Найдите хоть одно довольное лицо 
Найдите хоть одно довольное лицо 

Где бы в мире вы ни были, вы увидите их. Они будут моргать экранами, пикать звуки ошибки и возлагать на вас ненужные обязанности во время похода по магазинам. Антиутопический концепт касс самообслуживания уже прочно закрепился в мировой экономике. И служит поразительным примером того, как компании с радостью готовы причинять людям неудобства, если это приносит им прибыль. А многие люди будут этим довольны — если как-нибудь по-хорошему это им объяснить.

Технология очень быстро распространяется. Согласно последним данным Ассоциации пищевой промышленности (FMI), в 2020 году 29% транзакций в продовольственных ритейлерах были обработаны через кассы самообслуживания. По сравнению с 23% годом ранее. Более поздней статистики я не нашел, если у кого есть — поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Конечно, не все решения для самообслуживания ужасны. Система, где можно просто выйти, захватив покупки, впервые разработанная Amazon, — гениальна. Товары сканируются когда покупатель берет их и кладет их в корзину (или в свою сумку). После этого можно сразу выходить за дверь. Подсчитанная сумма автоматически списывается со счета. При этом обмануть систему, втайне набрав товаров, довольно сложно, да и бессмысленно: Amazon знает где вы живете. Сперва такая технология использовалась только в тестовых супермаркетах Amazon Go, сейчас компания продает ее другим магазинам, записаться можно тут. Надеюсь, со временем мы придем именно к такому будущему.

Но пока что всё движется не совсем в том направлении. И магазинов с технологией Just Walk Out — в сотни тысяч раз меньше, чем магазинов с обычными кассами, где нужно всё взвешивать и пробивать самостоятельно. Подобные мнения можно почитать, например, у CNN, а также у подписчиков журнала Tasting Table. И это они говорят про проблемы в США и Европе. В России, мне кажется, вопросов к технологии еще больше. Сейчас дошло до того, что я любой ценой избегаю самообслуживания, и лучше постою в десятиминутной очереди, почитав телефон, чем сам пройду пробивать себе товары. Надеюсь, я на Хабре не один такой, интересно проверить. А то количество таких касс, смотрю, постоянно растет, люди к ним послушно выстраиваются, и мне начинает казаться, что со мной что-то не так.

Осознал для себя шесть причин, по которым я не могу влиться в этот тренд:

1. Они усложняют жизнь

Кассы самообслуживания сами по себе не выполняют никакой работы. Это просто сканер штрих-кода, платежный автомат и весы, соединенные вместе. А всю ту работу, которую раньше выполнял кассир, и за которую ему платили, теперь делаете вы. Только бесплатно. И даже более того: стоимость продуктов, скорее всего, повысилась (но об этом позднее).

Приходится вынуть всё из корзины, аккуратно отсканировать, ища штрих-коды (которые кассир чувствовала как будто третьим глазом). Иногда распаковать, взвесить. Заплатить, упаковать. Процесс утомительный. Лично я в супермаркеты стараюсь ходить один, максимум два раза в неделю. Сканировать всю тележку с продуктами, да еще и на маленькой кассе — удовольствие намного ниже среднего. Может быть, если бы я заходил за одной жвачкой или пачкой чипсов, всё было бы не так плохо, но это больше для детей и подростков (из-за чего они, возможно, эти кассы и любят). Ну а я брать на себя работу кассира вообще не хочу.

При этом вы и только вы несете ответственность в случае, если что-то пойдет не так. Ошибка со сканером? Плохой штрих-код? Забыли что-то пробить и теперь вам пиликает, что вы вор? Решайте теперь проблему! А вы что, думали просто спокойно сходить в магазин?

Жизнь становится гораздо проще, если придерживаешься обычных касс. Даже если это и забирает несколько лишних минут раз в неделю (хотя чаще не забирает, но об этом потом).

2. Кассы самообслуживания лишают людей работы

Думаю, вполне очевидно, что кассы самообслуживания приводят к потере рабочих мест. В этом, по сути, и состоит весь их смысл. Вместо одного сотрудника на кассу теперь один сотрудник может контролировать с десяток касс самообслуживания. На оплате труда выходит солидная экономия: количество людей на кассах сокращается в 10 раз.

