17 апреля 2023 года «Яндекс» отключает бесплатную почту для бизнеса и предлагает платить от 249 до 1399₽ за юзера в месяц. Если не оплатить услуги, все аккаунты «Яндекс 360» будут принудительно переведены в режим чтения, то есть читать письма будет можно, а отвечать на них — нет.

Переход на платные тарифы обязателен для всех доменов (включая семейные аккаунты) с количеством пользователей больше трёх.

Конечно, легче всего согласиться на условия и оплатить требуемую сумму. На это и рассчитывает провайдер, что 99% клиентов молча заплатят деньги, ведь у них нет другого выхода… Но на самом деле выход есть.

Если в двух словах, можно взять недорогой VPS, поставить туда один из свободных почтовых серверов и сэкономить пару тысяч рублей. Или сотен тысяч, смотря сколько у вас сотрудников. Финансовая раскладка под катом.

Рассмотрим плюсы и минусы своего сервера.

Главный плюс — это деньги. Как известно, сэкономленный рубль не отличается от заработанного. То есть сэкономленные на оплате тарифа деньги — чистая прибыль вашей компании, которую можно пустить в оборот, выплатить дивиденды и премии сотрудникам.

Давайте посчитаем, сколько денег мы получим при переходе с «Яндекса» на свой почтовый сервер. «Яндекс» предлагает для бизнеса три тарифа: базовый, оптимальный и расширенный. Они отличаются количеством места на Диске для каждого сотрудника (от 100 ГБ до 3 ТБ), количеством писем в рассылках (от 1500 до 100 000), наличием/отсутствием трансляций, функции единого входа (SSO), защищённого архива рабочих писем и срока действия публичных ссылок для скачивания.

Тарифы «Яндекса» для бизнеса, а также свой VPS для разного количества пользователей, цена за год:

Количество сотрудников Тариф «Яндекса» Свой VPS (Москва)
Базовый Оптимальный Расширенный
10 29 880₽ 56 280₽ 167 880₽ 18 300₽
50 149 400₽ 281 400₽ 839 400₽ 44 712₽
300 337 680₽ 1 688 400₽ 5 036 400₽ 77 436₽
*Примечание. Для своего сервера в конфигураторе VPS установлены следующие характеристики:

  • 10 пользователей — Intel Xeon, 2,2 ГГц (1 CPU), 4 ГБ RAM, HDD 100 ГБ;
  • 50 пользователей — Intel Xeon, 2,2 ГГц (3 CPU), 8 ГБ RAM, HDD 300 ГБ;
  • 300 пользователей — Intel Xeon, 3,4 ГГц (6 CPU), 8 ГБ RAM, HDD 600 ГБ.

В расчёте годовой цены указан только основной диск, без учёта подключения дополнительных HDD (500₽ за терабайт в месяц)

Во сколько конкретно обойдётся виртуалка на Linux с почтовым сервером, можно посмотреть в конфигураторе.



На первый взгляд кажется, что на «Яндексе» более дешёвое дисковое пространство, чем на своём хостинге. У них можно взять «Расширенный» пакет с 3 ТБ для каждого сотрудника за 1399₽ в месяц, а на своём хостинге каждый дополнительный терабайт обойдётся ежемесячно в 500₽ (которые нужно прибавить к сумме в таблице выше). Но в реальности на своём сервере дополнительное место докупают по мере необходимости, а «Яндекс» требует оплатить всё и сразу. Причём минимум 100 ГБ на каждого пользователя. Независимо от того, используете вы это место или нет. Поэтому в базовой таблице мы указали только изначальную конфигурацию сервера. А если почтовый архив разрастётся, к нему постепенно докупают терабайты раз в несколько лет. Бэкапы можно делать локально (и хранить бесплатно).

Аналогичные расчёты мы уже приводили в статье «Как использовать GitLab в условиях санкций?» про переезд на собственный сервер Gitlab. Тут наблюдается схожий эффект — с определённого количества пользователей переход на свой сервер становится выгодным и почти неизбежным.

Экономия денег — основное преимущество собственного почтового сервера. А вот главные недостатки:

  1. Сложность в установке и настройке.
  2. Большие усилия на поддержку. Имеется в виду не техническая поддержка, которая сводится к периодическому apt-get upgrade и занимает 10–15 минут в месяц, а усилия по защите репутации. Об этом ниже.

▍ 1. Установка


По первому пункту можно рекомендовать подробную инструкцию по установке и настройке продвинутого почтового сервера под Linux. Пакет установки включает Ubuntu + Postfix + Courier/Dovecot IMAP + MySQL + Amavisd-new + SpamAssassin + ClamAV + SASL + TLS + Roundcube + Postgrey. В итоге мы получаем полноценный сервер с неограниченным количеством пользователей и доменов, доступом по IMAP, фильтром спама, антивирусом, безопасной аутентификацией, шифрованием трафика и веб-интерфейсом. При этом не платим никакому почтовому провайдеру ни копейки. Всё полностью под своим контролем.

Это набор в максимальной конфигурации по типу «всё включено». В минимальном варианте для работы почтового сервера достаточно двух пакетов: Postfix (SMTP) и Dovecot (IMAP), плюс записи в DNS. Это всё. Совсем необязательно устанавливать СУБД для архива, антивирусы, антиспам и прочие модули. На самом деле можно начать с минимума, а потом добавлять эти модули по мере необходимости.

Пошаговая инструкция начинается с установки Ubuntu 20.04, но по факту можно поставить другой дистрибутив, и дальнейшие инструкции не теряют своей актуальности. И ещё один момент: в инструкции инстансы поднимаются на Amazon AWS, но исключительно в демонстрационных целях. Всю установку можно провести на локальном ПК у себя дома, в офисе или на VPS у хостера.


Схема почтового сервера на FreeBSD с использованием Postfix, Dovecot, Rspamd и LDAP, источник

▍ 2. Защита репутации


По части защиты репутации проблема в том, что крупные почтовые провайдеры типа Gmail, Hotmail и той же «Яндекс.Почты» постоянно пытаются отфильтровать наши письма как спам. То есть письма с нашего сервера просто не доходят до адресатов. Вот основные рекомендации, как этого избежать:

  • SPF и DKIM с правильными настройками;
  • запись DMARC;
  • ограничить количество отправляемых сообщений;
  • использовать специализированные сервисы, такие как Postmaster Tools от Gmail, чтобы отслеживать репутацию домена и оптимизировать настройки;
  • кроме репутации домена, следить за репутацией IP-адреса. Периодическая проверка чёрных списков на сайте Spamhaus и в специальных сервисах типа SenderScore.org;



  • аккуратный выбор записей DNS и записи MX;
  • сертификат Let’s Encrypt;
  • использовать fail2ban и сканировать серверные логи для проверки, что через ваш сервер не пересылается спам;
  • очень важно выбрать правильного хостера.

Проверка своего почтового домена на сайте Mailtester:



▍ Выбор почтового сервера


В упомянутой выше инструкции по установке почтового сервера используется самый простой опенсорсный софт:


Но в реальности существует огромный выбор почтовых серверов, которые можно использовать. Некоторые из них хорошо известны, а другие появились совсем недавно:


Сравнение почтовых серверов по функциональности:



Другие интересные разработки:

  • Salmon — почтовый сервер на чистом Python.
  • Maddy Mail Server — один демон, который заменяет собой Postfix, Dovecot, OpenDKIM, OpenSPF и OpenDMARC.
  • Poste.io — SMTP + IMAP + POP3 + антиспам + антивирус + веб-админка + веб-почта в одном пакете. Ставится на сервере за пять минут.



    Скриншоты Poste.io









  • Mox — ещё один простой в установке пакет «всё в одном» (SMTP, IMAP, SPF/DKIM/DMARC, фильтрация спама).

Нужно добавить, что поддержка почтового сервера — не такая критическая задача, как мониторинг аптайма веб-сервера. Даже если ваш сервер уйдёт в офлайн на пару дней (или IP занесут в чёрный список), входящая и исходящая почта всё равно будет отправлена и получена после его возвращения в строй (или выхода из блеклиста). Электронная почта — крайне надёжная технология. Это самый успешный децентрализованный протокол в истории интернета. Тут сложно напортачить или что-то испортить, она работает в любых условиях.

Примечание 1. Некоторые пользователи склоняются к мнению, что после 17 апреля можно перейти на почту Mail.ru, которая пока остаётся бесплатной. Но нужно понимать, что те причины, которые вынудили «Яндекс» ввести платные тарифы (удорожание инфраструктуры и дефицит серверов из-за санкций), действуют для Mail.ru тоже, так что такая миграция — временное решение. В конце концов придётся решать проблему кардинально и переходить на свой VPS, если вы хотите организовать почтовый сервер надёжно, дёшево и полностью под своим контролем, без перенаправления почты (кстати, это тоже выход — почта со всех адресов вашего домена перенаправляется в любой указанный ящик).

