Осенью‑зимой 2021–2022 годов был проведён опрос среди выпускников МГТУ имени Н.Э. Баумана о том, в каких сферах и на каких условиях они устраиваются. Во время опроса можно было оставить пожелания к вузу, выпускникам и поступающим, из которых можно увидеть мнения и настроения в среде выпускников в 21–22 годах. Как и в основном опросе рекламу никому не делаю и публикую ВСЕ отзывы кроме личных обращений. Орфография и пунктуация отзывов сохранены.


Выпускники 1994–2005гг (17 — 28 лет с момента выпуска)

  • Вернуть сметное финансирование образования (убрать подушное), внедрить внешние методы контроля освоения учебных программ и выгонять нерадивых студентов.

  • Не советую никому идти учиться в МГТУ.

  • Меняйте программу обучения в сторону нейросетей и BigData.

  • Даже работая не по специальности и имея высокую квалификацию в своей области, я продолжаю наблюдать, что на любом собеседовании диплом именно МГТУ им. Баумана даёт существенное преимущество при принятии решения об офере. (по сравнению даже с теми же МЭИ, МАИ, МТУСИ, и прочими). Любому студенту Бау нужно цепляться и не сдаваться, как бы трудны ни были сессии — особенно на младших курсах. Ибо, во‑первых, здесь научат учиться (например, разбирать большие объёмы сложного материала в экстремально сжатые сроки, планировать своё время, работать самостоятельно, итд), во‑вторых, сам диплом нашего ВУЗа (даже синий, а не красный) по‑прежнему очень высоко котируется у любого работодателя.

  • Учите языки и расширяйте матрицу коммуникаций и связей!


Выпускники 2006-2010гг (12 – 16 лет с момента выпуска)

  • В МГТУ дается качественное образование

  • Я очень-очень благодарна МГТУ и за знания, и за друзей! Золотое было время учебы :)))

  • Важно ещё во время учёбы получить хотя бы небольшой опыт работы, это поможет лучше понять общие прикладные принципы работы компаний (какие отделы есть, как взаимодействуют, какие навыки полезны для работы). И, наконец, знание Экселя все еще актуально и незаменимо полезно для офисной работы

  • Побольше практики

  • Абитуриентам: ищите новый полезный опыт и работу которая Вам интересна. Не зацикливайтесь на догмах, глупых мнениях. Университету: больше преподавателей и программ с реальным опытом работы на современных предприятиях и фирмах, тогда образование будет релевантным реальности.

Выпускники 2011-2012гг (10 – 11 лет с момента выпуска)

  • Наш ВУЗ — это отличная школа жизни для старта карьеры в любой сфере после окончания. Желаю всем выпускникам удачи.

  • Уже два года не работаю по специальности и это прекрасно)

  • Старайтесь не работать с чудаками на букву "М"!

  • Необходимо помогать выпускникам. Русский народ мало друг другу помогает, а это плохо. Нужно это менять.

  • Так я благодарен Бауманке за опыт самообучения и выкручивания из сложных ситуаций. Применяемых знаний, что сдавал <1-2%

  • Не бойтесь рисковать!    

Выпускники 2013-2014гг (8 – 9 лет с момента выпуска)

  • Бауманка круче всех

  • А в итоге, я поменяла профессию и ушла в медицину

  • Больше прикладных задач в обучении, пусть даже в ущерб теории

  • Оценка не показатель знаний, а всего лишь показатель прилежания. Главное, что осталось в голове после получения знаний.

  • Побольше учись английского языка.

  • Учите язык. Учитесь продавать свои знания. Учитесь постоянно. Рискуйте, пока молоды.

  • Бауманка дала хорошую базу в первые 2 года и научила учиться и усваивать новую информацию в сжатые сроки, в остальном устаревшая бесполезная программа. Советую поступающим заранее понять, кем вы потом будете работать и с какой зп, и затем уже выбирать кафедру или вуз.

  • При поиске работы рекомендовал бы не зацикливаться на российском рынке труда, если не хочется, чтобы через 10 лет активного карьерного роста выяснилось, что получаешь меньше почтальона в штатах или кассира в Швейцарии. В России люди почему-то упорно изолируются от внешнего мира, в то время как снаружи давно случилась глобализация и это совершенно нормально работать там, где нравится/интересно/хорошо платят. Язык, конечно, в среднем для нас проблема, но бояться не надо, если появится реальная потребность (на уровне получения направления на пересдачу у замдека), выучится все только в путь

  • Работай, пока солнце светит. И все будет.

  • Уезжайте из РФ, если хотите зарабатывать

  • Несмотря на то, что работаю не по специальности, очень благодарен университету и кафедре за то, что научили учиться и дали отличный фундамент для уверенного движения по жизни!

  • Доброго времени суток! Очень здорово, что Вы проводите подобные опросы. На мой взгляд они плохо отражают действительность. Вы никак не проверите правдивость слов. Вот у меня довольно странный опыт по зарплате в госсекторе. Будут средние зарплаты по годам. 2014-36000. 2015-45000. 2016-115000. 2017- —100000. 2018-90000. 2019-100000. Это никак не связано с моими знаниями и опытом. Лишь распределение финансов в ЦАГИ, которое было из серии как бог пошлёт. При этом я спокойно работал на стороне и просто не понимал, что я делаю в ЦАГИ. Вроде занимал должность инженер-гидравлик, а занимался черти чем. Даже ящики деревянные колотил для перевозки оборудования….В итоге гидравликой занимался в другой фирме. Спасибо за Ваш труд. Удачи) 

Выпускники 2015 года (7 лет с момента выпуска)

  • Никто из одногруппников по специальности не работает, зарплата мизерная. Почти все ушли в IT

  • Все страхи у нас в голове.

  • Хотел бы узнать есть ли группы где можно найти однакашников, чтобы организоваться в стартап или предложить работу.

  • Обновить программы обучения для всех в специальностей университета, уменьшить набор на бюджет раза в два, сделать собственный вступительный экзамен. Учеба должна быть сложной и интересной, надоело видеть троечников в стенах университета, которые поступили, лишь бы поступить

  • С таким фундаментом, который мне дали на РК5 (Прикладная механика), я, переехав в другую страну (Германия), был свободен в выборе отрасли и легко конкурировал с местными кандидатами на должность; при этом я на тот момент ещё откровенно слабо владел языком. Во многом это заслуга не столько системы обучения, сколько преподавательского состава.

  • О чем стоит сказать? Многие со мной не согласятся, однако образование — это не про знания. Образование — это про умения, опыт и кругозор. Это про логику и мышление, в конце концов. Об этом надо помнить в первую очередь. Никого не волнует, сколько ты выхватил 7 лет назад за сопромат или как ты в доску разбился на защите курсового 5 лет назад. Но всё эти "испытания" учат человека к решению ситуаций разного рода в будущем. Можно бесконечно хаять современное образование и науку. Однако, как правило, для человека сильного и целеустремленного это будет неким "челенджем". Ведь, как говорится, никто никому не говорил, что будет легко и всё разжуют и принесут готовым на блюде. Дерзайте, люди! За нами и нашими детьми будущее. Мы и есть его творцы и настоящего. Время идёт, время меняется. Инженер всегда останется инженером. И даже неважно, кем он станет в итоге, переступив порог университета. Главное быть человеком и прививать себе и окружающему миру всю силу инженерной мысли.

