Как так выходит, что проводя по несколько часов каждый день за изучением программирования, складывается ощущение что мы это делаем медленно и топчемся на месте?

Привет, Хабр!
Разрешите представиться, Васьен, начинающий .NET разработчик. На столько начинающий, что до сих пор не был приглашен ни на одно собеседование. Это, собственно, и не удивительно – я квалифицированный экономист и последние годы занимал соответствующую должность, а с недавних пор (сентября прошлого года) решил сменить сферу деятельности и изучаю программирование в надежде найти работу в IT индустрии.

Нет, не переживайте, это не будет очередной статьей из серии "успешного успеха", где у меня получилось за считанные месяцы найти себе место на галере под солнцем, и я только успеваю, что отбиваться от назойливых HR, которые хотят уже переманить к себе. Да и не будет драматичной саги о том, что жизнь сурова и не справедлива, я столько трачу сил, а выхлопа ноль, а вот <Любое_Имя> после курсов пустил пыль в глаза, теперь уже почти синьор. В конце концов процесс обучения и трудоустройства как марафон – выигрывает не тот кто может развить самую быструю скорость, а тот кто кто трезво рассчитывает свои силы и способен поддерживать темп на всей дистанции.

История, которой я хотел бы с вами поделиться, и её мораль вообще в другом. И в первую очередь я хотел бы поделиться ей с "попутчиками" – людьми, которые также как и я изучают для себя что-то новое, стремятся в мир ИТ. Если вы тоже испытываете ощущение, что застряли на каком-то месте, или что обучение протекает слишком медленно, возможно вам немного помогут мои соображения.

В последние дни меня не отпускает стойкое ощущение, что мой прогресс в учебе слишком медленный. Поскольку я не учусь по какой-то конкретной программе, у меня нет преподавателя или наставника, как и четкого плана со сроками, то очень сложно объективно оценить свой прогресс. Только субъективно, причем критериев оценки тоже как таковых нет. Чужой опыт тоже ведь не самая объективная оценка для своего пути, ведь кто-то трудолюбивее и умнее, кому-то возможно повезло, кто-то привирает и умалчивает детали. Вот и выходит, что единственный ориентир - собственные первоначальные ожидания и завершенные проекты. В моем случае я думал, что к концу года буду понимать C# на базовом уровне, будет пару pet проектов на гитхабе, в уже наступившем году буду рассылать резюме по компаниям, ходить на собесы параллельно повышая хард-скиллы, решая задачи на литкоде, пополняя гитхаб профиль новыми проектами. Да, наивно конечно сейчас ставить такие сроки самому себе и сокрушаться, что ты их нарушаешь, но хотелось бы все таки разобраться, что же так замедляет учебу?

Причина № 1. Мы переоценили собственный опыт.
Мне немного повезло с бэкграундом. Хоть я имею экономическое образование и последние 7 лет стажа с этим связаны, всю свою осознанную жизнь интересовался технологиями. В детстве я с азартом изучал турбо паскаль и составлял простенькие программы на нем, даже отправляли из-за этого на какие-то районные олимпиады по программированию. Потом стало интересно, что такое сайты и из чего состоят. Так в моей жизни появился PHP 5, который с интересом изучал и опять же, писал какие-то простенькие совсем вещи. Из книги узнал, что есть какие-то CMS которые обычно работают на Linux серверах. Так в моей жизни появился ArchLinux, который несколько лет стоят основной системой, и LAMP. Мне было интересно, что такое маршрутизация и сети, так у меня в библиотека появилась книга по телекоммуникациям, а из нее в голове знания про топологию, адресацию, семиуровневую модель и т.д. Даже системным администратором успел поработать.

