Привет! Это следующая заметка про карьеру и нелегкую жизнь айтишника. Всегда рад вашим комментам и замечаниям. Пишите, если есть что добавить. Отвечать правда, могу один раз в день из-за минусовой кармы. Это последствия моей пилотной статьи на Хабре.

Кстати, почитайте, если еще не успели зайти и поставить дизлайк видели: Страх и ненависть в HeadHunter'е, или как искать работу в 2024 году: 10 простых советов

ДИСКЛЕЙМЕР

Пост пишу от лица менеджера продукта. И материал скорее всего, больше для джунов. Еще внизу будет ссылка на мой телеграм-канал. Если у вас аллергия на такое — не минусуйте плиз, а просто закройте окошко. Спасибо!

А теперь к делу.

Итак, у вас мало опыта, пришлось долго ходить по собесам, но в итоге первая айтишная работа таки нашлась.

Вы подписали договор, получили всякие доступы, добавились в рабочие чаты, если повезло — вам выдали свежий рабочий макбук. Далее эйфория от собственной успешности проходит и возникает вопрос: а что собственно теперь надо делать и как тут работать свою работу?

Напишу тут несколько тезисов на основе своего опыта, на которые можно опереться в первый месяц, особенно, если к вам не прикрепили наставника.

Шаг первый. Поймите для себя, что хотите от этой работы

Сформулируйте и запишите, какого результата было бы классно добиться в компании через 6 месяцев или год, например. Эйчары частенько задают такой вопрос на интервью, чтобы пощупать вашу мотивацию.

Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.
Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.

Шаг второй. Синхронизируйте ожидания

Если вдруг еще не сделали это на интервью. По целям и цифрам, которые от вас ждут, по зонам ответственности. В идеале у вас должен быть ответ на вопрос что нужно сделать в первый месяц, в первый квартал и в первые полгода. Дальше планировать обычно мало смысла — в айтишке слишком много «тумана войны» и неопределенностей.

Это вы с тимлидом планируете свой первый спринт.
Это вы с тимлидом планируете свой первый спринт.
А так может выглядеть ваш первый косяк на новой работе.
А так может выглядеть ваш первый косяк на новой работе.

Шаг третий. Познакомьтесь с командой

В первую очередь с теми, с кем нужно будет плотно работать. Ваш кэп. Не благодарите.

Удобно составить для себя карту сотрудников, например в Miro. Чтобы визуализировать, кто чем занимается в компании и к кому бежать с вопросами. Сильно выручит в первое время, пока всех запоминаете.

Важно будет научиться находить общий язык с разными коллегами. Даже когда вам не очень комфортно.
Важно будет научиться находить общий язык с разными коллегами. Даже когда вам не очень комфортно.

Будет здорово, если успеете лично поболтать с каждым на рабочие и отвлеченные темы. Цель такой беседы — показать что вы вы адекватны и чуть-чуть «подкачать репутацию» с коллегами.

Знакомимся с еще одним членом команды, который дольше всех работает.
Знакомимся с еще одним членом команды, который дольше всех работает.

Шаг четвертый. Сделайте себе план

Чтобы добежать до ваших целей из пункта 2, нужно разбить их на маленькие задачи. Проявите инициативу и попросите старшего коллегу помочь с этим. Скорее всего, за вашу адаптацию будет кто-то отвечать. В зависимости от величины компании и процессов внутри, это может быть hr, руководитель отдела или направления, тимлид или вообще сам основатель, если вы в маленьком стартапе.

Шаг пятый. Разберитесь с бизнесом

Чтобы погрузиться в том, как компания зарабатывает деньги, полезно задавать вопросы. Вот какой список может помочь.

  • Как давно продукт или услуга существует на рынке?

  • Для кого мы делаем продукт или услугу?

  • Кто у нас покупает?

  • Какие проблемы решаем, или как улучшаем жизнь клиента?

  • Кто конкуренты и чем мы лучше их?

  • Как мы зарабатываем деньги?

  • На что деньги тратим (структура издержек)?

  • Откуда приходят клиенты?

  • Какие есть ключевые показатели, откуда они берутся?

