Euphoria Module — короткометражный анимационный фильм, сделанный с помощью Open Source-инструментов (за исключением некоторых сторонних ресурсов: музыка, несколько звуков, несколько текстур).
  • Blender: моделирование, анимация, рендеринг, композитинг, монтаж видео и звука;
  • MakeHuman: генерирование модели девушки, которая была позже «доведена» в Блендере;
  • Audacity: создание и обработка нескольких звуковых эффектов;
  • GIMP: всё, что связано с 2D (довольно мало в моём случае).



Всё отрендерено с помощью движка Cycles, интегрированного в Блендер. Большая часть кадров была посчитана на единственном компьютере. Изначально у меня была одна видеокарта на базе GeForce GTX 770, а позже я купил подержанную GTX 670 в дополнение. Разница в производительности между ними — всего 10-12%. Для рендеринга можно комбинировать разные видеокарты, это очень удобно и экономично (не без нюансов, конечно).



Помимо видеокарт я старался задействовать любые процессоры, которыми мог воспользоваться, но они очень сильно проигрывали по производительности. Например, даже весьма неплохой i5-4670 (Haswell, 4 ядра, 3.6 ГГц в турбо-режиме под максимальной нагрузкой) проигрывает одной GTX 770 в 4-5 раз. Цифры приблизительные, всё зависит от характера сцены.

Когда видеокарты заняты вычислениями, интерфейс всей системы начинает сильно тормозить. В этом случае полезен встроенный в процессор видеоадаптер, в i5-4670 это HD 4600. Он справлялся с задачами на вполне терпимом уровне.



Блендер хорош. Второстепенные функции (композитинг, редактирование видео) могли бы быть лучше, но даже в текущем виде они обеспечивают приемлемые базовые возможности. Симуляция физических эффектов также нуждается в улучшении. А вот моделирование, анимирование и создание материалов для Cycles были большим удовольствием. Стоит отметить, что я оцениваю всё с точки зрения создателя низкобюджетной короткометражки, для других задач всё может отличаться.



Также Блендер очень быстро развивается. Каждые несколько месяцев выходит новая версия со значительными улучшениями. Большинство багов достаточно оперативно исправляют. Пару раз возникала ситуация, когда я создавал отчёт о баге, в течение нескольких недель его исправляли, и я мог скачать свежую сборку с исправлением ещё до выхода следующей финальной версии.



По моим подсчётам, суммарное время рендера составило примерно 1 год для GTX770 плюс 6 месяцев для GTX 670. Для сцены с облаками пришлось арендовать дополнительные ресурсы, что сэкономило пару месяцев.

Важный момент: рендерилось всё в разрешении 1920x1080. 4K-версия, закачанная на YouTube — это апскейл, видео с искусственно увеличенным разрешением. Ютюб сжимает всё настолько беспощадно, что даже в 1080p пропадают мелкие детали. Разрешение 4K там примерно схоже по качеству с хорошо закодированным 1080p.



Скоро выйдет небольшое видео с разбором картинки на части.

Добавлено 6 мая 2015
А вот и разбор картинки:


Дополнение: ответы на вопросы

Хотел бы попросить у автора описать возникшие сложности, пути их решения.
Технических сложностей было не так много:
  • Трудно было добиться приемлемой симуляции жидкости. Решилось многократным подкручиванием всевозможных параметров. После каждого изменения приходилось подолгу ждать «запекания» симуляции. Универсального решения нет, всё зависит от конкретной сцены. С нетерпением жду улучшений в этой области.
  • Не получилось корректно сделать полноценную анимацию травы без глюков. Возможно, сыграла роль какая-то комбинация факторов, так как по идее трава из Grass Essentials должна нормально анимироваться. Пока не выяснил точную причину. Решилось едва заметной анимацией.

