В 2012 я открыл фирму пассажирских перевозок. Маршрут: Псков–СПб. Мои автобусы возили 2-3 тыс. людей в месяц, а недавно я закончил последние судебные дела. В статье мои выводы за годы работы. Приятного прочтения и не забывайте передавать за проезд.

В статье: как прогресс убил бизнес, как я модернизировал маршрутки, как 2 просрочки лизинга познакомили меня с бандитами, а пассажиры посмотрели видео для взрослых на 30к, как юридическая грамотность помогла отбиться от обвинений в картельном сговоре и доказать, что лизинг должен мне денег.

Бизнес-план

Берем грузовые мерседесы-спринтеры – 2 шт., отдаем в тюнинговую контору и получаем автобусы бизнес-класса. А билеты ставим по цене обычных маршруток.

В автобусах поставили индивидуальное кондиционирование, как в самолетах. Запаску убрали под автобус – так расширили багажник, купили турецкие сиденья, реализовали теплый пол и неоновые контуры на полу и полках. Все согласовал в ГАИ.
В автобусах поставили индивидуальное кондиционирование, как в самолетах. Запаску убрали под автобус – так расширили багажник, купили турецкие сиденья, реализовали теплый пол и неоновые контуры на полу и полках. Все согласовал в ГАИ.

У меня было турагентство, поэтому, так как автобусы не всегда забивались под завязку, я дарил клиентам при покупке тура бесплатный трансфер до Пулково

Один рейс туда-обратно это 40 человек, по 500р — это 20к. Себестоимость рейса — 8к. Итого 12к прибыли, ок, часть не придет 5к. Итого 2 рейса в день = 10к прибыли. В месяц это 300к с одного автобуса! Сначала взял два автобуса, то есть 600к в месяц, а уже через полгода купил еще 2 в лизинг. Кажется, жизнь удалась!

Ожидание
Ожидание

А как на самом деле?

Две просрочки лизинга и здравствуй дядя со шрамом

Часть мерседесов брал в лизинг, и когда начались тяжелые времена, я пропустил 2 платежа. Это был официальный лизинг мерседес-бенц — очень респектабельная контора. Но, как выяснилось, у респектабельной конторы есть нереспектабельные коллекторы, которые со скоростью звука выкупают долги.. Через неделю просрочки в дверь мне позвонил дядя со шрамом.

Ты не знаешь что такое бандиты, пока не встретишь их на пороге в домашних тапочках
Ты не знаешь что такое бандиты, пока не встретишь их на пороге в домашних тапочках

Мне показывали странные документы без печатей и представлялись мерседес-бенцом. Пришлось срочно ехать в центральный офис, где еле договорился. Хорошие люди заняли денег, и я выкупил машины. Причем пока разбирались, коллекторы уже повесили объявление о продаже автобусов. А представители мерседеса продолжали называть своих бандюганов-коллекторов респектабельно – “партнерами”.

Вывод 1: если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту.

Неосновательное обогащение

Пассажирские перевозки сделали меня юридически подкованным, и когда уже второй лизинг приехал забирать у меня автобус, я решил, что этот беспредел не оставлю просто так. С учетом всех моих платежей и изъятого мерседеса, лизинг оказался необоснованно в плюсе на 352'613,96₽. Второй мерседес я выкупил, на это у меня был месяц по закону.

Как так вышло, что лизинг оказался мне должен? Например, общий платеж за автобус в лизинг 1 млн., вы внесли 700к, а еще 300к у вас нет. У вас забирают автобус. Движимость, конечно, уже стоит не миллион, а 500к. То есть они вернули себе еще 500к. Итого получили 700к+500к=1,2 млн. Лишние 200к — это и есть незаконное обогащение. Эти деньги они должны вернуть. Если у тебя хороший адвокат, то суд ты выигрываешь.

Здесь фактическое движение средств по договору
Здесь фактическое движение средств по договору

Выбивание мерседеса-спринтера в документах назвали “изъятие предмета лизинга”. Суд встал на мою сторону.

Мелочь, а приятно
Мелочь, а приятно

Вывод 2: ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами.

Картельный сговор

В 2014-м доллар растет в 2 раза. Запчасти на спринтеры напрямую зависели от курса, плюс дорожает бензин. В этой ситуации перевозчики не могли не поднять ценник. Мы подняли до 650 рублей без карты и 500 рублей по дисконтной карте. И тут прилетает иск от антимонопольной службы

В процессе кроме меня участвовало еще 5 перевозчиков, суды шли 2,5 года. Мы расписали разные причины и, тем самым, отбили наличие сговора.
В процессе кроме меня участвовало еще 5 перевозчиков, суды шли 2,5 года. Мы расписали разные причины и, тем самым, отбили наличие сговора.
Вот тут судебное решение, где расписаны разные причины.
Вот тут судебное решение, где расписаны разные причины.

В итоге иск аннулировали.

Даже вернули расходы на госпошлину
Даже вернули расходы на госпошлину

Рост расходов вынуждал двигаться от новых мишленовских шин к б/у и китаю.

Дураки и дороги

Водители, бывало, свинячили и воровали. Пробовал решать камерами, но качество камер тогда не позволяло что-то понять ни на утренних, ни на вечерних рейсах. Поэтому водители успевали возить зайцев и клали в карман 1-2к с рейса.

Купил одинаковую форму всем водителям, чтобы домашние свитеры не воняли на весь автобус
Купил одинаковую форму всем водителям, чтобы домашние свитеры не воняли на весь автобус

Топливная система на евро 5 регулярно засорялась, я грешил на качество бензина. До сих пор заправляюсь только в газпроме и лукойле, остальные бодяжат. Дороги раздалбывали машины, требовался постоянный ремонт. А в городе за ремонт нового поколения мерседесов никто не брался, виновата дорогая диагностика.

Пассажиры бронировали сразу несколько мест на разное время в разных компаниях, чтобы как освободятся, могли удобно уехать. В итоге мой рекорд — из полностью забронированного автобуса на рейс пришло 2 человека. Обычно если рейс забивался в ноль мы ехали, чтобы обеспечить занятостью водителей. Отменяли только когда туда-обратно ехало по 3 человека. В этом случае договаривались с другими диспетчерскими, чтобы не бросать своих пассажиров. Диспетчерские дружили и нам тоже передавали пассажиров, если рейс не собирался.

Рейсы бронировали на стене ВК
Рейсы бронировали на стене ВК

А как-то задолжал 30к мегафону. У нас был бесплатный вайфай, но качать с определенных сайтов было не бесплатно. Пассажиры накачали взрослого видео , хотя я отключал все платные услуги.

Вывод 3: учитывайте человеческий фактор

ГАИ, ФСБ, транспортная инспекция

В какой-то момент мне казалось, что мой бизнес убивают целенаправленно.

Сначала заставляют сменить аналоговые тахографы на цифровые. Тахограф – это прибор учета рабочего времени водителей. Каждый гаишник мог просто так предъявить за прибор и заставлять рейсовую маршрутку ждать транспортников до утра. Не говоря уже о том, что каждый прибор — это 60к, а за неустановку приличный штраф.

Потом вводят страхование пассажиров. Это еще 70к расходов на один автобус. Когда я оплатил страховку, кто-то забыл внести это в базу и в итоге автобус арестовали на 30 дней, пассажиров высадили. Пришлось экстренно возвращаться из отпуска и разбираться. А это был хлебный август, там мог бы заработать миллион, который потом держишь, чтобы покрывать убытки осени.

Дальше заставляют подавать данные пассажиров в ФСБ за 24 часа до рейса. Хотя рейс часто забивается как раз в последние 24 часа.

