Мы продолжаем следить за развитием ситуации с net neutrality. Так, в США обсуждают «дух» профильного законопроекта, а в Южной Корее — уход стримингового сервиса.

Фото: Taylor Vick / Unsplash.com
Фото: Taylor Vick / Unsplash.com

Свежий взгляд

В вопросах сетевого нейтралитета профессиональное сообщество делится на два лагеря. Противники закона — в частности, ведущие американские провайдеры — полагают, что он тормозит развитие телеком-индустрии и снижает качество услуг для отдельных категорий пользователей. Что касается сторонников концепции открытого интернета, они считают net neutrality благом, которое не позволяет сервис-провайдерам дискриминировать трафик и ограничивать доступ к приложениям конкурентов.

Как правило, дискурс вокруг сетевого нейтралитета сводится к запрету на блокировку ресурсов, дискриминацию определенных сервисов и протоколов. Однако в потоке мнений можно встретить тех, кто считает такую точку зрения однобокой и приуменьшающей значимость проблемы. Один из этих людей — Том Уилер, бывший председатель Федеральной комиссии по связи США (FCC). По его мнению, необходимо сфокусировать внимание на обязанности провайдеров действовать в интересах общественности.

В целом ответственность телекоммуникационных компаний США перед обществом была закреплена еще в 1934 году с принятием закона «О средствах связи». Согласно тексту документа, сервис-провайдеры в своей работе должны руководствоваться принципами справедливости и разумности. Что интересно, этот подход уходит корнями в Англию XVI века. В то время действовал закон Duty to Deal [PDF, стр. 8–11], который закреплял равные возможности в получении базовых и жизненно необходимых услуг. Например, паромщики должны были перевозить людей в порядке живой очереди, независимо от положения или классовой принадлежности пассажиров. Есть и другой пример — в XIX веке, когда правительство США связало телеграфными линиями восточное и западное побережья страны: закон «О Тихоокеанском телеграфном сообщении 1860 года» также запрещал отдавать приоритет кому-либо при отправке сообщений.

Если говорить о рекомендациях FCC и подходах к регулированию, стоит отметить, что комиссия не планирует вводить строгих регламентов, связанных с межсетевым обменом между интернет-провайдерами и поставщиками контента. Задача телекома — предоставить равный доступ к ресурсам в интернете. В конце прошлого года FCC предложила провайдерам следовать правилу: «Наблюдаем и действуем по ситуации», чтобы самостоятельно разрешать конфликты и проблемы с пропускной способностью.

Фото: Tim Bagwell / Unsplash.com
Фото: Tim Bagwell / Unsplash.com

Необходимость провайдеров активно участвовать в вопросах развития сетевого нейтралитета и межсетевого обмена подчеркивают и британские регуляторы. Руководствуясь этими соображениями, компания BT Group планирует вывести на рынок экспериментальную технологию доставки контента — Multicast-Assisted Unicast Delivery (MAUD). Она использует технологию мультивещания, чтобы объединить несколько стриминговых потоков в один общий. По словам разработчиков, такой подход сократит расходы поставщиков контента, а также позволит провайдерам справедливо распределять трафик между пользователями (по сути, следовать правилам net neutrality). Хотя разработчики отмечают, чтобы технология раскрыла свой потенциал, без тонкой приоритизации трафика не обойтись — например, для прямых трансляций крупных спортивных событий или загрузки чрезмерно больших обновлений для видеоигр.

Инициативу британского провайдера поддержал регулятор. Но в то же время представители Ofcom опубликовали отчет, где отметили важность «открытого интернета» и необходимость проработки сбалансированного законодательства. По их мнению, следует учитывать интересы провайдеров, чтобы создать необходимую среду для развития инфраструктуры. От этого в конечном счете выиграют пользователи.

Однако один из аспектов, в котором у телекомов, похоже, не остается пространства для маневра, касается вопросов национальной безопасности и защиты персональных данных. В FCC уже обновили регламенты для поставщиков телефонной связи и VoIP-сервисов, связанные с уведомлением пользователей о попытках кражи персональной информации. Комиссия хочет, чтобы телефонные компании более ответственно подходили к защите данных абонентов, а пользователи были более информированы о таких действиях.

Восемь лет без сетевого нейтралитета

Сторонники открытого интернета отмечают, что без активного регулирования ситуация с net neutrality складывается не в пользу общественности. Так, некоммерческая организация Electronic Frontier Foundation обратила внимание, что на период отмены закона о сетевом нейтралитете в США были зафиксированы случаи дискриминации [PDF, стр.7] пользователей и контент-провайдеров со стороны телекоммуникационных компаний. В списке подобных инцидентов присутствуют как стандартные случаи блокировки трафика приложений, так и приоритизация аффилированных платформ.