Конечно, автоматизация в секторе розничной торговли — это неизбежность. Но хотелось бы, чтобы от замены людей был какой-то плюс или получался какой-то прорыв. На данный момент люди просто заменяются другими людьми: кассиры — вами. Количество человеческой рабочей силы ничуть не меняется (а на самом деле, людей теперь работает даже больше — за счет надсмотрщика за кассами самообслуживания, который проверяет, чтобы всё работало без проблем, и может получить наличку).

Ещё раз: это не луддизм. Кассы самообслуживания никакого технологического прорыва не предлагают, в отличие от технологии Amazon Just Walk Out. Они просто заставляют работать вас, и в этом вся их инновация. Выгодоприобретатели — только владельцы магазина (хотя не всегда). Люди, которые хотели бы поработать кассирами, а также покупатели — в минусе.

3. Они провоцируют воровство

Может быть, цены в магазинах, внедривших эти кассы, упали? И тогда в них есть плюс?

По моим ощущениям, цены только растут. Несмотря на то, что владельцы супермаркетов могут экономить на зарплатах 90% своих кассиров. В чем причина? В том, что мы своими деньгами оплачиваем воровство.

В маркетах с кассами самообслуживания гораздо чаще воруют. По данным исследования Университета Лестера, системы самообслуживания более чем в два раза увеличивают количество краж. Другие исследования называют цифру чуть поменьше: воровство повышается на 50%. Примерно 4% товаров, сканируемых на кассах самообслуживания, в среднем не оплачиваются. В Британии, Франции и Австралии супермаркеты теряют так около $3 млрд ежегодно, и эти цифры постепенно растут.

Такие издержки включаются в маржу магазинов. И в конечном итоге перекладываются на честных покупателей. Плюс, стремясь снизить процент воровства, магазины начинают в целом вести себя более агрессивно, и внимательнее следить за клиентами. Больше камер, охрана, следящий сотрудник, специальные весы, учитывающие, сколько продуктов вы кладете на платформу, и выдающие ошибку, если её вес изменился хотя бы на грамм. Можно почувствовать себя заранее подозреваемым — даже если вы просто зашли для того, чтобы купить банку персиков.

Тем не менее супермаркеты продолжают внедрять эту технологию, так что видимо экономия от сокращения персонала перевешивает потери, понесенные от дополнительных краж. Или они просто тестируют новую фичу, внедряют «автоматизацию» потому, что это круто, и так делают все.

4. Часто всё равно приходится ждать помощи от человека

В магазинах обычно есть один помощник, смотрящий за несколькими кассами самообслуживания. Он не просто смотрит, чтобы люди не воровали: он должен сделать всё возможное, чтобы процесс оформления заказа прошел максимально гладко для всех.

Заранее определены моменты, когда сотруднику придется оказать помощь клиенту. Например, по процедуре он должен проверить удостоверение личности, и потом ввести специальный код, если покупается продукт с возрастными ограничениями. Так что (если в магазине все делают правильно), самостоятельно купить алкоголь, сигареты или нож — всё равно не получится.

Также бывают случаи, когда продукт не сканируется должным образом или была допущена ошибка, которую помощник должен исправить. Все действия на затронутой кассе самообслуживания приостанавливаются до тех пор, пока они не будут устранены сотрудником.

В часы пик несколько распространенных проблем могут привести к длительным задержкам и проблемам на кассах самообслуживания, вызывая лишний стресс у клиентов. Сотрудник часто занят, и если его помощь нужна, то в час пик ситуация иногда не сильно лучше, чем в простых кассах с кассирами.

5. Они часто ломаются

Я не дизайнер супермаркетов, поэтому не знаю точно, что влияет на выбор количества касс самообслуживания, которые будут установлены в конкретном месте. Наверное, учитывается в основном проходимость. Вероятно, умные люди проделывают множество калькуляций, пытаясь найти идеальное число. А может, уже придумали систему, которая его вычисляет для каждого типа касс.

