За картинку спасибо Кандинскому и Fusion Brain
За картинку спасибо Кандинскому и Fusion Brain

Дисклеймер 1. «Лаборатория свободного интернета» (iFreedomLab) не несет ответственности за мнения и высказывания, приведенные в цитатах и источниках, а также за их содержание. Словосочетание «скрытые»­ подписки» используется исключительно в контексте сомнительно полученных, на наш взгляд, подписок.

Дисклеймер 2. Это очень длинный пост

В чем была проблема прошлых кампаний против «скрытых» мобильных подписок? В том, что после таких кампаний операторы прикручивали эту активность, все мирно расходились, а подписки продолжались. Мы решили не оставлять тему без внимания и спустя два года решили проверить – что сейчас происходит в области подписочного хозяйства операторов, тем более что «Мегафон» сам напомнил о себе подпиской, неожиданно появившейся у друга нашего проекта

Поэтому мы решили вернуться к теме и обновить результаты прошлых расследований, так что встречайте наше новое расследование: мы пройдемся по следам «скрытых» мобильных подписок 2 года спустя.

Что произошло с 2021 года: Билайн и МТС прошли ребрендинг, а Тele2 обогнал Билайн по количеству абонентов. Тарифы на услуги мобильной связи выросли, но не так страшно, как многим казалось.

Напомним:

В апреле 2021 года мы, проект «Лаборатория свободного интернета» опубликовали наше первое расследование, посвященное «скрытым» мобильным подпискам оператора «Мегафон». После этого мы прошлись по всем мобильным операторам и выпустили серию расследований о «скрытых» мобильных подписках.

Как мы писали, легенда о «скрытых» мобильных подписках зиждилась на большом таком ките, что оператор тут совсем не причём, а все проблемы от коварных контент-провайдеров и партнеров, которые плохо себя ведут, используют всяческие серые схемы, чтобы стрясти с абонента денежку. Однако мы показали, что операторы, скажем так, не без греха. Более того, без их участия подписки вряд ли будут работать. 

Свежей тенденцией по состоянию на 2021 год было «случайное» подключение собственных сервисов операторов – не от контент-провайдеров, а которые они как бы делают сами и представляют пользователям на условиях подписки. Спойлер: теперь этот тренд, по всей видимости, набрал силу и уверенность. 

А еще – невероятное! – тогда, в 2021 году, МТС и вовсе отказался от «скрытых» мобильных подписок, но… читайте дальше!

Что вообще такое - скрытые мобильные подписки?

Давным давно, когда интернет на мобильном был немыслимой роскошью, появилась услуга мобильной подписки: за небольшую плату оператор присылал всякого полезного – прогнозы погоды, анекдоты, рецепты, были даже сервисы знакомств; и да, они работали. Контентом и технической стороной занимался не сам оператор, а партнерские сервисы.

Эпоха подписок была скоротечной: с появлением смартфонов и мобильного интернета получать анекдоты СМС-кой, да еще и платить за это, стало как-то странно. 

Подписки, однако, не умерли, а выродились в странноватый, как нам кажется, способ заработка. В некоторых случаях они появлялись у абонента внезапно и без его ведома, и высасывали содержимое мобильного счета до их обнаружения. Представители операторов разводил ручками и говорили «вы сами что-то не то нажали в интернете». Об этом мы много рассказывали в нашем цикле расследований «скрытых» мобильных подписок от 2021 года).

«Контент» этих подписок стал настолько смехотворным, что, по нашему мнению, никому бы и в голову не пришло платить за большую часть этого мусора. Хотя даже прекрасный и удивительный контент не в радость, если он подключился без согласия абонента. 

Как показали наши расследования, схема со скрытыми подписками состоит из четырех – пяти ключевых игроков.

 1.  Оператор связи: поддерживает техническую инфраструктуру и биллинг.

2.  Контент-провайдер: делает псевдо-контент.

3.  Партнерская программа, по нашим предположениям, организует коммуникацию и расчеты с «черными»­ веб-мастерами.

4.  Веб-мастеры: «льют траф на партнерки», иначе говоря – отлавливают абонентов и, используя приемы разных оттенков серого, «подписывают» этих абонентов на подписки.

Откуда они берут этот «траф» и как в него попадает абонент? Скрытые мобильные подписки – не единственный источник сомнительного заработка в Сети, есть ещё гемблинг, нелегальные лекарства, криптовалюты… Источник трафика – т.е. пользователей сети интернет – может быть разный: сайт, на который зашли с поиска, баннеры на посещаемом ресурсе и т.д. Много «интересного» происходит и в сфере мобильных приложений. 

Стоит сказать, что партнерские программы могут быть вполне легальными и не вызывать вопросов: любимый блогер запостил код на скидку в каком-то онлайн-магазине – выгодно и вам, и ему.

Разница между серо-черными схемами и белыми в том, что при нормальном развитии событий пользователь понимает, что происходит. Он заходит в рекомендованный блогером интернет-магазин, вводид код, оплачивает и получает заказанный товар.

В случае со скрытыми мобильными подписками против абонента действуют разные схемы, – от него всеми силам пытаются скрыть, что сейчас он заплатит деньги за сомнительный контент, причем будет платить ежедневно, пока не обнаружит «подписку». В ход идут описания условий подписки мелким шрифтом или серым по серому, использование кнопок «ОК»/Play/«Посмотреть» вместо более соответствующей ситуации «Заплатить», и даже такие откровенно сомнительные, как zero-click (нулевой клик, клик без активного нажатия пользователем). То есть в предыдущих случаях пользователю еще надо было что-то нажать, но при использовании против него zero-click достаточно зайти на сайт, пользуясь мобильным интернетом.  

5.  Ну и, конечно, абонент,  который обнаруживает пропажу денег на счету телефона.

В чем смысл такой многокомпонентной схемы?

Получается, что вроде как царь (оператор) хороший, и даже не бояре, а какая-то мелкая  сторонняя челядь твоит гнусь. 

Коротко

Расследование получилось длинное, поэтому для тех, кто хочет сэкономить время, пишем краткую выжимку.

Итак, подписки нами были замечены у всех операторов большой четверки, да-да, МТС, который от них отказался, по нашим ощущениям, вернулся к ним.

Спустя два года нам стал заметен перевес собственных подписок операторов, которые волшебно приклеиваются к счету абонента. Собственные подписки, конечно, выглядят чуть менее странными, чем «качественный контент» от «партнеров» aka «прогнозы погоды» по СМС и «продажа бесплатных видосов с ютуба», тем не менее, самая важная часть удовлетворенности клиента сервисом – чтобы подключение было добровольным. А с этим много вопросиков.