— Расскажите что бы вы, уже имея опыт, сделали бы в проекте иначе.
Имея опыт, я хорошо бы подумал, стоит ли использовать Cycles образца 2013 года (а начал я тогда) для замкнутых пространств с маленькими источниками света. Для метода path tracing это проблемная область. Постепенно ситуация улучшается.

Возможно, я всё равно остановился бы на Cycles, но тогда бы начинал подбор параметров рендеринга с того, что выкручивал все bounces в 0, а потом постепенно увеличивал бы, оценивая картинку. Моя проблема была в том, что я исследовал влияние количества отражений на время рендера с помощью примитивных сцен, из-за этого я спокойно выставлял 4-5 bounces всех типов на сложных сценах. Это убило немало времени.

Дополнение насчёт сюжета

Некоторые зрители негодуют по поводу отсутствия сюжета и жалуются на внешний вид некоторых иллюзий. Сюжет: кто-то очень любит богатые ощущения, но однажды что-то пошло не по плану.

Комментарии (52)


  1. ivan_p
    28.04.2015 10:36

    Мне как человеку весьма далекому от 3D-анимации сроки рендера в год смотрятся как-то нереально. Не то что-бы я не верю, просто не понимаю… оценка времени идет в каких-то абсолютных величинах, или конкретно это видео рендерилось один год на упомянутом железе?


    1. Noxster Автор
      28.04.2015 10:45

      Можно выразиться иначе: более 9000 часов упомянутое железо занималось рендерингом (вторая видеокарта добавилась где-то в середине). Это время включает все тестовые рендеры, а также порядка 2 тысяч кадров в финальном качестве, которые отправились в корзину по разным причинам.


  1. Scrooge2
    28.04.2015 10:41
    -31

    Не знаю чего там рендерилось год, но чисто визуально выглядит убого и такой уровень комп обывателя рендерил бы всего пару дней.


    1. klikalka
      28.04.2015 13:44
      +2

      Вы погорячились с комментарием и, наверняка, уже сами это тоже поняли. К сожалению, Хабр не слишком-то мягко на это указывает, поэтому минусовать вас сейчас не буду.
      Однако, многие могут иметь похожее с вами мнение. Поэтому отмечу следующее:
      1) «Игровые» видеокарты не очень хорошо (вернее, очень нехорошо) предназначены для рендеринга. Он на них возможен, но производительность будет далеко не самая лучшая.
      2) Если это ваше мнение, то лучше на это указать, а само мнение высказывать аккуратно. В противном случае — либо быть известным специалистом в обсуждаемой области, либо предъявлять «пруфы».
      3) Приведите пример ваших работ, отрендеренных на «уровне компа обывателя» (до 2015 года) за «пару дней».
      4) Даже на профессиональном оборудовании рендеринг маленького мультика занимает очень продолжительное время, не говоряуже об обычных «компах». Например, «Слёзы стали», правда в 4к рендерились 2 месяца на 30 машинах («Estimated render time for our 30 systems is about 2 months, full time»): mango.blender.org/production/tears-of-steel-4k
      (Там же на сайте написано про наличие рендер-ферм и много другой информации по теме)


      1. klikalka
        28.04.2015 15:24

        Рискую сам нарваться на праведный гнев, но, пожалуйста, не сливайте человеку карму. А лучше «отхиляйте» до 0. Я думаю, он и так всё понял. Спасибо.

        И ещё небольшой пример, по теме:
        В 2010 вышел мультик «Мегамозг». Рендеринг мультфильма занял 54 миллиона часов процессорного времени. При продолжительности в 95 минут.
        habrahabr.ru/company/hp/blog/108181
        И это на специализированном оборудовании.

        Сравнение с работой автора топика очень некорректно, но вполне показательно.


        1. k0ldbl00d
          02.05.2015 01:37
          -1

          Что вы имеете в виду под «54 миллиона часов»?


          1. klikalka
            02.05.2015 10:44
            +1

            Я же дал ссылку. Там в комментариях подробно описано.

            Мультфильм рендерился не только на рабочих станциях, он рендерился в основном на специальной серверной рендер-ферме.