К сожалению, даже если супермаркеты используют точные цифры и оставляют себе солидную буферную зону, сокращение рабочих машин на 30-40% всё равно помешает процессу. А кассы самообслуживания ломаются регулярно, в них очень много деталей: сканер, весы, экран, терминал. Все эти вещи в условиях активного использования живут не очень долго. Поэтому редко можно встретить магазин со всеми машинами в полностью рабочем состоянии. Что приводит к дальнейшим задержкам, стрессу покупателей, и в целом усложнению, а не упрощению процесса оплаты покупок. Если магазину особенно не повезло, это может привести к появлению больших очередей — даже в относительно тихие часы.

По данным CNN, из 1000 покупателей 67% сталкивались с неудачами при проходе касс самообслуживания.

6. Еще меньше человеческого контакта

Наверное, на Хабре найти по этому пункту единомышленников будет сложно, но лично я чувствую это каждый раз.

Я работаю онлайн, с друзьями встречаюсь редко, и возможность улыбнуть кассира или обсудить что-нибудь с таксистом не кажется мне утомительной. В последние пару десятилетий мы становились все более изолированными. И изоляция стала восприниматься как признак прогресса. В целом каждый из нас сейчас имеет в сотню раз меньше социальных контактов, чем мы имели бы тридцать лет назад. Отсюда — депрессии, тревожность, апатия, масса других проблем.

Мне кажется, многим из нас — особенно тем, у кого нет денег или времени на психологов — иногда могла бы помочь короткая беседа, которая никого не обременяет. По крайней мере это лучше, чем ничего. Полный отказ даже от такого общения — только дальнейшее скатывание всех нас к антиутопической вселенной, где каждый сидит в собственной кубышке, и общается с другими только через экран.

Вместо выводов

Стоит делать как Amazon. Либо — дать возможность работать обычным кассам. А касс самообслуживания оставить несколько: для тех, кому нужно быстро пробить пару товаров, или тех, кому физически сложно контактировать с другими.

Также кассы самообслуживания нужны в маленьких магазинчиках, где под кассира просто не хватает места, или где вообще нет людей. Скажем, такие есть в Финляндии и Японии: тихие уютные ночные магазинчики, в которые можно одному зайти в 2 утра. В целом же пыхтеть и пробивать самостоятельно все 40 покупок, волнуясь, что система может выдать ошибку, и всё нужно будет начинать сначала — удовольствие маленькое.

Но такое отношение к кассам наблюдается по большей части у «бумеров». А у молодого поколения самообслуживание будет уже нормой. Согласно этой статистике, среди людей младше 25 лет почти 85% предпочитают такие кассы. А вот люди среднего и пожилого возраста идут туда только если все остальные кассы забиты.

В целом в 2017 году только 42% пользователей сказали, что они предпочитают использовать кассы самообслуживания. Но компании, как видим, всё равно продолжают их интенсивно внедрять…

Комментарии (49)


  1. Jury_78
    25.08.2023 08:30
    +14

    Надеюсь, со временем мы придем именно к такому будущему.

    Надеюсь - нет.


    1. Kahelman
      25.08.2023 08:30
      +8

      Поддерживаю, не хочу что в обо мне и моих покупках знали все кому не лень. Проблемы традиционных касс в том что их стоит 3-6 в большом магазине, и на них только 2 кассира. И из-за бутылки воды приходится пол часа в очереди стоять.

      Кассы самообслуживания это не решение для гипермаркета, где народ тележками закупается а потом на машине везёт. Это больше для магазинов «шаговой доступности» куда пешком пришёл или на велосипеде приехал. В этом случае количество товаров ограничено.

      По поводу распаковать и взвесить - не сталкивался. В Европе вроде все нормально упаковано и взвешено.

      Кстати есть лайфхак:

      Если автора кассы раздражает, пусть детей с собой берет им вообще по кайфу такой кассой пользоваться :)


      1. Einherjar
        25.08.2023 08:30
        +13

        Кассы самообслуживания это не решение для гипермаркета, где народ тележками закупается а потом на машине везёт.

        В гипермаркетах они как раз тоже нужны в дополнение к обычным кассам. Именно для людей которые туда зашли за парой предметов, чтобы им не ждать в очередях из людей с телегами заполненными с горкой. Особенно хорошо их польза ощущается перед какими-н праздниками.


      1. Jury_78
        25.08.2023 08:30
        +14

        Автор сам себе противоречит... Ратует за полный автомат, чтоб ничего не делать - взял и пошел, но переживает, что нет общения и люди теряют работу.


