Игровая индустрия стремительно развивается, аудитория игр исчисляется миллионами и ежедневно увеличивается. Вместе с развитием игрового рынка появляются и проблемы юридического плана. Плагиат, безлицензионное использование, незаконные скачивания и публикации игр – только часть сложностей, с которыми сталкиваются гейм-разработчики разного уровня и величины.

Интересно, что в российском сообществе разработки и издания игр, как правило, досконально не прорабатываются правовые аспекты создания игр. Почему от этой практики нужно уходить? Зачем в геймдеве нужен юрист? Отвечаем на эти вопросы в статье.

Регистрация геймдев-бизнеса

Все начинается с идеи. Команда единомышленников, сплоченных общими намерениями, решает создать игру и рассчитывает на привлечение широкой аудитории.

Уже в самом начале пути необходимо определиться с организационно-правовой формой ведения бизнеса. Нужно ли разработчику создать юридическое лицо или можно работать в статусе ИП, самозанятого лица? Ответ на этот вопрос повлияет на выбор системы налогообложения, на возможность оформления льгот и преференций, систему ведения бухгалтерского учета.

Задача юриста:

  • предложить подходящую форму ведения деятельности с учетом целей, задач и планов разработчиков;

  • сопроводить регистрацию ООО или ИП; помочь открыть банковский счет;

  • проконсультировать по порядку использования личного кабинета для налогоплательщика.

Оформление отношений внутри команды

Даже если в команде всего несколько участников, их роли нужно распределить, а договоренности закрепить на бумаге. От того, как юридически будут оформлены отношения партнеров, во многом зависит будущее проекта.

Тщательно проработанная корпоративная структура бизнеса дает возможность эффективно оптимизировать налогообложение, привлекать инвестиции, выходить на новые рынки.

Обеспечить прозрачность и безопасность в отношениях партнеров можно, заключив меморандум о взаимопонимании или соглашение о намерениях. Эти документы позволят партнерам договориться о конкретных правах и обязанностях сторон, определить общую стратегию, поставить действия в зависимость от определенных обстоятельств.

Также договоренности можно закрепить в корпоративном договоре, который рекомендован к заключению при существовании у юридического лица нескольких участников. Важно проработать устав и внутренние документы компании.

Стоит уделить внимание и оформлению отношений с приглашенными специалистами. Заключать трудовые договоры или договоры ГПХ? Ответ зависит от целей, задач и планов компании.

Задача юриста:

  • помочь членам команды прийти к консенсусу;

  • предложить варианты оформления рабочих отношений с приглашенными специалистами;

  • закрепить все договоренности на бумаге.

Предотвращение внутренних конфликтов

Члены сплоченной команды могут со временем разойтись во мнениях и планах.

Отсутствие юридически оформленных договоренностей может привести к спорам о принадлежности элементов игры, к разглашению идей и информации о разработках и даже к полной потере прав на игру. Такую серьезную угрозу нельзя недооценивать, важно заранее продумать способы защиты прав.

Минимизировать такие риски поможет, например, соглашение о неразглашении (NDA), в котором можно закрепить степень допуска к информации и участия отдельных членов команды в процессе создания игр, оформление прав на служебные произведения и другие юридические инструменты.

В некоторых случаях оптимальным инструментом может стать опционное соглашение, на основе которого участник получит свои права при достижении определенного результата.

Задача юриста:

  • предложить инструменты предотвращения внутренних конфликтов;

  • в случае возникновения спора предложить наиболее эффективный и выгодный для сторон способ его разрешения.

Защита интеллектуальной собственности

В процессе разработки игр создаются объекты интеллектуальной собственности (ОИС), например:

  • визуальные образы;

  • модели персонажей;

  • дизайн локации;

  • программный код;

  • музыкальное сопровождение.

Для создания этих объектов могут привлекаться внештатные специалисты: программисты, художники, дизайнеры, музыканты и т.п., поэтому обязательно нужно определить, кто является правообладателем ОИС и каким образом будет осуществляться переход исключительных прав от подрядчиков правообладателю. Интеллектуальная собственность нематериальна, поэтому для перехода прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности правообладателям важно все правильно оформить.

Большинство перечисленных объектов нельзя зарегистрировать в каком-либо государственном реестре, однако существуют юридические процедуры, заменяющие государственную регистрацию и способствующие защите ОИС (например, депонирование сценария к игре).

После создания игры у разработчика появится необходимость продвигать свой бренд, сделать свой продукт эксклюзивными, узнаваемыми для потребителей. Достичь этих целей поможет товарный знак, который рекомендуется зарегистрировать в Роспатенте.  В качестве товарного знака можно зарегистрировать логотип, название игры, имя персонажа и т.д.

Также разработчик может запатентовать интерфейс игры или его части в качестве промышленных образцов. Как и в случае с товарным знаком, регистрацию осуществляет Роспатент.

Что дает документальное закрепление прав на ОИС, регистрация товарного знака, патентование?

Во-первых, появляется защита от незаконного использования продукта. Третьим лицам будет сложнее копировать и монетизировать чужие идеи, а если это все же произошло, правообладатель сможет потребовать прекращения незаконного использования и получит возможность взыскать компенсацию за каждый факт нарушения. Например, разработчик сможет доказать в суде, что использование третьим лицом элемента из игры нарушает исключительные права, если элемент зарегистрирован как товарный знак.

Во-вторых, наличие документально подтвержденных прав на интеллектуальную собственность позволит продавать продукт по более высокой цене и эффективно развиваться, поскольку разработчик становится привлекательным для инвестиций. Кроме того, лицензию на право использования интеллектуальной собственности можно продать третьему лицу в целях получения дохода.