К чему всё это я поведал? Что мой опыт в профессиональном программировании нулевой, но при этом нельзя сказать, что в IT полный ноль. Видимо в какой-то момент я решил, что новые знания, которые я планировал получить, отнесутся с уважением к моему опыту и более охотно усвоятся в моем мозгу. Ага, конечно. Не будет никакой поблажки в учебе. Не важно, имели ли Вы какой-то опыт программирования несколько лет назад, работали ли тестировщиком, или составляли программы на лабораторных занятиях. Если речь идет об обучении, нацеленном на трудоустройство и постоянный заработок, то учеба будет даваться очень тяжело, и не думайте, что ваш бэкграунд даст вам фору и позволит в разы быстрее и проще освоить материал.

Причина №2. Мы используем неподходящую литературу.
Вполне возможно, что очень многим этот пункт покажется немного спорным, но мне кажется, что его стоит осветить. В .NET среде просто огромное количество обучающих источников – руководство от майкрософт, книги от них же, книги от признанных авторов, огромное количество видеоматериалов на Ютубе – всего и не перечесть. Когда я только начинал учебу и составлял список книг, которые я бы хотел использовать для учебы, я столкнулся с проблемой, что на самом деле сложно сделать выбор в пользу чего-то. Во-первых, все очень субъективно, кому-то надо разжёвывать все построчно и в деталях, кому-то достаточно и выжимки. Есть конечно книги бестселлеры, но большая часть из них написаны так давно, что страшно их брать в руки. А если мы всё-таки начали что-то читать, и нам это дается сложно и не понятно, или книга в итоге не впечатляет, то мы скорее смиримся с тем, что с нами что-то не так, нежели с книгой (да, синдром самозванца и про него будет чуть ниже).

Мой личный пример – это книга A. Freeman «Pro ASP.NET Core 6». Солидное издание, девятое по счету, последняя версия SDK рассматривается (на тот момент 6.0), много положительных отзывов в интернете, подробные листинги – то, что нужно, решил я, когда начал изучать ASP.NET Core. Потратив почти месяц и прочитав чуть меньше половины, я понял, что просто в пустую потратил это время. В книге вы шаг за шагом вместе с автором пройдетесь по главным шагам и соберете рабочее приложение автора на своем компьютере. Даже с тестами. Но вот эта манера подачи из разряда «скопируйте/вставьте этот код» чтобы реализовать что-то в сухом остатке не дает вам ровно никаких знаний. После прочтения первых 10 глав я понял, что вообще не понимаю даже базового принципа работы фреймворка. Да, мы уже имеем какой-то прототип магазинчика, покрытый тестами, но я книгу начинал читать, чтобы понять, как работает технология. С таким же успехом можно было на Ютуб сходить и найти видео, где за 2-3 часа делают что-то наподобие. Тот же А. Lock в своей книги первые 10 глав разжёвывает базу – что такое эндпоинты, что такое контекст, что такое pipeline и как через все это дело проходят запросы/ответы. Все понятно стало сразу же. Если Вы ощущаете, что обучение дается вам очень трудно, возможно Вам стоит рассмотреть другие источники и сменить книгу, посмотреть другие лекции и т.д.? И да, ни в коем случае не читайте книги в переводе, в 9 из 10 случаев это очень больно и только усложняет процесс. Вроде и слова все знакомые, и язык родной, а смысла в них нет. И когда ты подсматриваешь в оригинал, о чудо! – смысл появился, они и был и предельно понятен изначально. Просто не понятен переводчикам, они все-таки не разработчики, поэтому даже лучше приложить чуть больше усилий и читать в оригинале, переводя самому непонятные моменты, чем гадать над идеями автора в исполнении переводчика.

Причина №3. Утопия чистого кода.
Ни в коем разе не хочу утверждать, что идеи Роберта Мартина утопичны, или что вам в учебе не стоит равняться на лучшие практики. Действительно надо стремиться к оптимизированному коду, легко читаемому и понятному. Но вот дилемма, как быть в ситуации, если вы ограничены по времени? В своих первоначальных планах я думал, что буду стараться писать сразу вменяемый код, но без фанатизма, естественно с оговоркой, насколько это вообще возможно начинающему разработчику, чтобы в дальнейшем его шаг за шагом улучшать. Р. Мартин утверждает, что
«Самая большая ложь, в которую верят многие разработчики, — что грязный код поможет им быстро выйти на рынок, но в действительности он затормозит их движение в долгосрочной перспективе»