А под конец обязуют арендовать помещение под автостанцию. То есть либо пользуйтесь услугами городского автовокзала и платите 100р за заезд и 18% НДС с билетов, либо стройте, арендуйте свой автовокзал. Раньше мы отправлялись в СПб от гостиницы “Россия”, эту лавочку тоже прикрыли, а в округе гостиницы поставили знаки остановка запрещена. Тут же нас массированно гасят в прессе, называя перевозчиками “от столба до столба”. Кто-то из перевозчиков сдался и пошел на автовокзал, а кто-то просто закрылся, например, мы.

Были и плюсы. Турфирма-монополист по Греции покупала трансфер, 1-2 месяца в году обеспечивали приличную загрузку. А первые 2 года неплохо зарабатывали.

Вывод 4: нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.

Ласточка убивает

Окончательно все испортилось, когда запустили Ласточку.

Ласточка – это скоростной поезд между Псковом и СПб. Стартовая цена билета 390 руб., едет быстрее маршрутки. После того как выжили маршрутки цена на ласточку выросла вдвое
Ласточка – это скоростной поезд между Псковом и СПб. Стартовая цена билета 390 руб., едет быстрее маршрутки. После того как выжили маршрутки цена на ласточку выросла вдвое

Вместе с запуском Ласточки одновременно открывают 8 участков ремонта и время в пути увеличивается, благодаря реверсивному движению. Когда пускают то одну полосу, то другую. Автобус мог идти до 8 часов при запланированных 4 часах. Например, у вас заявлен рейс в 15:00 из Питера, а автобус только к 17:00 приползает в город. Уровень возмущения пассажиров, думаю, вам понятен. Конечно, с такими раскладами все выбирали ласточку.

Выводы

За три года работы в пассажирских перевозках кое-что понял.

  1. Если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту

  2. Ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами

  3. Нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.

  4. Учитывайте человеческий фактор

А в любой непонятной ситуации говори: ссылаюсь на 51 статью Конституции – не свидетельствовать против себя.

Сейчас занимаюсь бизнесом, исключающим прямую конкуренцию с государством. От выхода новых законов не вздрагиваю, на звонки отвечаю легко и весело, судебные извещения в почтовом ящике не нахожу, а люди со шрамами не ждут за дверью.

Титры

Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.

Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..

Комментарии (110)


  1. Tatooine
    04.01.2024 09:48
    +1

    Интересно, то есть бронь у вас была бесплатной и люди бронировали, а потом отказывались?
    Наверное стоило делать бронь платной.


    1. DennisP
      04.01.2024 09:48
      +9

      Не у "вас", а у владельца этого бизнеса (якобы), историю которого выложил автор у себя в блоге, а заодно и здесь. Так что автору вопросы задавать бессмысленно, как я понял.


      1. slava_rumin Автор
        04.01.2024 09:48
        +6

        Автор статьи (я) написал только часть из того что было в не якобы интервью с предпринимателем, поэтому на часть вопросов могу ответить сам, но в целом если вы считаете, что у меня такая отличная фантазия, это тоже приятно)


        1. DennisP
          04.01.2024 09:48

          А можно поинтересоваться, ради чего вам дают интервью все эти люди, какой их интерес?


          1. slava_rumin Автор
            04.01.2024 09:48
            +4

            Этот герой мой знакомый, но иногда я прошу дать интервью, предприниматели получают бесплатное упоминание бизнеса, а я историю.


    1. slava_rumin Автор
      04.01.2024 09:48
      +1

      Это популярная тема, люди сразу бронируют несколько возможных вариантов выезда и потом отменяют остальное, на РЖД возврат тоже очень дешевый и там делают также. Платную бронь сделать было можно, но когда у конкурентов такого нет было бы сложно конкурировать


    1. zatim
      04.01.2024 09:48
      +1

      Тогда клиенты убегут к конкурентам, где бронь бесплатная.


      1. SergeyMax
        04.01.2024 09:48
        +7

        Возможно, к конкурентам убежали бы только те, кто собрался отменить бронь


  1. Shpankov
    04.01.2024 09:48
    -8

    Обычная капиталистическая конкуренция. Причём, не самый худший её вариант. Вообще, прежде, чем начинать бизнес, было бы неплохо ознакомиться с основами марксизма в части препарирования капитализма - как это работает. Можно избежать многих сюрпризов.


    1. ABRogov
      04.01.2024 09:48
      +9

      Марксизм это про то как достичь предельной формы капитализма минуя сам капитализм?


      1. Shpankov
        04.01.2024 09:48
        +3

        Марксизм - это про то, как работает капитализм, и почему подобным небольшим бизнес-проектам в современном мире всё меньше места. Это как подбирать крошки со стола гигантов - но ровно до тех пор, пока гигант не захочет съедать сам и эти крошки.


        1. ABRogov
          04.01.2024 09:48

          Пардон, перепутал с ленинизмом.


          1. Shpankov
            04.01.2024 09:48
            +1

            А вот Ленин как раз, в свою очередь, препарировал монополизм - и его работа "Империализм, как высшая стадия капитализма" не менее современна. Вполне описывает современные реалии.


            1. ABRogov
              04.01.2024 09:48

              Спасибо за ссылку. Глава VIII. "Паразитизм и загнивание капитализма" - как раз опять описывает современные "реалии". Уже в который раз, а все без толку.


              1. Shpankov
                04.01.2024 09:48
                +2

                А вы попробуйте прочитать всю главу, а не только её название.


        1. dyadyaSerezha
          04.01.2024 09:48
          +3

          и почему подобным небольшим бизнес-проектам в современном мире всё меньше места

          Циферки можно привести в доказательство? А то вот я скажу, что всё больше места. Получается слово на слово.


          1. Shpankov
            04.01.2024 09:48
            -4

            Да, конечно. Например, все циферки есть здесь.


            1. dyadyaSerezha
              04.01.2024 09:48
              +4

              Так я и думал... Еще один социалист, блин.


              1. Shpankov
                04.01.2024 09:48
                -4

                Вы так говорите, как будто это что-то плохое.


            1. TIEugene
              04.01.2024 09:48
              +3

              Вы же знаете, что Хабр и толерантность - вещи не совместимые.
              За слова "социализм", "коммунизм", "патриотизм" и "Linux" в положительном ключе может прилететь мама не горюй.
              Как и за "капитализм", "эмиграция", "Windows", "macOS" в отрицательном.
              PS. например мне сейчас прилетит.


              1. Shpankov
                04.01.2024 09:48

                Хабр тоже меняется - кроме минусов появляются и плюсы. Так что всё не зря.


                1. TIEugene
                  04.01.2024 09:48

                  Появляются, спс.
                  Но минусаторы на порядки активнее. Если вы пишете не в тренде.


                  1. Shpankov
                    04.01.2024 09:48

                    Ничего страшного. Тенденция положительная, и это хорошо.


                    1. TIEugene
                      04.01.2024 09:48
                      +1

                      Да Вы оптимист, батенька.
                      На текущую секунду у Вас общая дельта рейтинга за все камменты к этой статье "-6".
                      Это тенденция положительная? :-)


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48
                        +1

                        Года три-четыре назад были только минусы. Сейчас появляются и плюсы. Так что - да, я оптимист.


              1. Bluewolf
                04.01.2024 09:48
                +1

                А Линукс-то за что?


                1. ovsds
                  04.01.2024 09:48
                  +4

                  Linux - это считай коммунизм.


                1. TIEugene
                  04.01.2024 09:48
                  +7

                  Не знаю, но так тут принято. Давайте вместе посмотрим:


                  Linux лучше Windows и macOS.


                  PS. пишу с макбука, на котором установлены все три.


              1. Dolios
                04.01.2024 09:48
                +5

                А какая разница, что там в трендах, если я и мои родители жили при социализме в СССР и видели все его недостатки.

