Всем привет! Меня зовут Ростислав, я full-stack разработчик. Последние 3 года у меня есть хобби - доведение пет-проектов до стадии финансово рентабельных IT продуктов. Сейчас я хочу поделиться своими советами о запуске проекта, исходя из своего опыта.

Если имеет значение: раньше я разрабатывал на React и NestJS, сейчас перешёл на React и FastAPI (Python).

Сейчас у меня есть два проекта, приносящих прибыль:

  1. Telegram чат для сайта (Telegram Feedback) - ~40 000 руб / мес.

  2. Доступ к ChatGPT (ChatGPT Me) - ~70 000 руб / мес.

P.S. Если интересно посмотреть - ссылки в закрепленном комментарии.

Суммарно они принесли мне ~750к выручки за последние полтора года (но практически всё ушло в реинвест):

Минутка пруфов
Минутка пруфов

Следовательно, что-то у меня получилось. Пусть и немного, но заставить проекты работать не в минус - довольно большое достижение.

Еще штук 5 проектов я похоронил на разных этапах развития, поэтому негативного опыта у меня тоже достаточно (и он в чем-то даже более ценный).

Перейдём к сути: допустим, вы разработчик, выбрали идею и решили воплотить её в продукт с целью заработать. Вот мои советы:

1. Не думайте, что разработка - это всё, что нужно для успеха

Несколько лет назад я думал: сейчас сделаю классный полезный продукт и у меня буду пользователи! Но нет. Так не работает.

Разработка - это не самая большая сложность. Как правило, что-то разработать вообще не проблема, это только решаемая задача (тем более для программиста).

Проблема в другом.

Какой бы классный у вас продукт не был, никто им не будет пользоваться, если не узнает о нем.

Если пользователь узнает о продукте - может не зарегистрироваться. Если зарегистрируется - может не оплатить. Если оплатил - может уйти.

Заставить аудиторию узнать о продукте во время такого информационного шума сложно и дорого. Удержать внимание попроще, но тоже тяжело. Все компании сейчас борются за внимание аудитории.

И именно эта задача будет у вас основной и самой сложной. Заранее приготовьтесь к тому, что основная борьба за успех продукта будет не на поле разработки.

Но это не означает, что разработкой не нужно заниматься. Она будет занимать очень большое количество времени, просто это не будет самым сложным.

Разумеется, есть исключение: если вы придумали прорывную технологию по типу ChatGPT. Но для этого вам нужны хотя бы сотни миллионов долларов, так что такой вариант не рассматриваем.

2. Концентрируйтесь на маркетинге и постоянно учитесь новому. Это самое важное

Если вы решили заниматься продуктом самостоятельно, продвигать вам его тоже самостоятельно. Придется научиться. Я вот до конца так и не научился, но активно пытаюсь.

Какие-то источники продвижения у вас будут основными, какие-то желательно просто держать в голове.

Вот мой субъективный "начальный" список тем, которые нужно знать хотя бы поверхностно перед запуском своего продукта. Уточню: везде своя специфика, я говорю только про свой опыт.

1) Что такое SEO и как с ним работать

SEO - самый дешёвый источник регистраций, если вы смогли добиться каких-то позиций в поиске. Но обычно это игра или в долгосрочную, или для нового рынка (на какое-то время у меня сработало с ChatGPT).

Разберитесь как:

  • делать правильную структуру сайта;

  • попадать в хорошие показатели Google Page Speed;

  • как закупать ссылки (и мой совет: покупайте только вечные).

Полезные ссылки:

  • Для проверки производительности сайта - https://pagespeed.web.dev/.

  • Базовый чек-лист - https://backlinko.com/seo-checklist.

  • Любые другие материалы по SEO, их тонны.

Бонус для разработчиков: если вы умеете в вёрстку и SSR - вам будет легче с SEO.

2) Как изучать ЦА и выявлять боли

IT продукт - это не про функции, а про решение болей конечного пользователя

Полезные ресурсы:

  • "Интернет-маркетинг – настольная книга digital-маркетолога.

В целом книг по маркетингу и продажам много, все не вспомню, но я читал и изучал очень многое. Чем больше изучите, тем лучше. Умение понять свою ЦА - это база.

Важный момент: маркетинг - это всё-таки практический навык. Поэтому нужно практиковаться и пробовать, иначе ваши знания не пригодятся.

