Я принимал у себя жильцов Airbnb в Сан-Франциско в течение приблизительно девяти месяцев. В прошлом январе я посмотрел интервью, которое Кэти Курик (Katie Couric) взяла у Брайна Чески (Brian Chesky), 34-летнего генерального директора Airbnb, владеющего многомиллиардным состоянием. И именно тогда я понял, что что-то здесь не сходится.

Курик задала вопрос Брайану о том, как компания проверяет дома хозяев на соответствие стандартам безопасности и пожарную безопасность. На это он ответил: «Мы хотим поддерживать высокие стандарты», и заверил, что сотня его сотрудников занимается исключительно безопасностью и что «хозяева подтверждают свою личность открывая доступ в их профили в социальных сетях, а также предоставляя сканы документов, удостоверяющих личность либо подтверждая определенные личные детали».

Для того, чтобы протестировать эту систему Airbnb, я зарегистрировался как хозяин. Я сделал несколько фотографий своего дома, внутри и снаружи и загрузил их на сайт Airbnb. И уже через 15 минут мой аккаунт ожил, а квартира была доступна для аренды. Никакой тебе проверки персональных данных, удостоверение личности или вопросов. Не было даже никакого контакта с живым человеком из их команды, специализирующейся на доверии и безопасности. Ничего.

Я спокойно мог использовать фотографии дома своего соседа или даже снимки, взятые с вебсайта Better Homes and Gardens. Уже через час мне поступил первый запрос от гостя. В течение пары месяцев я насобирал дюжину запросов резервации, которые принесли бы мне по меньшей мере 4 тыс. долларов доходов от краткосрочной аренды. А это уже предпосылки действительно прибыльного бизнеса.

Да, очень верно было замечание Coldwell Banker Commercial (крупной фирмы, оперирующей недвижимостью), в котором было отмечено, что владелец недвижимости может увеличить свой чистый годовой доход более чем в два раза, арендовав жилье туристам Airbnb, а не местным жителям.

Меня впечатлил и потряс тот факт, как это все просто с Airbnb.

Когда Курик спросила Чески о пожарной безопасности, вместо того, чтобы обрисовать инспекционные процедуры, проводимые его компанией, он ответил, что Airbnb, гигант оцененный в 25 млрд долларов, предлагает владельцам жилья бесплатные датчики дыма и угарного газа. Когда же Курик попыталась развить эту тему далее, он начал болтать об их системе «самостоятельного управления».

«Мы хотим удостовериться в том, что кодексы и инструкции модернизированы», – сказал он. «Многие из актуальных законов – это законы XX века, а иногда даже XIX века, а мы в XXI веке».

Я решил поймать Чески на его слове и воспользоваться его предложением «золотого стандарта», то есть получить бесплатного датчика дыма и угарного газа для моего Airbnb-дома. Я запросил его через веб-сайт Airbnb, и полученный по электронной почте ответ на мой запрос был очень краток: меня направили на особую интернет-страницу Airbnb. Но на той странице вместо предложения бесплатного датчика, мне предложили бесплатную «Карту Безопасности», говоря, что я могу ее использовать для того, чтобы «составить список экстренных номеров, маршрутов и других ресурсов» для моих гостей.

Судя по всему, предложение по предоставлению бесплатных датчиков дыма истекло в мановение ока. Но представители Airbnb этого не упомянули – также, как и сам Чески в своем интервью.

Наверное, самая большая трагедия происходящего заключается в том, что по сути своей идея Airbnb великолепна. Компания разумно использовала современные технологии для того, чтобы открыть глобальный рынок, который позволяет туристам найти домовладельцев, которые стеснены в средствах и не прочь подзаработать на краткосрочной аренде жилплощади. После разговоров с некоторыми «обычными людьми», которые имеют предложения на Airbnb, я уверен, что сервис помог многим свести концы с концами.

Но проводя такую политику невмешательстве и либеральным отношением к профессиональным арендодателям и жадным владельцам недвижимости и агентам с множеством квартир, Airbnb стал своим же худшим врагом. Поскольку число жертв накапливается, компания подрывает свой собственный идеал доверия, потому что Airbnb может с легкостью помочь городам решить возникшие из-за его деятельности проблемы следующим образом:

  • При желании Airbnb мог бы одним кликом мыши выследить нарушителей и «выселить» с сайта – просто убрать предложения профессиональных арендодателей или менеджеров по недвижимости, располагающих несколькими домами или квартирами, устраивающими своеобразные отели для туристов. У компании есть все данные, и Airbnb прекрасно знает, кто эти люди.
  • Установление сотрудничества такими с городами как Сан-Франциско, Санта-Моника и Портленд, которые требуют, чтобы хосты зарегистрировались в местных агентствах, а незарегистрированные арендодатели сервиса были удалены с сайта.
  • Ввести оплату тех же налогов, что платят отели во всех 34 тыс. городах, в которых сервис предлагает свои услуги.
  • Перестать отказывать в предоставлении данных, которые нужны городам для регулирования и налогообложения (в том числе количества ночей и оплаты, выставленные каждым хостом).

