Ситуация в мире ИИ
Ситуация в мире ИИ

Заявление о том, что большинство ИИ-стартапов обречено, может показаться довольно очевидным. В конце концов, большинство стартапов обречено, так уж сложилось.

Но я хочу донести нечто более провокативное. Почти все стартапы, возникшие после хайпа ChatGPT, и особенно те, которые называют себя «ИИ-стартапы», обречены.

Я венчурный капиталист, уже долгое время инвестирующий в ИИ; на самом деле, я даже ушёл из мира хедж-фондов, потому что увидел, насколько много всего интересного происходит в сфере ИИ. То есть я определённо не ИИ-скептик.

Тем не менее, я считаю, что большинство из того, что финансируется на текущем цикле хайпа, не имеет ценности с точки зрения инвестора.

Если вы создали это за выходные, то может справиться и кто-то ещё

Рассмотрим простейший случай.

Я видел множество стартапов, которые, по сути, прикручивают друг к другу несколько API генеративных ИИ, проводят промт-инжиниринг, а затем шлёпают поверх фронтендный интерфейс пользователя. Некоторые из этих продуктов довольно примечательны с точки зрения отточенности и возможностей.

Эти компании тоже обречены или стать совершенно нормальными бизнесами (но не стартапами в классическом понимании Пола Грэма), или умереть.

Очевидно, если вы создали что-то за выходные, то с этим может справиться и кто-то другой. Хорошо, допустим, вы гений программирования. Истинный вундеркинд 10X-разработки! На повторение вашего результата кому-то другому потребуется много выходных... но в результате он сделает то же самое.

Если вы просто раздаёте продукт своего проекта бесплатно и ради развлечения, то никаких проблем в этом нет.

Однако если вы начнёте взимать за него плату и клиенты начнут полагаться на него, то придут другие и немножечко собьют вам цену. Возможно, ваш продукт всё равно будет лучше. «Лучше» часто приводит к привлечению клиентов и к выбору одного вместо другого.

Но если сфера действительно важна (то есть в ней есть большое желание платить и она часто используется), то тут начинает работать проклятие экономики и конкуренции. Вас будут копировать и отбирать вашу прибыль.

Если вы не можете защитить свой продукт и он не отличается от других, то прибыли вам не видать. Это основы экономики.

Защитить свой продукт не могут даже Alphabet, Meta* и OpenAI

Итак, я рассказал основы экономики и стартапов. В них нет ничего особо уникального. Каждый цикл хайпа характеризуется тем, что люди забывают о существовании этих правил, а потом заново открывают их для себя, разочаровываясь в конце цикла.

Однако вспомним, что в основном мы говорили о том, что эти стартапы просто прикручивают API (например, ChatGPT) к UI. При таком подходе, очевидно, в продукте очень мало уникального и его сложно защитить. Даже если ваш UI красивее, чем у конкурентов, кто-то другой может просто скопировать его.

Однако моя основная идея глубже, чем эти тривиальные примеры.

Давайте посмотрим, как эта же логика применима к самим технологиям, находящимся внутри таких LLM, как ChatGPT, Bard, LlaMA и так далее.

Если бы я сказал вам, что у меня есть фантастическая технология, которую хотят использовать все, а для её создания мне нужно было сделать следующее:

  1. Собрать все тексты в Интернете

  2. Выучить их все при помощи кучи GPU и миллионов долларов

  3. Изготовить продукт на основании хорошо известных технологий, большинство из которых опенсорсны

Мог ли бы я защитить уникальность этого продукта? Пункты 1 и 2 могли бы представлять некий уровень технической или логистической сложности для мелких стартапов, но ничто из этого не станет неподъёмным для других крупных компаний, особенно учитывая пункт 3. Все эти продукты создаются на основе одной и той же внутренней архитектуры из трансформеров и LLM. Эти LLM не станут непреодолимым препятствием, их может воссоздать любая крупная Интернет-компания.

Об этом даже говорили на внутренних совещаниях Alphabet/Google.

То же самое относится и к ИИ генерации изображений и видео. Достаточно заменить пункт 1 изображениями или видео (примечание: видео может стать исключением, если Alphabet удастся отрубить простой доступ к YouTube).

Но что если моя версия ИИ лучшая?