Примечание 2. Если хотите сохранить почтовый домен для семьи, то Gmail принял решение оставить такие группы бесплатными до шести человек (у «Яндекса» до трёх).

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️

Комментарии (139)


  1. igor-D
    19.04.2023 09:11
    +40

    Сэкономить на плате Яндексу, но держать сисадмина на поддержку почтового сервера, учитывая все риски. Плюс сервис Яндекс.Диск и видео конференции теряются. В добавок ко всему надо ещё бэкапы, защита от ddos и т.д. обеспечить. В итоге имеем такое - необходимость создать и поддерживать собственную инфраструктуру и держать специалиста на оплате постоянно. Сравнение как минимум некорректное.


    1. Yuriy_krd
      19.04.2023 09:11
      +29

      В качестве контраргумента могу привести следующий: яндекс может просто удалить все ваши письма и ему ничего за это не будет. Скажет: "извините, примите промокод на скидку". Или ограничить доступ к письмам, потому что посчитает вас спаммером, хотя, это может быть просто внутренняя рассылка среди сотрудников.


      1. LordImperious
        19.04.2023 09:11
        +3

        Mail.Yandex уже себя показал с плохой стороны ограничив создание новых API KEY управления доменом после объявления о прекращении поддержки на бесплатном тарифе, хорошо что хоть ключ был создан давно до этого на одном из управляющих доменом почты на Yandex


      1. vasyakrg
        19.04.2023 09:11
        +5

        Злой админ после увольнения - тоже, а еще в примере впс у хостера, они также могут ее удалить и извиниться. Или диск в собственном сервере полетит, а бекапы сломались пол года назад.


        1. SergeyMax
          19.04.2023 09:11
          +4

          а бекапы

          А бэкапы были на том же самом диске, потому что а куда ещë


      1. ALexhha
        19.04.2023 09:11
        +4

        В качестве контраргумента могу привести следующий: яндекс может просто удалить все ваши письма и ему ничего за это не будет.

        а личный админ может криво настроить сервер/антиспам/антивирус - и вы вообще не будете получать половину писем ;) А всякие блеклисты могут внести ip почтового сервера в черный список, и теперь половина адресатов будет блокировать ваши письма. А еще админ забудет настроить бекап и на сервере полетит диск и вы потеряете вообще всю переписку. А еще... и таких "еще" наберется очень много.

        Так что личный почтовый сервер решает одни проблемы, но добавляет другие


        1. Popadanec
          19.04.2023 09:11
          -2

          У Яндекса в последний год тоже с этим проблемы. Часть моих контрагентов упорно попадает в спам, даже со свежезареганной почты, Хотя ни они рассылкой спама не занимаются, ни я никогда их письма в спам не отправлял. Проблему решил только белый список. ТП потыкалась, но так и не смогла помочь.


          1. dmbarsukov
            19.04.2023 09:11

            У Яндекса есть ТП? %)


            1. Popadanec
              19.04.2023 09:11
              +1

              Есть, но у меня волосы шевелились от их ответов, причём не на голове.
              К примеру они не знают в чём разница между адресом сайта и просто словом/фразой.


          1. ifap
            19.04.2023 09:11

            У меня уже который год идет развлекуха с Яндексом: получаю рассылки с одного форума на phpBB, который админю. Рассылки бывают двух видов: в теме, на которую подписан, появился новый ответ и сообщение через контактную форму для связи с администратором. Первые - 50/50 спам, но понять это можно лишь иногда из процитированной темы сообщения. Второе - в 99% случаев спам, что понятно сразу по телу сообщения. Яндекс разницы между ними не видит: либо все в спам, либо все во входящие. Я стоически жму кнопки: это спам/это не спам, Яндекс озаряет: ах, так это спам? И начинает оба типа валить в одноименную папку. Потом: ах, так это не спам? И все некоторое время валится во входящие. Мне уже просто интересно: сколько лет должно пройти, чтобы этот передовой антиспам сумел в контекст, а не только формальные признаки...


            1. Popadanec
              19.04.2023 09:11

              Не слишком надёжно.
              Некоторые не особо умные организации совмещают важную информацию и рекламный мусор. К примеру та же аптека.ру. Если кидать все письма в спам/рекламу, то можно пропустить к примеру сообщение о появлении таблеток.
              Выход или ругаться с ними, чтобы слали свой рекламный мусор с отдельного адреса или отключить всю их рекламную мишуру, что я и сделал.


              1. ifap
                19.04.2023 09:11

                Смотрите, в первом случае приходит всегда один и тот же текст, с отличием лишь пару процентов - название темы, в которой новый ответ. Таких сообщений в день приходит тонна и не только мне и не только с этого форума, это стандартный текст phpBB. Второй случай - стандартная шапка: вам пришло сообщение через форму обратной связи и дальше сам текст спама. Общее между ними - только данные сервера, с которого оба сообщения посылаются. Вот казалось бы, даже тупая пьяная обезьяна из низших приматов уж за год-то точно научится различать два типа сообщений, но не яндексовая почта.


                1. Popadanec
                  19.04.2023 09:11

                  А если шапка от другого письма? У меня некоторые контрагенты иногда ошибаются и копируют шапку из другого письма/ответа, вместо штатной(прайс/поступления).
                  Потому кмк, лично мне проще и надёжней сортировать по адресу. Да есть некоторые невменяемые личности, но с ними можно бороться. А так все важные письма 100% будут мной прочитаны.


            1. sumanai
              19.04.2023 09:11
              +1

              а не только формальные признаки

              ЕМНИП, эта кнопка влияет только на сам почтовый адрес и его репутацию (притом глобально). Так что ваше сопротивление похвально, но абсолютно бесполезно.


              1. ifap
                19.04.2023 09:11

                Судя по результату, так и есть :-/


      1. rostislav-zp
        19.04.2023 09:11

        Мне он ящик @yandex.ua так снес.а письма на @yandex.ru не перенаправляются.


        1. alexxxst
          19.04.2023 09:11
          +8

          Это не он снёс)


    1. arshavina
      19.04.2023 09:11
      +11

      Да почему вполне, если у тебя в компании семеро по лавкам. Тут проще один раз раскатиться и платить своему спецу, чем Яндекс кормить.



    1. ra3ggi
      19.04.2023 09:11
      +2

      Ну , в любой компании уже есть сисадмин, а докинуть ему обязанностей без поднятия зарплаты - это обычная фишка наших руководителей :)


      1. Stanislavvv
        19.04.2023 09:11
        +1

        В некоторых компаниях сисадмином называют того, кто в других местах называется "инженер техподдержки". Конечно, надо расти профессионально, но тот, кто умеет настраивать роутер в вебморде и принтеры в винде - вряд ли сходу настроит почту на линуксе.


        1. ra3ggi
          19.04.2023 09:11

          Почту , которая как правило дается вместе с хостингом - настроит любой "эникейщик", да , у неё функционал похуже, но для большинства небольших контор достаточен. А у крупных компаний есть штат нормальных сисадминов.


          1. Stanislavvv
            19.04.2023 09:11

            Накой тогда статья? :-)
            Но вообще, судя по некоторым клиентам, далеко не у всех крупных компаний (~1200 адресов хранимой почты) есть нормальные сисадмины.


            1. ra3ggi
              19.04.2023 09:11

              Так вот и я о том накой эта странная статья :) Свой почтовый сервер - это возврат к началу 2000-ых годов. На мой взгляд это АБСОЛЮТНО нецелесообразно в 2023 году. В маленькой конторе - пользуйся провайдерским или почтой хостинга.

              В крупной - сисадмины сами разбираются, без статей :)

              Я в своей конторе ушел от этого маразма еще лет 18-20 назад.


              1. Stanislavvv
                19.04.2023 09:11

                Э... "провайдерским" - это, надеюсь, типа яндекса с гуглем, а не типа ростелекома? Ибо провайдер интернета может быть сменён и куда пойдёт почта?

                В остальном согласен, но работаю на хостинге, где, собственно и есть почта.


    1. staskudashev
      19.04.2023 09:11

      Сохранение собственной инфраструктуры и найм сисадмина может быть дороже, чем использование услуг Яндекса. Кроме того, Яндекс предоставляет дополнительные сервисы, которые могут быть полезны для бизнеса. Необходимо оценить все риски и потребности компании, чтобы принять правильное решение.


    1. Sergey_Kovalenko
      19.04.2023 09:11
      -1

      Слить все в сеть и уж точно поделиться вашей информацией с товарищем майором).
      Чем гугл почта-то не устраивает?


      1. sartorius9
        19.04.2023 09:11

        Как платить в Google? Единственный реселлер Google Workspace в России - Softline. В последнее время они стали работать совсем уж отвратительно.


        1. Sergey_Kovalenko
          19.04.2023 09:11

          не знал об этом, ммм-да.