  • Начинайте работать до окончания университета, выбирайте специальности, действительно востребованные за рубежом - так вы сможете повышать свой доход значительно выше инфляции, диплом может помочь в получении рабочей визы, чаще что-бы повысить доход придется менять работу и постоянно развиваться

  • В текущем быстроизменчивом мире работодатель смотрит не только на твои практические скиллы (под ту сферу деятельности, куда ищет сотрудника), но и на умение работать в команде. Также важен навык гибкости и разносторонности - так будет легче адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия, требования и т.д да и креативить проще и полезнее;)

  • Для меня опыт МГТУ имени Баумана - скорее неприятный, уровень образования слабый, программа на 2015 год была отсталой, лабораторий не было. Ощущение сарайности и заброшенности к шестому курсу было просто пиковое. Все попытки хорошо учиться или работать по специальности ни к чему не привели. Ушла в консалтинг (Big4), затем в IT (Яндекс). Слышала и надеюсь, что после нашего выпуска что-то постепенно стало лучше, продуманнее, интегрированнее, знаю, что не у всех выпускников такое отношение, но Бауманку не рекомендую никому, если достаточно уровень высокий, чтобы пойти в физтех, МГУ или вышку - в Бауманке делать нечего.

  • Всё уходит в ИТ, спрос на кадры высокий, оплата выше средней, рекомендую начать изучение в универе, можно доп курсы если это не по специальности (аналитика системная, интеграции, кодить)

Выпускники 2016 года (6 лет с момента выпуска)

  • благодарен дауманке за челиков

  • Во время учебы нужно обязательно проходить стажировки/практики и прочее

  • Добавьте вопрос на тему того, как преподаватели кафедры помогают трудоустроиться во время учёбы и после неё, это очень важный плюс нашей кафедры (ИУ8)

  • Считаю, что Бауманке не хватает системности образования. Один преподаватель может рассказывать одно, другой совсем другое по этому же предмету. Был свидетелем как один взрослый преподаватель подошёл к такому же немолодому и попросил дать какие-то конспекты и наработки по его лекциям, чтобы их мог использовать молодой аспирант в своих лекциях, так ему отказали…
    Вообще очень жаль, что в Бауманка не контролирует уровень знаний, который остаётся у выпускников, а так было бы неплохо устроить, хотя бы для желающих, выпускные экзамены со вручением сертификатов с баллами по некоему списку хотя бы общих предметов типа сопромата, термеха, матведа и т.п.. Также было бы неплохо реально проверять уровень знаний преподавателей (в основном речь о молодых).

  • МВТУ респект форева

  • Специальность ПС1 потеряла актуальность и востребованность в современной России

  • Есть пара тезисов:
    1. Ваш факультет, ваш ВУЗ и ваши формальные оценки - данные из вашего диплома - помогут вам на начальном этапе, когда трудно оценить вас по нулевому опыту работы и больше ничего не остаётся, как смотреть на первое. Но чем больше вы будете работать над собой, развивать свои навыки в выбранной ветке развития, тем меньше будет значить ваш диплом, и информация в нем. Достаточно будет пообщаться с вами пару минут, чтобы все понять.
    2. Будьте готовы к тому, что на работе ваши теоретические знания, какими бы замечательными не были ваши галочки в зачетке,  очень быстро пойдут нахер, если вы не сумеете применить их на практике, поэтому вваливайте всю ману на лабораторных работах, практиках и семинарах, а также устраивайтесь на работу, как можно раньше, начиная с 2-3 курса.

  • пожелание всем: либо изучать питон и идти работать в айти, либо искать успеха в бизнесе. любые инженеры нафиг никому не нужны. Жить с зэпэхой в 30-50к после 6 лет в даунке так себе перспектива.

  • Старайтесь находить какую-нибудь работу/стажировку по специальности во время учёбы. Тогда будет появляться понимание, зачем нужно то, что рассказывают. Вы будете более погруженными и заинтересованными, уделите большее внимание важным вещам.

  • Бауманка гордится "русским методом обучения", синтезом теории и практики, хотя сейчас это уже история, потому что уже сейчас практики в МГТУ практически нет.

  • Э4 отличная кафедра, перспективы есть, учили добросовестно. Другое дело то, как ты сам относишься к обучению.

  • Стажировка в крупной компании во время учебы в вузе значительно упростила трудоустройство после

  • Инженеры бегут в программисты. Инженерам платят мало.  Или половина суммарного оклада, который будет нормальным - премия.

  • Дополнительно по опыту работы: После выпуска ушел в аспирантуру, но быстро бросил, потому что на 15к не прожить. Работал 3 года по специальности в компании Мелитта (ЗП росла с 60к до 120к, когда стал зав.сектором). Потом уехал в стартап в Нидерландах на полгода (~2к евро). Далее ушел на PhD в Финляндию, где и работаю сейчас

Выпускники 2017 года (5 лет с момента выпуска)

  • Если бы я был первокурсником я бы целыми днями прогал

  • Хоть по специальности и не работаю, но инженерное техническое образование развивает мозг и позволяет шарить в технике

  • Даже с базовым английским выпускникам МГТУ рады за границей. Если Вы узконаправленный специалист, многие работодатели готовы оформлять условия для переезда вас (и ваших близких родственников по необходимости). Смотрите вакансии на местных сайтах интересующей страны, переведите резюме на английский, и пишите напрямую в компанию. ЗП будет выше чем на родине. После 5 лет работы в одной стране (касательно ЕС) можно податься на ПМЖ, и уже не зависеть ни от какого работодателя. В каждой стране есть свои + и -, изучите минусы подробно и подготовьтесь к ним.

  • Самостоятельно оценивайте важность и актуальность получаемой информации. Мыслите критически.

  • В графе про оплату труда очень мало пунктов, 500к для IT это нижняя планка

  • Идите в ИТ, там удаленка и деньги

  • Хочу пожелать студентам Баумана заботиться не об оценках, а о получении опыта и необходимых именно им знаний.

  • учиться классно, но необязательно, свой диплом я даже не забирал)

  • Обучение на Энерго было ошибкой. И ошибкой было пойти в магистратуру потом туда же, с которой меня отчислили. Очень жалею о своём не зрелом решении поступить на этот факультет, который убил весь интерес к обучению, и лишь развил во мне некоторые качества, которые помогли на работе: хитрость, терпеливость и т.п. надо было идти на ибм

Выпускники 2018 года (4 года с момента выпуска)

  • Если хотите деняк, то пробуйте себя в айти/финансах

  • Саморазвивайтесь!!!

  • На СМ делать нечего, если не планируете 10 лет получать одну зарплату

  • Забейте на учебу, тройки хватит, учите программирование

  • Во время обучения в ВУЗе кафедрой были организованы практики низкого качества. Было бы хорошо если кафедра/ВУЗ работали в этом направлении

  • Самое ценное что вы можете получить от ВУЗа - знакомства. Они помогут и при устройстве на работу (даже не по специальности) и в целом чувствовать себя комфортней в жизни. Поэтому участвуйте насколько возможно во внеучебной активности.

  • Совет: учиться понимать математику, увлекаться прикладными методами статистики и теории вероятностей. Изучать Python и его библиотеки. Изучить основы теории графов. Пройти доп курсы по машинному обучению и моделированию в данных в МФТИ или на ФКН ВШЭ - мой выбор, на данный момент лучшие нерекламные курсы.

  • Пока ВУЗ в лице (теперь уже бывшего) ректора занимается распилом гос бабла и монополизацией буфетов, а так же угрозами отчисления студентов по политическим мотивам ни о какой качественной оценке образования речи быть не может. В период моего обучения с моей кафедры было уволено несколько исключительно ценных преподавателей по возрастным причинам и никем их не заменили, что не удивительно с такими зарплатами молодым преподавателям. Всё хорошее, что происходит в МГТУ им. Баумана, по моему мнению, происходит вопреки сложившейся в современной России образовательной практики.

  • МГТУ дал знания, но, к сожалению, не дал перспектив из-за гендерной дискриминации в госструктурах.