                Взять хотя бы один аспект, жильё. Все эти лозунги "моей семье дали бесплатную квартиру" - банальная ошибка выжившего. Во-первых, не бесплатно, иначе можно считать, что рабам тоже бесплатно жильё дают и еду. Во-вторых, про проблемы с жильём регулярно говорится даже в советских, прошедших цензуру, фильмах, что нам как бы намекает на повальную обыденность и массовость этого явления. В-третьих, достоверно известно, что СССР не смог обеспечить достойным жильём даже всех ветеранов ВОВ, которые уже в РФ это жильё получали. Ну и нормы были 6м^2 на человека, поэтому, например, нашей многодетной семье из 5 человек отказали в улучшении жилищных условий и сказали, что нам норм двушка, хоромы. В то время для живших при поганом капитализме в США для такой семьи нормой считался дом на 4 спальни (пятикомнатный, по-нашему) с 3 санузлами.

                И так куда не копни. Есть определенная категория "блатных", прочих директоров овощебаз и определенное количество людей, выигравших в лотерею, которым было хорошо, остальные жили очень бедно и плохо. Ну и, есть еще категория людей, которая путает "хорошо было в беззаботном детстве" с "хорошо было в СССР". Как по мне, там было отвратительно и я туда больше не хочу и пропаганда "социализма" советсткого типа мне неприятна.


                1. TIEugene
                  04.01.2024 09:48

                  del


                  1. Dolios
                    04.01.2024 09:48
                    +1

                    А вы погуглите дату из профиля. Это меня теперь терзают смутные сомнения, что вы в сознательном возрасте её прошли )))

                    Вред пропаганды совка состоит ещё и в том, что такие молодые люди как вы ей верят, а она в подавляющем большинстве случаев является либо враньём, либо выдачей желаемого за действительное.


                    1. TIEugene
                      04.01.2024 09:48

                      Погуглил уже.
                      «Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую» © Наполеон (но это не точно).
                      С пропагандой то же самое - если вам не будет промывать мозги родная пропаганда, то будет промывать альтернативная.
                      Можно назвать пропаганду или промывание мозгов рекламой демократических ценностей - суть дела не меняется.
                      У всех мозги промыты.

                      Вы живете в социуме - социум has you.


                    1. Shpankov
                      04.01.2024 09:48
                      +1

                      Вред пропаганды совка состоит ещё и в том, что такие молодые люди как вы ей верят

                      Между тем, и @TIEugene, и я родились в СССР и почти половину жизни прожили в той стране. В отличие от вас, родившегося в 1991 году. Но вы почему-то считаете возможным учить нас, как жилось в СССР.


                      1. Dolios
                        04.01.2024 09:48
                        +3

                        В отличие от вас, родившегося в 1991 году.

                        Вы вообще читаете, на что отвечаете? Попробуйте таки прочитать мои 2 последних сообщения в этой ветке, чтобы понять, где и когда я жил и что значит эта радостная дата в профиле. Странно, что вам она ничего не напомнила. Знатока истории сразу видно..

                        Ну и на тему толерантности, о которой вы выше пафосно вещаете, тоже смешно. Толерантно мне минусов в карму уже насовали ))


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48
                        -3

                        Именно ваши сообщения в тандеме с указанной вами датой рождения в профиле позволяют делать вывод о том, что вы в СССР не жили.

                        Если же вы там жили и продолжаете нести стандартный огоньковский антисоветский бред, то это только усугубляет вашу личную проблему.

                        И - да, поговорить на эти темы можно, но не на хабре.


                      1. TIEugene
                        04.01.2024 09:48

                        Есть нюанс.
                        У респондента ДР указано дата распада СССР.
                        Специально.
                        (как и у меня - unix timestamp=0; ну здесь понятно - работа такая. Наниматель настоятельно не рекомендует плескать языком везде подряд куда попало)
                        А вот у респондента жизнь на дату ДР закончилась. Или началась, я теперь уже не понимаю.
                        Чем респонденту жизнь при Союзе не угодила - хез. Какая-то рефлексия. Джинсы, жвачка, PlayBoy...


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48
                        +1

                        Ну, это проблемы респондента. Пусть теперь сам доказывает, что просто пошутил так.


                      1. TIEugene
                        04.01.2024 09:48

                        Не будет у респондента никаких проблем.
                        И не будет он ничего доказывать.

                        Use case:
                        - растут 2 мальчика в одном доме. В соседних подъездах. Друзья лепшие. Оба - одинаковые.
                        - потом один идет в институт за красным дипломом, второй идет на зону в 15 лет за групповуху. По дурости. Потому что наслушалось "одесситов", и думало, что всё можно. А хер там отнюдь - в Союзе милиция работала идеально.
                        - Вернулись. Переформатировались.
                        - Один уезжает в Питер ("на багатi села", это так называется), второй уезжает на второй срок.

                        Респондента кто-то в Союзе обидел. Поэтому социализм оно не приемлет как класс.


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48

                        Тут всё проще, на мой взгляд. Многие застряли в 90-х и с тех пор просто не копали тему. В итоге озвучивают давно устаревшую и опровергнутую информацию. Другой-то нет.


                      1. TIEugene
                        04.01.2024 09:48

                        90-е - это безвременье. С моей кочки зрения. Ужас в ночи и ну нахер кому-то пожелать.
                        Как можно застрять на полустанке?


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48

                        В 90-е формировалась новая идеология, согласно которой во всём виноваты большевики и всё такое. Я тоже в те года считал, что во всех бедах были виноваты марксизм и его последователи. А вот в конце 2000-х заподозрил неладное и начал перепроверять информацию. Так и вернулся к нормальной картине мира.


                      1. TIEugene
                        04.01.2024 09:48

                        В 90-е формировалась новая идеология

                        "Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся" (c)
                        В 90-х нихрена не формировалось.
                        в 90-х 3.153дили мегатоннами, все всё, и чем быстрее - тем лучше.
                        Предлагаю 90-е не трогать, субьективно больно.


                      1. TIEugene
                        04.01.2024 09:48

                        Ой... недочитал.
                        - не читайте до обеда советских газет
                        - да ведь других нет...
                        - вот никаких не читайте
                        Кино СССР.

                        Критичное мышление.
                        Нас этому в Союзе воспитывали.
                        Я хер его знает как и зачем... Союза нет, а воспитание есть.


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48

                        Хорошо, что есть это критическое мышление. Сейчас и детей ему учу.



                      1. Bluewolf
                        04.01.2024 09:48

                        Извините, там, по ссылке, и слог не лучший, и ошибок куча, да и в целом... Но.

                        http://samlib.ru/l/luz/sedrik.shtml

                        http://samlib.ru/l/luz/petushinyeboi.shtml


                1. Shpankov
                  04.01.2024 09:48

                  Как по мне, там было отвратительно и я туда больше не хочу

                  А вас там и не было никогда. Так что и рассуждать вам не о чём.


                  1. Dolios
                    04.01.2024 09:48

                    1. Shpankov
                      04.01.2024 09:48
                      +2

                      Это ваши личные проблемы: писали бы реальную информацию в профиль - не пытались бы сейчас доказать иное.


                1. TIEugene
                  04.01.2024 09:48
                  +3

                  Ну а теперь "use case".
                  Заканчиваю я институт в 1991, надо подсуетиться. Понятно, что "куда Родина пошлет", но есть нюансы. Надо поднять жеппу и съездить на нужный завод договориться о "вызове".
                  Выбрал завод ("ящик" в Черкассах), съездил за свои личные, побухтели ("собес"), договорились (с красным дипломом жизнь расцветает другими красками). Итого мне светило квартира на всю семью через 5 лет максимум (если работать хорошо - то через 2-3), бесплатно, 3-комнатная (ибо детей - 2 шт), хорошая зарплата.
                  Про море по профсоюзу за копейки молчу (я при Союзе каждый год был на море; обеспечить сейчас своим детям каждый год море стоит крови немеряно).