Партнерские программы не то чтобы совсем загнулись, но, цитируя неизвестного пользователя, «во были времена» (были и прошли).  Многие из них переключились на окучивание других стран, причем как СНГ, так и от России далеких, а то и других рынков: крипта, казино, лекарства и БАДы, – мир велик и прекрасен.

Новым способом отъема средств стала идея операторов сделать платным ранее бесплатные вещи типа раздачи Wi-Fi. Тут, конечно, хозяин – барин, но если уж бизнес заботится о клиенте хотя бы с половиной заявленного в рекламных кампаниях энтузиазма, то абонента об этом нужно предупреждать так, чтобы у него не оставалось никаких сомнений в том, что сейчас спишут бабло.

Итак, начнем с обзора происходящего в мобильных подписках у каждого из операторов большой четверки:

«Билайн»­

На главном сосредоточении билайновских дополнительных платных сервисов – beeonline.ru, где мы ранее нашли и проанализировали тысячи подписок – нас ждало прекрасное и удивительное: подписки отправлены в архив!

Простите, немного театральщины: реплика в сторону. А что имели в виду авторы под «это было славное приключение», говоря о платных контентных сервисах? ­Для кого славное? И в каком смысле?
Простите, немного театральщины: реплика в сторону. А что имели в виду авторы под «это было славное приключение», говоря о платных контентных сервисах? ­Для кого славное? И в каком смысле?

Итак, в  рабочем состоянии остались только «Знакомства и общение» и «Развлечения»­, полные платных сервисов по подписке, но они не подписки. А в отправленном в архив разделе «Подписки»­, между тем, числится всего 274 наименования, а в нашем расследовании около 2-х лет назад там было больше 3400.

Но, может, всё-таки со «скрытыми» подписками крупный оператор завязал?

Нет, увы и ах, по нашему мнению.

Жалобы на внезапные платные подписки от «Билайна»­ встречаются в соцмедиа до самых последних дней.

Пользователи в соцмедиа постоянно пишут про всё уже такое знакомое:

Немного про Эро… («Билайн»­ и «Темафон»­ прилагаются)

Вот к примеру свежий отзыв 19 мая – пожилой родственник автора получил подписку с пикантным названием «Эромикс», и это при подключенном и нулевом контентном счёте­.

Незамысловатый гуглеж тут же показывает нам отзыв 22 мая о получении такой же подписки внезапно для пользователя (в целом конгломерате других, кстати). 

А вот на «Эромикс» подписался роутер в апреле. ­ 

А тут целое отбсуждение на тему «Эромикса» от благодарных абонентов «Билайна»­, как раз очень оживленное в мае 2023.

В ходе того же гуглежа мы находим и сам сервис «Эромикс» на мобильном домене­  Билайна – https://mob.beeline.ru/subs/eromix/. Для подключения нам предлагается авторизоваться – и для этого пользователя перекидывает на домен … https://auth.temafon.ru/. Т.е. контент-провайдера «Темафон» – многолетнего и неизменного партнера «­Вымпелкома» по бизнесу внезапного платного контента! Мы много о нём рассказывали в нашем расследовании два года назад. Сотрудничество с этой компанией не только плодотворно для «Билайна», но и привело головной холдинг Veon и лично Михаила Фридмана к крупному ­криминальному скандалу в Европе.

Очень трогательно выглядит предупреждение об обработке персональных данных – ответственность за это берет на себя ПАО «Вымпелком-Коммуникации»­. Но да, на домене «Темафона».
Очень трогательно выглядит предупреждение об обработке персональных данных – ответственность за это берет на себя ПАО «Вымпелком-Коммуникации»­. Но да, на домене «Темафона».

Кроме того, прямо согласно букве закона «Эромикс» имеет пользовательское соглашение (актуализированное на 2023 год!), где организатором сервиса называется ПАО «ВымпелКом», а все обращения, предложения и претензии пользователей и запросы властей принимает электронный адрес ff_req@temafon.ru – т.е. «Темафон». И ещё персональные данные пользователя могут быть переданы ЗАО «Тематика» и ЗАО «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав». Вооот такой симбиоз и степени смешения.

И кстати, короткий номер, указанный в пользовательском соглашении, невозможно найти ни в собственном сервисе проверки контент-провайдеров «Билайна»­, ни сам «Эромикс» в списке сервисов и подписок на beeonline.ru.­ Что, впрочем, не стало для нас новостью – с таким положением дел у этого оператора мы познакомились еще в 2021 году.

Таким вот нехитрым образом за 10 минут мы выяснили, что все старые добрые схемы с нежданными платными подписками от «Билайна»­ и его многолетнего партнера «Темафона»­ живы, здоровы и в очень активном поиске новых абонентов.

При этом, отметим, в конце 2021 года компания «представила обновленный бренд»­ и попросила ее любить и жаловать как билайн (с маленькой буквы и без кавычек), а также анонсировала, что теперь в центре её внимания – абонент, что отражено в новом слогане «На твоей стороне».­

Однако мы на стороне клиента по-прежнему видим «скрытые» подписки.

Итак, у Билайна не изменилось ни-че-го, на наш взгляд.

Tele2

Tele2 в 2021 году нам запомнился самым масштабным участием в деле «скрытых» подписок и невероятно «творческим»­ их осмыслением. Компания, по нашему мнению, использовала множество ходов для того, чтобы не называть подписки «подписками»,­ и применяла удивительные схемы для получения прибыли за дополнительные услуги. А абоненты Tele2 были частыми авторами многочисленных жалоб в социальных медиа на «скрытые» подписки. 

Ну что ж, посмотрим что что происходит спустя 2 года.

Нежданные подписочные радости

Соцмедиа свидетельствуют: абоненты Tele2 исправно находят у себя «скрытые» подписки до самых последних дней. 

Все схемы появления нежданных платных услуг на месте:

Экосистема подписок

Напомним, Tele2 давно и активно развивала экосистему собственных дополнительных платных услуг. Организована она была, как нам показалось, настолько нетривиально, что мы посвятили ей львиную долю нашего расследования в 2021 году и подробно рассказывали об этом (насколько подробно можно рассказывать о хаосе (по нашему мнению)). 

Что же там происходит в 2023? 

Экосистема жива и, судя по всему, никак особенно не изменилась. Всё как раньше: все предлагаемые компанией дополнительные платные сервисы – это удивительные наборы всего на свете в самых разных неожиданных местах. В общем, выглядит экосистема дополнительных сервисов, как нам кажется, всё так же странно, как и в 2021. Все смешано, логика предложения услуг не просматривается, а работоспособность сервисов вызывает у нас вопросы.