        1. petropavel
          25.08.2023 08:30
          +1

          И в соседних предложениях "супермаркеты вынуждены увеличивать цены, чтоб компенсировать потери из-за воровства" и "этих касс всё больше, потому что это очень выгодно, большая экономия на зарплате"


  1. marks
    25.08.2023 08:30
    +19

    Мне такие кассы нравятся потому, что там почти никогда нет очереди, при условии, что в магазине есть обычные кассы и вот такие. Всегда иду к ним.


    1. mpa4b
      25.08.2023 08:30
      +2

      Даже если туда есть очередь, как например в крупных ашанах или метро, всё равно она быстрее (хотя и по длине больше может быть), чем каждая из очередей на кассы с кассирами. Которых обычно открыто сильно меньше их полного числа -- и такая ситуация не зависит от наличия касс самообслуживания.

      Ещё сложилось впечатление, что автор настолько ненавидит сам посканировать свои товары, что ради этого готов терять дополнительные 10 минут в очереди к обычному кассиру. А заодно с тем кассиром можно ещё 5 минут почесать языком (ну а чо, те кто сзади -- неудачники, потерпят).


  1. Ksoo
    25.08.2023 08:30
    +29

    Мне нравятся кассы самообслуживания. Я перестал стоять в очередях. Всегда есть свободная касса. Если с детьми пошел, они с радостью сами попробивали. Никто тебя не торопит, есть время проверить все ли товары имеют ожидаемую цену и спокойно сложить свои покупки.


    1. Breathe_the_pressure
      25.08.2023 08:30
      +7

      Если касса настроена правильно (удобный интерфейс), то работает очень быстро. Плохой пример - Глобус, хороший - Перекресток и даже Пятёрочка.

      Я вообще везде стараюсь пользоваться этими кассами, где только возможно. Не нужны мне эти кассиры и очереди с бабулями, всё уже давно работает как надо. Даже во вкусвилле.

      В Нетто (Германия) до сих пор нет касс самообслуживания, стоишь как баран в очереди. Вот тебе и Европа. :) Данке щён, битте щён.


      1. mpa4b
        25.08.2023 08:30

        Ещё один баг usability: если есть N одинаковых товаров, то где-то надо сначала вводить кол-во, где-то после.


        1. inkelyad
          25.08.2023 08:30

          Мне казалось, что обычно можно вообще не вводить - сканировать каждый по отдельности. Ну будет вместо одной строчки в чеке "цена x штук" несколько одинаковых - разницы-то?


          1. Arbuzer
            25.08.2023 08:30

            Как, кстати, зачастую и делают сами кассиры: черт его знает, сколько у тебя бутылочек молочка с шоколадным вкусом, а сколько с ванильным, а цена на них может быть разная из-за акции или даже по дефолту. Так гарантировано нигде не прошибешься


        1. Aelliari
          25.08.2023 08:30

          Если товар требует подтверждения возраста, а у тебя их несколько одинаковых - плашка предупреждение может заблокировать ввод количества. И вместо того чтобы «пикнуть» и ввести количество - тебе в лучшем случае придется пикать второй отдельно (в худшем - сначала ждать сотрудника ибо плашка блочит вообще). Тоже баг юзабилити.

          P.S. Меня вымораживают магазины печатающие штрихкод на пакет но не добавляющие его в базу, следовательно отсканировать его нельзя. Зато у них бывает упоротое меню выбора пакетов, по которому нет никакой возможности понять о каком именно пакете идет речь, при том что в ассортименте их несколько


        1. Rohan66
          25.08.2023 08:30

          А где-то (улыбка радуги) касса начинает "интересоваться" - А не до х..ра ли ты взял товаров одного наименования? Наступает на 5 или 6 штуке товара. И как ей "объяснить", что тебе надо столько - ХЗ!


      1. vadimbudnyaev
        25.08.2023 08:30

        Глобус

        еще Лента: товары вечно не пробиваются, возникают ошибки, всё пищит из-за того, что вес не сходится, приходится по несколько раз звать помощницу. Хуже касс не встречал, хотя в целом их магазины нравятся.