3) Навык настраивать Яндекс Директ

По моему опыту, через этот источник легче всего привлекать первых пользователей. Реклама легко настраивается, стоит не очень дорого, научиться достаточно легко.

Правда слить бюджет тоже очень легко.

Полезные ресурсы:

  • любое видео на YouTube на 1-2 часа (например, вот);

  • официальная документация.

Главное: старайтесь всегда настраивать рекламу через конверсии.

4) Минимальный навык настройки аналитики

Яндекс Метрика вам в помощь.

Что нужно уметь понимать:

  • сколько человек к вам заходят;

  • из каких источников;

  • сколько регистраций;

  • сколько реальных пользователей;

  • сколько платящих пользователей;

  • на каких этапах пользователи отваливаются.

Аналогично советую посмотреть вводные видео на YouTube длиной от часа. И изучайте официальную документацию.

5) Базовые навыки дизайна

Продукт должен быть удобным и понятным. В идеале, красивым, но этот пункт в самом начале точно можно опустить.

Поэтому нужно понимать, как структурировать информацию на сайте, на текущем экране и максимально понятно доносить до пользователя полезность.

Полезные ресурсы:

  • большое кол-во бесплатных и платных курсов - https://www.uprock.ru/;

  • насмотренность на Behance и Dripple.

Желательно пройти курсы по UX'y. Но я не проходил и посоветовать не могу. До этого момента я просто смотрел в аналитику по конверсиям и думал "как улучшить этот шаг".

6) Умение работать с конструктором сайтов

В самом начале нужно будет очень много тестировать гипотезы продаж. На каждый чих верстать сайт долго.

Поэтому нужно уметь быстро собирать сайты на каком-нибудь конструкторе.

Для себя я выбрал Tilda, т.к. это достаточно простой конструктор и выдает достаточно быстрые SEO-совместимые сайты (с некоторыми оговорками). Говорят, Creatium тоже неплохой.

3. В самом начале - попытайтесь продать макет продукта

Этот момент для меня был довольно неочевидным. Я сначала брался за разработку и пытался показать пользователям хотя бы MVP. Иногда в MVP была даже интегрирована платежная система!

Оказалось, это частенько было лишним.

Для понимания, что разработку не стоит даже начинать и продукт никому не интересен (или вы выбрали не ту ЦА) достаточно следующего:

  1. Сделать лендинг на конструкторе, который будет вести на форму регистрации.

  2. Сделать форму регистрации.

  3. Пустить рекламу на сайт через Яндекс Директ или закупить на подходящем ресурсе (Telegram, YouTube и т.д.).

  4. Посчитать стоимость регистрации.

    И умножить эту стоимость на 3, чтобы приблизить её к теоретически реальной. Регистрация - это ещё не конечный пользователь, который будет пользоваться вашим продуктом и, тем более, платить.

  5. Посмотреть, готовы ли вы продолжать с такой стоимостью пользователя.

Минус для разработчиков: из разработки тут только форма регистрации. Всё остальное - это маркетинг.

4. Делайте максимально просто и быстро

Опять из своего опыта: перед запуском и в первое время после запуска проектов я старался добавить всевозможные функции, которые могут пригодиться пользователям.

Делал качественно, периодически покрывал тестами и продумывал все наперед (а как это будет работать, если будет 100 000 пользователей).

И... так делать не нужно до тех пор, пока продукт не станет рентабельным. Просто потому, что 80% функций вы или выкинете, или ими не будут пользоваться.

Самая выгодная стратегия: сделать максимально просто, лишь бы работало. Умеренно забить на качество и расширяемость. И идти дальше добавлять функции, которые просят пользователи.

Качеством и масштабированием займетесь, когда продукт будет окупаться и когда у вас появится время на "стабилизацию" ситуации. Или вообще не займётесь, потому что это не нужно.

Это тот случай, когда "недобдеть" экономически более целесообразно, чем "перебдеть".

5. Привыкните к синдрому самозванца

Когда вы занимаетесь разработкой своего проекта, вы неизбежно сталкиваетесь с очень широким спектром задач:

  • от верстки лендинга до установки даундетектора;

  • от оптимизации конверсии в регистрацию до резервного копирования БД;

  • от сбора обратной связи до интеграции с платежными системами.

Тут вы должны быть фуллстеком, тут скорее программисто-маркетолого-продактом придется быть.