Напомним, – общее количество подписок, даже вполне себе официальных дополнительных услуг – это почему-то секретная информация в Tele2. Однако по распространенной практике каждая подписка обычно привязана к короткому номеру, с помощью которого происходит подключение/отключение услуги. Cписок таких коротких номеров с помощью смекалки можно извлечь, что мы проделали и в нашем прошлом расследовании, и повторили сейчас для этого обзора.

Итого, подписок с прикрепленными короткими номерами у Tele2 в 2023 году оказалось 4496 (против 4510 в 2021 году). Посмотреть на список вы можете тут

Конечно, не все из них, как и в прошлый раз, «скрытые» мобильные подписки. Есть номера экстренных служб, номера, зарезервированные под корпоративные сервисы, номера для сбора пожертвований благотворительным организациям. Тем не менее, большую часть списка формируют малопонятные для нас услуги типа «Информационно-Развлекательная услуга «Рустави» или «Информационно-Развлекательная услуга «Рек. Гиннесса (Tele2-тема)» (за 2 рубля в сутки). Найти где-либо описание – что именно абонент получает за эти 2 рубля – нам не удалось:

нажали "Нет"
нажали "Нет"

Контент-провайдеры

У каждой подписки в списке указан ее организатор, то есть компания, отвечающая за предоставление услуги по этому номеру. Как мы уже упоминали, какие-то номера используют банки, какие-то экстренные службы, но львиная доля в списке – это так называемые «контент-провайдеры». т.е. компании, которые отвечают за создание контента для абонента – составляют те самые гороскопы, викторины, подборки пейзажей, прочие новости спорта и что-то, что абонент получит по 491252 как «Рустави»­. На первый взгляд таких контент-провайдеров довольно много – «ИММО», «А1 Системс», «Аффимоб», «СФ Лабс» и т.д. и т.п. 

Мы решили внимательнее посмотреть, что это за компании такие, и при более пристальном рассмотрении между ними начали прорисовываться близкие связи. 

Интересная информация попалась нам при изучении ООО «СФ Лабс», производителя подписок типа «Информационно-Развлекательная услуга «New24video.com» (сайт с унылыми, как нам кажется, видео без каких-либо реквизитов и условий использования) имеет двух учредителей: один из них – Федаш Дмитрий Николаевич, другой – Коротков Роман Владимирович.  Дмитрий Николаевич Федаш был учредителем ликвидированной компании «Неолайн», которая рассказывает о себе (по сообщению их сайта):

В России мы объединились с компаниями Связной Загрузка, Плейфон и ИММО, учредив одного из крупнейших и наиболее перспективных агрегаторов рынка мобильных контент услуг – компанию «Инвест Телеком».

Новости на сайте «Неолайна», как это легко заметить, перестали появляться в 2011 году – т.е. в момент объединения, однако юрлицо было ликвидировано только в 2022 году. 

Несмотря на то, что из сообщения на сайте Неолайна следует, что и «ИММО» (очередная компания, очень часто встречающаяся в списке подписок) в 2011 году вместе с другими компаниями объединилось в «Инвест Телеком», в 2023 году в списке подписок на них приходится более 400 штук, среди которых там самая «Информационно-Развлекательная услуга «Рустави». 

«Плейфон», еще одна объединившаяся в «Инвест Телеком» компания, был когда-то известным контент-провайдером. Когда-то – это когда мелодии звонка, мобильные игры, «несколько тысяч пикантных картинок» и другой платный контент еще имели смысл. С 2004 по 2009 год имя компании звучало в профильных новостях, однако последнее упоминание ее датируется 2009 годом. Однако активность продолжается и в 2023.

На их основном домене уже больше года висит заглушка с обещанием вернутся:

А на корпоративном портале теперь почему-то расположен магазин одежды для танцев:

На Хабре можно найти описание компании, где также упоминается сотрудничество «Плейфона» с производителем игр Gameloft. Подписки на игры Gameloft также можно найти в списке подписок Tele2, причем не от «Плейфона» , а от имени ООО «Геймлофт» так и почему-то от имени совсем другой компании – ООО «ТД Медиа». Отметим, что Gameloft перестали продавать свои игры россиянам в 2022 году.

То есть часть контент-провайдеров объединилась в «Инвест Телеком» в далеком 2011 году, но продолжила действовать по отдельности, причем похожие услуги могут оказывать разные компании.

А еще здесь мы отметим еще один интересный факт, связанный, вероятно, с ограниченным количеством слов в русском языке, подходящих для названия юридического лица. Одни контент-провайдеры (работающие с Tele2) объединились в «Инвест Телеком» еще в далеком 2011 году, а работающие с Мегафоном организовали (вы не поверите) «Телекоминвест»! О нем также пойдет речь в этом расследовании.

В целом компании, которые перечислены в списке подписок, иногда, как нам кажется, обладают настолько шаблонными названиями, что под этим именем можно найти и столовую в Уссурийске, и полиграфию в Тамбове. Веб-сайты обычно ничего не сообщают конкретного про услуги или проекты, никогда не публикуют сведений о руководстве и в качестве контактов обычно предлагают форму обратной связи.

Работоспособность подписок

Между тем Tele2 продолжает вполне официально предлагать множественные платные сервисы по подписке на собственном сайте и его поддоменах. В странном и, как нам кажется, запутанном и хаотичном подписочном хозяйстве на Tele2 мы было решили пройтись по новинкам, но остановились после нескольких кликов: подвернувшиеся под наши мышки услуги оказались нерабочими.

Первый эксперимент

Почему-то в разных подразделах раздела «Финсервисы»­ на официальном сайте Tele2 несколько раз встречается реклама страховки защита от клеща, вот например в подразделе «Оплата и переводы» (логичное место для клеща!):­

Но баннер не работает:

Второй эксперимент

Или вот в тех же «Финансовых сервисах» есть подраздел «Полезные сервисы», – там мы нашли предложение услуги «Котздоров» (здоровье котов и финансовые сервисы, да. И не перепутайте, потому что еще отдельный набор «Полезных сервисов»­ есть в разделе «Развлечения» в другом месте сайта):

Кликаем на баннер, попадаем прямо на домен услуги: https://tele2.kotzdorov.ru.

Умиляемся котику и решаем посмотреть: а кто же партнер Tele2 по такому прекрасному начинанию? Поставщик услуги любезно указан в футере, – это некое ООО «КИП», оферта прилагается, ссылка активная, кликайте: http://котздоров.рф/terms/.

Кликаем, а там такое:

А как же те, кто подписался на сервис и платил за него? Как же их котики? По 15 руб./сут.?