      1. gev
        25.08.2023 08:30

        Да, в Пятерочке и Перекрестке лучший UX у касс, что я видел!


      1. TheChief5055
        25.08.2023 08:30

        Абсолютно согласен. Отличный UI в Перекрёстке (недавно его изменили на ещё более удобный) и совершенно ужасный в Магните.


      1. SonOfRageAndLove
        25.08.2023 08:30

        Это Перек - хороший? ???? Вы, наверно, ни разу дисконтную карту из приложения на том терминале не сканировали. Точка G проще находится, чем положение телефона, при котором сканер штрих-кода считает PDF417.
        Самый удобный терминал - в Metro. Там ручной беспроводной сканер.


  1. Djeux
    25.08.2023 08:30
    +4

    У нас есть два типа подобных касс.

    1. На входе берешь пульт, которым пробиваешь и можешь сразу складывать в пакеты. На выходе лишь вставляешь пульт и оплачиваешь. Есть случайные проверки на воровство.

    2. На выходе сканируешь и складываешь сразу в пакет который стоит на весах для проверки корректности (и чтобы не "забыл" просканировать все).

    Сам после появления касс самообслуживания пользуюсь только ими, стоять, сперва выкладывать все на ленту, а потом впопыхах закидывать все в пакет дабы не задерживать очередь так себе удовольствие.


  1. rdo
    25.08.2023 08:30
    +19

    Самое настоящее большебратство под прикрытием неолуддизма. Вот у Амазона хорошо, пробивать не надо, все само списывается с вашего счета. А я НЕ ХОЧУ чтобы магазин знал, кто я и где я живу.

    Статья просто переполнена двоемыслием и взаимоисключающими параграфами.


    1. kasiopei
      25.08.2023 08:30

      Когда обычная касса точно также знают. Причем из-за камер даже налик не спасет.


      1. Fedorkov
        25.08.2023 08:30
        +1

        Если вам настойчиво предлагают купить дисконтную карту, то это, весьма вероятно, единственный способ магазину получить персонифицированную статистику.


  1. GarryC
    25.08.2023 08:30
    +6

    По поводу фото в начале статьи - предлагаю автору разместить рядом фото очереди в обычную кассу со счастливыми лицами покупателей - так будет убедительнее.


  1. Aelliari
    25.08.2023 08:30
    +3

    Кассы самообслуживания экономят моё время просто за счёт того что у нас нет в них очередей. Уже за это я готов мирится с тем, что пробивать придется самому ибо ситуация когда из 30 касс работает только 5 - это норма для моего города :с. А ещё у нас встречаются кассы, в которые можно засыпать монеты горстями и они сами отсортируют и посчитают. Но на таких кассах нельзя часть суммы внести наличными, а часть - картой, такое только в кассе


  1. panzerfaust
    25.08.2023 08:30
    +4

    Мне кажется, многим из нас — особенно тем, у кого нет денег или времени на психологов — иногда могла бы помочь короткая беседа, которая никого не обременяет

    Беседа с кассиром, стоя в очереди, никого не обременяет? Точно?


    1. FuzzyWorm
      25.08.2023 08:30
      +1

      Похоже в тексте перепутали кассира и бармена.


  1. BugM
    25.08.2023 08:30
    +6

    Это кассы для тех кто купил мороженку и всё. Стоять в очереди с одной мороженкой долго и не нужно. С полной корзинкой в обычную кассу. Это удобнее.

    Остальные так и просто ерунда. Не общаться с кассиром мы в магазин ходим. Рабочих мест в конюшнях давненько нет уже. С воровством бороться магазины умеют нормально. Тип кассы не влияет.


  1. bdaring
    25.08.2023 08:30
    +5

    Вот категорически не согласен.

    По пунктам:

    1. Что значит усложняют? Не хочется усложнять, стойте к кассиру. Я сам тоже так делаю, если у меня полная тележка товаров. Зато если у меня 3-5 расфасованных упакованных позиций мне не приходится ждать пока кассир рассчитает товарищей с тележками.

    2. Любое повышение производительности труда кого-то лишает работы. Или высвобождает людей для других, более полезных видов деятельности.

    3. Я вас умоляю. Короткие юбки тоже надо запретить, они провоцируют насильников.