Да, идея Airbnb перевернула глобальную индустрию туризма, но в родном городе компании, Сан-Франциско, жители выступили на тропу войны с гостеприимным гигантом.

Несмотря на замечательную историю сервиса, которая началась в гостиной Брайана Чески, Airbnb больше не является просто платформой для «обычных людей», предлагающих свое жилье в кратковременную аренду. Вместо этого он превратился в огромную лазейку для профессионалов, которая позволяет им обойти те давние городские законы, которые раньше защищали местный жилищный фонд от краткосрочной аренды для туристов. Быстроразвивающаяся компания и ее обладающие политическим влиянием инвесторы не заинтересованы в том, чтобы убивать курицу, несущую им золотые яйца.

Комментарии (6)


  1. robert_ayrapetyan
    05.11.2015 19:13
    +5

    А на фотографии — бывшие незадачливые сотрудники пятизвездочных отелей?
    По мнению автора, представители Airbnb должны лично разъезжать по каждому адресу с командой специалистов по пожарной, санитарной и черт знает какой еще службы безопасности. Логичным продолжением станет статья про Убер с фотографией возмущенных «профессиональных таксистов», которые, разумеется, проходят ежедневную мед. экспертизу и ТО транспортного средства.
    Статья — чистой воды брюзжание бабушек у подъезда (особенно в части про «датчик» и «профессиональных арендодателей или менеджеров по недвижимости»)


  1. ProRunner
    05.11.2015 19:46
    +8

    Не очень понял, почему необходимо защищать местный жилищный фонд от краткосрочной аренды для туристов.

    И конечно же он мог использовать фотографии соседского дома и глянцевые снимки из журналов, только его взаимоотношения с airbnb закончились бы с первым же гостем.


    1. edogs
      05.11.2015 23:31
      +3

      Не очень понял, почему необходимо защищать местный жилищный фонд от краткосрочной аренды для туристов.
      Это достаточно частая практика, когда краткосрочная аренда и/или коммерческая деятельность в жилом фонде запрещена. По тем же причинам запрещают, например, караоке-бары на первом этаже жилых зданий. Есть нормы для коммерческого использования помещений, они появились не с потолка. Краткосрочники в среднем по планете более неадекватные, чем долгосрочники. Долгосрочникам-то еще жить и жить, а краткосрочник (утрированно) насрал соседу под дверь и ищи-свищи.
      Вот Вы лично приветствовали бы появление дешевого хостела в соседней Вами 3-комнатной квартире на 12 человек? Со сроками сдачи от 1 часа до суток?

      И конечно же он мог использовать фотографии соседского дома и глянцевые снимки из журналов, только его взаимоотношения с airbnb закончились бы с первым же гостем.
      Не факт, не факт. Деньги бы аирбнб ему вернул бы (за вычетом своей комиссии), но пожалуй и всё.


      1. zagayevskiy
        06.11.2015 13:14

        Airbnb обязуется дать аналогичную квартиру(или лучше) за свой счёт, если обоснованно доказать, что квартира не соответствует фото или описанию. А хозяину — ай-ай-яй. Ну и есть подтверждение документов хозяина и гостя. И деньги все идут через сервис, обмануть не получится.

        Кроме того, хозяин может (и будет) оставлять отзыв о госте. Таким образом, если нассать на дверь, то в следующий раз просто никто не возьёт к себе.


        1. edogs
          06.11.2015 17:26

          Airbnb обязуется дать аналогичную квартиру(или лучше) за свой счёт, если обоснованно доказать, что квартира не соответствует фото или описанию
          Нет:) Откуда это вообще? Аирбнб обязуется компенсировать гостю заплаченную им сумму либо поможет не возьмет повторно свою комиссию.
          В таких случаях Airbnb (по своему усмотрению) либо возместит гостю деньги, либо сделает все возможное, чтобы помочь ему забронировать другое жилье подобного класса на оставшиеся дни его поездки. Сумма компенсации гостю будет определяться строго по нашему усмотрению


  1. Guest
    06.11.2015 13:20
    +2

    Дело не в деньгах, 0 отзывов это нехорошо и сомнительно, но можно понять для нового объекта, а негативный отзыв, при отсутствии других — желающих связываться с таким объектом точно не будет.