31 декабря 2023 года был последним днем работы компании Hyperloop One. Она была на слуху много лет как пионер создания гиперлупа — высокоскоростной транспортной системы, работающей с помощью вакуумных труб. 

От критики до инновации: доклад Hyperloop Alpha

Гиперлуп, или hyperloop — инновационный вид транспорта, который перемещается по вакуумной трубе с помощью магнитной левитации. Его разрабатывают несколько организаций по всему миру в течение последнего десятилетия — они построили ряд относительно успешных прототипов, но полностью готовая работающая версия пока так и не создана. 

Идея гиперлупа пришла в голову Илону Маску, когда в 2012 году тот увидел новости о получившем одобрение правительства проекте высокоскоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Проект был дорогостоящим и не особо быстрым: максимальная заявленная скорость поездов составляла всего около 300 км/ч. 

На тот момент для Китая уже стали привычным делом поезда, развивающие скорость в 380 км/ч, а французский поезд TGV еще в 2007 году побил рекорд, достигнув 574 км/ч. 

«Как могло случиться, что на родине Кремниевой долины и JPL [Лаборатория реактивного движения НАСА] строят скоростной поезд, который одновременно является одним из самых дорогих в расчете на милю и одним из самых медленных в мире?» — сетовал бизнесмен. 

Маск не ограничился критикой и в 2013 году вернулся к теме со своим предложением. Hyperloop Alpha — это 57-страничный технический документ, в котором была описана концепция принципиально нового вида транспорта. Он должен быть безопаснее, быстрее, дешевле и экологичнее аналогов — скоростных поездов и самолетов. 

Гиперлупы могут передвигаться в специальных трубопроводах как над, так и под землей. В них должны быть созданы условия, близкие к вакууму, — весь воздух выкачать невозможно, и даже для создания пониженного давления необходимо установить насосы каждые 3-4 километра на протяжении всей трассы. 

По мысли Маска, достаточно поддерживать давление в 100 паскалей, его дальнейшее снижение приведет к росту затрат. Наличие воздуха неизбежно будет создавать воздушные массы, которые предприниматель предложил использовать как воздушную подушку — вместо дорогостоящей магнитной левитации. 

Специальные вентиляторы направляли бы встречные потоки воздуха под основание состава. Так он будет левитировать в трубе. Аэрохоккей наоборот, как выразился Маск. 

Однако в дальнейшем от идеи отказались, поскольку воздушная подушка снижает управляемость гиперлупа и создает риск аварийных ситуаций. В итоге вернулись к идее магнитной левитации. 

Чертежи из Hyperloop Alpha. Источник 
Чертежи из Hyperloop Alpha. Источник 

Для Маска было важно подчеркнуть дешевизну проекта. Например, гиперлуп должен использовать солнечную энергию, а на крыше трубопроводов спроектированы солнечные батареи. 

Вместо привычных вагонов подразумевалась цепочка герметичных капсул. У них должна быть обтекаемая форма, а длина может достигать 25-30 м.  

Капсулы могут разгоняться до невероятных скоростей — до 1200 км/ч, это больше, чем крейсерская скорость Boeing 737. В этом и была задумка Маска — создать наземный транспорт, который бы достигал места назначения быстрее самолета. 

Чтобы снизить сопротивление воздуха, авиалайнеры перемещаются на большой высоте, где плотность воздуха ниже. В гиперлупе достигается похожий эффект, но с помощью создания форвакуума в трубах. 

Принцип действия гиперлупа похож на маглев, или поезд на магнитной подушке. Оба вида транспорта управляются силой электромагнитного поля, и маглев уже вовсю эксплуатируется — в Германии, Китае, Японии, Южной Корее. Самый быстрый в мире поезд, развивающий скорость до 603 км/ч, работает на основе технологии маглева. Об этих поездах мы написали отдельную статью на Хабре. 

Самый быстрый поезд в мире — японский The L0 Series. Источник
Самый быстрый поезд в мире — японский The L0 Series. Источник

 Отличие, которое позволяет гиперлупу выигрывать в скорости, — это условия, близкие к вакууму. Для функционирования маглева необходимы специальные рельсы, а вообще он работает в условиях обычного атмосферного давления. Необходимые гиперлупу 100 паскалей — это одна тысячная от этого значения. Сопротивление воздуха минимизируется, что увеличивает скорость состава. 

Таким образом, гиперлуп мог бы устранить два тормозящих фактора для ускорения транспортного средства — трение и сопротивление воздуха. Первое — с помощью магнитной левитации, а второе — благодаря практически безвоздушным трубам.  

