Тревога, вечный спутник человечества. Она понуждает людей порой совершать не совсем логические, иногда глупые поступки, убегать от обстоятельств, лишая себя потенциальных возможностей и еще многое множество бед и хлопот.

КАРТИНА "КРИК"
КАРТИНА "КРИК"

Природа тревоги

Если говорить о тревоге, как одной из форм проявления страха, то это вполне себе адекватная и приспособительная реакция организма к внешним раздражителям. В легкой форме тревога может помочь Вам собраться и мобилизовать организм перед предстоящим важным событием. Но бывает и так, что тревога вынуждает человека прекратить свою активную жизнь и загнать себя в тупик.

В наше время тревога крепко заняла свое место в быту людей. Кто-то может это называть социальной тревогой, кто-то человеческой суетливостью, но природа ее порождения одна. В данной статье попробую пояснить механизмы зарождения тревожности.

Чтобы понять какими механизмами создаётся и запускается тревога необходимо усвоить такие понятия, как 1-я и 2-я сигнальная система. Благодаря трудам отечественного физиолога, лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова мы получили представление о существовании этих систем.

1-я система имеется у всех представителей животного мира. Выражается в форме ответа организма на внешний раздражитель (свет, тепло, звук и. т. д.) имеющий физическую природу. В опытах на животных в лабораториях Павлова можно было наблюдать действие 1-й сигнальной системы в виде выработки условно-безусловного рефлекса.

Лаборатория, собака в клетке. Заходит лаборант, звонит в колокольчик и даёт животному кусок мяса. Организм собаки реагирует, выделяется слюна и желудочный сок. И так раз за разом. После нескольких таких кормлений достаточно было просто позвонить в колокольчик, и реакция организма происходила соответствующим образом. Так за счёт подкрепления мясом, являющимся физиологическим активатором организма, у животного можно было выработать пищевой рефлекс на звук колокольчика, ну или на другой внешний раздражитель.

В плане работы мозга происходит следующее. Мясо активирует в мозге участок, который без научения от рождения реагирует на еду. Внешний раздражитель (свет, колокольчик...) активирует другой участок мозга (слуховой, ну или обонятельный). Так как оба участка активируются в одно и то же время, ну или с небольшой разницей во времени, между ними формируется связь. Эта связь укрепляется по типу проторенной дорожки между активированными участками мозга. Чем чаще действуют вместе два раздражителя и как следствие одновременно активируются указанные участки мозга, тем прочнее связь и тем больше вероятность, что при активации одного участка "подпалится" от него и второй.

❗❗❗ Кстати, интересный факт ещё состоит и в том, что помимо внешних физиологических раздражителей, будь то мясо или холод, к примеру, существуют и внутренние раздражители, такие как внутренняя секреция в организме (выделение желез, гормональные изменения). И они могут действовать таким же образом, как и внешние. К примеру, после того как подать животному условный сигнал в виде колокольчика или загорания лампочки искусственно ввести какую-нибудь инфекцию, у него поднимется уровень лейкоцитов в крови. После нескольких повторений можно выработать повышение лейкоцитов в крови в ответ на условный раздражитель в виде света или звука (колокольчика или лампы). Полагаю все сталкивались с ситуацией, когда, отравившись, к примеру рыбой или алкоголем вы испытывали рвотные позывы только от одного упоминания этих продуктов или веществ.

С 1-й сигнальной системой все понятно, она имеется и у животных, и у человека. Но что-же можно сказать о 2-й сигнальной системе.

Она присуща только человеку и вырабатывалась по всей видимости благодаря освоению человеком письма и чтения, которые в свою очередь были вызваны необходимостью общаться в условиях социализации людских общин. Именно благодаря необходимости передачи сложной информации друг другу слова стали не просто связкой мычащих звуков, как у животных, но и вобрали в себя смысл и стали отражать образы объектов, предметов и явлений среды. Вероятней всего по причине социализации общин людей у представителей хомо сапиенса стала активно развиваться кора головного мозга или неокортекс.

То есть что можно сказать по этому поводу. Да то, что с появлением речи слова и образы заключённые в них стали выполнять такую же побудительную функцию, как и внешние раздражители типа света или звука (Именно этот факт способствует обучению и формированию памяти у человека).

Но это не единственный факт, который отличает 1-ю сигнальную систему от 2-й. Известно, что 2-я сигнальная система способствует формированию рефлекса на рефлекс. А на новый рефлекс ещё один рефлекс и так далее. У человека такая цепочка может разрастаться вплоть до 20 уровня.

