Расскажу, как участвовал в Центрально-Азиатском конкурсе короткометражных фильмов «48 Hour Film Race».  В дальнейшем повествовании будут спойлеры к сюжету, поэтому в идеале было бы круто в начале посмотреть сам фильм в конце поста, а уже потом читать как он создавался.

UPD Подсказали что можно добавить видео и в начале тоже.

Суть конкурса в том, чтобы максимум за 48 часов написать сценарий, снять и смонтировать фильм продолжительностью не более 4 минут. То есть 2 дня от идеи до готового фильма. Почему же нельзя, ну или почти нельзя снять все заранее и потом отправить уже готовый фильм? Дабы избежать таких ситуаций, всем участникам в день старта конкурса высылается задание. В этом году по заданию в фильме должны появиться следующие элементы:

ПРЕДМЕТ № 1: Белый лист
ПРЕДМЕТ № 2: Сердце / любой предмет в форме сердца
ПЕРСОНАЖ: Женщина в красном либо Мужчина в синем
ФРАЗА: «Мир — это...» (продолжите фразу)

В теории можно снять все заранее, а потом уже доснять все предметы, договорить фразу и вмонтировать это все куда‑нибудь. Такие варианты тоже бывают, но жюри конкурса обычно смотрит на интеграцию задания, поэтому от таких кульбитов было решено отказаться. На сам конкурс в итоге было прислано более 250 работ из разных стран.

Итак, утром первого дня мне на почту пришло это задание, и я стал усиленно думать над сюжетом. Так как обычно я стараюсь работать один, то заранее исходил из того, что локаций и актеров будет настолько мало, насколько это возможно. Познаний в сценарном искусстве у меня не много, поэтому запустив дефрагментацию в голове, собрал все крупицы воедино и придумал небольшой сюжет о девушке, которая пишет письмо родителям, а в итоге оно оказывается прощальным.

Не знаю как где, но у нас в Казахстане домашнее насилие это очень серьезная проблема. Я постоянно вижу в соц. сетях репосты каких‑то ужасных и трагичных происшествий, многие из которых можно было предотвратить, но «когда убьют, тогда и звоните». Наверное, из‑за того, что эта тема всегда на слуху, у меня в голове и возник этот сюжет.

Обычно фильм начинается со сценария, поэтому я сел за комп и стал придумывать само письмо. Я хотел, чтобы половина письма была радужная, а потом все внезапно становилось плохо. После получаса переглядок с белым листом на экране, я решил представить, чего бы я ждал от счастливого брака и процесс пошел быстрее. Да, вот такие у меня ванильные мысли, имею право в конце концов!

Вторая половина письма, шла уже легче, потому что до этого я читал много примеров из жизни. Так и не нашел однозначного ответа, почему многие девушки не уходят из таких отношений, сделал вывод что всегда по‑разному. Плюс у нас в Казахстане есть понятие «Уят», дословно можно перевести это как стыд, но в целом это целый пласт каких‑то общественных негласных «правил», которые нельзя нарушать, потому что «а что люди подумают?». Наверное, более понятным будет выражение «не выносить сор из избы».

В общем добавил психологических моментов, немного нашего менталитета и как мне показалось, все заиграло теми самыми красками из моей головы. Все это, кстати, происходило в первые 5–6 часов.

Когда сценарий был полностью готов, я стал думать, как организовать съемки максимально эффективно. В начале я позвонил подруге, которая недавно закончила обучение в одном из театров города и под которую я изначально и писал этот сценарий (ниже ее фото с одной из моих фотосессий). Рассказал ей о конкурсе, о сроках и примерном времени занятости. Она согласилась и предложила обсудить все детальнее в театре, в этот день там был поэтический вечер с ее участием. После выступления к нам присоединилась еще одна девушка, которая тоже обучалась в этом же театре. Мы пошли в кафе и там устроили импровизированную читку сценария, мой текст внезапно всем понравился и первые кадры я снял прям там.

Структуру фильма я задумал такую: текст письма идет закадровым голосом, в это время показываются кадры как девушка пишет это самое письмо, а между ними кадры, которые его иллюстрируют. Причем иллюстрируемые кадры будут от первого лица из глаз мужа девушки, которого сыграл я сам. В чем тут плюсы? Во‑первых, не нужно искать еще одного актера, во‑вторых, такое повествование используется не так часто и возможно это добавит интереса к фильму, а в‑третьих, так проще снимать. В итоге небольшую часть кадров я снял в первый день в кафе, в подъезде и во дворе, а остальные перенесли на второй день.