Спроецировав его утверждение на свой опыт, я решил – окей, будем прикладывать максимум усилий для написания сразу максимально возможного качественного кода, ведь звучит логично и правдоподобно. Мы ориентируемся на открытые вакансии, где каждая вторая компания хочет от кандидата понимание SOLID, использование принципов DRY, KISS, YAGNI и вообще, по-хорошему надо работать по TDD, а еще знать, понимать и применять паттерны проектирования. Оставим за скобками как на самом деле пишут код в некоторых таких компаниях и как они соблюдают все эти принципы сами. В итоге мы, начинающие, равняемся на эти требования, хотим от себя большего, нежели можем на текущий момент, тем самым замедляя свой прогресс. Да, возможно в долгосрочной перспективе такой подход даст свои плоды, мы будем знакомы с лучшими практиками, но вот вопрос, на который у меня нет до сих пор ответа. Что же на самом деле важнее и лучше, тратить много времени на «причесывание» своего pet проекта, либо за это время изучить еще какую-то технологию и сделать два проекта, пусть и не таких идеальных с точки зрения кодовой базы. В итоге, в моем случае, именно из-за этого желания «сделать по уму», я существенно отстаю в развитии от первоначальных сроков, имею лишь один проект на гитхабе, который, мягко говоря, далек от совершенства.

Причина 4. Мы недооцениваем свои возможности. Всем знаком «синдром самозванца», я много раз про него слышал и был уверен, что это больше относится к людям, которые оказались в окружении специалистов и на их фоне чувствуют себя не уверенно. И обычно это приходит как раз уже после трудоустройства в какую-то компанию. Я был уверен, что меня это не коснется, да и до трудоустройства еще надо дойти, но каково было мое удивление, когда я понял, что уже испытываю нечто подобное уже сейчас. Казалось бы, с чего бы это? А все просто, даже когда вы учитесь, вы уже находитесь в окружении специалистов – вы видите ответы на stackoverflow, открытые issue на гитхабе, всевозможные тематические статьи и мало-помалу у вас формируется убеждение, что вот они – вот да, специалисты, а вы так, даже не джун. И в итоге вы начинаете тратить еще больше времени, чтобы перепроверить свои выводы, убедиться правильно ли вы поняли какой-то подход и верно его реализовали, вы постоянно сомневаетесь в собственных решениях и регулярно ищете им подтверждение. А уж если у вас какая-то ошибка, то значит это вы что-то сделали не так и вы будете тратить еще больше времени на поиск ее причины, даже не допуская мысль, что возможно это просто баг окружения или фреймворка, а не ваша вина.

У меня за столь короткий период обучения было два таких случая. Первый был связан с реализацией IHttpClientFactroy. Простая задача – отправка get запросов через прокси и обработка json в ответе. Можно создать просто экземпляр HttpClient, ему передать при создании собственный хэндлер, который будет содержать информацию о прокси. Все супер просто. А как быть, если нужно в один момент отсылать 10 запросов и все с разных IP? Для таких вещей отлична подойдет фабрика, так утверждала и документация, и стэковерфлоу, огромное количество статей в интернете. Я это реализовал, но в итоге это не заработало. У меня ушло несколько дней, чтобы, перелопатив кучу информации в сети, подтвердить свою гипотезу, что в моем конкретном случае фабрика не будет работать так, как мне нужно и придется в итоге обойтись без нее. Как говорится, это не баг, а фича – сколько бы хэндлеров вы не создали, как бы вы их не регистрировали, из какого бы экземпляра не вызывали, пока не истечет SetHandlerLifetime – фабрика будет использовать один и тот же хэндлер, а в моем случае все запросы пойдут с одного и того же IP, что сводит на нет весь смысл реализации этого интерфейса.

