Беспилотные «Камазы» на российских дорогах — всё более реальная перспектива. Главное доработать технологию до практического вида, а обильное финансирование разработки обеспечит государство. Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках. Пригодятся машины и в армии для доставки пушек и ракетных установок на место — возможно, оружие тоже оснастят дистанционным управлением.

Минпромторг готов компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 г. будет организовано серийное производство беспилотных «Камазов» 100 шт. в год. Проект постановления правительства опубликован на портале regulation.gov.ru, пишут «Ведомости».

В качестве разработчика системы автономной системы управления выступает Cognitive Technologies. Сотрудники этой компании год назад ответили на вопросы редакции GeekTimes.

Напомним, что в 2016 году начинается тестирование «Камазов» с беспилотной системой управления на дорогах общего назначения. В ближайшие месяцы грузовик без водителя выйдет на трассу М11 Москва – Санкт-Петербург, тестирование продлится до 2018 года.

Во время тестов будет организован автопоезд из 5–10 «Камазов», при этом водитель будет управлять лишь первым из них, и только в сложных условиях. Остальные грузовики должны автоматически копировать движение головной машины.

Если всё пройдёт удачно, тесты продолжатся на высокоскоростных дорогах от Хельсинки и Бреста до Пекина.

Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.

Проект «Высокоскоростные автотранспортные коридоры для беспилотных транспортных средств» получил финансирование 10 млрд руб. из бюджета в прошлом году. В этом году на беспилотники «Камаз», ГАЗ и «АвтоВАЗ» запланировано ещё 2,2 млрд. Теперь же Минпромторг предлагает ещё и дополнительное финансирование.

По условиям Минпромторга, оплатить из бюджета можно расходы на НИОКР, зарплату сотрудников (всего над проектом должно работать не менее 300 человек, 100 рабочих мест должны быть новыми), лизинговые платежи за оборудование и проч.

Источники, близкие к компании, говорят о том, что к 2021 году смогут создать только частично беспилотные «Камазы» с автоматической коробкой передач, а полностью автономные грузовики появятся примерно в 2030 году.

Вице-президент группы ГАЗ выразила сожаление, что проект финансирования предусматривает обязательное условие наличия полного привода у машины. Таким образом, господдержку получат только беспилотные грузовики, но не автобусы.

Комментарии (71)


  1. webzuweb
    08.02.2016 12:30
    +8

    Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.


    Интересно почитать статью с фото и примерной сметой. Может кто-нибудь может выложить фото с М11. Где эта разметка и в чем ее функциональность?


    1. OnelaW
      08.02.2016 14:34
      +1

      Мне статья напомнила старый анекдот «как мартышку учили разговаривать»


      1. pod
        09.02.2016 11:57
        +3

        В аду отдельный котел для тех, кто упоминает анекдоты, но не рассказывает, о чем они.


        1. dmitrymaximov750546
          09.02.2016 14:22

          Ходжа Насреддин как-то подрядился научить ишака за 20 лет читать коран.
          И пообещал это сделать бухарскому эмиру за двадцать тысяч таньга.
          А на удивленные вопросы отвечал: за 20 лет или эмир, или я, или ишак… кто-нибудь из нас умрет.


        1. OnelaW
          09.02.2016 16:16

          Попали в плен немец, китаец и русский, им и говорят если научите за месяц обезьяну разговаривать отпустим если нет голову с плеч. Первый немец, весь месяц кормит поит обезьяну ну скажи хоть слово ну скажи молчит месяц прошёл отрубили голову, китаец также кормит поит без результатов месяц прошёл -чо научил обезьяну разговаривать, — нет поил кормил ни как не хочет сука разговаривать, отрубили голову. Последний русский думает ну чо я буду на неё еду переводить лучше сам перед смертью поем от души а ей ни чо ни дам, прошёл месяц -ну чо научил обезьяну разговаривать, -нет поил кормил ни как ни хочит сука разговаривать, обезьяна в углу — Ой 3.14дит, ой 3.14дит,


  1. Firz
    08.02.2016 12:31
    +28

    «Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.»
    Как уже не раз шутили в подобных статьях, во всем остальном мире это называют просто «дорожной разметкой».