Примерно половину своих задач вы будете делать в лучшем случае не совсем плохо или, если повезёт, нормально. Просто потому, что на всё нет времени и нельзя быть сильным специалистом во всем.

Это абсолютно нормально. Так и нужно делать. Пусть не везде качественно, пусть не везде хорошо, но лучше работающий хоть как-то продукт, который приносит пользу, чем идеально продуманная идея

По мере необходимости будете улучшать стабильность и дорабатывать функционал, дизайн и продажи. Или звать людей в команду для этих задач

Но до стабильной прибыли разрабатывайте необходимый минимум, максимально просто и не парьтесь о будущем (которого может и не быть, хе-хе).

Вывод

Процесс создания своего IT продукта - это долгий процесс, который требует широкого спектра знаний и навыков.

С первой попытки ничего не получится, со второй выйдет плохо. Но по мере попыток - может и выйдет действительно полезный продукт, который найдет свою аудиторию.

Напомню, что у меня есть серия статей про развитие своего проекта - "Стартап в соло. Часть 1: текущие показатели"

---

И поставьте лайк, пожалуйста. Мне это действительно важно ❤

Комментарии (42)


  1. RostislavDugin Автор
    23.09.2023 13:16

    P.S. Если интересно, вот ссылки на проекты, т.к. в статье нельзя их размещать:

    Telegram чат для сайта - https://telegram-feedback.com
    Доступ к ChatGPT - https://chatgpt-me.com/


  1. RostislavDugin Автор
    23.09.2023 13:16

    P.S. Если интересно, вот ссылки на проекты, т.к. в статье нельзя их размещать:

    Telegram чат для сайта - https://telegram-feedback.com
    Доступ к ChatGPT - https://chatgpt-me.com/


    1. Barabas79
      23.09.2023 13:16
      +1

      Второй сайт не открывается, пишет сайт не найден


      1. RostislavDugin Автор
        23.09.2023 13:16
        +1

        Ошибся в адресе, спасибо, что поправили

        https://chatgpt-me.ru/


        1. Anton-V-K
          23.09.2023 13:16
          +2

          10 сообщений
          ~1 000 обработанных слов
          1 диалог

          Для неофитов можно объяснить, как понимать этот бесплатный тариф: "10 сообщений" - это "10 запросов", а "1000 обработанных слов" включают и ответы ChatGPT?

          Я затестил бесплатный режим, и после трёх запросов выскочила шляпа с запросом денег. Чё так-то?

          Остаток в конце месяца восстанавливается?

          В FAQ этот момент написан таким образом:

          Если на конец месяца лимит не израсходован, он обнуляется.

          Имеется в виду календарный месяц или месяц с дня регистрации?

          Попросите ChatGPT написать вам вменяемый FAQ ;)

          И с Vivaldi 6.1.3035.302 (Chrome/114) форма регистрации подружиться не смогла - после ввода своих данных нажатия на кнопку игнорировались, пришлось воспользоваться Chromium 108.0.5359.125.

          Могёт ChatGPT поревьюить вёрстку сайта? ;)


          1. Peter_Severa
            23.09.2023 13:16
            +1

            Да, может. Вот бесплатно GPT-4 для подписчиков моего канала http://t.me/Severa_GPT_bot

            Надо, пожалуй, написать свою статью на Хабр.


          1. RostislavDugin Автор
            23.09.2023 13:16

            По условиям бесплатной версии - глобально, 3 бесплатных сообщения и всё. Иначе халявщики начинают мне токены съедать). Нужно будет обновить

            А про Vivaldi... я тестировал только в Chrome и Safari, т.к. ими пользуется основная масса пользователей. На Firefox'ы и т.д. забил, т.к. их проблематично поддерживать. Не тот проект для этого)


    1. Yuribtr
      23.09.2023 13:16
      +3

      Классно, а я как раз пользуюсь вашим Telegram Feedback на одном из сайтов. Подкупила простота установки/настройки и бесплатный функционал.
      Так как сам давно подумываю над разными бизнес идеями - советы от разраба - разрабу в отношении маркетинга и менеджмента проекта - очень ценны, ну для меня по крайней мере.
      Желаю успехов в развитии.


      1. RostislavDugin Автор
        23.09.2023 13:16

        Спасибо)


        1. amatoravg
          23.09.2023 13:16

          Не подскажите, а на сайт с движком joomla 2.5 эту штуку тоже можно подключить?


