В предыдущей статье мы подробно рассказали про историю проекта Hyperloop One, приказавшего долго жить. Но он был не единственным подобным начинанием. Возможно, мы все-таки получим работающий гиперлуп уже в этом десятилетии. 

Hyperloop Transportation Technologies — новый лидер отрасли

На призыв Маска поучаствовать в разработке откликнулись не только Hyperloop One. Их главным конкурентом принято считать американскую компанию Hyperloop Transportation Technologies (HTT). 

HTT была основана в 2013 году на базе JumpStartFund — фирмы, предоставляющей технологические решения для краудсорсинга и краудфандинга. CEO предприятия Дирк Олборн посчитал, что реализация такой сложной идеи как гиперлуп — хорошая возможность продемонстрировать эффективность краудсорсинга.  

HTT не имела постоянного штата, почти все инженеры имели основную работу в других компаниях — Boeing, NASA, SpaceX. Первый отбор прошли около 100 участников. Они работали минимум по 10 часов в неделю, в основном онлайн, а за это получали опционы на акции.  

Схема работы показала себя с хорошей стороны, и коллектив увеличился до 500 человек к концу 2015 года. На сегодняшний день в HTT более 800 участников в 40 странах, 50 штатных сотрудников и более 50 корпоративных партнеров.

Одна из первых моделей капсул HTT. Источник
Одна из первых моделей капсул HTT. Источник

Кроме того, это именно исследовательская компания, поэтому HTT сотрудничают со многими организациями, которые отвечают за нормативную базу и строительство. Проект успешен и в переговорах с официальными властями: за время своего существования HTT заключали договоры с правительствами Китая, Италии, Австрии, Словакии, Венгрии и Индии.

Испытательный трек HTT в Тулузе. Источник 
Испытательный трек HTT в Тулузе. Источник 

Но многие проекты замораживались. Например, в 2016 году CEO компании Дирк Олборн заявил о соглашении на постройку гиперлупа по маршруту Вена-Братислава-Будапешт, но спустя два года оно было расторгнуто. 

Один из успешных проектов HTT —  создание специального материала для обшивки фюзеляжа капсул гиперлупа. Он называется «вибраниум», в честь вещества из вселенной Marvel. Вибраниум изготовлен из углеродного волокна, между слоями которого встроены датчики, и, по словам HTT, прочнее алюминия в 10 раз. 

В мае 2023 года HTT и ее партнеры получили финансирование NextGeneration EU в размере 800 млн евро на строительство коммерческого гиперлупа в Италии, недалеко от Венеции. 

Последняя громкая новость от HTT — это их система перевозки грузов Express Freight, которая была анонсирована в октябре 2023. В ней используется полностью автоматизированная комбинация вакуумных трубок, левитирующих капсул, конвейерных лент и автоматизированных дверей для одновременной загрузки и выгрузки груза перед отправкой его дальше. 

Ролик с демонстрацией работы Express Freight

The Boring Company — еще один проект, поддержанный Маском

После публикации документа Hyperloop Alpha Маск вернулся к идее создания собственного гиперлупа в 2015 году. SpaceX построил тренировочный трек длиной 1,6 км недалеко от своей штаб-квартиры в Хортоне, штат Калифорния. 

В том же году SpaceX объявил о проведении соревнований по проектированию капсул в основном среди студенческих команд. Цель проста — развить максимальную скорость. 

Испытательный трек для соревнования по запуску гиперлуп-капсул от SpaceX. Источник
Испытательный трек для соревнования по запуску гиперлуп-капсул от SpaceX. Источник

Летом 2017 года команда WARR Hyperloop из Мюнхенского технического университета выиграла, разогнавшись до 323 км/ч. Несколько дней спустя Маск сообщил, что провел свой собственный тест — и разогнался до 354 км/ч.

После этого бизнесмен заявил о собственном намерении построить гиперлуп. По его словам, он получил «устное одобрение правительства» на создание треков для гиперлупов в Вашингтоне и Нью-Йорке. Время путешествия из одной точки в другую по расчетам занимало бы 29 минут. 