Hyperloop One — пионер в создании гиперлупов

Маск опубликовал статью с подробным описанием гиперлупа и не стал подавать заявку на патент. Вместо этого миллиардер обратился к другим технологическим компаниям и пригласил их реализовать эту идею. 

Ключевым игроком в воплощении идеи Маска стала фирма Hyperloop One. Компанию основал ирано-американский инвестор из Кремниевой долины Шервин Пишевар в 2014 году. 

Пишевар знал об идее перемещения по вакуумным трубам еще до публикации Hyperloop Alpha. Однажды Маск поделился с ним своими размышлениями по поводу гиперлупа. Тот сразу предложил применить идею к грузовым перевозкам, а затем убедил основателя SpaceX подробно изложить свое видение о транспорте в открытом доступе. 

Интересно, что в конце 90-х Пишевар работал над идеей сети пневматических трубок, которые доставляли бы важные документы в пределах Сан-Франциско. Но из этого ничего не вышло.

После публикации Hyperloop Alpha Пишевар принялся за работу. Он нашел единомышленников, включая бывшего инженера SpaceX Брогана БэмБрогана. В Hyperloop One сосредоточились исключительно на этом проекте, привлекли венчурный капитал в 9 млн долларов и открыли офис с десятками сотрудников в 2015 году.

Первая публичная демонстрация прототипа, напоминающего гиперлуп, состоялась в мае 2016 года. Hyperloop One запустил алюминиевые салазки весом около 700 кг по трассе со скоростью 482 км/ч. В испытании даже не было трубы, но компания заявила, что это важная веха, впервые доказавшая работоспособность всего проекта.

DevLoop — испытательный трек Hyperloop One в Неваде. Источник
DevLoop — испытательный трек Hyperloop One в Неваде. Источник

Затем началась разработка DevLoop — первого в мире участка для испытаний гиперлупа полного спектра, то есть и пассажирских, и грузовых перевозок. В 2017 году строительство завершилось. Трек был построен в пригороде Лас-Вегаса и имел протяженность всего 500 метров. 

В том же 2017 году компания была переименована в Virgin Hyperloop. В результате сделки к совету директоров присоединился Ричард Брэнсон, британский миллиардер и основатель Virgin Group. О нем мы писали отдельную статью на Хабре. 

Ричард Брэнсон у испытательного трека Virgin Hyperloop. Источник
Ричард Брэнсон у испытательного трека Virgin Hyperloop. Источник

Интерес Брэнсона и внушительные инвестиции Virgin Group привлекли мировое внимание к Virgin Hyperloop и укрепили репутацию компании. Всего с момента основания в 2014 году фирма привлекла суммарно более 450 млн долларов. 

Несколько лет предприятие занималось испытаниями, а также конструкцией капсул. Первая модель называлась XP-1 и была успешно протестирована в июле 2017 года. XP-1 удалось развить скорость 310 км/ч.  

Первая модель капсулы — XP-1. Источник
Первая модель капсулы — XP-1. Источник

Для тестирования пассажирских перевозок Virgin Hyperloop спроектировала капсулу XP-2. После более чем 400 испытаний без экипажа компания провела первое (и последнее) испытание гиперлупа с людьми на борту в ноябре 2020 года. 

Вторая капсула Hyperloop One — XP-2, другое название — Pegasus. Источник
Вторая капсула Hyperloop One — XP-2, другое название — Pegasus. Источник

Технический директор Virgin Hyperloop Джош Гигель и директор по работе с пассажирами Сара Лучиан прокатились на гиперлупе со скоростью 172 км/ч. Многие сочли результаты разочаровывающими, ведь установленная скорость едва ли могла конкурировать со скоростью авиаперелета. 

Джош Гигель и Сара Лучиан внутри XP-2 во время пробного запуска. Источник
Джош Гигель и Сара Лучиан внутри XP-2 во время пробного запуска. Источник

В феврале 2022 года фирма отказалась от планов по перевозкам людей и вместо этого сосредоточилась на грузовых перевозках, уволив половину от общей численности персонала. Это привело к конфликту в руководстве: Брэнсон решил продать свою часть акций и забрать бренд Virgin Group. 

Так компания снова стала Hyperloop One. По словам представителей проекта, отказ от транспортировки людей был обусловлен «проблемами с глобальной цепочкой поставок и всех изменений из-за COVID-19». 

Можно предположить, что пассажирские перевозки требуют гораздо больших затрат и, что немаловажно, строже регулируются законом. Но даже отказ от более затратного направления не помог Hyperloop One. 

В декабре 2023 Bloomberg сообщил о закрытии компании. Представители Hyperloop One отказались от комментариев. Компания так и не получила контракта на создание действующего трека. Более 200 сотрудников уволены, фирма занимается продажей активов и оборудования, включая испытательный трек у Лас-Вегаса.