          1. RostislavDugin Автор
            23.09.2023 13:16

            Да, конечно. На вообще любой сайт можно


  1. rsashka
    23.09.2023 13:16
    +1

    Эти проекты идут вместе с основной работой или вместо? Если вместе, то рад вашему успеху и усидчивости совмещать хобби и работу, но если вместо, то как-то не густо для IT специалиста.


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16
      +1

      Вместе

      Сначала проекты шли медленно, т.к. времени было 1-2 часа вечером и на выходных. Не скажу, что было слишком тяжело, но и с усидчивостью у меня полный порядок. Но если хочется и проектами заниматься, и работать - нужно прилагать усилия, вот я и прилагал)

      Сейчас чуть бодрее, т.к. сменил занятость на part-time + свои проекты


  1. shasoftX
    23.09.2023 13:16
    +7

    Основная идея - нужно уметь продавать проект, а не делать его.

    Помнится была история (выдуманная) ещё N лет тому назад. Про Васю и Петю. Вася писал программу делая её быстрой и удобной. А Петя тяп-ляп и начал продавать. По итогу Петя на деньги от продажи нанял программистов которые переписали его программу (т.е. осталась только идея). А Вася когда дописал свою, то обнаружил что рынок заняла программа Пети и его никому не нужна.

    И вот когда такие посты читаешь, то понимаешь что история ты была жизненная..


    1. cliver
      23.09.2023 13:16
      +9

      Это как раз говорит о том, что так называемый "успех" определяется системой социальных связей (умением рекламировать, продать, вступить в выгодное партнерство и проч.), а не качеством в принципе. Плохой продукт при налаженной схеме продаж будет приносить доход, а отличный продукт без работающего способа предоставления его потенциальным пользователям - нет.

      Однако, если принять этот принцип, то можно прийти к следующему выводу. Большинство "успехов" - это посредственное дерьмо, а большинство гениев никому не известны и подыхают от безденежья или голода.


    1. Vasjen
      23.09.2023 13:16
      +7

      C баша

      Вася и Петя одновременно начали писать один и тот же продукт.
      Вася был «ориентирован на результат» и начал сразу писать говнокод не продумав толком архитектуру.
      А Петя месяц разрабатывал архитектуру, месяц делал удобный интуитивный интерфейс, которому позавидывал бы Джони Айв, потом месяц писал тесты, потом два месяца писал сам код и получил идеальное стабильное приложение.
      Но Вася выпустил уже через месяц первую версию программы, пусть и не идеальную, пусть с багами, но рабочую, и начал её продавать. Ещё через месяц выпустил вторую версию исправляющие баги первой и добавляющие новые баги. Ещё через месяц на доходы от продаж нанял двух толковых программеров, которые за два месяца перелопатили весь код, согласно пожеланиям пользователей допилили интерфейс и выпустили третью версию программы.
      Итого, через пять месяцев у Васи было два работника, куча клиентов и сносно работающее приложение отвечающее желаниям клиентов.
      У Пети было вылизанное никому не известное приложение, минус на банковском счёте и ни одного клиента.
      В завершение этого выдуманного примера можно сказать, что через полгода Вася купил все наработки Пети, Петю взял в штат тестировщиком, а сам по пьяни разбился на своём новеньком Туареге


    1. GospodinKolhoznik
      23.09.2023 13:16

      Если бы этот гипотетический Петя писал тяп-ляп, он бы просто не дописал программу. Петя писал быстро. А это значит не тяп-ляп, а наоборот он сильный разработчик, который на лету умеет писать структурный код, применять удачные архитектурные решения, благодоря которым и смог довести написание программы до конца. Вот если бы он писал тяп-ляп, не парясь о структуре программы, код бы начал разваливаться от малейшего изменения, и он бы очень долго с ним возился и так и не смог дописать. (Ну разве что дело было в 80е и программа была очень примитивная.) Скорее всего Пяте заморачивался по поводу структуры и архитектуры кода, даже в ущерб производительности, да и вообще забил на производительность (до разумных пределов). А оптимизацией производительности занялись уже наёмные работники, когда программа стала приносить финансовый результат.

      И как правило в книгах по архитектуре ПО авторы рекомендуют придерживаться именно такого подхода.


      1. MikeVentris
        23.09.2023 13:16

        Главный вопрос - это определение таких понятий как "структурный код", "удачные архитектурные решения", "до конца".