Итак, мы установили, что не особо полезно просто прикручивать API поверх чужих технологий (это наш тривиальный случай). Также мы поговорили о том, почему в менее тривиальном случае с LLM продукт в принципе нельзя защитить.

Но что, если я сделаю упор на пункт 3 и создам наилучшую версию LLM? Или что-то подобное, но в другой области ИИ?

Теоретически, это интересно. Разумеется, если не учитывать, что двигается технологический прогресс всей отрасли.

Это как создать самый быстрый CPU… в 90-х

Что, если я сказал бы вам в 1990-х, что у меня есть лучший в мире CPU? Он в три раза быстрее процессоров Intel!

Учитывая стоимость и невероятную сложность разработки CPU, это было бы очень впечатляющим техническим достижением! Разумеется, потом встаёт вопрос, а сможете ли вы повторять этот рекорд год за годом? Потому что проблема в том, что, учитывая скорость развития полупроводниковых технологий (закон Мура), у вас есть преимущество на год или два (возможно). Intel (и все остальные) догонят вас по производительности. Если у вас есть какая-то особая секретная технология, позволяющая оставаться впереди всегда, то это одно, но вероятнее всего, вы просто придумали некий набор оптимизаций, который очень скоро начнут использовать и другие.

Та же самая проблема существует и сегодня в мире ИИ. Прогресс движется слишком быстро, а прогресс всего научного и производственного сообщества ИИ почти наверняка мощнее, чем у вашей компании.

Кстати, если уж мы заговорили о мощностях: эта проблема приобретает всё более крупные масштабы. Например, Китай, по отдельным наблюдениям, не поспевает за международным (сконцентрированным в США) исследовательским сообществом в скорости развития ИИ. По сути, любой, кто начинает развивать ответвления проприетарных моделей, быстро отстаёт от прогресса и в конечном итоге всё равно вынужден использовать международные современные технологии. В ИИ ситуация ещё хуже, чем в полупроводниковой промышленности, потому что разработки в основном опенсорсны, поэтому в этой сфере ещё сложнее удерживать за собой длительное преимущество в мощи алгоритмов.

Поэтому вы не сможете обеспечить долговременную ценность своего продукта, если только вам не удастся защитить его, обогнав всех остальных на один-два года; а это сделать было бы чрезвычайно сложно.

Постойте, но что же можно защитить?

Итак, мы отбросили несколько вариантов. Что же осталось?

Огромные вычислительные ресурсы

У вас может быть нечто, требующее настолько больших вычислительных ресурсов, что с экономической точки зрения обучить это сможете лишь вы. На мой взгляд, это маловероятно, учитывая, какой прогресс произошёл в снижении количества данных и вычислительных ресурсов, необходимых для достижения конкретных результатов в ИИ. Стоит однако отметить, что моё мнение достаточно непопулярно. Вы можете решить самостоятельно, верна ли моя точка зрения (о ней я рассуждаю по приведённой выше ссылке). Однако хотя это и действительно реальное преимущество, я не уверен, что меня с точки зрения инвестора заинтересует стратегия стартапа, стремящегося собрать больше GPU/ASIC/FPGA, чем у Google, Facebook или Baidu. И это переносит нас к следующему пункту.

Проприетарные данные реального мира

Вы можете работать в области, где нельзя просто собрать данные из Интернета. Например, данные здравоохранения, которые просто накапливаются в больницах и сегодня даже не собираются. Или данные о фолдинге белка или фармакокинетических реакциях, которые необходимо кропотливо собирать в реальных экспериментах. Или куча других вещей; у всех них есть нечто общее: они не существуют в чисто цифровом виде и их нельзя с лёгкостью собрать из Интернета.

Именно в этом я вижу источник генерации ценности большинства ИИ-стартапов. Это сферы, в которых нельзя просто взять и начать собирать данные без огромных затрат денег и времени, а также из-за хаотичности физического мира. Эти стартапы запросто могут оседлать волну прогресса ИИ (алгоритмы всё равно уже общедоступны) благодаря тому, что они владеют проприетарными данными из реального мира, которые практически невозможно получить.

