Бауманка, ВШЭ или все-таки МФТИ? Или как я выполнила пятилетку за 4 года.

На самом деле восьмилетку за 6 лет, но пятилетка за 4 года звучит лучше.

Ваш опыт или опыт ваших друзей может отличаться от моего. Эта статья написана через призму личного восприятия.

Почему я могу говорить о вашем образовании?

Для референса, я получила бакалавра по «математике и компьютерным наукам» в Бауманке в 2021 году, магистра по «прикладной математике и физике» (по сути программа про ИИ (искусственный интеллект)) в МФТИ, и магистра по «математике и прикладной Информатике» (анализ данных в биологии и медицине (биоинформатика)) в ВШЭ.

Школа

Сама я из Москвы и училась тут всю свою жизнь, поэтому всегда рассматривала только московские ВУЗы, давайте просто считать это личными предпочтениями.

В 2017 году я закончила лицей. Лицей — это (как правило) школа с углублённым изучением технических и/или естественно-научных дисциплин. Я считаю, что учили нас неплохо, сравнение с лицеем от Физтеха, Бауманки или МИФИ было бы явно не в нашу пользу.

Интерес к физике, математике, информатике проявился у меня ещё в средней школе, так что я ходила на разные научные кружки, в 11 классе даже занималась в ВФТШ (это дополнительные занятия для школьников в МФТИ). Хотя, надо признаться ЕГЭ я сдала очень средненько, если не ошибаюсь, разбег моих баллов был 62-72 по всем предметам, значимых олимпиад у меня тоже не было. Была льгота по здоровью для поступления, которая действовала только один год, так что выбирать надо было с умом, чтобы поступить на бюджет и не вылететь.

Бакалавриат

Ну и вот, как и у всех абитуриентов, у меня был свой шорт-лист ВУЗов. Я тяготела к физтеху, ведь там я проводила минимум 2 вечера в неделю последний год школы, но конечно же, рассматривала и другие варианты.

Выбор был между МФТИ и семейной традицией, Бауманкой. Конечно же, самое главное условие — бюджет, если бы у меня не было льготы при поступлении, то этот список выглядел бы иначе.

Я искала какое-то направление, связанное с большими данными (хотя еще даже не понимала полностью, что это такое), но что-то на стыке математики и IT выглядело очень перспективно.

В семье у меня все инженеры-инженеры, и подсказать особо никто не мог, но из хороших советов, которые я смогла получить в то время, и что я поняла уже пройдя этот долгий академический путь:

  • Чем «звонче» имя твоего университета, тем лучше, особенно в начале карьеры. Часто имеет смысл пойти в университет получше «не на ту специальность», чем выбрать «ту специальность» в средненьком или вообще неизвестном универе.

  • «Большие данные» и «дата саенс» это очень перспективное направление (услышала это от человека, который занимался диджитал в банке, помню, тогда ещё никто из семьи не понимал, чем же конкретно он занимается).

  • Университет также ценен своим комьюнити, поэтому выбирай тот, в окружении каких людей ты хочешь быть (и сейчас, отучившись в трёх вузах, понимаю, насколько это правда, атмосфера универов и их студенты разительно отличаются друг от друга).

  • Учебная программа это только 30% успеха, надо обязательно искать и учавствовать в студенческий организациях, и быть причастной к местным лабораториям.

  • Начинай работать раньше своих одногруппников: сначала все будут смеяться, недоумевать, но потом ты будешь с оффером на руках еще до выпуска, а твои однокурсники — вряд ли.

  • В России чем больше университет, тем лучше, хотя это несёт за собой определённые подводные камни.

Почему Бауманка?

По семейным обстоятельствам, финальный выбор пал на Бауманку (все сложилось очень удачно, пусть и случайно), и хотя мои личные предпочтения отличались от советов родителей, я прислушалась к старшим.

Во-первых, несмотря на крутые программы на ФКН (факультет компьютерных наук) в ВШЭ, этот молодой ещё ВУЗ не пользуется популярностью у старшего поколения, а в будущем нанимать вас будут как раз люди постарше (спорное утверждение, но не лишённое здравого смысла). Для многих компьютерные науки совсем не «метчились» с Высшей школой экономики (по крайней мере в 2017). Сейчас могу уверенно сказать, что этот тренд изменился, в вакансиях на аналитические специальности часто ищут выпускников ВШЭ, а именно ФКН.