    1. jery_jary
      08.02.2016 16:08
      +2

      Мне больше нравиться сам подход — во всём мире переоборудуют или создают с нуля легковые автомобили, что уменьшает опасность при сбое системы. А тут решили наверняка: затупил комп — хана тебе, если был поблизости… Не спасёшься. Очень напоминает ситуацию с бочками с водой «у них», и бетонным блоком «у нас» на развилках и съездах…


      1. Simplevolk
        08.02.2016 17:57

        Видимо, в первую очередь, такая технология нужна государству как военная- подвозить грузы, боеприпасы к полю боя без водителя.

        Во-вторую очередь, это можно использовать как автономные грузовики на гражданке.

        П.С. интересно, а кто будет снимать сливки? П.С. слышал, что залог успеха Кремниевой долины был в том, что патенты оставались у фирм, их получивших.


        1. jery_jary
          08.02.2016 19:21

          В чем проблема обкатать технологию, а потом уже приспосабливать её хоть самокату?
          Это просто… просто… так… по-нашему: никакой лёгкости, утончённости или загадочности — только хард-кор, только КАМАЗ!=)


          1. NLO
            08.02.2016 21:10

            НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


        1. alexxisr
          08.02.2016 21:54
          +1

          Если задача подвозить грузы на поле боя, то грузовик обязан уметь двигаться без разметки.
          А если оно не будет способно передвигаться без специально размеченных дорог, то зачем полный привод?


          1. Sleepwalker_ua
            08.02.2016 22:11

            Сначала научат по разметке, потом и без разметки… Так проще, что-то вроде эволюционного развития, когда сначала псевдоИИ полагается на датчики местности + заранее проложенную дорогу, а потом уже учится идти только «по приборам». Ну и поле боя всякое может быть, к тому же никто не отменял всякие там марш-броски, переброски грузов между городами в мирное время и прочее. Война — это не только танки в поле грохотали…


        1. habcerga1
          08.02.2016 21:55

          Зная безотказную работу автомобилей произведенных в РФ, что будут делать когда тупо заглохнет машина или случится еще что-нибудь во время движения? То есть каждые 1000км будут какие-нибудь сервисные центры где в случае отказа системы будут находиться специалисты для выезда или это будет входить в специальную страховку для таких авто и это ляжет на плечи страховых компаний?


      1. Llevellyn
        08.02.2016 17:57

        Наверное, дело тут в том, что вода зимой замерзает


        1. Sheti
          08.02.2016 18:56

          Иногда туда резиновую крошку засыпают.


        1. Meklon
          08.02.2016 19:05

          Тогда можно полимерной пеной наполнять. Или пластиковые соты использовать.


      1. geher
        08.02.2016 20:32
        +2

        Во всем мире, да…

        http://autoutro.ru/review/2014/07/11/daimler-pokazal-pervyj-bespilotnyj-gruzovik/


        1. darkfrei
          09.02.2016 00:56
          +1

          БЫли еще гонки DARPA, где катался беспилотный TerraMAX, который выгядит дже больше КАМАЗов.


      1. StarCuriosity
        08.02.2016 21:59
        +1

        Вы-таки хотите плановую экономику? А, если нет, то подумайте о том, что «Камаз» — наиболее успешный российский автопроизводитель и, соответственно, может позволить себе заглядывать дальше в будущее, чем другие.


    1. GeckoPelt
      08.02.2016 16:25
      +1

      Еще понадобятся роботизированные автомобили, которые зимой реагенты на дорогу высыпают, чтобы другие робомобили могли по конфигурации хрючела на дороге догадаться, где там под хрючелом роборазметка.

      И еще не раскрыта тема с обычной дорогой в сельской местности, когда летом вроде асфальт вполне нормальный, а зимой три колеи, так что если навстречу едет авто, кто-то должен выбраться на обочину :)


      1. Firz
        08.02.2016 17:20
        +1

        Про три колеи все просто, беспилотник — усиленный камаз, проблемы индейцев шерифа не волнуют)


  1. Segmentq
    08.02.2016 12:37
    +3

    А что без разметки слабо? Такие вливания и опять пшик.


