Допустим ты решил, что хочешь стать геймдизайнером. Ты четко осознаешь что работа геймдизайнера на 90% состоит из написания документации и контроля выполнения написанного. Ты отдаешь себе отчет что минимум половина из сделанного тобой в какой-то момент отправится в корзину так и не увидев свет. Но это не пугает тебя. Что же, рад приветствовать тебя на этом не простом пути.

Однако это не значит что уже пора смотреть вакансии и рассылать резюме. Предлагаю сначала пройти по нескольким важным пунктам. И лишь потом поговорим про вакансии, тестовые и резюме. Давай начнем с того, а что вообще нужно знать и уметь геймдизайнеру?

Это даст тебе возможность сравнить свои текущие навыки с реально необходимыми и понять насколько ты действительно готов к тому чтобы стать геймдизайнером.

Лонгрид. Доступна видео-версия:

Любить игры

Начну с главного. Любовь к играм. Мне доводилось отвечать на вопросы вроде, а можно ли стать геймдизайнером если не играешь в игры.

Технически наверное можно, но зачем? Заниматься нужно любимым делом, тогда и шансы на успех сильно возрастают.

Необходимость играть в игры это часть работы любого геймдизайнера. Как минимум нужно играть в свою игру и ближайшие аналоги-конкуренты.

Если не понимать что мотивирует играть тебя, то как понять что мотивирует играть других? Я не могу себе представить хорошего шеф-повара который бы не любил вкусную еду. Или писателя которые не любит читать. Да даже гвозди лучше забивать с любовью к этому занятию чем без.

Так что если ты любишь играть в игры и тратишь на это занятие заметное количество времени, то ставь себе плюсик. Если нет, то вероятно дальше смотреть этот ролик не будет никакого смысла.

Играть в разные игры

Итак, тебе нравится играть, но этого мало чтобы стать хорошим геймдизайнером. В идеале нужно не просто много играть, но при этом играть в разные игры, в разные жанры, на разных платформах, с разной моделью распространения.

Дело в том, что даже если у тебя наиграно в доту более десяти тысячи часов, но на этом твой игровой опыт и заканчивается, вряд ли у тебя появятся ценные идеи как даже свою любимую игру сделать лучше. 

Ты же понятия не имеешь как те или иные задачи решены в других игра. Что работает, а что нет. Тебе вряд ли удастся отличить свое субъективное мнение от действительно ценного решения как для игры так и для игроков.

Иметь большой опыт в одной игре это несомненно хорошо, но еще лучше когда к этому глубокому опыту, прилагается опыт из других игр, пусть даже и не столь серьезный.

Вообще самые ценные идеи находятся обычно на пересечении жанров. Когда механики из одной игры применяются в другой. И вот чтобы иметь большой багаж готовых решений которые можно просто примерить под свою задачу, геймдизайнеру нужно иметь максимально богатый игровой опыт.

Лично я продолжаю играть в большинство заметных игровых новинок вне зависимости от жанра. Да у меня как у игрока есть свои предпочтения. Мне гораздо больше нравятся стратегии и рпг чем три-в-ряд и солитер. Но это не мешает мне играть во все жанры. И зачастую интересные решения находятся там, где их совсем не ждешь.

Казуальные проекты заимствуют у мидкора и хардкора монетизационные фичи. Например еще не так давно считалось что боевой пропуск это исключительная особенность суровых хардкорных игр. Но прошло несколько лет и адаптированные боевые пропуски можно встретить почти где угодно.

А более сложные жанры, учатся у более простых понятности и простоте подачи. Ведь не всегда сложность освоения игры делает ее интереснее. И где смотреть на чистые интерфейсы и понятный путь игрока как не в казуальных играх?

Так что если ты и так играешь в разные игры, то молодец, ставь себе второй плюсик. А если нет, но становиться геймдизайнером еще не перехотелось, то пора начинать. Для начала хотя бы попробуй что-то плюс минус похожее. Если не зайдет то можно попробовать поиграть во что-то строго противоположное. Иногда игровые предпочтения сочетаются очень оригинальным способом. 

Много читать

Теперь поговорим про возможно неожиданные навыки. Чтение. Так уж получилось, но все успешные ГД с которыми я знаком много читают. В частности художественную литературу. Почему я считаю что чтение невероятно полезно любому геймдизайнеру?