Проще говоря рефлекс на рефлекс у человека представляется своего рода ассоциациями в мозге, ну или в памяти. То есть выучил ребёнок слово посуда‑это один участок активации в мозге. Даём ребёнку понятие ложка или тарелка и говорим, что это представители посуды. И теперь участок в мозге, который содержит в себе образ и понятие вилка или ложка установил связь с участком, содержащий образ посуды.

Далее говорим ребёнку, что вилкой едят салат и теперь установилась новая связь между новым участком мозга «салат» и участком «вилка» и так далее. А если теперь ребёнку дать салат, то по всей видимости у него вспыхнет участок мозга, отвечающий за образ вилки, и он пойдёт её брать. Или ребёнок может вспомнить о посудной лавке, в которую они вчера ходили с мамой.

Ну или напротив, если дать ребёнку вилку (или упомянуть о ней словесно, в разговоре), он может подумать об образе салата и захочет есть. То есть одни только слова или образы могут вызвать у него реакцию организма без предоставления реальных объектов. Вот в чем сила второй сигнальной системы.

А если сказать слово ремень, (которым шлепал папа,) то конечно ребёнок вспомнит порку и уже почувствует тревогу. Кстати, о тревоге. Вернёмся к её природе.

Для лучшего понимания вами того, о чем я говорю, я буду приводить примеры. Итак, ситуация.

Перед подачей супа  ваша жена вам говорит: «Садись за стол»! Вероятней всего эта фраза, как сигнал, приглашение к столу, изо дня в день звучит одинаково и в достаточно однообразных условиях. Вырабатывается цепочка событий:

  • Фраза «Садись за стол»‑‑Подача супа‑‑Готовность вашего организма к приему пищи(выделение слюны, желудочного сока).

  • Фраза «Садись за стол» — Условный раздражитель (один участок мозга)

  • Подача супа — Безусловный раздражитель (другой участок мозга)

Готовность вашего организма к приему пищи и сам акт еды – Подкрепление, которое по факту усиливает формирование связи между активировавшимися участками  мозга. А подкрепление- есть чувство удовлетворения, приятное эмоциональное состояние. К слову сказать эмоции, как индикатор работы лимбической системы мозга, также укрепляют связь между активными в момент ситуации участками мозга.

УСИЛЕНИЕ СВЯЗИ ЗА СЧЕТ ЭМОЦИЙ
УСИЛЕНИЕ СВЯЗИ ЗА СЧЕТ ЭМОЦИЙ

❗❗❗ Чем сильней эмоциональное состояние, тем крепче образуется связь. Эмоция может быть, как положительного, так и отрицательного спектра.

Итак, в мозге сформировались некоторые пункты, получившие ассоциативную связь между собой и которые представляют заключенную в себе реальность в виде слов, образов, картинок. В следующий раз при возникновении ситуации, которая была заключена в конкретном участке мозга, соответствующий пункт активируется и может уже функционировать без подкрепления биологическим агентом (будь то пища, температура или что другое) и в предвосхищении акта еды запускать посредством установившейся связи центры, отвечающие за подготовку организма к приёму пищи (выделение слюны и желудочного сока).

Но на этом все не заканчивается в плане работы 2-й сигнальной системы.

Если в последующие разы, жена до фразы "садись за стол" будет сообщать "я собираюсь приготовить суп", то у вас появится вторичный рефлекс (рефлекс 2-го порядка), т. е после сообщения о желании жены приготовить суп вам в голову может прийти фраза "садись за стол", и возможно захочется кушать, тем более если вы голодны, а может быть и так, что вас потянет пойти и сесть за стол.

Т. е между двумя фразами жены формируется ассоциация или связь (вторичный или третичный рефлекс). Если вы особенно голодны, то в рассмотренном эпизоде при условии подачи супа и его съедения у вас будут присутствовать положительные эмоции (при условии подкрепления едой в конце).

Возьмём однако другой пример, но уже с исходом, несущим отрицательный спектр эмоций, в число коих входит и тревога, о которой идет речь в статье.

Вы едете на машине утром на работу, вас подрезал и просигналил какой-то особо нетактичный водитель на авто марки «фольксваген жук». Это было весьма грубо, и вы испытали отнюдь не радужные эмоции, сильный стресс.

Может случится так, что спустя несколько дней вас снова подрежет «фольксваген жук», пусть и с другим водителем, что произведёт на вас весьма схожий эффект. И вы такие в мыслях "видимо все, кто ездит на жуках полные уроды". Так формируется рефлекс или ассоциация 1-го порядка.

А вот теперь спустя какое-то время идя в свой любимый киоск вы видите рядом с ним плакат или баннер, на котором красуется ваш «фольксваген жук» или написано "покупайте авто марки «фольксваген жук».