Что по технике? Я снимаю на фотоаппарат Canon R, объективы использовал разные, но большую часть снял на Sigma 24mm f/1.4 DG HSM Art. Крупные планы с письмом снял на Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM, средний план девушки за столом на Canon EF 50mm f/1.4 USM, а финальное избиение на мануальный Samyang 14mm f/2.8.

Кадры от первого лица я снимал с рук, а чтобы добиться эффекта воспоминаний (да, так я его назвал), выдержку ставил длиннее чем обычно. Чтобы избежать излишней статики, при съемке остальных кадров я использовал небольшой электронный слайдер Edelkrone SliderONE, при монтаже оказалось, что далеко не везде в итоге заметны движения камеры, сделал выводы на будущее.

Из освещения я использовал Aputure MC и Godox Vl150 с софтбоксом. Решил особо не заморачиваться со светом, успокаиваю себя, что из-за сроков, но в душе понимаю, что я слишком ленив, плюс не сильно хорошо умею ставить свет. Aputure MC это небольшой RGB свет, в котором есть различные эффекты, в том числе эффект полицейской сирены, который я и использовал в одной из сцен. Также на задней его стенке есть магниты, поэтому в некоторых кадрах я крепил его где-нибудь сбоку чтобы на героине был хоть какой-то объем, а на улице использовал только естественный солнечный свет. Все кадры с написанием письма, я решил снять у себя дома, чтобы далеко не ездить и тут уже решил светить большим светом Godox Vl150.

Утром второго дня, я закупил реквизит и пошел в парк, туда уже приехали 2 актрисы. Вторая девушка в итоге решила нам помочь, сделала грим и снялась в паре эпизодов. После съемок в парке, решено было поехать в другой парк чтобы снять там кадр с замком в виде сердца, потому что от первоначальной идеи нарисовать сердце на запотевшем стекле в такси решили отказаться, в задании было написано «предмет в форме сердца», а рисунок на стекле это вроде как не совсем предмет и после жарких дискуссий было принято решение снять именно предмет. Как говорится лучше перебдеть. Параллельно не забываю про задание, белый лист есть, предмет в форме сердца есть, фраза мир — это есть в письме, женщина в красном тоже имеется.

Дома оказалось, что актриса левша, а я все ставил под правшу и пришлось немного импровизировать. Из‑за этого кадры с руками как по мне получились менее красивыми, ну и почерк тоже пострадал, потому что нужно было не закрывать камере обзор и писать неестественно.

Проблемой лично для меня оказались кадры, в которых я должен бить актрису. Я в целом не имею привычки избивать женщин, тем более на камеру, а сымитировать тут не получится, поэтому пришлось несколько раз немного переступить через себя, конечно же максимально регулируя силу удара). Единственное что в сценарии вызывало вопросы и у меня, и у актрисы, это финал. В начале я вообще хотел, чтобы она повесилась, потом думал закончить просто на письме, но актриса настояла на том, что ее героиня не должна сдаваться, поэтому решено было уйти в закат.

Финальным этапом была запись голоса, тут я использовал недорогой микрофон Samson C02, он позиционируется как микрофон для записи инструментов, но с голосом тоже неплохо справляется. Чтобы подключить XLR микрофон напрямую к фотоаппарату я использовал девайс Saramonic SmartRig+, это своего рода внешний предусилитель, с двумя XLR входами.

Примерно к 20:00 съемки были полностью завершены, и я сел за монтаж. Тут ничего особо интересного не происходило. Монтирую я до сих пор в VegasPro, а цветокоррекцию делаю в Adobe After Effects. Единственное что хочу добавить, если вдруг кто‑то еще работает через такие костыли, то есть классный скрипт, который без пересчета может перекинуть таймлайн из вегаса в афтер.

Не знаю сколько конкретно в часах я потратил на создание фильма, но в целом конечно меньше, чем 48 часов. Ночью второго дня я уже отправил работу и стал ждать. Через какое‑то время мне сообщили что я попал в топ 48 работ и пригласили на главный показ в кинотеатр. Уже там был финальный просмотр всех короткометражек вместе с жюри, потом совещание и награждение. В итоге я победил в номинации «Лучший триллер», жалко, конечно, что не «Лучший фильм», но думаю все еще впереди. Кстати, жаркие дискуссии шли и на этапе выбора названия фильма, в итоге остановились на «Хорошая».