                  Ну и вот диплом. Сдались, поздравления и всё такое.

                  И объява декана (июнь 1991):
                  У меня для вас есть две новости:
                  - хорошая: вы Родине ничего не должны. Можете идти куда хотите.
                  - плохая: вы вообще никому не нужны. Идите на йух.

                  И вот только тогда до меня начало доходить "социализм" и "коммунизм"


                  1. Dolios
                    04.01.2024 09:48
                    -1

                    Итого мне светило квартира на всю семью через 5 лет максимум (если работать хорошо - то через 2-3), бесплатно

                    Как я уже писал, в древнем Риме "квартира" рабу тоже бесплатно полагалась, причем, не через 5 лет, а сразу. Не было в СССР ничего бесплатного. Эти фантазии в головах у людей из-за отсутствия преподавания экономики (нормальной, не сказочной) в школах.

                    3-комнатная (ибо детей - 2 шт)

                    Нормы жилья почитайте. У нас было трое детей, квартира двухкомнатная, в улучшении условий отказано, т.к. плащадь соответствует нормам. Это реальность, а не лапша, которую вам навешали на уши.

                    Про море по профсоюзу за копейки молчу

                    И эти люди что-то вещают про джинсы, с предыханием вспоминая про всратое море ‐ предел мечтаний советского нищего. За это море раз в год они готовы были терпеть унижения и рабское существование...

                    обеспечить сейчас своим детям каждый год море стоит крови немеряно

                    Вообще проблем никаких. Только на фиг оно не сдалось, это море - унылый, вредный и крайне неприятный вид отдыха. Это в совке другого не было (кроме внутреннего туризма и походов по иппиням, что гораздо лучше любого моря, кстати), а когда совок, наконец, развалился, вариантов стало просто невероятное количество.

                    хорошая зарплата.

                    За которую ничего не купишь. Постой 5 лет в очереди за право купить жигуль, поунижайся, чтобы купить мясо из-под прилавка, а про банальную посудомойку можешь даже не мечтать, не положено. Господин решил, что холопы перебьются.

                    Надо поднять жеппу и съездить на нужный завод договориться о "вызове".

                    Да, надо было договориться. Блат нужен был везде, везде надо было договариваться. А когда договорился и пристроил жеппу, можно было расслабиться и ничего не делать. Лучше всего пристроить жеппу там, где можно распределять дефицит или что-то воровать. В этом была мечта советского человека. Жеппа в тепле, думать не надо, раз в год господин организовано вывезет на море. Поэтому с развалом совка стало плохо. Оказалось, что бумажка, которая диплом, просто так ничего не стоит (если что, у меня золотая медаль, 2 красных диплома и аспирантура, чтобы не было инсинуаций) и пристроившись куда-то просто так сидеть на жеппе уже не получится. Дефицит закончился, а за воровство начали наказывать, т.к. пришел нормальный собственник, вместо неэффективного государства.

                    И вот только тогда до меня начало доходить "социализм" и "коммунизм"

                    Точно так же было после отмены крепостного права, когда куча крестьян просили закрепостить их обратно. История часто повторяется.


                    1. Shpankov
                      04.01.2024 09:48
                      +2

                      Не было в СССР ничего бесплатного. Эти фантазии в головах у людей из-за отсутствия преподавания экономики (нормальной, не сказочной) в школах.

                      Вы занимаетесь подтасовками. Естественно, строительство домов стоило неких ресурсных и денежных затрат, но они осуществлялись из общественных фондов потребления - того общего благосостояния, которое создавалось всеми гражданами страны. Так что для самих граждан жильё реально было бесплатным - никто ни копейки не платил за получаемую жилплощадь.

                      Нормы жилья почитайте. У нас было трое детей, квартира двухкомнатная, в улучшении условий отказано, т.к. плащадь соответствует нормам. Это реальность, а не лапша, которую вам навешали на уши.

                      Ваш личный пример (в котором, кстати, нет деталей - какой площадью вы уже владели, например, каков был половой состав семьи и т.д.) никак не является эталонным. Нормативы по жилью со временем менялись - в зависимости от того, сколько его построено. Если не ошибаюсь, в конце СССР норматив составлял 10 кв м на человека. По крайней мере, за три брежневских пятилетки было построено 1,5 млрд кв м жилья и около 150 млн граждан СССР это жильё получили - т.е. половина населения страны за 15 лет получили новые квартиры. Это включая стариков и младенцев.

                      В городах, где шёл постоянный активный прирост населения за счёт развития индустриальных отраслей, люди стояли в очередь на получение жилья. В среднем по городам ожидание составляло около 4 лет. А вот в провинции молодые специалисты зачастую получали жильё сразу, на селе это мог быть отдельный просторный дом.

                      И вишенка на торте: получение жилья в СССР не являлось обеспечением бездомных - люди получали квартиры в порядке улучшения жилищных условий. Т.е. они и до этого не жили на улице - общежитие, коммуналка, предыдущая квартира. И жильё выдавалось по потребности, а не по достатку - если у вас большая семья и разнополые дети, вам дают большую площадь, а если у вас семья два человека - получаете однушку.

                      И эти люди что-то вещают про джинсы, с предыханием вспоминая про всратое море ‐ предел мечтаний советского нищего.

                      Море было не пределом мечтаний, а нормальный отдых для большинства населения страны. Именно поэтому пляжи и были забиты под завязку.

                      За это море раз в год они готовы были терпеть унижения и рабское существование...

                      Ничего унижающего или рабского в жизни советских людей не было. Вы снова свои фантазии озвучиваете.

                      Только на фиг оно не сдалось, это море - унылый, вредный и крайне неприятный вид отдыха. Это в совке другого не было (кроме внутреннего туризма и походов по иппиням, что гораздо лучше любого моря, кстати), а когда совок, наконец, развалился, вариантов стало просто невероятное количество.

                      Для вашего сведения, туризм в СССР развивался абсолютно параллельно с другими странами, в том числе и международный. В 70-е и 80-е годы в других странах туризм тоже был исключительно внутренний, т.к. ещё не существовало глобальных платёжных или бронирующих систем, не было системы единых расчётов, в странах существовала своя валюта, конвертация которой была делом непростым.

                      Кроме того, те популярные заграничные курорты, что посещаются сегодня российскими туристами (в Египте, Турции, Эмиратах, Индии, Таиланде и т.д.), в советское время просто отсутствовали - они появились гораздо позже. В некоторых регионах вплоть до конца 80-х годов шли боевые действия. Другими словами, даже если бы советские граждане захотели отдохнуть за границей, то выбор у них оказался бы весьма небольшой, а те западно-европейские курорты, что существовали в советское время, были не по карману советским людям, как и основной массе населения западных капиталистических стран.

                      За которую ничего не купишь. Постой 5 лет в очереди за право купить жигуль, поунижайся, чтобы купить мясо из-под прилавка, а про банальную посудомойку можешь даже не мечтать, не положено.

                      Вы противоречите сами себе. Если в очереди за дорогостоящим автомобилем (ВАЗ-2101 стоил 5500 руб при средней зарплате по стране в 190 рублей в месяц) приходилось стоять до пяти лет, это значит, что деньги у людей были, причём, настолько большие, что промышленность не справлялась с обеспечением людей дорогими товарами.

                      По мясу - это ваши личные проблемы, видимо. Помимо общественной торговли были колхозные рынки, где мясо любого вида можно было купить свободно.

                      Домашних посудомоек в те годы вообще не производилось в СССР - не было спроса. Они в моду вошли только в 90-е годы, когда определённый слой людей решил, что не барское это дело - руки марать.

                      Вы всё время пытаетесь оценивать прошлое с позиций сегодняшнего дня. Это неправильно. Тогда у людей были иные интересы, иные запросы, и технологический уровень жизни был другим во всём мире. Кто бы нам тогда сказал, что мы будем покупать питьевую воду. Подняли бы на смех просто.