Углубляться в различные хитросплетения и нетривиальные решения этой экосистемы дополнительных платных сервисов можно долго, но после такого, нам кажется, смысла в этом нет. Да и в общем, способ презентации услуг клиентам – дело компании. Если им что-то непонятно – наверное, компанию очень устраивает. Видимо, по каким-то внутренним причинам. Однако отметим, что и на такие сервисы может быть спрос. Правда, и здесь подход компании нам показался очень занимательным. Вот рассказ абонента, который подключил себе услугу Mixx, однако после подорожания решил от неё отказаться. И она не отключается. Возможно, это случайность. Но, заметьте, платная случайность.

Сомнительное новаторство

И да: Tele2, по нашему мнению, не оставляет почетное (нет) место новатора на ниве «скрытых» подписок. Вот нам попался прекрасный рассказ о РАЗОВОЙ подписке с разовым списанием денег. Не ожидающий подвохов абонент компании получил смс с гороскопом на день, а став разбираться, получил заявление службы поддержки о том, что совершил «разовый запрос контента». Скрины переписки прилагаются, очень интересно.­ 

По короткому номеру 605 можно обнаружить «Информационно-Развлекательная услуга «Мобильный портал» от ООО «ИМТехнологии», «разовый запрос». Интересно, что по словам оператора Tele2 подключить услугу можно «набором любой USSD-команды, не задействованной в других операциях или услугах». То есть просто ошибка в наборе команды, как нам кажется, может привести к подписке на какой-то сервис. Tele2, а можно уточнить – зачем? Потому что очень хочется денежек?    

Более того, судя по рассказам, пользователи Tele2 знают, что абонентскую плату надо вносить строго перед списанием, иначе к заранее внесенным деньгам «­цепляется» подписка (12). Это, по нашим наблюдениям, так же одно из ноу-хау компании.

Но и помимо новшеств компания не оставляет старых «партнёров»­: вот буквально в мае 2023 года абонент нашел у себя «скрытую» подписку на сервис adfix.pro, о котором мы рассказывали в нашем расследовании от 2021 года (вот это совпадение, да?). Платный сервис блокировки рекламы (судя по описанию) под управлением некоего ИП Шорин А.А. жив, здоров и продолжает самовозникать у абонентов Tele2.

В общем, долго подводить итоги не на надо: кажется, Tele2 продолжает участвовать в деле «скрытых» подписок не просто активно, а мы бы даже сказали – проактивно (т.е. с огнём и инициативой).

Не мобильная подписка, а мобильная коммерция!

Как мы знаем из нашего расследования-2021, у Tele2 есть еще один тип подписки, который вовсе не подписка, а мобильная коммерция! Никакие контент-счета против нее не помогают, потому что это – другое.

В 2021 году мы рассматривали «звезду» мобильной коммерции – сервис checkyour.name, а в этом расследовании изучим еще одну образчик этой «коммерции»: с нами первый в СНГ модный агрегатор – Clouty. Clouty позиционирует себя как «глобальная поисковая система по интернет-магазинам одежды, обуви и бьюти». ОК. Проект был шумно анонсирован в 2017 году с публикациями в СМИ. И работает по подписке. Тут мы напряглись. Для абонентов «Билайна»­ и Tele2. В общем и целом мы за такие проекты, но когда участие в них добровольное. 

За подписку в размере 10 рублей в день абонент получит:

  • приоритетный доступ к уникальным предложениям сайта;

  • сэкономит на шопинге и даже заработает на нем, участвуя в эксклюзивных конкурсах для абонентов оператора;

  • получит дополнительный контент, подготовленный командой стилистов и редакторов Clouty, и еще более высокие скидки на товары.

Однако здесь нас смущают несколько моментов:

  1. На сайте Tele2 есть только анонс от 2017 года, более подробной информации об этой коллаборации мы не нашли.

  2. Короткого номера, по которому происходит подписка (номер 3912), в списке номеров мы не нашли. 

  3. Кажется, ресурс не работает по назначению. Проверка товаров показывает: части из них на сайтах продавцов уже нет в наличии (большинство), часть продается по другой цене и только часть все-таки можно купить.

Группы проекта в социальных сетях поражают нас как странным распределением количества лайков относительно количества подписчиков, например, в VK у проекта 50 тысяч подписчиков, а у постов 1-3 лайка. Аккаунт в экс-Twitter (теперь Х, доступ к ресурсу в РФ ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022 г.) заброшен в апреле 2022 года, аккаунт в Telegram – в декабре 2022, аккаунт на Ютуб имеет 7 (семь) подписчиков и последний раз обновлялся 6 лет назад.

В общем все бы ничего, но настораживают сообщения пользователей, что интерес к миру моды начинает неожиданно демонстрировать кнопочный телефон пожилого папы.

Итого, у Tele2, по всей видимости, всё на месте: судя по рассказам в интернете, «скрытые» подписки исправно поступают клиентам, подписочное хозяйство ширится, новые способы подключения абонентов к платным услугам изобретаются.

«Мегафон»

Абоненты «Мегафона», увы, не исключение: они до сих пор продолжают получать «скрытые»­ – т.е. сомнительно полученные – подписки: 

  • вот  SMS-сообщения о заботливо подключенной собственной платной услуге («Гудок»)­ и ещё одной от сторонних поставщиков – но все без ведома абонента и буквально разницей в несколько дней совсем недавно;

  • вот на платный контент подписался модем;

  • вот снова собственные брендированные услуги «Мегафона», подключенные без участия абонента («МегафонПресса» за 50 руб./сут.­, «МегафонМузыка», ­ );

  • вот регулярные подписки абонентам компании на «Мобильный киоск» от АО «БКМ»­ (до 02.11.2022 Издательский дом «Бурда»)­: 12;

  • вот «Замени гудок» от неведомых партнёров, вот она же снова, и снова,

  • вот «Мегафон» научился плохому у Tele2 и подключает подписки под именем «Контент-услуги».­ ­  

Все свеженькое, 2023 – 2022 годы.

И самое обидное, что от таких схематозов, согласно рассказам,  по-прежнему страдают самые уязвимые:

Что в подписочном хозяйстве, или собака упала в обморок от счастья

В каталоге партнерских подписок – да, у «Мегафона» есть такой список – ­ сейчас мы нашли 812­ сервисов. Надо отметить, что когда мы впервые к нему обратились около 2,5 лет назад, там числилось 3808 платных услуг от различных поставщиков. Видимо, с тех пор кто-то все-таки взял на себя труд провести хоть какую-то работу с этим архивом, состояние которого в 2021 году вызвало у нас лишь коллективный речевой коллапс, – это была невообразимый набор странного и сомнительного, на наш взгляд, контента.