  • Впечатления: учеба была сложной, поток заданий напоминал конвейер. Многие специальные науки требовали самостоятельного глубокого изучения. Рекомендую идти на кафедру (РК5) только имея способности и предрасположенность к упорной самостоятельной учёбе, а также жажду жить учёбой следующий период вашей жизни. В противном случае, вам будет очень тяжело - проверено на личном опыте (академы, средний балл ~3,5, сложные отношения с некоторыми преподавателями). В целом вузовская программа закладывает хорошую инженерную базу для развития. Во время обучения, мне часто не хватало ""расстановки акцентов"" от профессоров: отделения главного от второстепенного, критического взгляда на изучаемый предмет, понимания как получаемые знания применять на практике. То есть не хватало постановки чёткой цели и понимания, куда мы идём, изучая тот или иной предмет. Со временем (курсе на 2-3) это стало одним из факторов для потери мотивации учиться, со всеми вытекающими. По данному исследованию о з/п выпускников: возможно выработанное умение адаптироваться и выполнять любое невыполнимое задание выручает на работе.

  • Я советую делать свой бизнес либо идти работать сразу туда, куда лежит душа. Я советую делать то, что любишь, не боятся бросить старый и неактуальный универ где всем давно плевать на будущее студентов. Либо учить английский и уезжать из России. Таксист в Лос-Анджелесе где я живу зарабатывает 5000 долларов в месяц, при том что цены тут выше всего в 2 раза московских.

  • Работу по специальности искала полгода, никто не хотел брать специалиста без опыта, но с 5ти летним стажем в смежной области. В итоге нашла только в смежной специальности работу

  • Очень интересный и полезный опрос, спасибо! Надо показывать его результаты на днях открытых дверей абитуриентам.

  • Со 2 года активно занимался наукой, красный диплом. Бауманка с помощью предметов, научных центров и крутейших преподов дала возможность прокачать способности мозга и научиться системно мыслить. Сама программа обучения очень и подход сильно отстали от современного мира. Тем не менее навыки позволяют найти высокооплачиваеиую работу абсолютно в любой сфере. ВУЗ топ. Жаль, Александров сильно уронил качество.

  • Начинайте работать ещё в процессе обучения в ВУЗе

  • Ищите работу до выпуска, глупцы

Выпускники 2019 года (3 года с момента выпуска)

  • Уезжайте из России в любую англоязычную страну учиться и работать. Потом возвращайтесь в Россию если хотите. Карьерных возможностей будет больше, уровень жизни ниже.

  • Абитуриенты, не поступайте в МГТУ им. Баумана

  • Хочу сказать спасибо лишь профсоюзу и 2-3 преподавателям.

  • Из всей группы только 1 человек пошел работать по специальности, остальные потеряли интерес к учебе и просто досиживали свой диплом. Большая часть ушла в IT сферу, насколько мне известно

  • Благодарен я отдельным преподавателям, сам ВУЗ проявляет признаки деградации. Образование надо менять кардинально. Оно не соответсвует скорости развития технологий и актуальности современного мира.

  • Студентам могу пожелать только одного - брать своё образование и своё будущее в свои руки; без собственной инициативы никто и ничего нужного вам не покажет и не расскажет (если только очень повезёт)

  • Я смотрю философски на образование. Образование МТ - не актуально сейчас для Москвы, поскольку производств в Москве практически не осталось. Зарплаты инженеров - смешные и недостойные. Однако, инженерное образование всесторонне развивает человека и позволяет переобучиться другим навыкам. На примере себя - я 3 года в разных местах работал инженером-конструктором. В конечном итоге переобучился на аналитика данных и устроился в айти компанию.

  • Друзья, занимайтесь тем, что реально по душе! Не привязывайтесь к специальности или вообще к образованию. Сейчас я продюсер блогеров и инстаграме и ,поверьте мне, там совершенно другой уровень дохода. Не обламывайте свои мечты.

  • Даже внутри компании зарплаты у инженеров разные

  • Лично меня МГТУ научил не столько специальности, сколько в принципе принимать решения и выполнять стоящие задачи (в любой сфере жизни)

  • Технопарк в бомонке рулит, можно добавить вопросы про доп образование внутри МГТУ

  • Сначала идите в большую компанию на маленькую должность, потом в маленькую компанию на высокую должность и затем возвращайтесь в большую компанию на большую должность. Применимо для IT.

  • Нужна мобильность для студентов между факультетами на первых курсах, школьники понятия не имеют в основном, куда они поступили и кем они станут после универа, а тем более - понравится ли им то, чему они учатся. Большинство студентов не любят тем, чем они занимаются, доучиваются до корки для галочки - чтобы был диплом. Пол моей группы переучились на программирование самостоятельно или на практиках, но не в универе

  • Не идите учиться в бауманку, если хотите Хорошо зарабатывать, а если пошли учиться, то с 1-3 курса ищите работу вам по душе и повышайте свой скилл на работе, бауманке не даёт знаний и опыта для реальной жизни, а к выпуску вам уже будет 24 года

  • Студентам совет - усердно и внимательно изучать программирование

  • В бауманке крайне кривая система образования и хотелось бы, чтобы это исправили.

  • После срочной службы в ВС РФ сильно теряешь в навыках, и очень трудно влиться в рабочий процесс и вообще найти работу.

  • Бауманка хороший вуз (я учился на Э6), немного устаревшая система образования (а именно некоторые задания, курсовые работы и проекты, детмаш привет), при этом дает очень много полезных знаний в РАЗНЫХ сферах (я считаю это плюсом), ну и, конечно, воспитывает. Я очень рад, что поступил и закончил мгту, 10/10

  • Главное, что дает бауманка - вовсе не пары и не знания в технической области. А умение быстро анализировать информацию, усваивать её и выкручиваться :)   

Выпускники 2020 года (2 года с момента выпуска)

  • Бауманка дала больше не знания, а системное и логичное мышление, умение выпутываться из ситуаций и общаться с людьми. Какие-то дисциплины не имеют смысла, так как нам дают информацию без применения на практике/дают неинтересно и просто читают по учебнику/просто напросто отсутствовали (по выбору преподавателя или из-за ковида были формальностью без знаний и лекций). Часть предметов оторваны от практики, которая (на мой скромный взгляд) необходима, чтобы как-то понять предмет. Ведь теоретическая база несомненно хорошо, но практика так же отличается от теории, как обычный ёж от противотанкового. Спасибо МГТУ за теоретическую базу, за системное мышление. Но очень грустно потраченного времени на некачественные предметы, некачественное преподавание и отсутствие практики (которую всё таки получилось добыть своими силами).

  • Но образование, к сожалению, не отвечает современным требованиям по специальности

  • Бакалавриат мт11, магистратура иу4. Если бака ещё сойдёт по качеству, то магистратура была просто отвратительна. Мои успехи в работе никак не связаны с Иу4, оно должно гореть в аду)

  • Кто учится на РК6 и хочет стать программистом, тем советую побыстрее вкатиться в айти разработчиком на 3-4 курсе. Желательно до начала летней практики, которая после 3 курса проходит. Тратить много времени на учебу после 6 семестра смысла нет, главное нарабатывать опыт, это самое ценное для будущих выпускников. Оставаться на кафедре в магистратуре смысла тоже нет, лучше пойти куда-нибудь в более лайтовое место, где можно фуллтайм работать и при этом закрываться без долгов и академов. При этом обязательно учите английский до уровня В2-С1! Из мест работы - поначалу выбирайте крупные компании, а не стартапы и мелкие конторы. Яндекс, Сбер, Озон, Авито, Мейл ру, Huawei Research, Nvidia, Samsung Research. Стартапы стоит выбирать, если уже есть определенный опыт за плечами. Заниматься тематикой САПР смысла в РФ нет, так как работодателей всего 2-3 (Аскон, Т-FLEX, nanocad), платят там не очень, много легаси, не самые лучшие условия труда. Как появится достаточно опыта, пробуйте подаваться за рубеж. Кто уже к концу обучения чувствует достаточно сил (а это наверное человека 2-3 со всего потока) и хорошо знает английский, можете попробовать подаваться на new-grad позиции за рубеж.