Второй случай, который разрешился буквально вчера. Тот же проект, работа с БД через EF Core. Дошли руки до реализации сидинга, да вот какая незадача, при попытке добавить диапазон записей и его сохранить вылетает Exception:

System.InvalidOperationException
Unhandled exception. System.InvalidOperationException: The property 'Player.Id' has a temporary value while attempting to change the entity's state to 'Unchanged'. Either set a permanent value explicitly, or ensure that the database is configured to generate values for this property.

Ну это уже точно моя криворукость, значит где-то накосячил – с разметкой таблицы, с атрибутами и т.д., раз по одному объекту сохраняется нормально, а при диапазоне – ошибка. Несколько дней перебирал все возможные варианты, добавлял-удалял базу, переделывал схему, менял атрибуты – все без толку.  После прошлого случая я задумался, а может быть все-таки баг и не мой косяк? К этому подталкивал тот факт, что, не смотря на исключение, данные в таблицу таки сохранялись, а сама ошибка и ее природа намекают на причины, не от меня зависящие? И как только я допустил мысль, что это баг фреймворка, а не мой косяк, решение нашлось за 15 минут. Как говорится, главное знать, что спросить. Нашелся аналогичный случай на гитхабе(отдельная история о том, сколько времени и сил стоило его автору подтвердить наличие этого бага – тут конечно только мое почтение и уважение таким людям), который в январе с обновлением на версию 7.0.2 пофиксили и закрыли. В этот раз точно не фича, а баг.

Иногда все-таки так бывает, что, если что-то не работает так как вы планировали, это не всегда означает вашу ошибку. Да, чаще всего это именно так, но не стоит так сильно сомневаться в себе и своем коде, чтобы отрицать возможность ошибки не по вашей вине.

Причина №5. Мы пытаемся объять необъятное.
В самом начале своего пути я руководствовался простой логикой, что сперва стоит изучить основу – язык программирования, в моем случае C#. А дальше уже, в зависимости от дальнейших планов браться за фреймворки и постепенно изучать детали. На практике все гораздо сложнее, ведь для того, чтобы понять, как что-то работает, вникнуть и усвоить, приходится сворачивать с дорожки в строну других технологий, что естественно занимает время и вы это изначально не могли предвидеть. Опять же, из небольшого личного опыта на пути Backend разработчика. За что браться после базового освоения языка? Логично, что за Entity Framework – одну из самых популярных ORM по работе с БД. Но вообще, неплохо бы начать с базы – T-SQL. Окей, тратим на него немного времени. Изучаю Д. Смита «Entity Framework Core в действии» и ловлю себя на мысли, что вообще не понимаю, о чем речь. Почему? Да потому, что уже в первой части идет речь про абсолютно незнакомые контроллеры и как это работает в Web приложениях. Я уже молчу про какие-то слои приложения, и непонятные абстракции. Окей, делаем очередную паузу и изучаем ASP.Net Core, а это, знаете ли, отдельная большая тема. Да и не сказать, что там все просто и понятно. К тому же, всё почему-то реализовано через какие-то интерфейсы. Окей, делаем паузу внутри паузы и идем изучать что такое DI, попутно читая Д. Скита «C# in Depth», чтобы лучше понять, как работает LINQ, асинхронные вызовы и что такое расширяющие методы. В итоге ушел не один месяц, чтобы все это стало понятным. Собственно, это и есть цель обучения, осваивать новые технологии и принципы, но оглянувшись назад понимаешь, насколько сильно мы просрочили время. Поэтому возможно стоит признать тот факт, что перед нами стоит огромная и сложная задача, для решения которой требуется приложить немало усилий и времени, и, возможно, мы несколько ошиблись в своих первоначальных временных просчетах.

Вывод. Не стоить хотеть от себя слишком много, особенно если это для Вас сложная задача. Вода камень точит, как говорится, поэтому стоит продолжать методично, шаг за шагом черпать новые знания, регулярно практиковаться в написании кода и поменьше смотреть по сторонам. Не обращайте внимания на все эти успехи вокруг – вы никогда не узнаете правды, что за всем этим стоит на самом деле. Идите своим путем и при должном терпении и упорстве все получится. Да, возможно чуть позже, чем вы того сами хотели, но всё же главное результат, а не срок.