    1. dennyoi
      19.04.2023 09:11

      Админ и так нужен в компании свыше 30 человек. Там еще и 1С и еще куча систем + контроль софта и лицензий. А Яндекс или другой облачный хостинг берет ваши данные в заложники и может сколько угодно повышать или менять тарифы или характеристики обслуживания.


      1. alexEtse
        19.04.2023 09:11

        Это всё конечно верно, но... С т.з. не-IT-бизнеса, админ - это проедатель денег, не приносящий дохода. А потому от него старательно избавляются даже несмотря на то, что он нужен.

        Отчасти из-за чего и возникают ситуации, что "данные попадают в заложники" облачного хостинга, т.к. просчитали только экономическую часть проблемы.


        1. dennyoi
          19.04.2023 09:11

          Верно, но = неверно. Заложники без кавычек. И мне нравится ваше умение обобщать и говорить за целые сегменты рынка. Это обобщение на каких-то данных основано?


          1. alexEtse
            19.04.2023 09:11

            Заложники без кавычек.

            Согласен, кавычки тут вполне лишние.

            обобщать и говорить за целые сегменты рынка

            А какой доход приносит админ в конторе, которая не продаёт продукты (товары, услуги), основанные на труде админа? Он помогает снижать издержки, впрочем, затраты на него тоже являются издержкой.

            Я даже скажу больше - вообще вся IT в том случае расходная, а не доходная, составляющая бюджета. А потому есть желание экономить на IT вообще. Один админ на контору от 30 человек, говорите?.. В некоторых структурах и бОльшего размера их вообще нет (в т.ч. в ГОСах). У некоторых коммерсов пара админов на 1000 человек. Да, с технической точки зрения надо бы в одном случае и надо бы побольше - в другом, но - это с технической точки зрения...

            Повторюсь, если это не IT-компания, где ситуация уже "более другая". И да, в серьёзных бизнесах может быть по-другому, но не потому, что там прямо с такой уж радостью деньги на IT и админов тратят, скорее, сочетание "так уже повелось" и "сопоставили издержки и решили, что тратиться на IT менее затратно, чем на то, что будет, если этого не делать".

            Если бизнесу будет дешевле держать свою инфраструктуру и админов, чем попадать в заложники облачных хостеров - он радостно побежит из облаков в сторону онпремиз инфраструктуры.

            С этой точки зрения всё достаточно просто. К сожалению.

            p.s. "по правилам" для той же ISO9000 в конторе должен быть внедрён комплекс мероприятий. "На практике" часто просто покупается сертификат ради участия в конкурсах и подрядах, где его наличие требуют, и больше ничего не делается. А вы говорите "админ нужен" :( Да даже если его наличие нормативно потребовать - всё равно начнут "формально для отмазки" что-то придумывать.


            1. dennyoi
              19.04.2023 09:11
              -1

              По вашей логике, весь сервисный персонал, который обеспечивает функционирование бизнеса - это расходная часть. Бухгалтера, юристы, офисные службы и тд.

              Зачем нужна своя бухгалтерия - есть же "облачная"? Но до первой налоговой проверки серьезной.

              Но в целом вы правы, если бизнес не дозрел до того, что надо управлять и сохранять свои данные, то админ ему, конечно, не нужен.


              1. alexEtse
                19.04.2023 09:11

                По вашей логике, весь сервисный персонал, который обеспечивает функционирование бизнеса - это расходная часть. Бухгалтера, юристы, офисные службы и тд.

                В каком-то смысле - да. Всё, что не приносит дохода. А если вспомнить Маркса, то у него прибавочную стоимость не создавали не только бухгалтера, но даже инженеры ;)

                Но в целом вы правы, если бизнес не дозрел до того, что надо управлять и сохранять свои данные, то админ ему, конечно, не нужен.

                Ну вот к сожалению бизнес - это про деньги, а не про данные, безопасность, качество и пр. Он это обеспечивает только в случае, если они дают ему конкурентное преимущество (т.е. эти издержки позволяют повысить прибыль) или если его заставляют это обеспечивать (да и то, от последнего старается всячески увиливать).


  1. nerudo
    19.04.2023 09:11
    +5

    Чо-то дофига для SOHO. Я уже присмотрел просто хостинги, дающие 10-15ГБ места и почту. Правда пока на mail уполз, даже работает.


    1. wavebvg
      19.04.2023 09:11

      Если учесть, что отключили PDD и Connect API с 03.04.2023 (постепенно рубили с 01 по 07). Видимо, чтобы ценность их услуги выросла и у тех, кто был на распутье стало поменьше вариантов.

      Я прекрасно понимаю, что в новой тарифной сетке подобное PDD -- это расширенная версия, но делать так в момент, когда люди выбирают между "платить" или "бежать" как минимум очень странно. Могу лишь предположить, что тут было что-то связанное с верой, т.к. сделать PDD платным им ничего не мешало.


  1. FSA
    19.04.2023 09:11
    +12

    Настроить свой почтовый сервер - не самая тривиальная задача. И сложность даже в настройке софта, а в настройке механизмов, которые должны бороться со спамом. Если сервер не будет должным образом настроен, то ваша почта будет уходить в спам на популярных публичных сервисах. Для того, чтобы всё настроить правильно, нужен хоть сколько-то подготовленный человек. Хорошо, если это вы сами. А если нет? Тогда нужно к стоимости VPS нужно также добавить зарплату этому специалисту.

    Даже если ваш сервер уйдёт в офлайн на пару дней (или IP занесут в чёрный список), входящая и исходящая почта всё равно будет отправлена и получена после его возвращения в строй (или выхода из блеклиста).

    А бизнес-процессы вы тоже на 2 дня остановите? Для личной почты это не критично, но для бизнеса - катастрофа!


    1. maledog
      19.04.2023 09:11
      +7

      Приведены механизмы. SPF, DKIM,DMARC + отдельно не рассылать много писем сразу же после запуска. И рейтинг вашего сервера будет на порядок лучше чем рейтинги любого почтового хостера, кроме гигантов.


      1. ZloyVampir
        19.04.2023 09:11

        Вот с отдельно не рассылать много писем сразу - это хит ) А если ваша работа заключается в том, чтобы рассылать много писем сразу? И нет, это не спам. Вы рассылаете, например, прайсы постоянным клиентам (причем, с их согласия). Или рассылки. Или формы для заказа или что угодно еще. И если возникает совет не рассылать рассылки, то такой вариант просто идет лесом.

        Другое дело, что в публичной почте тоже могут зарубить рассылку и по очкам получится 1-1.


        1. aik
          19.04.2023 09:11

          Тот же яндекс на бесплатной ПДД рубил аккаунту отправку на сутки, если больше 50 писем за короткое время рассылаешь, вроде бы. Потому продажникам было велено слать рассылки небольшими порциями, если платить за услугу не хотят.
          Платить не хотели.


        1. maledog
          19.04.2023 09:11

          Не в том дело, что совсем не рассылать, а не делать массовые рассылки несколько первых дней после создания mx-записей и PTR (3-4). Гугл отправляет в спам, если свежий домен начинает массовые рассылки. Лет 5 назад столкнулись с этим, когда переводили корпоративную почту на новый домен. Тогда сервер наш просто взорвался рассылками аля "у нас новая почта - пишите теперь сюда." Но речь тогда шла о 500+ пользователях. Попросили повременить, потом само прошло. В отбойнике была ссылка на правила гугла, сейчас уже не найду.


        1. aborouhin
          19.04.2023 09:11
          +1

          Для рассылок есть сервисы рассылок. У которых и отдельно выделенные люди в штате, которые сохранением репутации их серверов занимаются и, главное, налаженные каналы взаимодействия и с крупными почтовыми сервисами, и с владельцами DNSBL-списков. Что повторить "в домашних условиях" нереально ни за какие деньги. А если рассылка не окупает затрат в 0,1 цента (!) за письмо (взял тарифы Mailgun для примера) - так ли надо её вообще делать?..

          Делать массовые рассылки со своего сервера - верный путь к боли и страданиям. Более того, делать массовые рассылки с того же домена, с которого и обычные письма, - сама по себе плохая идея. Хоть у вас все получатели кровью расписались, что заснуть спокойно не могут, пока не дождутся вашего прайса :) - всё равно, рассылка есть рассылка, где-нибудь репутация да пострадает. И будет обидно, если от этого у получателей и письма с основного корпоративного домена начнут в спам улетать.


  1. SamOwaR
    19.04.2023 09:11
    +8

    Немного некорректное сравнение стоимости (или выгоды).

    В случае Yandex/Gmail/другие - платится за готовую услугу: заплатил - и пользуй на здоровье.

    Со своим сервером - там же ещё надо найти админа, который настроит и будет присматривать. Хорошо если в штате такой есть. А вдруг он захочет повышение за дополнительный объём работы? Ну или на стороне искать.