Тут вы можете вспомнить о хамстве водителей жука и своих неприятных эмоциях, случившихся тогда. Думаю, пару походов в ваш любимый киоск с размещенной рядом рекламой и образ его (киоска) уже начнёт отзываться в вашем мозге неприятными эмоциями, возникшим когда-то по дороге на работу. Эмоция, конечно, возможно будет уже не так сильна, но все же будет вызывать в вас некоторое беспокойство, которое может как раз таки выражаться в лёгкой тревожности при походе в киоск. Вы уже можете и позабыть про случай с жуками, но вследствие выработки вторичного рефлекса (ассоциативной связи) между образом авто и киоском, сам вид киоска может вызывать отрицательные эмоции, вплоть до того, что вы можете и вовсе отказаться от похода в этот ранее любимый киоск.

❗❗❗Так происходит ассоциативное построение образов, слов в голове. Так происходит научение и формируется память. Научение может происходить и без особого участия лимбической системы (так называемой системой эмоционального мышления), но с участием эмоций построение ассоциаций происходит прочнее и отмечается в памяти лучше. Как уже упоминалось выше эмоции производятся так называемой лимбической системой, которая является отдельным блоком головного мозга и она является ещё одним каналом связи между ассоциативными участками мозга, которые связывают явления внешнего мира, отраженные в сознании.

Следующий пример покажет, как формируется тревога не социальная, не та, что порождается в следствие органических факторов (нарушения нейротрансмиссии нейронов). Речь пойдёт о тревоге, которая вызвана нашим деструктивным, неадаптивным поведением, искаженным мышлением.

Предположим, в детстве вас часто и сильно ругали за плохие отметки в школе.

Взгляните на структуру эмоции этой ситуации

  • Образ двойки и кричащей матери---Эмоция (стыд, вина страх, тревога) ---мобилизация организма, реакция «беги или сражайся»

  • Жизнь идёт дальше, и вы вырастаете, устраиваетесь на работу и тут случайно заваливаете проект или допускаете в нем множество ошибок. Вам предъявляет претензии директор. И тут щелчок. Формируется связь образа разгневанного директора с образом кричащей мамы в детстве, а косяки в проекте с двойкой в школе. Формируется связь между 2-мя эпизодами жизни и вот уже у вас может возникнуть в ситуации с директором похожая эмоция из детства.

(К слову сказать без этой связи претензии директора в норме не вызовут сильных эмоций, ведь он не может Вас побить или нанести иной ущерб, если только повысить голос или уволить, что не является фактором из ряду вон).

Так директор будет отдаваться в вашем сознании эмоцией из детства, может не такой и сильной, но все же будет. Как правило это принимает форму тревоги, смутного опасения.

Образ директора --- Образ опоздания или двойки из детства --- образ кричащей матери --- эмоция тревоги

В последующем вы можете поменять работу, и уже новый директор может при определённых обстоятельствах связаться с образом старого директора. Новый директор будет отдаваться по цепочке ассоциаций в мозгу вплоть до того самого события в детстве с кричащей мамой и ярчайшей эмоцией. Правда эмоция будет уже не обязательно такая яркая, как правило это может быть лёгкая тревожность и сильно по началу вас не беспокоить.

❗❗❗Однако в течение жизни таких ассоциативных цепочек формируется огромное множество и вот уже на каждом шагу нас преследует лёгкая тревожность и от этого не так уж и радостно на душе.

Самое печальное, что человек вследствие протяженности таких цепочек ассоциаций, может не понимать откуда растут ноги у тревоги(это уже клубок какой-то получается). А иногда неправильно реагирую на эту тревожность лёгкую начинает совершать не совсем правильные шаги, дабы в силу своей низкой переносимости дискомфорта и нежелания терпеть неудобство избавиться от неё, тем самым порождая дополнительные эмоции и напряжение, которое как бы добавляет огоньку слабой тревоги и силу утратившим актуальность мыслям по поводу былых событий (двойки в школе). Тревожность может сильно подрасти, тем более если не понимать откуда она берётся.

Дерево невроза

Очень важно определять и находить те самые первые звенья ассоциативной цепочки, порождающей тревогу. Понимать, что с этим делать.

Для этого разработана мной техника "дерево невроза". Эта техника поможет понять откуда растут ноги тревоги, вашего беспокойства. Что для этого нужно?

Итак, вы выписываете ситуацию или образ, который вас беспокоит в данный момент. Возьмите чистый лист А4. Выпишите тревожную мысль, которая вас не покидает на протяжении всего дня или которая вас беспокоит перед каким-то тревожным событием. Поместите эту мысль в самом верху листа посередине.