    1. GreyPhantom
      08.02.2016 21:55

      Может просто железных дорог настроить? Вроде локомотивы уже умеют автоматически ездить.


  1. build_your_web
    08.02.2016 12:52
    +2

    Сейчас много говорят о том, что раз уж такие тяжелые времена для страны настали, то теперь точно воровать меньше будут, что теперь то уж точно задумаются про эффективность гос. экономики.

    И потом натыкаешься на такие статьи… 4 млрд руб. на разметку для беспилотников… как пилили, так и пилят.


    1. Unrul
      08.02.2016 13:43
      +4

      Вполне вероятно, что сейчас масштабы и наглость распилов только увеличатся. Все будут пытаться урвать хоть что-нибудь и смыться, пока совсем не накрыло. :)


  1. Shtucer
    08.02.2016 13:03
    +1

    «Государство полностью оплатит производство беспилотных «Камазов»» «Главное доработать технологию». Эээ… опять телега впереди лошади.


    1. 4dmonster
      08.02.2016 13:06
      +2

      Минпромторг готов компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 г. будет организовано серийное производство беспилотных «Камазов» 100 шт. в год.


      1. ClearAirTurbulence
        08.02.2016 15:40

        Ну да, через пару месяцев выяснится, что часть затрат он готов компенсировать авансом, потом еще через год — незаметно выплатит все средства под обещания, а в 2021 году кто об этом вспомнит?


  1. miriarder
    08.02.2016 13:04

    Интересно, а как беспилотный автомобиль реагирует на мелкие препятствия на дороге? Т.е. автопилот «Камаза» может отличить гравий, к примеру, от «чеснока»?


    1. Color
      08.02.2016 13:09
      +11

      Для «Камаза» мелкие препятствия начинаются примерно с размера ВАЗ-2107


  1. AlexanderS
    08.02.2016 13:07
    +5

    Логично. Какие дороги — такие и беспилотники… Танк (для Арматы вроде же заявили в перспективе беспилотный режим)… Камаз… =)


    1. 4dmonster
      08.02.2016 13:09
      +2

      Учитывая то, что требуют полный привод, можно предположить: местность, где разметку нанесут, и считать дорогой.


      1. AlexanderS
        08.02.2016 13:49
        +6

        Армате можно просто указать азимут и дальность.


        1. San_tit
          08.02.2016 17:22

          не такая и простая задача, как вам кажется, выдержать идеально прямую траекторию на пересеченной местности (автоматически, естественно)


          1. AlexanderS
            08.02.2016 20:08

            Я как-то сам пару игрушечных «тележек» на ардуине делал. Я понимаю, что всё там непросто)


      1. dzzh
        08.02.2016 22:33

        Сначала на поле боя будет выбегать дивизия солдат с кисточками и наносить беспилотную разметку, потом, ориентируясь на эту разметку, на поле будут выезжать беспилотные камазы, уничтожать противника и на обратном пути забирать роту с собой.


        1. lucid_lynxx
          09.02.2016 02:53
          -1

          #зануда мод: вкл.
          Выбежала дивизия специально обученных боевых маляров (примерно 10-12тыс. человек) разметку наносить, а после громогласной победы беспилотные камазы забрали роту выживших (100-150 штыков).


  1. Goodzonchik
    08.02.2016 13:21
    +1

    Если автомобили автоматически копируют действия головного автомобиля, то получается, что если первый поедет без разметки (так как этот бывает на наших дорогах, особенно зимой) то и остальным эта разметка не нужна. И наверное начнутся ужасные вещи, если кто-то вклиниться в эту колонну, например при обгоне, или если часть колонны будет отделена светофором, надеюсь тут не будет «копирования действий», а то колонна КАМАЗов летящих на красный свет быстро станет звездо на ютюбе.