Комментарии (29)


  1. Laurens
    00.00.0000 00:00

    Да и, конечно, должно нравиться (быть интересным) то, что изучаешь.. понимать, для чего конкретно изучаешь именно ЭТОТ язык программирования. Разумеется, важно иметь работу/подработку/фин.подушку, чтобы перед каждой главой книжки (курса) не думать о том, когда уже получится получить оффер, а то макароны заканчиваются.


    1. Vasjen Автор
      00.00.0000 00:00

      Согласен полностью! Не стал указывать столь очевидные вещи, что да - кушать надо, и спать тоже надо, и в сутках 24 часа, бытовые вопросы всегда мешают и отвлекают.


  1. amirovna_l
    00.00.0000 00:00

    На одном дыхании. Спасибо.


  1. UsenUtebayev
    00.00.0000 00:00

    И возможно стоило бы еще не забывать упомянуть о том мы люди всё же забывчивые существа. Я помню как всё зубрил но из за того что разработка - без донная яма новой информацией то через несколько месяцов база забывается без нужной перечтений что усложняет задачу джуна/интерна в разы.


    1. Zenitchik
      00.00.0000 00:00

      Чтобы не забывалось - надо пользоваться. В свободное время для собственного развлечения (и, заодно, повторения) писать несложные программы.


      1. MrNutz
        00.00.0000 00:00

        Я бы сказал, что основой должна быть практика. Т.е. создание чего-нибудь и изучение материала соответственно для этой цели.


        1. Zenitchik
          00.00.0000 00:00

          Такой подход может привести к поверхностному изучению. Я знаю js-разработчиков, которые так и не подружились с прототипами...

          Я считаю, что основой должен быть личный интерес. Программирование надо изучать с удовольствием, как кто-то изучает мёртвые языки. Если не можешь изучать просто потому что это интересно - значит это не призвание.


  1. codecity
    00.00.0000 00:00

    Немного за рамки статьи выйду.

    Хотелось бы анализа о будущем программирования как таковом. GPT таки уже довольно не плох, а ведь прогресс на нем не остановился.

    Никого не хочу демонизировать, однако же и закрывать глаза на реальность не стоит.

    Тут стоит задать вопрос - что можем мы, чего не сможет в ближайшие годы ИИ. И так ли легко перейти на этот уровень, ведь недотягивая до этого уровня все ваши потуги принесут нулевой результат.

    Вот в данное время я бы не спешил входить в ИТ, скажем так. Сейчас это стало просто, проще некуда, но вместе с тем и риска что просто напрасно потратишь время и не выйдешь за уровень условного GPT - стало больше.


    1. sunnybear
      00.00.0000 00:00

      Мы сможем проверять ии на ошибки


      1. codecity
        00.00.0000 00:00

        Как бы наоборот не получилось :)


  1. saboteur_kiev
    00.00.0000 00:00
    +3

    А я вот немного покритикую

    В итоге ушел не один месяц, чтобы все это стало понятным

    Так это и нормально, что для получения необходимых навыков на уровень стажера/джуниора уйдет не один месяц. Айти сейчас гораздо сложнее чем раньше. Требования к начинающему гораздо выше не только потому что технологии стали сложнее, но и потому что простые программы в основном уже написаны, шаблоны готовы, а сложные пишутся в команде, и множество требований сейчас рассчитаны на то, чтобы человек был готов к командной работе. А именно отсюда проистекает ООП, красивый код и так далее.

    а еще знать, понимать и применять паттерны проектирования.

    Для таких вещей отлична подойдет фабрика, так утверждала и документация, и стэковерфлоу, огромное количество статей в интернете. Я это реализовал, но в итоге это не заработало. У меня ушло несколько дней, чтобы, перелопатив кучу информации в сети, подтвердить свою гипотезу, что в моем конкретном случае фабрика не будет работать так, как мне нужно и

    Вот именно. Сперва нужно понять как можно применять паттерны, а потом уже читать советы и понимать пригодятся они вам или нет.