Я разберу свой пример для понимания. Меня в данный момент беспокоит поездка в командировку в Подмосковье.

Следующим шагом вам необходимо задать себе вопрос, «чем мне может грозить эта ситуация, (человек, место, образ) и почему она так тревожит меня»? Отводя стрелки вниз от ситуации или тревожного образа записать все ответы, что приходят вам на ум. Оцените в процентах насколько примерно вас беспокоят все ответы в этой ситуации.

а) томная дорога 15%

б) встреча с директором 50%

в) не смогу скооперироваться с директором и потеряюсь на чужбине. 30%

г) террористическая опасность 5%.

Мы видим, что в моей ситуации больше всего меня беспокоит «встреча с директором» и «страх потеряться». Это главные образы, которые имеют простирающиеся до первичных страхов щупальца. И тут я могу либо оспорить оба этих образа, либо выбрать более сильный в плане отрицательных эмоций и отводя стрелки от этой мысли прояснить себе далее «Чем мне грозит встреча с директором»?

а) я могу опоздать на встречу с ним 30%

б) я могу запороть сделку 50%

в) придется лебезить перед директором 20%

Сразу отмечу, что может случиться так, что вам во 2-м шаге или в 3-м покажется, что не так страшна ситуация, как ее рисует подсознание. Тревога может снизиться. Ведь рассматриваемая ситуация как правило является комплексом, включающим в себя множество неприятных образов, несущих в себе негативные эмоции, представляет из себя симбиоз множества мыслей и отголосков прожитого опыта. При этом по отдельности эти малые образы, составляющие конечную тревожную мысль, могут быть весьма слабо выражены в эмоциональном плане, даже почти нейтрально. Но вкупе, соединяясь по принципу суммации могут вызывать достаточно сильную тревогу. Поэтому важно сесть за стол и в спокойном темпе разобрать каждую ветвь дерева невроза.

Далее мы берем очередную мысль для дробления на составляющие. Я возьму «я могу запороть сделку»

а) меня поругает директор 50%

б) меня уволит директор 50%

В чем опасность этих мыслей? Если меня поругает директор, то это будет весьма неприятно (также неприятно, когда мать ругала в детстве). Налицо цепочка ассоциаций:

Ругает директор---ругала мама---неприятная эмоции от наказания. Ведь если бы Вас никто сильно не ругал в детстве, не было бы такой эмоции и Вам бы было побоку от ругани директора. Да, вы бы понимали головой, что это не есть хорошо и не сулит хорошего отношения с директором в дальнейшем, но вы бы не испытывали неприятную эмоцию.

Теперь насчет увольнения. Что тут такого неприятного, тревожного? Здесь у кого-то могут возникнуть ассоциативные воспоминания из прошлого (к примеру, когда-то вас исключили за неуспеваемость из института). У другого человека цепочка тянется дальше. Так что-же случится плохого, если вас уволит директор?

а) я останусь без средств для существования 40% (в этом случае вы можете оспорить это, к примеру тем, что не было еще такого человека, что после увольнения навсегда остался без средств, ведь часто случается так, что увольнение с одного места открывает более благоприятные возможности реализоваться в другом, в чем-то более важном для вас).

б) не найду больше достойной работы 60% (а разве достойна меня та работа, с которой меня уволили за то, что я оступился и скорее всего в силу недостаточного опыта или слишком высоких требований директора)? И разве есть такие люди, которые после этого погибли или сошли с ума? В 99% точно нет. Идем же далее. Что же такого ужасного может случиться? Чем грозит мысль или образ того, что вы не найдете достойной работы?

а) буду бомжевать 40%

б) запилят близкие за некредитоспособность 60%

На этом этапе также, как и на предыдущих шагах оспариваем вероятность того, что будем «бомжевать». У меня есть руки и ноги, я смогу где-либо работать, ведь даже инвалиды и бездомные могут найти работу для себя (лично у нас в городе весит полно объявлений о помощи бездомным и о возможности даже будучи в таком положении зарабатывать до 1.5 тысячи в день). Всегда есть возможность подняться, встать на ноги и даже улучшить свое положение. Ну и конечно важно понимать, что ужас образа бомжа тоже был проштампован окружением и эмоцией по этому поводу.