МФТИ это очень «местечковое» явление, нужно «шарить», чтобы понять истинную ценность выпускника физтеха. Но так же, как и с ВШЭ, они привлекают всё больше и больше внимания к своим новым программам, не связанным с физикой. Тем не менее в МФТИ невероятные нагрузки по учёбе и ориентированность на науку, исторически сложилось — физику, её там учат все, и учат много, не важно, математик, компьютерщик, химик. А еще вам нужно ездить в Долгопрудный, это пригород Москвы, и раньше не было ни МЦД, ни новых электричек. Поэтому на момент поступления выбор был такой: жизнь в общаге (что для человека из Москвы вообще не очень желательно) или 2,5 часа на дорогу в день, что категорически несовместимо с учебной нагрузкой.

Я ходила на дни открытых дверей, олимпиады в другие вузы. Кажется, я даже относила документы в МАИ (как запасной вариант), но я не буду в это углубляться. Буду рассказывать только про то, где лично училась.

О плюсах топовых университетов

Надо признаться, что громкое имя вуза начинает помогать намного раньше, чем ты получишь корочку с этим именем (совет от человека, который закончил Топ-3 вуза России), давайте я поясню:

  • Комьюнити. Нельзя переоценить важность своего окружения, ведь ты с этими людьми проведешь минимум 4 года, Вы будете есть, молиться, любить, спать и радовать вместе. Уровень окружения также фильтруется университетом, не только проходными баллами при поступлении, а ещё (если есть возможность) люди выбирают место по душе, так что кто-то готов пахать 25/7, а кто-то нет. Кто-то верит в науку, а кто-то нет. Выбор за вами.

  • Стажировки. Во время учёбы, особенно на младших курсах, когда ВСЕ студенты находятся в равных условиях — ни у кого нет опыта, основным решающим фактором, чтобы взять вас на программу, стажировку, конференцию будет имя вашего вуза. Справедливо ли это? Частично — да.

  • Международные программы и организации внутри университета. Могу сказать, что это зависит не только от «топовости» вуза, однако, чем известнее вуз, тем больше компаний хотят иметь к нему доступ, это касается и международных организаций. Например, в Бауманке есть: ESTIEM, BEST, команды по разработке собственного гоночного болида и многое другое. За свой бакалавриат я объездила почти всю Европу и почти бесплатно.

  • Учёба зарубежом. К пункту выше — программы обмена и двойные дипломы. Начиная с 2019 с этим сложновато, но я лично знаю людей, которые в 2017, 2018 уезжали на учёбу по обмену от Бауманки.

  • Репутация. Бауманку знают все, особенно люди постарше. В тоже время МФТИ по качеству образования во многих дисциплинах обходит всех остальных и известен как «место олимпиадников» и физиков. У ВШЭ тоже своя репутация (ранее самый либеральный вуз), а сейчас пристанище айтишников и больших гос. бюджетов. Так что, то, что вы закончили, будет создавать вам репутацию — выбирайте с умом.

  • Финансирование. Ещё один важный пункт, он не совсем напрямую коррелирует с именем университета, но так или иначе часто всплывает при разговоре о высшем (да и любом) образовании: «Учат не стены, а люди». Это абсолютная правда, ОДНАКО чтобы освоить актуальные дисциплины и навыки, нужно хорошее оборудование, компьютеры и лаборатории. Чем известнее университет, тем лучше финансирование.

О Бауманской системе

Сделаю пометку, что так как я отучилась в Бауманке вдвое дольше, чем в остальных вузах (4 года против 2), то всё-таки причисляю себя к бауманцам.

В Бауманке очень культивируется общность и взаимопомощь студентов, причём почти всегда безвозмездная.

Время вредных советов: я помню, были целые сайты с готовыми домашними заданиями, вариантами прошлогодних контрольных и тд. Всё это почти всегда бесплатно. Также если вы найдете старшекурсников — обычно они с удовольствием поделятся всеми материалами. Было очень мало проектов для работы в команде (за исключением партнёрства на лабораторных), но вы всё делаете вместе с группой. И тот, кто не захочет делится или помогать своим сокурсникам — крыса. Так как нет никакой общерейтинговой системы, то студенты не конкурируют между собой. Если все 15 человек гении, то абсолютно у всех будет высший балл и повышенная стипендия.

Короче, коммунизм — каждому по потребностям, а возможности у всех одинаковые.

Но не стоит заблуждаться, что можно было ничего не делать. У меня на кафедре (ФН11) можно было пользоваться ЧЕМ угодно на экзаменах (иногда), однако это совершенно не помогало тем, кто не был готов или бездельничал целый семестр. А из автоматов у нас был — только Калашников (шутка).

Потому что мы учимся решать такие задачи, где без понимания основ (и не только) ничего не выйдет. За плагиат-списывание не наказывают, только потому что он виден сразу, когда студент открывает рот.