Количество уменьшилось, но изменилось ли что-нибудь еще?

Мы позаходили на веб-сайты «актуальных» подписок. Ну что же, стабильность – признак мастерства. Всё те же подписки на видео, новости, файлообменники. Всё те же «зубры» рынка информационного контента вроде ООО «Информпартнера» и ООО «Ай-Куб»­, подробно о которых мы рассказывали в наших прошлых работах. Особенно нас радует, что контент-провайдеры с невероятным опытом на рынке и огромным штатом квалифицированных специалистов объединяют свои усилия для продажи подписок на вызывающий недоумение сайт. Вот например, ради сайта https://vida4ok.ru/ , где за 100 рублей в день абонент МТС, за 30 рублей в день – Tele2 и «Билайна»­, и всего за 20 рублей – «Мегафона» могут насладиться доступом к трейлерам фильмов многогодичной давности и роликам типа «Собака упала в обморок от счастья»:

Не поленились и нашли этот ролик бесплатно на YouTube. Давайте посчитаем выгодность этой подписки для абонента. Опустим тот факт, что контент доступен на Ютубе. 20 руб. х 30 дней – это уже 600 рублей за месяц. В то время как у Мегафона существует партнерская подписка на кинотеатр Старт, где за 250 рублей в месяц можно смотреть условно-нормальное кино, сериалы, мультфильмы и телепрограммы. Но, видимо, собака в обмороке и старые трейлеры — это сумасшедше привлекательный контент.

Делают сайт сразу 4 (четыре!) контент-провайдера:

  • наш старый друг «Информпартнер», обрабатывающий подписки «Мегафона»;

  • «Скайнет360» для «Билайн»­;

  • ООО «Т-Медиа», которые представляют услуги абонентам Tele2;

  • и некое ООО «Стрим» – для МТС (впрочем, в правилах подписки этого сервиса указано другое юрлицо – ООО «Эс Эм Экс Коммуникэйшнс»). 

(Все вчетвером они не нашли достаточно ресурсов, чтобы проверить знаки препинания на сайте.)

Отдельно предлагаем насладиться условиями, которые написаны средне-серым по светлосерому: https://vida4ok.ru/info.php?operator=1.

Мы не поленились и проверили: подписки не работают.

Сам сайт зарегистрирован на Skynet 360 (Скайнет 360, ООО, ИНН 7703802642), где над созданием качественного контента усердно работает коллектив из одного человека (вероятно, что генерального директора).

Глобальные перемены!

В прошлый раз мы удивлялись, что «Мегафон» ссылается на каких-то «партнеров», хотя по сути партнер всего один: «Информпартнер» из Казани. Нашу критику учли, и теперь их два, встречайте! Новый игрок, встреченный нами среди контент-провайдеров «Мегафона» – компания «Телекоминвест» (внимание!) из Казани – даже территориально расположенная недалеко от «Информпартнера». «Телекоминвест» «специализируется» на файлообменниках, потому что это, видимо, большая проблема – найти бесплатный файлообменник (это сарказм).

Второй гигантский прорыв по сравнению с нашим расследованием в 2021 году в том, что домены зарегистрированы все-таки на «Телекоминвест», а не на «Мегафон». А то и вовсе на частных лиц, как, например, последний домен из списка, где нам обещают гороскопы на каждый день – starstalkin.ru. А ИНН почему-то принадлежит «Информпартнеру». Ну и совпадение!

Ещё немного отличного контента

Наслаждаться «качественным» контентом от игроков, которые на рынке много лет, можно вечно, поэтому вот еще чуть-чуть. При случайном клике среди предложенных платных сервисов вы все равно можете увидеть такое: ресурс называется cool-mix.ru – не поленитесь, причитайтесь к предложениям на скрине или прям на сайт зайдите посмотреть:

На сайте с вот таким актуальным дизайном всего за 150 рублей в месяц предлагается скачать файлы с зажигательными названиями «15.jpg» и «Образец штатного расписания салона красоты», не говоря уж об инструкциях по ремонту крана komatsu в 3-х частях. То есть mix всего и вся в наличии, но что в этом cool? Предоставление сервиса ПАО «Мегафон»­ берет лично на себя, но претензии в случае чего предлагает адресовать в ООО «Информапартнер».­ Сайт при этом зарегистрирован на частное лицо. То есть кто конкретно отвечает за то, что с абонента снимут деньги – вообще вопрос.

«Информпартнер», кстати, за истекший период сделал невероятный, как нам кажется, рывок в обеспечении безопасности абонентов (сарказм). Вот такое вдумчивое предупреждение мы нашли на его сайте:

Как видите, «Информпартнер» активно борется с желающими заработать незаконным путем. А в чем именно заключается обещанная активная борьба? Хотелось бы развернутых ответов. Неужели «Информпартнер» настолько занят (разработкой качественного контента?), что не может проконтролировать – что именно и кто продает их услуги? А что за канал продажи такой сомнительный? Может, надо сменить? 

В общем, спасибо тебе, «Мегафон»­, за дельный контент!

Спасибо, что хотя бы уже не 4 тысячи сервисов такого же качества.

Дальше смотреть мы не стали.

В итоге, учитывая вышесказанное, мы вынуждены констатировать:абоненты «Мегафона» по-прежнему продолжают сталкиваться со «скрытыми» подписками. 

Наши надежды на то, что «Мегафон» за два года хотя бы в своих делах с партнерскими подписками навел относительный порядок и оставил жизнеспособные сервисы, которые (вероятно) могут кого-то заинтересовать, не оправдались.

Предоставление удивительных платных услуг – это дело компании. Может, она знает, где найти любителей такого. Но главное: ведь подобное счастье слишком часто появляется у людей нежданно и приносит финансовые потери.

МТС

В нашем расследовании по делам МТС со «скрытыми» подписками мы почти радовались и сделали осторожный вывод, что, кажется, МТС завязал со «скрытыми» подписками. И мы надеялись, что МТС будет твёрдо в своем намерении отказаться от этого отвратительного на  наш взгляд явления.

Но увы.