А что насчет «запилят близкие»? Ну конечно были эпизоды в жизни, когда нас пугали и обвиняли за лень или безделье. Правда это было скорее всего в детском или юном возрасте, когда наша психика была еще весьма хрупка, наша зависимость от родных велика и риск остаться одному представлялся весьма пугающим и даже смертельным. Сейчас, однако мы сильны и независимы ни от кого как никогда. И страхи наши в виде той же тревоги совершенно не обоснованы и откликаются в нас только в силу ассоциативной связи, которая к тому же мало нами осознается (пока мы не доберемся до «корня зла»). Здесь также мы можем оспорить то, что конечно от нас не откажутся и не будут пилить так как в детстве родные (если мы конечно не откажемся вообще от решения проблемы с работой и не свесим ноги (хотя и это не будет значить ужас ужасный)).

Вам уже может надоесть от скуки двигаться дальше по цепочке ассоциаций. В таком случае вы можете отложить это дело и продолжать жить. Просто не выбрасывайте листик с «деревом невроза», ведь опасения и тревога может вернуться через какое-то время. Тогда вы просто продолжите двигаться дальше, все больше углубляясь в ваши страхи.

А я продолжу дальше) Что же такого ужасного, в том, что меня будут пилить близкие?

а) меня бросят близкие 70%

б) меня осудит общество 30%

Чтобы сильно не зацикливаться продолжу идти по самым «жгучим» образам или мыслям. Вы можете подробно долбить по всем веткам и ответвлениям.

Конечно, будет ужасно если меня бросят близкие, но!!! Действительно любящие близкие никогда меня не осудят так, что бросят одного. Они скорее всего постараются нас поддержать и помочь в поиске новой работы. Ну а если даже и бросят, то это их дурость и я буду жить дальше и выстраивать отношения с теми, кому я действительно дорог, не как бумажник, а как личность, к тому же я всегда могу поправить свое финансовое положение. Конечно, не приятно остаться одному, но никто еще от этого не умер. Принимайте себя таким, какой вы есть, ведь вы такой же человек, как и другие и ваши промахи не делают вас изгоем.

Ну а теперь скажите себе, так ли ужасно то, что я не понравлюсь директору или то, что мне придется уйти в другую компанию?

❗❗❗Не выбрасывайте лист с деревом невроза, возвращайтесь к нему, когда запутаетесь в себе и своих мыслях. А также вспомните, что похожие ситуации случались, но вы до сих пор живы и даже на коне. Не откладывайте этот метод, когда появляются тревожные образы или мысли, поскольку если вы их будете заталкивать в подсознание, не поймете призрачность страхов и только усилите значение этих образов или мыслей. К тому же вы попросту можете сформировать еще один рефлекс (ассоциацию, со счету сбиться можно, какого порядка). Я к тому, что, к примеру, если первоначальная мысль или образ «о поездке в командировку» придет в момент к примеру вашего свидания, то уже свидание может подвязаться очередным звеном к тревожному образу и свидание будет вызывать неприятные эмоции (по цепочке).

А вот если, к примеру вы поедите в командировку и понимая суть тревожности (предварительно построив на ситуацию дерево невроза) с уверенностью проживете эту ситуацию, то структура цепочки еще больше нарушится. Вы увидите, что поездка не отразилась в итоге той тревогой из глубины, а даже напротив смогла принести приятные эмоции. И тогда у вас порвется цепочка старая и начнет выстраиваться новая с нейтральными или даже положительными эмоциями. Быть может, случится так, что вы будете испытывать восторг от командировок, найдя свою стезю в этом.

Здесь я размещаю дерево, как оно примерно может выглядеть. Естественно, у каждого своя история, а я свою заканчиваю.

ДЕРЕВО НЕВРОЗА
ДЕРЕВО НЕВРОЗА



Таким образом мы доходим до первоистоков беспокойства. Порой этого уже достаточно для снижения уровня беспокойства. Это можно и оспорить.

Также если вы отследили, что у вас народилась такая ассоциативная цепочка, очень важно разрушать её, проверять свои догадки, не избегать мест, людей и ситуаций, которые ассоциировались у вас с вашими, какими-то прежними переживаниями прошлых лет, проводить опровергающие эксперименты, схожие с детскими или юношескими образами.

Комментарии (9)


  1. Zantiago
    21.10.2023 21:47
    +2

    спасибо, очень интересно

    а есть ли что более подробно почитать про построения ассоциативных неврозных цепочек? например, методы выявления, правильной оценки уровня (вот этих процентов), и т.д.


    1. tpwrzz
      21.10.2023 21:47

      Есть хорошая книга "Терапия беспокойства" Дэвида Бёрнса. Там предлагается больше методов управления тревогой, а так же описывается немного видоизмененный способ выявления причин тревоги и из оценки, указанный в статье.