  • В целом рекомендовал выпускникам смотреть на такое направление, как аналитика (хотя бы для старта). С одной стороны, это не завод с зарплатой 40к и черчением моделек (хотя это дело я люблю и оно в хобби), но и не программирование, куда войти с РК9 можно, но очевидно это будет сделать сложнее, чем выпускникам допустим РК6, ИУ, или Технопарка с профильным образованием. То есть не требуется каких то специальных знаний, только работающая голова и желание учиться новому. И в целом сейчас довольно много смежных специальностей на стыке разных направлений, по типу бизнес-аналитика, аналитика данных, менеджера проектов и тд. По данным направлениям довольно сложно найти профильное образование, хотя определенный запрос на рынке труда присутствует. Но и с другой стороны я также понимаю, что при прочих равных программист получает больше, иногда х2. Но тут опять же вопрос выбора и приоритетов, в планах получение магистерского диплома, после которого курсы по расширению специализации, скорее всего в области Python\SQL, также интересен Machine Learning, т.к. защищал диплом по нейронным сетям, и в целом именно с точки зрения программирования туда довольно низкий порог входа, и гораздо больше упор на математику (по отзывам знающих людей опять же). Хороший опрос, автору удачи!
    PS. Также надеюсь на некоторую конфиденциальность при обработке данных касаемо наименования организации, спасибо

  • Не занимайтесь самообманом! Если вам не нравится ваше направление, меняйте его в тот же момент. Ничего не бойтесь: в мире можно заниматься самыми интересными вещами.

  • Совет всем бакалаврам, планирующим поступать в магистратуру (мой опыт, возможно на других факультетах/кафедрах все иначе):
    Подойдите осознанно к выбору кафедры в магистратуре. Магистратура на другой кафедре/ факультете сделает вас более разносторонним и востребованным специалистом. Лично я продолжил обучение на той же кафедре, плыл по течению и меня это не парило. Учусь и учусь. Но получая диплом, я понял, что я просто потратил время и просидел ради корочки. Чего-то радикально нового я совсем не узнал, а углубился в то, с чем не хотел связывать жизнь

  • Советую тем, кто хочет стать хорошим спецом в IT пытаться попасть на основную программу в технопарк и добросовестно выполнять все задания

  • В бамке самый лучший профком ever! Очень благодарна за свою студенческую жизнь, за поддержку и за опыт взаимодействия в коллективе:)

  • Стоит менять формат обучения под современные реалии и не сохранять консервативный подход к образованию.

  • Инженерам моей специальности в России делать нечего.

  • Стоит уже в начале обучения понимать, что действительно нравится делать по жизни, что учить. И если не нравится сейчас, то бросить ко всем чертям и идти куда интереснее, может свое дело открыть. А то можно остаться совсем несчастным.

  • Начинайте работать как можно раньше, можете даже скатиться на 3. Ваш опыт важнее ваших оценок. Диплом будут смотреть если пойдете в какое-нибудь ФСБ. В остальных случаях всем плевать, что и как вы закончили. Важнее будут общетехнические специальности по типу деталей машин, сопромата, электротехники. Предметы по специальности слишком специфичны и вряд ли понадобятся даже если устроитесь по специальности, а также играет роль их устаревания.

  • Попробуйте поработать во время учёбы по специальности. Эта кроха опыта очень поможет в понимании, чего вы хотите добиться.

Выпускники 2021-2022 гг (1,5 - 0,5 года с момента выпуска)

  • Главное - иметь цель в жизни и заниматься самообразованием

  • Люблю бауманку всей душой, но программу и подход к образованию давно пора менять, внедрять больше РЕАЛЬНЫХ практик (а не напишите доклад для галочки), больше сотрудничать с крупными компаниями в том числе международными, внедрять практики командных проектов, давать больше гибкости и возможности выбирать направления, следить за качеством преподавателей. Каким бы заслуженным не был человек, когда препод засыпает на лекции читая материал с экрана это не уровень топового вуза. Образование — это Услуга и качество этой услуги должно соответствовать статусу вуза, сейчас это, к сожалению, не так

  • Я работаю на позиции Graduate Research Assistant параллельно с учебой в магистратуре по направлению «Биомеханика» в США, в университете Небраски, город Омаха. Плюсом университет оплачивает мое обучение. Жаль, что мало кто знает о таких возможностях, и жаль что нет никакой информации и поддержки в МГТУ для тех, кто хочет получить опыт обучения и работы за границей.

  • МГТУ ценю не за образование а за военную кафедру, которая дала почти халявный военный билет

  • Самые большие зп и всякие плюшки в ИТ сфере, лучше идти туда, если сердце лежит к кодингу

  • Обязательно НЕМНОГО поработать по специальности

  • "Считаю, что 6 лет обучения можно смело было сжать до 3-4 лет."

  • Почти на всех гос предприятиях ЗП около 45-50 тысяч, на которые невозможно существовать, отчего 90% людей уходит в IT и продажи. Причем на гос. предприятиях в основном занимаются фигней. Частные конторы занимаются либо продажей, либо ремонтом (в лучшем случае). Так что ситуация в гидравлике довольно печальная. Вымирающая отрасль, я бы сказал. А над преподскими ЗП в МГТУ вообще можно от души поржать, при этом высшее руководство вуза утверждает, что за оградой толпы людей, жаждущих прийти на место нынешних бедолаг, просто тьма. В общем и целом можно утверждать, что вообще руководство в целом не понимает, что у нас в стране вроде как рыночная экономика, и, если нет денег, то нет и людей, без всяких сантиментов. Хорошо говорить о патриотизме и любви к Родине, когда тебя возит водитель на машине класса люкс и имеется свое жилье и тд... И есть еще много чего интересного, но кому какое дело, ведь все боятся потерять свое тепленькое место. Улыбаемся и машем.

  • Зарплаты области очень разнятся с Москвой, почти раза в 3.

  • Сейчас в целом в стране очень всё плохо с образованием и работой по техническим специальностям (ну, кроме IT, конечно же)

  • Огромная часть того, что преподавалось на кафедре, в работе необходимо.

  • Спасибо за работу по сбору информации, надеюсь это позволит улучшить качество работы МГТУ и помочь его студентам и преподавателям

  • Как можно раньше пойти работать. Диплом — это хорошо, но 90% работодателей сквозь диплом будут смотреть на опыт работы, знания и ваши личностные качества

  • Технопарк делает из бауманцев людей·       

  • Было бы классно разделить помощь Бауманки в учебе и жизни. В работе не то чтобы сильно помогла, но о поступлении не жалею:)

  • Спасибо большое университету

Комментарии (54)


  1. Earthsea
    23.07.2023 23:21
    +4

    Обучение на Энерго было ошибкой

    Вот это прямо в точку. Сам я определялся с выбором профессии в самом начале 2000х, тогда казалось что электричество и энергия будут всегда и везде. А по факту ЗП инженера меньше, чем у администратора в Красном и Белом. И уровень проектов в России и за границей слишком разный, чтобы быть там конкурентноспособным.


    1. NP447
      23.07.2023 23:21

      Востребованность продуктов и услуг конкретной отрасли или специальности, и востребованность и цена труда в этой отрасли/специальности, это разные вещи, два разных рынка по сути. И хорошо, если для понимания этого уходит несколько лет, а не вся жизнь.


  1. Vsevo10d
    23.07.2023 23:21
    +28

    1) Кучка anecdotal evidence'ов на фоне того, что выпуск - это сотни человек, нерелевантна ничему;

    2) Субъективное мнение студента ничего не говорит о том, насколько сам человек адекватен в своих оценках;

    3) Без привязки к конкретным кафедрам и специальностям отзывы типа "Бауманка говно", "Не рекомендую", "Не работаю по специальности" почти бессмысленны;

    4) Несоответствие ожиданий человека от сути специальности и ее преподавания и несоответствие полученной специальности конъюнктуре рынка - две большие разницы.