    То есть если бы вы предоставляли не аренду голого сервера, а услугу аренды почтового сервиса, с функционалом сопоставимым с "облачной" почтой, то было бы честно сравнивать.

    Кроме того, чаще всего пользователи голосуют за Yandex/Gmail из-за удобного интерфейса и очень хорошей фильтрации спама.

    У меня довольно большой опыт работы со SpamAssassin - это совсем не то что есть в Gmail. Ну и RoundCube, тоже на любителя, кроме того были очень серьёзные инциденты с безопасностью.

    Потом надёжность, вы говорите что не страшно, если сервер пару дней полежит, отдохнёт.

    Да, почта не потеряется. Но если большой начальник ждёт важное письмо, и с той стороны говорят что они отправили, то объяснение что почта когда-нибудь дойдёт, скорее всего, большого начальника не устроит...

    Но в целом, при наличии рук и головы, действительно можно здорово сэкономить.


    1. Revertis
      19.04.2023 09:11
      +1

      SpamAssassin - это совсем не то что есть в Gmail

      Правильно. Потому, что надо ставить не копролит, а нормальное решение - Rspamd.


      1. Nasreddin_Hodja
        19.04.2023 09:11

        Тоже излишне громоздкий. Для небольшого сервера на десяток пользователей оверкилл. Я попользовавшись несколько лет перешёл на самописный велосипед попроще.


    1. JPEGEC
      19.04.2023 09:11
      +1

      Да, почта не потеряется. Но если большой начальник ждёт важное письмо, и
      с той стороны говорят что они отправили, то объяснение что почта
      когда-нибудь дойдёт, скорее всего, большого начальника не устроит...

      Более того, в интернете огромное количество тех кто настроил свой почтовик наплевав на все писанные и неписанные правила.

      И отчего-то все "важные письма" присылают с таких вот серверов.

      И аргументы "я настроил все согласно правил" начальство не устраивает чуть больше чем полностью, в итоге вся эта возня со своим почтовиком происходит сильно в ручном режиме.


  1. b1ora
    19.04.2023 09:11
    +3

    Если есть деньги на зарплату сотрудникам, значит можете купить подписку. А вот личное использования конечно жалко, у меня было много ящиков для бэкапов конфигураций разных объектов.


  1. BDI
    19.04.2023 09:11

    +Примечание 3. Если учётка в Яндекс.ПДД использовалась для доступа к сервисам Яндекса, например Я.Музыка(список любимых исполнителей и понравившихся треков), то удаление этой учётки из пользователей Я.ПДД приведёт к потере накопленных данных/рекомендаций. И всё потому что для Yandex_ID внешние учётки не принимаются(а пользователи Я.ПДД считаются внутренними), в отличие от хотя бы Microsoft.


    Поэтому хотя была мысль мигрировать в VK.Mail, но терять натренированное радио стало жалко. Тупо сократил число учёток до минимума. Точнее сейчас 3 в домене(одна тестовая, для проверки кого в ПДД считают за пользователя, пока работает), и админ с учёткой в yandex.ru, жду будут ли блочить отправку — формально пользователей четверо.


    Так что увы, но миграция не всегда возможно. При этом не очень понятно что Яндекс выиграет если вместо платных учёток в Я.ПДД насоздавать нужное кол-во бесплатных учёток(ну да, не со своим доменом). Домен у меня личный, ящики использовались тоже для себя — учётка под я.радио(была ещё в народных картах, ну да фиг с ней — удалил), и несколько для отправки уведомлений от разных устройств и регистрации в сторонних сервисах(Я.Диск не использовался). Так что платить по 250 руб за учётку используемую.


    P.S. В бесплатной версии VK.Mail в учётках нет сборщика писем — доступен только централизовано в режиме миграции почты. Впрочем тестовый ящик мигрировать с Я.ПДД удалось один раз из штук пяти попыток(проскочило на второй, но при перевключении миграции опять всё поломалось).


    1. aik
      19.04.2023 09:11
      +1

      Если учётка в Яндекс.ПДД использовалась для доступа к сервисам Яндекса

      Я ещё по гуглу понял, что почту для домена лучше не использовать для доступа ко всяким там ютубам, плеймаркетам и т.п. Так что яндекс.ПДД уже заводил только для почты.


      Сейчас с персональным доменом съехал обратно на гугла, благо они решили не отменять бесплатный тариф.


      А вот работу перетащил с яндекса на мыл.ру. И да, будем платить — благо цены у мыла в пять раз ниже яндекса.


      В бесплатной версии VK.Mail в учётках нет сборщика писем

      Есть, слишком умный только. Пытается автоматически определить параметры почтового сервера и до настроек так просто не допускает.


      тестовый ящик мигрировать с Я.ПДД удалось один раз из штук пяти попыток

      Я удачно пару сотен ящиков перетащил. Мигратор у них рабочий, но немножко барахлит. После заведения юзеров большинство миграций нормально заработали, но несколько аккаунтов подвисли в статусе "ошибка авторизации". Помогло повторно вбить для них пароль руками. Но хватает этого на несколько суток только. Потом надо заново вбивать пароли. И чем больше юзеров — тем быстрее ломается. На аккаунте с 30 юзерами нормально три недели работало. На аккаунте со 150 ящиками дня через три начинаются проблемы, а через пять уже почти все ящики в статусе "ошибка авторизации".
      Впрочем, почта за это время перетащилась и мигратор я отключил.


      Меня у мыл.ру больше пароли приложений раздражают.


      1. geher
        19.04.2023 09:11
        +1

        пароли приложений

        Это те, которые предлагается сгенерировать для доступа к почте из приложений? В Яндекс их тоже завезли (по крайней мере на обычные бесплатные учетки без этих ваших ПДД). Причем говорят, что без них уже из приложений не пускают. А генерация этих паролей, мягко говоря, у Яндекса не слишком удобно сделана.


        1. aik
          19.04.2023 09:11
          +2

          Это те, которые предлагается сгенерировать для доступа к почте из приложений?

          Да. На яндексе их спокойно создавал сколько надо. Не то, чтобы я их любил, но они создавались и работали. Более-менее.


          А мыл.ру требует для создания паролей приложений привязки телефона к аккаунту. Без этого пароль на каждый ящик можно завести только один и только в том случае, если юзер создавался через загрузку CSV-файла. Только потом надо ещё зайти в аккаунт и нажать кнопку "создать пароль приложения".


          И ещё есть проблема с ограничением создания паролей на единицу времени. Я в выходные настраивал почтовые клиенты, там человек 20 в отделе было. Десятерым настроил, а дальше все аккаунты стали выдавать ошибку "слишком много входом, надо ждать". Причём со входами на сайт проблем не было. Ругалось именно на создание пароля приложений. Ладно ещё в субботу дело происходило, так что ночь подождал, на следующий день донастроил.


  1. olegtsss
    19.04.2023 09:11

    Администрировать свой почтовый домен на opensoft-е Postfix - интересная работа. Я не скажу, что в настройке там все очень легко, напротив, есть чем повозиться. Уже несколько лет живу со своим сервером (кстати, аппаратные требования минимальны), решение получилось гибкое, прикручены спам анализатор, антивирус и т.д. Для тех, кто хочет проделать похожий путь могу порекомендовать к внимательному изучению "Postfix. Подробное руководство" (Кеттер Патрик, Гильдебрандт Ральф):
    https://www.ozon.ru/product/postfix-podrobnoe-rukovodstvo-3925535/features/


  1. aborouhin
    19.04.2023 09:11
    +11

    По своему опыту (почтовый сервер свой, не ради экономии, а ради конфиденциальности):

    1. Отправлять всё равно лучше через внешний сервис. Я использую Mailgun, есть и российские аналоги. Для малого бизнеса, который рассылок не проводит, копейки получаются, но вот вся эта головная боль с не доходящими письмами в существенной степени уходит.

      У меня, хоть я не отправляю напрямую, на всякий Prometheus мониторит попадание в DNSBL, раз в час проверяя мой сервер по ~160 спискам - и при полной отсутствии всякой отправки писем (!) он регулярно куда-то попадает из-за глюков блоклистов, "грехов" соседей по подсети/AS и т.д. и т.п. А то, что список составляют нездоровые безграмотные параноики, не значит, что им не пользуются крупные и нужные вашим пользователям отправители, увы (гуглим про uceprotect.net, которые рандомно банят цеными автономными системами и вымогают деньги за исключение из списка, но их продолжают использовать). Новый IP от нового хостинга с высокой степенью вероятности уже будет в дюжине листов, из которых его надо исключать. В общем, это история не "настроил и забыл", а "постоянная головная боль".

    2. Пользователям, кроме IMAP, ещё и как минимум календарь с контактами нужны. Т.е. SoGo, сборки на его основе (Mailcow и пр.) или разной степени бесплатности аналоги. И ещё ActiveSync для мобильных устройств, чтобы почта, календарь и контакты в один приём подтягивались. И вот у всего этого зоопарка с разными почтовыми клиентами очень много всяких весёлых особенностей вылезает.