Фото: Tim Bagwell / Unsplash.com
Фото: Tim Bagwell / Unsplash.com

В отношении отказа от подобного регулирования показателен опыт Южной Кореи, где правила сетевого нейтралитета отменили еще в 2016 году. На южнокорейском рынке присутствуют всего три телекома, которые диктуют условия и заключают индивидуальные контракты с поставщиками контента. Достаточно вспомнить трехлетнюю судебную эпопею Netflix, который судился с южнокорейским телекомом SK Broadband из-за дополнительных сборов за увеличенный трафик после запуска популярного сериала. Однако недавно компании заявили о начале сотрудничества — теперь телеком предлагает тарифные планы с включенной подпиской на стриминговый сервис.

Но не все готовы мириться с таким положением вещей. Недавно Twitch объявил о своем намерении покинуть рынок Южной Кореи. Как заявил гендиректор платформы, решение вызвано непомерно высокими расходами на работу сервиса — в 10 раз выше, чем в других странах. Позиция Twitch вызвала негативную реакцию со стороны южнокорейских стримеров. Прежде всего, они возмущены рекомендациями руководства перейти на другие платформы и сравнивают это с увольнением в американском стиле.

Корейские общественные организации видят в уходе стриминга плачевные последствия, которые приведут к менее разнообразному контенту в сети. Они также отмечают, что этот случай не первый в своем роде. Незадолго до него другие стриминговые платформы были вынуждены покинуть страну по аналогичным причинам — неоправданно высокая плата за интернет-подключение. Резиденты HN считают, что, вероятно, Южная Корея намерена продвигать собственные сервисы и платформы. Год назад на фоне отключения ряда функций у Twitch, стримеры начали переходить на другие платформы, например, Afreeca TV, которая только выиграет от снижения уровня конкуренции.

Дополнительное чтение

  • ЕС внедряет правительственные веб-сертификаты — почему инициатива вызывает опасения в ИТ-сообществе. Разработчики браузеров и некоммерческие организации обеспокоены тем, что страны ЕС, выпускающие сертификаты, получат доступ к личной информации граждан. Более того, уже были прецеденты, когда сертификаты не отвечали требованиям безопасности, и злоумышленники использовали их для запуска фишинговых сайтов и кибератак.

  • Тренд на общественный широкополосный интернет набирает обороты — разбираем ситуацию. Обсуждаем, как инициатива помогает бороться с монополиями в сфере интернет-коммуникаций, снижать стоимость тарифов для местного населения, а вместе с этим модернизировать и расширять уже имеющуюся инфраструктуру. Уже есть положительные кейсы — еще в 2010 году власти американского города Чаттануга вложили более двухсот миллионов долларов в строительство собственной оптоволоконной сети. На сегодняшний день их инвестиции полностью окупились и оказали положительное влияние на экономику муниципалитета.

  • Провайдеры против корпораций и хаос в регулирующих органах — что происходит с сетевым нейтралитетом в мире. В ЕС планируют ввести налог на трафик, чтобы заставить крупных поставщиков контента вкладываться в развитие инфраструктуры. В Южной Корее такой налог уже ввели, но результаты пока неутешительные.

  • Телеком против стриминга — как интернет-провайдеры пытаются привлечь инвестиции в сетевую инфраструктуру. Телекомы многих стран предлагают правительству ввести налог на трафик для стриминговых сервисов и других поставщиков контента. Среди причин называют рост цен на сетевое оборудование, а также сокращение программ государственного финансирования. Обсуждаем, насколько успешно эта идея приживается в разных юрисдикциях.

  • Как ИТ-компании способствуют развитию децентрализованных сетей. Корпорации проявляют интерес к таким технологиям, как ActivityPub или XMPP. Это — наш компактный обзор, в котором мы говорим о том, зачем они это делают — стремятся привлечь свежую аудиторию, совершенствовать пользовательский опыт и иногда вносят свою лепту в развитие децентрализованных технологий.

Еще мы подготовили сетевой дайджест с нашими материалами о том, как устроена работа провайдеров и что происходит в сфере законодательства по теме. Также у себя в блоге мы затрагиваем темы регулирования, которые выходят за пределы темы сетевого нейтралитета. В этом материале мы обсуждаем государственные инициативы, призванные ускорить внедрение IPv6 в Китае, США, Норвегии и других странах.

Комментарии (0)