Создать ценность — не значит получить от неё выгоду

Напомню, что мы говорим о стартапах. Многие забывают о том, что даже если создать ценность на уровне общества, это необязательно значит, что компания сможет получить от этого выгоду. Бум Интернета в 1990-х создал огромную сетевую инфраструктуру, но от своих инвестиций компании получали ROI с огромным минусом. Да, это было отличным способом привлечь онлайн широкие слои общества, но это социальная выгода, а не ROI компании.

Более свежий пример: знаете ли вы, что в Azure работает множество приватных блокчейнов? По разным причинам сложно определить их финансовые результаты, но многие крупные компании запускают эту технологию в Azure, благодаря чему Microsoft стал одним и самых крупных выгодоприобретателей от блокчейна. (Да, можно задуматься, сильно ли отличается приватный блокчейн, скажем, от базы данных, но это уже отдельный вопрос. Однако к делу это не относится.)

Вероятно, то же самое произойдёт и с OpenAI, которая сильно напоминает лабораторию исследований и разработок Microsoft. Microsoft предоставляет вычислительные ресурсы в Azure, а OpenAI, в свою очередь, разрабатывает инструменты, которые Azure затем предоставляет как сервисы. Поэтому Azure может зарабатывать кучу денег на ChatGPT и других вещах, которые можно превратить в API с оплатой по факту использования. Разумеется, с Bard и Google Cloud Compute, а также с другими компаниями, ситуация похожая.

Этот принцип применим к бóльшей части современного сектора ИИ. В нём будет сгенерировано много ценности, которая пойдёт на пользу обществу, но она не будет монетизирована ни одной частной компанией. И это, кстати, здорово — технология становится одним из «бесплатных завтраков», которые так редки в обществе и макроэкономике.

Также будет сгенерировано много пользы, которую благодаря своей мощи и масштабам на рынке поглотят гиганты отрасли. Это не бесплатный завтрак для общества, просто так работает капитализм, часто ухитряясь сгенерировать «излишек» для общества.

Наконец, есть относительно узкие ниши, которые и генерируют пользу, и приносят выгоду новым молодым компаниям, которые в идеале придут и займут место гигантов (именно так происходят здоровые рыночные изменения).

Именно эти компании сгенерируют огромные прибыли и станут известными всем именами завтрашнего дня. Разумеется, именно их теоретически и ищут венчурные капиталисты. Но в реальности большинство инвесторов чуть менее разборчивы во вбрасывании денег в ИИ-стартапы (и даже в крупные публичные компании, заявляющие, что у них есть «ИИ-стратегия»). Поэтому в основном они сливают деньги в канализацию.

Да, ИИ изменит мир. Но большинство ИИ-стартапов обречено.

* Meta Platforms, а также принадлежащие ей **Facebook и **Instagram: признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена; запрещены в России

Комментарии (22)


  1. tessob
    05.12.2023 09:15
    +7

    Большинство стартапов обречено. Не только ИИ. Пузырь в техе это результат работы private equity фондов, а не результат очередной промышленной революции.


  1. MaxPro33
    05.12.2023 09:15
    +2

    Вы подчеркиваете, что многие ИИ-стартапы просто прикручивают несколько API генеративных ИИ и создают фронтендный интерфейс. Как вы видите различие между такими стартапами и теми, которые имеют действительную ценность для инвестора?


    1. Tyusha
      05.12.2023 09:15

      Похоже, что других просто нет :) т.к.автор только про API-шников и говорит.


    1. fasvik
      05.12.2023 09:15

      Прошу прощения, но IMHO

      а) это перевод

      б) автор оригинала, как я понял, говорит нам о том что чем больше мы упрощаем какой-то процесс, но и чем больше вкладываем сил в это, тем успешнее будет стартап.

      Как я понял, опять же, чем сложнее машина под капотом, тем сложнее будет до идентичного устройства додуматься другим. А если мы просто используем чужую технологию и выдаём это за новую и технологичную конфетку, при этом не привнеся ничего существенного и нового кроме обертки - мы обречены на провал, потому что сконкурировать с нами не составит труда, ведь так?

      Ещё раз прошу прощения, если я неверно понял смысл перевода, да и в комментировании я тоже новичок, как и на Хабре..


  1. MAXH0
    05.12.2023 09:15
    +5

    Большинство современного бизнеса обречено. Да и мы обречены. Все мы смертны... Страшно не это.