Это также было абсолютной нормой, когда студенты (почти) всей группой сдают какие-то контрольные работы (переписывание), или получают допуски к экзаменам по 4-6 раз.

Вообще понятие допуска существует не везде, чтобы просто ПРИЙТИ на экзамен и иметь возможность его сдать, нужно было получить допуск — сдать все контрольные мероприятия в семестре (лабораторные, домашние работы, контрольные и тд). И если домашние работы и контрольные можно сдать на проверку, договорившись с преподавателями (даже в самом-самом конце семестра и уже с опозданием), то с лабораторными так не пройдет. Иногда специфичное оборудование для лабораторных достают всего 2 раза в семестр, если ты не успел (прогулял) — твои проблемы, ждешь следующего семестра.

Учебный план жёстко зафиксирован на все 4 года, это значит, что у тебя нет предметов по выбору и внести какие-то индивидуальные изменения невозможно с 98% вероятностью. Единственное, что из предметов может отличаться внутри одной группы — физкультура (2 или 3 года) и иностранный (3 года). На удивление, уровень иностранного языка (в частности, французского, который учила я) был довольно высоким, так что если у вас уже неплохой уровень английского — смело выбирайте что-то ещё.

К хвостам или задолженностям относятся очень по-разному на разных факультетах. У меня на факультете всё было очень лайтово и демократично. Причина — 50% студентов отчислялись сами, не выдерживали. И чтобы выпустить хоть кого-то, нам шли на большие уступки. Я помню сопоточника, у которого было 14 задолженностей за несколько лет учёбы, он выпустил вместе со мной и даже не брал академический отпуск.

Наличие военной кафедры и военных специальностей. Тут я мало, чем могу поделиться, но понимаю, что для многих это важный аспект. Военная кафедра начинается со второго курса и идёт 2 или 3 года в зависимости от программы. То есть заканчивая Бауманку, вы также выпускаетесь как офицер кто-то там запаса. (В МФТИ, например, военка идёт четвёртый курс и первый год магистратуры, а если идеёшь в магистратуру в другое место или вообще не идешь, то ты предатель сам виноват).

Учиться было сложно, но интересно. Преподаватели разные, конечно, кто-то более ответственно относился к своей работе, кто-то менее.

Было несколько забавных случае:

  • Препод по базам данных постоянно сильно опаздывал на пары, а на экзамен пришёл с похмелья. Зато сдали мы этот экзамен довольно быстро. А ещё он любил заигрывать со студентками в коридоре. И часто громко возмущался и завидовал, что я была на Октоберфесте, а он нет.

  • Был препод-дед, которые не любил мою кафедру и называл нас будущими бухгалтерами.

  • Было мало (но были) деды, которые совершенно не воспринимали девушек в технических вузах (на моём факультете такого было по минимуму, но на других факультетах дела обстоят иначе).

  • По профильному предмету (подраздел механики сплошной среды, а именно «методы конечных элементов»), на четвёртом курсе, мы за весь семестр так и не увидели преподавателя. А так как предмет ну очень специфичный, то замены ему не нашлось. И мы сдавали ему ДЗ и экзамен онлайн по телеграму в новогодние праздники.

А есть ли жизнь после выпуска?

Нет, возможно, я ещё не определилась. После выпуска из бакалавриата перед многими встаёт глобальный вопрос: а стоит ли идти в магистратуру? А если идти, то куда?

Начнём по порядку. Стоит ли идти вообще, вопрос очень деликатный, так как есть много внешних факторов, влияющих на это решение, например нежелание год красить траву (шутка) , родители, которые будут думать, что у вас «неполное высшее» и так далее.

Не буду лукавить, сразу после защиты диплома я почти зареклась больше не учиться, мне хотелось взять перерыв, и просто пойти работать. (О своём выборе не жалею, но нервов я потратила много)

Также я понимала, что поступать в платную магистратуру было не вариантом для меня, и я однозначно хотела посмотреть на другие места, кроме своей кафедры. В моей картине мира важно (если уж учиться) учиться у разных людей, с разными подходами, выбрать узкую специализацию. И решила, если поступлю на выбранную специальность в вуз мечты — пойду! (Спойлер, так и получилось)

Кстати, после выпуска (параллельно с поступлением в магистратуру) я нашла свою первую фулл-тайм работу, на тот момент моя ЗП была около средней по Москве (инфа). Так что если вы не совсем овощ устали от жизни, и смогли закончить Бауманку (а тем более ФН), то работу найти точно получится.

P.S Прокачивайте «мягкие навыки» и помните, что умение проходить собеседования — это тоже навык, который поддается тренировке!

В следующей части расскажу про опыт магистратуры в ВШЭ и МФТИ.