    4. Единственный пункт, с которым можно согласиться. Да и то, мне кажется большинство случаев вмешательства персонала объясняется отсутствием опыта орбращения с этими кассами у покупателей.

    5. Мой личный опыт обратный. В тех 3-5 магазинах что я посещаю регулярно, сломаные кассы видел очень редко. И в подавляющем большинстве случаев есть свободные.

    6. Да наоборот же, высвобождает время на общение с друзьями и близкими.

    В любом случае, вас же никто не заставляет пользоваться такой кассой. Не нравится - стойте в очереди к кассиру.


  1. Leshiy26
    25.08.2023 08:30
    +3

    Обожаю кассы самообслуживания, особенно когда берешь не много позиций, или, например, зашел только за бутылкой воды или мороженкой. Пробил на выходе за 10 сек и готово. Кассир же на кассе еще замучает тебя вопросами типа нужен ли мне пакет, картой или наличными, да еще и товары по акции будет предлагать. Вот нафига оно мне, когда можно просто подойти и самому все быстро пробить.

    По поводу воровства - не думаю что на обычных кассах самообслуживания, где требуется пробить товар, возможно массовое воровство, т.к. процесс контролируется с помощью видеонаблюдения. Единственное что меня удивляет до сих пор - это система Scan&Go в Гиперглобусах, где товар сканируется на сканер непосредственно в зале, а на кассе просто информация со сканера передается на кассу, ничего не сканируется и не проверяется... Контроль только выборочный, но я лично попадал на него один раз из 10. Выглядит эта система очень дыряво с точки зрения воровства.


  1. KivApple
    25.08.2023 08:30
    +2

    • Очередь к кассе самообслуживания гораздо короче, чем очередь к обычным кассам. В том числе если сравнивать магазин с такими кассами и магазин без таких касс с аналогичной загруженностью. Причина очевидна: касс самообслуживания тупо больше на той же площади.

    • В странах, где супермаркетам слишком дорого работать ночью (из-за особенностей законодательства и оплаты труда), например, в некоторых странах Европы, кассы самообслуживания позволяют создавать круглосуточные магазины.

    • В некоторых странах (например, во Франции) на кассе самообслуживания можно купить алкоголь без дополнительного подтверждения (как я понимаю, полагаются на глазомер сотрудника следящего за кассами).

    • Кассы самообслуживания могут иметь поддержку множества языков, в то время как кассиры полиглоты большая редкость. Это помогает туристам проще совершать покупки (в интерфейсе кассы можно выбрать английский или на худой конец гугл переводчиком переводить каждую надпись, коих там полторы штуки, плюс часто кнопки снабжены пикрограммами упрощающими понимание).

    С другой стороны, действительно, разные люди с очень разной скоростью ищут штрихкоды и ориентируются в компьютерных интерфейсах. Наверное, оптимально, когда есть выбор между классическими кассами и кассами самообслуживания в крупных магазинах. А в мелких магазинах у дома проще поставить кассира (ибо магазин слишком маленький и там всё равно 1-2 кассы, а кассы самообслуживания всё равно нуждаются в охраннике, сотрудниках обеспечивающих выкладку и т. д.).


  1. aik
    25.08.2023 08:30
    +3

    1. Они упрощают жизнь. Далеко не все с двумя тележками приходят на кассу. А когда такой с двумя тележками стоит на кассе, то ты со своей буханкой хлеба обязан его ждать. Ну или идёшь на кассу самообслуживания, если есть такая.


    2. Мне, как покупателю, пофиг, кого они там работы лишают. В пятёрочке у дома четыре кассы, обычно работает одна, изредка две. В более крупных магазинах зачастую та же история.


    3. Воровать будут всегда. И кассы тут не причём. Точно так же можно сказать, что супермаркеты провоцируют воровство. Вот хорошо в СССР было — сперва стоишь в очереди, говоришь продавцу, что тебе надо. Тебе дают талончик в кассу, стоишь в очереди там, пробиваешь. Потом с чеком опять в очередь на получение товара. Зато воровство не провоцировалось, да...


    4. Зато человек там обслуживает не одного клиента, а нескольких. И помощь нужна далеко не всем.


    5. Ну ломаются и ломаются. А обычные кассы что, не ломаются? Там те же весы, сканер и тачскрин.