        Для Пети "структурный код" - это такой, который ему понятен. "Удачные архитектурные решения" - это те, которые позволяют быстро довести продукт до пользователя, а затем, так же быстро, внести появившиеся доработки. "До конца" - до состояния, при котором продукт можно начать продавать.

        А теперь ключевой вопрос: насколько эти определения отличаются от определений в головах среднестатистического программиста?


        1. GospodinKolhoznik
          23.09.2023 13:16

          Среднестатистический программист работает в команде над поддержкой существующего кода. Зачастую на легаси. И для него отличия в определениях следующие:

          Структурный код это такой код, который понятен не только ему, но и другим членом команды, особенно лиду, иначе его правки завернут.

          Удачные архитектурные решения это те, которые не навредят и ничего не сломают в существующей системе. Т.к. главное правило работает - не трогай.

          "До конца" для него это гораздо более слабое состояние. Такое при котором правку в код можно продать тимлиду, как правку, закрывающую текущую таску и ничего более. Сделать это несоизмеримо проще, чем довести код до состояния, при котором пользователи готовы будут поатить за него деньги.


  1. Laryx
    23.09.2023 13:16
    +4

    Главное - "попасть в струю". "Оказаться в нужном месте в нужное время".

    Остальное - в разы менее важно. Безусловно, все указанные моменты - это множители успеха, и если по какому-то из них "окажется нуль" - то и результат будет нулевым. Однако, если не "окажешься в нужном месте в нужное время" - в лучшем случае будешь "отбивать затраты", как в данной статье... Вроде как больше, чем полмиллиона в год, куча людей живут на заметно меньшие суммы, а в результате "ушло на реинветирование". И кто получил прибыль?


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16
      +1

      Я бы дополнил, что я ещё и вкладывал в проект, так что это тоже такой момент.

      Но все-таки проект на начальной стадии развития. Я где-то читал, что продукты становятся действительно успешными и находят product-market-fit только через 3-5 лет.

      Так что посмотрим, что из этого выйдет. Как минимум, опыт точно останется со мной :)


  1. csharpreader
    23.09.2023 13:16

    Интересно, вдохновляюще.

    Но я, признаться, ожидал больше конкретики именно про ваш «свечной заводик» ))


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16

      У меня в профиле 5 статей про мой свечной заводик). С конкретикой и деталями)


  1. Slav2
    23.09.2023 13:16

    Не ограничивайтесь русскоязычной аудиторией. Чатом для телеграмма только русскоязычные могут пользоваться? Вы получаете (навскидку) 30% от возможной прибыли с этого проекта, а переключения на английский на сайте я не вижу. Для приема платежей была статья недавно.


    1. Extender
      23.09.2023 13:16

      Там дело не в приеме платежей, а в том что чатГПТ заблокирован в России, доступ через бота никто за пределами России покупать не будет (он и так есть, бесплатно)


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16

      Я пока с Россией до конца не разобрался. Но в будущем, возможно, попробую на разные страны запуститься


  1. Ejentos
    23.09.2023 13:16
    +1

    Считаю самой большой ошибкой - это делать проект в одиночку и изучать многие предметные области самостоятельно.


    1. Didntread
      23.09.2023 13:16

      с такими доходами не понятно, чем платить помощникам. А приглашения в бизнес даже близких людей плохо заканчиваются


      1. RostislavDugin Автор
        23.09.2023 13:16

        +

        Это и есть основные причины


  1. Ivan22
    23.09.2023 13:16
    +3

    в принципе непонятно только одно, зачем писать сам проект??? т.к. после уже настроенного таргетинга, готового лендинка, продуманного маркетинга и т.д. можно просто продавать чужой скам за процент, профит


    1. MikeVentris
      23.09.2023 13:16

      По сути, это и есть номер 1 в списке "как поднять денег бесплатно, без СМС без вложений": купить подешевле(в идеале бесплатно), продать подороже.

      Во многом, проект про Чат-ГПТ как раз работает по этой схеме.

      Проблема в том, что большинство реально талантливых программистов приходят к этому осознанию не сразу и очень не хотят принимать мысль о том, что умение продавать намного важнее умения разрабатывать. И это естественно, кажется что "с этим миром что-то не так".