Комментарии (49)


  1. t1gger
    16.11.2023 12:34
    +3

    интересное начало. жду продолжения. хотелось бы услышать ответ на вопрос: теперь, отучившись во всех трех вузах, поменяли ли бы вы что-то, если бы была возможность? выбрали ли бы только один из них?


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +1

      Спасибо большое за комментарий! Продолжению обязательно быть.

      Насчет Вашего вопроса: лично я бы нияего не меняла, так как получила максимальный профит (знания, кругозор, знакомства и студенческая жизнь) минимальной кровью :)

      Не отрицаю, что возможно я предвзята, опять де все это личные предпочтения.


      1. iggr63
        16.11.2023 12:34
        +1

        Знакомства даже прежде всего. Как по причине что ваши будущие работодатели могут оказаться бывшими сокурстниками, так и социальная среда где можно найти пару для совместной жизни. Раньше было правило жениться/выходить замуж надо на последнем курсе. Потом среда поменяется.


  1. nagayev
    16.11.2023 12:34

    Чем «звонче» имя твоего университета, тем лучше, особенно в начале карьеры. Часто имеет смысл пойти в университет получше «не на ту специальность», чем выбрать «ту специальность» в средненьком или вообще неизвестном универе.

    Вот это довольно спорное утверждение. На мой взгляд главное по-настоящему хотеть стать профессионалом и заниматься саморазвитием.


    1. Pshir
      16.11.2023 12:34

      Критерии же чётко обозначены: выпускник Бауманки/МФТИ/ВШЭ/подставьте ещё названия топовых ВУЗов более востребован у работодателей на начальные позиции. Вы с этим хотите поспорить? Если что, поступление в эти ВУЗы никак не помешает вам по-настоящему захотеть стать профессионалом и заниматься саморазвитием.


      1. jaoaja
        16.11.2023 12:34

        поспорю, отбор все проходят одинаковый, так что результат зависит не от вуза, а от человека


        1. Armmaster
          16.11.2023 12:34
          +1

          Да нет, топовый ВУЗ даёт бонусы при отборе, а на начальные позиции часто вообще это решающий фактор


        1. Pshir
          16.11.2023 12:34
          +1

          Именно так. Первичный отбор - это просмотр резюме кандидатов. И если в одном резюме стоит «выпускник/почти выпускник Бауманки/МФТИ/ВШЭ», а в другом ничего такого нет, то первый человек с гораздо большей вероятностью пройдёт первичный отбор, и отправится на ту стадию, где уже смотрят на живого человека. На всякий случай, напоминаю, что я писал про начальные позиции, где опыта у всех кандидатов либо нет вообще, либо он минимален.


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +2

      Спасибо за Вашу реакцию! Это открытая дискуссия, я лишь сужу по своему опыту и опыту знакомых ( рекрутерлв в том числе), что на насальном этапе, без опыта, из двух похожих кандидатов выбирают тех, у кого хороший (известный) универ. Это как бы формирует аванс доверия. Что конечно же напрямую 100% не гарантирует "качества" молодого специалиста.

      Однако, как я и писала, лично мой кредит доверия выпускники Бауманки и других перечисленных вузов вполне оправдывают :)


  1. nehrung
    16.11.2023 12:34

    Ходил такой слух, что главное назначение ВУЗа - это научить учиться, а потом применять это умение всю жизнь. Как с этим фактором обстоят дела в ваших трёх учебных заведениях?


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +1

      Так и есть!

      Что должен знать студент?
      — Всё!
      — А что должен знать лаборант?
      — Почти то же, что и студент.
      — А аспирант?
      — В какой книге находится то, что должен знать студент.
      — А доцент?
      — Где находится эта книга.
      — А профессор?
      — Где находится доцент.

      Так как я проучилась в Бауманке в два раза дольше, и получала там "базовое" образование, то я могу быть сильно предвзята. Но мой рейтинг " научиться учиться" выглядел бы так : Бауманка ->МФТИ -> ВШЭ

      Думаю, что стоит поднять жту тему во 2ой части!


  1. Zenitchik
    16.11.2023 12:34
    -1

    Прапорщик - не офицер, бакалавр - не образование.


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +1

      Это одга из причин, почему люди получают дипломы Магистров)


    1. GospodinKolhoznik
      16.11.2023 12:34
      +1

      Конечно, жизнь она же бесконечная, куда торопиться. Особенно женщинам некуда спешить, им всего то надо успеть выучиться, родить и при этом как то ещё делать карьеру. Да и работодатели из 2 человек - бакалавра с 2х летним опытом работы и магистра без опыта работы всегда выберут магистра. Так ведь?


      1. Zenitchik
        16.11.2023 12:34

        А где бакалавр наберёт два года опыта, чтобы потом искать новую работу?