    3. Как минимум маленький отдельный сервер на другой площадке в качестве backup mx надо обязательно завести, чтобы принимал письма, если основной приляжет. Даже если пользователи и могут пережить простой - терять то, что вам отправляли за это время, совсем неприятно. А в текущих условиях настоятельно рекомендуется для приёма писем иметь одну mx-запись на российский сервер, а одну - на не российский, т.к. часть отправителей не шлют туда, а часть - сюда...

      Ну и LDAP бы тоже резервировать, особенно если он не только для почты используется, неприятная точка отказа будет. И бекап куда-то делать и самого почтового сервера, и базы.

    В общем, интересная задачка, но для малого бизнеса - это точно не история про экономию.


    1. alexEtse
      19.04.2023 09:11
      +1

      Пользователям, кроме IMAP, ещё и как минимум календарь с контактами нужны. Т.е. SoGo, сборки на его основе (Mailcow и пр.) или разной степени бесплатности аналоги. И ещё ActiveSync для мобильных устройств, чтобы почта, календарь и контакты в один приём подтягивались. И вот у всего этого зоопарка с разными почтовыми клиентами очень много всяких весёлых особенностей вылезает.

      Вот календарь с контактами - это да. Правда, пользователи делятся на две категории - "я этим не пользовался до сих пор - значит, это ненужные фичи" и "одна лишь лишь почта без них - нам не нужна".

      Опять же, без ActiveSync на мобильных устройствах обойтись можно, когда пользователей мало. Иначе явно всем будет проще, если мобильный клиент автонастроится по автодискаверу и всё подключит, а по факту это работает только с ActiveSync.

      Как минимум маленький отдельный сервер на другой площадке в качестве backup mx надо обязательно завести, чтобы принимал письма, если основной приляжет. Даже если пользователи и могут пережить простой - терять то, что вам отправляли за это время, совсем неприятно. А в текущих условиях настоятельно рекомендуется для приёма писем иметь одну mx-запись на российский сервер, а одну - на не российский, т.к. часть отправителей не шлют туда, а часть - сюда...

      Если основной приляжет часов на несколько - ничего страшного не произойдёт, ну придёт с опозданием часа в четыре... Произойдёт, если приляжет на несколько суток. Или если вот эти несколько часов задержки после восстановления основного - критичны.

      А вот "российский и не-российский" - это да, это нынче важно.

      Но вообще поднятую в статье проблему, IMHO, надо делить на две части, т.к. иначе каша получается:
      а) нужна только почта, т.е. smtp, imap/webmail и может быть ActiveSync
      б) нужна почта, календари, контакты (т.е. webmail с интегрированными фичами, ActiveSync, smtp, imap, CardDAV/CalDAV)

      И, соответственно, разные подборки решений для этих случаев.

      Т.к., например, второй вариант может быть интересен еще и тем, кто нынче использует Zimbra, у которой в конце этого года кончается поддержка последней бесплатной версии (а платная доступна "не для всех").


      1. aborouhin
        19.04.2023 09:11
        +1

        Со всем согласен, но по одному вопросу имею что возразить :)

        Если основной приляжет часов на несколько - ничего страшного не произойдёт

        А вот не факт, увы. У некоторых отправителей настройки retry, похоже, такие своеобычные, что один раз (или несколько раз с минимальным интервалом) уткнувшись в недоступный сервер, они более попыток отправки не предпринимают. Столкнулся с этим в отношении ряда российских государственных сервисов. Они на иностранные сервера не шлют по идеологическим соображениям (хотя у тех приоритет MX записи выше), и когда российский backup MX у меня прилёг ненадолго - реально были потери писем (на одно и то же событие до этого письма ходили исправно, после этого тоже, а за период недоступности российского сервера - так и не пришли).


        1. SerjV
          19.04.2023 09:11
          +1

          Столкнулся с этим в отношении ряда российских государственных сервисов.

          Нуу..... Тут у палки может быть много концов :)

          Во-первых, для кого-то применим подход "если им надо - отправят повторно, а раз отправитель так настроил сервер, значит - им не очень-то надо, чтобы их письма доходили". Не для всех, согласен, но кому это критично - тем скорее всего и задержка в несколько часов нежелательна.

          А вот тут более важное замечание возникает - надо иметь ДВА бэкап-релея, один в РФ, другой - в загранице (т.е. три MX-записи даже, а не две - основной сервер и два бэкапа в разных интернетах).

          И в-третьих, российские госструктуры - это те еще приколисты. Запросто могут иметь старый MS Exchange, в котором не работает 256-битная криптография, только 128 (или в списке доступных иметь только cipher'ы, считающиеся слабыми). Стукнулись к вам в релей, про cipher договориться не смогли, повторить отправку позже... Что интересно, через сутки или двое долбёжки от некоторых таких отправителе как-то оно доходит, таки сделав на попытку отправки без шифрования...


          1. alexEtse
            19.04.2023 09:11
            +1

            И в-третьих, российские госструктуры - это те еще приколисты. Запросто могут иметь старый MS Exchange

            Да, есть такое... Правда, с несколькими оговорками:
            - видел такое не только с ГОСами, но и некоторыми вполне себе коммерсами,
            - и доходит почта не от всех, даже с задержкой в эти самые полдня-пару суток, от многих не доходит совсем.

            Так что, возможно, стоит добавить еще одно пожелание - на бэкапных релеях иметь более либеральную политику в отношении криптографии, чем на основном сервере.


    1. sartorius9
      19.04.2023 09:11

      Говорить о календаре в яндексе - некорректно. Если в календаре нет поиска, то это не совсем календарь.


      1. aborouhin
        19.04.2023 09:11
        +1

        Никогда не приходило в голову пользоваться Яндексом - но там что, нет CalDAV? Если почтовый клиент может скачать календарь - что мешает ему по нему искать?


        1. sartorius9
          19.04.2023 09:11

          Мультиплатформенность и отсутствие почтового клиента. То о чем Вы говорите - обратный перереезд из одинакового везде веб интерфейса в аутлуки-тандерберды.


          1. aborouhin
            19.04.2023 09:11
            +2

            Ну любой веб-интерфейс - это уж для совсем непритязательных клиентов, которым почта нужна пару раз в день проверить (им, думаю, и поиск по календарю тоже не нужен). Если почта - это рабочий инструмент, то так или иначе работают с ней через клиент. А на мобильных устройствах - так в 99% случаев через клиент.


            1. alexEtse
              19.04.2023 09:11

              Ну любой веб-интерфейс - это уж для совсем непритязательных клиентов, которым почта нужна пару раз в день проверить (им, думаю, и поиск по календарю тоже не нужен). Если почта - это рабочий инструмент, то так или иначе работают с ней через клиент. А на мобильных устройствах - так в 99% случаев через клиент.

              И тут тоже есть нюанс. Современный веб-клиент - это очень даже "толстый" клиент, не то, что на заре веб-интерфейсов. Потому по функциональности он может быть достаточно сильно похож на автономные клиенты. Можно даже новомодными способами завернуть в какой-нибудь прогрессив или электрон, и сделать автономным (заодно - сэкономить на разработке кросс-платформенного клиента для своей "системы групповой работы").

              Единственная особенность - он привязан к той системе, с которой работает. В него как правило не загнать 4-5 учётных записей с разных серверов. Ну и есть определённые проблемы с уведомлением о новой почте.

              Определённой категории пользователей, начинавших знакомство с почтой с каких-нибудь мейлру и прочих веб-морд, оно даже и не понятно, "зачем еще одну программу для работы с почтой иметь, есть же веб-браузер на всё?"..


              1. aborouhin
                19.04.2023 09:11

                В этом направлении наиболее продвинулась веб-версия Outlook из Office365, да. За счёт того, что в нём работают addon'ы, которые при использовании современного SDK, как я понимаю, собираются сразу и под десктопную, и под веб версию. Но если у нас не Office365 - увы. А ведь интегрироваться нам надо и с нашей CRM, и с системой управления задачами (встроенный функционал задач даже в Outlook, увы, добровольно похоронили, так что у всех теперь какая-нибудь Asana, Trello и иже с ними), и с нашим облачным хранилищем... Это даже если не говорить про простую кастомизацию, которая, да, мало кем востребована.

                Плюс в любом случае скорость работы. Плюс оффлайн режим (попробуйте онлайн работать даже в поезде Мск-СПб, молчу про более дремучие места и самолёты).


                1. alexEtse
                  19.04.2023 09:11

                  В этом направлении наиболее продвинулась веб-версия Outlook из Office365, да. 