                      Господин решил, что холопы перебьются.

                      Можете назвать конкретно, кто решал за вас в СССР? И чем он руководствовался в своих решениях? Вы, вообще, в курсе, как работала плановая советская система?

                      Да, надо было договориться. Блат нужен был везде, везде надо было договариваться. 

                      Нет. Не везде и не всегда. Все эти явления вроде блата, из-под прилавка, по знакомству, завсклад и товаровед - всё это начало нарастать в процессе разворота социалистической экономики в сторону капитализма. Все эти негативные явления осуждались и наказывались, они не были присущи социализму - это чисто капиталистические отношения. Именно поэтому они из незаконных превратились в совершенно законные после реставрации капитализма в стране. Теперь, если вы хотите получить товар получше, вы совершенно официально платите больше на кассе. Уже не надо скрываться и прятаться.

                      Вообще, всё, за что ругают "совок", является признаками капитализма и после развала СССР было узаконено. Т.е. вы не вырвались из "совка" - вы в него вляпались с размаху и теперь в этом дерьме и живёте.

                      Дефицит закончился, а за воровство начали наказывать

                      Чёрт, у вас же золотая медаль, два красных диплома и аспирантура, как вы можете нести такую абсолютную, безграмотную чушь!

                      За воровство сейчас наказывают только быдло - элита ворует официально, крупномасштабно и постоянно. Более того - это воровство часто узаконено.

                      И про дефицит - совсем смешно. Вы, вообще, в курсе, что дефицит - это краеугольный камень капитализма? Именно дефицит позволяет держать цену на товары и получать прибыль. Если дефицит исчезает, если число товаров становится равным числу потребителей, то цена товара падает до нуля - рынок насыщен, никому больше ваш товар не нужен. Поэтому капиталист всегда искусственно создаёт дефицит, чтобы не обанкротиться. Именно поэтому капиталисту выгоднее уничтожить часть товара, а не раздать его малоимущим - иначе он насытит рынок и потеряет свою прибыль.

                      А то, что вы этого дефицита не видите (типа - нет очередей), это результат задранных до безобразия цен, в результате товар становится доступным только малой части потребителей, а остальным остаётся о нём только мечтать. Собственно, потому в СССР и были очереди на технические новинки и ещё не вышедшие в массовое производство товары - все имели возможность их купить, просто товаров было ещё недостаточно.

                      Точно так же было после отмены крепостного права, когда куча крестьян просили закрепостить их обратно. 

                      Т.е. вы со своими дипломами не в курсе, какую кабалу получили "раскрепощённые" крестьяне?

                      Если вы настолько не знаете историю и не знакомы с фактами - зачем вы вообще пытаетесь на эти темы рассуждать?


                      1. DarkTiger
                        04.01.2024 09:48
                        +1

                        И про дефицит - совсем смешно. Вы, вообще, в курсе, что дефицит - это краеугольный камень капитализма?

                        Знаете, я тоже жил в СССР, до 20 лет, пока его не стало. Есть дефицит обьективный, когда мест в санаториях на всех не хватает. И есть дефицит субьективный, когда катастрофически не хватает хороших книг, но при этом печатаются идеологически верные авторы на этих печатных мощностях запредельными тиражами.
                        И ладно бы только художка, но тогда справочника по транзисторам нельзя было купить. На черном рынке - да, можно, но с какого рожна я должен отдавать спекулянтам три цены, при отсутствии объективных предпосылок к этому? Эти книги и так-то были недешевыми. А после 91 проклятые капиталисты столько хороших книг напечатали, и стоили они копейки.
                        Мне было очень хорошо в СССР, как ребенку и подростку, я сейчас это четко понимаю. Но идеализировать это время - глупо.


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48
                        +1

                        Но идеализировать это время - глупо.

                        А где вы видите идеализацию? Я лишь показываю оппоненту, где он не прав в оценках. Я же не говорю, что жизнь была идеальна. Я объясняю, почему она была неидеальна, каковы были причины и условия.

                        И что касается сегодняшнего дня... Извините, но печатали полезного в СССР на два порядка больше, чем сегодня. Что там у вас со справочниками по транзисторам - без понятия. Но я технической литературы по всем своим темам перечитал горы, причём - вплоть до самой экзотической, вроде устройства такелажа парусных судов.


                      1. DarkTiger
                        04.01.2024 09:48
                        +1

                        Извините, но печатали полезного в СССР на два порядка больше, чем сегодня.

                        Насчет "печатали сегодня" - как-то странно звучит сегодня, не находите? И слово "полезного" сильно зависит от говорящего. Лично у меня сейчас проблемы с усвоением информации на пару порядков больше, чем с доступом к ней. И, полагаю, не только у меня.

                        Но я технической литературы по всем своим темам перечитал горы

                        Я тоже перечитал горы, но очень хотел ее иметь у себя на полке дома, а не в библиотеке в 3 км от него. У меня была толстая тетрадь, куда я переписывал избранные места из справочников и руководств из читального зала библиотеки - на руки их было не дождаться. Но "Решения ХХ съезда КПСС" можно было купить легко и за копейки, а с журналом "Радио" или "Советское фото" так не получалось. Или, например, с трехтомником "Справочник технолога-машиностроителя".
                        Я уже про художественную литературу не говорю. Если не считать классиков и детской литературы, в библиотеках на абонементе не было почти ничего. Даже того же Астафьева приходилось неделями ждать. Как же я потом оттягивался в 90-х... Стругацкие, Хайнлайн, Азимов, Лем, Бах, Кастанеда...


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48

                        Насчет "печатали сегодня" - как-то странно звучит сегодня, не находите?

                        Нет, не нахожу.

                        "Решения ХХ съезда КПСС" можно было купить легко и за копейки, а с журналом "Радио" или "Советское фото" так не получалось.

                        В каком смысле? Подписываетесь, оплачиваете и получаете. В чём проблема?

                        Я уже про художественную литературу не говорю. Если не считать классиков и детской литературы, в библиотеках на абонементе не было почти ничего. Даже того же Астафьева приходилось неделями ждать. Как же я потом оттягивался в 90-х... Стругацкие, Хайнлайн, Азимов, Лем, Бах, Кастанеда...

                        Не знаю, про какие библиотеки вы говорите. Я всё это перечитал в большом количестве. И в общественной библиотеке, и в домашней. В домашней, правда, больше перечитывал классику - у нас были собрания сочинений практически всех классиков, в том числе и немного зарубежных.

                        И, опять же, по поводу доступности. Попробуйте найти те старые книги и посмотреть тиражи. А потом сравните с тиражами современными.


                      1. Dolios
                        04.01.2024 09:48

                        Так что для самих граждан жильё реально было бесплатным - никто ни копейки не платил за получаемую жилплощадь.

                        Для рабов в Риме тоже, даёшь рабство!

                        Если не ошибаюсь, в конце СССР норматив составлял 10 кв м на человека.

                        1. Вы слишком часто ошибаетесь про СССР, который пропагандируете. Дети разнополые, площадт 32 квардата была, поэтому, не положено!

                        Ваш личный пример

                        Это не только мой личный пример. Поскольку, как мы выяснили, вы вообще мало что про СССР помните, пересмотрите, хотя бы, советские фильмы и Фитиль. Оно всё не про меня снято, честно.

                        Море было не пределом мечтаний, а нормальный отдых для большинства населения страны.

                        Враньё. Единственный доступный и то не всем, а чаще всего блатным со связями в профсоюзе. Иначе, раз в 5 лет в лучшем случае.

                        Именно поэтому пляжи и были забиты под завязку.