А ниже выкладываю сам фильм, который я надеюсь вы посмотрели еще до чтения. Всем спасибо за внимание и приятного просмотра, надеюсь на критические комментарии, которые помогут мне в дальнейшем творчестве.

UPD На всякий случай закину бэкстэйдж прямо в пост.

Комментарии (50)


  1. MarksMan09
    04.04.2023 09:46
    +7

    Очень познавательно, но для меня навсегда останется вершиной мастерства написание сценария для фильма в 10 секунд - и я прямо вижу его вживую:

    Hidden text

    Знаменитый итальянский писатель Тонино Гуэрра поспорил с Федерико Феллини, что сочинит сюжет «самого короткого фильма в истории кино» длиной всего в 10 секунд. На следующий день сценарист принес такую зарисовку: «Женщина смотрит телевизор. На экране – трансляция старта ракеты. Идет обратный отсчет: 10... 9... 8... 7... 6... 5... 4... Мы видим ее лицо, на котором отражается буря переживаний. На последних секундах она берет телефон, набирает номер и со стартом ракеты говорит в трубку: «Приезжай! Он улетел...».


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46

      Круто) я один раз делал сюжет в 6 секунд, но он был понятен только для внутреннего круга))


      1. Tyusha
        04.04.2023 09:46
        +1

        Я думаю, многим известен самый грустный рассказ Хэмингуэя из 6 слов.


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46
          +2

          Даже 4 слова. «Продаются: детские ботиночки, неношеные.».


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46
          +1

          Оказывается интересная тема

          Hidden text

          Незнакомцы. Друзья. Лучшие друзья. Любовники. Незнакомцы.

          «Вы ошиблись номером», — ответил знакомый голос.

          Пассажиры, сейчас с вами говорит не капитан.

          Я встретил родственную душу. А она — нет.

          Продаю парашют: никогда не открывался, слегка запятнан.

          Это наша золотая свадьба. Столик на одного.

          Сегодня я снова представился своей матери.

          Путешественник еще подавал сигналы. Земля — нет.

          Я принес домой розы. Ключи не подошли.

          Моя мама научила меня бриться.

          На разбитом ветровом стекле было написано «Молодожены».

          Наша спальня. Два голоса. Я стучусь.

          Я спрыгнул. А затем передумал.

          Мое отражение только что мне подмигнуло.

          Извини, солдат, мы продаем ботинки парами.

          Он кормит из бутылочки убийцу своей жены.


          Воображал себя взрослым. Стал взрослым. Потерял воображение.

          Хирург спасает пациента. Пациент благодарит бога.

          Адольф, старина, ты – скверный художник!

          Лежим в постели. Она продолжает лгать.

          Она была прекрасна. Потом все прошло.

          Человек плачет с собачим поводком в руках.

          Начинаешь с нуля. Новая ты. Не ты.

          Преимущества Альцгеймера: Каждый день – новые друзья.

          Тест на беременность? Положительно. Брачное предложение? Отрицательно.

          Закуриваю свою самую последнюю сигарету. Снова.

          Профессиональные писатели также не остались в стороне: журнал Wired провел конкурс «Рассказ из шести слов» среди фантастов, авторов литературы ужасов и фэнтези. Вот что у них получилось:

          Мечтала о нем. Получила его. Дерьмо (Маргарет Этвуд)

          Компьютер, мы не забыли батареи? Компьютер? (Эйлин Гунн)

          Мы поцеловались. Она растаяла. Швабру, пожалуйста! (Джеймс Патрик Келли)

          Я — твое будущее, дитя. Не плачь. (Стивен Бакстер)

          Я все видел, дорогая, но соври. (Орсон Скотт Кард)

          Времени. Я неожиданно изобрел машину (Алан Мур)

          Провалил экзамены. Выгнали из института. Изобрел ракету. (Уилльям Шетнер)

          Он с недоумением прочитал свой некролог. (Стивен Меретцки)

          Вакуумное столкновение. Расхождение орбит. Прощай, любовь. (Дэвид Брин)

          Я мертв. Я соскучился по тебе. Поцелуемся? (Нил Гейман)

          Потерянный день. Потерянная жизнь. Десерт, пожалуйста. (Стивен Меретцки)


    1. CTheo
      04.04.2023 09:46
      +1

      Как выразился кто-то из режиссеров - фильм это просто набор 3-секундных отрезков, вам надо просто придумать их и расположить. (~1800 штук)


      1. Marik1001 Автор
        04.04.2023 09:46

        Иногда думаю что таким способом можно и полный метр снять, успокаивая себя что ещё несколько кусочков) не пока не придумал историю на полный метр)


      1. Tyusha
        04.04.2023 09:46
        +2

        Сокуров с "Русскими ковчегом" не согласен!