        1. GospodinKolhoznik
          16.11.2023 12:34

          Странно у вас вопрос сформулирован. Ведь опыт приобретается не от пребывания где-то в волшебном месте, а от того, что делаешь работу.

          Вы имеете ввиду, что у бакалавра нет шансов найти работу сразу после вуза? Не думаю, что у него меньше шансов, чем у магистра того же вуза. И то и то ВО одного и того же вуза. В резюме можно и не упоминать что бакалавр, а если потом спросят при живом общении почему в магистратуру не пошел - да потому что очень работать хочу и тяжёлая финансовая ситуация.

          Ну даже в самом худшем случае, если не сможет устроиться никуда, неужели не лучше для дальнейшей карьеры эти 2 года заниматься тем, что контрибьютить что-то из линукса , какой ни-будь СУБД, или какого ни-будь компилятора, например, чем изучать философию и якобы проводить научные исследования, а по факту переписывать чужую статью своими словами под видом собственной дипломной работы?


          1. Zenitchik
            16.11.2023 12:34

            Мы говорим про IT? Тогда согласен. Я просто про промышленность подумал.


            1. GospodinKolhoznik
              16.11.2023 12:34

              Девушка с юзернеймом IT_Princess пишет пост на хабре, наверное речь не про тяжёлое машиностроение.


  1. Pshir
    16.11.2023 12:34
    +1

    Поэтому на момент поступления выбор был такой: жизнь в общаге (что для человека из Москвы вообще не очень желательно) или 2,5 часа на дорогу в день, что категорически несовместимо с учебной нагрузкой.

    2.5 часа в день на дорогу, конечно, никак не совместимы с учебной нагрузкой на Физтехе. Но, по моему личному мнению, жизнь в общаге для студента - это обязательный этап в жизни. В Бауманке это не столь актуально, наверное. Там, скорее всего, москвичей больше половины, и все они приезжают из дома. А на Физтехе доля москвичей примерно такая же, как доля москвичей в населении России, то есть в районе 10 процентов. Подавляющее большинство студентов живут в общагах, и не живя там, вы частично выпадаете из того самого коммьюнити, которым ценен ВУЗ. Это не относится к магистратуре, конечно, поскольку магистранты уже разъезжаются по базовым кафедрам.


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +1

      Спасибо за такой развернутый комментарий!

      Лично я не думаю, что смогла бы прожить в общаге 4 года. ( да и родители не отпустили бы, для чправки в Баумнке не дают общаги Москвичам, а у моего факультета в целом нет общаг - совсем)

      Без сомнений некоторая большая часть студенческой жизни прошла мимо меня, так как я была не в эпицентре (общаге). Мне всегда нужно было успеть на метро, и я ни разу не была в Баманской общаге ( туда нужны спец пропуски), и на общажнфе тусовки соответстыенно я тоже не попадала :(

      Это " трейдофф" , который каждый лично для себя определяет.


      1. Pshir
        16.11.2023 12:34
        +1

        Да, это понятно, что москвичам общагу в Бауманке не дают. На Физтехе, когда я там учился, давали по принципу удалённости от Долгопрудного, насколько мест хватало, то есть не всем. Сейчас там много общаг новых понастроили, так что, может, и москвичам хватает уже. Я, наверное, уже влезаю не в своё дело, но я не понимаю позицию родителей не отпускать своих детей в университетское общежитие. Детей надо отпускать в самостоятельную жизнь, если есть такая возможность. Я своих детей буду всячески мотивировать отправиться в общагу жить. Старший, уже, в общем-то, замотивирован :) правда, поскольку мы в Подмосковье живём, то для надёжности получения общежития замотивирован он на Иннополис, а не московские ВУЗы.


        1. PanDubls
          16.11.2023 12:34
          +1

          >Детей надо отпускать в самостоятельную жизнь, если есть такая возможность. 

          Но самостоятельная жизнь может начинаться и в более комфортном с точки зрения бытовых условий месте, нежели средняя студенческая общага.


          1. Pshir
            16.11.2023 12:34

            А может и в менее комфортном, например, в казарме. Везде есть свои плюсы и минусы. Казарма вот абсолютно бесплатна :) Общага уже подороже, но и комфорта побольше. Съём квартиры - комфорт максимальный, но почти всегда по финансам доступно только после полноценного трудоустройства.


      1. GospodinKolhoznik
        16.11.2023 12:34
        +1

        Зато в физтеховской общаге вы бы купались в мужском внимании и обожании. Сейчас 20% девочек, конечно уже не так, как раньше 3-5% девочек, но все равно эти несколько лет чувствовали бы себя принцессой.