                  Ооо... Outlook это вообще собирательное название нынче. Т.е. есть несколько совершенно разных Аутлуков:
                  - десктопный (причём, не факт, что аутлук для макоси - то же самое, что для винды)
                  - аутлук в эксченже (она же OWA)
                  - аутлук в O365
                  - аутлуки для андроида и иос

                  За счёт того, что в нём работают addon'ы, которые при использовании современного SDK, как я понимаю, собираются сразу и под десктопную, и под веб версию.

                  Если говорить про JS SDK, то вроде как да, хотя в десктоп не видел. VSTO - только для декстопов.

                  Но если у нас не Office365 - увы. А ведь интегрироваться нам надо и с нашей CRM

                  Ну, функциональность плагинов для многих веб-клиентов предусмотрена... Другое дело, что она у каждого своя.

                  с системой управления задачами (встроенный функционал задач даже в Outlook, увы, добровольно похоронили,

                  А это как, можно поподробнее? В Эксченже вроде как всё на месте...

                  и с нашим облачным хранилищем... 

                  И это тоже. Хотя есть системы, в которых это всё "из коробки" - почта, контакты, календари, задачи (на уровне Эксченжа, не какие-то там продвинутые новомодные), и либо своё, либо интегрируемое стороннее - хранилище и ВКС. Можно сказать, что это нынче достаточно типовой набор.

                  Почему там выше и говорил, что по-хорошему системы надо делить на две категории - "просто почта" и "системы групповой работы".

                  Плюс в любом случае скорость работы.

                  Это первое, что теряется во всяких прогрессивах... Увы. И еще память начинает жрать как не в себя.

                  Плюс оффлайн режим (попробуйте онлайн работать даже в поезде Мск-СПб, молчу про более дремучие места и самолёты).

                  Это по-любому. Те, кто так работает - те конечно не поведутся на "только лишь вебклиент".


                  1. aborouhin
                    19.04.2023 09:11

                    А это как, можно поподробнее? В Эксченже вроде как всё на месте...

                    Оно на месте, но оно не развивалось вообще примерно с версии этак 97-2000. И на фоне того прогресса, который у других инструментов (канбан-доски хотя бы, чаты внутри задач и вот это всё) там всё уже мхом заросло. Поддержка в веб-версии, ЕМНИП, никакая, в сторонних клиентах вообще нет (а зачем мне список задач, который я не могу посмотреть со смартфона?).

                    При этом сами MS пилят параллельные решения (ToDo для дома и Planner для корпоративного сектора), которые куда как функциональнее и удобнее.


                    1. alexEtse
                      19.04.2023 09:11

                      Оно на месте, но оно не развивалось вообще примерно с версии этак 97-2000.

                      Ну это уже немного другая история. По сути этот "задачник" стандартизирован как расширение календаря. А вот канбаны, чаты, и пр. - это уже настолько самостоятельные вещи, что возможно и не стоит плодить велосипеды, а пользоваться ими. Ну разве что предусмотреть какой-то адаптер, чтобы в календаре и задачнике-напоминальнике было видно, что что-то есть и надо слазить посмотреть в соответствующую систему.

                      Поддержка в веб-версии, ЕМНИП, никакая, в сторонних клиентах вообще нет (а зачем мне список задач, который я не могу посмотреть со смартфона?).

                      Ээээ.... Разве в телефон по тому же EAS оно не приходит с O365? С Эксченжа приходит...


  1. Yuribtr
    19.04.2023 09:11
    +3

    Держать свой почтовый сервис - ну такое, очень дорого из за необходимости админить и купировать риски.
    Давно пользуюсь Zoho.com, очень годный сервис - правда периодически у них тоже ужесточаются условия для бесплатных тарифов. Но на данный момент 5 юзеров по 5 Гб на каждый держит. Правда надо уточнить - там вроде POP3 запретили для бесплатников, но IMAP есть.


    1. Maxim_Q
      19.04.2023 09:11

      В чем логика запрещать POP3? Если его сравнивать с IMAP он меньше нагрузку на сервер дает, не нужно держать подключение и сообщать о новой почте. Наоборот нужно POP3 разрешить для бесплатников, а IMAP запретить.


      1. Yuribtr
        19.04.2023 09:11
        +1

        Не знаю, видимо решили сделать это премиум фичей. По моему личному впечатлению POP3 уже мало кто использует - большинство юзает браузерный вариант, может решили что редкие фичи надо вынести в платный аккаунт?

        Уточнение - теперь бесплатный тариф для новых аккаунтов:

        Forever Free Plan

        • Up to five users, 5GB/User, 25MB attachment limit.

        • Web access and free mobile apps*.

        • Email hosting for single domain.

        *IMAP/ POP/ Active Sync are not included in the free plan.


        1. enamchuk
          19.04.2023 09:11
          +1

          Наверное, это для новых пользователей. У меня старый аккаунт, заводил в 2016-м, IMAP и POP доступны.


          1. Yuribtr
            19.04.2023 09:11

            Да, так и есть. У меня тоже с тех годов компании сидят нормально на POP3


        1. Ztare
          19.04.2023 09:11
          +4

          У POP3 есть киллер фича - одинаковые названия папок в клиентах (бесят своим шизо-креативом провайдеры), и полный 100% оффлайн, а не кеш последних N штук. Из минусов отсутствие синхронизации папки исходящих


          1. CaptainFlint
            19.04.2023 09:11
            +4

            Ещё из плюсов POP3 — возможность удалить лишнее с сервера, чтобы очистить место, сохранив при этом сами письма в локальном ящике. Актуально для бюджетных тарифов, где мало места под почту.


  1. Maxim_Q
    19.04.2023 09:11
    +1

    Какие есть варианты для самозанятых или просых физических лиц если тебе нужно максимум 1-2 почтовых ящика (info@example.com и support@example.com). Писем тебе приходит 3-5 шт в месяц и столько же ты отправляешь их в месяц. Письма короткие без вложений и место подписьма 100 Гб излишне просто. Остались еще бесплатные варианты?


    1. MrB4el
      19.04.2023 09:11

      Не совсем бесплатный, но, если есть подписка в Microsoft, то до ноября 2023 года можно персонифицированный адрес сделать себе: https://outlook.live.com/mail/0/options/premium/features


    1. Tanner
      19.04.2023 09:11
      +1

      Zoho. (Апдейт: уже подсказали выше.)


    1. Popadanec
      19.04.2023 09:11

      Я так понял, что это касается только тех кому надо несколько пользователей одной почты.
      Тех кто ей пользуется в одно лицо, это не коснётся.
      А вы ничуть не отличаетесь от обычного физика, которому шлётся куча рекламного спама от магазинов и который иногда с неё кому то пишет.


      1. Melkij
        19.04.2023 09:11

        не в одно лицо, а в один ящик. Я лицо одно (да и то физическое, а не юридическое), но было несколько ящиков - поэтому меня поставили перед фактом "оплата за каждый ящик отдельно".


        1. Popadanec
          19.04.2023 09:11

          Но ящик должен быть корпоративным?
          У меня пять акков подключено(3 просто чтобы не забыть про них, давно надо удалить, но лень), яндекс ничего не писал и не предлагал, ни на один из них.
          Они же не всех переводят на платный тариф, а только бизнес. А как мелкий бизнес отличить, если приходит/уходит пяток писем?


          1. CaptainFlint
            19.04.2023 09:11
            +2

            Они переводят даже тех, у кого не было никакого бизнеса, а была только их бесплатная "Почта на домене". Теперь это считается бизнесом. И каждый ящик считается за отдельного юзера, даже если физически это один и тот же человек. Это я у них в поддержке уточнил. Объём почты не играет роли.


            1. Popadanec
              19.04.2023 09:11

              В смысле "красивый адрес"? Но он же и так был платным, т.к. требовал Яндекс 360 Премиум.


              1. CaptainFlint
                19.04.2023 09:11
                +1

                Не знаю, что такое «красивый адрес»; если то же самое, что «почта на домене», то нет, не требовал. Это был отдельный сервис. Яндекс-премиум, возможно, тоже предоставлял такую услугу как часть пакета, но я много лет пользовался им отдельно, без всяких премиумов и не платя ни копейки.


          1. Melkij
            19.04.2023 09:11
            +1

            Но ящик должен быть корпоративным?

            а других, с точки зрения самого яндекса, нет. Не предложено никакого деления на личные и корпоративные. У меня, говорят, пяток "сотрудников". А пару недель назад пройти опрос предлагали, где ОГРН было сделано обязательным для заполнения полем.
            Вопрос, что это просто личный домен одного человека (ну или семьи, как упоминается в статье) - просто проигнорирован и всех назвали бизнесом.


    1. nevzorofff
      19.04.2023 09:11
      +2

      У яндекса 3 аккаунта бесплатно. Тоже вот пришлсь поудалять всё.


    1. ganzmavag
      19.04.2023 09:11

      У Яндекса и остался, для таких условий у них бесплатно. Но они это мягко говоря не афишируют.