                        Конечно. Вовсе не потому, что на 300 миллионов у страны был только крохотный клочок побережья, пригодный для отдыха. И каждый год для всех 300 миллионов этот клочок был доступен, ага. Вы бредите.

                        Кроме того, те популярные заграничные курорты,

                        Кто о чем, а хомо советикус опять про свою больную мозоль и зарабатывание меланомы. Другой отдых вы даже представить себе не можете.

                        Ничего унижающего или рабского в жизни советских людей не было.

                        Кому и кобыла - невеста (с)

                        И про дефицит - совсем смешно. Вы, вообще, в курсе, что дефицит - это краеугольный камень капитализма?

                        Вы точно в СССР жили? https://www.youtube.com/watch?v=DUHeZgZrkRw

                        все имели возможность их купить, просто товаров было ещё недостаточно.

                        У меня уже лицо от фейспалмов болит. Это не дефицит, все имели возможность всё купить, просто ни черта ничего не было в магазинах и всё приходилось "доставать" по блату.

                        Если вы настолько не знаете историю и не знакомы с фактами

                        Вы тут уже столько лютой чуши наговорили, что это уже даже не смешно. Много я совколюбов повидал, но такого профана ещё ни разу. Я ссылку сохраню, чтобы потом ссылаться на вас, как на эталон. В общем, я на этом откланяюсь.


                      1. Shpankov
                        04.01.2024 09:48

                        Для рабов в Риме тоже, даёшь рабство!

                        Вы снова передёргиваете. Рабам предоставляли место под крышей по принципу минимализма, при этом их хозяева жили в совсем других условиях. В СССР жилплощадью обеспечивали по потребности и уровень комфорта был у всех примерно одинаковый, что у уборщицы, что у министра. Причём - намного превышающий средний уровень комфорта не-элиты в капстранах, на минуточку.

                        1. Вы слишком часто ошибаетесь про СССР, который пропагандируете. Дети разнополые, площадт 32 квардата была, поэтому, не положено!

                        От ошибок никто не застрахован, но я вопрос изучал по документам и цифрам. И, повторю, ваш личный пример не является показателем чего бы то ни было.

                        Это не только мой личный пример. Поскольку, как мы выяснили, вы вообще мало что про СССР помните, пересмотрите, хотя бы, советские фильмы и Фитиль.

                        Как мы выяснили, я знаю о СССР больше вас - хотя бы потому, что руководствуюсь не личным опытом, а статистикой и документами. Ну, и советские фильмы с фитилём - это ни разу не документ. Более того, то, что там высмеивали - именно потому и высмеивали, что это было ненормальным и не повсеместным. Это были недочёты, с которыми боролись.

                        Враньё. Единственный доступный и то не всем, а чаще всего блатным со связями в профсоюзе. Иначе, раз в 5 лет в лучшем случае.

                        Приведите цифры, пожалуйста. Иначе это снова ваши субъективные фантазии.

                        Например, На 1976 год на черноморском побережье было около 400 курортов, 2,4 тыс. санаториев и пансионатов с лечением на 504 тыс. мест, 6203 дома и базы отдыха и пансионатов на 828 тыс. мест. Прибавьте к этому ещё "дикарей", кто ездил без путёвок и жил у частников. Таких было чуть ли ни больше, чем курортников с путёвками. Так что это реально был массовый отдых.

                        И каждый год для всех 300 миллионов этот клочок был доступен, ага. Вы бредите.

                        Население СССР составляло 290 млн только к 1991 году. Это во-первых. Во-вторых, очевидно, что не все стремились к морю - кому-то был интересен другой отдых, а кто-то и так жил в курортных краях. Но миллионы отдыхающих на морском побережье - это была реальность, с которой вы почему-то спорите.

                        Кто о чем, а хомо советикус опять про свою больную мозоль и зарабатывание меланомы. Другой отдых вы даже представить себе не можете.

                        Вы ещё и с мировой статистикой будете спорить? :-)

                        Да, я знаю про другой отдых. Не морской. Что вы хотели сказать-то?

                        Кому и кобыла - невеста (с)

                        Ну, приведите примеры.

                        Вы точно в СССР жили?

                        Опять двадцать пять. Вы почему-то старательно уходите от темы. Я вам уже объяснил, что такое дефицит при капитализме и при социализме. И то, что Райкин о нём говорил в своих сатирических зарисовках, говорит лишь о том, что это не было нормой - это не только высмеивалось, но и пресекалось. Той же ОБХСС.

                        Это не дефицит, все имели возможность всё купить, просто ни черта ничего не было в магазинах и всё приходилось "доставать" по блату.

                        И снова вы передёргиваете. Страна жила вполне в достатке, хватало всего и с избытком. А вот очереди выстраивались за технически сложными новинками, которых ещё не выпускали в достаточном количестве (вы не можете сразу выпустить, к примеру, 100 млн цветных телевизоров в то время - производство требовало времени), или за так называемыми "модными" товарами, которых по определению было меньше, чем желающих. Просто выпишите на листочек две колонки - то, что вы покупали по блату, и то, что покупали без блата. Сами убедитесь.

                        К слову, я за свою жизнь в СССР ни разу ничего не купил или не получил по блату или по знакомству. Как-то не было такой необходимости.

                        В общем, я на этом откланяюсь.

                        Кланяться не нужно, вы не в церкви, а вот просто ради интереса покопаться в реальных документах и в реальной истории страны очень рекомендую. Это не только полезно, но и увлекательно.



              1. slava_rumin Автор
                04.01.2024 09:48
                -2

                Поставил вам плюс


                1. TIEugene
                  04.01.2024 09:48

                  Спасибо большое, смогу какое-то время еще подискутировать в этом серпентарии ресурсе.
                  PS. но писать статьи - не-не-не, ну нахер отнюдь.


        1. Dolios
          04.01.2024 09:48
          -2

          Марксизм предсказывает наступление социализма, как астрономия — лунное затмение, и для осуществления этого лунного затмения организует партию (с)


          1. Shpankov
            04.01.2024 09:48
            -1

            Маркс препарировал капитализм и показал, как он работает и какие в нём внутренние законы. А в комментарии, на который вы отвечаете, нет ни слова про социализм. Так что я не совсем понимаю, что вы хотели сказать.


            1. Dolios
              04.01.2024 09:48
              -2

              Маркс противоречил сам себе постулируя, с одной стороны, неизбежность краха капитализма, а с другой, необходимость обеспечения этого краха силами трудящихся. Его учение ложно по сути. Марксизм - это не наука, это религия.


              1. Shpankov
                04.01.2024 09:48

                Ваши утверждения требуют аргументированного подтверждения. И если хотите поговорить на эту тему - не на Хабре, пожалуйста.


                1. Dolios
                  04.01.2024 09:48

                  Вот это поворот. Человек вбрасывает за марксизм, а когда получает в ответ критику, отправляет с хабра...

                  Советский анекдот. Чем отличается замполит от командира? Командир говорит: "делай, как я", - замполит говорит: "делай, как я говорю".


                  1. Shpankov
                    04.01.2024 09:48
                    -3

                    Вот это поворот. Человек вбрасывает за марксизм, а когда получает в ответ критику, отправляет с хабра..

                    Извините, но вбрасывать начали вы. И, повторю, обсуждать ваши заблуждения лучше не на хабре.


  1. PereslavlFoto
    04.01.2024 09:48
    +1

    Потом электричка подорожала, ремонт дороги закончился, доход по-прежнему составлял 300 000 рублей с одного автобуса, однако никто уже не вернулся в бизнес? Потому что доход стал уже не нужен?


    1. Abobcum
      04.01.2024 09:48
      +4

      Моя догадка такая: Потому что всё это произошло к зиме, когда транспортировки сильно сокращаются. Летом, очевидно, снова какой-нибудь ремонт. В результате, на мой взгляд, ставить бизнес на паузу на 2 года нецелесообразно.


