Привет, Хабр! Меня зовут Ломакина Мария. Я процессный аналитик нескольких продуктов экосистемы в компании СМ Лаб. Моя статья будет посвящена тому, как много всего придумано, но как некачественно сделано. То ли это профессиональная деформация, то ли я очень восприимчивый и требовательный пользователь.

Фильтры

Недавно, делая заказ на одном из популярных маркетплейсов, поняла, что до совершенства нам еще «топать и топать». Как же хочется просто нажать одну кнопку и вот тебе полный набор всего того, что ты хочешь. Как же хочется не скролить часами в поисках того самого идеального продукта. Как же хочется не устанавливать десятки параметров для того, что бы маркетплейсы предложили тебе в итоге не то, что ты ищешь. Хочется получить то, что хочется и быстренько.

Может возникнуть вопрос «а что не так с нынешними популярным маркетплейсами»?

Например, фильтры. Для чего нужны фильтры? Чтобы отбирать то, что хотим от ненужного.

Что должны делать фильтры? Упрощать поиск. Для кого созданы фильтры? В первую очередь, для пользователя. 

Но в нынешних реалиях все не так просто, как должно быть. Фильтры не упрощают путь и не отбирают нужное от ненужного. Фильтры используются для того, чтобы некий продукт не затерялся и был замечен пользователем. Например, пользователь ищет черные брюки. Заходит в приложение, выбирает нужную категорию, проваливает в фильтры и что он видит? Пользователь видит огромное количество разных категорий фильтра: бренд, пол, сезон, размер, посадка и т.д. Представим, что пользователь провалился в категорию Сезон. И что он видит? Подкатегории: демисезон, лето, зима, вне сезона и т.д. А теперь давайте представим, что пользователь проваливается в каждый параметр и выбирает что-то подходящее. И! Приложение предлагает ему не тот товар, который хотел пользователь!

 — Но как же, я же сидел и выбирал, конкретизировал запрос, а ничего подходящего нет! Я выбирал черные брюки, а мне предлагают шорты.

 Что это значит?

Предполагаю, что  создавать некий сервис, продавцу дают возможность выбрать несколько категорий для одного продукта. Но зачем? Путь пользователя не упрощен, а предпочтение отдается продавцу продукта. Итог: пользователем потрачено неразумное время на поиски, сделано множество нажатий, а идеальные брюки так и не найдены.

Делая акцент на нескольких актуальных и важных фильтрах, можно избежать длинного и неэффективного пользовательского пути.

Персонализация с фильтрами

Отсутствие качественной персонализации — плохой тон. Мы все хотим внимания и ценим индивидуальные подходы. Маркетплейс помнит про мой День рождения? Как мило! Приложение напоминает мне о том, что нужно закупиться витаминами? Супер, спасибо! Я как раз собиралась это сделать! Часть из этого уже есть на рынке. Но как много мы еще не видим и не чувствуем на себе! Мы все еще вынуждены пользоваться фильтрами и уточняющими вопросами.

А почему бы не использовать какие‑то «модные предложения»? Например, те самые брюки, которые были в выпуске «Женский форум». Как некие #теги. Это просто гипотеза, она тоже имеет место быть!

В качестве неплохого примера фильтров можно привести Lamoda. Сервис заранее предлагает популярные бренды, подсказывает подходящий размер одежды, исходя из предыдущих заказов и даже предлагают некую стилизацию. Правда, к фиче «с чем носить» у меня тоже есть вопросы.

Теперь допустим, нам предлагают фичу — поиск по фото. Но и тут пользователь сталкивается с некачественным результатом. Ему не предлагают то, что он ищет. Ему предлагают все подряд и пользователь все также ничего не получает. Он получает якобы похожее, но все же не то! Пользователь ищет брюки, а ему предлагают сапоги. Как мне кажется, Яндекс с этой фичей справляется пока лучше всех.

Сервисы предлагают пользователю «удобства», которые больше похожи на кейсы из какой‑то тестовой платформы. Складывается ощущение, что по разработанным фичам не проводится ни аналитика, ни исследование, ни А/В тесты. А ведь все сделанное можно улучшить. Пользовательский путь можно сократить. И пользователь оценит качественный продукт, а не наличие просто популярного продукта.