    Могу сказать про себя (не Бауманка). Выпуск 2010. В вузе разруха. Учился на одной из самых убогих по оснащению кафедр. Здание института почти попало под рейдерский захват старика Батурина. Преподаватели 15%/70%/15% золотые люди/безликая моль/свирепые мудаки. Пошел работать не по специальности. Из полученных знаний пригодилось лишь общее инженерное мышление и умение ориентироваться в естественных науках. Навсегда запомнил +10 С в лабораториях кафедры зимой и пять способов перемещения файла в корзину.

    И что? Спустя 13 лет я узнаю от чиновника минпромторга, что данный вуз имеет одну из ведущих площадок для разработки и вывода в производство новых фармпрепаратов. А я исходя из своего опыта тоже мог бы строчить каментики "не идите туда".

    Да, кстати, я повидал выпускников вузов моего профиля, приходивших делать магистерскую работу, и все после выпуска занимались какой-то чушью - репетиторы, тату-мастера, продавцы чая. Мнение таких людей при оценке полезности образования я учитывал бы в последнейшую очередь.


    1. Goupil
      23.07.2023 23:21
      +2

      Я учился в одном из головных и старейших вузов страны, и наблюдал все тоже самое, от процентного состава преподавательского состава до температуры помещений.

      Сейчас ВУЗ надувает щеки, хотя из международного рейтинга выключен, и не так уж и несправедливо.


      1. titovmaxim
        23.07.2023 23:21
        +4

        Абсолютно согласен. Почти 30 лет назад звали туда учиться, после результатов олимпиад. Не поехал, чему несказанно рад. В этом году имел удовольствие собеседовать 3 человека из данного вуза по IT профилю. Результаты такие же, как у выпускников ИТМО. Такие же, как после любого ВУЗа. Если человек умен, ВУЗ ему поможет (немного). Не более того. Сын сейчас учится в другом, тоже не безызвестном заведении. Я даже не берусь оценивать - сам плюется.


        1. Didimus
          23.07.2023 23:21
          +2

          На Физтехе висело объявление: кто не прошёл по результатам вступительных, того принимают в Бауманку без экзаменов. Году в 97-м


    1. baldr
      23.07.2023 23:21
      +1

      Не знаю в каком ВУЗе вы учились, но по описанию - 100% мой, хотя вряд ли (нижегородский политех, выпуск 2005).


    1. Dmitri7500 Автор
      23.07.2023 23:21

      1) Возможно я не очень очевидно написал, что приведенный пост - это мнения, которые были оставлены по желанию в опросе более чем на 2000 человек. Да, их не очень много относительно всех выпускников и данные мнения не отражают процентные соотношения мнений выпускников, но тут, как в книге отзывов, пишут единицы из тех, кому есть что сказать.

      2) Не понимаю почему претензия к субъективности. Да здесь набор частных субъективных мнений. Это как в известном анекдоте:

      - Специалисты заявляют, что люди стали жить лучше.

      - Но люди заявляют обратное.

      - Так они не специалисты;)

      На какие данные тогда стоит обращать внимание?

      3) Согласен, без привязки к конкреным кафедрам общие заявления про весь вуз являются ещё более субъективными. А кстати, почему приведены только негативные примеры, как бессмыленные?) Там ведь были и хвалебные общие отзывы и такие отзывы уже осмысленны?

      4) Согласен. Это как раз предмет для работы с людьми, чтобы не было обманутых ожиданий ни в плане качества преподавания, ни соответствию образования текущим реалиям или необходимости знаний для рынка труда.

      Я рад, что появляются новые лаборатории в вузах и в Бауманке в том числе они появляются. Если интересно моё мнение, выпускника МГТУ 16го года, то люди ценнее площадей, станков и иного оборудования и если есть классная лаборатория, но в ней препод ничего не может толком объяснить и просит читать методичку, то никакая лаборатория не поможет, хотя без неё тоже худо будет. Вот и в мнениях основная часть людей не пишет про оборудование, речь либо о людях, либо о системе.

      У меня есть частный и субъективный пример из 18го года, как преподаватель, который был очень толковым и уважаем студентами был вынужден уйти, потому что работал в МГТУ на 1/4 ставки из-за основной работы в своём НИИ, а среднюю зарплату в вузе решили увеличивать за счет распределения этих часов преподавания между коллегами. Вот из подобных частных и очень субъективных мнений и состоит этот пост (не опрос!), которые не отражают всей палитры ситуаций, но подсвечивают некоторые моменты. Я бы сказал, что подобный пост скорее повод для разговора или просто пища для размышления.

      Было написано, что мнение условных продавцов чая не стоит учитывать, а, как мне кажется(!), они своим образованием наоборот должны чаще гордиться, так как не знают о своих пробелах в знаниях. Я сам пошёл в сферу близкую к специальности (закончил в 16 году ракетостроение, а ушёл в авиацию) и многие мои одногруппники пошли работать близко к специальности и часто от них слышал, что Бауманка, мягко говоря, не очень (опять же кучка субъективных мнений).

      Писал в других постах и здесь повторюсь, что считаю МГТУ им.Н.Э.Баумана одним из лучших технических вузов России, но это не значит, что все выпускники Бауманки должны обожать сложившуюся систему образования. Критика - это наоборот часто выражение любви, желание, чтобы что-то ценное стало лучше, в опросе всё-таки 76% участников сказали, что благодарны вузу за образование.


  1. splatt
    23.07.2023 23:21
    -3

    Содержание и методология проведения соц. опроса в целом соответствует уровню "образования" в Бауманке (и любом подобном "высшем" "учебном" "заведении" в РФ).


    1. Dmitri7500 Автор
      23.07.2023 23:21
      +9

      Добрый день.

      Немного оправдаюсь за опрос, который я практически в одиночку проводил (иногда помогали размещением опроса в группах ВК за что очень благодарен). Да, проведение опроса через рассылку 6000 сообщений в вк - это не самый правильный социологический метод, но как иначе я его мог провести, если нет ни телефонных баз, ни каких других данных выпускников вуза. А так было собрано более 2000 чем не каждый соцопрос может похвастаться.

      В чём конкретно претензия к опросу?


      1. Moskus
        23.07.2023 23:21

        Претензии к опросу веткой выше описал@Vsevo10d.


        1. Dmitri7500 Автор
          23.07.2023 23:21

          Это претензии к пожеланиям, которые оставило менее 10% от участников опроса. Опрос сам прошёл более чем на 2000 человек, где да, куча отдельных субъективных мнений. Если опросом называть приведенные высказывания и пожелания некоторых выпускников, то к ним стоит относиться, как к отзывам под каким-нибудь товаром, где нельзя понять насколько сильно повезёт с товаром, но можно прочитать кого что устриоло или не устроило.


          1. Moskus
            23.07.2023 23:21

            Вы, надеюсь, понимаете (вроде бы это достаточно очевидно), что с точки зрения статистический и социологической ценности, это просто салат, который будет выглядеть приблизительно одинаково для любого подобного "опроса", отражая непонятно что в непонятно каких условиях? Этот опрос отвечает на вопрос "как бывает" (вы сами это признаёте), из этого практически невозможно сделать какой-то вывод.


            1. Dmitri7500 Автор
              23.07.2023 23:21

              Я просто прошу разделять опрос и данные пожелания/мнения опубликованные в посте. Если речь всё-таки о опросе, то пока не понимаю какие именно к нему предъявляются претензии. Если речь только об этой публикации с мнениями, то да, речь о том как бывает. Здесь напечатаны разные рекомендации, к которым можно прислушаться, а можно пропустить мимо.