Во-первых, при чтении так или иначе писательский навык тоже прокачивается. А мы же все помним что половину времени геймдизайнер пишет. Да он пишет не фантастические романы, но все же владение словом оно полезно в любом случае. К тому же зачастую геймдизайнеру нужно писать различные игровые тексты, а тут уже красивый слог точно будет к месту.

Во-вторых, сюжеты и наполнение мира. Так или иначе геймдизайнеру приходится сталкиваться с задачами связанными со сценарием или иными задачами близкими к сценарной составляющей игрового мира. Да тех же героев и их способности зачастую удобнее придумывать опираясь на прочитанную книгу.

В-третьих, навыки чтения и анализ прочитанной информации крайне важны в профессии геймдизайнера, т.к. постоянно требуется много читать различные профильные книги, статьи, публикаций и так далее. Ведь геймдизайн это очень молодая профессия которая только-только становится на ноги и начинает обрастать теоретической базой. 

В результате чего постоянно появляется какая-то новая информация которую необходимо прочитать, осознать и сделать выводы.

Так что чтение, прослушивание аудиокниг тоже считается, весьма и весьма полезный навык для геймдизайнера. Если любишь читать ставь лайк, в смысле плюс в свой чек лист. Если же не любишь читать в целом ничего страшного, хоть и очень полезный, но все же не критичный навык.

Я прекрасно понимаю что полюбить читать если не читал до этого уже очень сложно, однако дай книгам шанс, попробуй сегодня взять и почитать. Не обязательно сразу книгу. Можно статью. Ну а если не зайдет, что же тебе будет чуть тяжелее на геймдизайнерском пути, но это твой выбор.

Уметь учиться

Высшее образование. Это не что ты сейчас подумал. Я не про диплом, а про тот набор навыков который обычно дает высшее образование: Умение находить и работать с исходниками и первоисточниками информации. Навыки систематизации найденной информации. Способность презентовать систематизированную информацию.

Умение решать нестандартные или непривычные для себя задачи. Умение управлять своим временем, расставлять приоритеты, инициативность и самостоятельность.

Конечно все эти навыки можно получить и не отучившись в ВУЗе, и напротив корочка об окончании высшего учебного заведения не гарантирует наличия у человека всех этих навыков. Но я сейчас как раз и не про диплом, а именно про тот набор навыков который обычно все же прививается учебой в Институте или Универе. 

И кстати именно в этом наборе навыков и я вижу главную ценность высшего образования. Да по большому счету, эти навыки и являются признаком высшего образования а вовсе не диплом.

Почему я так решил акцентировать на этом внимание? Потому что геймдизайнеру часто приходится решать те задачи, которые до этого никто не решал. А даже если похожая задача уже кем-то где-то и решалась, то зачастую придется перекопать большой массив информации чтобы добраться до этого решения, а в итоге еще и окажется что предложенная реализация не совсем подходит именно под твою индивидуальную задачу и решение придется адаптировать под себя.

Написание курсовых и дипломных работ по своей сути, очень похоже на то чем приходится заниматься геймдизайнеру. Самостоятельно выбрать тему в уже заданном направлении, потом раскопать ее найти всю сопутствующую важную информацию, после чего скомпоновать в понятную презентацию.

Отдать на рецензирование, внести кучу правок по результатам рецензии, а затем представить это перед аттестационной комиссией. Вот если бы после этого еще по результатам диплома реально бы что-то делалось, то вообще была бы один в один работа геймдизайнера.

И если у тебя уже развит этот навык, то геймдизайнерские будни для тебя будут чуть проще, чем были бы, не будь у тебя такого опыта. Так что снова ставим себе плюсик если ты не скачивал курсовые из интернета. Ну а если такого опыта у тебя в жизни пока не было, значит ты теперь в курсе на что стоит обратить пристальное внимание при случае. Ведь это просто навык который можно прокачать и без 5 лет в стенах ВУЗа

Знать азы программирования

Программирование. Еще один невероятно полезный для любого геймдизайнера навык. Причем даже если ты будучи геймдизайнером не напишешь ни строчки кода, что уже само по себе довольно маловероятно, то навык программирования все равно будет полезен.

Программирование, в частности это методы и подходы для создания работающих систем. Геймдизайн тоже часто решает задачи связанные с построением систем. Знание основ программирования эффективно применимо при создании игровых миров. Мышление вырабатываемое в  ходе программирования, хорошо ложится на задачи геймдизайнера.