      Хочу заметить, что в книге всё преподносится с точки зрения клинической психологии. Объяснение автора статьи о происхождении тревоги мне импонирует больше.


  1. codecity
    21.10.2023 21:47
    +1

    Таким образом мы доходим до первоистоков беспокойства.

    Ну это еще не первоистоки...

    Первоисток - страдание. Причем заноза в том, что мы не знаем как соединить атомы, чтобы они обрели способность страдать. Каков вообще механизм?

    Самое большое страдание в вашем примере - вдруг потеряешь работу не вовремя, вдруг это на что-то бы повлияло и потом не сможешь найти, будешь жалеть. И вдруг одновременно с этим кто-то заболеет, не будет денег помочь. И попадешь в замкнутый круг, когда силы на исходе и даже нет сил искать ту работу, мысли о другом - даже собеседование не сможешь пройти.

    И в итоге не так уж невероятно - что семья распадется (а это 75% - у многих распадаются), дети будут страдать, тебе будут презирать, здоровье ослабнет.

    Причем все это не так уж маловероятно - очень даже запросто происходит.

    Т.е. самый плохой вариант - это лежишь больным в отсутствие ресурсов, чтобы что-то изменить - и постепенно умираешь в муках. И этот вариант не так уж невероятен. В какой-то степени эти страхи обоснованы - и зиждутся они на несовершенстве построения общества.


    1. sshemol
      21.10.2023 21:47

      75% - у многих распадаются

      Нужна ли такая семья, которая из за временных трудностей распадается?


  1. excoder
    21.10.2023 21:47

    Так директор и предъявляет вам претензии, чтобы поиграть на ваших детских ассоциациях, воззвать км вине и подчинению, разве нет? Насильственная коммуникация, только и всего.


  1. 1Fedor
    21.10.2023 21:47
    +1

    А что такое томная дорога?


  1. Bender_Rodrigez
    21.10.2023 21:47
    +1

    Ну или напротив, если дать ребёнку вилку (или упомянуть о ней словесно, в разговоре), он может подумать об образе салата и захочет есть.

    Или захочет вас ударить этой вилкой в глаз, например, потому что может подумать об образе надоевшего существа, которое не понимает в чем причина недовольства ребенка и намеками пытается заставить его жрать салат, который он терпеть не может.

    Перед подачей супа ваша жена вам говорит: «Садись за стол»! Вероятней всего эта фраза, как сигнал, приглашение к столу, изо дня в день звучит одинаково и в достаточно однообразных условиях. Вырабатывается цепочка событий

    Если вы с детства привыкли, что вами командует ваша мать и приучила вас беспрекословно подчиняться любой ее прихоти, то да, у вас этот рефлекс может перенестись и в совместную жизнь с женой. Но, есть такая штука под названием "характер", который подбного обращения со стороны другого существа не допустит, я имею в виду командного, при котором, якобы, формируется привычка. Я не буду оформлять это в виде картинки, но ситуация может иметь совершенно другую цепочку ассоциаций в мозгу: фраза "садись за стол!" -> участок мозга 1; чувство собственного достоинства -> эмоция 1 (стерва!); эмоция 2 (да что она меня дрессировать, что ли, вздумала?!); эмоция 3 (она меня за ребенка принимает?); эмоция 4 (как мне надоел этот суп ее, гороховый!) -> участок мозга 2. Готовность вашего организма к приему пищи и сам акт еды - нулевая.

    Подкрепление, которое по факту усиливает формирование связи между активировавшимися участками мозга.

    Опять же не так это. Абстрагируемся от темы еды. Есть другое явления психической деятельности человека под названием "воля". Именно поэтому далеко не все осажденные города сдавались врагу, даже когда наступал голод и их отрезали от источников воды. Не все принимали другую веру, когда их заставляли это сделать, подкрепляя это тем, что пытки прекратятся или им будет сохранена жизнь.

    Кстати, ситуация с едой не самый лучший пример, поскольку это ежедневный устоявшийся процесс, который, обычно, не сопровождается какой-либо эмоцией вообще, если это, например, не праздничный торт. Приготовьте себе сами. Обратите внимание на свои ощущения.

    Т. е между двумя фразами жены формируется ассоциация или связь (вторичный или третичный рефлекс). Если вы особенно голодны, то в рассмотренном эпизоде при условии подачи супа и его съедения у вас будут присутствовать положительные эмоции (при условии подкрепления едой в конце).

    Мне, например, не нравится подобная техника кормления, поэтому я готовлю суп себе сам, какой захочу и когда захочу, и ем его когда имею желание, а не потому что мне плеснули его в тарелку и другого выбора у меня нет.