              1. Moskus
                23.07.2023 23:21

                Методология опроса ведёт к тому результату, который получился. Они методологически неразделимы. И вы этого не понимаете.


                1. Dmitri7500 Автор
                  23.07.2023 23:21
                  +1

                  А как понять, что именно не так в методолгии, если ни разу не были озвучены претензии к опросу? Претензии в ветке выше относятся к пожеланиям и мнениям, которые шли приложением к опросу.

                  Я согласен, что приведённые мнения не дают чёткой картины, а представляют сотню случайных мыслей, которые дают повод для дальнейшего диалога, чем почва для целостных выводов. Но я так и не понял сумел ли я довести, что был основной опрос, который можно за многое покритиковать, но критику к нему здесь я не увидел.


  1. nulovkin
    23.07.2023 23:21
    +1

    Большое спасибо за это исследование, очень много ценных мыслей.
    Я 1 год как выпустился из МИРЭА. Год работаю по около-специальности (делать платы не хочу, хочу сайты стругать). Жалею, что не начал на первом курсе.
    Похоже, ничего не зависит от вуза, ты учишься сам. Люди, которые за полгода окончили курсы, когда я поступал, сейчас уже тимлидами работают.


    1. Karlson_rwa
      23.07.2023 23:21

      Факультет, кафедра? Как там Кудж и товарищи?


      1. nulovkin
        23.07.2023 23:21

        ИТ, ИВТ. Как и всегда. Ремонт вот сделали крутой.


  1. V_asily
    23.07.2023 23:21
    +5

    Да это про любой вуз так написать можно....


    1. Dmitri7500 Автор
      23.07.2023 23:21
      +1

      Согласен. Сам учился в Бауманке и считаю этот вуз одним из лучших в России, во многих других вузах, полагаю, хуже, но опрос проходил среди бауманцев и они высказались вот так.


  1. JoshMil
    23.07.2023 23:21

    Очень странные мнения. Бигдата и нейросети это просто технологии, каждый день приходят новые. Пусть даже и не всегда такие значительные.

    Осваивать их на практике нужно не в вузе. В вузе нужно разбирать как они работают, но в данном случае это очень узкая специальность - как можно ее отнести к работе всего ВУЗа?

    Образование нужно каккультура погружения в человеческий опыт. Для знакомства с ним и базового прокачивание чтруктур мозга для поддержки сложных моделей. А уж как его применять - дело десятое. Вуз не должен иметь в программе ничего что определяло бы такой выбор. Пусть технарь идёт в медицину. Сегодня это наоборот - хорошо.


    1. Breathe_the_pressure
      23.07.2023 23:21
      +3

      А что тогда изучать в Вузе? Древние технологии я уже наизучал, спасибо. Лучше уж изучать современное, но у Вуза как правило нет\мало преподавателей по этой теме. А предложенные древности никому нафиг не сдались, в том числе и работодателям.

      В зарубежных вузах ставят практику на первое место, а мы всё структуры мозга прокачиваем.


      1. JoshMil
        23.07.2023 23:21

        В вузе надо изучать общие принципы.

        Скажем, в вузе вы изучаете работу разнообразных протоколов передачи данных, их генезис, разнообразные принципы. А потом, после ВУЗа, самостоятельно пополняете свой багаж знаний новыми вариантами их развития. Примерно так.


      1. Didimus
        23.07.2023 23:21
        +2

        Если что, нейросети это тоже технологии древних


        1. SerjV
          23.07.2023 23:21

          Угу. В одном из математических курсов их изучали и еще хихикали на счёт "искусственных мозгов". А оно ж вона как вышло...


  1. csharpreader
    23.07.2023 23:21
    +7

    Интересна поколенческая деградация отзывов.
    У старичков – самые глубокие и меткие мысли. Хотя отзывы короткие.
    Дальше – пустое многословие.


    1. Didimus
      23.07.2023 23:21

      Зато крутые челики!


  1. zodchiy
    23.07.2023 23:21
    +3

    Два раза нанимал выпускников данного вуза на позиции разработчика.

    Собеседование у меня простое - что делал, что знаешь, что нравится делать, мы делаем вот это (простая автоматизация бизнеса - рабочее место менеджера, отчетность и аналитика), будешь делать?

    Оба согласились (приходили с разницей в год), вышли на работу. Дал задачу. Сиди думай как решить, задавай вопросы, чем больше вопросов тем лучше, в ответ - угу. Каждый день подхожу, спрашиваю, есть вопросы по задаче, по стэку, вообще по работе, каждый день ответ - вопросов нет.

    Через две недели - я увольняюсь. Что это было, хз, зачем приходили, что не понравилось. Выпускники 08-10 годов.


    1. csharpreader
      23.07.2023 23:21
      +3

      У нас один такой (этих же годов примерно) с интересом послушал рассказ, почему трава зелёная (он реально не знал) и пытался прилепить магнитик на гипсокартон («Он же тоже белый, как холодильник»).


    1. Denius
      23.07.2023 23:21
      +1

      Не думаю, что это как-то связано с ВУЗом. У меня коллега бывший и приятель нынешний умудрялся замучать вопросами. Мы с ним примерно одного возраста и оба из бауманки. А вот я не люблю задавать вопросы, пока не погружусь в проект, процессы и так далее. Потому что с вопросами хочется уже приносить и свою экспертизу.

      И да, чаще всего двух недель хватает, чтобы понять, хочется продолжать работать на данном месте или нет. И часто "не хочется" не применительно к проекту, а комплексно: проект+коллектив+бытовые вопросы+дорога до работы+....


  1. javalin
    23.07.2023 23:21
    +8

    17 — 28 лет с момента выпуска

    Вернуть, убрать, внедрить, выгонять.

    Раньше было лучше..

    Работая не по специальности, научат учиться, сам диплом очень высоко котируется, расширяйте матрицу коммуникаций и связей

    Главное не где ты учишься, а с кем ты учишься. Кого будут брать на работу министры и вожди, после того, как закончатся родственники? Правильно, бывших сокурсников!

    12 – 16 лет с момента выпуска

    Важно ещё во время учёбы получить хотя бы небольшой опыт работы, знание Экселя все еще актуально и незаменимо, побольше практики, ищите новый полезный опыт, не зацикливайтесь на догмах, глупых мнениях

    Что сам выучил, то и твое..

    10 – 11 лет с момента выпуска

    Отличная школа жизни, два года не работаю по специальности и это прекрасно, необходимо помогать выпускникам, благодарен за опыт самообучения и выкручивания из сложных ситуаций.

    Научился давать взятки, сильно помогает в реальной жизни.

    8 – 9 лет с момента выпуска

    Больше прикладных задач в ущерб теории, оценка не показатель знаний, не зацикливаться на российском рынке труда, уезжайте из РФ, работал на стороне - инженер-гидравлик - ящики деревянные колотил

    Социальный лифт уже не работает, ехайте где лучше плотят.

    7 - 6 лет с момента выпуска

    По специальности не работает, зарплата мизерная, обновить программы, образование — это не про знания, начинайте работать до окончания, выбирайте специальности востребованные за рубежом, обязательно проходить стажировки/практики, факультет и ВУЗ помогут вам на начальном этапе когда трудно оценить вас по нулевому опыту работы, старайтесь находить какую-нибудь работу/стажировку, стажировка в крупной компании во упростила трудоустройство.

    Уже нет разницы где учишься..

    5 - 2 с момента выпуска

    Идите в ИТ, учиться классно но необязательно, обучение было ошибкой как и пойти в магистратуру, пробуйте себя в айти/финансах, саморазвивайтесь, забейте на учебу, гендерная дискриминация в госструктурах, с 1-3 курса ищите работу, никто не хотел брать специалиста без опыта, начинайте работать ещё в процессе обучения, ищите работу до выпуска, большая часть ушла в IT, я продюсер блогеров и инстаграме, менять формат обучения, инженерам в России делать нечего, всем плевать, что и как вы закончили.