    1. sparrowhawk
      16.11.2023 12:34

      На первом курсе москвичам не положена общага, прийдется ездить в долгопу, потом уже, кто не отсеялся, может и в общаге жить. Из минусов разве что клопы, а так одни плюсы, бассейн, спортзал, всегда в курсе нюансов, к какому преподу лучше идти на экзамен, и что спрашивает


  1. Kisva
    16.11.2023 12:34

    Спасибо за симпатичный рассказ! Жду продолжения)


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34

      Спасибо за положительный отклик! Продолжению быть!


  1. admOS
    16.11.2023 12:34

    Программы обмена и двойные дипломы - что это и где об этом разущнать/почитать? Расскажите, пожалуйста, подробнее.


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34

      Это не было основной темой моей статьи, поэтому я упоминала об этом вскользь. Но если говорить про Бауманку, то есть целый отдел обучения зарубежом, он находится в ГЗ ( если не ошибаюсь сразу после ЮР)

      Информация о них есть на сайте, в основном они сотрудничали с Европой, сейчас возможно с Азией больше. Но самый большой вопрос - благосклонность Вашей кафедры. Так как даже при совпадении дисциплин, совсем не факт, что Вам их перезачтут после семестра\года по обмену.

      Доп информацию ищите тут - Двойной диплом (bmstu.ru)

      • есть вебинары от работников этой структуры, где они рассказывают про конкурс на такие программы и какими квалификациями надо обладать. Самое главное - очень хорошая успеваемость.

      Такие отделы есть в ВШЭ и МФТИ. В своё время, я учувствовала в конкурсе в ВШЭ, но в 2022 иностранные университеты разорвали сотрудничество с Московскими вузами, и я никуда не поехала.


  1. Armmaster
    16.11.2023 12:34
    -1

    разбег моих баллов был 62-72 по всем предметам, значимых олимпиад у меня тоже не было

    С такими баллами на Физтех не поступить

    По семейным обстоятельствам, финальный выбор пал на Бауманку

    По собственному опыту могу сказать, что в ИТ выпускники Бауманки мне попадались очень редко (возможно, это как-то обусловлено спецификой моей области). А вообще, в серьезных ИТ компаниях однозначный приоритет имеют выпускники МФТИ, ВШЭ и МГУ технических специальностей. МИФИ в принципе тоже. Остальные - это явно не тир1


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34

      Совершенно верное замечание, с такими баллами на бюджет ( а возможно и платку) Физтеха было не поступить (также как и на моё направление в Бауманке), но у меня была льгота при поступлении и у меня был отдельный конкурс (по которому я и проходила в Бакалавриате)

      Про айтишные специальности - я думаю, тут очень важна специфика айти, все-таки Бауманка инженерный вуз, поэтому на чистом айти и ДС Бауманцев поменьше, но если смотреть сферы в применении в промышленности Бауманцев должно быть побольше ( и они более востребованы, так как знают специфику). Например, все ИУшники (или почти) проходят инжграф и многие инженерные дисциплины.


      1. Armmaster
        16.11.2023 12:34
        -2

        То-то и оно, что Бауманка - это инженерный ВУЗ. Поэтому именно в плане ИТ-образования никакого особого преимущества он не даёт. Более того, между выпускником мехмата любого приличного ВУЗа и выпускником Бауманки я при прочих равных выберу первого, потому что математическое образование в целом для программирования более релевантно.

        Что касается именно бренда, то опять-таки, именно для ИТ МФТИ/ВШЭ на порядок весомее Бауманки. Что не отменяет того факта, что в каких-то инженерных направлениях Бауманка будет номер 1. Это как в энергетике, например, где МЭИ номер 1 , и всё остальное вторично.

        А вообще, здесь уже верно отметили - надо выбирать специальность и направление в первую очередь. Имя ВУЗа, конечно, где-то играет значение, но на длинной дистанции это всё нивелируется.


        1. kodimatrix
          16.11.2023 12:34
          +2

          В статье речь идет о бакалавриате по специальности "математика и компьютерные науки". Это как раз то, что вы называете "математическим образованием". В больших вузах - большой спектр специальностей: МФТИ не только физиков выпускает, в МГТУ не только сопромат изучают, а ВШЭ не только экономистов обучает.
          Пример: когда-то ходил на день открытых дверей на кафедру аналогичную ФН11 но в МИФИ, оказалось там занимаются теми же самими МКЭ (о чем упоминается в статье) применительно к тем же самым композитным материалам - никакой ядерной специфики не заметил.


          1. Armmaster
            16.11.2023 12:34

            Это всё очевидные вещи, и конечно, в моих словах есть некоторое упрощение, ибо подробно описывать все нюансы ИТ-образования - это потребуется тонны текста.