Гиперлупом занимается одна из «дочек» SpaceX — The Boring Company. Фирма разрабатывает технологию бурения туннелей, чтобы перенести дорожное движение под землю и тем самым сократить трафик. Она же занималась проведением соревнований по созданию и запуску капсул гиперлупа. 

На соревновании 2019 года был побит рекорд скорости гиперлупа — 463 км/ч. Его установила все та же команда из Мюнхенского технического университета, но уже под другим названием — TUM Hyperloop. 

Команда TUM Hyperloop на награждении. Источник
Команда TUM Hyperloop на награждении. Источник

Но в 2020 году соревнование капсул заменило соревнование по бурению туннелей. Маск писал, что в данный момент надо сосредоточиться на создании инфраструктуры, а не только капсул.

К ноябрю 2022 года прежний испытательный трек для гиперлупа был разобран и вывезен. Тогда же The Boring Company объявила о начале «полномасштабного тестирования Hyperloop». 

Кадр из анонса The Boring Company. Источник
Кадр из анонса The Boring Company. Источник

Где находится площадка с фотографии компания не сообщила. Более того — вместо капсулы на изображении автомобиль Tesla, а в описании проекта на сайте The Boring Company не упоминается вакуум в трубах.

Возможно, Маск решил объединить гиперлуп и другой свой проект — подземную систему общественного транспорта Loop, которая доставляет пассажиров на автомобилях Tesla. Но как именно — пока неизвестно. 

Какие еще организации занимаются разработкой Hyperloop?

Хотя Hyperloop One, Hyperloop Transport Technologies и The Boring Company чаще всего попадают в фокус общественного внимания, разработкой гиперлупа занимается огромное количество акторов. 

Помимо коммерческих компаний существует множество исследовательских групп. Например, за время существования соревнования SpaceX по запуску капсул на него ежегодно подавалось более 1000 команд. 

Голландская фирма Hardt начинала как университетская команда. В 2017 году, еще под названием Delft Hyperloop, проект выиграл в номинации «Дизайн и конструкция» в конкурсе SpaceX.

Их главное отличие — переключатель, который позволяет капсуле переходить с одной трассы на другую. В перспективе это поможет Hardt сконструировать сеть труб, которые соединили бы европейские города.

Макет станции гиперлупа от Hardt. Источник
Макет станции гиперлупа от Hardt. Источник

Компания участвовала в открытии Европейского Центра Hyperloop в 2020 году. Центр планирует открыть тестовую трассу протяженностью 2,7 км с грузовой трубой, рассчитанной на скорость до 700 км/ч, для тестирования технологий гиперлупа в 2024 году.

У фирмы есть финансовая поддержка ЕС, что особенно важно, учитывая планы Hardt по покрытию сетью из гиперлупов крупнейших европейских городов. 

В декабре 2022 года была создана Hyperloop Association. В нее вошли уже упомянутые Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies, а также Nevomo, Swisspod Technologies, TransPod, Zeleros.

Польская компания Nevomo выбрала поэтапное движение к созданию гиперлупа. На первом этапе они планируют создавать высокоскоростные железные дороги. Затем трансформируют их в промежуточную версию hyperrail со скоростью 600 км/ч на тех же путях. Далее по плану — создание новых путей для гиперлупа, позволяющих их транспортным средствам развивать скорость до 1200 км/ч.

Схема капсулы Nevomo, которая может передвигаться в режиме левитации на существующих железнодорожных полотнах. Источник
Схема капсулы Nevomo, которая может передвигаться в режиме левитации на существующих железнодорожных полотнах. Источник

Канадская фирма Transpod создала систему труб, отличную от традиционной концепции гиперлупа. Для приведения капсулы в движение они используют движущиеся электромагнитные поля и стабильную левитацию от поверхности дна, а не сжатый воздух.