    Страшен тот дивный новый мир, который грядет вслед за ИИ. Это мир технофеодализма (пожалуй я не буду давать ссылки. Поищите сами. Я уже неоднократно цитировал впечатлившую меня статью)... Одним из столпов технофеодализма станут голосовые помощники с ИИ.

    Это не будет мир "бесплатных завтраков". Это будет мир "бесплатного сыра (в мышеловке)"... Замечательно, когда нейросеть генерирует вам походящий макияж по фотографии, но косметику она же вам подберет из заданных ей маркетологами брендов. Причем будет проанализирован и ваш уровень доходов и ваши личные предпочтения. Так что цена вас полностью удовлетворит. Выбор сделают за вас, но вы, скорее всего, не захотите его менять...

    ИИ станет таким советчиком, заменив нынешних "лидеров мнений". И уже не блогеры будут впаривать рекламу, а домашний ИИ советовать, что купить и как носить и даже что говорить. И он будет полностью персонализирован - подстроен под вас и комфортен.

    А потом подрастут дети воспитанные в диалогах с Алисой ...


    1. Revertis
      05.12.2023 09:15
      +3

      А так как это реклама, то предложенные варианты всегда будут дороже того, что вы могли бы купить в магазине за углом либо на алиэкспресс, даже если этот ИИ считает вас нищебродом.


      1. MAXH0
        05.12.2023 09:15

        А вот и нет... ИМХО:

        Первыми ИИ убьёт мелкую розницу. Потому что логистика и поддержание запасов там дороже всего. Потом подорвет разнообразие в сетевых супермаркетах. Потому что конкуренцию выдержат только ходовые товары. Службы доставки без вменяемой рекомендательной системы типа алиэкспресс - большинство ими не будет пользоваться. Потому что время поиска подходящего товара перевесит выигрыш в цене. Это будет что то нишевое, как сейчас - купить товары на барахолке.

        Трудно оценить выгоду, которую дает такое предсказательное планирование производству и доставке. Оно явно покроет расходы на вычислительную модель и сбор информации.


        1. Revertis
          05.12.2023 09:15
          +1

          Первыми ИИ убьёт мелкую розницу. Потому что логистика и поддержание запасов там дороже всего. Потом подорвет разнообразие в сетевых супермаркетах.

          Не, подождите, мы говорим только о рекомендательном ИИ. Он не заведует логистикой, не привозит дронами товары вам прямо в окно :)

          В первое время он только заменяет собой рекламу. То есть как бы Гугл со своей аналитикой, но в большем масштабе, с большей слежкой за юзером. И с адаптивным способом впаривания.


          1. MAXH0
            05.12.2023 09:15
            -1

            Мы говорим о слегка разных вещах. Первое время все эти GPT вообще будут забавным развлечением. Но потенциал достаточно быстро разовьется к тому что я указал. Потому, что это лыко весьма в строку к общим трендам.


    1. Aizz
      05.12.2023 09:15
      +5

      А что поменяется по сравнению с текущими реалиями? Вряд ли в мире "технофеодализма" у тебя не будет возможности зайти в магазин за углом и купить ровно то же самое дешевле. Или прицениться к выбору другой косметики?

      Так же как сейчас (и так же, как последние пару тысяч лет) будут те, у кого есть своё мнение. И будут те, кто предложат таким возможность купить то, что им надо. Вы слишком преувеличиваете влияние домашнего ИИ на мнение человека.

      Это звучит примерно как "Вот появилось телевидение, теперь никто не будет читать книг/ходить на спектакли/(вставьте своё), а будут только поглощать то, что им показывают по телеку. То, что выбрал кто-то другой".


      1. VitalySh
        05.12.2023 09:15
        +1

        Ну распространение интернета в начале 2000х вполне себе убило кучу печатной продукции. Люди буквально перестали читать бумажные книги, газеты, журналы (а точнее уровень потребления снизился во столько раз, что хватило для банкротства очень большого количества компаний).


      1. 0x131315
        05.12.2023 09:15

        Тут есть такой момент: нет необходимости окучивать тех, у кого есть мнение - они в меньшинстве. А окучить тех, у кого мнения нет - с этим и сейчас реклама справляется вполне успешно.