    Может случится так, что спустя несколько дней вас снова подрежет «фольксваген жук», пусть и с другим водителем, что произведёт на вас весьма схожий эффект. И вы такие в мыслях "видимо все, кто ездит на жуках полные уроды". Так формируется рефлекс или ассоциация 1-го порядка.

    Не формируется это так. Таким образом может сформироваться единственный рефлекс: "как же достали эти психологи-всезнайки, которые считают, что то, что написано в "умных" книгах, которые они восприняли без доли сомнения на уровне рефлекса - истина в последней инстанции, и не могут даже провести мысленный эксперимент с участием себя в подобной ситуации".

    Так происходит ассоциативное построение образов, слов в голове. Так происходит научение и формируется память.

    Не происходит так научение. Так происходит пытка, когда то, что вам пытаются внушить с помощью эмоции, противоречит вашим моральным принципам, например, или просто здравому смыслу. Мы говорим о психике взрослого человека.

    Вам предъявляет претензии директор. И тут щелчок. Формируется связь образа разгневанного директора с образом кричащей мамы в детстве, а косяки в проекте с двойкой в школе. Формируется связь между 2-мя эпизодами жизни и вот уже у вас может возникнуть в ситуации с директором похожая эмоция из детства.

    За двойки в школе ругали всех, даже директора. И, мне кажется, нет такого человека, который не получал в прошлом хотя бы одну двойку в своей жизни. Но почему во взрослой жизни одни реагируют на это, а другие нет? Или никто не реагирует, а вы просто считаете, что ситуация развивается именно так, поскольку витаете в бреду ваших фантазий, а на самом деле причина другая, и вы просто пытаетесь направить мысли собеседника в нужном вам направлении, используя эмоциональное давление?

    И почему директор при этом не вспоминает о том, что его в детстве мама ругала за двойку или потому, что он кинул дрожжей в школьном сортире, и его не гложет чувство вины за свое поведение по отношению к работнику, ведь он чувствовал тоже самое?

    А может быть, причиной срыва сроков был сам директор, который давил морально и эмоционально, даже когда обстановка была спокойной, и совал свою ручонки туда и говорил "как надо делать, а как не надо", где не понимал ничего от слова совсем? И тут щелчок. Формируется связь образа разгневанного директора с образом тупого высокомерного гандона с завышенным чувством собственной важности.

    (К слову сказать без этой связи претензии директора в норме не вызовут сильных эмоций, ведь он не может Вас побить или нанести иной ущерб, если только повысить голос или уволить, что не является фактором из ряду вон).

    Кстати, если мать ругала вас за двойки слишком часто, у вас может возникнуть вместо описанной связи совершенно другая под названием "да и хер с ним". Т.е. такой человек потенциально лучше перенесет ситуацию споров с директором, описанную выше.

    Кстати, надо учесть, что ассоциации с помощью эмоций работают там, где эмоция является уникальной и неповторяющейся. Если одна и та же эмоция повторяется несколько раз, то человек может к ней и привыкнуть, и будет как, своего рода, бумажный журавлик оригами - сложи 1000 раз и к тебе придет удача.

    Так директор будет отдаваться в вашем сознании эмоцией из детства

    lol, что?

    Образ директора --- Образ опоздания или двойки из детства --- образ кричащей матери --- эмоция тревоги

    Вы натягиваете сову на глобус. Тут можно написать все что угодно и с умным видом в психологию, например:

    Образ директора --- образ латентного гомосексуалиста, рассерженного тем, что он не получил абстрактный член сотрудника, дабы удовлетворить сосательный рефлекс, неудовлетворенный в младенчестве его матерью --- образ эмоционально-тупого маразматика --- эмоция недоумения.

    В последующем вы можете поменять работу, и уже новый директор может при определённых обстоятельствах связаться с образом старого директора. Новый директор будет отдаваться по...

    кругу, потому что у вас сформирована ассоциация с человеком с низкой социальной ответственностью.

    Однако в течение жизни таких ассоциативных цепочек формируется огромное множество и вот уже на каждом шагу нас преследует лёгкая тревожность и от этого не так уж и радостно на душе.

    Вот, в целом, информация полезная и познавательная, спасибо, но в жизни всяким там "гениальным управленцам", которые пользуются подобными методами, чтобы получить от вас профит и установить над вами свою власть и контроль, погрузив вас в подобное состояние, нужно уметь очень быстро и больно давать по рукам и очерчивать уже свои границы, которые никто не смеет пересекать, чтобы тоже сформировать психо-эмоциональную ассоциацию на будущее. Ибо нехер. Нужно и честь знать. Щелчок.