      1. avost
        23.09.2023 13:16

        большинство реально талантливых программистов приходят к этому осознанию не сразу и очень не хотят принимать мысль о том, что умение продавать намного важнее умения разрабатывать

        Причём здесь программисты? Это касается и всех других талантливых профессионалов. Архитекторов, врачей, инженеров и тд. И они не то, чтобы не хотят осознавать и принимать эту глубочайшую мысль, просто им это не интересно. Они же талантливые программисты, архитекторы, инженеры, врачи, а не продажники. И став продажниками (не обязательно талантливыми) они перестануь быть тем, кем были. На двух стульях почти невозможно усидеть.

        Проблема в том,

        Проблема ли это?


        1. MikeVentris
          23.09.2023 13:16

          Проблема, но только в том случае, если материальные амбиции человека выходят за пределы вилки синьор-разработчика. Т.к. все что выше, начиная от архитекторов и заканчивая CTO (не говоря уже о собственном деле) приведет к необходимости "переставать быть тем, кем был".


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16

      Мотивация - в маржинальности. Свое продавать маржинальнее и масштабировать можно


  1. Gradiens
    23.09.2023 13:16
    +1

    Оно все конечно так, как вы пишете, но как же достали все эти продукты, сделанные "на отвали"!

    Достали сервисы, которые заставляют пользователей страдать.

    И, что удивительно, это считается за норму. Все делать спустя рукава.

    Вот вы, например, ошиблись с самым главным, ради чего эта статья затевалась: указали не ту ссылку на ваш продукт. И, даже после того, как вам подсказали, что ссылка нерабочая, вы оставили ее в закрепе. Не находите, что потратить массу времени на статью, а потом забить на исправление ошибок и лишиться части трафика - это не самая оптимальная стратегия?


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16
      +1

      С одной стороны, всем не нравятся продукты, сделанные на "отвали".

      С другой стороны, единицы готовы платить за качественный продукт.

      Так что рынок решает. Это не "всё делать спустя рукава" считается нормой, а ресурсов ограниченное количество у всех. Нужно пытаться делать нормально в рамках имеющихся ограничений.

      И опечатку в ссылке я оставил в закрепе не потому, что забил, а потому что сообщение нельзя редактировать. Да и главный тут продукт - это Telegram Feedback


  1. formerchild
    23.09.2023 13:16
    -2

    2) Как изучать ЦА и выявлять боли

    Я внимательно проверил текст статьи и не нашел определения либо расшифровки термина либо аббревиатуры ЦА

    Поскольку данный сайт (habr.com) претендует на образовательную функцию, а статья использующая неопределенный термин явно этой функции противоречит, я решил узнать у уважаемого автора что такое ЦА

    Поэтому вот мой вопрос:

    Что такое ЦА?


    1. RostislavDugin Автор
      23.09.2023 13:16
      +1


      1. formerchild
        23.09.2023 13:16
        -1

        У меня есть эвристическое правило: не гуглить аббревиатуры из менее чем 3 букв

        Да и не нужно вам задумываться, буду я гуглить или нет. Гораздо идиоматичнее сделать так:

        2) Как изучать ЦА (целевую аудиторию) и выявлять боли

        А потом спокойно использовать ЦА в остальном тексте без пояснений


  1. ninJo
    23.09.2023 13:16
    +1

    • насмотренность на Behance и Dripple.

      Полагаю речь идет о Dribbble) я как дизайнер не рекомендую подсматривать там UX, многие решения оттуда смотрятся красиво только на картинке и абсолютно не практичны в жизни.


  1. mosx1
    23.09.2023 13:16

    Да. В рекламу надо вкладывать и вкладывать. Я свой проект с впн через IPsec без приложений так и не смог раскачать ???? последние 2 активных пользователя на данный момент.пока они есть пытаюсь рекламить. Как уйдет последний закрою☹️ к сожалению


  1. Pavel_nobranch
    23.09.2023 13:16

    80% функций вы или выкинете, или ими не будут пользоваться

    Точно


  1. varton86
    23.09.2023 13:16

    У меня есть несколько пет проектов в App Store и Google Play. Денег не приносят, а некоторые вообще бесплатные. Действительно, без раскрутки, это игра в долгую. С другой стороны, на этих проектах я пробую новые технологии, которые на работе попробовать не получится. Но вообще, приятно постепенно развивать продукт, растить базу пользователей и собирать положительный фидбек) При этом я пишу не в стол, а сам каждый день пользуюсь своими приложениями, т. е. они приносят мне пользу.