            То есть, на одном процессоре с 1 ядром рендеринг бы занял «54 миллиона часов» (Как хорошо что процессор не один и ядер на каждый тоже)


      1. Noxster Автор
        28.04.2015 16:10

        В плане производительности GeForce GTX *70 и выше вполне неплохи. Главная проблема игровых видеокарт — относительно малое количество памяти, что ограничивает сложность сцен.


        1. klikalka
          28.04.2015 16:30

          И это, в том числе. На дело не только в объёме видеопамяти. Просто игровые видеокарты для рендеринга не предназначены. И производители пытаются их максимально дистанцировать от профессиональных решений. Я уже не говорю о разнице производительности вычислений с двойной точностью, особенно на «новинках».


  1. unsignedlong
    28.04.2015 10:48
    +2

    Вижу Grass Essentials в деле и действительно хорошо!


  1. PlazmX
    28.04.2015 10:55
    +5

    Увидел время рендера и ужаснулся.
    В Blender3D работаю уже больше года. Замечательное ПО для людей! Надеюсь, со временем все мелкие огрехи и баги сойдут на нет!


  1. fogone
    28.04.2015 10:57
    +9

    Глубоко пренатальная фантазия.


    1. AlexanderYastrebov
      28.04.2015 15:14

      Мохнатая


  1. k0ldbl00d
    28.04.2015 10:59
    +7

    Ощущение что запустил какой-нибудь 3DMark20xx и в конце должна была вылезти табличка с числом попугаев.


    1. CaptainFlint
      28.04.2015 18:28
      +3

      Мне больше демки 64k напомнило.


    1. dfm
      28.04.2015 21:49
      +1

      Если уж сравнивать в этом ключе, то, конечно, это ближе к демосцене чем к синтетическим тестам. Там, как и этом видео, бывают очень философские темы.


  1. JSwarrior
    28.04.2015 11:14

    Сколько времени ушло на моделлирование, композитинг и редактирование видео?
    Есть какие-то планы на будущие? В плане может сделать что-то более крупное в сотрудничестве с кем-то, чтобы на рендеринг не уходили такие ошеломительные сроки?


    1. Noxster Автор
      28.04.2015 11:31

      Около 930 часов ручной работы. Если бы начал делать сейчас то же самое, то ушло бы уже намного меньше времени, в том числе и на рендеринг, так как изначально было недостаточно опыта. Да, возможны и более крупные проекты, и сотрудничество в будущем.


  1. Spichka
    28.04.2015 12:53
    +4

    Эффект с волосами и светом хорош.

    Время создания работы тоже потрясло. Вид из камеры и эффекты понравилась, но сюжет отсутствует. Жаль. Теперь я знаю, как выглядит мой кишечник изнутри. Почувствуй себя… мм… глистом чтоли :) Женщино не показало лица, обидно. Женщино, потому что вдруг это мужчино :)


  1. Shersh
    28.04.2015 12:57
    +1

    Почувствовал себя внутри кишки.
    Сюжета нет.
    В самом начале очень странно смотрятся растения на стене, видно что автор немного подзабил на детали в этом месте. Смотрится странно, потому что остальное сделано на хорошем уровне.

    А так, автору респект. Набрался опыта, сделал свой проект. Не то что, как я сижу и только болтаю на хабре, вместо того чтобы сделать что-то стоящее =(


    1. FoxF
      29.04.2015 05:26

      Сюжет есть (но его нужно придумать самому): капитан Шепард (первая сцена о Mass Effect напомнила) заходит в комнату релаксации на корабле и видит Землю =)


      1. dfm
        29.04.2015 07:31

        Вот что бывает если управлять космическим кораблем под воздействием наркотиков ))))


  1. klikalka
    28.04.2015 13:16
    +1

    Похоже на неплохую технодемку (чем и является). Есть огрехи, даже заметные, но для 1 человека (и даже небольшой группы людей), без должного финансирвоания и рендер-фермы, это труднодостижимый уровень. Интересно было бы посмотреть на то что бы получилось сейчас, имея ресурсы и накопленный опыт.
    В целом, очень неплохо.