    Для всего этого нужно писать код, много кода. Выполнение тестовых заданий практически никогда не помогают с архитектурой, потому что косяки архитектуры обычно вылазят при масштабировании, а тестовые задания слишком маленькие для этого. Тоже касается красивого кода, ООП, и всего такого.

    Лучше всего тут подойдет хороший пет проект или работа над каким-нить средне-крупным опенсорс-проектом, где это все будет видно при активном использовании.

    Да, мы уже имеем какой-то прототип магазинчика, покрытый тестами, но я книгу начинал читать, чтобы понять, как работает технология

    Ну это и правильно. В книге и не рассказывают как работает технология, в книгах обычно рассказывают как ею пользоваться. А как работает - это уже совсем другое, а именно - документация, RFC или даже исходники, но тут еще нужно помнить что исходники или библиотека для какой-то технологии - это может быть просто конкретная реализация этой технологии, а не единственная и непогрешимая истина. В другом языке или другой ОС эта реализация может быть другой.


  1. GaricT
    00.00.0000 00:00

    /* Зануда моде он */ А что считать за Ноль? /* Зануда моде офф */ Имею опыт изучения Java, С# с нуля - вот вообще их в глаза, до определенного момента, не видел. Но имел за плечами десятилетний опыт разработки на OpenEdge ABL. И могу со своей колокольни сказать, что 21 день - это нормальный срок для изучения и прохождения любых собесов на джуна. :-)

    ИМХО: маркетологи не врут, просто умалчивают о том что конкретно подразумевается под словом "с нуля". Но это проблемы не согласованной терминологии)))


    1. d_ilyich
      00.00.0000 00:00

      И могу со своей колокольни сказать, что 21 день — это нормальный срок для изучения и прохождения любых собесов на джуна. :-)

      «Методичка есть? Щас докурю и пойду сдавать.» (анекдот)


  1. d_ilyich
    00.00.0000 00:00

    я решил – окей, будем прикладывать максимум усилий для написания сразу максимально возможного качественного кода, ведь звучит логично и правдоподобно.
    Однажды в одной из статей увидел мысль, что для написания чистого кода нужно читать чистый код. Наверное, так оно и есть. Но из своего опыта могу сказать, что иногда полезно читать и говнокод: это тоже может приоткрыть глаза на свой собственный.


  1. Ludafr
    00.00.0000 00:00
    +3

    Поддерживаю автора, как бывший экономист , перешедший в разработку . У меня ушло 2 года на курсы, стажировки и личные проекты для себя и друзей до получения 1 работы за минимальную зарплату .

    За год рост от джуна до мидла. И смена работы с 30% ростом зарплаты . В моем случае был еще челлендж с языками . Официальные курсы и диплом на французском , дополнительно курсы на русском или английском,

    Все получится , нужно время и упорство . Сейчас работаю в команде инженеров платформы платёжных систем фронтэндером.


  1. sergonom
    00.00.0000 00:00
    +1

    Я знаю в чем причина ваших трудностей. Дело в том что многое в программировании это лохотрон. Библиотеки дают готовые функции, а фреймворки это обычно графомания спасателей мира, которые приносят миру больше проблем чем решают. Половина языков создана черт пойми как. Придумано много концепций, но как вы заметили, почему-то они не работают. Дело не в вас, а в бардаке который устроили изобретатели. Программы нужно пректировать, а не полагаться на концепции. Нужно признать что некоторые вещи не решаются просто и очередная новая концепция ее не решит, а замаскирует под слоями абстракций. А если вы не поняли все слои абстракций, значит тупой. Изобретатель неработающей концепции не признает что тупой он сам. Паттерны, шматтерны, фреймворки - это наперсточный лохотрон. Избавляйтесь от этого. Оставьте только то, что вам реально нужно.