    А в целом, мы знаем этот метод, который используется по отношению к читающим - попытка ввести аудиторию в состояние детей или школьников, которые воспринимают информацию некритически, как губка, параллельно повышая свой авторитет серьезностью темы.

    Методика, которую использут тут и там, при этом не понимая, что единственное состояние, в которое может быть погружена аудитория - состояние негативного отношения к использующему данную методику.

    А иногда неправильно реагирую на эту тревожность лёгкую начинает совершать не совсем правильные шаги, дабы в силу своей низкой переносимости дискомфорта и нежелания терпеть неудобство избавиться от неё

    Может быть, вы просто не понимаете смысла действий другого человека ввиду вашей эмпатийной, эмоциоанльной, моральной, культурной ограниченности или ограниченности вашей фантазии, знаний, хотя эти действия в результате приведут к избавлению от тревожности раз и навсегда?

    Для этого разработана мной техника "дерево невроза".

    Смысл этой техники понятен, спасибо.

    Не многие авторы постов готовы пойти дальше абстрактного описания проблемы, общих слов и рекламы своих уникальных методик.

    Мы видим, что в моей ситуации больше всего меня беспокоит «встреча с директором» и «страх потеряться». Это главные образы, которые имеют простирающиеся до первичных страхов щупальца.

    Вы выбрали настолько неоднозначный пример, используя описанную вами же проблему ассоциаций - "директора", что складывается впечатление, что вы хотите внушить сразу всей аудитории неявный страх на уровне животного трепета перед общением с любыми директорами, даже директорами компаний, в которых работают они сами. Ведь, под "директором" вы подразумеваете "директора организации, которая является вашим потенциальным клиентом", а читается это как "директор компании, в которой вы работаете". Простая, очень эффективная, но очень неумелая, я бы сказал детская, попытка манипуляции сознанием.

    Теперь насчет увольнения.

    Я так понимаю, что данная методика будет полезна только тем, у кого не было первого опыта в чем-то?

    Обычно, люди опытные, которых отправляют на переговоры с директорами и представителями клиентов, для заключения сделок и т.п. уже знают в чем состоит их работа и чувствуют себя уверенно изначально, если это не интроверты, конечно же.

    Если директор отправляет на переговоры человека неопытного, который погружается в размышления о страхе перед поездкой до такого уровня, то:

    а) либо директор видит в этом человеке потенциал для компании и хочет дать ему этот опыт и понимает, что особых проблем с заказчиком быть не должно, или значимость заказчика не так важна, что он может пожертвовать сделкой, если вдруг что-то пойдет не по плану

    б) либо директор хочет устроить банальную подставу работнику, которого недолюбливает и хочет довести ситуацию до выговора или увольнения, чтобы "поставить на место", не выплачивать выходные пособия или, как уже говорилось, просто установить контроль и власть над ним

    Я полагаю, для успешного разрешения тревоги нужно вести рассуждения в таком ключе. В первом случае - беспокойство пропадает само собой. Во втором - тоже, т.к. выхода из ситуации нет, мотивы директора неявны, изменить что-то не получится, нужно успокоиться, провести переговоры на максимально возможном для себя уровне, а дальше - продумать план дальнейших действий, если ситуация будет развиваться по второму сценарию.

    Ругает директор---ругала мама---неприятная эмоции от наказания. Ведь если бы Вас никто сильно не ругал в детстве, не было бы такой эмоции и Вам бы было побоку от ругани директора.

    Какое-то посредственное понимание ситуации, IMHO.

    Сравните, если вам бьют морду в первый раз и если вы получаете по морде профессионально - по аналогии, в первом случае вам должно быть побоку от получения по морде, ведь у вас не было такой эмоции, а во втором случае, вы должны вспоминать маму, нет?

    Бедные боксеры, бойцы MMA и спецназовцы - они же каждый раз помимо физической боли испытывают еще и эмоциональную боль, при каждом ударе вспоминая о том, как их мама в детстве ругала за двойку.


  1. Thomas_Hanniball
    21.10.2023 21:47

    Если разбивать все эти негативные цепочки на более мелкие негативные события, то можно впасть в депрессию. Ведь раньше была только одна проблема и один страх (командировка), которые вызывали тревогу, а теперь вся страница исписана этими проблемами, нет им конца и края, и непонятно, как их все решать, что ещё сильнее вгоняет человека в депрессию.


  1. Gorthauer87
    21.10.2023 21:47

    Так это же просто метод падающей стрелы из книг про КПТ, довольно простой и понятный.