    Хотел бы у попросить автора описать возникшие сложности, пути их решения, а также общую сумму счетов за электричество и стоимость аренды «дополнительных ресурсов»… И расскажите что бы вы, уже имея опыт, сделали бы в проекте иначе.
    Заранее спасибо!


    1. Noxster Автор
      28.04.2015 15:20

      Спасибо за вопросы, написал дополнение с ответами. По поводу электричества — трудно сказать, сколько конкретно ушло на рендеринг, но в совокупности немало, конечно же. Дополнительные ресурсы — это несколько серверов, обошлось во много раз дешевле любого возможного апгрейда собственного железа.


  1. jim1406
    28.04.2015 13:17

    Мне понравилось.


  1. Mefistofe1
    28.04.2015 13:49
    +3

    Как техническая демонстрация — очень не плохо, вполне демонстрирует богатые возможности свободного ПО.
    Но сам фильм… Странный. Пачкающийся шарик и шерстистая кишка — многие не сочтут это приятной иллюзией:)


  1. EvilPartisan
    28.04.2015 14:14
    +3

    Губка взрывающаяся дерьмом немного пугает. Впрочем как и путешествие по ворсистой кишке.


  1. dfm
    28.04.2015 14:24
    +1

    Отлично работа! Правда слишком дерганные движения камеры в некоторых местах немного портят ощущение. А с резким возвращением в реальность в конце это круто придумано.

    Интересный материал самой комнаты, это геометрия или текстура дисплейсмента такая?
    По сколько сэмплов рендерелись кадры?


    1. StiflerWEN
      28.04.2015 14:28

      По поводу камеры, мне кажется, это какая-то особенность блендера при сборке кадров, что ли. Неоднократно замечал такое на своих роликах.


      1. Noxster Автор
        28.04.2015 15:27

        На самом деле есть местами мои недочёты, местами ограничения 24fps (мозг чувствителен к движению в контрастных областях — при 24 кадрах в секунду трудно добиться плавности). Не заметил явных проблем в самом Блендере.


    1. Noxster Автор
      28.04.2015 15:35

      Это текстура дисплейсмента, которая, собственно, приводит к реальному изменению геометрии. Различные кадры рендерились в основном от 500 до 3000 сэмплов, для некоторых «тяжёлых» кадров (размытых из-за малой ГРИП) приходилось ставить ещё больше.


  1. StiflerWEN
    28.04.2015 14:25
    +2

    Как человек, в свободное время развлекающийся с Блендером, я понимаю, сколько времени и сил требуется одному человеку на создание подобного ролика. Поэтому просто молча снимаю шляпу и желаю дальнейших успехов.


  1. keysi
    28.04.2015 14:38
    +4

    Мне пушистый тоннель понравился.


  1. AdmAlexus
    28.04.2015 14:53

    Всем, пишущим про «ворсистую кишку» и «пачкающийся шарик»:
    Ну может главный герой фильма наркоман, сидящий на тяжелых видах наркотиков? Для них я думаю такие фантазии — вообще не проблема. И логический ряд хороший: иносказательно показаны практически все потребности нижнего уровня (пирамида Маслоу). И даже замах на полеты:)


    1. klikalka
      28.04.2015 15:31
      +1

      Или, что закономерно, на фоне частого использования «илюзариума» (назовём его так), у «подопытного» проявились явные психологические отклонения.

      А вообще… Вот оно какое, «современное искусство»)


  1. yar3333
    28.04.2015 19:32

    Очень качественно выглядит! Вы делали этот ролик просто в свободное от работы время?


    1. Noxster Автор
      29.04.2015 09:40

      Спасибо! Иногда делал ролик в свободное от работы время, иногда работал в свободное от ролика время (я фрилансер).