    6. Если для вас единственный метод социализации — это постоять в очереди в супермаркете, то вам что-то надо в жизни менять.



  1. Fedorkov
    25.08.2023 08:30

    В начале 2000-х у меня было такое же ощущение от новых супермаркетов, где сам кладёшь товары в корзину. Потом привык, и теперь старые магазины с прилавком кажутся очень неудобными.

    А кассы самообслуживания - одно удовольствие: я вообще забыл про стояние в очередях.

    Один раз, правда, по рассеяности забыл оплатить покупку. Только через квартал понял, что что-то не так; пришлось идти обратно и сканировать всё заново.


    1. Keeper9
      25.08.2023 08:30

      пришлось идти обратно и сканировать всё заново.

      А можно было и не идти.


      1. Fedorkov
        25.08.2023 08:30
        +3

        Воспитание не позволяет.


  1. materiatura
    25.08.2023 08:30
    +7

    Да-да, угу. С самокассами разобрались, теперь давайте эти, ну... двери которые сами открываются. Там тоже много социальных проблем, от безработицы для швейцаров, до не возможности открыть дверь перед дамой...


    1. pae174
      25.08.2023 08:30

       от безработицы для швейцаров

      Да, а ещё раньше в каждом лифте был специально обученный негр для нажимания кнопок с номером этажа.


  1. NikaLapka
    25.08.2023 08:30
    +2

    Вариант - кассы самообслуживания - это удобно, но они были испорченны креативными менеджерами, не рассматривается?

    • В нашем обычном гипермаркете, платформы весов касс самообслуживания почему-то расположены на уровне колен.

    • Сколько пакетов вам нужно: "1 или больше?" и снизу, серым, на сером, мелким шрифтом "не нужно".

    • Молочка\Вино\... сперва нужно на одном сканере пробить обязательный стикер маркировки, и уже потом штрих код.

    • Балы\Акции\Сертификаты.. "услуга временно недоступна".

    • Скидки пенсионерам? Найдите\позовите Галю, чтобы подтвердить.

    • Абы как на клееный и трижды сложенный штрих код не читается - "Гаааааляяяя, у нас отмена".

    Почему-то на роликах в ютубе, в стране за океаном, выше описанных проблем нет, там как-то всё удобно и просто.


    1. svosin
      25.08.2023 08:30

      Молочка\Вино\... сперва нужно на одном сканере пробить обязательный стикер маркировки, и уже потом штрих код.

      У КСО в перекрёстках и пятерочках есть фича - можно сразу сканировать маркировку там, где она есть. Обычный штрихкод при этом вообще не нужен. Не знаю насчет других сетей.


    1. zurabob
      25.08.2023 08:30

      сперва нужно на одном сканере пробить обязательный стикер маркировки, и уже потом штрих код.

      Для молочки/воды достаточно только стикер маркировки, штрихкод совершенно не нужно. Вино не в курсе, не употребляю.

      Баллы/акции при сканировании карточки магазина прекрасно доступны, остальное тоже достаточно натянуто. Да, для отмены надо звать сотрудника, который рядом, хотя и один на все кассы самообслуживания и бывает занят. Но отмена это очень редкая операция по сравнению с экономией времени.


  1. bpGusar
    25.08.2023 08:30
    +3

    абсолютно шикарная вещь эти кассы. когда иду в какой то большой магаз и там есть такие кассы я лучше к ним пойду чем на обычную кассу, потому что это удобне и быстрее чем ждать пока Галя за кассой пробьет мне все товары. ОП стартеру походу совсем нечем заняться, пишет желтушные статьи какие то.


  1. M_AJ
    25.08.2023 08:30

    Ну а я брать на себя работу кассира вообще не хочу.

    Я тоже не хочу, но если выбор стоит между тем, чтобы стоять 20 минуть в очереди на забитой кассе или воспользоваться кассой самообслуживания, то я выберу второе. Я бы понял претензию, если бы точки заменяли 5 касс с кассирами кассами самообслуживания, но по факту в магазинах у дома я не видел больше 2-3 рабочих касс, и кассы самообслуживания просто увеличивают их число. В ретейле нет проблемы недостатка рабочих мест, которые отбирают кассы, там наоборот, хронический недостаток желающих работать за ту з/п которую они предлагают.