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Ну это уже другой уровень))


        1. CTheo
          04.04.2023 09:46
          +1

          Понятно что это обобщенное описание для среднестатистического фильма, небось еще и экшна. Это скорее нижняя граница, поскольку делать кадры короче - уже голова болеть будет. Но даже в фильмах, снятых неразрывно одним кадром, есть же смысловые разбивки. Если это не 11 часовой артхаус про высыхающую краску на стене, конечно.


          1. Marik1001 Автор
            04.04.2023 09:46

            Ну да, согласен


      1. gev
        04.04.2023 09:46

        День полнолуния )


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Да шож такое) я опять не в теме. Это про фильм 1998го года или про что?)


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Так что там с полнолунием то?)


          1. gev
            04.04.2023 09:46
            +1

            фильм это просто набор 3-секундных отрезков, вам надо просто придумать их и расположить


            1. Marik1001 Автор
              04.04.2023 09:46
              +1

              Аааа, надо глянуть


      1. Didimus
        04.04.2023 09:46
        +1

        Тарковский не согласен. И Кубрик


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Да и в целом кажется такие форматы сейчас не в тренде. Соцсети все изменили.


    1. return2asked
      04.04.2023 09:46

      © Гагарин - начало


      1. Marik1001 Автор
        04.04.2023 09:46

        Шото я не в теме, что там с Гагариным?


        1. return2asked
          04.04.2023 09:46

          1. Marik1001 Автор
            04.04.2023 09:46

            Спасибо, почитаю


  1. Ra-Jah
    04.04.2023 09:46

    Очень сильно все испортил закадровый текст, без него было бы лучше.


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46
      +1

      В смысле с оригинальными звуками? А понятно было бы?


      1. Weron2
        04.04.2023 09:46
        +2

        Ну доля истины есть. Без озвученного письма было бы тоже понятно в чем смысл. Правда я все-таки сначала прочитал описание а потом только фильм смотрел. Чтобы люди сначала смотрели его надо было в начало сразу и вставить. Триллер конечно громко сказано, сюжет угадывается сразу, особенно из-за озвучки, сразу на нужный лад настраивает. Но все-равно это круто, думал девушка после убийства сама утопиться хочет, оказывается просто руки умыла, но тогда была бы драмма. Вероятно загадка в том куда она ушла и зачем тогда было это письмо...


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46
          +1

          Спасибо! Ну так то, я хотел чтобы она повесилась) а без закадрового мне кажется непонятно будет, хотя не знаю, я почему то изначально думал что надо закадровый голос делать


          1. Ra-Jah
            04.04.2023 09:46

            О! Это хорошо удалось, сначала выглядело как письмо, но потом стало понятно, что такое в письме родителям не пишут, разве что в покаянном.


            1. Marik1001 Автор
              04.04.2023 09:46

              Спасибо!


      1. Ra-Jah
        04.04.2023 09:46

        Это же кино, конечно понятно. Одних визуальных образов в принципе достаточно, это даже добавляет некоторый шарм фильмам, когда информацию нужно самому добыть. Сейчас, например, даже в комедиях часть шуток незаметно как бы поясняют, чтобы было понятно и выглядит это, мягко говоря, постно.

        Если убрать голос, что останется? Мы видим понятные образы, они по сути дублируют видеоряд и текст голосом, наверное, даже не столько пошлит (когда лень и проще наговорить словами) сколько отвлекает от визуального повествования. И раз уж на то пошло, перелом как-то резок вышел, что его вызвало в тот момент, осталось тайной, знаем только изначальную причину. И что в конце, не хорошо это всё, что делать то?


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Ну там кстати по заданию ещё должна быть фраза же) поэтому я даже не рассматривал без голоса. В конце не знаю, тут скорее просто что может быть и такое


    1. SomeBannedGuy389529823049
      04.04.2023 09:46
      +2

      Мне было бы лень (пытаться) читать текст. А озвучка его есть дублирование информации. Почему бы и нет, если больше в плане звуков не происходит ничего интересного (кроме музыки, но если понравилась (мне лично понравилась), может, и можно достать её отдельно). Плюс, голос девушки приятный)


      1. Marik1001 Автор
        04.04.2023 09:46

        Кстати да, я просто звук не писал качественный когда снимал все кадры и особо не было бы поставить даже.