Отдельно хочется выделить часть фильтра, а именно «кнопка с ссылкой» в приложении Золотое яблоко. Они тоже страдают от большого количества «подкатегорий». Но выбирая раздел «все товары», пользователю предлагаются все категории с картинками. Приложение наглядно показывает к чему относится та самая категория.

Таким образом, пользователю не нужно читать. Пользователь может смотреть картинки и выбирать. Согласитесь, смотреть картинки и не вчитываться и вникать в названия куда проще.

Вывод: давайте улучшать свои продукты, а не заполнять их модными фичами. Давайте стремиться к простому и приятному!

Мы с командой ведем канал, куда стараемся писать и ежедневно отбирать качественный и полезный контент для аналитиков и продуктов.

Приходите, материал может быть полезен и для вас @community_sm

Комментарии (10)


  1. zabanen2
    14.09.2023 13:53
    +2

    о да. ищешь товар по точному запросу. 10-ка ссылок гугла ведет на маркетплейсы, в которых представлен товар по этому же точному запросу, но с мааленьким нюансом


    1. Maria_ll Автор
      14.09.2023 13:53
      +1

      А нюансы таковы «доставка через год» или «нет в наличии»


  1. konst90
    14.09.2023 13:53
    +1

    Чтобы фильтры работали, надо в первую очередь обеспечить его нормальными данными. Без этого вся персонализация и польза для юзера летит к чёрту.

    Эталонное "Как делать не надо" - Леруа Мерлен. Вот, например, типы розеток. "Розетка телефонная" и "Розетка RJ11", "Розетка USB" и "Разъём USB", "Розетка RJ45" и "RJ45", "Компьютерная розетка" и "Розетка для телефона/компьютера" идут в одном списке.

    Или, например, материалы стульев. Три разных сочетания металла и пластика, три сочетания металла и дерева, три варианта металла (плюс сталь).

    И это не маркетплейс, куда загружают карточки товаров тысячи продавцов, а магазин.


    1. Maria_ll Автор
      14.09.2023 13:53

      Согласна. Ваш пример так же наглядно показывает, что путь не упрощен. И тут как раз устаревший формат торговли. Когда расчет больше на магазины оффлайн. Но сайт с товарами все равно есть, потому что есть у всех)


  1. dmitryshev
    14.09.2023 13:53
    +1

    хорошая продуктовая тема, чтобы посмотреть на свои интерфейсы ещё раз свежим взглядом. Неудивительно, что у Яндекса лучше всего получается искать по картинкам, они этим занимаются давно и над этим работают выделенные команды. Остальные делают фичу ради фичи, для них главное хайп-хайп, а техническая реализация уже дело второе. Тоже самое было с историями как у инстаграма. Каждый себе напилил эти истории, но у единиц они действительно "работают" развиваются


  1. saege5b
    14.09.2023 13:53
    +1

    Повеситесь.

    У одной рубашки будет десятка два фильтров.

    У носков будет с десяток фильтров.

    И сейчас продавцы карточки товаров не заполняют, или заполняют мусором, а там тем более. Особенно китайцы :)


  1. Batalmv
    14.09.2023 13:53
    +1

    Как говорит известная, но по ходу забытая некоторыми истина "в хорошем вопросе половина правильного ответа". Если знаешь, что хочешь и можешь найти - не проблема. А если не знаешь - купишь что-то. Что с фильтрами, что с живым консультантом

    Проще говоря, источник проблемы может быть как с одной, так и с другой стороны экрана


    1. Maria_ll Автор
      14.09.2023 13:53

      Получается, что я затронула только подпроблему проблемы ????


  1. Xeldos
    14.09.2023 13:53
    +1

    почему бы не использовать какие‑то «модные предложения»? Например, те самые брюки, которые были в выпуске «Женский форум». Как некие #теги.

    Можно не надо?


    1. Maria_ll Автор
      14.09.2023 13:53

      Я привожу только пример. Можно и на «мужское женское» заменить)