Абоненты компании свидетельствуют, что «скрытые» подписки в бизнес-практиках этого оператора живее всех живых:

  • вот абонент обнаружил у себя платную подписку и получил объяснение оператора о том, что подключил ее сам через Личный кабинет;

  • тут пользователь обнаружил у себя подписку «МТС Premium»­ за 249 руб., и при обращении в службу поддержки скандалом добился обещания вернуть средства;

  • здесь клиент получил SMS о подключении «Kaspersky Security для МТС»­, и следом – сообщение о ее дезактивации, но деньги списали (49 руб.), а колл-центр рассказывал абоненту, что «он сам»;

  • ­вот пользователю подключили подписку на Amediateka за 350 руб. и несколько месяцев «не могут» отключить,­ к тому же качество услуги вызывает у клиента вопросы;

  • в этом случае абонент получил уведомления о списаниях в пользу iTunes, будучи обладателем кнопочного телефона, а сам факт подписки состоялся в 3.46 ночи;

  • тут иконическое подключение инкарнации многочисленных «гудков»­;

  • и здесь прекрасное: нежданное подключение сервисов МТС «Prosto медитация»­ за 279 руб.

Все кейсы – свежие, произошедшие в течение нескольких последних месяцев.

Сводного списка дополнительных платных сервисов по подписке у МТС мы не нашли. А большинство упомянутых выше подписок мы обнаружили в разделе «Сервисы и подписки» на сайте компании, – там числится всего 36 допуслуг. При этом­ засветившаяся в нашем списке «МТС Premium» имеет собственный домен второго уровня и в условиях использования называется «программой», которую можно найти в разделе тарифов («Тарифы и подписки»)­. Ещё есть раздел «Услуги и опции» на 66 платных услуг в другом месте сайта, и «Сервисы и развлечения» на 29 позиций. Какие еще платные услуги, в каких маркетинговых обертках и в каких местах сайта (и не только) можно найти еще – будет нам сюрпризом. И, к сожалению, часть упомянутых сервисов стала нежданным платным сюрпризом и для абонентов компании.

А по МТС у нас самый прискорбный вывод: не было «скрытых» подписок, да вот появились.

Изнанка: партнерские программы

Выше мы посмотрели, что происходит у операторов: а происходят у них подписки.

Теперь взглянем на изнанку этого бизнеса – те самые партнерские программы, которые (в теории) должны привлекать абонента подписаться, а по факту используют разные и часто, как нам кажется, сомнительные схемы для не совсем добровольного подписания абонента. 

Чтобы понять, что же сейчас происходит в бизнесе «скрытых» мобильных подписок, мы нырнули в мир «партнерок», работающих с технологией wap-click – той самой, которая позволяет по клику в интернете списать денег с баланса телефона.

Не нужно думать, что мир affiliate-индустрии, к которой относятся подписки, скучен и жмется в тень. (Справка из Вики: партнерский маркетинг, или affiliate marketing можно определить это как метод продвижения бизнеса в сети (вебмастерами-партнерами), в котором партнер получает вознаграждение за каждого посетителя, подписчика, покупателя и/или продажу, осуществленные благодаря его усилиям).

В этом мире проходят крупные мероприятия в разных городах как России (Москва), так и мира (Алматы, Дубай). На афтерпати выступает Моргенштерн (Включен Минюстом в список физлиц-иноагентов 06.05.2022). Что-то в этом бизнесе больше тяготеет к белому и легальному, что-то откровенно, как нам кажется, находится в тени.

Тем не менее, после более детального изучения происходящего именно в сегменте  wap-click и именно в России показывают, что в России это направление, конечно, уже не то, и времена его расцвета давно миновали. Тем не менее несколько партнерских программ все еще активны на российском рынке. Не все их них поддерживают какую-либо публичную коммуникацию, поэтому мы сосредоточились на тех, кто ведет веселые и жизнерадостные каналы. 

Например:

И пошли изучать, а что про каких операторов связи там пишут. Какие оферы? Есть ли конверт?

Возврат МТС

В нашем прошлом расследовании от 2021 года оказалось, что от «скрытых» мобильных подписок (по крайней мере через странноватых, на наш взгляд, партнеров) изо всех операторов отказался МТС. Причем еще до наших расследований – 10 марта 2021 года. Мы даже слегка зауважали компанию:

Но нет, в середине 2022 года прошла молва, что МТС «пробудился»:

Из объявления выше мы можем сделать вывод, все происходит приватно и за закрытыми дверями: в телеграм-канале это единственное упоминание МТС за последний год. Однако жалобы на подписки (и сами подписки) тем не менее присутствуют.

Секреты Tele2

Два года назад поразили нас мучительно сложными схемами с попытками выдать сомнительный, на наш взгляд, контент за настоящий посредством запутанных, как нам кажется, схем с партнерами и бесчисленных «кривых»­ пользовательских соглашений. 

Однако 31 января 2023 года приостановили партнерские программы в wap-click:

Это подтверждено через другие партнерские программы.

Однако есть нюанс: подписки абоненты все же ловят. 

И если вы знаете, что происходит у Tele2 – напишите нам, пожалуйста (info@ifreedomlab.net).

Стабильный «Билайн»­

Как нам удалось выяснить по итогам прошлых расследований, у «Билайна»­ «скрытые» подписки делились на две части: «Билайн-Темафон» и сам «Билайн»­. И что же изменилось? А ничего, по всей видимости.

Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)»­ (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.

Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».

Несмотря на регулярные технические проблемы на стороне «Temafon ZED (Beeline RU)»­ (объявления об этом мы видим регулярно), сервис Golden Goose нам обещает «эффективный пролив» на «все три adult-сервиса», где мы и видим, например, ЭроМикс18+, ЭроЛайф18+, а третьего не видим.

Другие партнерки – Juddy, Serious Partners – также обещает нам «сочные adult новинки RU Beeline».

Резюмируем: оператор, судя по всему, «в теме» и сосредоточен преимущественно на «клубничке», что подтверждает наши выводы на основе анализа соцстетей. Впрочем, мы также встречали подписки на сервисы «Телепат» и «Загадки и пазлы», так что если обнаружите у себя что-то такое – вероятно, что оно само, без вашего участия.

Обильный «Мегафон»­

Мегафон нас тоже порадовал своей любовью к пазлам и загадкам, подписав друга проекта на викторину. Хотя вот такое объявление мы встречали неоднократно:

Но мы и отказ МТС от подписок уже видели.

Этот провайдер связи изначально публиковал свои текущие подписки на собственном портале: podpiskimf.ru. Как мы писали выше, по состоянию на 17 августа 2023 года подписок там осталось 812, что является неплохим количественным скачком по сравнению с 3 808 подписками в 2021 году.  

Однако сайт пополняется новыми шедеврами, например, коллекцией одинаковых кулинарных сайтов. То есть домены-то разные, а контент совершенно одинаковый: receptov-more.rucooklikechef.ruecept-book.rurestoran-recept.rudelicious-reciep.ru

Сайт receptov-more.ru (и все остальные) сообщает нам «© 2019 Все права защищены», НО, судя по данным доменного регистратора, зарегистрирован он в апреле 23 года.