      1. vemapto
        19.04.2023 09:11

        Но они это мягко говоря не афишируют.
        А можно с этого места поподробнее? Как конкретно зарегистрироваться на яндекс-360 и получить бесплатный тариф с 3 пользователями, считая админа?


        1. ganzmavag
          19.04.2023 09:11

          Возможно я ошибся и это работает только для тех, у кого он был раньше.


  1. Mnemonic0
    19.04.2023 09:11
    +3

    Всё хорошо, но где IRedMail?


  1. larasage
    19.04.2023 09:11
    +2

    Проверил, исходящее письмо прошло. Файл на Я.Диск загрузился. Яндекс перенес срок или как?


    1. nerudo
      19.04.2023 09:11

      Возможно просто пугали. Гугль с прошлого лета пугал, но заблочил буквально с месяц назад.


    1. kolabaister
      19.04.2023 09:11
      +1

      яндекс перенес срок еще на 20 дней


    1. Vlad_06
      19.04.2023 09:11
      +1

      Вчера было письмо от Яндекса, что дали еще 21 бесплатный день на выбор тарифа


      1. Popadanec
        19.04.2023 09:11

        Поняли что никто не спешит нести им деньги.


  1. LordDarklight
    19.04.2023 09:11
    +1

    Сейчас корпоративная почта - это не просто почтовый сервер - это в бОльшей степени защита и сервисы - в основном за них и платят! Но тарифы у Яндекса действительно зверские!


    1. BoreaAlex
      19.04.2023 09:11

      Тарифы терпимые, но жутко выбесило, что у меня по факту два ящика всего, но был вынужден заплатить за 3 т.к есть еще ящик с доменом yandex.ru, который чисто технический и был использован для создания почт на домене. Удалить его тоже нельзя.


      1. CaptainFlint
        19.04.2023 09:11
        +1

        Если только три ящика, то должны оставить бесплатно:
        yandex.ru/support/business/payment/disable-free-version.html

        Кого не коснутся изменения
        Организаций, в которых состоит не более 3 пользователей, включая администратора.
        Попробуйте написать в поддержку, если требуют платить. Я когда общался с ними, мне там подтвердили, что если я оставлю только 3 ящика, то можно будет остаться на бесплатном тарифе.


        1. BoreaAlex
          19.04.2023 09:11

          Спасибо. Получается, зря оплатил месяц :)


          1. marcbook
            19.04.2023 09:11
            +1

            Это мягко сказано. Вернуться на бесплатный тариф не получится. Если вы уже выбрали какой-либо платный тариф, и совершили по нему оплату, - назад дороги нет.
            Теперь только платить. Даже если оставите всего один ящик.

            UPD: Ответ поддержки:

            С 17 апреля возможность отключения платного тарифа не предусмотрена. Это связано с произошедшими изменениями в условиях использования сервисов Яндекс 360 для бизнеса.

            Если вы пользуетесь «Оптимальным» или «Расширенным» тарифами, то вы можете сменить его на менее дорогой тариф.


      1. dmbarsukov
        19.04.2023 09:11
        +1

        А если он используется одновременно в разных доменных организациях, то вы заплатите за него в каждой....


      1. Fullmoon
        19.04.2023 09:11
        +1

        Если это ненужный аккаунт администратора, то удалить, по идее, можно. Там надо передать права владельца другому аккаунту, потом убрать права администратора, а потом и удалить можно.


      1. Stanislavvv
        19.04.2023 09:11

        Тарифы терпимые, если мало ящиков И они таки приносят денег больше, чем тратится на яндекс.
        В случае, если ящиков больше тысячи (то есть, не ИП с тройкой сотрудников), это будет несколько дороже, чем платить в другом месте за занимаемый объём в 4ТБ (терабайт, я не опечатался) почты, что приводит к поиску альтернатив и переносу почты куда-либо ещё, где платится за место, а не за адрес.


      1. Yoh
        19.04.2023 09:11
        +1

        Администратора с почтой yandex.ru можно заменить на полноценный почтовый ящик. На бесплатном тарифе будет полноценных 3 почтовых ящика:

        1. в разделе https://admin.yandex.ru/users выдаем права на одного из пользователей

        2. в профиле организации меняем владельца https://admin.yandex.ru/company-profile на того пользователя, которому выдали права администратора

        3. далее заходим под новым администратором и через раздел сотрудников удаляем того самого администратора с почтой на yandex.ru


    1. aik
      19.04.2023 09:11

      Я смотрел на разных провайдеров — не особо зверские. Повыше многих, но они и дают побольше. К примеру, очень многие базовый размер ящика ограничивают сильно (30 гигов на всех, допустим), а как начнёшь добавлять терабайты, так сразу цены до яндексовских взлетают. А у моих юзеров у многих почты по 50 гигов накопилось и чистить не хотят.


      Вот мыл.ру на фоне остальных довольно дешевый (50 рублей за ящик, нет лимита на объём), но у них нельзя поштучно юзеров покупать. 30/100/300


  1. gmtd
    19.04.2023 09:11

    На самом деле, на выделенном сервере можно держать не только почту, верней, почту пристроить к другому серверу можно, раз уж тут айтишники. Так что за сервер особо денег не нужно. Нужно на админа, который один раз всё это настроит и потом иногда будет решать возникающие вопросы, чтобы самому времени не тратить. А это точно дешевле яндекса получится.

    Я вообще не понимаю почему почтовые сервисы гигантов такие деньги дерут за каждого пользователя. Как будто у них к каждому индивидуальный подход


    1. Stanislavvv
      19.04.2023 09:11

      Я вообще не понимаю почему почтовые сервисы гигантов такие деньги дерут за каждого пользователя. Как будто у них к каждому индивидуальный подход

      Потому что могут. Но при этом сказать "пропустите к нам ВСЮ почту с того домена" - не получится, в отличие от некоторых альтернатив (не обязательно свой сервер).


  1. Vorchun
    19.04.2023 09:11
    +1

    VPS + IPSmanager Lite. Из коробки перенос почтовых ящиков с Яндекса. Что неудобно и надо доделать - автоматическое размещение сертификата Lets Encrypt.

    А из сборок - можно добавить mailcow.email


  1. Drammm
    19.04.2023 09:11
    +1

    Я перенес почты своих сайтов на майл ру. Пользуюсь месяц, полет нормальный. Почта со всех доменов пересылается на личный gmail. Единственное неудобное отличие от яндекса - нельзя поставить галочку «удалить после пересылки». А так я доволен.


    1. VeldRiN
      19.04.2023 09:11

      Тоже переехал, все устраивает.


  1. Gor40
    19.04.2023 09:11

    Яндекс сделал мне выгодное предложение, вместо 349 руб. в мес - 64 рубля. При оплате сразу за 2 года до 30 апреля. Это личный ящик, не заблокирует если не платить?


    1. Popadanec
      19.04.2023 09:11
      +1

      Я сам не пойму, как они отделят мух от котлет. Не всем же пользователям врубят ограничения и заставят платить. Большая часть народа просто уйдёт хлопнув дверью. Платить ради нескольких писем в месяц, а то и только входящие рассылки, как минимум странно.


    1. CaptainFlint
      19.04.2023 09:11

      Подозреваю, что если этот личный ящик зарегистрирован как админский для управления организацией (доменом), то могут и заблокировать. Если отдельный обычный ящик name@yandex.ru, никак не связанный с организацией, то, по идее, не должны. Впрочем, это лишь мои догадки.


      1. Stanislavvv
        19.04.2023 09:11

        Хе... У меня "организация", которая появилась после преобразования ПДД. Выяснил, что я не могу её удалить, хотя почту я оттуда удалил ещё в прошлом году.


  1. UksusoFF
    19.04.2023 09:11
    +1

    Я ушел на TimeWeb, у них специальный почтовый тариф за 100руб в месяц есть.


  1. enamchuk
    19.04.2023 09:11

    Нашёл ещё такой интересный вариант - хостинг почты. Не бесплатный, но доступный по цене: за 89 рублей можно разместить 3 домена, выделяется 3 Гб места. Оплата за ресурсы, не за количество почтовых аккаунтов. Есть и другие тарифы. Сам пока не пробовал, но в закладки добавил.
    https://masterhost.ru/mail/bost/


    1. Vorchun
      19.04.2023 09:11

      Для организаций 3Гб мало. А если 10Гб, то уже почти тоже самое что в Яндексе. Вкусные тарифы на VK WorkMail (mail.ru):
      - 30 пользователей
      - оплата за год
      - 83 руб/мес за пользователя

      Но есть ощущение, что это промо и в конце года будет +/- как на Яндекс.