Отметим, что разработчик и сам может нарушать чужие права, например, используя схожие с другими играми товарные знаков. При таких обстоятельствах существует риск получения судебного иска, поэтому крайне важно провести анализ разработки на предмет ее соответствия уже существующим зарегистрированным товарным знакам или промышленным образцам.

Задача юриста:

  • помочь в оформлении прав на ОИС;

  • обеспечить объектам должную правовую защиту;

  • проверить, не нарушает ли сам разработчик чужие права, и предпринять меры для предотвращения судебных разбирательств.

Привлечение внешних инвестиций

Для масштабирования разработки часто требуется внешнее финансирование. Привлекать инвестиции можно от бизнес-ангелов, краудфандинговых площадок или частных лиц.

В большинстве случаев отношения с инвесторами оформляются договором купли-продажи долей, опционным соглашением или договором конвертируемого займа.

При заключении договора займа компания-разработчик получает денежную сумму, которую со временем нужно вернуть с процентами. Плюсы этого способа в том, что инвестор не получает контроля над бизнесом и не может вмешиваться в управленческие решения.

При заключении договора купли-продажи доли инвестор вкладывает деньги, но в обмен получает долю в компании и влияние на управленческие решения.

Задача юриста:

  • проанализировать доступные варианты привлечения средств;

  • выявить риски взаимодействия с инвестором и сообщить о них разработчику;

  • оформить с учетом интересов клиента такие документы как соглашение об основных условиях сделки, договор купли-продажи доли, договор займа, договор конвертируемого займа и др.

Обращаем особенное внимание на необходимость привлекать юристов этом этапе. Даже один неверный шаг, необдуманно поставленная подпись могут обернуться необратимыми последствиями, вплоть до потери прав на игру.

Привлечение паблишера 

Если разработчику нужна большая аудитория, возникает необходимость привлечения паблишера  – компании, которая занимается издательством игры и ее продвижением. На этом этапе подписываются соглашения (например, договор на продвижение/дистрибуцию игры) и определяется размер выплаты издателю вознаграждения.

Важно помнить, что паблишер заинтересован в заключении договоров на своих, выгодных ему условиях. Если к оформлению договоренностей не привлечь юриста, у разработчика возникают риски потерять контроль над территорией распространения игры, сроком действия лицензии паблишера, а также утратить дополнительные возможности монетизации.

Задача юриста:

  • проверить условия, предложенные паблишером в типовом договоре, на наличие рисков для разработчика;

  • исключить из договора положения, ухудшающие положение разработчика;

  • провести переговоры по заключению соглашения, приемлемого для обеих сторон.

Персональные данные

Высокие риски в сфере геймдева возникают в связи с несоблюдением требования законодательства о персональных данных, которое стремительно развивается и меняется. У игроков как у субъектов персональных данных есть определенные права, а у операторов персональных данных, к которым относятся и разработчики игр, есть множество обязанностей, которые необходимо соблюдать во избежание санкций.

Например, пользователь может в любой момент потребовать прекращения передачи своих персональных данных, а оператор обязан на это требование правильно отреагировать в установленные законом сроки.

Нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных и несоблюдение порядка их обработки может повлечь наложение на операторов персональных данных административных штрафов, размер которых доходит до 6 млн. рублей.

Кроме того, если компания выходит на зарубежный рынок, она неизбежно сталкивается с необходимостью соблюдать еще и иностранное законодательство о защите персональных данных. Несоблюдение закона грозит разработчику репутационными, а значит, и потенциально финансовыми потерями.

Задача юриста:

  • провести правовой аудит по персональным данным для игр, сайта компании и мобильных приложений;

  • подготовить внутренние документы компании по персональным данным;

  • обеспечить соблюдение требований по обработке персональных данных и их передаче, в том числе за рубеж (трансграничная передача данных).

Подведем итог

В статье освещается только часть той работы, которую проводят юристы в сфере геймдева. Помимо этого, необходимо решать еще массу задач в деятельности разработчиков. Так, не затронуты вопросы наполнения игры с точки зрения допустимости по возрастным ограничениям, вопросы поддержки при подборе правильного рейтинга для игры.

Не стоит забывать про налоговые и трудовые вопросы, вопросы, связанные с определением права на льготы и преференции для правообладателей объектов интеллектуальной собственности, оформление таких прав и многое другое. Большой блок работы связан с защитой прав разработчика в государственных и судебных органах. 

В глобальном смысле юридическое сопровождение игрового бизнеса решает проблемы

1. Минимизирует риск возникновения конфликтов внутри команды.

2. Защищает активы разработчика от незаконного использования.

3. Упрощает и делает безопасным процесс привлечения инвестиций.

4. Помогает развитию и выходу на более широкую, в том числе зарубежную аудиторию. 

Анна Коняева

Управляющий партнер ООО "ЦПО групп"

Комментарии (2)


  1. Machirodont
    26.08.2023 16:00

    Забыли вишенку на торте - крупные издатели начали патентовать непосредственно игровые механики. Так что скоро любая игра потребует патентной экспертизы и покупки кучи лицензий у тех, кто успел запатентовать, что в игре можно использовать лифты, телепорты, двигать предметы, крафтить, ездить на лошади, прыгать, бегать и т.д.


    1. GospodinKolhoznik
      26.08.2023 16:00

      Игровой рынок сейчас очень сильно перегрет, а с внедрением AI в геймдеве случится кризис перепроизводства. И крупные студии чувствуют, что скоро без таких грязных приёмчиков им уже будет невозможно выжить.

      Впрочем такая фигня с перепроизводством во всем IT назревает.