Оставшаяся интеллектуальная собственность стартапа передана транснациональной логистической корпорации DP World, которая базируется в Дубае. Это также мажоритарный акционер Hyperloop One. 

О том, какие еще проекты в этой сфере существуют, мы расскажем в нашем следующем материале. 

Полезное от Онлайн Патент:

→ Что такое Реестр отечественного ПО?

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (21)


  1. Lazytech
    11.01.2024 11:40
    +5

    Для Маска было важно подчеркнуть дешевизну проекта. Например, гиперлуп должен использовать солнечную энергию, а на крыше трубопроводов спроектированы солнечные батареи.

    Только у меня срабатывает известный рефлекс "рука-лицо"?

    Критика концепции Hyperloop от Thunderf00t:
    The Hyperloop: BUSTED! - YouTube
    (в Яндекс-браузере можно включить машинную озвучку на русском)


  1. marks
    11.01.2024 11:40
    +5

    Это не история, это описание идеи, которое 100500 уже публиковалось на Хабре.


    1. MentalSky
      11.01.2024 11:40
      +7

      Это не история, это описание идеи, которое 100500 уже публиковалось на Хабре.

      Да и не только на Хабре,
      Перельман Яков, Занимательная физика. Книга 2, ISBN 5-86344-014-7, 978-5-86344-014-9


      1. marks
        11.01.2024 11:40

        Да это понятно, я сам в детстве читал какой-то фантастический роман, наверное, годов 50-х, где все это описывалось весьма подробно. Только там оно глубоко под поверхностью было. Но просто эта заметка вообще никак в категорию "краткая история" не вписывается.


        1. Javian
          11.01.2024 11:40
          +1

          Флаером лететь в Крым дольше, чем на метро, но киношники, как они ни спешили, вынуждены были воспользоваться своей машиной, потому что у них было много оборудования — камер и осветительных приборов, — перегружать которое в вагоны метро было долго и трудно. Тем более, что метро шло только от Москвы до Симферополя, а оттуда все равно на побережье надо лететь флаером или ехать на монорельсе.

          Обычно же после работы тысячи московских флаеров и такси отправлялись в Фили — Мазилово, к серебряному куполу с большой красной буквой «М» над ним. Здесь — московская станция Крымского метрополитена. Несколько параллельных туннелей тонкими ниточками связывают Фили с Симферополем. Ниточки эти совершенно прямые, и это значит, что на середине пути туннель метро углубляется на несколько километров под землю. В свое время строительство первых междугородных подземных линий было очень трудным делом, пока строители не ввели в работу проходческий автомат, который под температурой в несколько тысяч градусов расплавлял породу, облицовывал ее тугоплавким пластиком и оставлял за собой блестящую, оплавленную, гладкую, как серединка керамического стакана, трубу.

          Такие же линии метро соединяют Москву и с Ленинградом, и с Киевом, и даже со Свердловском. А к 2100 году будет закончена первая линия, Варшава — Нью-Йорк. Ее строят уже третий год, потому что под океаном туннель проходит чуть ли не по центру Земли и потому работы там продвигаются медленно, и о них в двух словах не расскажешь.

          А крымский туннель давно уже стал привычным и удобным — каждый москвич может после работы за сорок пять минут доехать в снаряде метровагона до Симферополя, а оттуда уже пятнадцать минут на флаере до любой точки побережья. К ночи можно вернуться в Москву загорелым и накупавшимся.

          Кир Булычев ОСТРОВ РЖАВОГО ЛЕЙТЕНАНТА 1968


          1. marks
            11.01.2024 11:40

            Не, что-то еще более древнее. Там было что-то про вакуумные тоннели очень глубоко под землей, а также про войну с США в конце романа. Типа СССР выиграл благодаря вот этой подземной системе, до которой никак было не добраться врагу.


    1. sokolovps Автор
      11.01.2024 11:40
      +1

      Не поверите, и в этом блоге тоже: https://habr.com/ru/companies/onlinepatent/articles/687476/


  1. Samodelkin333
    11.01.2024 11:40

    Этот проект вообще жив? Давно не видел никаких новостей.


    1. sokolovps Автор
      11.01.2024 11:40

      Во второй части про еще живые проекты будет. Жалко, что хейтеров много оказалось.


      1. Lazytech
        11.01.2024 11:40
        +2

        Да при чем тут хейтеры, если при существующем уровне развития необходимых технологий все подобные проекты, по идее, мертворожденные.


  1. freestyler8
    11.01.2024 11:40
    +4

    Рассказываем ... кто может продолжить развивать эту отрасль после краха Hyperloop One. 