    Лучше опыт работы, чем учеба. Но свалить проще с дипломом.

    1,5 - 0,5 года с момента выпуска

    Заниматься самообразованием, подход к образованию давно пора менять, МГТУ ценю за военную кафедру, зп и всякие плюшки в ИТ, над преподскими ЗП в МГТУ вообще можно от души поржать, зарплаты области очень разнятся с Москвой,  в стране очень всё плохо с образованием и работой, 90% работодателей сквозь диплом будут смотреть на опыт работы, в работе не то чтобы сильно помогла, спасибо большое.

    Ну что можно сказать о университете.. да ничего.. "спасибо за почти халявный военный билет".

    Резюмируя. Учат учится. Раньше давала связи. Потом давала знания. Потом не актуальные знания. Потом ненужные знания. Потом, спасибо хоть от армии отмазала. Все идите в IT, получайте стаж до окончания учебы. Уезжайте с России, потом можете вернуться.

    И немного - идите в бизнес, родитесь в богатой семье, будьте здоровыми и не болейте.


  1. Denius
    23.07.2023 23:21
    +1

    На самом деле многие пункты подходят, многие не подходят, многие из одного временного интервала можно перенести в другой. Тут больше личное восприятие человека, который отвечал, как мне кажется.

    Диплом ВУЗа да, ценится, но не то, чтобы прям. Сейчас вообще на собесе про диплом не спрашивают. Да, HR его видит, но по факту все зависит от знаний, а не от диплома. Есть - и это главное.

    По себе, учился на АК (Аэрокосмический, 93-99г.г.). Работать пошел в НИИ Минатома, близко по профессии системы управления, но другими объектами. Спрашивается, а чего не сразу было пойти на профильный факультет? Да вообще хотел программировать со школы, и в итоге на АК лучше мозги запудрили. Проходного бала хватало. А вот после учебы так исторически сложилось, что уже работал в НИИ Минатома, но дизайнером печатной продукции, получил диплом и перешел в инженерный отдел. Чрез несколько лет ушел в отдел, где занимались разработкой. Ну и с тех пор уже совсем не по специальности.

    По поводу, что в МГТУ учат учиться. Наверное соглашусь, но не полностью. Кто не хочет, тот ничему не научится в принципе. А вот что у нас преподы часто забивали на обучение просто говоря, что они хотят от нас увидеть на защите курсовой или еще на каком экзамене - это да. Приходилось порой побегать по библиотекам в поисках материала.

    Сейчас знаю, что в "бауманке" хорошо обучают программированию, мой бывший руководитель там преподает, много возможностей для повышения опыта и дальнейшего трудоустройства. Но что по другим направлениям не знаю. В любом случае МГТУ - ведущий ВУЗ страны.

    Ну и что точно: выпускники МГТУ друга друга воспринимают как-то слегка иначе. Даже если и не делают на этом акцент, но все равно друг для друга уже "бауманцы". Правда это почти ни на что не влияет. Нет такого, как в штатах "а, мы из одного кампуса, были в одной альфа-гамма-тетта, всегда тебе помогу с работой, обращайся". Хотя тоже не факт, что у них там в реальной жизни так, это больше из фильмов.


    1. Moskus
      23.07.2023 23:21
      +1

      По поводу, что в МГТУ учат учиться.

      Любопытно, что конкретно вы подразумеваете под этим "учат"? Потому что я сколько ни спрашивал, никто никогда не смог объяснить, кто и как этому "учит". А по попыткам объяснить обычно получается, что нифига никто этому не учит, а просто ставят в ситуацию, где или ты сам как-то изобретёшь веслосипед, как же надо учиться, или не изобретёшь, и тебя, возможно, выгонят. Вот и у вас из последующего абзаца получается именно такая картина.

      Бросание в воду неумеющего плавать за обучение плавать не считается, это, в лучшем случае, "заставить научиться самому под страхом чего-либо" (нахлебаться воды - в случае плавания, оказаться исключенным из ВУЗа - в случае высшего образования).


      1. Denius
        23.07.2023 23:21

        Да, именно так, все верно, бросают в воду. В других ВУЗах в те годы, когда я учился, и этого не делали. Мои одноклассники, которые учились в других ВУЗах просто приносили мзду за экзамен или курсовик. У нас был только один препод, который пришел со словами, что ему ездить нас обучать накладно. У нас был парень - качок, который, кстати, тогда был при деньгах, веселый, улыбчивый, весело и улыбчиво ответил, что у нас по пути к остановке общественного транспорта есть прудик, где всегда можно искупаться тому, кто устал. Кстати, этот препод был один из самых клевых, к нему уважительно относились, и он был единственный, кто после защиты подошел к нам и поздравил не просто с защитой, а что теперь мы дипломированные специалисты, с большинством из которых он бы с радостью поучаствовал в совместной работе. Не знаю, насколько он хитрил, но приятно было очень.

        В остальном да, нас кидали решать вопросы самостоятельно. Притом очень часто решение нельзя было найти в доступной в библиотеке макулатуре. Приходилось лезть и искать, перебирать современную литературу, добывать что-то из иностранных источников (интернет в мое время был далеко не так доступен, как сейчас, и столько информации, как сейчас, не содержал). Что это как не учить учиться? Или должны были сказать что и где искать, прочитать лекцию, как попасть в Ленинку или еще куда пойти? Но ведь это ведение за ручку. Цимус же учить учиться через бросание в воду - это как раз дать возможность найти ответы самому, научиться их искать. Кстати, такой же подход сейчас встретил у работодателя, который на время испытательного срока ставил задачи от HR, ответов на которые не было, находить информацию надо было самому. У меня проблем не возникало, но судя по внутреннему комьюнити, где обсуждали многие вопросы этого самого обучения, поиск давался далеко не всем.


        1. Moskus
          23.07.2023 23:21

          Я не зря привёл достаточно корректную аналогию с обучением плаванию, потому что про плавание совершенно точно известно, что можно действительно учить, а можно тупо бросить в воду. И результат от обучения получается систематически более качественным и воспроизводимым. При этом выигрывают и те, у кого способности к этому высокие, и те, у кого они пониже.

          В смысле обучения техникам эффективной учёбы - то же самое, это не требует много дополнительного времени. Ведение конспектов, упоминание той или иной литературы, и так далее. Но судя по вашему "водить за ручку", вы просто очередной поклонник практики "в гамаке и стоя", то есть считаете, что чем геморройнее процесс, тем он лучше. Что, опять же, демонстрируемо не так. Это довольно традиционный "культ страданий и преодоления".

          Хотя в относительных величинах, действительно, отсутствие всякой помощи и требовательность лучше чем отсутствие помощи и отсутствие требовательности. Главное, чтобы требовательность, при этом, была в отношении реально нужных вещей, а не какой-нибудь формальной хрени. Впрочем, это всё равно не тянет на "учить учиться", тянет на "заставить самому научиться, как учиться".


      1. Kanut
        23.07.2023 23:21

        Любопытно, что конкретно вы подразумеваете под этим "учат"?

        Сначала тебе дают всю необходимую информацию.


        Потом тебе дают часть необходимой информации и список источников где можно найти недостающее.


        Потом тебе дают часть информации, список источников для ещё части информации а остальное ищи как хочешь.


        Чем дальше тем это "ищи как хочешь" занимает всё больший и больший объём. В какой-то момент без этого "ищи как хочешь" сдать экзамены становится невозможно.


        Примерно так учили у нас.


        1. Moskus
          23.07.2023 23:21

          Если у вас это был действительно столько постепенный развивающийся процесс, вам сильно повезло. Это сравнительно уникальная ситуация, на самом деле.