Шаг шестой. Будьте проактивным

Не очень люблю это слово, но другое не идет в голову. Что это значит? Я формулирую суть одним тезисом: делайте чуть больше, чем заложено в ожиданиях ваших коллег.

Вы и прошлогодняя таска в Джире.
Вы и прошлогодняя таска в Джире.

Например, вы видите, что какой-то процесс завис и работа не движется. Организуйте короткую встречу и помогите команде разрушить блок.

Иногда хватает просто соединить в зуме двух человек и дать им поговорить друг с другом вместо километровой переписки в чате или почте. После звонка нужно зафиксировать договоренности и отправить всем участникам.

Просто ждать пока решится само — это ваша команда отлично умеет делать и без вас. Не берите такой пример на вооружение.

Ставьте лайки, если было хоть чуть-чуть полезно и расскажите в комментах про свой первый айтишный опыт. Будет интересно почитать.

Картинки если что, из фильма Тренировочный день. Вроде был на Кинопоиске.

А здесь реклама Телеграм канала, которую тут все ненавидят. Простите.

Этот и другие посты про карьеру можно читать у меня в блоге, где я помогаю айтишникам быстрее строить карьеру и расти в зарплате.

Пишу о том, что больше всего волнует рынок:

  • почему не зовут на собесы?

  • как улучшить резюме?

  • как сделать так, чтобы босс сам предлагал повышение?

  • что делать, чтобы работа сама находила вас?

Бонусом: собрал 300+ материалов про управление продуктами и проектами. А еще написал гайд по устройству на работу для джунов: забирайте в закрепе канала.

Курсы успешного успеха не продаю. Подписывайтесь, чтобы подсматривать за чужим опытом. Всем мир.

Комментарии (10)


  1. LeshaRB
    02.04.2024 08:07
    +16

    В ваш первый день на новой работе объедините все коммиты в один с комментарием «legacy-код» и сделайте force push в мастер. Пусть сразу поймут, кто тут главный...


  1. Frolman
    02.04.2024 08:07
    +5

    Если Ваше творчество вызывает эмоции у людей, значит оно им интересно. Даже если Вы пишите плохою статью, она всегда может быть эталоном плохой статьи.

    Самое главное правило не пытайтесь всем понравиться, Вы это Вы.


  1. VladimirFarshatov
    02.04.2024 08:07
    +3

    40+ стажа в разработке. Советы здравые, но как обычно, мало полезные. По сути азы.

    Часто, придя в команду новичок не имеет никакого представления о местных процессах. С чего начать?

    1. Поиск и чтение доков, если они есть.

    2. Как правило, дают несложный тикет, который мало информативен и не интересен, но является хорошим поводом изучить весь код, подходы и стили, принятые в команде, осматривая в округе тикета всё подряд.

    3. Но, бывают и исключения. "Классный сеньор! Закрыл 8багов за первый день работы".. Правда потом ещё три месяца и всем, пришлось править последствия, ибо не разобравшись, что понятно..


  1. Zelebublik
    02.04.2024 08:07

    как грустно год от года читать такие статьи на хабре...
    воистину, "если нужно объяснять, то не нужно объяснять". Если человек пришел на позицию (какими-то ухищрениями трудоустроился) и не понимает таких очевидных очевидностей, то может и не надо, чтоб такие люди приходили в профессию? А то мы и так страдаем от низкой квалификации "свежей крови", а такие вот советчики только поощряют её размножение...


    1. VladimirFarshatov
      02.04.2024 08:07

      В уважающей себя фирме, завсегда к новичкам приставляется наставник, как миниум на месяц, не зависимо от квалификации пришедшего и по сути "сидит с ним рядом" весь месяц, редко получается меньше.

      Такие статьи джунам нужны, поскольку опыта у них нет, и то что нам с вами кажется банальностью, для них - откровение.