Чтобы остаться на плаву, в 2020 году Transpod перешла на создание аппаратов искусственной вентиляции легких для пациентов с COVID-19. Но в планах компании — работать по всей Канаде. 

Макет трубы гиперлупа Transpod в Торонто. Источник
Макет трубы гиперлупа Transpod в Торонто. Источник

Что ж. Поживем-увидим, какие предприятия окажутся успешными и так ли уж прав был Илон Маск. 

Полезное от Онлайн Патент:

→ Что такое Реестр отечественного ПО?

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (11)


  1. mlnw
    18.01.2024 14:06

    Вопрос автору, четко не раскрытый в обеих статьях: чем принципиально вакуумный гиперлуп лучше технологии магнитной левитации? Сложностей экспоненциально больше, стоимость, соответственно, тоже, а скорость выше не принципиально.


    1. sokolovps Автор
      18.01.2024 14:06

      Про это уже было несколько статей только у нас. Не было смысла повторяться.


      1. mlnw
        18.01.2024 14:06

        Можно было просто оставить ссылку.


        1. sokolovps Автор
          18.01.2024 14:06

          Так она и была прямо в тексте в первой части:)


          1. mlnw
            18.01.2024 14:06

            Прошелся по ссылкам из первой части, ответа на свой вопрос не нашел.


    1. megamrmax
      18.01.2024 14:06
      +1

      а вопрос Вам - а почему бы и нет? Зачем лететь на Марс, если можно болтаться на околоземной орбите? Зачем строить высокоскоростной поезд, если и обычный довезет? Зачем производить автомобили способные разгонятся до 200км/ч если средняя скорость не выше 60?
      Мне кажется вопрос "зачем" (кстати не понятно зачем его адресовать автору статьи, а не Маску лично) при всей его несомненной полезности - имеет только один полезный ответ - "а почему бы и нет"


      1. mlnw
        18.01.2024 14:06

        Почему нет? Потому, что ценник выходит в разы, а то и на порядки дороже, а услуга в своем качестве ни в какие разы не возрастает. Это, выражаясь образно, сейчас выглядит даже не как оказавшийся никому не нужным Конкорд в сравнении с Боингом-747, это какой-то F-22 у пассажирского терминала.


        1. megamrmax
          18.01.2024 14:06

          Конкорд умер! Да здравствует Конкорд! Ну а точнее Boom Supersonic. Самолет строится и предзаказы есть. Спрос на такие самолеты есть - остается подтянуть технологии. Что касается качества услуги - ну в карете вполне себе можно с комфортом кататься. И экологичнее. И средняя скорость резвой лошадки не сильно уступит средней скорости авто с учетом московских пробок. А услуга все та-же

          Такие проекты нужны и важны. Да, они могут стоить в разы дороже. Могут быть несвоевременные (как тот же Конкорд) - но без них не будет прогресса. И более того - в момент старта проекта никак нельзя быть на 100% уверенным куда кривая вывезет. Можно начать строить новый конкорд и в итоге получить технологии, позволяющие слетать на Марс


          1. mlnw
            18.01.2024 14:06

            Могут быть несвоевременные (как тот же Конкорд) - но без них не будет прогресса.

            В целом я согласен. Я просто хочу убедиться, что гиперлуп - проект своевременный, хотя бы в виде расчетов на салфетке. Что это не очередной пилёж бабла или хайпожорство.


      1. saboteur_kiev
        18.01.2024 14:06

        Ну есть определенные маршруты, где высокоскоростной будет востребован.
        Если от Нью-Йорка до Вашингтона можно будет доехать за 30 минут, а не за 4 часа, это окупится очень быстро, даже если "билет" будет дороже обычного в два-три раза.


        1. mlnw
          18.01.2024 14:06

          Дык речь о сравнении с маглевом, который китайцы вон уже хотят до 1000 км/ч раскочегарить, а не с замшелым Амтраком и подобными приветами из прошлого. И там разницы уже не в 8 раз, а..., ее почти и нет, этой разницы...