    1. plFlok
      04.01.2024 09:48
      +11

      Как клиент этой компании скажу: заявленных 4 часов на автобусе не было никогда. Было 5+. И этот плюс был очень рандомным. Кроме ремонта на той дороге регулярно были дтп, перевёрнутые фуры, упавшие деревья, потерявшийся на длительной остановке в Луге пассажир.

      Ласточка едет гарантированно за 3 часа, 40 минут.

      Меньше времени с гарантией результата в безопасном транспорте - то, что зарешало. А не ремонты дорог.


      1. olegkrutov
        04.01.2024 09:48
        +2

        Постоянно катался на маршрутках Питер-Псков, но ласточка уделывает их ещё и по комфорту. Всегда можно пройтись по вагону, заварить чайку, сходить в туалет. Дело даже не в цене. Хотя с другой стороны десяток рейсов маршруток в разное время суток иногда тоже было полезно "иметь под рукой", но ласточка в сумме удобнее.


      1. Moog_Prodigy
        04.01.2024 09:48
        +1

        У нас городская легенда есть. Когда тянули Транссиб, местные извозчики подняли бучу, мол не надо сюда ЖД, без штанов останемся. В итоге ЖД прошла через тогдашний Новониколаевск, а мы в сторонке. В итоге, где теперь Новосибирск, а где наш Томск...А извозчики никуда не делись - теперь это частные маршрутки на тесных улочках, ОТ убит тоже ровно по той причине.


        1. aik
          04.01.2024 09:48
          +1

          У нас городская легенда есть. Когда тянули Транссиб, местные извозчики подняли бучу

          Скорее всего легенда. Я не раз подобное слышал, в моей деревне тоже есть такая байка - ЖД прошла в 20 км в стороне. Но, чаще всего, рельефом это объяснялось. На прямом пути были реки, крутые холмы, болота... А по транссибу и так в пять раз итоговый перерасход был, даже учитывая то, что они там однопутку строили на четыре поезда в сутки. И сразу после окончания строительства пришлось начинать перекладывать на нормальные рельсы, двухпутку и т.п.


  1. uuger
    04.01.2024 09:48

    del


  1. LoveMeOrHateMe
    04.01.2024 09:48
    +10

    Решили свои старые статьи перепечатать, чтоб в новый год хоть что то было? https://vc.ru/tribuna/846345-osobennosti-nacionalnogo-biznesa-na-marshrutkah


    1. slava_rumin Автор
      04.01.2024 09:48
      +2

      Политика Хабр разрешает брать статьи с других своих ресурсов, этой статьи здесь не было, поэтому публикую. А если вам так будет теплее на душе, чтобы хоть что-то было в Новый год)


  1. Maxh
    04.01.2024 09:48
    +6

    1) Скорее всего вас топили конкуренты "Бронирование от имени пассажиров происходит и на платформах крупных агрегаторов" - но там есть защиты и лимиты для выкупа брони.
    2) При открытии Ласточек лучше было бы отследить смежные направления, или согласовать транспортники по типу хабов с группировкой других перевозчиков.
    3) Для борьбы с недобросовестными водителями проще бороться не через камеры, как показала практика а с помощью датчиков загруженности. Сначала, конечно, будет сопротивление, вплоть до того, что прикрывают ведром роутеры и датчики ведром чтобы не было сигнала, но мера наказания и система оплат по прогрессирующей шкале делает свое дело.


  1. aik
    04.01.2024 09:48
    +6

    На счёт автостанций - да, таки от столба до столба. Нет инфраструктуры - экономия средств.

    В европах всякие там автобусные лоукостеры типа фликсбаса рейс нередко начинали рейс где-то в заднице - но на своей "автостанции", а основную часть пассажиров сажали на автобусных остановках в центре. Как-то договаривались с властями, там висел знак "остановка лоукостера".

    На счёт ласточки - она удобнее маршруток, как по мне. Надёжнее и предсказуемее. В Иваново тоже когда ласточку запустили, автобусов на Москву резко меньше стало.

    Маршрутки хороши тогда, когда везут конкретно в аэропорт, к примеру. Такими трансферами я пользовался, если по времени подходило.


    1. diakin
      04.01.2024 09:48
      +8

      На счёт ласточки - она удобнее маршруток

      И безопаснее.


      1. aik
        04.01.2024 09:48

        Да, сколько на скандинавии маршруток в Финляндию побилось...


    1. SergioT4
      04.01.2024 09:48
      +1

      В штатах одно время было множество "китайских автобусов", работающих как раз по данной схеме, от всяких мутных перекрёстков. Там где питерпен или грейхаунд продавал за 60, на китайском можно было за двадцатку уехать. в нью-йорке высаживали в районе таймс-сквер или в чайна-тауне.

      Потом их тоже начали серьёзно прижимать по всем направлениям, но несколько лет вполне себе существовали.


  1. tiolia
    04.01.2024 09:48
    -3

    А откуда такая уверенность,что 3 автобуса должны обеспечить безбедную жизнь спокойную для всей семьи владельца? То есть 50.000 доход чистый это мало. Надо чтоб хватало на семью 4 человека,квартиру 3+ без ипотеки сразу и прочее....

    Так не работает. А в РФ в принципе не работает


  1. almaz1c
    04.01.2024 09:48
    +2

    Конечно, с такими раскладами все выбирали ласточку.

    Вывод - у любого мелкого бизнеса два пути развития:

    1. Вырасти в крупный бизнес

    2. Умереть

    Поскольку рано или поздно к вам прилетит ваша "ласточка".


    1. ABRogov
      04.01.2024 09:48
      +7

      В этом и суть малого бизнеса, затыкать дыры, которые крупному не интересно окучивать.


      1. vadimk91
        04.01.2024 09:48
        +1

        Иногда даже РЖД неинтересно. У нас до соседнего поселка всегда ходили автобусы (ехать ~30 минут), раньше были нормальные, потом все выродилось в частника с убитыми пазиками. В позапрошлом году закрыли на реконструкцию мост на этой дороге, ездить вкруголя далеко и долго (больше часа), автобусы отменили, зато пустили электричку, которая идёт всего 17 минут. Народ радовался: быстро, удобно, просторно. Но недолго. Мост построили, власть сказала "электричка нужна в другом месте" и всё, опять только частник.


  1. a3aquB
    04.01.2024 09:48
    +8

    А это к вам попаддаешь, когда бронируешь заднее место в легковушке на бла-бла?


  1. FF-U
    04.01.2024 09:48
    +6

    Имею опыт в пассажирских перевозках, могу подтвердить все вышесказанное, кроме проблем, у нас они помягче были. Так называемые дикие перевозчики массово разоряются последние несколько лет и разбегаются в разных направлениях. Одни становятся цивилизованными, получают в Минтрансе карточки маршрутов и ездят от автовокзалов. Не шоколад, но жить можно. Другие уходят в заказуху, в статье есть пример работы в турфирмой. Здесь денег побольше, но очень сильная сезонность. Третьи уходят в регулярку на развоз персонала, стабильный спрос, нет сезонности, но доходность невысокая. Некоторые совмещают все 3 сегмента рынка, получается стабильный бизнес.

    В целом согласен с автором, государство постоянно ужесточает условия работы, но и порядка становится больше. Очевидно, что мелкие перевозчики уходят с рынка первыми, это жизнь.


    1. Yukr
      04.01.2024 09:48
      +1

      а можете пояснить, откуда требование:

      заставляют подавать данные пассажиров в ФСБ за 24 часа до рейса


      1. aik
        04.01.2024 09:48

        Я подозреваю, что это тот закон работает, который обязал перевозчиков по паспортам билеты продавать.