          1. Kanut
            23.07.2023 23:21

            Мне немного повезло учиться не в России. И тут это не повсеместно конечно, но вполне себе встречается. Местами даже в школах.


            1. Moskus
              23.07.2023 23:21

              Собственно, мой вопрос был как раз о том, как это видят фанаты (или жертвы post-purchase justification) "знаменитого советского образования", страдающие от не всегда обоснованной ошибки выжившего. Так что вы, скорее, доказываете мой тезис.


              1. Kanut
                23.07.2023 23:21

                Ну в России я тоже немного поучился. Два курса в ЛЭТИ. Если честно, то даже не знаю как это сравнивать...

                Правда я в 90-х учился. Тогда всё сложно было.


                1. Moskus
                  23.07.2023 23:21
                  +1

                  Я недолго преподавал сам формально, много - неформально (обучение на рабочем месте, всё это - не в России), а также изучал самостоятельно когнитивные процессы. Так вот я не открою секрет (это, в общем, до меня куда более умные люди типа Пиаже вывели), когда скажу, что в ВУЗе учить когнитивным навыкам - поздно. Не совсем бесполезно, конечно, но толку на порядок меньше, чем в начальной и средней школе. Это где-то как учиться водить машину в шестнадцать и в сорок пять.


                  1. Kanut
                    23.07.2023 23:21

                    Таким вещам однозначно лучше учить уже в школе.И по идее даже в мои времена это рудиментарно присутствовало. Как минимум формально должно было.

                    Но в принципе в ВУЗе ещё можно этому научиться.


  1. averkij
    23.07.2023 23:21

    С ностальгией вспоминаю учебу в Бауманском.


    Оканчивал ФН (прикладная математика), работаю, как и многие одногруппники, программистом. После учёбы осталось несколько хороших друзей. Это, пожалуй, самое ценное, что осталось после учёбы.


    Из предметов самые полезные, наверное, были на первых курсах, что-то из этого изредка может пригодиться на текущей работе.


  1. Azimut99
    23.07.2023 23:21
    +1

    Государство в лице ВУЗов должно более ответственно походить к подготовке специалистов. Количество бюджетных мест должно соответствовать востребованности специалистов в экономике страны.

    Возможно, для бюджетных мест, будет необходимо ввести после окончание ВУЗа распределение и отработку в течение 3-х лет, как было в советское время. Не хочешь отрабатывать - не надо, но тогда должен компенсировать и вернуть государству оплату за обучение по расценкам платного обучения.

    Те, кто сразу обучался на платном, тех распределение и отработка не касается.


    1. Moskus
      23.07.2023 23:21

      Возможно, для бюджетных мест, будет необходимо ввести после окончание ВУЗа распределение и отработку в течение 3-х лет, как было в советское время.

      Необходимо - для решения какой конкретной задачи, выгодной для кого и каким образом? Анализ реальной, практической (а не выдуманной) пользы от существовавшей практики распределения - где?


      1. sepetov
        23.07.2023 23:21

        Для решения одной-единственной задачи - трудоустройства. Но тут палка о двух концах: с одной стороны выпускники однозначно получат работу и опыт по специальности, а с другой - принудиловка опять закончится выполнением показателей ради галочки для тех, кто ответственный за это распределение.

        P. S. Не назову себя сторонником распределения, но сам бы после вуза от него не отказался. Хотя бы эту работу попробовал. Мне до сих пор обидно, что столько лет обучался на интересной для меня специальности, но ни разу не попал даже на собеседование. Вот и гадаю теперь - это упущенная возможность, или везение? Каково это вообще в геофизике работать?


        1. SerjV
          23.07.2023 23:21
          +1

          а с другой - принудиловка опять закончится выполнением показателей ради галочки для тех, кто ответственный за это распределение.

          И дешевой крепостной рабсилой для некоторых работодателей, к которым за те деньги, которые они готовый платить, по другому идти не хотят.

          И заодно, не надо путать формальный стаж с опытом работы. А то с опытом работы как в см. выше случае - всё равно никто не возьмёт потом точно так же и по тем же причинам, как и просто после диплома.

          но сам бы после вуза от него не отказался.

          А вот в добровольном порядке - это пожалуйста. Хотите - ищите работу сами, а хотите, чтобы вам её дали - соглашайтесь на лотерею.


        1. Moskus
          23.07.2023 23:21

          Интересно, что вы достаточно открыто признаёте, что поддерживаете это ради личной "выгоды" в форме того, что тех, кто учился непонятно чему или непонятно как, "спасут" от работы непонятно где, при этом о том, выигрывают ли от этого другие (у кого подобной проблемы нет), вы не рассматриваете.


          1. sepetov
            23.07.2023 23:21
            +1

            Вы чего это на меня наговариваете? Это неправда:

            Не назову себя сторонником распределения

            Вы на 180° исказили мой комментарий, нехорошо так.

            Ещё хуже проводить аналогию между отличниками и неучами, поступившими для откоса от армии и т. п. Я не вхожу в число "непонятно как" учащихся, как вы выразились.

            4.5 средний балл с акцентом на профильные дисциплины
            Учёба была искренне интересной
            Учёба была искренне интересной

            Ещё и на рабочую нефтяную специальность выучился.

            Тут вообще было бы грех с тройками учиться
            Руками же тоже нужно уметь работать, быть ближе к людям
            Руками же тоже нужно уметь работать, быть ближе к людям

            Нет ничего нелогичного в том, что мне жаль мои личные потраченные усилия. Нет ничего нелогичного в том, что я бы от такой помощи персонально мне не отказался.


            1. Moskus
              23.07.2023 23:21

              Не назову себя сторонником распределения, но сам бы после вуза от него не отказался.

              Это ваши слова. Какую ещё "аналогию" между отличниками и неучами? Я сказал, что распределение в его известной форме может быть выгодно неучам или тем, кто непонятно зачем пошел на ту или иную специальность, и крайне невыгодно тем, кто в эти категории не попадает. С точки зрения первых - конечно логично получить такую выгоду, с точки зрения вторых - не очень. Именно на это противоречие я указываю.


              1. sepetov
                23.07.2023 23:21

                @Moskus, я не верю, что вы не можете увидеть смысл моих слов даже после указания ключевой фразы. Моё критическое мнение о распределении не отличается от вашего ни на грамм и не противоречит ему:

                принудиловка опять закончится выполнением показателей ради галочки для тех, кто ответственный за это распределение

                Не назову себя сторонником распределения

                Какими ещё словами можно сформулировать то, что я против обязательного распределения? И это никак не отменяет того, что персонально для моей личности оно вполне могло быть выгодно, хотя я не отношусь ни к "неучам", ни к тем, кто "непонятно зачем". Я выбрал интересную для меня специальность, научился геофизическому моделированию, отдал учёбе много сил, но работу найти не смог. Для меня бы помощь в трудоустройстве 10 лет назад была бы очень кстати.

                P. S. В итоге в проигрыше именно отличник, который сам переучивается на ходу, за свой счёт навёрстывая упущенное время. Зато вуз стоит на позиции "мы научили учиться", которую мы, к слову, вместе не разделяем.


              1. sepetov
                23.07.2023 23:21

                Кстати, пару лет назад hh.ru начал показывать конкурс на вакансии и всё встало на свои места, почему ни я, ни почти все мои одногруппники не работают по специальности. Там конкурсы по 70-150 человек на место. И это рядовые в общем-то отечественные компании, а не престижные Шлюмберже или ХолиБёртон.

                Стажёр в Уфу

                Стажёр куда-то в ХМАО


  1. eStellar
    23.07.2023 23:21
    +1

    учился вот совсем в ином ВУЗе и даже из иной оперы. Большая часть отзывов, включая противоречащие друг другу, Будто о моём Альма-Матер. Думается мне что поменяй в заголовке название ВУЗа, мало что поменяется в тексте.