Очень часто самым удобным способом визуализировать схему геймплея является блок-схема. Да-да та самая  блок-схема от которой часто плюются многие кто начинает изучать программирование. Им кажется что это совершенно лишний формализм и усложнение на пустом месте. Но нет, на практике это умение бывает невероятно полезно когда нужно описать основные взаимодействия в сложной системе.

Ну и конечно же возможность написать небольшой скрипт или простенький SQL запрос в базу данных это все большой плюс геймдизайнеру. Также зная хотя бы основы программирования, геймдизайнеру гораздо проще составлять технические задания для программистов.

Прибавляется понимание какие задачи реализовываются проще, а какие сложнее. И тогда при прочих равных, геймдизайнер может осмысленно выбрать более простой и надежный в реализации подход с точки зрения кода.

Конечно отсутствие навыков программирования не является критичным при выборе профессии геймдизайнера, но если они есть это несомненный бонус. А если навыков все же пока нет, но есть возможность их получить, то рекомендую обязательно воспользоваться таким шансом.

Владеть графическими редакторами

Владение графическими редакторами на базовом уровне, еще один полезный навык для любого геймдизайнера. При этом даже если у вас вообще нет навыков рисования, чувства прекрасного а вашими рисунками можно пугать детей и смешить взрослых это все не имеет никакого значения.

Важен исключительно технический навык. Часто может потребоваться обрезать изображение под заданный размер, преобразовать один формат в другой, вырезать фон или перекрасить иконку в другой цвет и т.д.

Отвлекать ради такого пустяка художника это неэффективное расходование сил. И если можно за пару минут внести необходимые правки никого не отвлекая, то почему бы это не сделать? Конечно речь сейчас идет про работу не с финальным артом, который затем пойдет в игру. Я говорю это исключительно про некоторые рабочие моменты связанные с промежуточными целями.

Например на стадии прототипирования, навыки работы с артом у геймдизайнера становятся вовсе бесценными. Кстати хорошие программисты тоже развивают у себя эти навыки. И зачастую простенькую демку уровня гейм-джем такая команда может сделать без художников, воспользовавшись только скачанными из интернета картинками и адаптировать их под свой проект.

Ну и конечно же как и с навыками программирования, навыки работы с графикой позволяют лучше находить общий язык с художниками, что опять же важно в работе геймдизайнера.

Ставь себе традиционный плюс, если уже немного разбираешься в работе с графикой. Если же нет, то не поленись посмотреть несколько видео-уроков по тому же Фотошопу и освоить самые простые операции. Заодно эти навыки пригодятся например фоточки ретушировать. Да и в резюме будет еще одна полезная строчка что тоже бывает немаловажно.

Владеть офисным пакетом программ

И раз уж мы плавно перешли к блоку владения различным программным обеспечением, то тут нельзя не упомянуть такой важный набор как так называемые “офисные” приложения.

Не важно про какой офисный пакет мы говорим - майкрософт офис или гугл-офис. Оба решения имеют очень много схожих черт, так что если знаешь один пакет, освоить второй уже будет не сложно.

Лично я последнее время полностью перешел на инструменты от гугл. Все же единая онлайн экосистема от дает очень много преимуществ.

Геймдизайнеру необходимо уметь работать на продвинутом уровне с текстом, таблицами, презентациями, облачными хранилищами. И это пожалуй еще одно обязательное требование к профессии.

Ставь плюсик если функции “ВПР” и “Сцепить” в гугл-таблицах тебе уже знакомы, ну а если нет, то у меня все равно есть хорошая новость.

Она заключается в том, что даже если сейчас ты не очень уверенно владеешь этими программами, освоить их не составляет труда. Есть огромное количество инструкций, статей, видео-уроков и прочей доступной информации с помощью которой можно спокойно самостоятельно повысить свой навык в этой области.

И в этом моменте снова напомню про пункт “высшее образование” который я уже раскрывал ранее. Не имея опыта, не зная как работает программа, взять и самостоятельно научиться ею пользоваться, это как раз проявление способности учиться. Что как легко заметить может пригодиться еще на этапе планирования будущей профессии.

Работать с системами контроля версии

Еще один полезный для геймдизайнера навык который находится в области владения программным обеспечением. Умение работать с системами контроля версий.