    1. timiryazevec
      05.12.2023 09:15
      +1

      Вы можете развить мысль почему это плохо? Просто по вашему комментарию это не очень понятно. Я не прошу написать книгу по типу ИИ-2041 Кай-Фу Ли, Чень Цюфань, но в том что Вы написали я не вижу ничего плохого, вот сценарий Revertis, что предложенные варианты будут всегда дороже, похуже будет.


    1. ElVibrio
      05.12.2023 09:15

      Совершенно точно. Ещё одно определение АИ - адаптивный идиот, электронный савант, в роли верёвочки, удобной кукловоду, приятной марионетке.

      В какой то момент верёвочка обретёт если не самосознание, то стремление к поддержке собственного гомеостаза...


    1. EntreAI
      05.12.2023 09:15

      А что плохого, что людьми будет заниматься искусственный интеллект? При правильной настройке он гораздо эффективнее людей, тот же gemini от гугла по из заявлениям и тестам уже превосходит большинство специалистов, обладает мультимодальностью, превосходит 85% программистов, его планируют внедрить в робототехнику добавив чувства тактильности в том числе, что по сути AGI, а вероятно и ASI. А gpt 4V уже очень не плохие навыки показывает, но надо научить его не галлюцинировать. В общем 2024 будет самый интересный год, координально меняющий мироустройство и людей нужно будет учить не как делать, как будет гораздо эффективнее решать ИИ, а что делать.


  1. DorianKon
    05.12.2023 09:15
    +1

    Что ж... Почему никто тогда не повторил chatGPT до сих пор? Есть какие-то модели. Но сколько я не пробовал их установить, у меня не получалось. Возможноне хватает знаний. А ведь важно, чтобы стартом был простым и удобным. Так что очень важные стартапы - удобство. Они точно не обречены


    1. zyaleniyeg
      05.12.2023 09:15

      Наверное потому что прокачать сеть уровня чат жпт стоит десятки миллионов баксов и не каждый готов потратив столько - выложить сие бесплатно в сеть, второй момент что размер чат жпт больше 400 гигов, сомнительно что у вас будет столько оперативки чтобы запустить все это у себя локально и поиграться


  1. Rafe
    05.12.2023 09:15

    Трезвый и прагматичный взгляд на происходящее. Имеет право на существование.


  1. migratech
    05.12.2023 09:15

    Где то я видел статистику гибельности ИТ стартапов. Большая часть (97%) не живет и года.


  1. Odess83
    05.12.2023 09:15

    Автор слегка пристрастен. Даже если вы не пользуетесь ИИ, то все равно есть конкуренты, которые делают то же самое и соревнуются с вами и в качестве и в цене. Поэтому я вообще не вижу смысла в данном вопросе, если честно.

    Выживет тот, кто научится правильно использовать ресурсы и конкурировать. Но, повторюсь, это относится к любому бизнесу, неважно стартап или нет и связано с ИИ или нет.

    А вот людям не знающим ИИ конкурировать с такими стартерами будет сложно из-за той же скорости работы. Как говорится количество при среднем качестве может победить качество, но которое делается в разы дольше. Опять же все упирается в рынок и потребителей.


  1. Krushiler
    05.12.2023 09:15

    А что будет, если звёздочку после мета не ставить? Это же бред какой-то...


  1. KivApple
    05.12.2023 09:15

    Мне кажется, что копируемость не обязательно проблема. Даже если идею можно реализовать за выходные, это уже как минимум выгода в неделю, потому что пока другие вашу идею увидят, им придётся ждать следующих выходных, чтобы скопировать.

    А на самом деле идей генерируется так много, что до момента когда поймут что ваша идея перспективная, пройдут не одни выходные. А ещё, действительно, ваша производительность может быть в несколько раз выше среднего.

    И вот уже лаг между релизом и копированием составляет месяцы. Тот кто первый успеет вбухать деньги в маркетинг, первый займёт рынок. А последующим будет сложнее, потому что второй такой же сервис уже никому не нужен, придётся демпинговать и одновременно вливать кратно больше в маркетинг.

    Не проблема создать клон твиттера (с точки зрения технологий), проблема привлечь туда пользователей в условиях, что оригинальный твиттер уже существует и про него все знают.