмов на основе детекции внешних;

  • оценка работоспособности автомобиля.

Имея такую функциональность сервиса по оценке технического состояния автомобиля, мы сможем создать полноценную бизнес-экосистему для автолюбителей, предоставляющую максимальный спектр услуг, представленных на рисунке.

Заинтересованы ли компании, работающие в автомобильном бизнесе, в появлении бизнес-экосистемы для автолюбителей?

Ответ на этот вопрос можно дать, наблюдая за современным развитием маркетплейсов, в которые стремятся попасть все больше и больше как крупных компаний, так и мелких производителей. 

Даже несмотря на появляющуюся у клиента возможность сравнивать предложения конкурентов на одном экране, прибыль от большого числа заказов и лояльности клиентов, наличие прозрачных финансовых взаимоотношений, возможность заявить о себе большой аудитории стимулирует компании быть частью подобных бизнес-экосистем. Так, по прогнозам консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году более 30% мирового дохода будут получены бизнес-экосистемами.

Возможно ли построение цифровой бизнес-экосистемы в автомобильном бизнесе?

В автомобильном бизнесе на сегодняшний день интеллектуальные технологии используются очень слабо прежде всего из-за отсутствия систем дистанционной оценки автомобилей, которым бы доверяли страховые компании, кредитные организации и автосервисы. Учитывая ту скорость, с которой цифровые бизнес-экосистемы входят в нашу жизнь, очевидно, что уже через пару лет и автомобильный бизнес будет заполнен интеллектуальными системами, предоставляющими клиенту максимально удобный и всесторонний сервис.

В этой статье мы обсудили направления развития нашего сервиса CarDamageTest, основываясь на понимании, что ядро будущей бизнес-экосистемы - оценка внешних повреждений автомобиля уже имеет готовое решение. В наших ближайших планах доработка модуля расчета стоимости повреждений и оценка повреждений салона и, конечно, постепенное решение всех поставленных задач.

А пока хотелось бы представить вам бесплатную версию ядра нашего сервиса, доступную для скачивания в сторах. Ядро еще в разработке, но базовый функционал доступен уже сейчас.

Сервис предоставляет пользователю следующие возможности:

  • определять наличие автомобиля на загруженном видео; 

  • оценивать присутствие на видео всех элементов кузова автомобиля;

  • разделять кузов машины на отдельные сегменты;

  • находить все видимые повреждения;

  • формировать итоговое заключение о состоянии автомобиля с визуализацией всех найденных повреждений.

Установить приложение CarDamageTest можно по ссылкам из:

Буду рада вашим отзывам и вопросам о нашем приложении! 

А каким вы видите цифровую бизнес-экосистему для автолюбителей и считаете ли, что появление таких систем в ближайшие годы неизбежно?

Комментарии (6)


  1. ivankudryavtsev
    04.10.2022 10:40

    Вы определитесь - у вас "Бизнес — экосистема" или "бизнес-экосистема".


  1. Einherjar
    04.10.2022 11:02

    Точность расчета ремонта только по оценке внешних повреждений по фоточкам будет околонулевой. Вот на фотке в конце может поменять надо только фару крыло и капот, а может полдвигателя и кусок подвески на помойку. Кроме того интересно что там с ложными срабатываниями - отличит система например стикер от царапины или отверстия?


    1. ElenaVolchenko Автор
      04.10.2022 13:53

      Расчет ремонта реализуется в связке с оценкой внутренних повреждений, как я уже отмечала в предыдущей публикации. Что же касается ложных срабатываний, то мы сейчас имеем точность сервиса в 87% и наибольшее внимание концентрируем как раз на ложных срабатываниях от грязи, снега, капель воды. По этому вопросу в ближайшее время планируем еще одну публикацию, в которой расскажем о том, какие ансамбли нейросетей, алгоритмы пред и постобработки мы используем для решения этой задачи


      1. Einherjar
        04.10.2022 14:00

        Если все равно все сводится к тому что для точной оценки нужен человек который будет копаться в битой машине и составлять вручную список повреждений, то какую проблему решает такой анализ по фото?


        1. ElenaVolchenko Автор
          04.10.2022 22:02

          Точная оценка внешних повреждений и предсказаний внутренних делает ненужным использование "человека, который будет копаться ...." по той причине, что для получения каско и ОСАГО делается внешний осмотр машины. Аналогично поступают и при страховании под залог автомобиля.
          Что же касается заказа запчастей, то наши эксперты из автомастерских проделали с нами очень большую работу по написанию продукционных правил, позволяющих с высокой точностью оценить какие внутренние детали нужно заказывать при тех или иных внешних повреждениях, а какие внешние детали нуждаются в замене мы и сейчас можем точно оценить.
          Исходя из вышесказанного и из имеющегося мирового опыта мы можем говорить о том, что все проблемы, которые я описала в этой статье могут быть решены с помощью анализа видео и фотоизображений автомобиля.


          1. Einherjar
            04.10.2022 22:49

            А где для оформления осаго нужен осмотр? Ни в рф ни в ес мне не требовался. Да и зачем там анализ? Кто то страхует битые машины? Если фото предоставит сам человек то как вы проверите что они сделаны сейчас и машина действительно в таком состоянии? Если фото будет делать сотрудник какой то компании непосредственно перед оформлением, то он один фиг обходит вокруг машины с камерой и может и без всяких нейросетей сказать выглядит автомобиль битым или нет.

            Такие продукционные правила могут надежно работать только по одному принципу - включать все что теоретически могло повредиться в этой области, иначе технически невозможно - недостаточно входной информации какими бы алгоритмами вы ни пользовались. Я уже не говорю про случай когда банально недокрученная гайка с прошлого ремонта и все, сломается еще что то что не учли, или еще хуже - анализируем какое то восстановленное из тотала вареное-перевареное ведро, где развалиться может вообще что угодно в самых неожиданых местах. Т.е. алгоритм выдающий результат который на 100% гарантирует что поврежденные детали включены выльется в счет на ремонт включающий замену пол-машины даже там где возможно достаточно только косметики и пары деталей внутри. Экспертам из автомастерских конечно такое только в радость, выставлять счета на замену полмашины, пальцем ткнут вот мол все честно это алгоритм нам нагенерил список, половина запчастей по факту не требующих замены идет в карман, страховая разведет руками - по закону максимум выплаты вот такой досвидания, довольны все кроме владельца - платить то ему.

            А если результат будет не на 100% точен, то он не позволит сделать ненужным использование "человека, который будет копаться ....", а с человеком ненужным становится уже алгоритм.

            Сама задача такого анализа очень крута и интересна, но практическое применение под большим вопросом, особенно в нынешних реалиях.