      1. aik
        19.04.2023 09:11

        Если за год платить — дешевле будет.
        Я тоже думаю, что они цены поднимут. Но с яндексом у меня. к примеру, рост цены с нуля рублей в года на полмиллиона примерно. На такой резкий рост начальство не согласно.
        Согласны на 100 тысяч — а это только мыл.ру
        Но. Когда мыл.ру поднимет цены, будет уже переход не с халявы на полмиллиона, а со 100 тысяч на, допустим, 300. Это неприятно, но замена одной платной услуги на другу. И это начальство гораздо легче примет, чем требование платить кучу денег за то, что много лет ничего не стоило.


      1. AlexHighTower
        19.04.2023 09:11

        Как я понимаю, ты платишь за 30 пользователей, даже если их у тебя 11?
        или же там логика что пока от 11 до 30, то платишь 83 руб/мес за пользователя, т.е. за 11 * 83 = 913?
        Если за 30 платишь всё равно, то разница с яд при месячной оплате получается незначительная


        1. aik
          19.04.2023 09:11

          Да, у них ценообразование различается. Яндексу платите поштучно, а мыл.ру продаёт только мелким оптом.


          Потому если у вас пользователей по минимуму мылрушного тарифа, то яндекс может быть дешевле. А вот если у вас ближе к верхнему пределу тарифа, то яндекс выходит ощутимо дороже.


    1. Yoh
      19.04.2023 09:11
      +1

      Посмотрите ещё https://lite.host/pochta/dlya-domena, в плане цены и объёма выгоднее выходит. Оплата тоже только за место, число доменов и почтовых ящиков без ограничений.


  1. fire64
    19.04.2023 09:11

    Мы долго думали по поводу почты.

    Хотелось бы обойтись минимум расходов. Как вариант рассматривали разместить почтовый сервер, на рабочем сервере компании или использовать внешний, бесплатный почтовый сервис.

    В итоге выбор остановился на Мейл.ру и Джимейле. Но в связи с политической ситуацией, размещать почту российской компании на Гугле сейчас небезопасно. Где гарантия, что в связи с санкциями, мы однажды не столкнемся с тем, что аккаунты почты не будут заблокированы, так что перешли на Мейл.ру

    Работаем месяц, пока полет нормальный.


    1. Vorchun
      19.04.2023 09:11

      А как вы будете платить за Google Workspace в нынешних условиях? Да и ценник конский.

      Мы смотрели на mail.ru Для нашего размера (60 ящиков) цена лучше чем на Яндексе. Но есть ощущение, что они скоро поднимут. И мы пользуемся только почтой (без календаря и пр.).

      Поэтому решили поднять свою на VPS. Пока наблюдаем.


  1. firnind
    19.04.2023 09:11

    Мне поддержка обещала большую скидку, если я оплачу 100+ ящиков на год. Я оплатил, но тариф со скидкой так и не включили, поддержка отписывается, что «заявка у программистов» — что бы это могло значить? Надеюсь, что это не развод 80-го левела.


    1. aik
      19.04.2023 09:11

      Мне обещали скидку 30% на три месяца.
      То есть за год вышло бы 8% примерно.


  1. osj
    19.04.2023 09:11

    В последнее время все чаше появляются сообщения, что на яндекс почте для домена несанкционированно включается переадресация писем на сторонние ящики и неправомерный доступ, без следов в истории в панели(фиксируются настроенными сборщиками), то лучше съехать с яндекса. А вообще, как яндекс начал терять коммерческие письма в почте для домена, сразу от них съехали и больше таких проблем нет.


  1. Stanislavvv
    19.04.2023 09:11

    Использование спамхауса от спама избавит, конечно, но будет ДОХРЕНА ложноположительных срабатываний.
    https://habr.com/ru/articles/141231/


  1. schebotar
    19.04.2023 09:11
    +2

    Перешёл совсем недавно на Maddy на VPS. Но это не организация, а личная почта. Из соображений не экономии а privacy, не хочу чтобы мыло читало мою почту, тем более сейчас.

    Maddy выбрал потому что VPS дешёвый, ресурсов мало, а здесь один бинарник на всё. Есть возможность ещё отдельно rspamd прикрутить, но спама пока нет.

    Проблем с доставкой и приемом почты нет, репутация на сервисах проверки хорошая. Так что эксперимент считаю удачным.


  1. Kirikekeks
    19.04.2023 09:11
    +2

    Сначала у меня была своя почта. Но гугль убедительно банил, и сделал предложение, "дурачёк, не тужься, хочешь бесплатную почту, ещё и сайтик, и связь - навсегда?" И я - Да! Хочу! Но навсегда прошло. И оказалось, что повторить я не могу, вот так вот, как раньше, сложно как то все стало.

    Спасибо гуглю, что он "не делает зла" на года раньше Яндекса. Да и почта стала не главным и не единственным способом доставки. И кстати не самым удобным. Так что делайте свою и не парьтесь, ну сдохла на сутки и ладно. Но если вам раз в день сделать бэкап почты сложно, и для этого нужен постоянный админ, то лучше платите за почту на аутсорсе. Спасибо за статью с таким названием.


  1. djudemon
    19.04.2023 09:11

    Мы поступили проще - взяли в аренду готовый почтовый сервер на https://www.scalahosting.com/business-email-hosting.html и бед не знаем, да, есть сложности с оплатой сейчас из РФ, но тоже уже решаемо без особых проблем.


  1. mr_lionovsky
    19.04.2023 09:11

    Я так и думал полгода назад, что всё к этому придёт, когда Яндекс сделал платным "диск" для аккаунтов с почтой для домена.

    Дома как раз был недогруженный сервер с Windows - добавил 2 диска по терабайту, настроил VPN, воткнул Exchange Server, общие папки, и IIS для доступа к файлам из WEB.

    Стоимость покупки железа и платежей за электричество в месяц намного меньше, чем предлагают облачные сервисы.

    Пришлось ещё заморочиться с настройкой DKIM и SPF, почта ходит.


    1. aborouhin
      19.04.2023 09:11

      Это хорошо, что Вы можете лицензии на Win Server и Exchange себе позволить. Exchange вообще решает много вопросов, но лицензия мало что дорогая (это бы я как-то ещё пережил), так, опять же, риски, что эта лицензия неожиданно накроется по санкционным соображениям (и вот тут будет очень обидно).


  1. niko_zvt
    19.04.2023 09:11

    «VPS» -> «полностью под своим контролем». Кажется, что забыли префикс, «квази-контролем». Провайдер VPS похоже существует в параллельной вселенной и на него не влияют санкции и увеличение стоимости обслуживания и инфраструктуры. По такому плану скоро предложат свой серверок в подвале.


    1. enamchuk
      19.04.2023 09:11
      +1

      Если с VPS что-то случится, можно достаточно быстро развернуть бэкап на другоим хостинге или своём же сервере и возобновить работу.


      1. niko_zvt
        19.04.2023 09:11

        «Достаточно» это насколько? У вас есть конкретные количественные характеристики которые бы позволили оценить это? Не спорю, при одном контейнере и одной БД все можно сделать и за 10 минут. Я же говорю о том, что ваш контроль заканчивается в момент когда провайдер меняет условия по договору. Это все переходит в другую, юридическую, плоскость. А если у вас 1000 сотрудников, а если больше? Или если забыли про бэкап? Тут можно до бесконечности разгонять - я все к другому: любой VPS это всегда риск, как и собственный парк железа. Тут говорят, что используйте VPS и будет вам счастье, только это ещё один уровень ответственности в отличии от решений под ключ.


  1. DikSoft
    19.04.2023 09:11

    Это насколько всё грустно дожно стать у бизнеса, чтобы введение платы за внешний почтовый сервис вогнало в такую печаль и поиски выхода?


    1. aborouhin
      19.04.2023 09:11

      Это хорошо как раз... что несмотря на нашу жутко перекошенную в сторону крупных, часто окологосударственных, корпораций структуру экономики, которая с каждым годом становится всё хуже, всё ещё сохраняется малый бизнес, который считает каждую копейку. Всё равно капля в море, но хоть не совсем вымер, и то спасибо.


    1. sartorius9
      19.04.2023 09:11

      Для бизнеса это расходы. Ключевое - не планировавшиеся еще несколькими месяцами ранее.
      Расходы пусть небольшие, но теперь навсегда.
      Еще одна цепь с гирей на ногу.


      1. Melkij
        19.04.2023 09:11

        справедливости ради, вы всё-таки не правы про "не планировавшиеся еще несколькими месяцами ранее", мне письмо счастья пришло ещё 14 декабря (за 4 полных месяца), первые получившие такие письма чуть ли не с ноября начали появляться.
        С этой стороны претензий нет, сообщили вполне заранее.


  1. perlestius
    19.04.2023 09:11

    Даже если ваш сервер уйдёт в офлайн на пару дней (или IP занесут в чёрный список), входящая и исходящая почта всё равно будет отправлена и получена после его возвращения в строй (или выхода из блеклиста)

    Не факт. Сильно зависит от настроек на стороне сервера-отправителя