      1. StjarnornasFred
        04.01.2024 09:48
        +1

        Если перевозка между регионами, то да, есть такое требование. Несколько лет назад ввели, чтобы было (почти) невозможно скрытно перемещаться между регионами. В пределах региона (ну и в отдельных случаях типа Москвы и Области) не требуется.


      1. madcatdev
        04.01.2024 09:48
        +1

        > заставляют подавать данные пассажиров

        И каким образом это работает.


      1. FF-U
        04.01.2024 09:48
        +1

        Номер закона не помню, данные о межрегиональных пассажирах идут в Минтранс, типа борьба с терроризмом, насколько это эффективно, не знаю. На автовокзалах это все автоматизировано, перевозчики не заморачиваются вообще. Можно самому подключиться к ЕГИС для автоматизации, головной боли сейчас не много, но для нескольких рейсов не рентабельно. Можно данные передавать лапками, для заказухи в другой регион все так и делают, занимает минут 15. Штраф, если поймают, измеряется сотнями тысяч, но дикие перевозчики все равно ездят, обычно от больших ТЦ в крупные города за 200-300 км.


        1. Yukr
          04.01.2024 09:48

          Спасибо за разъяснения, Филипп, удачи Вам!


    1. Viacheslav01
      04.01.2024 09:48

      А нужен ли он этот порядок как бизнесу так и потребителям? В питере навли порядок с маршрутками, воремя в дороге по основным (важным для меня и близких) направлениям выросло с 30-40 минут до 2-х часов. Многие направления стали либо не доступны, либо требуют нескольких пересадок.

      Маршрутки же оперативно закрывали актуальные направления. Государство с его регулированием на это не способно в принципе.


      1. Dolios
        04.01.2024 09:48

        Маршрутки появляются там, где забивают на нормальный ОТ. Часто именно маршрутки его и уничтожают, точнее, чиновники, которые с этих маршруток имеют деньги.

        А нужен ли он этот порядок как бизнесу так и потребителям?

        Да, потому что от него зависят жизни людей.

        Государство с его регулированием на это не способно в принципе.

        Есть много примеров городов, и в РФ и за её пределами, где ОТ нормально работает и маршруток нет.


        1. Viacheslav01
          04.01.2024 09:48
          -1

          Да, потому что от него зависят жизни людей.

          Да , да под видом "безопасности" можно продать все, что угодно.

          Ну меня есть перед глазами питер, где как заявляют прекраный ОТ, а на самом деле неудобное гуано. Это я еще не говорю о том, как меня из трамвая в дождь выгоняли, потому что они теперь налик не принимают, а у меня ничего не было больше с собой. А так да ОТ оно конечно здорово.

          Кстати те самые маршрутки тоже ОТ!


  1. Medium
    04.01.2024 09:48
    +1

    Отличная статья про то, как можно работать только пока ты мелкий и ни кому не нужный.

    А не дай бог чуть подрасти или привлечь внимание к своей выгодной нише, как сразу же появляется конкуренция и очень часто не всегда здоровая.


    1. dyadyaSerezha
      04.01.2024 09:48

      Максимально мелкий, это развозить заказы еды на скутере)


      1. bkar
        04.01.2024 09:48
        +3

        Уже достаточно крупный. И на скутеры законы множется, и на доставку, и на еду.

        И, я бы поставил на, что скорее доживём, чем нет, до времен, когда в ФСБ нужно будет доставку творожка на дом согласовывать за 24 часа до.


    1. aik
      04.01.2024 09:48
      +1

      Думаю, что тут просто "наведение порядка в отрасли" так называемое. Чтобы все перевозчики соблюдали какие-то базовые правила, страховали пассажиров и т.п. Накладные расходы, само собой, перекладываются на пассажиров, цены растут и ласточки пассажиру кажутся всё выгоднее.


    1. FF-U
      04.01.2024 09:48

      А как по-другому? Если есть выгодная ниша и невысокий порог входа, туда пойдет народ. Дальше непредсказуемо, либо места всем хватит, как было с кондеями и пластиковыми окнами. Либо нишу убьют высокой конкуренцией, никто не заработает. Например, как это стало с автоперевозками между крупными городами, рейсов много, цены не растут, никто не зарабатывает.


  1. Vsevo10d
    04.01.2024 09:48
    +3

    Поражает, как люди ввязываются в "бизнес", просто посчитав на пальцах прибыль (даже не доход). Ну вот одна ходка маршрутки 10000 рублей, а вот если маршрутка будет ходить круглосуточно, то это 240000 рублей в сутки или 87 млн в год, круто же!!! При этом что делать, если маршрутка не заведется в тридцатиградусный мороз или разложится на трассе - нам неприятно думать, подумаем, когда это случится. Для бизнеса нужно держать кубышку про запас, охренеть срыв покровов.


    1. PereslavlFoto
      04.01.2024 09:48

      Практически никто не желает держать кубышку для бизнеса. Все кредитные учреждения выросли именно на том, что бизнес нельзя делать со своих накоплений, а обязательно надо взять кредит, потратить его, разориться и не вернуть. При этом чужие деньги пропадут, а свои останутся.


    1. FF-U
      04.01.2024 09:48

      Вообще обычно так и бывает. Предпринимательство - это риск, некоторые выигрывают, некоторые отбиваются от кредиторов. Нельзя, все учесть с достаточной для нормального планирования степенью точности. А красивые бизнес-планы с расчетами и рисками делают специально обученные консалтеры для инвесторов или функционеров, это просто ритуальные танцы, никакого отношения к реальным финансам не имеющие.

      Один из самых эффективных методов анализа рисков - бенчмаркинг (Вася и Ашот смогли, и я смогу).


  1. Daddy_Cool
    04.01.2024 09:48

    Я так понимаю, каждый бизнес надо вовремя сворачивать. Интересно, что за это время товарищ успел заработать - со всеми судами, ремонтами, и т.п...


    1. aik
      04.01.2024 09:48
      +3

      Бизнес, который в серой зоне ведётся - да. Рано или поздно приходится его либо выводить на свет, увеличивая накладные расходы, поднимая цены и т.п. Либо сворачивать из-за того, что принуждают соблюдать законы, рентабельность падает и просто "купить автобус и зашибать деньгу" больше не получается. Пришлось страховать пассажиров, какой ужас... Я не сторонник того, чтобы все ходили строем, но всё же какой-то базовый набор стандартов должен всеми перевозчиками соблюдаться (страховка, отдохнувшие водители, исправная техника и т.п.).


      1. Vsevo10d
        04.01.2024 09:48
        +1

        Вот это основное, что меня покоробило. Люди в РФ, взращенные в культуре нищеты, конечно падки на дешевые билеты на шустрый микроавтобус. Но это ровно до того момента, как такая машина распидорасится на трассе. И тут выяснится, что автобусная станция, страховка, тахограф, ремни безопасности и водитель, который будет бить по хребту пассажиров, чтобы они этот ремень застегнули на себе - вещи очень полезные и минимизирующие риски смертей, пассажиры, которым не повезло, пойдут лечить ОЧМТ по ОМС, а телевизионщики в своих оценках внезапно окажутся правы.


        1. aik
          04.01.2024 09:48

          Люди везде одинаковые и они не особо задумываются, как правило, какой ценой достигается дешевизна и удобство. Про американцев вон писали выше - та же история, дёшево и удобно - пользуемся. Пришли регуляторы - пересели обратно на грейхаунд.
          У турков точно помню были лет 10 назад дикие маршрутчики. Зато они тебя даже в старом городе у гостиницы забирали ранним утром и везли до аэропорта.


      1. Daddy_Cool
        04.01.2024 09:48

        Это всё так. Ну еще народ дожен быть в состоянии платить нормальную цену за билет. Иначе... всё по правилам - но дорого. Никто не едет. Бизнес сворачивается. Никто никуда не едет джаже если очень хочет. Люди недовольны. Кризис.
        И это системно.