  1. Leetc0deMonkey
    25.08.2023 08:30

    Да вся (не вся конечно) эта автоматизация и информатизация, если приглядеться, это лишь перекладывание работы на конечного потребителя. Ещё во времена бумажных форм была критика, мол сэкономили на data entry staff и вынуждаете меня выполнять их работу, забесплатно. Но то хотя бы экономия на бумаге была. Пользование всякие госуслугами и прочими онлайн сервисами и даже банкоматами вылилось в то что во всём надо разбираться самому. Раньше пришёл, сказал что тебе надо, и за тебя делают всё как надо, или на кухонно-бытовом объясняют что не так. Но я-то ещё молодой, потерплю, а пожилое поколение очень сильно от такого "сервиса" страдает.


  1. Watashiwa
    25.08.2023 08:30

    Т е. По мнению автора раньше не было воровства? Да и вообще может тогда дело не в кассах, а людях?

    Сам всегда пользуюсь, удобно. А то тетя на кассе я ей карточку, а она ой а я уже наличку нажала. И пока отменят или пока сдачу найдут


    1. khulster
      25.08.2023 08:30

      Т е. По мнению автора раньше не было воровства? Да и вообще может тогда дело не в кассах, а людях?

      Зависит от варианта реализации. Схема, когда у тебя сканер которым ты пробиваешь все свои товары перед тем, как положить в корзину, а в конце - считаваешь с него список и оплачиваешь, очень уязвима к человеческому фактору. Сам много раз на автомате кидал товар в корзинку забывая сосканировать.

      К ней нужна какая-то финальная проверка, кмк.


  1. mikelavr
    25.08.2023 08:30
    +4

    Вы забыли про тех странных людей, которые при наличии возможности НЕ ОБЩАТЬСЯ с человеком - так и сделают. Даже если это немного дольше.


    1. DMGarikk
      25.08.2023 08:30

      я вот такой человек, для меня касса самообслуживания это прям сверхкосмическое достижение науки и техники, я стал счастливее когда пропали магазины с прилавком "дайте мне полкило колбасы… нет не этой, вот этой за 250р… нетнет левее, так еще 5 кг конфет… еще подсыпте… вот вот норм" (ооооблин аж передернуло)
      а с автоматами так вообще огонь стало


  1. khulster
    25.08.2023 08:30

    2. Кассы самообслуживания лишают людей работы

    Абсолютно мимо. Магазину, чтобы получить категорию супер, гипер или мегамаркета необходимо иметь минимально допустимое количество кассовых терминалов. При этом совершенно не требуется, чтобы все они работали одновременно. Поэтому нас 24 кассовых терминала в зале, из которых работают хорошо если шесть.

    Кассы самообслуживания закрывают этот вопрос, позволяя сохранить нужное количество терминалов, и при этом еще и высвобождают торговые площади под товары, так как на месте одной кассы с человеком, запросто размещается 2-3 кассы самообслуживания.

    Ну и в целом, переживать на тему того, что из нашей жизни уходят профессии лифтера или телефонистки несколько странно, как мне кажется.


  1. SuperTEHb
    25.08.2023 08:30

    "Пакет нужен? Наша карточка есть? А приобрести не желаете? Можете установить наше приложение и там выбрать скидки на интересующие вас категории товаров. Товары по акции интересуют? У нас в этом месяце очень вкусный шоколад. А кофе?...."

    Я понимаю, что проблема не в кассире как таковом, а в инструкциях сверху, но всё же самокасса пока что так не научилась. Пойду туда при первой же возможности.


  1. androidt1c
    25.08.2023 08:30

    Многие пишут про то, что удобство касс самообслуживания - в отсутствии очередей. Т.е. магазины заставляют нас пользоваться такими кассами, создавая неудобство на обычных. В 90% это вынужденно. Был в Евроспаре в Зеленоградске - это мрак и ужас: я, программист, трижды вызывал помощника, чтобы суметь выполнить покупку. Даже придя в этот магазин третий раз, пришлось вызвать помощника. Там абсолютно идиотская система машинного зрения: если "неправильно" переложить товар или пакет на глазах этого чудо-аппарата - всё, ступор.