    То ли я невнимательно читал, то ли автор это проанонсировал, а в текст включить забыл? Ну главное, что плашку с рекламой не забыл включить, это безусловно важнее.


  1. akrelius
    11.01.2024 11:40
    +4

    Только разогнался почитать интересную статью, как она кончилась. Прямо как сам Hyperloop


    1. sokolovps Автор
      11.01.2024 11:40

      На следующей неделе вторую часть будет.


    1. sokolovps Автор
      11.01.2024 11:40

      Посмотрите сейчас, пожалуйста.


  1. megamrmax
    11.01.2024 11:40
    +2

    такое ощущение, что каждый второй читатель Хабра - Алекс Экслер. Главное высказать свое неготивное мнение и минусик поставить (дай бог если мнение все-же написать) :-) То, что гиперлуп умер - это очень печально. Но то, что он умер после попыток (пусть и не шибко успешных) а не после критики во всяких научно и околонаучных интернетах - это уже огромный респект тем, кто пытался этот проект реализовать. Все современные технологии и достижения стоят на горе из таких вот "трупов".
    А что касается самой статьи - ну так это же современный Хабр. Она не лучше сотен других рекламных статей и не хуже...ну уж точно не хуже всяких "выучил язык за 3 недели на курсах ХХХ и уже год работаю на "свиноферме в гренландии" (яндексе, мейле - ставим любое название)


    1. sokolovps Автор
      11.01.2024 11:40

      Увы, так и есть. Как видите, товарищи попытались захейтить и ваш коммент.


  1. mlnw
    11.01.2024 11:40
    +1

    По мысли Маска, достаточно поддерживать давление в 100 паскалей, его дальнейшее снижение приведет к росту затрат. Наличие воздуха неизбежно будет создавать воздушные массы, которые предприниматель предложил использовать как воздушную подушку — вместо дорогостоящей магнитной левитации

    Специальные вентиляторы направляли бы встречные потоки воздуха под основание состава. Так он будет левитировать в трубе.

    Однако в дальнейшем от идеи отказались, поскольку воздушная подушка снижает управляемость гиперлупа и создает риск аварийных ситуаций. В итоге вернулись к идее магнитной левитации.

    Не понял насчет первоначальной концепции: а как без магнитов создавалась бы горизонтальная тяга? И вообще, сначала снизить атмосферное давление в 100 раз, а потом использовать вентиляторы для создания вертикальной тяги (сделать в разреженном воздухе пепелац в 100 раз менее эффективным, чем и так малоэффективный транспорт на воздушной подушке) - это, блин, только гений мог до такого додуматься (если я правильно понял).


    1. lukas7
      11.01.2024 11:40
      +1

      Не в 100, а в 1000 раз...


  1. Daddy_Cool
    11.01.2024 11:40

    Джентльмены, так какие именно технические проблему погубили Гиперлуп? Неужто так трудно собрать маглев и откачать воздух? Ощущение, что эти 10 лет им мало занимались. По идее 450 млн.$ немало и по американским меркам. Выдвину недоконспирологическую гипотезу - условным технарями (пусть даже в лице И. Маска) постоянно зудели на ухо маркетологи - типа то что вы делаете не окупится никогда - ну типа как высокоскоростная .магистраль Москва-СПБ. В результате с проектом поигрались и забросили.
    Эх, обидно когда будущее так и не наступает.


    1. mlnw
      11.01.2024 11:40
      +2

      Неужто так трудно собрать маглев и откачать воздух?

      Собрать маглев, наверное, не сложно. Откачать воздух из 500-метровой трубы уже посложнее (при этом, она не должна быть запаяна наглухо, а в эту трубу должны с завидной регулярностью попадать и выходить пассажиры). Откачать воздух из трубы длиной от Лос Анжелеса до Сан Франциско, сделать чтобы труба не сильно сифонила, обеспечить катастрофоустойчивость конструкции во всех режимах внешней среды и сделать так, чтобы всё это не стоило эквивалентно бизнес-джету для каждого пассажира, а уверенно окупалось ещё и с учетом золотой стоимости земли, по которой пройдет прокладка, я думаю тут-то Маск и прикинул на салфетке, что дальше идеи лезть в это предприятие не стоит.

      При том что классические маглевы можно при желании разогнать до тех же самолетных 800км/ч (но и их в Калифорнии до сих пор нет ни одного), и натягивать ужа на ежа не придется.


      1. Daddy_Cool
        11.01.2024 11:40

        М... то что проблем вагон - это понятно, вопрос это именно комплексно или были какие-то конкретные грабли, типа вот из стометровой трубы откачиваем воздух и всё ОК, а из пятисотметровой - уже фиг. Всё таки четыреста запусков - немало.