        1. SomeBannedGuy389529823049
          04.04.2023 09:46
          +1

          А нужно ли это всё? Девушка ведь письмо пишет, и делает это во время сцен, они как бы перерывы между письмом. Вот пусть и рассказывает) Ведь не переключаться же зрителю между письмом -> сценами -> письмом...


          1. Marik1001 Автор
            04.04.2023 09:46

            Вот!)


          1. Marik1001 Автор
            04.04.2023 09:46

            Ну и кстати было бы тогда совсем непонятно что там в письме на сценах без письма. Все таки я считаю что правильно я тут закадровый голос вставил))


  1. bahanov
    04.04.2023 09:46
    +1

    Давным-давно у нас была идея короткометражки для какого-то конкурса: главный герой ловил преступников, ушедших от правосудия, и вводил их в искуственную кому. Хотел показать им, что после смерти что-то есть. Если после процедуры преступник расскаивался, то он его отпускал. А если преступник рассказывал, что ничего там не видел, то для этого мы хотели оставить открытый финал.


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46
      +1

      Как то смотрел одну короткометражку которая снята по мотивам одного комментария на форуме, там про гопников и метиловый спирт, круто было сделано)


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46
      +1

      Еле нашел)


  1. Marik1001 Автор
    04.04.2023 09:46
    +2

    Кстати если вдруг кому будет интересно, есть небольшой бэкстэйдж со съемок.


  1. redwooder
    04.04.2023 09:46
    +1

    Финал напомнил вот это
    https://www.youtube.com/watch?v=2rlYPb2plaY


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46

      По визуальному стилю? А то так вроде сюжетно не сильно похоже)


      1. redwooder
        04.04.2023 09:46
        +1

        Девушка убивает своего парня, чтобы освободиться.


        У вас героиня сначала пишет письмо, а потом убивает или наоборот? В какой момент она решила убить? Убийство спонтанное или спланированное?


        1. Marik1001 Автор
          04.04.2023 09:46

          Ну по идее спонтанное, письмо она пишет как раз после убийства. Но если это непонятно, то это мой косяк уже)))


          1. redwooder
            04.04.2023 09:46

            Тут да. Когда пишет, руки крупным планом, чистые и не разбитые костяшки. А когда моет руки, то они совсем не такие, как по идее были за пару минут до этого. И мне кажется, что после совершения убийства, эмоциональное состояние у человека такое, что ее бы трясло так, что ручку она вряд ли смогла в руках удержать.


            1. Marik1001 Автор
              04.04.2023 09:46

              Ну она типа после убийства решила не вешаться и уйти, поэтому успокоилась, помылась, обдумал все и решила писать письмо)


            1. Marik1001 Автор
              04.04.2023 09:46

              Ну по крайней мере я так себе в голове думал))


  1. Plovchik
    04.04.2023 09:46
    +3

    А мне понравился закадровый голос. Он передал настроение персонажа. Появилось ощущение что как будто бы давно знакомая тебе девушка делится секретом. Хорошая работа. И музыка отлично подобрана. Особенно понравился момент когда камера справа-налево едет и настроение повествования меняется. До мурашек. У нас в Узбекистане тоже такая проблема есть. Очень жалко таких вот девушек, которые мечтали о счастливой жизни, а в итоге остаются один на один со своим мучителем. Это действительно огромная проблема. Спасибо что подняли ее в мини-фильме.


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46
      +2

      Спасибо большое! Кстати с музыкой удачно получилось, там запрещено было использовать любую музыку из-за авторских прав и авторы ещё дали ссылку на библиотеку из десятка мелодий и там я как-то удачно сразу нашел эти две))


    1. Marik1001 Автор
      04.04.2023 09:46

      Про Узбекистан кстати много чего слышал, особенно на счёт регионов, но сейчас у вас уже туризм кажется один из самых развитых из азиатских стран. Надеюсь со временем все это будет только в кино.


  1. Marik1001 Автор
    04.04.2023 09:46

    Поправил немного пост, добавил видео в самом начале чтоб уже точно все смотрели перед прочтением и ещё закинул бэкстэйдж небольшой.