      ЗЫ. Ещё лучше (но мало где есть) когда весь стек вхождения прописан в вики компании, вместе с феншуем от Убера (много где тупо скопировано, даже не вникая в суть), как-то: штатное расписание и ответственность сотрудников - к кому бежать; общее описание продуктов в целом и развернутое вики по каждому по отдельности - что написао, почему именно так а не иначе (всякое легаси имеет свою историю); феншуй написания кода - в т.ч. ПОЧЕМУ надо писать так, особенно в свете разных "чистых архитектур", раскладки на слои и пр. инвертированные поведения зависимостей .. нахрена так? Ответ должен быть развернутым и с примером кода в имеющемся легаси, типа: "вот, тут был постгрес, стал редис .. поэтому, все не ключевые поля записей храним отдельным полем в джсоне, а не строим таблички из 100500полей".. ок, бывает и так.


    1. thePostman Автор
      02.04.2024 08:07

      Спасибо за коммент!

      Кажется, что тезис очень радикально звучит) Если честно, не встречал джунов, которых не нужно онбордить и доучивать уже внутри компании. Они косячат, задают глупые вопросы и учатся с разной скоростью.

      Надеюсь, этот пост может помочь какому-нибудь из них чуть реже отвлекать опытных коллег от работы. Размножать никого не хотел) Все вопросы к коллегам из Скиллбоксов и Гикбрэйнсов))


  1. Batalmv
    02.04.2024 08:07
    +3

    Мне кажется, гайд написан человеком, который видел ИТ максимум из космоса

    Ну давайте представим

    первая айтишная работа таки нашлась

    Дальше мега полезные советы, но не все

    Сформулируйте и запишите, какого результата было бы классно добиться в компании через 6 месяцев или год, например

    Вот мне интересно, чего может написать полный джун, который только пришел на работу. Он же еще не знает ничего. О чем он может писать? Чтобы что-то планировать надо знать хоть минимальные знания о предмете. А спроси его как выглядит SDLC - он сядет в лужу, или будет выдавать заученный "бред" с курсов.

    А не зная процессов, как себя видеть в них?

    Ну и где вы видели "новенького", который вообще делает что ему вздумается? Ему уже и так накрутили планы, задачи и у него башка кругом от всего, что происходит вокруг

    Шаг третий. Познакомьтесь с командой

    Это нормальный совет, тут не подкопаешься

    Шаг пятый. Разберитесь с бизнесом

    Хорошо наверное некоторым новеньким, есть время на такие вопросы. Но многим так не "везет" и их грузят по специальности

    Шаг шестой. Будьте проактивным

    Правильно, с самого первого дня. Ничего не знаю, но всех задолбу своим незнанием и получу ачивку "самый активный идиот года". Ну блин, понятно что не надо ото всех прятаться и тому подобное. Но не стоит, будучи джунов заниматься

    Например, вы видите, что какой-то процесс завис и работа не движется. Организуйте короткую встречу и помогите команде разрушить блок.

    Ну как вы себе это представляете. Два дева условно обсуждают проблему, о которой вы ничего не знаете. И вообще понимаете два из трех слов. Но влезете и предложите помощь? Серьезно?

    Тут вот реально классика "лучше промолчать, чтобы не казаться идиотом, чем открыть рот и развеять все сомнения"


  1. kkaretnikov
    02.04.2024 08:07

    Пункт 0 - получить доступы. Без них сложно сделать все остальное. По скорости получения доступов можно сделать выводы о вашей проактивности. Иногда на получение доступов может уйти месяц.

    На тему "разобраться с бизнесом". В реальности на этот вопрос нет ответа даже у CPO. Если приземленно - то ожидания от вашей работы обычно формирует нанимающий менеджер - это называется "План задач на испытательный период".


  1. lodove
    02.04.2024 08:07

    Главное когда в офис заходишь - полотенце с пола не поднимать, а то в айосеры запишут. И только потом записать имена и специальности коллег за соседними столами, чтобы клянчить подсказки, пока лиду не до тебя.


  1. JulIT
    02.04.2024 08:07

    Статья с сомнительной полезностью. Если у человека это первая работа в ИТ, но в принципе не первое место работы, то как лучше адаптироваться в новых условиях скорее всего понятно из предыдущего опыта. Если совсем первая работа, то на мой взгляд самое полезное как можно быстрее установить нужные программы, получить всё доступы. Далее внимательно изучать документацию и продукт, плюс налаживать коммуникацию с командой.