  1. ryanl
    00.00.0000 00:00

    Да, IT-шечка преимущественно мужская профессия - тут нельзя однажды что-то выучив, перестать учиться и жить припеваючи, работая до самой пенсии, используя полученные 10 лет назад навыки. Она не подходит людям, которые в школе не любили учиться и кое-как закончили.

    А теперь представьте, вы только C# изучаете, который в одиночку сам по себе нафиг никому не сдался. Часто его используют в веб-приложениях. А веб - это отдельный мир (html, css, js), который сложен не потому что наукоемкий, а потому что его много (объемы изучения).

    Двигаемся дальше, допустим вы уже давно в сфере и поняли, что веб - он на самом деле простой как пробка, хоть его и много, и вам захотелось чего-то сложнее. Машинка (ML) - по объемам изучения не успупает вебу, по наукоемкости - на порядок сложнее, то есть это отдельный сложный мир, где требуется глубокое понимание математики и иже с ней.

    А дальше что у нас там - о, Linux, дорогой, еще один отдельный целый мир, со своими косяками и преимуществами.

    Идите своим путем и при должном терпении и упорстве все получится.

    Вот именно поэтому важно иметь свой внутренний очень сильный драйв, который поможет самураю пройти весь путь достойно, не особо задумываясь о том, насколько глубокой может быть кроличья нора.

    А не как все эти белые воротнички с курсов, которым на собеседовании задаешь вопросы, а они невпопад отвечают, как обученные шимпанзе: "Деняк! Много деняк!". Как шимпанзе могут кричать только сеньоры уровня Google-а, которым уже нечего доказывать, ну вы понимаете. )


    1. l_Tungus_l
      00.00.0000 00:00

      Вопрос как найти у себя шило в 5-й точке чтобы это начало тебе нравится настолько, что ты в запой будешь читать и вникать во всю тех. литературу(как например когда играешь в игры - ты просто проваливаешься из реальности, а например в той же КС твой аим - это уже мышечная память, т.е. ты на уровне инстинкта можешь навестись и убить врага), вопрос лишь в том, как такого уровня погружения добиться в сфере ИТ...


  1. Domanstik
    00.00.0000 00:00

    Спасибо за интересную статью! Часто сложно что-то объяснить на конкретных примерах своим однокурсникам, что, зачем и почему надо делать, почему у них всё так быстро не выходит. Здесь – ваш личный опыт, которым я с удовольствием буду делиться. Благодарю за проделанную работу и время, потраченное на написание статью!


  1. TuktarovMarat
    00.00.0000 00:00

    Спасибо, автор! Я добавлю в закладки и буду отправлять всем тем, кто спрашивает как за месяц... ну вы поняли...

    Желаю вам такого же упорства до конца марафона. Вдохновляет, блин!


  1. WeoM
    00.00.0000 00:00

    Насчёт пункта №3, вот тут, как по мне, ошибочное представление о том, что 1 проект но выстраданный и вылизанный вдоль и в поперёк хуже чем 2 которые сделаны по принципу "и так сойдёт", ведь в этом случае 2 раза закрепляется привычка г*внокодить. А потом 3й и далее пойдут по тому же принципу, но если сразу начинать писать придерживаясь однородной концепции(лучше взять за основу какой-то open source проект, где не один опытный разработчик трудится) то это принесёт гораздо больше пользы, ведь не придётся избавляться от плохих привычек.


  1. snuk182
    00.00.0000 00:00

    Ни в коем разе не хочу утверждать, что идеи Роберта Мартина утопичны

    И очень зря.


  1. Mike_Pi_314
    00.00.0000 00:00

    Спасибо за "неленность" написать такую статью. Согласен со всеми пунктами кроме вывода, вернее его тональности. Возможно мне показалось, но вывод намекает на то, что упорство рано или поздно приведёт нас в столь желанную точку назначения. Но горькая правда в том, что прибыть в такую точку невозможно! В реальном мире она всегда будет на недосягаемом горизонте. Наша задача понять и найти кайф в этом бесконечном "путешествии". И да, самое сложное (имхо) - это преодолеть комплекс самозванца без риска стать самовлюблённым дятлом.