            Тут можно зайти с чуть более формальной стороны. Давайте посмотрим, кто от России выходит/выходил в финал ACM. Физтех, МГУ, Вышка - все там каждый год + топовые питерские вузы. Почти всегда Саратов, Екатеринбург. Мелькают МАИ, Пермь, Ижевск, Казань (кого-то возможно забыл). А вот МГТУ Баумана я там ни разу не видел за последние годы вообще. Что, вообщем говоря, косвенно говорит об уровне ИТ образования. И эта картина, в общем-то, сильно кореллирует с тем, что я вижу изнутри.


    1. nerumb
      16.11.2023 12:34
      +3

      Как-то вы лихо занизили Бауманцев =)
      По своему опыту могу сказать что после N лет всем все равно на то какой у тебя диплом и где что ты заканчивал.
      Но и даже если смотреть на диплом, в моем пузыре Бауманцев достаточно много в IT, и при приеме ни разу не встречал чтобы кто-то считал диплом Бауманки хуже чем МФТИ, ВШЭ и т.п.. Возможно немного предвзят из-за того что сам оттуда, но все же =)


      1. Armmaster
        16.11.2023 12:34
        +2

        что после N лет всем все равно на то какой у тебя диплом и где что ты заканчивал.

        Так и есть и с этим сложно спорить. Понятно что в какой-то момент всё уже начинает определяться в первую очередь тем, какой ты профессионал и на диплом уже почти не смотрят. У меня ключевой сотрудник в сложнейшей технической области вообще без ВО и меня это не волнует) Но всё же старт карьеры уровень ВУЗа может сильно облегчить.

        Возможно немного предвзят из-за того что сам оттуда, но все же

        Вы предвзяты, правда, как физтех, я, наверняка, тоже)

        Могу, кстати, отметить своё личное наблюдение, что Бауманка имеет очень хороший бренд "в массах". Т.е. для людей далёких от сферы ИТ это действительно выглядит как чуть ли не лучший технический ВУЗ страны, а МФТИ и тем более ВШЭ, куда как менее известны. В этом плане мне кажется, что автор статьи во многом данный взгляд и воспроизвёл. Но изнутри индустрии это всё выглядит несколько иначе и рейтинг ВУЗов ближе к тому, который я озвучил. ИМХО, конечно же.


        1. kodimatrix
          16.11.2023 12:34

          Согласен. Особенно с последним тезисом.


    1. vainkop
      16.11.2023 12:34
      +1

      Привет от Бауманца, выпуск 2007 года, 6 лет, специалитет, ИУ8, изначально и всю жизнь я в IT. Аналогично и одногруппники, но специальность такая, странно, если было бы как то иначе. Языки программирования, представьте себе, преподавали, включая C++ по Страуструпу и не только :)

      С 9,5 баллами из 10 я еле попал на свою кафедру/специальность на бюджет, но попал :) Вступительные были математика + физика. ещё был экзамен по русскому литературе, но там не помню были ли даже баллы :) Никакого ЕГЭ естественно.

      Большинство людей не москвичи, а ребята со всей страны (не включая меня).

      Холиварная тема, но поделюсь личным опытом: при приёме на работу на начальных этапах Бауманка безусловно даёт преимущество. Более того, это работало и при приёме на работу в США в силиконке, т.к. бренд и позитивная репутация Бауманки международные.

      Одногруппники сходу по памяти работают/ли в таких компаниях, как Google, Intel, Samsung, Яндекс, Касперский, Сбер и т.д.

      Tier 1? Tier 0!


  1. afate85
    16.11.2023 12:34
    +2

    Привет принцесса) я папа такой же принцессы, только чуть помоложе чем ты, которой ещё предстоит закончить школу и выбрать себе вуз. Поэтому, что бы хоть как то разобраться и помочь ребенку, читаю отзывы живых людей) за что тебе спасибо, и с интересом буду ждать от тебя новых история.


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34

      Спасибо за Ваш отзыв, надеюсь мои статьи помогут Вам и вашей дочке в выборе ВУЗа и направления! Желаю удачи при поступлении!


  1. kodimatrix
    16.11.2023 12:34

    У вас очень интересный опыт. Спасибо за то, что делитесь им с сообществом.

    По профильному предмету (подраздел механики сплошной среды, а именно «методы конечных элементов»)...

    МКЭ не является подразделом МСС. МСС - раздел физики, обобщающий теории твердого тела, газовой динамики и другие. МКЭ - численный метод решения дифференциальных уравнений, находящий применение, в том числе в задачах МСС.