    1. AlexanderS
      08.02.2016 13:44
      +4

      а то колонна КАМАЗов летящих на красный свет быстро станет звездо на ютюбе

      Ага. Прям картину представил) Как будет начинает мигать зеленый, последние Камазы начинают нервничать, сигналить впередиследующим чтобы побыстрее значит проехали, а то как же мы — одни что ли останемся? И колонна так шустро хоп — и перекресток прям впритирку друг к другу проезжает. Типа мы готовы хоть к пчёлам в улей — лишь бы только в коллектив)


    1. rodial
      08.02.2016 14:37
      +3

      Правила движения в колонне
      5.4.1. тот, за кем влезла машина, должен постепенно начать сбавлять скорость, предварительно включив аварийки, дабы дать понять, что человеку следует выехать из колонны.
      9.1.2. Ведущий должен убедиться, что перекресток успевают проехать все, иначе следует:
      – либо остановиться и подождать когда появится возможность проехать всем;
      – либо проехать частью и включив аварийки припарковаться, если имеется место для остановки, и подождать оставшихся, после чего начать движение, или проехать частью колонны и снизить скорость до 30–40 км/ч, если нет места для остановки.
      Правила не очень сложные, думаю записать их в код не составит труда.


    1. MyFearGear
      09.02.2016 03:01
      +1

      У них скорость реакции не 0,2 сек как у человека, а гораздо меньше, так что они могут дистанцию сократить до считанных сантиметров и всё, никто не вклинится


  1. Smbdy_kiev
    08.02.2016 13:21
    +4

    У меня почему-то не выходит из головы бородатая шутка про «свои» ПДД для КАМАЗов — выехал на перекрёсток, если нет другого КАМАЗА, можно ехать. А если серьёзно, не совсем понял, как будет работать оно «для доставки пушек и ракетных установок на место», если «Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.» Разметка в чистом поле? о_О


    1. Abiboss
      08.02.2016 14:18
      +4

      Это секретная, невидимая глазу и шпиёнам разметка. От того и так дорого


  1. rmrahimov
    08.02.2016 13:59
    +2

    А меня больше расстраивает отсутствие финансирования для автобусов, тягачей и такси.
    В городах и при перевозке грузов на трассе беспилотные технологии принесут гораздо больше пользы.

    В боевых условиях можно и оператора посадить в бункере. Пусть рулит удаленно камазом.


  1. websurfer
    08.02.2016 14:01
    -1

    Я думал на сайте появился раздел — юмор…


  1. vKreker
    08.02.2016 14:17
    +1

    Совершенно не понимаю, как можно оттачивать беспилотные технологии на автомобиле, столкновение с которым почти всегда приводит к летальному исходу.


    1. ClearAirTurbulence
      08.02.2016 15:43

      Ну так дешевле же, а то пришлось бы, чуть что, новый беспилотник собирать. А так кувалдой подправил, покрасил, и снова в бой.


      1. tmin10
        08.02.2016 16:36

        Лидар скорее всего пострадает: он стоит на бампере и закрыть его особо нельзя. А штука достаточно дорогая.


        1. HOMPAIN
          08.02.2016 17:57
          -1

          Тут они писали, что Лидар на машины ставиться не будет. geektimes.ru/post/247504

          Хотя судя по их статьям и по направлениям работы на их сайте, можно не боятся за столкновения. Навряд ли их камаз когда-нибудь выйдет на дороги.


        1. darkfrei
          09.02.2016 01:04

          Лидар-перископ?


  1. Sol_boy
    08.02.2016 14:42
    +1

    Хм.
    Федеральное дорожное агентство отказалось от новых строительных дорожных проектов в 2016 году из-за падения цен на нефть и сокращения на этом фоне расходной части бюджета России…
    и в то же время
    Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.


    1. vervolk
      08.02.2016 15:26

      Разметка наносится на уже существующих дорогах. Отказались от строительства новых дорог.


  1. BelBES
    08.02.2016 14:45
    +5

    Что-то по поводу этого КАМАЗа столько разговоров, а никаких демо, с пруфами того, что система хотя бы на уровне POC работает, по сути и нету. Как и публикаций за авторством сотрудников этой компании. Зато все с упоением обсуждают принцип «наименьшего зла» относительно аварийных ситуаций…


    1. dbubb
      08.02.2016 23:39

      ну демонстрация испытаний есть:
      www.youtube.com/watch?v=IQbuKnDPqLs


  1. Oxyd
    08.02.2016 15:07
    +6

    Да. Беспилотные КАМАЗы, точно не будут бастовать против «ПЛАТОНа». ;-)


  1. vasili111
    08.02.2016 15:16
    +2

    Эта нововсть у меня одного вызывает ухмылку?