Нам отдельно понравился счетчик просмотров на сайте, который рандомно выдает 5-значное число. Как подписаться на контент – непонятно, написано только, как отписаться. (https? Не слышали)

По такому же принципу устроена плеяда фитнес-сайтов: разные домены и одинаковые сайты (prosto-fitnes.rucalories-counter.rumnogo-trenirovok.rusimple-workout.rusoveti-sportsmenov.ru).

Что нам на них понравилось – отличный расчет калорийности рациона для похудения:

Женщине ростом 170 и весом 48 кг, конечно, необходимо похудеть! Эта формула, впрочем, работает даже с нереалистичными весами типа 7 кг.

Еще есть серия одинаковых сайтов с новостями за деньги, но это уже просто скучно.

Интересно, что последняя подписка в списке – «Видеомир Эро­ бесплатный период» (она так и называется) – не работает, а редирект приводит нас вот сюда:

Домен, если что, принадлежит некой «Игре для начинающих трейдеров»:

С переходом на собственные подписки, скрипты сотрудников поддержки не изменились. Вот диалог по поводу внезапно возникшей СОБСТВЕННОЙ подписки «Мегафона» https://quiz.megafon.ru:

И мы продолжаем недоумевать – а зачем делать такие двусмысленные кнопки? Ну напишите там на кнопке «Заплатить бабло» или просто «Оплатить». И что это опять за сайты, которые, пользуясь невнимательностью? добротою? оператора позволяют себе такое? 

А вот викторины от «Мегафона» – это ровно то, что мы видим в каналах партнерских программ:

Не ну а что, должна быть специализация! У Билайна – «клубничка», у Мегафона – квизы.

И напоследок: мы рождены, чтобы бесплатное сделать платным

Мы заметили интересный тренд наметился у операторов и мы находим его не хуже подписок. Когда-то бесплатные сервисы стали становиться платными. Про безлимитный интернет, который «никому не нужен», мы уже не раз говорили.

Также, например, МТС сделал платной раздачу интернета с телефона. С одной стороны, хозяин – барин, это не такая уж редкая в мире практика. С другой, то как эта услуга выглядит для абонента, нам кажется требующим улучшения. 

Или вот, например, МТС ввели комиссии за пополнение счета. Можно избежать, но сложно.

Выводы

Выводы напрашиваются сами. Видимо, сезон отказа от  «скрытых» мобильных подписок прошел «как белых яблонь дым», все вернулись, все в теме. С точки зрения качества, как нам кажется, есть некоторые потуги на то, чтобы изобразить сервис, хотя какой смысл здесь говорит о качестве, если даже супер-качественный сервис будет не в радость, если подписка не была инициирована абонентом.

К тенденциям отнесем перекос в пользу собственных сервисов, как нам кажется, если можно самому – зачем нужны какие-то партнеры и контент-провайдеры?

  1. Абонент, будь осторожен. Никакой контентный счет тебя не спасет. Проверяй приложения или уходи к виртуальным операторам, которые таким не занимаются

  2. Операторы, ну сколько можно? Тарифы на связь растут, цены на связь далеко не самые дешевые по миру. Вы можете больше играть на стороне абонента?

Что делать?

  1. Подпишите нашу петицию «Требуем от операторов мобильной связи отказаться от практики «скрытых» подписок».

  2. Не спускайте на тормозах ситуацию, когда вы обнаруживаете у себя что-то, на что не подписывались. Даже если это вы «нетуданажали». Потому что списание денег со счета должно быть устроено так, чтобы случайно нетуданажать не было никакой возможности. Жалуйтесь, делайте это публично, у всех операторов есть группы в ВК:

Ну а мы опять будем писать письма, отмечать в соцсетях и продолжать добиваться того, чтобы это явление исчезло.

    Комментарии (15)


    1. 13werwolf13
      22.08.2023 14:35
      +5

      а прокуратура бездействует.. ©

      Подпишите нашу петицию «Требуем от операторов мобильной связи отказаться от практики «скрытых» подписок».

      а петиции на change.org когда нибудь работали? есть хоть один пример успеха?

      yota в этом плане молодцы.. были.. жаль что их с потрахами выкупило мегафно. буквально на следующий же день после новости о покупке заметил что техподдержка вообще перестала работать, только может что нах**н послать.

      P.S.: забавное наблюдение - раньше публичное упоминание официального канала оператора в твиттере в треде про его криворукость ускоряло решение проблемы, теперь когда появилась полувесомая официальная причина забросить свои акки в свитере кол-во возмушённых стало больше, скорость решения проблем снизилась почти до нуля.. успех ребята, спасибо роскомпозору, стараются ребята, срут в своих же людей.


      1. DMGarikk
        22.08.2023 14:35
        +1

        , спасибо роскомпозору

        помоему тут дело не в ркн, если опсос-у плевать на рейтинг то и на каналы в свитере и прочих пикабу им плевать, свитер это не какойто там официальный канал реагирования, это лишь точка куда раньше смотрел отдел контроля качества… а перестал он туда смотреть явно не из ркн… хотябы потому что таких площадок больше одной и если они забили на всех то блокировка свитера тут не причем


        1. 13werwolf13
          22.08.2023 14:35

          прикол в том что набрасывание говн на вентилятор в свитере работало, потому что было публичным, потому что несло за собой репутационные потери. те же самые сообщения но в виде комментов к постам вк или любых других соцсетях не работали никогда. теперь благодаря роскомпозору свитера нет, сломался последний рычаг давления на опсосов.

          и ркн всегда "при чём". за всё время существования они не сделали ничего полезного, но сломали кучу всего необходимого, вывели ахренелиарды денег зарубеж, нарушили огромное кол-во законов и прав..


          1. DMGarikk
            22.08.2023 14:35
            +1

            потому что было публичным,

            есть еще публичные площадки на которые опсосы реагируют, я не просто так пикабу упомянул.


            нарушили огромное кол-во законов и прав..

            Я прям поражаюсь что РКН выделяют в какоето отдельное от всего государство ведомство, которое съехало с катушек и нарушает законы и права… типа "нене, всё норм, это просто РКН с ума сошли"… ау, вы не понимаете причино следственнной связи? РКН это государственная структура, надзорное ведомство, оно делает то что её говорят в Минцифре и прочих госорганах, она не умеет в самодеятельность, это же сугубо бюрократический аппарат


            И если прям дальше придираться то по поводу "нарушение огромного количества законов и прав" — есть решения суда что она их нарушает? если нет то к чему ваша точка зрения если вы не опротестовали её действия в суде (и суд не встал на ее сторону)?