    Чем «звонче» имя твоего университета, тем лучше, особенно в начале карьеры. Часто имеет смысл пойти в университет получше «не на ту специальность», чем выбрать «ту специальность» в средненьком или вообще неизвестном универе.

    Кажется, лучше действовать с точностью наоборот (т.е. выбирать специальность, а не ВУЗ). Руководствуясь вашим советом если хочешь в computer science, но не проходишь в предпочитаемый ВУЗ на нужную кафедру , то нужно все равно идти в этот ВУЗ, но, например, на кафедру социальных наук.

    Про бауманский коммунизм - от части правда. С другой стороны, уже на младших курсах преподавали выделяют сильных студентов и предлагают заняться ресерчем или работу в лаборатории.

    PS Вроде, в целом вы положительно оцениваете опыт обучения, но забавные случаи приводите сильно негативные - в итоге смешанные ощущения. А где истории про функан или диффгем?


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34
      +1

      Спасибо за комментарий!

      Правильное замечание про МКЭ, я скорее имела в виду, что мы изучали МКЭ в приложении к МСС.

      "Бауманский коммунизм" рознится от факультета к факультету, на ФН мне кажется он очень силен)

      К сожалению, истории про функан и диффгем не вписываются в тему статьи, но я постараюсь рассказать о них и не только в будущем!


  1. l4h
    16.11.2023 12:34

    Прочитал на одном дыхании! Жду продолжения.

    мне сейчас 35, в свое время остался без вышки, а сейчас тянет к знаниям и даже задумываюсь о поступлении)


    1. IT_princess Автор
      16.11.2023 12:34

      Никогда не поздно!

      Спойлер, на программе в ВШЭ средний возраст студентов стремился к 30 ( мне было 21), у нас даже кандидаты наук учились.

      Так что если найдете в себе силы и программу по душе, то все карты Ваши! Это интересный опыт и мне кажется классно пережить его хотя бы однажды (про учебу в вузе), хотя конечно же он необязателен.


    1. me21
      16.11.2023 12:34
      +1

      Удачи! Каждый имеет право на одно бесплатное высшее образование и одно среднее специальное. Так что можно отучиться сначала там, потом сям, а можно и наоборот)


      1. l4h
        16.11.2023 12:34

        Спасибо за поддержку! очень приятно)


    1. Pshir
      16.11.2023 12:34
      +3

      Есть один нюанс, о котором стоит знать. Во всех ВУЗах есть некомпетентные преподаватели с завышенным самомнением. В некомпетентность входят такие вещи, как: предвзятое отношение к девушкам, предвзятое отношение к возрастным студентам, предвзятое отношение к платникам, предвзятое отношение к тем, кто получает второе высшее образование, предвзятое отношение к ещё какой-нибудь категории студентов, и наконец просто незнание предмета. Я сам выпускник МФТИ. И у меня такие преподаватели были, включая последнюю категорию, незнающие предмет. И в любом ВУЗе их процент достаточно высок, чтобы вы обязательно с кем-нибудь из них встретились. В студенческом возрасте (18-23 года) это воспринимается, как досадная неприятность: выполнил идиотские требования, сдал и забыл. В 35 уже хочется понять, почему этот человек работает здесь, тратит бюджетные деньги (или мои личные, если я получаю второе высшее, например), и за эти деньги тратит моё совершенно небесплатное время. Общаться с ними в уважительном ключе уже никак не получится, потому что уважать таких преподавателей не за что. И при этом всём такой преподаватель будет с вами пытаться общаться, как с 20-летним юнцом.


      1. l4h
        16.11.2023 12:34

        да, полностью согласен, что сейчас вопрос "что он здесь делает?" будет стоять гораздо серьезнее и с моим характером в такие моменты будет тяжело. Но будем надеяться, что приятное окружение из умных людей нивелирует подобные ситуации.

        Раньше старался все исправить, думая, что лучше всех знаю как это можно сделать, но с жизненным опытом пришло понимание, что далеко не всегда это нужно и возможно, даже если решение кажется очевидным, например, заменить человека. На одной из своих работ приходится работать с коллективом и выстраивать организационные процессы и оказалось, что заменить человека совсем не просто.

        Но в целом, если бы мы заранее знали все негативные нюансы наших решений, думаю, многие из них так и не были бы приняты. Поэтому, считаю, что надо двигаться к своей цели не думая о проблемах, но и без лишних надежд, что все пройдет гладко.

        Спасибо всем за поддержку и удачи в ваших начинаниях!


        1. Pshir
          16.11.2023 12:34

          Да, ни в коем случае не хотел бы вас отвращать от получения высшего образования! Просто хотел предупредить, чтобы вы были готовы к подобным ситуациям.