Системы контроля версий — это программы, помогающие командам разработчиков управлять изменениями в данных. Программное обеспечение контроля версий отслеживает все вносимые в данные изменения в специальной базе. При обнаружении ошибки разработчики могут вернуться назад и выполнить сравнение с более ранними версиями для исправления этих ошибок, сводя к минимуму проблемы для всех участников команды.

За последние несколько десятилетий системы контроля версий (Version Control Systems, VCS) получили широкое распространение среди разработчиков программного обеспечения. В том числе в геймдеве. Один из наиболее популярных на сегодняшний день инструментов VCS называется Git. Именно git в настоящий момент является индустриальным стандартом. 

Также можно встретиться с TortoiseSVN. Он не так удобен для работы с кодом, за что не очень любим программистами, однако он гораздо удобнее и проще в использовании при решении несложных задач, за что любим художниками и геймдизайнерами. Арт-ассеты и файлы баланса гораздо удобнее хранить под TortoiseSVN. Однако приноровиться можно и к работе с Git.

Конечно этот навык не относится к обязательным. Однако его с одной стороны относительно легко получить через те же видео-уроки в ходе самостоятельного обучения. А с другой стороны это очень говорящая строка в резюме начинающего геймдизайнера.

Ведь кандидат продемонстрировал что не поленился и освоил нужный навык. Да в добавок его еще и не придется обучать этому. Сплошные бонусы. Так что если вы не имеете представления что такое система контроля версий, то начинайте гуглить и изучать вопрос. Потраченное время точно себя окупит.

Пользоваться таск-менеджером и вики-системами

Также к полезному программному обеспечению которым хорошо бы уметь пользоваться геймдизайнеру при этом легко обучиться самостоятельно если пока таких навыков нет, я отнесу системы таск-менеджмента и Wiki.

Одна из самых популярных на сегодняшний день в геймдеве связка таких программ это Jira и Confluence. Постарайтесь освоить их хотя бы на самом базовом уровне. Это легко сделать посмотрев несколько видео-уроков и немного попрактиковавшись.

Не обязательно изучать именно эти программы. Можно обратить внимание на более простые в освоении. Например сейчас набирает популярность таск-менеджер ClickUp, и вики-система Notion.

Это слишком простой навык чтобы проигнорировать его и не добавить владение им в свое резюме. Ты снова имеешь великолепный шанс получить бонус в глазах работодателя почти на халяву как и в случае с системами контроля версии. Настоятельно рекомендую уделить внимание подобным программам, если до сих пор все еще не удосужился потратить время на их изучение.

Анализировать

Ну и в заключении упомяну про аналитику. Тут гораздо сложнее с самостоятельным обучением. Однако на Дев-ту-дев во-первых есть огромное количество качественных статей. Во-вторых хороший бесплатный базовый курс. А в третьих, дев-ту-дев позволяет сколько угодно играться с их тестовыми проектами разбираясь в хитросплетениях параметров продуктов.

Тебе как геймдизайнеру все равно вряд ли удастся пройти мимо аналитики. Какие-то базовые знания придется получать волей или не волей. Так почему бы не попробовать получить их заранее, заодно заработав еще немного бонусов в глазах потенциального работодателя?

Очень рекомендую хотя бы попробовать. Прекрасно понимаю что это не самая легкая для самообразования тема, однако и не упомянуть про этот навык в текущей статье просто не могу.

В заключении

И это был только основной список вспомогательных навыков которыми нужно обладать геймдизайнеру. Сегодня мы поговорили о том что у тебя как у геймдизайнера либо уже должно присутствовать либо это несложное в освоении умение. И при желании его можно приобрести в результате не самого тяжелого самообразования.

Предлагаю на этом моменте сделать небольшую паузу. Т.к. на мой взгляд информации уже вполне достаточно для некоторого осмысления. А в следующих статьях мы поговорим уже непосредственно про основные навыки геймдизайнера и как получить опыт даже если без опыта сейчас на работу не берут. Рассмотрим виды вакансий, как правильно составлять резюме геймдизайнера, на что обращать внимание в тестовых заданиях, а также что крайне важно сделать перед собеседованием.

Спасибо что дочитали до конца:

  • Подписывайтесь на мой блог на Хабре

  • На YouTube канал 

  • Группу в ТГ: https://t.me/ivan_progamedev

Комментарии (0)