  1. tretyak_andrey
    08.02.2016 15:38
    +3

    Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.
    Ага. Испытания еще не начались, а 4 млрд уже тратят не один год, судя по формулировке


  1. NINeOneone
    08.02.2016 15:40
    +1

    Что-то тут не чисто.
    >Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках
    >обязательное условие наличия полного привода у машины

    Много ли у стандартных грузоперевозчиков полноприводных машин? Нет. Значит нацелена не на массовый рынок, осталось найти подтверждение, что рынок в РФ как обычно тот, что не окупается.


  1. rockin
    08.02.2016 16:56

    А эти господа не хотели бы сначала попробовать на чём-то… поменьше?
    Например, любой авто класса А. В Индии опять же можно приобрести «самый дешевый автомобиль».

    Если эти автомобили начнут ездить по нашим дорогам, я реально продам автомобиль и пару лет понаблюдаю, как оно в реальности.

    Наши дороги ведь таковы, что даже человек часто разметки не видит, то жидкой грязью все завалит, то вместо разметки навалы из снега, то разметку вообще просто смоет или просто новый асфальт положат, а разметку нарисуют через пару месяцев.


  1. prika148
    08.02.2016 17:15

    Проект важен, чтобы исключить участие людей в транспортных грузоперевозках.
    Нас ждут новые забастовки дальнобойщиков? (Имею в виду живых дальнобойщиков)


    1. sHaggY_caT
      08.02.2016 21:04

      А с кого же тогда будут собирать деньги через Платон :)?


  1. dom1n1k
    08.02.2016 22:37

    Какая нафиг разметка? Я думал, что беспилотные Камазы могут быть полезны где-то на стройплощадках, в карьерах, промзонах и пр.


  1. RomanStrlcpy
    08.02.2016 23:14

    Вспоминается шутка про водителя-ученика, у которого интересуются где он будет тренировать навыки езды по городу, дабы не оказаться поблизости. А ещё знаете как страшно когда ты едешь по трассе 90-100, а тебя тут груженный камаз опережает на скорости 110-120.


  1. cattheblack
    09.02.2016 07:46
    +2

    Лет 7 назад общался с господином, который, как оказалось позже, был сибирским губернатором (на форуме сразу не понять, кто подошёл с вопросом), он описал юзкейс. Зимой по замёрзшим рекам двигаются грузовики. Снабжение. И при поломке водитель замёрзнет насмерть с гарантией. В этом случае очень к месту придётся именно беспилотный грузовик. А если он сможет ещё и по дорогам ездить, пусть и только с евроразметкой, это хороший плюс. Вот такой взгляд в будущее. Может, и правда распил сплошной, но не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.


  1. alexeyz
    09.02.2016 11:18

    Непонятно, как будет решаться проблема навигации на дороге при изменении погодных условий — сильный дождь или снег. Все эти грузовики будут останавливаться на обочине, ожидая, когда разметка снова будет видна? Если так, то вероятно двигатель не будет заглушаться или потребуется ВСУ. А если зима и мороз, то возникнет проблема сможет ли грузовик самостоятельно завестись.


    1. habcerga1
      09.02.2016 14:30
      -2

      Для этих целей через год выделят сотни тысяч миллиардов чтобы составить общую базу всех дорог в РФ, и по этой базу совместно с ГЛОНАСС и будут они ориентироваться ( ну хотябы на ОРТ )


  1. Pchelga
    09.02.2016 16:18

    «Росавтодор уже тратит ежегодно 4 млрд руб. на дорожную разметку для беспилотников.»
    Специальная разметка в стране, в которой на большей ее части 2/3 года лежит снег? В стране, в которой за 200км от столицы любая разметка занесена в красную книгу? Это не просто бред, это уже шизофрения. Если машина не сможет передвигаться по 99,9% территории то на какой черт она вообще нужна?!?
    Ушел плакать…