    1. Vasjen Автор
      00.00.0000 00:00

      Как говорил классик, "Учиться, учиться и учиться!".


  1. ikostruba
    00.00.0000 00:00

    каждая вторая компания хочет от кандидата понимание SOLID, использование принципов DRY, KISS, YAGNI и вообще, по-хорошему надо работать по TDD, а еще знать, понимать и применять паттерны проектирования.

    На мой взгляд, это неадекватные требования для джуна, и компании, которые такое пишут в требованиях, скорее дискредитируют себя. Вы справедливо усомнились в том, как на самом деле пишут код в таких фирмах. TDD я за 15 лет опыта вообще ни разу не видел, да и в чистом виде он невозможен в компилируемых языках - нужно написать хотя бы интерфейс рабочей логики, иначе тесты не скомпилируются даже :) SOLID я начал понимать лет через 10 практики (именно по-настоящему понимать, применяя к своему опыту, потому что прочитать слова и осознать их может любой). "Паттерны проектирования" часто писал, но не знал, что это называется какими-то модными словами, да и опять же почти никто и никогда на практике не обсуждает код в терминах паттернов. Конечно, я не самый умный программист, но такой вот у меня опыт.

    На чем я бы советовал сфокусироваться? На том, как работает компьютер и программа. Есть классическая книжка Никлауса Вирта "Структуры данных + алгоритмы = программы". Сама эта книга, пожалуй, не лучшее чтение на сегодняшний день, но её заголовок совершенно верно формулирует суть. Ключевые вопросы создания приложения, это как и откуда данные поступают, как хранятся долговременно, как устроен доступ к ним, как размещаются и организуются в оперативной памяти, ну и какие алгоритмы реализуют трансформацию данных. Это особенно важно для бэкенда.


    1. ryanl
      00.00.0000 00:00

      никто и никогда на практике не обсуждает код в терминах паттернов

      Ну классических GoF-паттернов всего 23 штуки - это меньше, чем букв в алфавите, да еще и сгруппировать можно. Я сам их только на третий год после первого знакомства выучил, ранее просто обращаясь как к справочнику. Все-таки они помогают при построении больших штук, имхо, это основа System Design-а. Если наизусть помнить весь список и мотивацию, то очень легко начинаешь просто оперировать ими как терминами.


  1. CkpytAalmar
    00.00.0000 00:00

    Фабрика объектов служит только для создания объектов. Если вы используете объект через фабрику, а не через интерфейс, вы определенно делаете ошибку. Зачастую, вся "фабрика" это статический метод, возвращающий интерфейс. Вам не нужно ничего кроме этого для реализации паттерна 'фабрика объектов'.


  1. Free_Artist
    00.00.0000 00:00

    " Не важно, имели ли Вы какой-то опыт программирования несколько лет назад" , напоминает цитату из фильма "9 Рота": "забудьте всё, чему вас учили на гражданке". :))


  1. ilya_pu
    00.00.0000 00:00

    Возможно, в статью можно было бы добавить причину №6 - отсутствие чёткого плана (без плана в принципе скатываемся к причине №5 - попытке объять необъятное, но мы-то этого не видим), задающего нам разумные ограничения (и по срокам, и по направлениям движения, и по целеполаганию). Сейчас самостоятельно изучаю blender, и понимаю, что без составления плана, по которому будет понятно, что и зачем я изучаю, я буду изучать его вечно, но никогда не дойду даже до уровня джуна. Поэтому прошелся по сайтам школ, предлагающих курсы по блендеру и 3d в целом, посмотрел, чему именно я бы хотел научиться, составил для себя перечень вопросов, которые должен изучить (кстати, список получился на 14 листах) - и вперёд, step by step one goes far... Между прочим, план очень мощно мотивирует - я вижу, что и зачем должен изучить, где и как это будет востребовано потом, и не смотрю на ютюбе видосики интересные, но не вписанные в мой план обучения.