  1. stepik777
    28.04.2015 20:45

    Ютюб сжимает всё настолько беспощадно, что даже в 1080p пропадают мелкие детали.
    А оригинал, не пережатый ютубом, вы нигде не выкладываете?


    1. Noxster Автор
      29.04.2015 09:44

      Пока нет, в повышенном разрешении там уже всё достаточно неплохо.


  1. Alexufo
    29.04.2015 02:15

    Автор может быть не думал но это же память о родах.

    Сцена явно движения плода по родовым каналам.
    1) Сначала ты в матке — обволакивающее кресло.
    2) Удовлетворение потребностей и желаний в питании и выделительной системы. Автор прямо и назвал «загружаю вашу иллюзию» то есть исполняю ваши желания.
    3) Красный пульсирующий шар это и мать исполняющая желания и сам плод. Так как он не разделяет себя от матери по Отто Ранку.
    Наличие как раз говорит о полном самолюбовании, тем самом детском эгоизме. Я — везде.
    3) Движение плода по родовым каналам. Сначала тепло потом роды с дерьмом грязью, волосами, (что не редкость как вы понимаете). преодоление барьера
    4) Момент рождения.Воздух, первое дыхание, встреча с Юнговской анимой.
    5) И Падение — тот самый первородный страх перед миром. Символ обрезания пуповины и дорога в неопределенность.


    1. Alexufo
      29.04.2015 02:21

      Рождение скорее встреча с матерью. Там два символа: мать как женщина + мать земля и неизвестность в форме облаков.

      Если вам интересен более глубой анализ специалиста то в личку)


  1. FoxF
    29.04.2015 05:17

    отхвачу минусов, но не могу не заметить: тема сисек не раскрыта


  1. dfm
    29.04.2015 07:35

    Кстати, Вы не пытались писать пост на офсайт Блендера? У Вас есть большие шансы попасть в их демонстрационный ролик на Siggraph 2015


    1. Noxster Автор
      29.04.2015 09:50

      Да, отправлял заявку на включение в демо-ролик. Посмотрим, что выйдет.


  1. EINSAM_KONSTANTIN
    30.04.2015 15:41

    Исходя из обилия «травы» и моего опыта работы с ней в Cinema 4D, полагаю, что треть времени рендера ушла именно на неё. Тем более, что картинка замечательная!


    1. Noxster Автор
      30.04.2015 16:52

      Что любопытно, в сценах с прямым освещением и открытым пространством Cycles весьма быстр, так что трава не выделялась по времени, несмотря на обилие.


  1. globik
    03.05.2015 16:43
    +1

    Микродвижения камеры в самом начале очень понравились: создается ощущение, что это не 3D, а реальная съемка :)


  1. Baklushi
    05.05.2015 19:06
    +1

    Когда я читаю, что человек сделал это в одиночку, на домашнем компе и в свободное от работы время, меня перестают волновать дерганность камеры, сюжет и всё прочее. Это очень крутой результат. Очень. И все блендер-сообщество было бы благодарно за подробную историю создания фильма. Со всеми взлетами, падениями, с «вот мои первые текстуры» и «через полгода у меня опустились руки, помогло лишь что мама каждые выходные варила мне борщ». Нужна помощь с написанием статей и переводом на английский?


    1. Noxster Автор
      06.05.2015 14:00

      Спасибо, подумаю насчёт подробной истории, но не могу ничего обещать — нужно сконцентрироваться на следующей работе.


  1. aquality
    06.05.2015 10:48
    -1

    Зол на автора из-за того, что оборвал видео на самом интересном месте.


  1. japonistka
    06.05.2015 13:18

    Замечательно! Пошлите на Colossal (http://www.thisiscolossal.com/), там иногда публикуют подобные вещи.


  1. Noxster Автор
    06.05.2015 14:09
    +3

    А вот и видео с разбором картинки (breakdown):