            Я не пытаюсь защитить РКН, я просто указываю что перенос ответственности на исполнителя как минимум странен и вообще находится в контексте "Это Бояре всё ломают, а наверху не в курсе"


            1. 13werwolf13
              22.08.2023 14:35

              есть еще публичные площадки на которые опсосы реагируют, я не просто так пикабу упомянул.

              по моему опыту это не так. хотя это тот самый случай когда я буду рад если ошибаюсь.

              Я прям поражаюсь что РКН выделяют в какоето отдельное от всего государство ведомство

              о нет, я просто неверно выразился. в моём спиче роскомпозор это не конкретное ведомство а имя нарицательное собирающее под собой всех ответственных за ситуацию


      1. ozonar
        22.08.2023 14:35
        +1

        yota в этом плане молодцы.. были.. жаль что их с потрахами выкупило мегафно

        Так то уже 12 лет с момента покупки прошло, что в два раза больше, чем самостоятельное время существования Йоты. И за это время они в таких списках как в посте не появились, значит не так уж сильно их Мегафон и испортил?


        1. 13werwolf13
          22.08.2023 14:35

          имеются ввиду события этого года. раньше мегафно владело йоптой не на 100%, и не вмешивалось в управление. теперь всё поменялось.


          1. ozonar
            22.08.2023 14:35

            В 2013 году Мегафон владел Йотой на 100%.

            Как после этого Йота перешла к USM (материнской компании, владеющей 100% Мегафона) неизвестно, но текущий процесс выглядит как перекладывание компании из одного кармана в другой и по факту реструктуризацией, а не покупкой доли.

            Раньше USM владела Мегафоном и Йотой, теперь USM владеет Мегафоном, который владеет Йотой.


    1. x88
      22.08.2023 14:35
      +5

      Снимаю шляпу перед автором, огромная работа проделана.


    1. Mordov
      22.08.2023 14:35
      +1

      У меня с Билайном были терки из-за подписок. Вроде одно время они перестали их слать, по времени это совпало со скандалом в Италии, но потом опять, как все поутихло, начали. Помог только гневный звонок с требованием перестать мне их подключать без моего официального заявления. Пока что тихо.


    1. werter_l
      22.08.2023 14:35
      +2

      Масштаб! Автору спасибо, кармую.


    1. Samodelkin333
      22.08.2023 14:35
      +1

      Я думал этот развод вымер как мамонты. Wap click последний раз видел в 2018-2019г примерно. Потом перестало попадаться вообще. Роутер МТС тоже ни на что не подписывают, Билайн у родителей как ни странно ведёт себя тихо. Самодеятельность от Теле2 и Мегафона не видел никогда или очень давно. Знаю только одну мутную историю с Яндекс плюсом из ниоткуда.


    1. Al_Pollitruk
      22.08.2023 14:35

      Автору огромное спасибо за проведенное исследование. Хотя возможно денежный объем таких навязанных услуг все же сократился.

      Есть еще один тревожный сигнал, аналогичные схемы, видимо вместе с мигрирующими менеджерами, начали проникать в тот же Яндекс . Когда просмотр какого-либо фильма в ТВ приложении переключает тебя на гораздо более дорогой тариф без всяких уведомлений. А механизмов, запрещающих такие переходы, нет в принципе. По словам ТП это происходит индивидуальным способом для каждого пользователя.


    1. VadimTTavr
      22.08.2023 14:35
      +2

      Почитал и решил проверить на подписки свою сигнализацию Кситал на даче. Ну и конечно, вот оно - "Сервис билайн Загадки и пазлы 9800", по 8 рублей в сутки :) Ну ну, отключу эту симку, слава богу она резервная.

      Кстати, Мегафон такого не позволял себе уже более 3 лет на основной симке, но там тариф для умных устройств с годовой оплатой.

      Теле2 на резервном телефоне забавлялся так поначалу, но потом перестал как я стал постоянно это дело мониторить, а главное, пополнять баланс за день до списания и строго на заданную сумму.

      Авторская работа огромна, спасибо ему большое!


    1. Mike-M
      22.08.2023 14:35

      Прокомментирую статью, опираясь на личный опыт.


      МТС — ни одной платной подписки с 2001 года.
      Билайн — ни одной платной подписки за 1,5 года.
      Мегафон — была одна платная подписка при первоначальном подключении. Достаточно было сразу просмотреть список подключенных услуг и отключить лишнее.


      Но, как справедливо замечено в статье, у операторов есть масса других "сравнительно честных способов отъёма денег у населения".


      МТС не начисляет кешбэк, пока им об этом не напомнишь. Недаром официальный срок начисления кешбэка составляет в среднем 60 дней. Расчет на то, что за 2 месяца абонент забудет о прошлых покупках.
      Решение очень простое: совершил покупку — сразу ставь задачу в календарь "проверить начисление кешбэка через 60 дней". Также помогает эскалация проблемы на линию комплаенса и деловой этики.


      Билайн "отбивает" средства за счет рекламы контента на востребованной услуге Баланс. В описании услуги сказано:



      По факту на смартфоне отображается только баланс. Вместо обещанных на сайте "остатков пакетов (минуты/SMS/Мбайт)" показывается реклама платных услуг билайна:



       
      Причем исправлять эту ситуацию билайн не желает. Обращение на эту тему 2268633730 висит с 22.07.2023.


      короткий номер, указанный в пользовательском соглашении, невозможно найти ни в собственном сервисе проверки контент-провайдеров «Билайна»­, ни сам «Эромикс» в списке сервисов и подписок на beeonline.ru.

      О чем вы говорите, если поиск на сайте билайна не находит даже самый примитивный короткий номер запроса баланса *102#.
      Опять же, обращение на эту тему 2268643542 висит больше месяца.


      в конце 2021 года компания «представила обновленный бренд»­ и попросила ее любить и жаловать как билайн

      Имена собственные, к коим относятся и названия компаний, отродясь пишутся с заглавной буквы.
      Это ж надо было додуматься, так обезглавить компанию с 30-летней историей!
      Жертва ЕГЭ придумала, не иначе.


      МТС ввели комиссии за пополнение счета. Можно избежать, но сложно.

      Можно проще — через МТС.Кешбэк, если удастся добиться его начисления, конечно.


      Никакой контентный счет тебя не спасет. Проверяй приложения

      … или не пользуйся приложениями. Как и группами опсосов в соцсетях.


      Операторы, ну сколько можно? Вы можете больше играть на стороне абонента?

      [надев на себя шапку оператора] Нет, мы можем больше играть только на стороне акционеров.